Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Объясните знаки препинания при выделенных обособленных определениях. Знаки препинания при обособленных обстоятельствах

План урока

  1. Приветствие. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания
  3. Объявление темы и целей урока
  4. Закрепление материала
  5. Домашнее задание

Задачи:

- образовательная :

1) закрепление знаний об обособлении определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами, двумя (тремя) согласованными одиночными определениями;

2) совершенствование умений правильно ставить знаки препинания в предложениях с обособленными согласованными распространёнными и нераспространёнными определениями;

3) правописание Н и НН в причастиях и прилагательных; согласование причастий и причастных оборотов;

- развивающая : развивать пунктуационную зоркость, речь, память, логическое мышление, внимание, волю, эмоции;

- воспитательная : воспитывать интерес к предмету.

Средства обучения: учебник “Русский язык. 8 класс”.С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Масимов и др. – М., “Просвещение”, 2011; презентация по теме урока, таблица “Обособление определений и приложений”, карточки для индивидуальной работы

Ход урока

1. Приветствие. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

Учащиеся читают предложения, выписанные из упр.298 в таблицу

Какие графы вам не удалось заполнить?

Запишите предложение Тишина на рассвете,такая редкая в Москве, только усиливала его волнение .

Назовите грамматические условия обособления согласованных распространённых определений

3. Объявление темы и целей урока

Презентация слайды № 1, 2

Сегодня на уроке мы будем отрабатывать навыки постановки знаков препинании я в предложениях с согласованными распространёнными определениями

4. Закрепление материала

1) Объяснительный диктант

1. Холодный ветер, резкий и упорный, кидает нас, и тяжело грести. 2. В воздухе кружилась сухая трава, листва, сорванная с деревьев, и мелкие сучья. 3. На лес, озябший т нагой, вдруг упадут сырые снегопады. 4. Почти все газели, и африканские, и азиатские, не признают тесноты лесов.

Индивидуальная работа с карточками

Расставьте знаки препинания. Графически объясните их.

1.Ссердитый на вид он был добряк в душе.

2. Благословенна русская земля открытая для доброго зерна.

3. Хмурившаяся с утра погода стала понемногу разъясняться.

4. Осенённая реющей влагой распустила ты пряди волос.

Расставьте и графически объясните знаки препинания. Вставьте пропущенные орфограммы.

Утомлё....ый ходьбой по болоту забрёл я в сарай и заснул глубоко.

2. Из угла комнаты на неё смотрели два глаза (не) подвижные огне... ые.

4. В кристалл холодный убра...ы сады внезапно занесё... ые метелью.

2) Исправление ошибок

Презентация слайды №3

Укажите предложения с пунктуационными ошибками. Исправьте их и выпишите эти предложения, обозначьте пунктограмму.

1.Разгоревшийся на ветру костёр тушили очень недолго.

2. Рассеянный и неспособный, он постоянно подвергался наказаниям.

3. Где-то невидимая глазу журчит вода.

4. Вдруг на яркой полосе пересекающей пол промелькнула тень.

5. Ты молодой и сильный должен идти впереди.

Проверка

Презентация слайды №4

Класс выполняет устно. Затем несколько учеников выполняют эту работу на оценку

4) Конструирование предложений

Презентация слайды №4

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Графически объясните орфограммы и пунктограммы.

Серебря....ые часы(лежащий рядос со стари...ым оружием) красивые и изыска....ые тускло поблёскивали.

Единстве...ая це...ая улмка против (непойма...ый преступник) была легкомысле...о упуще..а сотрудниками (следстве...ая группа).

Преступник оставил свои отпечатки не на дверце (бронирова...ый сейф), а на (приотворё...ая дверь) сте...ого шкафа.

5) Работа с текстом.

Запишите текст под диктовку.

Зима, огромная, просторная, нестерпимо блистающая на снежных пустынях полей, развёртывала передо мной свои диковинные картины.

Поля были беспредельны, и лишь далеко на горизонте темнела полоска леса. Снег скрипел и пел, визжа под полозьями. Развевая седые гривы, храпели лошади. Протяжно покрикивал ямщик, похожий на рождественского деда. По временам мы ехали лесом, и это было сказочное государство, таинственное и неподвижное.

Найдите предложение, в котором заключена основная мысль текста.

Озаглавьте текст так, чтобы в заголовке была выражена эта мысль.

Определите роль обособленных определений в данном художественном тексте.

С помощью каких ещё художественных средств автор рисует удивительную картину зимы? Приведите примеры из текста.

5. Домашнее задание.

Упр.300 или 306 (по выбору)

Комментарии преподавателя по изучаемому материалу

Возможные трудности

Добрые советы

Если перед определяемым словом стоит распространенное определение, то нередко в середине предложения возникает пауза, которую хочется оформить запятой.

