Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Мотивы поведения человека. Основные мотивы человека

У каждого человека есть определенный набор потребностей и желаний. Все, что он делает, в конечном итоге вытекает из этих ценностей и потребностей: в любви, признании, общении, саморазвитии, продолжении рода, получении материальных благ и т. д.

Что такое мотив

Необходимость человеческих существ в чем-то (например, в общении с другими людьми, в определенных переживаниях) имеет свои объяснения.

Тот предмет, который побуждает, заставляет человека поступать определенным образом, называется мотивом. Другими словами, это некие причины, объясняющие поступки людей.

Тема достаточно актуальная. Рассмотрим более глубоко, что такое мотив. В психологии давно занимаются внутренними причинами человеческих поступков и стараются понять, ради чего человек совершает определенные действия. Это делается, чтобы можно было классифицировать мотивы, хоть как-то их упорядочить. А поняв их, предугадать и защититься от негативных поступков других. Ведь далеко не все они направлены на добро.

Но не только мотивы являются движущей силой в поведении. Есть еще страх, привычка, жизненные цели и ценности, состояние аффекта. Что такое мотив деятельности? Это всегда глубоко личное. Он отвечает на вопрос о том, почему именно этот человек поступил так, а не иначе. Все другие позиции восприятия не такие личностные.

Продолжим разговор о том, что такое мотив. Причины человеческих поступков делятся на разные категории.

Мотивы: благородные и низменные

Здесь можно говорить про два распространенных противопоставления — «хочу» и «надо». Высокие (благородные) мотивы всегда связаны с желанием помочь другим, иногда это может быть даже в ущерб себе.

Низменные же направлены исключительно на себя любимого. При таком виде мотивов человек не только игнорирует других и их желания, но и действует в ущерб своему будущему, занимаясь удовлетворением только сегодняшних проходящих потребностей.

Готовность отказаться на время от комфорта ради достижения какой-либо цели (в учебе, любви, карьере) — это благородные мотивы. Так, занятия спортом (тогда, когда не очень хочется, вместо отдыха на диване, прогулок с друзьями) имеют благородные мотивы. А вот обжорство, наоборот - низменные.

Мотивы скрытые и явные

Не всегда можно сразу понять и объяснить поведение человека. То есть мотив может быть неявным, или же будут присутствовать сразу несколько причин поступка - лежащие на поверхности, явные мотивы и скрытые, запрятанные глубоко внутри, которые человек не открывает не только окружающим, но и самому себе.

Последние причины может не понимать и сам человек, не начав разбираться и копаться в себе. Иногда за внешне красивыми словами и благородными поступками скрывается банальная выгода или расчет. Так часто бывает в любовных отношениях между женщиной и мужчиной. Один любит по-настоящему, а другой только позволяет любить, пользуется, при этом желая выглядеть положительно в глазах других.

Люди часто стыдятся скрытых мотивов своих поступков. Они чаще не так красивы, как хотелось бы. Поэтому на первое место в таких случаях выходят мотивы явные.

Реактивные и проактивные состояния

Есть два варианта мотивации.

Первый, когда человек рассматривает существующие обстоятельства, анализирует их, делает выводы, на основании которых потом действует. Это осознанный выбор и мотив акции (проактивный).

Второй вариант — реактивный, когда уже обстоятельства начинают определять поведение человека. Тогда его выбор перестает быть свободным. Человеком начинает управлять ситуация.

Поступки человека с точки зрения закона

Что такое мотив? Этот вопрос очень важен при расследовании различных преступлений. Ответ на него может напрямую повлиять на следствие, приговор, меру наказания и дальнейшую жизнь совершившего какое-либо противоправное действие.

По уголовному закону, ответственность лица наступает только в случае установления вины. Необходимо соблюдать права человека и никого не обвинять голословно. Для этого как раз и необходимо понять, что такое мотив преступления, и установить его. Это также помогает впоследствии предотвращать преступления.

Что такое мотив, и какие формы его проявления встречаются в преступной деятельности? Список широк: зависть, месть, ревность, хулиганство. На первом месте среди мотивов стоит корысть. Под ее отрицательным влиянием люди чаще всего идут на преступления. Особенно этот мотив стал ярко проявляться с появлением частной собственности, больших денег и возможностей.

