Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Турки османские. Кто такие турки на самом деле


Всем, наверно, известно о существовавшей на протяжении многих веков турецкой Османской империи. Но это была империя турок-османов. Мы же здесь немного затронем тему их предшественников - турок-сельджуков, сумевших захватить к XI веку громадные территории.

Владения турок-сельджуков в серединеXI века

Их первоначальная история практически неизвестна, историки могут только предполагать и строить догадки о том, кто они были и откуда появились. Если судить по именам правителей, это были тюрки, пришедшие из Средней Азии. По имени одного из них - Сельджука, прожившего якобы 107 лет (это уже говорит не в пользу правдивости всей этой истории), они стали называться турками-сельджуками. Потомки Сельджука в течение нескольких десятков лет сумели захватить значительную часть Багдадского халифата, включая и сам Багдад. Но, как ни странно, согласно традиционной истории, в Багдаде по-прежнему продолжали править халифы из рода Аббаса. Историки объясняют это тем, что сельджукские султаны, лишив халифов светской власти, оставили им духовное управление, а через некоторое время подарили им Багдад с прилегающими землями. Красивая, но несуразная сказка традиционной истории.

В середине XIII века Багдад завоевывают монголы, а аббасидские халифы тут же переселяются в Египет, где номинально возглавляют страну. Династия при этом не прерывается. Что здесь можно сказать?

Мы видим явное хронологическое наслоение: если в других случаях традиционная хронология дублировала и разбрасывала по разным векам одни и те же события, то здесь на одном историческом отрезке и на общей территории оказались два разных исторических события. Одно - правление арабских халифов, другое - правление тюрок-султанов.

Это можно объяснить лишь тем, что дошедшие до наших дней источники фрагментарны и во многом надуманны. Династия Аббасидов согласно ТВ непрерывно тянется с 750 до 1517 года. Я подозреваю, что большинство представленных в ней халифов - попросту выдуманы. Точно такие же выдумки мы обнаруживаем, когда рассматриваем нескончаемую череду римских пап, а именно это и является одним из главных аргументов сторонников ТВ: раз существует непрерывная цепочка римских пап, то традиционная хронология верна. Однако точно так же, как и многие багдадские калифы, значительная часть римских понтификов является средневековой выдумкой.

Симптоматично, но турки-сельджуки выходят на историческую сцену сразу же после разгрома Хазарского каганата князем Святославом. Численность тюрок в Малой Азии стремительно возрастает со второй половины XI века. В эти же годы на южных границах Древней Руси появляются половцы, которые также являлись тюрками. Тюрки даже захватывают власть в Египте. Объяснения такой тюркской вездесущности у ТВ неубедительны, так как встает резонный вопрос: куда и почему столь внезапно пропала активность арабов? Возникает ощущение, что арабы, если не исчезают с территории халифата, то, по крайней мере, становятся незаметными.

Пришельцы тюрки в конечном итоге ассимилируют население территорий современных Азербайджана, Турции и части Ирана, хотя эти земли издревле были населены народами высокой по тем меркам культуры. Тем не менее, дикая орда каким-то образом смогла их ассимилировать. Такое трудно объяснимо. Однако если предположить, что население этих территорий к моменту прихода тюрок было редким, т. е. значительные территории Малой Азии были малонаселенными, то процесс ассимиляции их тюрками, конечно же, вполне мог стать успешным. Малонаселенность этих земель, по АВ, вполне можно объяснить последствиями вторжения семитов в этот регион и их политикой истребления местного населения.

Однако успех ассимиляции, тем не менее, должен подразумевать наличие определенной культуры у вторгнувшихся тюрок. Традиционные историки пытаются преподнести мнение, что ввиду того, что среди тюркских племен в IX и X веках распространился ислам, у них появились начатки более высокой арабской культуры, так же под арабским влиянием выросло и военное искусство. Не отрицая это утверждение, все же отмечу, что это лишь факторы более позднего периода, позволившие успешно продолжить ассимиляцию. Но они еще не могли существовать на начальном этапе, когда тюрки только лишь начинали свои завоевания.

Решение этой проблемы можно найти у А. Кестлера в «Тринадцатом колене». Он пишет, что «великая сельджукская династия была, как кажется, тесно связана с хазарами. Об этом сообщает Бар Гебрей». Далее по Кестлеру: «Бар Гебрей сообщает, что отец Сельджука Тукак был полководцем в войске хазарского кагана и что после его смерти сам Сельджук, основатель династии, воспитывался при дворе кагана… Один из четырех сыновей Сельджука был наречен еврейским именем Израиль, а один из внуков - Даудом (Давидом)».

Разгром Хазарии Святославом позволил тюркским племенам, находившимся под властью хазар, получить независимость и начать экспансию в Закавказье. При этом тюрки-сельджуки уже не были столь дикими, как нам рисует ТВ. От контактов с хазарами они получили основы культуры и что самое главное - основы военного искусства. Наличие у членов рода Сельджуков еврейских имен вполне можно объяснить иудаизмом среди части тюрок. Но в Закавказье они столкнулись с активно действующим исламом, что и привело в конечном итоге к переходу сельджуков в мусульманскую религию.

Есть еще одно объяснение тюркской вездесущности на страницах истории. Да, их было много, но не все исторические тюрки являлись таковыми на самом деле. Так, многие угорские племена были объявлены тюрками. Те же печенеги, гунны, хазары (точнее их угорские компоненты до контактов с семитами). И если бы до наших дней не дожили нации венгров и осетин, то и венгры и часть аланов тоже, скорее всего, были бы объявлены историками тюрками.

Известный историк профессор А. Г. Кузьмин в работе «Хазарские страдания» привел пример с расшифровкой салтово-маяцких надписей (район лесостепной части Подонья, где обитали в основном аланы). «Не отрицая алано-болгарской принадлежности поселений и могильников Подонья, М. И. Артамонов стал склоняться к мысли, что и эти народы были ассимилированы тюркоязычными хазарами. Эту мысль вроде бы проверил и подтвердил тюрколог А. М. Щербак, прочитав ряд надписей салтово-маяцкой культуры как тюркские, и М. И. Артамонов немедленно принял это прочтение как огромной важности факт». Это было в 1954 году. А в 1971 году выяснилось, что «Щербак не только неверно перевел, но даже неверно воспроизвел все надписи, поскольку в оригинале их даже и не видел. В действительности - одни надписи оказались алано-осетинскими, а другие - черкесскими».