Выпущенная недавно издательством «Просвещение» серия брошюр по русскому языку _ была быстро распродана.

Действительно, в подобных случаях есть пауза в середине предложения (после определяемого слова), однако запятую здесь ставить не следует.

Выпущенная недавно издательством «Просвещение» серия брошюр по русскому языку была быстро распродана.

Необходимы ли запятые в следующих случаях?

Входящий в число самых известных ученых России_ академик Павлов мог себе позволить и независимые взгляды по политическим вопросам.

Внезапно разбуженный обстрелом_ начштаба не сразу понял, что происходит.

Запятые при согласованном определении, стоящем перед определяемым словом, ставятся лишь некоторых случаях, а именно:

  • если определяемым словом является личное местоимение;
  • если определение имеет обстоятельственное значение (обычно причины либо уступки).

Входящий в число самых известных ученых России, академик Павлов мог себе позволить и независимые взгляды по политическим вопросам (добавочное значение причины).

Внезапно разбуженный обстрелом_ начштаба не сразу понял, что происходит (добавочное значение уступки).

Как расставить знаки препинания в следующем случае?

Казак, прибывший в полк_ и _ поселившийся в соседней хате, был, казалось, знаком Андрею.

В данном предложении есть два однородных согласованных определения, связанных одиночным союзом И. Между однородными членами, соединенными одиночным союзом И, запятая не ставится.

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастием и деепричастным оборотом

Возможные трудности

Добрые советы

Если перед деепричастным оборотом стоит союз и, где следует ставить запятую: перед ним или после него?

Он повернулся в дверях _ и _ не попрощавшись с хозяином, вышел.

Скорее всего, союз и служит здесь для связи однородных сказуемых. Он никак не связан с деепричастным оборотом, поэтому в оборот его нельзя включать. Запятая ставится непосредственно перед оборотом после союза и.

Он повернулся в дверях и, не попрощавшись с хозяином, вышел.

Всегда ли деепричастие и деепричастный оборот обособляются?

Нет, обособление отменяется в следующих случаях:

1) деепричастный оборот перешел во фразеологизм наречного значения (спустя рукава, сломя голову и др.):

не бросайся в драку_очертя голову;

будем работать _ засучив рукава.

2) одиночное деепричастие потеряло глагольное значение и приобрело наречное значение (напр. нехотя, шутя, не глядя, крадучись, играя и др.):

тогда я _ шутя_ поднимал восьмипудовые мешки (т.е. легко).

топором он махал _ играя, без всякого напряжения.

3) одиночное деепричастие (а иногда и деепричастный оборот), стоя после сказуемого, тесно сливаются с ним по смыслу (вплоть до того, что становятся частью сказуемого). Именно на него падает логическое ударение в этом предложении:

Юрик продолжал жонглировать _сидя (говорящему важно не то, что Юрик жонглировал, а то, что он жонглировал и при этом сидел).

Как следует расставлять запятые, если в предложении встречаются два деепричастных оборота, между которыми стоит союз и (или, либо)?

Дым плыл клубами _ поднимаясь вверх_ и_ расползаясь под сводами пещеры.

Седой человек вышел вперед_ несколько поколебавшись_ и_ подняв руку_ призвал к молчанию.

В этом случае пунктуационное оформление может быть разным. Если оба оборота зависят от одного сказуемого и являются однородными обстоятельствами, то они выделяются запятыми как единая структура, не отделяясь друг от друга.

Дым плыл клубами, /поднимаясь вверх и расползаясь под сводами пещеры/.

Обособленные определения и обособленные приложения

Могут обособляться как согласованные, так и несогласованные определения.

Согласованные обособленные определения обычно выражаются причастными оборотами и оборотами на базе прилагательного.

Волны, рвущие побережье на части , гудели победно и грозно.

Вразвалку вошел мастер, весь черный от угольной пыли .

Реже согласованные обособленные определения бывают выражены одиночными причастиями и прилагательными.

Спящий, он казался ей еще суровей .

Постройки, новые, свежие , казались пряничными.

Особым случаем обособленного определения считается обособленное приложение - определение, выраженное существительным.

Особенно лицеисты полюбили Галича, профессора российской и латинской словесности .

Не следует путать обособленные согласованные определения с придаточными определительными предложениями.

Несогласованные обособленные определения обычно выражаются оборотами, в основе которых находится существительное в косвенном падеже, реже - наречие либо форма сравнительной степени прилагательного.

Сторож, в рваной ушанке и рукавицах , тем не менее выглядел внушительно.

Бетонные блоки, впритык и кое-где внакладку , громоздились за участком.

Эта комната, гораздо светлее и шире предыдущей , мне понравилась .

Обособленные обстоятельства. Типы обособленных обстоятельств

Обычно обособляются обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами, а также существительными с производным предлогом.