Есть преступления, совершенные, на первый взгляд, спонтанно, без каких-либо целей. Мотив также не просматривается. Такие ситуации чаще всего встречаются у людей, действующих под напором эмоций, а не разума. Либо за компанию. Например, кражи в маленьких магазинчиках группой подростков или угон автомобиля, чтобы просто покататься.

Таким образом, знание основных мотивов поступков человека может помочь нам эффективнее взаимодействовать друг с другом.

Цель - это то, к чему стремится человек, для чего он работает, за что борется, чего хочет достичь в своей деятельности. Без цели сознательная деятельность невозможна.

Цели человеческой деятельности возникли и развивались исторически, в процессе труда. Они порождаются общественной жизнью, условиями, в которых живет человек. Они зависят от исполняемых человеком ролей, общественных поручений, от его развития и индивидуальных особенностей. Цели бывают близкими и отдаленными. Отдаленная цель реализуется через достижение ряда ближайших, частичных целей, которые шаг за шагом ведут к ее осуществлению в перспективе.

Общественно важная, содержательная цель становится источником активности личности. Только большая цель рождает большую энергию. Такая цель вызывает единство умственной, эмоциональной и волевой деятельности, целенаправленной сосредоточенности сознания на поставленных целях. "Рефлекс цели", как писал И.П. Павлов, имеет огромное жизненное значение, он является основной формой жизненной энергии человека.

Жизнь красива и сильна у тех, кто все время стремится к определенной цели. Как только исчезает цель, жизнь становится бесцветной и скучной.

Мотив - это внутренняя движущая сила, которая понуждает человека к деятельности. Мотивы деятельности и поведения человека генетически связанны с его органическими и культурными потребностями. Потребности порождают интересы, направленность личности на определенные объекты с целью познания и овладения ими.

Побуждениями к деятельности могут быть материальные потребности (потребности в пище, одежде, жилье) и духовные, культурные потребности (познавательные, общественно-политические, эстетические). Мотивация деятельности бывает близкой (осуществить желательное в ближайшем времени) и отдаленной (когда осуществление желательного планируется на длительное время).

Различают мотивы и по уровнем осознания. Бывают ярко и четко осознанные мотивы - обязанности перед коллективом, ответственность, дисциплинированность и др. Но во многих случаях действуют неосознаваемые побуждения, например, привычки, предубежденное отношение к определенным фактам жизни, людям и т.п. Однако, независимо от меры осознания мотива деятельности, он является решающим фактором в достижении поставленной цели.

Цели и мотивы деятельности человека определяются условиями жизни, производственными, учебными, игровыми отношениями. Между целями и мотивами деятельности существует определенная связь. С одной стороны, цель и мотивы понуждают человека к деятельности, определяют ее содержание и способы выполнения, а с другой - они и формируются в процессе деятельности, под влиянием условий, в которых она происходит. В процессе деятельности возникают и развиваются новые потребности и интересы, идеалы и убеждения - производственные, умственные, эстетические, спортивные.

Мотив – вызванное удовлетворение потребностей, побуждение к деятельности.

Различают реализованные и нереализованные мотивы. Человек может иметь мотивы для выполнения какого-либо действия, но это не означает, что он всегда их реализует. Например, наличие потребности в музыке еще совсем не означает, что человек что-нибудь предпримет для ее удовлетворения. Может быть и так, что предмет потребности не вызывает никакой направленности личности.

Мотивы классифицируются по различным основаниям. Самая простая классификация по отношению к деятельности.

Мотивы, побуждающие деятельность, не связанные с ней, называют внешними, а мотивы, непосредственно связанные с самой деятельностью, внутренними. Например, мотив ученья может быть связан с желанием получить хорошую оценку и похвалу, а может быть с желанием познать. В первом случае можем говорить о внешнем мотиве, во втором – о внутреннем.

Осознанные мотивы характеризуются тем, что человек отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей. Чем выше степень осознанности мотива, тем более активно действует личность. Осознанные мотивы определяют жизненные цели, которые направляют деятельность личности в течение длительного периода его жизни. К ним относятся интересы, убеждения, мировоззрение личности.