Но вот что любопытно: в 1976 году, т. е. пять лет спустя, выходит книга С. А. Плетневой «Хазары». «Заключение М. И. Артамонова приняла и С. А. Плетнева, признав вероятным, что уже к середине VIII века на территории каганата распространился „общий язык“, который восприняли „даже ираноязычные аланы“» (А. Г. Кузьмин). Тюркизм по-прежнему торжествует!

В труде Масуди «Россыпи золота» читаем: «Затем следует царство Алан (ал-Лан), царь которого называется К. рк. ндадж, что является общим именем для всех их царей». В примечаниях к труду сообщается, что К. рк. ндадж - возможно, турецкий почетный титул (кэр-кун-дедж), а элемент кэр встречается во многих турецких именах и словах. Еще немного и глядишь, историки признают в некоторых аланских племенах вовсе не индоевропейцев, а тюрок.

Между тем появление этого титула у аланов вполне объяснимо с точки зрения АВ. В тех же примечаниях к труду Масуди сообщается об именах северокавказских эмиров: это Исхак бен Кундадж и Исхак бен Кундаджик бен Урхур. А имена-то еврейские! Исхак, СЫН Кундаджа. Бен - это ивритское «сын» (по-арабски «сын» - ибн). Поэтому нам сразу же заявляют, что эти эмиры могли иметь хазарское происхождение. И здесь я соглашусь с традиционными историками. Действительно, эти имена хазарского, т. е. ЕВРЕЙСКОГО (по АВ) происхождения. Кундадж тоже, получается, имя семитского корня.

Как звали аланских царей? К. рк. ндадж. Иначе: Кэр Кундадж. Но «кэр» - это слегка испорченное семитское «сар», т. е. «царь, правитель»! Таким образом, мы имеем, что аланского царя звали «царь Кундадж». Откуда семитские имена у аланов? Вполне возможно, что этот царь Кундадж был родом из хазар, т. е. евреев. Семиты практиковали посажение на трон подчиненных им племен своих соплеменников.

Через несколько веков сельджуков сменили родственные им турки-османы. В самом конце XV века, когда в Испании начались гонения на евреев, именно османы пригласили к себе этих беженцев (иноверцев!) и даже создали условия для их жизни и торговли.

Введение

Происхождение турок, как и происхождение почти любого народа, любой этнической общности,- сложный исторический процесс. Этнические процессы, обладая определенными общими закономерностями, в то же время имеют в каждом конкретном случае свои особенности. Например, одной из особенностей этногенеза турок был синтез двух основных крайне отличавшихся один от другого этнических компонентов: переселившихся на территорию современной Турции тюркских кочевников-скотоводов и отдельных групп местного оседлого земледельческого населения.

В то же время в образовании турецкой народности проявилась и одна из закономерностей этнической истории - ассимиляция турками, при их преобладающей численности и социально-политической гегемонии, части покоренных ими народов.

Моя работа посвящена сложной проблеме этногенеза и этнической истории турецкого народа. На основе исторических, антропологических, лингвистических и этнографических, образование турецкой феодальной народности, особенности формирования гурецкой нации. В настоящей работе (предпринята попытка рассмотреть все особенности этногенеза турок, образования турецкой народности, а затем и турецкой нации, выделив при этом общее и особенное.

Базой для такого анализа послужили исторические факты - письменные источники, а также данные антропологической и этнографической науки.

История Древнего Востока и тюрков имеет большую протяженность государственных образований в долинах Нила и Евфрата во второй половине IV тысячелетия до н.э. и заканчиваем для Ближнего Востока 30-20-ми гг. IV в. до н.э., когда греко-македонские войска под руководством Александра Македонского захватили весь Ближний Восток, Иранское нагорье, южную часть Средней азии и северо-западную часть Индии.

Что касается Средней Азии, Индии и Дальнего Востока, то древняя история этих стран изучается до III-V вв н.э. Эта граница является условной и определяется тем, что в Европе в конце V в.

н.э. пала Западная Римская империя и народы европейского континента вступили в период средневековья. Географически территория, называемая Древним Востоком, простирается с запада на восток от современного Туниса, где располагалось одно из древнейших государств — Карфаген, до современных Китая, Японии и Индонезии, а с юга на север — от современной Эфиопии до Кавказских гор и южных берегов Аральского моря. В этой обширной географической зоне существовали многочисленные государства, оставившие яркий след в истории: великое Древнеегипетское царство, Вавилонское государство, Хеттская держава, огромная Ассирийская империя, государство Урарту, мелкие государственные образования на территории Финикии, Сирии и Палестины, Троянское Фригийское и Лидийское царства, государства Иранского нагорья, в том числе, мировая Персидская монархия, в состав которой входили территории почти всего Ближнего и частично Среднего Востока, государственные образования Средней Азии, государства на территории Индостана, Китая, Кореи и Юго-Восточной Азии.

В данной работе я исследовала различные проблемы этнической истории турок — их происхождение, состав, первичный ареал расселения, культуру, религию и т.д.

Эта работа в основном поиск и интерпретация исторических источников, археологических открытий и другое.

Здесь рассматривается решение проблемы определения территории расселения этносов, в частности, тюркоязычних, в свете их миграций и этно-социального развития, в частности процесса ассимиляции.

Поэтому данное исследование представляет краткий обзор истории миграции тюрков — кочевников, развития их общества и государственных образований за историческое время.

В первую очередь определить ареал обитания тюрков и методология исследования процесса этногенеза.

Я узнала, что большую роль в кочевом обществе играли вожди, их роль иногда была решающей в создании государств и консолидации племен.

«Когда в степи с? являлся талантливый организатор, он собирал вокруг себя толпу сильных и преданных людей, чтобы подчинить с их помощью свой род, и, наконец, племенной союз». При успешном стечении обстоятельств, таким образом, создавалась крупная государство.

Таким образом в Азии в VI-VII веке тюрки создали государство, которому дали свое и? мя — Тюркский каганат. Первый каганат — 740 г., второй — 745 г.

В VII веке основным ареалом тюрков стала обширная область в Средней Азии, получившая название Туркестан.