Почти всегда обособляются обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами.

Обособления не происходит при следующих условиях:

  • Деепричастный оборот перешел во фразеологизм наречного значения (спустя рукава, сломя голову и др.).

Не бросайся в драку_очертя голову!

  • Одиночное деепричастие потеряло глагольное значение и приобрело наречное значение (например нехотя, шутя, не глядя, крадучись, играя и др.).

Живите-ка _ смеясь! (Т.е. весело, без забот.)

Шел он _ не торопясь. (Т.е. медленно.)

  • Одиночное деепричастие (а иногда и деепричастный оборот), стоя после сказуемого, тесно сливается с ним по смыслу (вплоть до того, что становится частью сказуемого). Именно на деепричастие падает в этом случае смысловой акцент предложения.

Особенно трудно биатлонистам стрелять _стоя. (Говорящий имеет в виду не то, что биатлонистам трудно стрелять, а то, что им трудно стрелять стоя.)

Старуха стояла _ опустив голову. (Говорящему важно не то, что старуха стояла, а то, что она стояла с опущенной головой.)

Подробнее об условиях обособления деепричастий и деепричастных оборотов см.: Знаки препинания при обoсобленных обстoятельствах, выраженных деепричастием и деепричастным оборотом. Обособленные обстоятельства могут выражаться также существительными в косвенных падежах с производными предлогами.

Многие производные предлоги в русском языке имеют значения, которые способствуют смысловому выделению существительных с такими предлогами. Это значения причины, условия, уступки, следствия, сопутствующего события и т. д. Ниже перечисляются производные предлоги, сочетания с которыми обособляются чаще других:

несмотря на что- либо;

невзирая на что-либо;

благодаря чему-либо;

согласно чему-либо;

вследствие чего-либо;

за неимением чего-либо;

в силу чего-либо;

при отсутствии чего-либо;

при наличии чего-либо;

при условии чего-либо;

ввиду чего-либо;

вопреки чему-либо и т. д.

Всегда обособляются обстоятельства, выраженные существительными с предлогом, если они имеют значение уступки (когда одно событие происходит, несмотря на наличие другого, которое является первому помехой).

Несмотря на дожди, погода была теплая.

Невзирая на сопротивление окружающих, он быстро продвигался в толпе.

Обособление других обстоятельств, выраженных существительными с производными предлогами, не является обязательным. Оно зависит от намерений и целей автора, от распространенности или нераспространенности обстоятельств и от их места в предложении.

Обычно обособляются обстоятельства, выраженные существительными с предлогом, если они распространены и стоят в начале либо в середине предложения.

Он, благодаря своим организаторским способностям, оказался неплохим руководителем.

За неимением свободного времени, он не успевал делать всего того, что обещал.

Нераспространенные обстоятельства, выраженные существительными с предлогом, обычно не обособляются, если стоят в конце предложения.

Полк прибыл в гарнизон в пятницу согласно приказу.

Знаки препинания при обособленных согласованных определениях

Согласованные определения обособляются в том случае, если занимают определенную позицию в предложении. Каждая такая позиция становится условием для обособления и требует выделения запятыми.

Условия обособления согласованных определений

1. Согласованное определение обособляется, если стоит после определяемого существительного.

Комната, похожая на шкаф и на гроб, - один из повторяющихся образов романа.

Двигатель, слабенький, двухцилиндровый, меня не впечатлил.

2. Согласованное определение обособляется, если оно относится к личному местоимению.

Почти забытый друзьями, он жил бедно и без затей.

3. Согласованное определение обособляется, если оно содержит добавочное обстоятельственное значение (обычно причины или уступки).

Испуганный и смятенный, Петр не знал, что отвечать. (Будучи испуганным, Петр не знал … - причина.)

Тяжело контуженный, Стругов едва добрался до окопа. (Хотя Стругов был контужен, он добрался … - уступка.)

Иногда перечисленные выше условия обособления не действуют.

Запомните случаи - исключения.

1. Согласованное определение не обособляется, если на него падает логическое ударение (в этом случае определение включается в состав составного именного сказуемого).

Мы вернулись_ сильно уставшие. (Важен не сам факт возвращения, а то, что устали.)

2. Согласованное определение не обособляется, если предложение без него не выражает законченную мысль.

Она приняла вид_ суровый и властный. (Нельзя оставить только: Она приняла вид.)

Это привело к вещам_ крайне странным. (Нельзя оставить только: Это привело к вещам.)

3. Согласованное определение не обособляется, если оно относится к неопределенному местоимению.

Все ждали чего-то_ очень страшного.

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастием и деепричастным оборотом

Обстоятельства, выраженные деепричастием либо деепричастным оборотом, выделяются запятыми.

Девушки, запершись, принялись обсуждать эту новость.

