Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Метод гирлянд случайностей и ассоциаций. Метод гирлянд ассоциаций

Недавно я рассматривал метод фокальных объектов, с помощью которого можно генерировать новые уникальные идеи, а сегодня расскажу об его более сложной, усовершенствованной форме, которая получила название метод гирлянд ассоциаций, случайностей и метафор . С помощью этого метода вы сможете найти еще больше нестандартных, креативных решений какого-либо вопроса, независимо от его области применения.

Родоначальником этого метода является американский ученый Генрих Буш. В 70-х годах 20 века он взял за основу уже известный на тот момент и расширил его, добавив возможность поиска и применения еще большего количества ассоциаций и метафор к исследуемому объекту, чтобы получить еще большее количество креативных решений. Свою разработку он назвал метод гирлянд ассоциаций и метафор, поскольку ее суть заключается в выстраивании длинных цепочек – гирлянд из случайных объектов и ассоциаций к ним. Сейчас известны несколько разновидностей названия этого метода, отличающиеся разным количеством и последовательностью слов в его названии. Все они, по сути, означают одно и то же.

Как и метод фокальных объектов, метод гирлянд ассоциаций заключается в прохождении шести несложных шагов, часть из них схожи, но некоторые имеют отличия, что и дает возможность расширить область выбора вариантов. Рассмотрим эти шаги вместе с примерами.

Сразу оговорюсь, что для чистоты метода лучше всего выбирать все рассматриваемые объекты, кроме основного (фокального) случайным образом, например, используя словарь или другую книгу, и подбирая объекты для исследования путем открытия случайной страницы и выбора на ней случайного слова-существительного.

Шаг 1. Выбор фокального объекта и подбор синонимов. Начинается метод ассоциаций с выбора основного объекта, для которого мы будем подбирать некое креативное решение. Однако теперь, помимо выбора самого фокального объекта, мы еще должны подобрать к нему хотя бы 2-3 синонима.

Например: нашим исследуемым объектом будет сайт. Синонимы – интернет-проект, интернет-сервис, блог.

Шаг 2 . Выбор случайных вспомогательных объектов для исследования. Теперь выбираем несколько случайных объектов, при помощи которых мы будем искать нестандартные идеи для нашего основного объекта. Подчеркиваю, что вспомогательные объекты никак не должны быть связаны с основным и должны выбираться именно случайным образом.

Например, наши случайные объекты будут такими: скорость, шкаф, неудачник, аквариум.

Шаг 3 . Логическая связь вспомогательных объектов с фокальным и его синонимами. Следующим шагом метода гирлянд случайностей и метафор является поиск ассоциаций и логической связи между случайно выбранными вспомогательными объектами и основным.

В нашем примере можно выстроить, допустим, такие связи: Интернет-сервис измерения скорости интернет-соединения, сайт проектирования шкафов, блог неудачника, интернет-проект запуска и развития виртуального аквариума, и т.д.

Уже на этом этапе мы получили ряд идей для реализации нашего основного проекта. Но не останавливаемся на этом, а идем дальше.

Шаг 4 . Поиск свойств и характеристик вспомогательных объектов. Теперь к каждому из вспомогательных объектов мы подберем характеристики и ассоциации, при этом не думая о нашем фокальном объекте. Чем больше мы их найдем – тем лучше.

В нашем примере это будет выглядеть так:

Скорость – высокая, низкая, опасная, безопасная, допустимая, предельная.

Шкаф – старинный, удобный, купе, двустворчатый, для одежды, для посуды, встроенный

Неудачник – разочаровавшийся в жизни, стремящийся достичь успеха, ищущий пути развития.

Аквариум – прямоугольный, круглый, морской, для выставки.

Шаг 5 . Ассоциация характеристик вспомогательных объектов с фокальным объектом. И вот теперь, когда мы подобрали свойства вспомогательных объектов, думаем о том, какие из них и каким образом можно применить к нашему основному объекту и его синонимам.

Например: Интернет-сервис по определению опасностей и угроз на сайте, двустворчатый сайт (разделенный на две половины), встроенный сайт (один сайт внутри другого), блог стремящегося достичь успеха, сайт для разочаровавшихся в жизни, круглый сайт (сайт круглой формы), интернет-проект выставка сайтов. И т.д.