В VIII веке большую часть Туркестана завоевали арабы. И поэтому уже в IX веке турки создали свое государство во главе с ханом Огузы. Далее сложилась крупная и могущественная держава Сельджуков. Привлекательность тюркского правления привлекало много населения на свою сторону. Люди целыми селами приходили на землю Малой Азии, принимали ислам.

Турецкая народность сложилась к середине XVI века из двух основных этнических компонентов: тюркских кочевых племен скотоводческих, главным образом Огузская и туркменских, мигрирующих в Малую Азию с востока в период сельджутських и монгольских завоевателей XI — XII веков, и местного малоазийского населения: греков, армян, лазов, курдов и других.

Часть тюрков проникла в Малую Азию с Балкан (узы, печенеги. Формирование турецкой нации завершилось к началу XX века, ко времени распада Османской империи, и образования Турецкой Республики.

Глава I. Древние тюрки

Древние тюрки принадлежали к миру кочевых обществ, роль которых в этнической истории Старого Света чрезвычайно велика.

Перемещаясь на огромные расстояния, смешиваясь с оседлыми народами, кочевники — номады — не раз перекраивали этническую карту целых континентов, создавали гигантские державы, изменяли ход общественного развития, передавали культурные достижения одних оседлых народов другим, наконец, и сами внесли немалый вклад в историю мировой культуры.

Первыми кочевниками Евразии были индоевропейские племена.

Именно они оставили после себя в степях от Днепра до Алтая первые курганы — захоронения своих вождей. Из тех индоевропейцев, что остались в причерноморских степях, позже сложились новые кочевые союзы — ираноязычные племена киммерийцев, скифов, саков, савроматов.

Об этих номадах, повторивших в I тысячелетии до н.э. маршруты своих предшественников, много сведений содержат письменные источники древних греков, персов, ассирийцев.

Восточнее индоевропейцев, в Центральной Азии, возникла другая крупная языковая общность — алтайская.

Большинство племен здесь составили тюрки, монголы и тунгусо-маньчжуры. Возникновение номадизма — новая веха в экономической истории древности. Это было первое крупное общественное разделение труда -отделение пастушеских племен от оседлых земледельцев. Быстрее стал развиваться обмен продуктами сельского хозяйства и изделиями ремесла.

Взаимоотношения номадов и оседлых жителей не всегда были мирными. Кочевое скотоводство очень производительно на единицу затраченного труда, но мало производительно на единицу используемой площади, при расширенном воспроизводстве оно требует освоения все новых и новых территорий.

Покрывая в поисках пастбищ огромные расстояния, кочевники часто заходили и на земли оседлых жителей, вступая с ними в конфликт.

Но кочевники совершали и набеги, вели завоевательные войны против оседлых народов. У племен номадов, в силу внутренней социальной динамики, появлялась своя элита — разбогатевшие вожди, родовая аристократия. Эта родоплеменная верхушка, возглавляя крупные союзы племен, превращалась в кочевую знать, еще больше богатела и укрепляла свою власть над рядовыми кочевниками.

Она-то и направляла племена на захват и грабеж земледельческих территорий. Вторгаясь в страны с оседлым населением, кочевники облагали его данью в пользу своей знати, подчиняли целые государства власти своих вождей. При этих завоеваниях возникали гигантские державы кочевников — скифов, гуннов, тюрков, татаро-монголов и другие. Правда, все они были не слишком долговечны.

Сельджуки и Османская империя

Как подметил еще советник Чингис-хана Елюй Чуцай, можно завоевать вселенную, сидя на коне, но управлять ею, оставаясь в седле, невозможно.

Ударной силой ранних кочевников Евразии, например, арийских племен, были боевые колесницы.

Индоевропейцам принадлежит приоритет не только доместикации кона, но и создания быстрой и маневренной боевой колесницы, основной особенностью которой были легкие колеса, имевшие втулку со спицами. (Прежде, например в Шумере IV тысячелетия до н.э., боевые повозки имели тяжелые колеса — сплошные деревянные диски, вращавшиеся вместе с осью, на которую были насажены, а запрягали в них ослов или волов.) Легкая конная колесница начала свое триумфальное шествие с III тысячелетия до н.э.

Во II тысячелетии она получила широкое распространение у хеттов, индоариев, греков, в Египет ее занесли гиксосы. На колеснице обычно помещались возница и стрелок из лука, но были и совсем небольшие повозки, на которых возница являлся одновременно и лучником.

С I тысячелетия до н.э. основным и, пожалуй, даже единственным родом войск кочевников стала конница, применявшая в сражениях конно-стрелковую тактику массированного удара: на врага неслась конная лава, извергавшая тучи стрел и дротиков.

Впервые ее широко применили киммерийцы и скифы, они же создали и первую кавалерию.С детства номады были отличными наездниками, натренированными для долгих переходов, хорошо владели оружием и приемами ] кавалерийского боя. Более слабое развитие у кочевых племен по сравнению с оседлым населением классовых отношений — и в эпоху рабовладения, и в эпоху феодализма — вело к долгому сохранению патриархальных и родоплеменных связей.

Эти связи маскировали социальные: противоречия, тем более, что наиболее жесткие формы эксплуатации — грабеж, набеги, сбор дани — были направлены вовне кочевого общества, на оседлое население. Все эти факторы сплачивали племя крепкой военной дисциплиной, что еще больше повышало боевые качества племенного войска.

Гумилев Л.Н.

Как образовалась турецкая нация.

Первые турки, которые составили могуществобудущей Турецкой империи, -это была кучка беглецов из Средней Азии – туркменов, которые убежали от монголов и, обратились к местным сельджукским султанам, попросили место для поселения. Иконийский султанат разрешил им поселиться на окраине своих владений, около места Бурса, на границе с Никейской империей.

И они начали, подобно крестоносцам, священную войну за мусульманскую веру – джихад, и пригласили всех желающих принять в ней участие.

Со всего мусульманского востока стекались пассионарии, которые готовы были сражаться за веру ислама до тех пор, пока у них сабля не затупится, и до тех пор, пока не получат достаточное количество богатства и жен, потому на Востоке жены тоже считаются, большим достижением.