Все, ожидая открытия, волновались.

Запятые не ставятся при следующих условиях:

  • Деепричастный оборот перешел во фразеологизм наречного значения (спустя рукава, сломя голову и др.).

Не бросайся в драку_ очертя голову!

Будем работать_ засучив рукава!

  • Одиночное деепричастие потеряло глагольное значение и приобрело наречное значение (например нехотя, шутя, не глядя, крадучись, играя и др.).

Тогда я_ шутя_ поднимал восьмипудовые мешки (т.е. легко).

Топором он махал_ играя, без всякого напряжения.

  • Одиночное деепричастие (а иногда и деепричастный оборот), стоя после сказуемого, тесно сливается с ним по смыслу (вплоть до того, что становится частью сказуемого). Именно на него падает логическое ударение в этом предложении.

Юрик продолжал жонглировать _сидя (говорящему важно не то, что Юрик жонглировал, а то, что он жонглировал и при этом сидел).

Обратите внимание!

Есть еще несколько случаев, когда деепричастие и деепричастный оборот не выделяются запятыми.

Запятые не ставятся, если деепричастие либо деепричастный оборот связываются с наречием посредством одиночных союзов и, или, либо (наречие и деепричастный оборот являются в этом случае однородными обстоятельствами).

Он всегда говорил правду легко и_ не обращая внимания на выгоды. (В этом предложении наречие легко и деепричастный оборот являются однородными обстоятельствами, связанными союзом и.)

Запятые не ставятся, если зависимым словом в деепричастном обороте является относительное местоимение который (в этой роли оно служит союзным средством в сложноподчиненном предложении).

Есть вопросы, не решив которые_ невозможно двигаться дальше.

Иногда в предложении встречаются два деепричастных оборота, между которыми стоит союз и. В этом случае пунктуационное оформление может быть разным. Если оба оборота зависят от одного сказуемого и являются однородными обстоятельствами, то они выделяются запятыми как единая структура, не отделяясь друг от друга.

Дым плыл клубами, поднимаясь вверх и расползаясь под сводами пещеры.

Если же обороты зависят от разных сказуемых, то каждый из них выделяется запятыми отдельно.

Седой человек вышел вперед, несколько поколебавшись, и, подняв руку, призвал к молчанию.

Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник Лопатин Владимир Владимирович

Знаки препинания при обособленных несогласованных определениях

§ 53. Несогласованные определения, выраженные существительными в форме косвенных падежей с предлогами и относящиеся к нарицательным именам существительным, обособляются :

1) если определяемое слово уже имеет впереди стоящие согласованные определения: Дверь отворяется, и в комнату входит маленький, сухой старик, с острой, седой бородкой, в тяжелых очках на красном, хрящеватом носу, в белом, длинном переднике и с лампой в руке (М. Г.); В альбоме был большой фотографический снимок: внутренность какой-то пустой часовни, со сводами, с блестящими стенами из гладкого камня (Бун.); Был сухой морозный день начала ноября, с серо-свинцовым спокойным небом и реденькими, почти считанными снежинками (Б. Паст.); Был последний холодный предвесенний день, с ветром, хлещущим изморосью (А. Цвет.);

2) если несогласованные определения включаются в ряды однородных членов вместе с согласованными определениями (определяемое слово в таком случае может и не иметь впереди стоящего определения): Художник, ростом невысокий, юношески легкий вопреки своему росту, в берете и бархатной куртке , прошелся из угла в угол (Бун.).

Если же определяемое имя не имеет других (согласованных) определений, то обособление несогласованных определений факультативно. В таком случае обособлению способствует необходимость указания на вполне конкретные, частные признаки предмета или признаки временно?го характера , приписываемые предмету в данный момент: Крошки, размером с конопляное зерно , должны быть тщательно подобраны (Вороб.); Доктор, со шпагою в руке , выбежал в спальню (Тын.). Ср., однако: Продавец в чистом белом халате и синей шапочке обслуживал… клиента (Булг.).

При обозначении постоянных признаков определение не обособляется : На табуретках с золочеными ножками сидел целый ряд дам (Булг.).

§ 54. Обособляются несогласованные определения, если относятся к сочетаниям существительных и распространяющих их необособленных определений: Но вот к крыльцу подъехал господин в пенсне, с изумленными глазами, в черном бархатном берете, из-под которого падали зеленоватые кудри, и в длинной дохе блестящего каштанового меха (Бун.) - определяется словосочетание господин в пенсне ; Рядом со школой я построила общежитие на двадцать человек, с комнатой для дядьки, удобной столовой и светлой кухней (Сол.) - определяется словосочетание общежитие на двадцать человек .