Интересы представляют собой эмоционально окрашенное стремление личности к познанию какого-нибудь предмета или явления. В интересах проявляется эмоциональная направленность личности (человек интересуется тем, что вызывает у него удовлетворение); познавательная (проявляющаяся в стремлении познать), волевая (связанная с необходимостью преодоления возникающих на пути к достижению целей трудностей).

Мотив определяет тип поведения личности, придавая ему определенную направленность. Наряду с понятием «мотив» употребляется термин «мотивация поведения». Под мотивацией обычно понимают совокупность мотивов, которые определяют поведение человека в целом.

На основе одной и той же потребности могут возникнуть мотивы к различной деятельности. И одна и та же деятельность может вызываться разными мотивами. Таким образом, мотив отвечает на вопрос: ради чего человек выполняет данную деятельность. Поэтому, раскрывая личность, характеризуя отдельные действия и поступки, требуется учитывать мотивы, которые привели человека к тем или иным действиям.

14. Уровень притязаний и самооценка личности. Их виды, значение в жизни и профессиональной деятельности, методы определения .

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

С ее помощью происходит регуляция поведения личности. Самооценка определяет доволен человек собой или нет. Экспериментальные исследования показали, что многое зависит от его индивидуальных особенностей --в частности, от реакции на неуспех. Было обнаружено, что личность более озабочена бывает не столько тем, чтобы добиться успеха, тем, чтобы избежать неудач. И если приходится осуществлять выбор между задачами различной степени трудности, то человек выбирает либо самые легкие задания, либо самые трудные. Одни – потому, что убеждены в успехе (элемент риска минимален), другие потому, что неудача в этом случае будет оправдана исключительной трудностью задачи. Уязвления «образа-Я» не будет.


Роль самооценки в развитии личности очень велика. Она порождает самоутверждение и регулирует всю деятельность и поведение. Возникает самооценка в процессе жизни по мере усвоения моральных принципов данного общества, в процессе общения с другими людьми. Оценка окружающих – важный источник возникновения оценки собственной личности. Однако по мере накопления опыта ее роль со стороны окружающих снижается. И все большее значение в поведении человека начинают приобретать оценки результатов собственной деятельности. Возникает личностное отношение к собственным возможностям, поступкам при непрерывной сверке с оценками окружающих.

Самооценка может быть адекватной и неадекватной (завышенной и заниженной).

Адекватная самооценка позволяет человеку соизмерять свои силы с поставленными задачами, относиться к себе критически, правильно соотносить свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Тем самым обеспечивается благоприятное эмоциональное состояние, уверенность личности в себе.

При неадекватной завышенной самооценке человек переоценивает себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. Часто берется за то, что ему явно не по силам. Такой человек часто руководствуется своими принципами, независимо от мнения окружающих, в результате у него часто утрачиваются нужные межличностные контакты. Чрезмерно завышенная самооценка может привести к формированию таких черт личности, как самоутверждение, высокомерие, зазнайство и пр., а в некоторых случаях и к патологическим отклонениям психики.

Постоянное занижение оценки деятельности личности со стороны окружающих и самой личности формирует заниженную самооценку. Неадекватная заниженная самооценка приводит к недооценке себя, что может привести к повышенной тревожности, ранимости, болезненному мнению о себе, в результате чего могут нарушиться контакты с окружающими. Многие проблемы для людей с заниженной самооценкой кажутся неразрешимыми. Такой человек остро реагирует на критику, чувствителен к одобрению, часто страдает от одиночества, у него, как правило, понижена активность, инициатива, отсутствует вера в успех. В результате чего он делается недоверчивым, а иногда и недоброжелательным к окружающим.

Чрезмерно низкая самооценка может способствовать появлению комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, замкнутости и других тормозящих развитие личности качеств. На личность большое влияние оказывает оценка, которую дают ей окружающие, и оценка результатов своей деятельности самой личностью.

Понятие уровня притязаний было введено немецким психологом К. Левином. Было показано, что уровень притязаний в экспериментальных условиях формируется под влиянием успеха или неуспеха в деятельности. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более трудные задачи, при неуспехе - соответственно снижается. Однако решающим фактором в его становлении является не сам по себе объективный успех или неуспех, а переживание субъектом своих достижений, как успешных, так и неуспешных, т.е. формирование внутреннего, относительно устойчивого стремления к успехам в различных видах деятельности. В психологии такое состояние личности рассматривается как мотив достижения.