Им выдавали на захваченных землях очень маленькие участки для сельского хозяйства, назывались они тимары. Это такая усадьба, где семья обрабатывает садик сама, но тимарион обязан был приходить вооруженнымна собственном коне, с собственным оружием и служить в конном войске.

Тимариотами становились и черкесы, и курды, и какие-то не разложившиеся араба, и в большом количестве сельджуки, туркмены, иногда даже европейцы, татары из Крыма – кто угодно.

Каждый, кто произносилисповедование ислама, становился турком, а если он хотел служить в армии, то становился тимориотом, то есть он воевал и не платил налоги, потому что налог он платил кровью.В 14 векетимориоты перенесли свои боевые действия в Европу. В это время одной конницей было не обойтись. Нужна была пехота. И тогда они создали «новое войско» (янг чарик)-то, чтоу нас называется янычары.

Войдя в Европе, на Балканский полуостров, турки стали брать у завоеванных болгар, македонян, сербов и греков дань мальчиками от 7 до 14 лет. Мальчиков обращали в ислам, очень хорошо кормили, обучали: богословию, так сказать, закону Божьему – закону Аллаха, потом – военному делу и делали из них пехоту. Жили они в казармах, имели котлы, из которых ели совместно кашу, очень вкусную кашу им делали, сытную. Часть из них служила в артиллерии, часть –в пехоте.

Это была самая лучшая пехота, не уступавшая лучшей в то время в Европе швейцарской пехоте. Атаки рыцарской европейской конницы на рядах янычаров захлебывались, также персидские конные войска не могли прорвать строй янычар. Боевое товарищество у них было изумительно крепкое, несмотря на то, что это были ребята не только из самых разных областей, но даже из разных этносов.

Сербы, болгары, греки, македоняне, албанцы, румыны – все могли попасть в янычары, надо было быть христианином, обращенным в ислам. Потом-тоони стали жениться, семьи заводить, но ночевали у себя в казармах (только по отпускам ходили к женам), и ели из общего котла, и представляли надежнейшую и вернейшую силу султана.

Но без флота нельзя. Раз уж они вышли в Средиземное море, то нужен был флот.

Тайны истории. Исторические факты

На флот набрали авантюристов по всему Средиземному морю. Это были итальянцы, и греки, и берберы. Приезжали, понимаете ли, и датчане, норвежцы, которые нанимались в турецкий флот и переходили в мусульманскую религию.

И они образовали корсарский, пиратский флот на Средиземном море, который свирепствовал так, что Испания дрожала, Франция еле-еле держалась, берега Италии постоянно подвергались нападениям, и плаванье по Средиземному морю было делом сложным.До 19 века существовали эти корсарские города-пираты, базировавшиеся на Тунисе, Алжире…Испанский, венецианский, папский флот терпел поражение от этих головорезов.

Вот так создался османский этнос, с турецким языком в основе, из совершенно разнообразных субстратов. Объединяющим здесь была военная служба, государственная служба и политическое подданство при обязательной вере в ислам.Во время своих походов они набирали огромное количество невольниц, которых делали своими женами, а их дети от разных невольниц пополняли армию.

Сами себя они называли не турки, а муслим (мусульмане). Мы их называем османами (турки-османы). А турками считалось туркменское население внутренней части МалойАзии, где было два или даже три мусульманскихгосударства, завоеванное этими османами довольно позднов 15 веке.Причем, надо сказать, что настоящие турки, сопротивлялись этому завоеванию со страшной силой.

И когда их подчинили, то тоже заставили служить в войске, но в качестве неполноправных, легковооруженных вспомогательных воинов – акинджи.

Статьи сайта частично вошли в книгу «Огненная наука Л.Н.Гумилева. Диалоги. Как писать историю». Книга издана в марте 2018 года.

Религия Турции — Ислам

Турция является редким исключением среди мусульманских стран, так как религия официально отделена от государства и не участвует в политике.

Согласно указу первого президента Турции религия всех мусульман – ислам перестал считаться государственной религией с 1928 года. Мустафа Кемаль Ататюрк сделал много для становления Турции как светского государства.

Однако большая часть населения Турции продолжает считать себя мусульманами, и ислам по-прежнему оказывает существенное влияния на жизнь страны. В каждом поселении Турции обязательно находится мечеть, а общее количество мечетей достигает 72 тысяч.

Традиции религии Ислам

Ислам является одной из самый распространенных и молодых мировых религий.

Ислам как религия возник в 7 веке на западе Аравийского полуострова. Пророком новой религии стал Мухаммед, который проповедовал среди соплеменников принципы единобожия и покорности Аллаху Догмат единобожия является ключевым моментом религии Ислам. Также Ислам требовал соблюдения праведного образа жизни и священных заповедей священного писания Коран. Книга Коран представляет сборник проповедей и наставлений для мусульман. В нем собраны запреты на употребление свинины, спиртных напитков и азартных игр.

Также Коран описывает правила повседневного быта и нормы морали для мусульман.

Согласно религии Ислам каждый мусульманин должен пять раз в день возносить молитву Аллаху, называемую намаз.

Поэтому ежедневно муэдзин с минарета мечетей оповещают верующих о времени молитвы. Первый призыв к молитве звучит в шесть часов утра, что очень раздражает русских туристов, желающих поспать подольше. Остальными важными традициями Ислама являются пост, паломничество к Мекке и благотворительная милостыня. Один раз в год все мусульмане должны соблюдать пост, который означает отказ от всех удовольствий в течение месяца Рамазан. Однако мусульманский пост характерен лишь запретом лишь в дневное время, а после захода солнца все возвращается на свое место.

Главным праздником мусульман считается праздник жертвоприношения — Курбан-байрам.

Ислам в Турции

Самой распространенной конфессией мусульман в Турции являются сунниты, которые составляют около 75 % населения.

Существенное распространение в религии Турции получила конфессия шиизм, составляющей около 20% мусульман. Также в Турции проживают православные христиане, иудеи и католики. Современная Турция отличается высоким уровнем религиозной терпимости.

В современной Турции под влиянием запада ускоряется ритм жизни, что вносит свои коррективы в религиозную жизнь страны.

Турки османские

В крупных городах Турции на курортах нет религиозных запретов на одежды для туристов, как это требует Коран.

Все чаще мусульмане Турции вместо традиционного пятикратного намаза совершают только двукратную молитву: утром и вечером.