Примечание. Несогласованное определение может не обособляться, если определяемое нарицательное имя само по себе не способно полноценно выразить смысл в данном контексте: И пришел как-то утром, в приемные часы, в кабинетишко Корнилова человек в очках и в странной какой-то , то ли летней, то ли зимней, очень мятой шляпе (Зал.); Впереди него стоял мужчина в шляпе (Шукш.) - слова человек и мужчина в данных контекстах требуют конкретизации путем указания на отличительные признаки (человек в очках и в странной шляпе, мужчина в шляпе ).

§ 55. Обособляются несогласованные определения, относящиеся к собственным именам , поскольку собственное имя само по себе характеризует лицо как единственное и вполне конкретное; определение указывает на признаки, приписываемые лицу в данный момент: Через минуту Иван Маркович и Саша, в пальто и в шапках , спускаются вниз по лестнице (Ч.); Шабашкин, с картузом на голове , стоял подбочась (П.).

§ 56. Обособляются несогласованные определения, относящиеся к личным местоимениям: Сегодня она, в новом голубом капоте , была особенно молода и внушительно красива (М. Г.); Я посмотрела в окно сквозь ветви ясеней и вижу: река вся голубая от луны, а он, в белой рубахе и в широком кушаке с распущен-ными на боку концами , стоит одной ногой в лодке, а другой на берегу (М. Г.); В половине января, ночью, в том же самом пальто, но с оборванными пуговицами , я жался от холода в моем дворике (Булг.).

§ 57. Обособляются несогласованные определения, отделенные от определяемых слов - существительных и местоимений - другими членами предложения: Тотчас, вся в летнем прозрачном солнце , склонилась над ним Мария Щербатова (Пауст.); В легком воздушном платье , вошла она в комнату и села напротив окна .

§ 58. Обособляются несогласованные определения, выраженные сравнительной степенью прилагательных (они имеют значение уточнения): …Там плыли тени, их было много, и одна из них, темней и гуще , чем другие, плыла быстрей и ниже сестер (М. Г.). - Ср. которая была темней и гуще, чем другие; Иногда в общей гармонии плеска слышится более повышенная и шаловливая нота - это одна из волн, посмелее , подползла к нам (М. Г.). - Ср.: которая была посмелее; Длинная, ниже колен , рубаха старика ослепительно белела под луной (Шукш.); Ему показалось, что к дороге, по которой он идет, пристроилась другая, поменьше (Пелев.).

§ 59. Обособляются несогласованные определения, относящиеся к определениям-прилагательным и имеющие значение уточнения: Сквозь нее [зелень] просвечивает голубое, в серебре , небо (М. Г.); Прошел в горницу, разделся, бережно повесил праздничные, с лампасами , шаровары (Шол.); Справа, у подножия сопок, расстилалось большое поле, покрытое высокой, в рост человека , травой (Чак.); Именно в тот канунный, перед бурей , год случились некоторые значительные для Ивана Матвеича происшествия (Леон.). (См. также § 79.)

При отсутствии значения уточнения такие определения не обособляются: Красное в горошек платье выделяло ее в толпе .

§ 60. Несогласованные определения, выраженные инфинитивом, обычно не обособляются, они образуют вместе с именем существительным словосочетание: желание учиться, приказ выехать, идея создать общество милосердия, мечта заняться искусством, распоряжение выполнить задание . Например: Я дал команду залечь и приступить к изучению оборонительной системы противника (Зл.); Нужно иметь мужество признать и свою неудачу (Копт.); Кирилл Иванович ощущал в себе желание повторять каждое слово по нескольку раз, но почему-то боялся делать это (М. Г.).

Инфинитив в качестве определения отделяется от определяемого слова знаком тире , если определяемое имя уже имеет при себе определение. Инфинитивное определение в таком случае приобретает смысл дополнительного разъяснения (возможна вставка слов а именно ): Сбывалась старая вихровская мечта - еще раз прикоснуться щекой к суховатой, вскормившей его груди (Леон.).

Обособленные инфинитивные определения, распространенные и нераспространенные, располагаются в конце предложения: - Я наложу на всех одну обязанность - творить (М. Г.); А почему бы вам, скажем, не задаться простой и очень важной целью - сэкономить средства, выделенные государством вашей школе (газ.).

При расположении внутри предложения инфинитивные определения, даже при наличии дополнительных определений при определяемом имени, не обособляются: Но, может быть, моя способность постигать окружающий мир для того и дана мне, чтобы когда-нибудь перенести меня в другое пространство? (Зал.).

При расположении внутри предложения инфинитивные определения могут приобретать характер вставных конструкций с уточняюще-разъяснительным значением и тогда выделяются с двух сторон тире (или скобками): Два эти сами по себе совершенно разные события - покинуть родную землю и ступить на землю Франции , - каждое из которых должно бы явиться самостоятельным грандиозным событием, сливаются в два-три общих слова телеграфного текста: «Долетел благополучно» (Сол.). (См. также § 97.)