Знание уровня притязаний позволяет лучше понять мотивацию поведения ученика. Уровень притязаний личности может быть адекватным возможностям и неадекватным (заниженным, завышенным). Завышенные притязания могут способствовать возникновению устойчивого отрицательного эмоционального состояния, получившего название «аффект неадекватности». Это состояние возникает чаще всего в связи с неуспехом в деятельности и характеризуется либо игнорированием самого факта неуспеха, либо нежеланием признать себя его виновником.

В педагогическом процессе важно учитывать особенности уровня притязаний учащихся. Соответствие притязаний возможностям – одно из условий гармоничного развития личности. А несоответствие – источник возникновения разных конфликтов ребенка, как с другими людьми, так и с самим собой, что может привести к различным отклонениям в развитии личности. Самооценка и притязания формируют определенные поведенческие реакции на те действия, которые могут быть вызваны «образом-Я». Это в значительной степени определяет и ожидания человека, т.е. его представление о том, что должно произойти.

В зависимости от мотивов личности, человек совершает те или иные действия. Поведение и деятельность подчиняются системе мотивов, которые в свою очередь подчиняются целям самого человека. Если у человека нет целей, тогда мотивы могут быть подчинены эмоциям, страхам, комплексам, возникающим в короткий промежуток времени. Другими словами, человек не действует просто так. У всего есть причины.

Многие читатели интернет-журнала сайт сталкивались с такими ситуациями, когда они не могли понять . В то же время другие люди не всегда понимают мотивы конкретного человека. Достаточно часто подобная ситуация разворачивается, когда личность, которая хочет понять, не желает принимать истинной причины поступков. К примеру, женщина может не понимать, почему мужчина с ней расстался, в то время как он сам аргументирует свое поведение угасанием чувств. Женщина пытается найти скрытый смысл его слов, найти истинную причину, хотя и угасания чувств достаточно для расставания.

Мотивы лежат во всех поступках человека. Другой вопрос: понимает ли человек мотивы своего поведения? Нередко люди сами не понимают, почему поступили тем или иным образом. Однако ничего просто так не случается. Поведение выступает следствием, а мотив – причиной. Если человек не видит никакого мотива, это еще не значит, что его нет.

Что такое мотивы личности?

У мотивов личности есть множество определений. Главное из них – внутренняя сила, которая побуждает человека на совершение конкретных действий с целью достижения определенного результата. Но что есть сам мотив?

  1. Одни видят его как идею, которую человек реализовывает.
  2. Другие представляют ее в виде неких убеждений, которыми руководствуется человек при совершении действий.
  3. Третьи подразумевают под ней некий всплеск энергии, который возникает при наличии определенной цели.

Мотивация толкает человека на совершение действий. Если есть мотив, тогда у человека возникает энергия, которая ему необходима для совершения действий и достижения определенных результатов. Достаточно часто мотивировать приходится сотрудников на фирме. Так, руководители создают внешние мотивационные блага, которые должны настолько заинтересовать их сотрудников, чтобы те начали совершать нужные руководителям действия. Этими внешними мотивами могут быть:

  • Награда в денежном эквиваленте.
  • Повышение по карьерной лестнице.
  • Повышение заработной платы. И пр.

Мотив – это словно морковка перед лицом осла, который должен идти в том направлении, в котором нужно тому, что держит эту морковку.

Однако есть такое понятие, как внутренняя . И в сравнение с внешней внутренняя является намного сильнее. Другими словами, человек должен «загореться» внутренне, чтобы у него появилось столько энергии, чтобы можно было «горы свернуть». А внешние мотиваторы обладают меньшей силой воздействия.

Мотивы поведения личности

Людей всегда интересовал вопрос «Почему?». Почему другой человек совершает то, а не иное действие? Как на него можно повлиять? Можно ли изменить поведение другого человека? Если поначалу человека воспитывают, отчего в нем закладываются определенные мотивы, убеждения, взгляды, то потом он сам может управлять своим поведением или подчиняться внутренним посылам, что и будет его мотивами личности.

До сих пор люди задаются вопросом «Почему?», ответ на который заключается в том, что мотивы личности зависят от ситуации, внешнего давления, внутренних желаний и целей, даже личных качеств характера человека.