Современные тенденции светского государства наложили отпечаток и на другие традиции ислама. Обязательными традициями ислама в Турции остаются только запрет на употребление свинины и циркумцизия. В современной Турции далеко не все турки согласны с традицией паломничества совершеннолетних в Мекку. Это касается и явного запрета алкоголя Кораном, который соблюдается только в Рамадан.

Турки османские

или отманские , также османы , османлисы (по имени основателя династии Османидов Османа, Отмана) - народ юго-западной ветви тюркского (см. Тюрки) племени, потомки древних канглов, живших в области Сырдарьи, в свое время основавших империю сельджуков (см.). После распадения последней они объединились в XIV в. под владычеством Османидов, вождей другой отрасли канглов (cayi-kanli = канглы рода каи), которые под напором монголов переселились из Хорасана в Армению, а восемь лет спустя, вынужденные снова уйти от нашествии монголов, перешли в Малую Азию, где сначала стали ленниками сельджуков, а после разрушения монголами государства этих последних, при Османе, стали во главе разрозненных частей распавшегося государства и основали Оттоманскую империю (см. Турция). Т. входят в состав трех государств: Турции (османы Турции: 10000000 д., из них громадное большинство, свыше 9 млн., сосредоточено в Малой Азии), Персии (2000000) и России, в Карсской обл. и Кутаисской губ. (свыше 70000). Османы Турции, кроме того, делятся на оседлых жителей городов и земледельцев, совершенно утративших родовой быт, и кочевых (юруки около Айдина, в числе 200000 д., затем туркмены и юруки около Смирны, в числе до 300000 д., авшары в Антитавре, пришедшие, по их преданиям, из Хорасана, ногаи около Адана, переселившиеся из Закавказья после Крымской войны и др.), сохранивших разделение на роды, названия которых обнаруживают родство с другими тюркскими народностями (иранскими тюрками и туркменами). Т. персидские и закавказские тоже сельджукского происхождения, но сильно перемешанные с присоединившимися к ним в XIII в. тюрками и монголами армии Гулагухана. Племенное единство османских Т. основывается исключительно на общности языка (османское наречие южно-тюркских диалектов, по Радлову, или восточно-тюркских, по Вамбери), мусульманской религии и культуры и общности исторических традиций. В частности, турецкие османы объединены общностью политически господствующего класса в Турецкой империи. Зато в антропологическом отношении Т. совершенно почти утратили первоначальные черты тюркского племени, представляя в настоящее время самую разнородную смесь различных расовых типов в зависимости от той или другой поглощенной ими народности, в общем более всего приближаясь к типам кавказского племени. Причина этого факта заключается в том, что первоначальная масса Т., вторгшихся в Малую Азию и на Балканский полуо-в, в дальнейшем периоде своего существования, не получая никакого нового притока из среды других тюркских народов, благодаря беспрерывным войнам постепенно уменьшалась в своей численности и вынуждена была включать в свой состав насильно отуреченные ими народности: греков, армян, славян, арабов, курдов, эфиопов и т. д. Еще при сельджуках масса греков-христиан стали ренегатами, а при Османидах массовые насильственные обращения, образование из христианской молодежи корпусов янычаров, многоженство, наполнявшее гаремы Т. красавицами самых различных стран и рас, рабство, введшее в дома Т. эфиопский элемент, наконец, обычай изгнания плода - все это постепенно уменьшило тюркский элемент и способствовало нарастанию элементов чуждых. Поэтому среди Т. мы встречаем все переходы до типа с нежными, изящными очертаниями лица, сферическим строением черепа, высоким лбом, большим лицевым углом, прекрасно сформированным носом, пышными ресницами, маленькими живыми глазами, кверху загнутым подбородком, нежным телосложением, черными, слегка вьющимися волосами, богатой растительностью на лице. Нередко также между турками встречаются даже белокурые и рыжие индивиды (Riegler). В частности, по отдельным районам Вамбери отмечает: преобладание черт курдского типа в области Древней Армении (начиная от Карса до Малатии и Кароджского хребта), хотя с более темноватым цветом лица и менее удлиненными очертаниями лица, арабского по сев. границе Сирии, наконец, однородного греческого типа в Сев. Анатолии, типа, который по мере приближения к морскому побережью становится, впрочем, все менее однообразным. Что касается Европейской Турции, то даже Стамбул представляет смесь самых различных типов переднеазиатских, кавказских и греко-славянских, смесь, кажущаяся однородной исключительно только благодаря однообразному покрою одежды, головному убору, бритой голове и нестриженой бороде и т. д. Измерения Вейсбаха и Ивановского над ста черепами из разных мест Европ. Турции дали подавляющее большинство долихоцефалий (сред. гол. указ.: 74), остальные с показат. 80-81 (субрахицефалия). У 143 Т., измеренных Елисеевым в Малой Азии, рост оказался в среднем 1,670, а головной указатель 84, причем брахицефалов и суббрахицефалов 60% (преимущ. среди кочевников) долихоцефалов и субдолихоцефалов только 20% (среди городского населения). У 40 Т. Ахалцыхского и Ахалкалакского районов, измеренных г. Пантюховым, рост оказался 1,660, а головной указатель 84,70. Между тем для всей тюркской расы характерна гипербрахицефалия с головным показателем 85-87 и средняя роста в 1,670-1,680. При всей разнородности своего этнического состава Т. объединены тем внутренним всепроникающим единством, которое может дать одно только мусульманство, система столько же религиозная, сколько социально-политическая. Но и мусульманская культура по историческим, этническим, климатическим условиям отлилась у турок в резко национальную форму, значительно отличную от сельджукской и других мусульманских благодаря последовательному влиянию трех различных культур: сначала персидской (в периоде вплоть до завоевания Сирии), оставившей свои следы до настоящего времени в языке, пристрастии к персидским оборотам и в некоторых обычаях (напр. обычай одаривать друг друга в дни весеннего равноденствия сладостями), затем арабской, специфически-мусульманской, отразившейся своим характером на народном языке, нравах и общественной жизни, наконец, византийской, отразившейся не только на материальной культуре, государственных учреждениях, но даже и в наиболее консервативной области, религиозной. Такие, например, отступления от религиозной традиции, как ношение короткого платья, так называваемых salta вместо традиционных длинных плащей, бритье бороды, рассматриваемые другими мусульманскими народами за грех ренегатства, явились результатом византийского влияния. От чисто тюркских обычаев Т. сохранили весьма немногое. В некоторых местах в Анаталии новорожденные обсыпаются солью и обмазываются жиром, как у киргизов. Как у этих последних, новобрачная торжественно вводится в дом жениха, хотя уже не верхом, а на носилках, и ей строжайше запрещается показаться без покрывала своему свекру и называть по имени свою свекровь. Из института калыма сохранился лишь обычай сделать отцу невесты подарок деньгами в пользу последней. Семейный котел играет еще такую же важную роль, как у номадов, а у янычар он считался предметом поклонения, и гость наносил тягчайшее оскорбление хозяину, не отвесив поклона котлу. Пристрастие к выделке оружия, коню и скотоводству - такое же переживание культуры номада. Что особенно выделяет Т.-османа от физически родственных ему окружающих его христианских и мусульманских элементов (арабов, армян, греков), это его психический склад, манеры, его внешний habitus изобличающие прежнего тюрка степей. Турок тяжел на подъем, солиден, серьезен, лишен восточной суетливости, враг болтливости и навязчивости, в делах честен и прям до суровости; сельское население, особенно в Малой Азии, трудолюбиво, выносливо и гостеприимно. Мусульманская религия, положение господствующего класса, рабство, многоженство, южный климат - все это наложило особенный отпечаток на нравы и психику городского класса, жизнь которого странно складывается из ревностной религиозности, любви к праздности, наслаждениям, кейфованию и глубокого равнодушия ко всему остальному. В то же время все это не мешает Т. проявлять храбрость и выдержку, стойкость, когда к этому побуждает его религиозный фанатизм или прорвавшееся народное недовольство. Так или иначе, рядом с энергичными и бойкими греками и армянами Т. в экономическом отношении совершенно бессильны, и существование их как нации покоится только на шатком политическом господстве. Ср. Vàmbéry, "Das Türkenvolk" (Лпц., 1885); H. A. Аристов, "Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей" ("Живая старина", вып. III. и IV, 1896); Пантюхов, "Антропологич. наблюдения на Кавказе" ("Зап. Кавк. отд. И. Р. Г. О., т. XV, 1893 г. и отд.). А. Елисеев, "Антропологические заметки об обитателях Малой Азии. II. Турки-османы" "Изв. Антропологич. отд. Общ. люб. естеств. и этногр.", т. LXXI). См. также Тюрки, Турция и литературу к этим словам.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Турки османские" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Турки (значения). Запрос «Турок» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Турки … Википедия