Из книги Справочник по русскому языку. Пунктуация автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 51. Знаки препинания при диалоге 1. Если реплики диалога даются каждая с абзаца, то перед ними ставится тире:- Значит, немец спокоен?- Тишина.- Ракеты?- Да, но не очень часто (Каз.).2. Если реплики следуют в подбор без указания, кому они принадлежат, то каждая из них

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЗН) автора БСЭ

§ 71. Альтернативные знаки препинания 1. При сложных подчинительных союзах запятая ставится один раз - или перед всем союзом, или, в зависимости от смысла, интонации, определенных лексических условий, перед второй частью (первая входит в состав главной части

Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 72. Вариативные знаки препинания Часто в печати встречается различное пунктуационное оформление аналогичных текстов. Выше, например, говорилось, что перед присоединительной конструкцией могут стоять разные знаки препинания: запятая, тире, точка, многоточие (см. § 24,

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

Из книги Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник автора Лопатин Владимир Владимирович

§ 123. Знаки препинания при диалоге Если реплики диалога даются с нового абзаца, то перед ними ставится тире, например: – Родные есть? – Нет никого. Я один в мире. – Знаешь ли грамоту? – Да. – Знаешь ли какой-либо язык, кроме арамейского? – Знаю. Греческий (Булгаков). Если

Из книги Рок-энциклопедия. Популярная музыка в Ленинграде-Петербурге, 1965–2005. Том 1 автора Бурлака Андрей Петрович

§ 123. Знаки препинания при диалоге 1. Если реплики диалога даются с нового абзаца, то перед ними ставится тире, например:- Значит, немец спокоен?- Тишина.- Ракеты!- Да, но не очень часто (Казакевич).2. Если реплики следуют в подбор без указания, кому они принадлежат, то

Из книги автора

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ И В НАЧАЛЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. КОНЕЧНЫЕ ЗНАКИ В СЕРЕДИНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Знаки препинания в конце предложения § 1. В зависимости от цели сообщения, наличия или отсутствия эмоциональной окраски высказывания в конце предложения ставится точка

Из книги автора

Знаки препинания при однородных определениях § 37. Однородные определения, выраженные прилагательными и причастиями и стоящие перед определяемым словом, отделяются друг от друга запятой, неоднородные - не отделяются (исключение см. § 41). Примечание 1. Различие между

Из книги автора

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБОСОБЛЕННЫХ ЧЛЕНАХ

Из книги автора

Знаки препинания при обособленных согласованных определениях § 46. Обособляются (выделяются или отделяются) запятыми определительные обороты, т. е. определения, выраженные причастиями или прилагательными с зависимыми словами, в следующих случаях.1. Определительный

Из книги автора

Знаки препинания при обособленных приложениях § 61. Распространенные приложения, стоящие после определяемого слова - существительного или местоимения, а также отделенные от них другими членами предложения или относящиеся к отсутствующему члену предложения,

Из книги автора

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах § 68. Обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, выделяются запятыми, независимо от места расположения по отношению к глаголу-сказуемому: Не надевая фуражки, вышел на крыльцо (Шол.); Набуянившись за ночь, лес

Из книги автора

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИЯХ § 101. Обращение, т. е. слова и сочетания слов, называющие адресата речи, выделяется (или отделяется) запятыми. При усилении эмоциональности ставится восклицательный знак после обращения: Поздравляю, товарищи, с благополучным прибытием

Из книги автора

Знаки препинания при цитатах § 140. Цитаты заключаются в кавычки и оформляются знаками препинания так же, как прямая речь (см. § 133-136):а) Марк Аврелий сказал: «Боль есть живое представление о боли: сделай усилие воли, чтобы изменить это представление, откинь его, перестань

Из книги автора

при несогласованных определениях запятыепри определениях в форме косвенных падежей с предлогами, относящихся к нарицательным существительным, если это имя уже имеет определение § 53факультативность обособления несогласованных определений § 53при определениях,

Из книги автора

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ Группа ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ появилась на свет в июне 1988 года как своеобразная реакция на смену музыкального курса в популярной питерской группе второй половины 80-х МЛАДШИЕ БРАТЬЯ – от мелодичной неоромантики и электропоп в сторону жесткого гитарного

Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество, свойство предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? КОТОРЫЙ? При синтаксическом разборе предложения определения подчеркиваются волнистой линией.

Определения обычно входят в качестве зависимых слов в словосочетания с существительными и могут связываться с ними способом согласования (например: БОЛЬШОЙ ДОМ, КРАСИВЫЙ САД) или способами управления и примыкания (например: ЧЕЛОВЕК (какой?) В ШЛЯПЕ, УМЕНИЕ (какое?) ИГРАТЬ). Определения, связанные с существительными при помощи согласования, называются согласованными , при помощи управления или примыкания – несогласованными .