Мотивы поведения не являются статичными. Есть мотивы, которые лежат глубоко в подсознании. Обычно человек на них не обращает внимания. Однако есть мотивы, которыми человек может управлять. Например, постановка цели – это мотив, который побуждает человека действовать в направлении достижения желаемого. Однако самой постановкой цели занимается тоже человек, другими словами, он сам себя мотивирует.

Глубинными мотивами поведения личности можно назвать базовые потребности, которые были рассмотрены Абрахамом Маслоу и представлены в виде таблицы:

  1. В первую очередь человек будет заботиться о своей жизни и физиологии. Он нуждается в еде, воде, воздухе, сексе, физическом здоровье и т. д.
  2. Если предыдущая потребность удовлетворена полностью, тогда человек может заниматься собственной безопасностью, которая включает создание семьи, благоустройство дома, устройство на работу, профилактика здоровья и пр.
  3. Уже на третьем этапе после удовлетворения предыдущих потребностей человек занимается межличностными отношениями, поскольку он является социальным существом, которому хочется любить, дружить, общаться, получать эмоции и самому их дарить.
  4. При нормализации предыдущих уровней потребностей человек начинает заниматься развитием определенного отношения к себе: , признание, одобрение и пр.
  5. Уже на последнем уровне потребностей лежат нравственное развитие, творчество, достижение собственного «Я» и пр., то есть духовное развитие. Однако оно постигается лишь тогда, когда человек доволен предыдущими 4-мя уровнями своей жизни.

Потребностями называются нужды, в которых человек нуждается в конкретный промежуток времени. Некоторые нужды являются временными, то есть их удовлетворение происходит достаточно быстро, другие – периодическими, то есть потребность в них возникает время от времени, третьи – постоянными, когда человек должен их постоянно удовлетворять.

Потребности могут касаться любого объекта. Также они делятся на индивидуальные и групповые. Обычно человек имеет желание удовлетворять сразу несколько потребностей. То есть он не удовлетворяет одну потребность за другой, а они в комплексе у него возникают, из-за чего нередко разрывается между необходимостью удовлетворить ту или иную нужду.

Исходя из пирамиды Маслоу, видно, что человек в первую очередь нуждается в физиологических потребностях. И лишь после их удовлетворения он может переходить к достижению более духовных нужд.

Мотивы деятельности

Человек совершает такие поступки, которые помогают ему достигать его потребностей и целей. Мотивация возникает на основе этих нужд и желаний. И чем сильнее потребность или цель, тем сильнее мотивация, которая дает энергии и сил.

Условно мотивы деятельности делят на:

  1. Физиологические – когда человек удовлетворяет потребности своего тела, например, утоляет голод.
  2. Функциональные – когда человек развивается, отдыхает, насыщается новыми эмоциями.
  3. Материальные – когда человек зарабатывает деньги, чтобы обладать определенными материальными благами.
  4. Социальные – потребность человека в одобрении и уважении со стороны окружающих.
  5. Духовные – когда человек саморазвивается, получает новые знания для обогащения внутреннего мира.

Почему в вашей жизни ситуации повторяются? Почему вы встречаете новых людей, а они оказываются такими же негодными и подлыми, как и ваши предыдущие знакомые? Почему вы периодически сталкиваетесь с одними и теми же проблемами? Думаете, это – рок, судьба, ваше предначертание? Вы ошибаетесь. На самом деле все эти события творите вы сами.

Человек сам является тем, кто решает, в каком направлении ему идти. Обращали внимание, что не все люди живут так, как вы? Другие люди живут по-другому, сталкиваются совершенно с другими проблемами, достигают иных успехов. В вашей жизни тоже есть успехи: вы это начинаете замечать, когда сравниваете себя с другими. Помимо того, что вы в чем-то несовершенны по сравнению с другими людьми, вы еще и в чем-то идеальны по сравнению с ними же. Обратите внимание на то, что при обсуждении чужих проблем, вы часто смотрите на них, как на ерундовые и мелочные ситуации, которые очень легко решить. Для вас чужие проблемы легко решаемы, поскольку вы уже научились их решать. Но вот ваши проблемы для вас трудны, а для других людей – легко решаемы.