    Османские монархи от Османа I до Мехмеда V Османские султаны, иначе султаны Османс … Википедия

    Османские султаны, иначе султаны Османской империи. Турки османы происходили из огузского племени кыйа, обитавшего в Средней Азии в области Балха. Спасаясь от нашествия монголов, часть племени откочевала на запад, где их предводители находились… … Википедия

    ОСМАНСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ 14-16 вв. - захватнич. войны Османского военно феод. гос ва (с 15 в. Османская империя) с целью установить господство над обширной тер. в Азии, Европе и Сев. Африке. В 14 15 вв. турки завоевали анатолийские княжества, большую часть Балкан, Византийскую… … Военный энциклопедический словарь

    Дата 1340 1396 (1422) Место Балканы Итог Победа Османской империи. Второе Болгарское ца … Википедия

Османы происходили из огузского племени кайы, обитавшего в Средней Азии. Спасаясь от нашествия монголов, часть племени откочевала на запад, где их предводители находились на службе у хорезмшаха Джалал ад-дина. Затем небольшое подразделение кайы, 400-500 шатров во главе с Эрторгулом, направилась во владения румского султана Кай-Кубада I, который пожаловал ему удел в Анатолии на границе с владениями византийцев. Постепенно усилившись, османы захватили огромные территории, включавшие в себя весь Балканский полуостров, Малую Азию, Северную Африку до Марокко, Сирию, Палестину, Аравийский полуостров, Месопотамию, Закавказье, Крым.

Сулайман Шах

Эрторгул (ум. 1282)

Осман I (1282-1326)

В 1402 году среднеазиатский завоеватель Тимур разгромил османов в битве под Анкарой. Султан Баязид I попал в плен, где и умер. Государство их Тимур разделил на части.

После смерти Тимура в 1405 году османы постепенно восстанавливают своё могущество. Впрочем, междоусобная борьба между сыновьями Баязида I продолжалась почти двадцать лет. Закончилась она победой Мурада II, вновь объединившего Порту (официальное название государства).

Сулейман Челеби (в Румелии) 1402-1411

В 1517 году Селим I уничтожил государство мамлюков в Египте и присоединил Египет к своим владениям. Он также присвоил себе титул халифа правоверных, а попавший в плен последний аббасидский халиф доживал при дворе Селима I в почётном плену. Турецкие османские султаны носили титул халифа до 1924 года.

Селим II 1566-1574

Мурад III 1574-1595

Мустафа I 1617-1618

Осман II 1618-1622

Мустафа I (вторично) 1622-1623

Мурад IV 1623-1640

Ибрахим 1640-1648

Мехмет IV 1648-1687

Сулейман II 1687-1691

Ахмет II 1691-1695

Мустафа II 1695-1703

Ахмет III 1703-1730

Махмуд I 1730-1754

Осман III 1754-1757

Мустафа III 1757-1774

Абд ал-Хамид I 1774-1789

Селим III 1789-1807

Мустафа IV 1807-1808

Махмуд II 1808-1839

Абд ал-Маджид I 1839-1861

Абд ал-Азиз 1861-1876

Абд ал-Маджид II (только как халиф правоверных) 1922-1924

С начала XVII века могущество Османской империи стало падать, они неоднократно терпели поражения в войнах с соседями. Соответственно уменьшалась территория государства. После Первой мировой войны она сократилась до полуострова Малая Азия и небольших владений в Европе вокруг города Стамбул.

В 1922 году султан Мехмет VI бежал из Стамбула на Мальту на борту английского крейсера. Практически с этого момента монархия в Турции перестала существовать. Документально это было оформлено в октябре 1923 года, когда была провозглашена Турецкая республика (29.10. 1923).