Согласованные определения могут быть выражены прилагательными (НОВЫЙ МАРШРУТ), причастиями (ПРОЛОЖЕННЫЙ МАРШРУТ), притяжательными местоимениями (НАШ МАРШРУТ) и порядковыми числительными (ПЯТЫЙ МАРШРУТ). Несогласованное определение может быть выражено именем существительным в косвенных падежах (ДОМ – какой? – НА ГОРЕ), сравнительной степенью прилагательного (Я НЕ ВИДЕЛ БУРИ – какой? – СИЛЬНЕЕ), инфинитивом (ВОЗМОЖНОСТЬ – какая? – УЧИТЬСЯ) и местоимением (ЕГО КНИГА).

Несогласованные определения могут совмещать свое значение со значением обстоятельств и дополнений. Сравните: ДОМ (где?) НА ГОРЕ и ДОМ (какой?) НА ГОРЕ. Оба вопроса совершенно уместны, и НА ГОРЕ можно считать одновременно обстоятельством и определением. Еще один пример: ВСТРЕЧА (с кем?) С ДРУЗЬЯМИ и ВСТРЕЧА (какая?) С ДРУЗЬЯМИ. В этих словосочетаниях С ДРУЗЬЯМИ будет и дополнением, и определением.

Обособление – это выделение на письме с двух сторон знаками препинания (запятыми, тире, скобками) какой-то части предложения.

Определения обособляются в соответствии со следующими правилами.

1. Обособляется согласованное определение, состоящее из нескольких слов и относящееся к предшествующему имени существительному. Сравните два предложения:

Тропинка, зарастающая травой , вела к реке.
Зарастающая травой тропинка вела к реке.

2. Обособляется согласованное определение, относящееся к личному местоимению, вне зависимости от занимаемого им места в предложении и распространенности. Например:

Счастливый, он
Он, счастливый, рассказал мне о своих успехах.
Довольный своими успехами , он рассказал мне о них.
Он, довольный своими успехами , рассказал мне о них.

Обратите внимание: в примере из первого пункта правила запятыми выделено словосочетание ЗАРАСТАЮЩАЯ ТРАВОЙ. Если у определения есть зависимые слова, то они вместе составляют определительный оборот .

У этого правила есть три примечания:

1. Согласованное определение (как однословное, так и состоящее из нескольких слов), относящееся к существительному и стоящее перед ним, может обособляться, если оно имеет дополнительное значение причины (то есть совмещает в себе значения определения и обстоятельства причины). Например:

Уставшие, туристы решили отказаться от повторного восхождения.
Уставшие после бессонной ночи, туристы решили отказаться от повторного восхождения.

(В обоих предложениях определение объясняет причину отказа от повторного восхождения.)

2. Определения, стоящие после определяемого слова, но тесно связанные по смыслу с ним или с другими членами предложения, не обособляются. В таких случаях, если изъять определение из состава предложения, фраза теряет смысл. Например:

Он мог услышать вещи для себя довольно неприятные (Лермонтов) . Море у его ног лежало безмолвное и белое (Паустовский) .

3. Определение обособляется, где бы оно ни стояло, если оно отделено от определяемого слова другими словами. Например:

В конце января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады (Шолохов).

Упражнение

    Они пили кофей в беседке на берегу широкого озера_ усеянного островами (Пушкин).

    Глубоко оскорбленная_ она села под окошком и до глубокой ночи сидела не раздеваясь (Пушкин).

    Старушка_ поглядывающая на него из-за перегородки_ не могла знать, заснул он или только задумался (Пушкин).

    Неокрепшие в самоуправлении_ глуповцы начали приписывать это явление посредничеству какой-то неведомой силы (Щедрин).

    Закованные в гранит_ волны моря подавлены громадными тяжестями_ скользящими по их хребтам_ бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут_ вспенённые_ загрязнённые разным хламом (Горький).

    В длинном клюве_ изогнутом на конце_ чайка держала маленькую рыбку.

    И то ли он состроил гримасу_ ослепленный заходящим солнцем_ то ли его лицу вообще была свойственна некая странность, только губы его казались слишком короткими…(Манн).

    Дети_ любопытные и любознательные_ сразу заметили, что в городе творится что-то непонятное.

    Мрачным и удивленным_ взглядом встретил его отец.

    Он открыл тетрадь и начертил два отрезка_ параллельных друг другу.

    Начертите равносторонний треугольник со стороной_ равной пяти сантиметрам.

    Но теперь недолго они говорили, - тот_ мудрый_ не мешавший им судить_ заговорил сам: «Стойте! Наказание есть. Это страшное наказание; вы не выдумаете такого в тысячу лет!» (Горький).