Шаг 6 . Отбор лучших вариантов из шагов 3 и 5 и выбор из них оптимального решения. Этим шагом завершаем использование метода гирлянд ассоциаций и метафор, и выбираем те варианты из получившихся, которые наилучшим образом соответствуют решению поставленной задачи.

Например, мы хотели найти самые нестандартные и креативные решения. Поэтому нам подойдут варианты: интернет-проект запуска и развития виртуального аквариума, встроенный сайт, круглый сайт. Далее выбираем из этого что-то одно и начинаем разрабатывать.

Применяя метод гирлянд ассоциаций, случайностей и метафор, следует понимать, что далеко не все решения будут вообще подходить для выбора – существенную часть из них придется сразу отбросить как ненужную. Вместе с тем, чем больше синонимов, вспомогательных объектов и ассоциаций к ним вы подберете – тем больше у вас будет возможностей найти по-настоящему интересную, нестандартную и креативную идею.

Теперь вы знаете, в чем заключается метод гирлянд случайностей и метафор. Применяйте его, когда хотите найти новые решения, или когда просто “ничего не лезет в голову”. Как видите, даже в упрощенном примере, который я привел, сразу появилось немало интересных идей.

Не забывайте заботиться о своей финансовой грамотности и учиться эффективно вести личные финансы на . До встречи в новых публикациях на сайте!

Цель креативной техники «Метод гирлянд и ассоциаций», заключается в подготовке психологии человека к моменту «озарения»

План действий

1. Изучить приведенный ниже пример алгоритма применения метода для расширения ассортимента часового завода.

2. Применить данный креативный метод для своей задачи.

Описание

На самом деле креативная техника «Метод гирлянд и ассоциаций» — это модификация метода морфологического анализа .

Если не пугаться названия, то оказывается, что это — простая и эффективная творческая техника, позволяющая делать даже обычную работу интересной и получать отличный творческий результат в выходе. На определенных этапах творческой задачи этот метод работает особенно эффективно, и благодаря простоте может использоваться без предварительной подготовки. Все, что от нас требуется - это хорошо понимать ту область, для которой формулируется задача.

Морфологический анализ (автор - астрофизик Фриц Тсвикки) можно отнести к аналитическому поколению творческих методов, созданных в период Второй мировой войны. О морфологическом анализе написано много, но многие из этих описаний страдают сложностью изложения. Постараемся описать алгоритм применения метода морфологического анализа максимально просто!

Область применения морфологического анализа - решение творческих задач в многовариантном поле. Разнообразие возникает, в частности когда область уже хорошо изучена - как типичный пример. С одной стороны ситуация вам как бы намекает: «Что вы, здесь уже всё давно придумано! » Но как раз для таких хорошо изученных ситуаций метод морфологического анализа лучше всего и работает!
Покажем на примере как можно использовать эту креативную технику для разработки нового дизайна буклета.
Перед тем как приступить к работе не забывайте формулировать задачу и главные требования точно.

В нашем примере - «Создать буклет презентации для VIP-клиентов страховой компании, бюджет неограничен»

Инструкция:
1. Начертите таблицу, приблизительно 5 колонок на 10 строк являются оптимальным.

2. В первом ряду выписывают основные параметры задачи. Например, если это – покрытие, материалы, качество бумаги, дизайн буклета: формат, стиль, окончание, упаковка.

3. Заполните разряды стола с вариантами этих параметров. (Например, материалы: мелованная бумага, бумага дизайна, бумага ручной работы с тиснением, и т.д., калька, алюминий, пластмасса, шелк, наждачная бумага и так далее). Варианты надо попытаться придумать самые неожиданные и интересные, в течение минуты. В то же время вы всегда можете возвратиться снова к этому этапу.