Использованы материалы кн.: Сычев Н.В. Книга династий. М., 2008. с. 774.

Далее читайте:

Турки , тюрк (самоназвание), народ, основное население Турции (этнографическое описание).

Турецкие государства (за все века их существования).

Турки-сельджуки (правящие династии).

Турецкие эмираты , возникшие в Анатолии после распада Конийского султаната.

Османская империя возникла в 1299 году на северо-западе Малой Азии и просуществовала 624 года, сумев покорить множество народов и превратиться в одну из самых великих держав в истории человечества.

С места – в карьер

Положение турок в конце XIII века выглядело бесперспективным, хотя бы по причине наличия Византии и Персии по соседству. Плюс султаны Конии (столица Ликаонии – области в Малой Азии), в зависимости от которых, пусть и формально, находились турки.

Однако все это не помешало Осману (1288-1326 гг.) территориально расширять и укреплять свое молодое государство. Кстати, по имени своего первого султана турки и стали называться османами.
Осман активно занимался развитием внутренней культуры и бережно относился к чужой. Поэтому многие греческие города, находившиеся в Малой Азии, предпочитали добровольно признать его главенство. Таким образом они «убивали двух зайцев»: и получали защиту, и сохраняли свои традиции.
Сын Османа – Орхан I (1326-1359 гг.) блестяще продолжил дело отца. Объявив, что собирается объединить всех правоверных под своей властью, султан отправился покорять не страны востока, что было бы логично, а западные земли. И первой на его пути встала Византия.

К этому времени империя находилась в упадке, чем турецкий султан и воспользовался. Как хладнокровный мясник он «отрубал» область за областью от Византийского «тела». Вскоре вся северо-западная часть Малой Азии оказалась под властью турок. Закрепились они и на европейском побережье Эгейского и Мраморного морей, а также Дарданелл. А территория Византии сократилась до Константинополя и его окрестностей.
Последующие султаны продолжили экспансию Восточной Европы, где успешно воевали против Сербии, Македонии. А Баязет (1389 -1402) «отметился» разгромом христианского войска, которое в Крестовый поход против турок повел король Сигизмунд Венгерский.

От поражения до триумфа

При том же Баязете случилось одно из самых тяжелых поражений османского войска. Султан лично выступил против армии Тимура и в битве при Анкаре (1402) он был разгромлен, а сам угодил в плен, где и умер.
Наследники всеми правдами и неправдами пытались взойти на престол. Государство оказалось на грани гибели из-за внутренних смут. Лишь при Мураде II (1421-1451 гг.) ситуация стабилизировалась, и турки сумели вернуть контроль над потерянными греческими городами и завоевать часть Албании. Султан мечтал и окончательно расправиться с Византией, но не успел. Стать убийцей православной империи было суждено его сыну – Мехмеду II (1451-1481 гг.).

29 мая 1453 года для Византии настал час Х. Турки осаждали Константинополь два месяца. Столь непродолжительного времени оказалось достаточно, чтобы сломить жителей города. Вместо того чтобы всем взяться за оружие, горожане просто молили бога о помощи, не выходя сутками из церквей. Последний император Константин Палеолог попросил помощи у Папы Римского, но тот потребовал взамен объединение церквей. Константин ответил отказом.

Возможно, город бы и продержался еще, если бы не предательство. Один из чиновников согласился на подкуп и открыл ворота. Он не учел одного важного факта – у турецкого султана помимо женского гарема был еще мужской. Туда-то и попал миловидный сын предателя.
Город пал. Цивилизованный мир замер. Теперь все государства и Европы, и Азии поняли, что настало время новой сверхдержавы – Османской империи.

Европейские походы и противостояния с Россией

Останавливаться на достигнутом турки и не думали. После гибели Византии уже никто не закрывал им дорогу в богатую и неправоверную Европу, даже условно.
Вскоре к империи была присоединена Сербия (кроме Белграда, но турки захватят ее в XVI веке), Афинское герцогство (и соответственно, большая часть всей Греции), остров Лесбос, Валахия, Босния.

В Восточной Европе территориальные аппетиты турок пересеклись с интересами Венеции. Правитель последней быстро заручился поддержкой Неаполя, Папы и Карамана (ханство в Малой Азии). Противостояние длилось 16 лет и закончилось полной победой Османов. После этого уже никто им не мешал «добрать» оставшиеся греческие города и острова, а также присоединить Албанию и Герцеговину. Турки так увлеклись расширением своих границ, что успешно атаковали даже Крымское ханство.
В Европе началась паника. Папа Сикст IV начал строить планы по эвакуации Рима, а заодно поспешил объявить Крестовый поход против Османской империи. На призыв откликнулась одна Венгрия. В 1481 году Мехмед II умер, и эпоха великих завоеваний временно прекратилась.
В XVI веке, когда внутренние смуты в империи утихли, турки вновь направили оружие на соседей. Сначала была война с Персией. Хоть турки в ней и победили, но территориальные приобретения были незначительны.
После успеха в североафриканских Триполи и Алжире, султан Сулейман в 1527 году вторгся на территорию Австрии и Венгрии и уже через два года осадил Вену. Взять ее не удалось – помешала плохая погода и массовые болезни.
Что касается отношений с Россией, впервые интересы государств столкнулись в Крыму.
Первая война произошла в 1568 году и закончилась в 1570 победой России. Империи воевали друг с другом на протяжении 350 лет (1568 - 1918) - одна война приходилась в среднем на четверть века.
За это время было 12 войн (в том числе Азовская, Прутский поход, Крымская и Кавказский фронт во время Первой мировой). И в большинстве случаев победа оставалась за Россией.

Рассвет и закат янычар

Рассказывая об Османской империи нельзя не упомянуть о ее регулярных войсках - янычарах.
В 1365 году по личному приказу султана Мурада I была сформирована янычарская пехота. Комплектовалась она христианами (болгары, греки, сербы и так далее) в возрасте от восьми до шестнадцати лет. Таким образом работал девширме – налог кровью – которым были обложены неправоверные народы империи. Интересно то, что сначала жизнь у янычар была довольно тяжелая. Они жили в монастырях-казармах, им запрещалось заводить семью и какое-либо хозяйство.
Но постепенно янычары из элитного рода войск стали превращаться в высокооплачиваемую обузу для государства. К тому же, эти войска все реже и реже принимала участие в военных действиях.
Начало разложению было положено в 1683 году, когда вместе с христианскими детьми в янычары стали брать и мусульманских. Богатые турки отдавали туда своих детей, решая тем самым вопрос об их успешном будущем – они могли сделать хорошую карьеру. Именно янычары-мусульмане стали заводить семьи и заниматься ремеслами, а также торговлей. Постепенно они превратились в алчную, наглую политическую силу, которая вмешивалась в государственные дела и участвовала в свержении неугодных султанов.
Агония продолжалась до 1826 года, когда султан Махмуд II упразднил янычар.