    Небольшая ночная_ птица_ неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях_ почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону (Тургенев).

  1. Может, это была колючка или кончик гвоздя_ вылезшего из войлочной подбивки хомута (Айтматов).
  2. Лежа на панцирнотвердой спине, он видел, стоило ему приподнять голову, свой коричневый, выпуклый, разделенный дугообразными чешуйками_ живот, на верхушке которого еле держалось_ готовое вот-вот окончательно сползти_ одеяло (Кафка).
  3. По светлой заре вычерчивались чёрные верхушки берез_ тонкие, как письмена (Пастернак).
  4. Княжна меня решительно ненавидит, мне уже пересказывали две-три эпиграммы на мой счет_ довольно колкие, но вместе очень лестные (Лермонтов).
  5. Я до сих пор стараюсь объяснить себе, какого рода чувство кипело тогда в груди моей: то было и досада оскорблённого самолюбия, и презрение, и злоба_ рождавшаяся при мысли_ что этот человек_ теперь с такою увернностью, с такой спокойной дерзостью на меня глядящий_ две минуты тому назад, не подвергая себя никакой опасности, хотел меня убить, как собаку, ибо раненый в ногу немного сильнее_ я бы непременно свалился с утёса (Лермонтов).
  6. Смажьте форму жиром, чтобы не заржавела, и уберите кухонный стол, сделайте соус из гидрата оксилития_ разведенного в стакане свежего молока (Виан).
  7. Шатаясь и задыхаясь, он наконец вышел на берег, увидел_ лежавший на земле_ халат, поднял его и машинально растирался им, пока не согрелось окоченевшее тело (Гессе).
  8. Старший брат моего отца_ умерший в 1813 году_ имея в виду устроить деревенскую больницу, отдал его мальчиком какому-то знакомому врачу для обучения фельдшерскому искусству (Герцен).
  9. Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной_ любви? (Булгаков).
  10. Но это еще не все: третьим в этой компании оказался неизвестно откуда взявшийся кот_ громадный, как боров, черный, как сажа или грач… (Булгаков).
  11. Зимний вечер 14 декабря_ густой_ темный_ морозный (Тынянов).
  12. Поля, все поля тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса, и_ усеянные редким и низким кустарником_ вились овраги… (Тургенев).
  13. Одна_ черная_ крупная и облезлая_ была очень похожа на тех крыс, которых он видел на кораблях во время путешествий (Турнье).
  14. Страннее всего происшествия_ случающиеся на Невском проспекте! (Гоголь).
    Доктор Будах_ отмывшийся_ переодетый во все чистое_ тщательно побритый_ выглядел очень внушительно (Стругацкие).

Знаки препинания в простом осложненном предложении (однородные члены предложения) и в сложносочиненном предложении

За правильное выполненное задание сможешь получить 2 балла .

Теория к заданию 16 по русскому языку:

Алгоритм выполнения задания 16 ЕГЭ по русскому языку:

  1. Выделите основы.
  2. Вставьте знаки препинания, если это потребуется.
  3. Выпишите номера предложений, в которых одна запятая.

Задачи для тренировки

    Расставьте знаки препинания. ОДНУ

    1) Пленяющая красота русских пейзажей поразительна и надолго остаётся в памяти.

    2) К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека и непонятные узоры с беспорядочными переплетениями волнистых линий.

    3) Логику познания Декарт выстроил от простейшего и очевидного к сложному и непонятному.

    4) Для художественной речи характерна как образность так и эмоциональность.

    5) Впервые за столь долгие военные годы из парка доносился звонкий детский смех и слышался скрип проржавевших качелей.


    Решение
  1. Расставьте знаки препинания ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

    1) Дети и внуки разошлись по огороду поливать огурцы и помидоры.

    2) Он любит и плавать и рисовать и играть на гитаре.

    3) Дети пели плясали и веселились.

    4) Тимур любит петь и танцевать играть в футбол и следить за игрой.

    5) Взрослые пели да плясали.


    Решение
  2. Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

    1) Мы собирали клубнику и землянику и смородину.

    2) Мал ученик да удал.

    3) Они играли да веселись.

    4) Алексей любит слушать рок и классику и джаз.

    5) Художник любит и свои и подаренные ему картины.


    Решение
  3. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ДВЕ

    1) Саша любит как осень так и зиму.

    2) Они будут бегать или прыгать.

    3) Артем знает что скоро наступит сессия и его отчислят.

    4) Сначала хозяйка была веселой и гостеприимной однако после прихода некоторых личностей стала скрытой и мнительной.


    Решение
  4. Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ДВЕ запятые. Запишите номера этих предложений.

    1) Екатерина любит ягоды и фрукты.

    2) Она любит не только горький но и белый шоколад.