4. Теперь случайно комбинируйте отдельные клетки в столбцах чтобы посмотреть, что получается и насколько это соответствует задаче. Например: квадратный формат, черная бумага дизайна с цветной калькой, c серебряным тиснением по краям, покрытием от полированного алюминия с незаметной гравюрой названия любимой яхты генерального директора, дизайн в готическом стиле. (Если для кого-то вопрос бюджета более актуален, чем в приведенном примере, просто отразите это в формулировке задачи). Поскольку мы не швейцарцы, мы не попытаемся затронуть, все варианты - выбирайте самые удачные и достойные дальнейшей проработки. Не забывайте выписывать понравившиеся варианты, стараясь сейчас не подвергать их никакой критике.

5. Когда достаточно вариантов собрано, выберите самые подходящие (если решение принято не Вами, предложите некоторые варианты).

Как мы видим, все удивительно просто. Секрет успеха применения креативной техники заключается в выборе небольшого количества самых существенных параметров , что тем не менее даёт при комбинировании массу интересных, действительно креативных сочетаний, а также в хорошем знании предмета .

Остальное - вопрос времени.

На выполнение этой креативной техники вам потребуется 30-40 минут

Пример использования

Эффект всех эвристических приемов, в том числе и ассоциаций, проявляется не в столько в обеспечении прямого выхода на искомое решение, сколько в подготовке психологии человека к моменту «озарения», в установлении связи между сознанием и подсознанием, и естественно с привлечением интуиции.

Существуют приемы:

— свободных ассоциаций;

— детерминированных ассоциаций.

Ассоциации различают по сходству, контрасту, смежности.

АЛГОРИТМ

(пример: расширение ассортимента часового завода)

Определение синонимов объекта

Часы- будильник – секундомер — хронометр

Выбор случайных объектов (случайные слова из словаря)

Подснежник

Транспарант

Составление комбинаций из элементов гирлянды («1» ++ «2»)

· часы с кассетой,

· часы с подснежником,

· часы на транспаранте,

· часы в постели, часы в войлоке,

· будильник с кассетой,

· будильник для постели,

· будильник с войлоком,

· секундомер с кассетой и т.д.

Определяются признаки случайно выбранных объектов с возможно большим количеством признаков в течение ограниченного времени (2-3 мин.) – описать «2»

Подснежник Голубой, маленький, пахучий

Войлок Плотный, колючий, теплый

Кассета Пластмассовая, хрупкая, музыкальная.

Постель Чистая, мягкая, теплая, широкая.

Генерирование идей путем поочередного присоединения к техническому объекту и его синонимам признаков случайно выбранных объектов. («1» ++ «4»)

пластмассовые часы,

хрупкий будильник,

голубые часы,

музыкальные часы,

маленькие часы,

будильник с запахом,

большие часы,

тяжелый будильник,

красочный секундомер чистые часы,

мягкий будильник,

теплые часы,

широкий секундомер,

теплый секундомер,

плотные часы,

колючий будильник и т.д.

Генерирование последовательности ассоциаций, основой которых будут признаки случайных объектов («4»)

Тяжелый Гиря — спорт — соревнования — призы

Пластмассовый Пластмасса — ручка — бумага — огонь

Красочный Журнал — компьютер — дискеты — программы

Хрупкий Стекло — стакан — вода — дождь

Пахучий Духи — дамы — цветы — весна

Голубой Небо — солнце — лето — жара

Генерирование новых идей (синтез последовательности ассоциаций и синонимов модернизируемого предмета) («1» + «6»)

часы в ручке,

огненные часы,

стеклянные часы,

водные часы,

солнечные часы,

часы в духах,

женские часы,

цветные часы,

спортивные часы, призовые часы,

стеклянный будильник,

водный будильник,

призовой будильник,

водный секундомер,

компьютерный секундомер

Метод гирлянд ассоциаций и метафор представляет собой развитие метода фокальных объектов и включает процедуры, отраженные на рис. 38.

Вначале дается определение синонимов объекта, в результате которого образуется гирлянда синонимов (например, стол - парта - бюро - пюпитр...). Затем происходит выбор случайных существительных, при помощи которых генерируется гирлянда этих существительных (например, карандаш - окно - пол - лампа...).