Гибель Османской империи

Частые смуты, завышенные амбиции, жестокость и постоянное участие в каких-либо войнах не могли не сказаться на судьбе Османской империи. Особенно критичным оказался XX век, в котором Турцию все сильнее раздирали внутренние противоречия и сепаратистский настрой населения. Из-за этого страна сильно отстала в техническом плане от Запада, поэтому начала терять некогда завоеванные территории.
Роковым решением для империи стало ее участие в Первой мировой войне. Союзники разгромили турецкие войска и устроили раздел ее территории. 29 октября 1923 года появилось новое государство - Турецкая республика. Ее первым президентом стал Мустафа Кемаль (впоследствии, он смел фамилию на Ататюрк – «отец турок»). Так закончилась история некогда великой Османской империи.

В 1299 году турки-османы создали на северо-западе Малой Азии новое государство, передает . В первую очередь возможность для создания государства возникла из-за ослабления влияния и мощи Византийской империи.

Одним из руководителей ранней Турции стал Осман Первый. Отколовшиеся от ослабшей Византии государства вели войну друг с другом. Но успешнее всего был именно Осман, которому удалось значительно расширить свои границы. После смерти Османа его потомки распространили свое влияние на Восточное Средиземноморье и Балканы.

Более двух веков Византия пыталась вновь завоевать Османскую империю, но попытки были тщетны. С каждым десятилетием это казалось все более невозможным. Переломным моментом в развитии империи стал захват Бурсы в 1324 году. В 1387 году турки завоевали город Салоники, а затем успешно поработили сербов.

Но более ста лет туркам не давал покоя город Констанинополь (современный Стамбул), принадлежавший в то время Византийской империи. Это был красивый город, утопавший в саду. Около ста лет город был окружен захваченными османами территориями. Но туркам все не удавалось захватить сам город, который несмотря на угрозы существовал.

Главной причиной того, что туркам не удалось быстро захватить Константинополь стало вторжение в Малую Азию страшной силы в лице Тамерлана Великого. Тимур захватил некоторые территории осман, а одного из султанов даже взял в плен. Опустошительные набеги кочевников Тамерлана на долгие годы отвлекли турок от Константинополя. Тем более, в Османской империи несколько десятилетий длилась междоусобная война за престол между родными правителей.

Однако в середине 15-го века правитель осман Мехмед Второй проводит ряд реформ, которые делают империю более жизнеустойчивой. Например, уже тогда появилось негласное правило убивать кандидатам на престол всех своих братьев-конкурентов. Дело доходило даже до убийства младенцев.

В армии была введена жесткая дисциплина, туда набирались только мусульмане, что делало ее более сплоченной.

Благодаря своим нововведениям, Мехмед Второй в 1453 году завоевал Константинополь. А затем и склонил перед собой Трапезундскую империю (современный Трабзон). В 1463 году османы захватили Боснийское королевство, а через несколько лет под натиском турков пали албанские княжества.

В 1475 году туркам удалось захватить весь Крым. В 1478 году Крымское ханство признало османский сюзеренитет. В 1514 году турки разгромили персов и укрепили окончательно свое влияние в Малой Азии.

С восхождением на трон Сулемана Первого Османская империя начала новый поход на европейские государства. Так, в 1521 году пал город Белград. Затем был оккупирован остров Родос. Параллельно турки захватили земли мамлюков на территории Африки, переплыв через Средиземное море.

В 1526 году турки разгромили венгров и убили венгерского короля Лайоша Второго. В 1529 и 1532 годах османы доходили даже до Вены (современная Австрия), но так и не смогли взять ее штурмом.

В XVI-XVII веках Османская империя достигла наивысшей точки своего влияния. В этот период империя османов была одной из самых могущественных стран мира - многонациональное, многоязычное государство, простиравшееся от южных границ Священной Римской империи - окраин Вены, Королевства Венгрия и Речи Посполитой на севере, до Йемена и Эритреи на юге, от Алжира на западе, до Каспийского моря на востоке. Под её владычеством находилась бо́льшая часть Юго-Восточной Европы, Западная Азия и Северная Африка.

Экономика Османской империи была построена на рабстве. С завоеванием новых земель турки привозили рабов на крупные рынки, где их продавали на аукционах. В те годы на невольничьем рынке Стамбула можно было купить рабов из Африки, Азии и Европы. Например, крымско-татарские воины совершали набеги в Восточной Европе и регулярно привозили в Стамбул тысячи рабов из польских, украинских и русских земель.

Также в казну поступали деньги от налогов, которые были особенно высоки для немусульман. Османы также практиковали девширме, своего рода «налог детьми» для немусульманского населения. Это были христианские мальчики с Балкан и из Анатолии, изъятые из своих семей, воспитанные как мусульмане, и зачисленные в самый известный филиал Капикулу, в янычары, специальный отряд османской армии, который стал решающей силой в османском вторжении в Европу.

Падение Османской империи произошло по ряду объективных причин. Главная - это давление религии над государством, что негативно влияло на развитии экономики и производства. Из-за вмешательства мечети Османская империя проиграла конкуренцию европейским державам. Вторая причина - это освоение португальцами и испанцами Южной Америки, а также выход европейцев в Индию в обход Османской империи. То есть если раньше европейские купцы платили огромную дань туркам за проход караванов из Азии в Европу, то с открытием морского пути в Индию эта необходимость отпала. Третья - ввязывание в Первую мировую войну, которая окончательно подкосила экономику страны.

В 1922 году Османская империя официально прекратила существование. Как бы то ни было среди тюркских народов это была самая великая империя, которая простиралась от Африки до Каспийского моря, от Персии до Крымского полуострова.