Поймите мотивы своих поступков. Ту дорогу, по которой вы идете по жизни, вы сами выбираете. Почему вы создаете одни и те же проблемы? Почему постоянно обращаете свое внимание на одних и тех же людей? Не нужно огорчаться из-за того, что это происходит в вашей жизни. Лучше поймите мотивы, из-за которых вы провоцируете такие ситуации в своей жизни.

Внутри вас есть регулятор, который и определяет, в каком направлении вы будете идти. На что он настроен? Какие в него программы вложены? Вы делаете тот или иной выбор из самых лучших побуждений для самих себя. Вы создаете проблемы, исходя из лучших побуждений для самих себя. Парадоксально звучит, не так ли? А все дело в том, что у вас внутри может лежать страх, желание защитить себя или чувство разочарования, из-за чего теперь создаете те или иные ситуации. А вот эти ситуации порой доходят до критической точки, то есть проблемы.

Поймите мотивы своих поступков. Внутри вас находится регулятор, который направлен на реализацию ваших желаний и защиту вас от внешнего мира. Поймите мотивы, по которым вы создаете те или иные ситуации, выбираете тех или иных людей, ведете себя тем или иным образом. Ваш регулятор действует во благо вам самим. Но вы можете изменить его настройки, чтобы он не делал тот выбор, который привносит в вашу жизнь проблемы.

Вот так все просто. Попробуйте изменить свою жизнь всего лишь благодаря тому, что осознаете причины своего выбора, а не будете оценивать и страдать из-за выбранного пути.

Социальные мотивы личности

Личность является социальным существом, которое рождается среди людей и всю жизнь живет, окруженное людьми. У человека возникает естественная потребность иметь отношения с другими людьми, что позволяет ему чувствовать себя нужным, полезным, получать одобрение и уважение, а также уважать самого себя. Социальные мотивы, к сожалению, не так легко удовлетворить. Люди действительно идут на контакт друг с другом, однако нередкими становятся разногласия и конфликты, которые мешают в получении нужных ощущений и .

Человек, чтобы удовлетворять свои социальные мотивы, готов идти на компромисс, подчиняться, быть конформным, жить, как все, и быть частью общества. Это позволяет ему быть частью большого общества, в котором человек живет.

Также следует отметить политический устрой общества. Несмотря на то, что люди могут быть недовольными действиями политиков, они все же признают, что обществу нужен единый орган, который будет регулировать взаимоотношения между отдельными гражданами.

Система мотивов человека

Человек всегда движим мотивами. Причем мотивов у каждого человека много, что создает определенную систему. Ее развитием сначала занимаются родители, а затем и общество, формируя в голове каждого индивида определенные убеждения и установки, которые будут указывать направление, в котором он будет идти.

Также на направленность мотивов и движения человека по жизни влияют:

  • Влечения – потребность человека, которую он может не осознавать. Однако он испытывает необходимость ее удовлетворить (и, возможно, она после этого исчезнет).
  • Идеал – определенная картинка того, как должно быть (каким должен быть человек, как он должен жить и что должен делать в конкретной ситуации). Это влияет на то, что человек постоянно желает соответствовать данной идеальной картине.
  • Желания – влечения, которые человеком осознаются и становятся сознательными целями для достижения. Индивид сам начинает их хотеть и стремиться к их получению.
  • Интерес – повышенное внимание к определенным объектам окружающего мира, что влияет на формирование желаний.
  • Стремления – интерес + сила воли + сознательное совершение действий для получения определенного блага.
  • Склонность.
  • Мировоззрение и убеждения. Здесь подразумевается целостный взгляд на мир, каким его видит человек, что и определяет, в каком направлении он будет идти. Убеждениями называются определенные взгляды, которые являются нерушимыми и истинными в голове человека.

Итог

Каждый человек движим мотивами, которых в его голове существует достаточно много. Сначала удовлетворяются самые важные и значимые мотивы и потребности, затем достигаются менее значимые, но также необходимые желания. Однако есть мотивы, которые постоянно или периодически приходится реализовывать, поэтому человек всегда будет движим внутренней силой на достижение определенных благ.

Берет верх именно та, которая мощнее мотивирована. Побуждения и мотивы деятельности подробно рассматриваются в статье.

Мотив и потребность

Путь от потребности к практике - это путь выхода потребности к внешней среде. Деятельность основывается на мотиве, благодаря которому она образуется. Но мотив может быть удовлетворен не всякой деятельностью. Такой путь состоит из:

    выбора и мотивации предмета потребности;

    на пути от потребности к деятельности трансформация потребности в интерес и цель, точнее осознанную потребность.