Осуществляется комбинирование всех элементов гирлянды синонимов с каждыми элементами гирлянды

случайных существительных. Причем некоторые из комбинаций представляют идеи для решения задачи (например, стол как карандаш - стол в виде окна - стол, совмещенный с полом - стол в виде лампы...).

музыкальный - цветной - ...; окно: пластиковое - прозрачное - голубое -...).

Затем осуществляется комбинирование элементов гирлянды синонимов с элементами гирлянд признаков, в результате чего могут появиться идеи по решению проблемы (например, стол - деревянный (в виде дерева); музыкальный (с встроенным плеером); цветной (меняющий цвет в зависимости от времени суток или освещенности помещения)).

Для генерирования гирлянд свободных ассоциаций исходным моментом служит каждый элемент гирлянды признаков. Количество гирлянд свободных ассоциаций равно числу элементов гирлянд признаков. А сами гирлянды образуются при помощи многократной постановки вопроса «О чем напоминает слово...?».

Ответ на вопрос, полученный на основе ассоциации, представляет собой новый элемент гирлянды, который является исходным для повторной постановки вопроса (например, «О чем напоминает слово «зеленый»?» - «О «траве»; «О чем... «трава»?» - «О «поле»; «О чем...

«поле»?» - «О «холоде» и т.д. Гирлянда ассоциаций содержит: трава - поле - холод...).

Комбинирование элементов гирлянды синонимов с элементами гирлянд свободных ассоциаций позволяет получить новые варианты решения проблемы.

Необходимость продолжения ассоциаций определяется по результатам анализа всех полученных вариантов решений. Если решений достаточно, то осуществляется выбор оптимального варианта.

Если нет - генерируются вторичные гирлянды, элементы которых комбинируются с элементами гирлянды синонимов, в результате чего возникают новые идеи.

В любом случае необходимо осуществить классификацию всех идей на нерациональные (непригодные, плохие), полурациональные

(привлекательные), рациональные (хорошие).

Нерациональные идеи отбрасываются; рациональные образуют ядро для выбора оптимального варианта, а полурациональные (которые чем-то привлекательны, но имеют видимые недостатки) снова анализируются, после чего включаются в список нерациональных или рациональных идей.

Метод морфологического анализа

Основной идеей морфологического анализа является

упорядочение процесса выдвижения и рассмотрения

различных вариантов решения задачи. Однако большая часть этих вариантов оказывается лишенной практического смысла, что делает использование метода слишком трудоемким. Считается, что впервые морфологический анализ был использован швейцарским астрофизиком Фрицом Цвикки для решения технических задач в 1942 г., когда он участвовал в разработке ракетных двигателей в фирме «Аэроджемн инжиниринг корпорейшн».

Метод основан на комбинировании выделенных элементов или их признаков в процессе поиска решения проблем. В рамках этого метода определяются все возможные элементы, от которых может зависеть решение проблемы, перечисляются возможные значения этих элементов, а затем наступает процесс генерирования альтернатив путем перебора всех возможных сочетаний этих значений (см. табл. 5).

Последовательность действий такова: определить

При этом количество вариантов комбинаций равно сумме рабочих клеток матрицы, возведенной в куб.

Таким образом, пылесос представляет собой деревянную тумбочку, стационарно расположенную в кладовке и соединенную со всеми комнатами воздушной магистралью, в которую подключается шланг (в той комнате, в которой идет уборка), поэтому шнур короткий. Цвет видимой части пылесоса (шлаг с насадками) подбирается под интерьер квартиры. После уборки матерчатый фильтр очищается.

Категорий не должно быть слишком много, и они не должны быть зависимыми друг от друга. Для каждой категории следует определить три-четыре признака. При составлении комбинаций следует помнить, что свойства, бесполезные по отдельности, в определенном сочетании приводят к желанным результатам.

Таблица 5

Морфологическая матрица (новый продукт - пылесос)

Наименование элемента объекта

Вариант исполнения (свойства)

1. Пылеуловитель

Бумажный фильтр (одноразовый)

Матерчатый

(многоразовый)

Водяной фильтр

2. Вентилятор

Маломощный

Средней мощности

Очень мощный

Пластиковый

Металлический

Деревянный

4. Подвижная платформа

Отсутствует

Три колеса

Четыре колеса

Пастельный

Изменяемый под цвет интерьера

Раздвижные

С клапаном

подключения

7. Электрошнур

Построение морфологических матриц позволяет быстрее и точнее ориентироваться в многообразии понятий и факторов.