Отсюда следует, что мотивация и потребность непрерывно связаны. Потребность ведет человека к деятельности, которая и основывается на мотиве.

Мотивом деятельности называется то, что толкает индивида к деятельности, ведя его к утолению конкретных нужд. Мотив деятельности - это рефлексия потребности.

К примеру, мотив деятельности - это как активная увлеченная работа, так и отказ от нее в несогласии.

Как мотив деятельности могут выступать мысли, потребности, чувства и психические формирования другого порядка. Для того, чтобы деятельность была осуществлена, мало внутренних толчков. Важно наблюдать объект деятельности и сопоставлять побуждения и цели, которые должны быть выполнены.

Мотивационно-потребностная сфера личности - это вся сумма мотивов, сформировавшихся в течение человеческого существования. Эта сфера имеет развитие, но выделяются несколько основных устойчивых мотивов, которые образуют направленность индивида.

Мотивация

Мотивация - это объединение внешних и внутренних направляющих сил, которые толкают человека к определенным действиям. Это путь побуждения человека к практике для осуществления целей.

Мотивация охватывает больше, чем - устойчивое личностное качество, принадлежащее индивиду. Мотивация же - совокупность факторов, которые определяют линию поведения индивида, его мотивы, цели, потребности, намерения, прочее. Также это процесс, поддерживающий и движущий активность.

Мотивационная сфера состоит из:

    мотивационной системы личности, включающей стимулирующие силы деятельности, то есть сами мотивы, интересы, потребности, цели, убеждения, установки, нормы, стереотипы, и другое;

    мотивации достижения - нужды завоевания высокого уровня поведения и утолении других нужд;

    мотивация самоактуализации находится на высшей ступени иерархии мотивов, заключается в нужде индивида к реализации собственных возможностей.

Правильные планы, цели, высокоорганизованность ни к чему не приведут, если отсутствует мотивация. Она возмещает ущербы в других сферах, например, планировании. Нельзя возместить ничем мотивы деятельности, способности важны, но их, зачастую, недостаточно.

Мотивация также определяет успех в практическом исполнении, которого нельзя добиться только с наличием знаний и способностей. Необходимо стремление к работе, к достижению результата. Количество усилий зависит от уровня активности и мотивации. Люди с высоким уровнем мотивированности выполняют больше работы и чаще других добиваются большего.

Неправильно наблюдать сферу мотивов индивида как зеркало суммы его индивидуальных нужд. Потребности личности соединены с общественными потребностями, их возникновение и развитие определено социумом. Мотивационная сфера включает как индивидуальные, так и общественные нужды.

Мотивирование

Мотивирование - это осознанное влияние на индивида, которое осуществляется обращением к конкретным мотивам для склонения его к чему-либо.

Мотивирование имеет два типа:

    Формирование мотивационной структуры человека в образовательном и воспитательном ключе. Для этого необходимы знания, усилия и способности, зато есть возможность добиться долгосрочного результата.

    Внешнее влияние на индивида для осуществления им определенных действий. Тип мотивирования, напоминающий сделку по структуре.

Существуют различные мотивы: самоутверждение, обязанности перед социумом, интерес к учебному процессу, так далее. К примеру, рассмотрим мотивы ученого к занятиям наукой: самоутверждение, самореализация, материальные стимулы, познавательный интерес, социальные мотивы.

Мотивы и мотивация деятельности человека - это некие атрибуты личности, они устойчивы. Говоря, что индивид проявляет познавательный мотив, мы имеем в виду, что мотивация к получению знаний присуща ему во многих ситуациях.

Мотив деятельности, определение которого не имеет объяснения отдельно от общей системы психической жизни и факторов, ее составляющих - действий, образов, отношений, прочего, направлен на придание деятельности импульсу.

Лидия Божович, советский психолог, при наблюдении структуры мотивационной сферы личности в общем особо внимательно рассматривала мотивы учебной деятельности учащихся. Она предлагает две обширных группы:

    Интересы детей к познанию, необходимость интеллектуальной деятельности и получения новых навыков, умений и знаний, то есть познавательные мотивы.