При использовании данного метода объект необходимо разбить на функциональные части (функциональноморфологические признаки), такие, без которых объект не будет выполнять свои функции.

Затем следует выписать отдельно морфологические признаки и записать информацию о них (варианты

осуществления) без связи с объектом, т.е. применить морфологические признаки к другим аналогичным объектам.

Анализ полученных вариантов выявляет такие их комбинации, которые при обычном переборе могут быть упущены.

  • Термин «морфология» (учение о форме, от гр. morphe - форма и logos - учение) ввел в 1796 г. Гёте - основоположник морфологии организмов, учения о форме и строении растений и животных. В дальнейшем появилась морфология человека, почв и т.д. Метод морфологического анализа впервые разработал и применил швейцарский астроном Фриц Цвикки, открывший нейтронные звезды.

Метод гирлянд ассоциаций и метафор.

Этот метод предложен советским исследователем Г.Я. Бушем. Его цель – обеспечить поиск решения творческих задач при дефиците информации. В этом случае одним из средств служит использование цепочек (гирлянд) ассоциаций и метафор, что позволяет совершить переход в новую область знаний, интерпретировать по-новому ранее разрабатываемые идеи. В качестве своеобразного информационного фонда выступает ассоциативная память разработчика.

Последовательность шагов метода.

1. Определение синонимов объекта и образование из них первой гирлянды – гирлянды синонимов.

2. Произвольный выбор случайных объектов. Любым способом, например, на память или из энциклопедического словаря выбирают несколько имен существительных, которые не обязательно должны обозначать технические объекты. Из отобранных слов образуют вторую гирлянду – гирлянду случайных объектов.

3. Составление комбинаций из элементов гирлянды синонимов и гирлянды случайных объектов. Комбинацию составляют из двух элементов, соединив последовательно каждый синоним рассматриваемого объекта с каждым случайным объектом.

4. Составление перечня признаков случайных объектов.Определяют их признаки. При этом необходимо определить возможно большее число признаков в течение ограниченного

времени, например, за две-три минуты. Успех поиска в значительной степени зависит от широты охвата признаков случайных объектов. Целесообразно поэтому перечислять как основные, так и второстепенные, малозначительные признаки. Для удобства можно составлять таблицу признаков.

5. Генерирование идей путем поочередного присоединения к техническому объекту и его синонимам признаков случайно выбранных объектов. Аналогично образуют перечень новых конструкций, получаемых путем поочередного присоединения к гирлянде синонимов признаков других случайных объектов.

6. Генерирование гирлянд ассоциаций. Из признаков случайных объектов, выявленных на четвертом шаге, генерируютгирлянды свободных ассоциаций. Для каждого отдельного при-

знака гирлянды могут быть практически неограниченной длины, поэтому генерирование следует ограничить по времени или по числу элементов гирлянды. Если генерирование гирлянды ассоциаций осуществляют в коллективе, то каждый его член занимается этим самостоятельно.

7. Генерирование новых идей. К элементам гирлянды синонимов технического объекта поочередно пытаются присоединить элементы гирлянд ассоциаций. На этом шаге решают

вопрос, есть ли среди сочетаний синонимов технического объекта с элементами гирлянд ассоциаций достаточное число оригинальных и заманчивых идей. Если по предварительной оценке таких идей мало, можно продолжать образовывать гирлянды ассоциаций, начиная с какого-нибудь нового элемента гирлянд, созданных на шестом шаге.

8. Оценка и выбор рациональных вариантов идей. Генерирование новых вариантов решения задач на предыдущих шагах обычно дает достаточно большое множество вариантов, среди которых скорее всего найдутся приемлемые.

Метод гирлянд случайностей и ассоциаций является развитием метода фокальных объектов. Этот метод, разработанный в нашей стране, помогает найти большое количество подсказок для развития и выявления идей новых, совершенно необычных товаров широкого потребления, расширения их ассортимента, предложить принципиально новые подходы к конструированию машин и оборудования с помощью ассоциаций.

Метод реализуется следующим образом.

Определяются синонимы объекта. Их последовательность (в произвольном порядке) образует первую гирлянду. Вторая гирлянда образуется из взятых наугад слов. К каждому слову составляется перечень его признаков. Генерирование идеи происходит путем поочередного присоединения к техническому объекту и его синонимам признаков случайно выбранных объектов. Если при этом случайно возникает приемлемая идея (например, новой конструкции), то дальше можно не продолжать. В противном случае гирлянды ассоциаций генерируют из признаков случайных объектов. Затем к элементам гирлянды синонимов технического объекта присоединяют элементы гирлянд ассоциаций, что дает новый толчок генерации идей. После этого решают вопрос о необходимости продолжения генерирования гирлянд ассоциаций, оценивают и выбирают рациональные варианты идей. Завершается реализация метода отбором оптимального решения.

Анализ раздражающего слова

При использовании метода анализа раздражающего слова для нахождения решения группа выбирает по принципу случайности (например, открывая энциклопедии на любой произвольно выбранной странице; путем образования ассоциативных цепей) приблизительно 10-12 (преимущественно предметных) понятий, которые служат в качестве раздражающих слов для творческой конфронтации. Анализ раздражающих слов может быть приравнен к синектическому процессу без отчуждения.

Метод "ТИЛМАГ"

Метод "ТИЛМАГ" (трансформация идеальных элементов решения с помощью матриц образования по ассоциации и общности) заменяет процесс отчуждения классической синектики "рациональным" методом, призванным выделять для постановки проблемы плодотворные структуры в качестве раздражающих слов.

Метод "ТИЛМАГ" применяют по возможности в одной группе по

следующим этапам:

1. Анализ и определение проблемы.

2. Определение "идеальных" элементов потенциальных решений.

3. Уплотнение "идеальных" элементов до четких понятий.

4. Образование ассоциаций из попарного соединения "идеальных элементов".



5. Вывод решений из ассоциаций.

6. Попарная конфронтация ассоциаций и определение общих элементов понятий из каждой игры.

7. Вывод решений из обнаруженных общностей.

Этапы нахождения решений (5-й и 7-й) проходят по правилам мозговой атаки.

Метод контрольных вопросов

Метод контрольных вопросов при меняют для психической активизации творческого процесса. Цель этого метода - с помощью наводящих вопросов подвести к решению задачи. Метод могут применять

как в индивидуальной работе, когда исследователь сам себе задает вопросы и ищет на них ответы, так и при коллективном обсуждении проблемы в процессе мозговой атаки. В практике изобретательства применяют вопросники, составленные А. Осборном, Э. Раудзенпом, Т. Эйлоартом, Д. Пирсаном, Г. Бушем и др. За рубежом широко распространен вопросник А. Осборна, включающий 9 групп вопросов:

1. Какое новое применение объекту можно предложить?

2. На какой другой объект похож данный объект и что можно скопировать?

3. Какие модификации можно получить путем вращения, изгиба, скручивания, поворота, изменения функций, цвета, формы, очертаний?

4. Что в техническом объекте можно увеличить (размеры, прочнасть, количество элементов и т. д.)?

5. Что в техническом объекте можно уменьшить (уплотнить, сжать, ускорить, сузить, раздробить)?

6. Что в техническом объекте можно заменить (элемент, материал, привод и т. д.)?

7. Что в техническом объекте можно преобразовать (схему, компоновку, порядок работы и т. д.)?

8. Что в объекте можно сделать наоборот?

9. Какие возможны новые комбинации элементов объекта?

10. Отметим, что в этих вопросах содержатся рекомендации относительно апробирования того или иного эвристического приема (инверсия, аналогия, дробление, перенос, динамизации и т. д.) для решения поставленной задачи.

Вопросник по Т. Эйлоарту отличается тем, что в нем вопросы образуют определенный алгоритм действий для решения технической задачи. Такой метод приближается к направленному поиску по определенной программе.