    Нужда ребенка достичь конкретного места в знакомой ему общественной иерархии - социальные мотивы.

Эти две группы в объединении поддерживают эффективную учебную деятельность. Мотивы, вызванные самой деятельностью, совершают прямое влияние на индивида, а социальные мотивы служат толчком для его деятельности с помощью осознанных целей и решений.

Структура мотивов учебной деятельности

М. В. Матюхина, взяв за основу классификацию Божович, предлагает такую структуру. Мотив учебной деятельности учащихся состоит из:

    Мотивы, на которых базируется учебная деятельность, прямо относящиеся к ее продукту. Категория делится на две подгруппы:

  • Относящиеся к сути учения. Ученик стремится к получению новых знаний, владению новой информацией, способами практического выполнения, осознанием структуры окружающих его вещей. Это мотивация содержания.
  • Относящиеся к процессу обучения. Ученик хочет стать активным интеллектуально, выражать свои мысли на уроке, ставить и решать задачи в учебном процессе. процесса.

2. Мотивы, которые связаны с результатом учения, с тем, что находится за границами процесса учебы. В эту категорию входят такие подгруппы:

    Широкие социальные мотивы: самоопределения (жажда быть готовым к будущей работе, осознание важности навыков и умений, т.д), самосовершенствования (необходимость развиваться в процессе учебы), ответственности и долга перед учителем, классом, обществом, т.д.

    Узколичностные мотивы - позыв к получению одобрения от родителей, учителей, сверстников, к положительным отметкам. Это мотивация благополучия. Престижной мотивацией называется выраженное желание находиться на первых местах по успеваемости, быть лучшим. Мотивация избегания неприятностей включает все отрицательные мотивы, необходимость обойти минусы и опасности, которые могут возникнуть со стороны вышестоящих, если ученик не будет прикладывать должных усилий.

Типы деятельности

Психологи выделяют разные формы организации типов деятельности, каждый из которых влечет за собой свою мотивацию деятельности. Мотив игры - это получение удовольствия. Для учения и труда мотивом служит чувство ответственности и долга. Это не менее сильные чувства, чем обычный интерес. Но при учебе и трудовой деятельности необходимо вызвать у индивида интерес к ходу практического выполнения или его исходу. Также важна сама привычка трудиться, как и мотивы творческой деятельности, которые должны быть развиты в ребенке.

Изучение мотивов учебной деятельности показало, что различные типы деятельности взаимосвязаны, они дополняют друг друга и перетекают из вида в вид. Во время пребывания в детском саду ребенок кроме игр учится рисовать и считать. Школьник после уроков проводит время в играх.

Игровая деятельность

Моменты игр прекрасно дополняют элементы игровых ситуаций увлекают детей. Игра - это придуманное путешествие по карте мира, к примеру. Это игровые роли учителя, продавца, гида для овладения иностранным языком в диалоге.

Не могут существовать отдельно, хотя в определенный период жизни какой-то из них может взять верх. В один период жизни основная деятельность - это игра, в другой - учение, в третий - труд. До прихода детей в школу ведущим типом деятельности является игра, в школе превалирует учение. Для взрослых людей основная деятельность - труд.

Мотивы деятельности учителя

А. К. Байметов, подробно рассматривая мотивы деятельности учителя, разделил их на три категории:

    мотивы заинтересованности общением с детьми;

    мотивы увлечения предметом преподавания;

    мотивы долженствования.

Как выяснилось, учителя без главенствующего мотива со сбалансированными тремя показателями обладают развитой квалификацией и высоким авторитетом. Категория мотивации влияет на характер требований педагога к ученикам. Сбалансированная мотивация педагога ведет за собой небольшое количество и гармоничность этих требований.

Также стоит учесть, что превалирование конкретного вида мотивации взаимосвязано со стилем руководства педагога. Мотив долженствования преобладает у учителей с авторитарным стилем управления, мотив общения - у либералов, а педагоги без преобладания конкретного мотива относятся к демократическому стилю руководства.

Людмила Николаевна Захарова, работая над профессиональной мотивацией педагога, из широкой сферы факторов выделила такие:

    профессиональные мотивы;

    самоутверждение;

    личностная самореализация;

    материальные стимулы.

Все это вместе образует мотивационное поле деятельности всех участников учебного процесса.