Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Оптимистом рождаются или становятся? Удачливыми рождаются или становятся.

Оптимистом становятся или рождаются?

Считается, что оптимистам жить легче, потому что они все время верят в лучшее. И их сразу видно: они всегда в хорошем настроении, все у них получается...

А есть люди, которые большую часть времени проводят в подавленном состоянии, и как-то ничего у них не клеится, и радоваться вроде как и нечему.

А жить с блеском в глазах хочется всем.
Как же стать таким жизнерадостным человеком, и возможно ли это вообще?

Отец позитивной психологии, Мартин Селигман, говорит, что он пришел к пониманию о том, насколько важен оптимизм в сопротивляемости и адаптации организма в результате долгих лет изучение неудач (интересно, да?). Его эксперименты по так называемой приобретенной беспомощности широко известны и стали классикой психологии позитива.

Селигман брал три группы «участников» - собак, крыс, а позже и людей - и подвергал их либо шокам (в случае с животными), либо неприятным, например, шумовым воздействиям (в случае с людьми). Эксперимент включал в себя три стадии.

На первой стадии:

  1. первая группа имела возможность отключить шок или звук, и все ее участники благополучно этому научились;
  2. вторая группа не имела возможности отключения раздражителей;
  3. третья группа, контрольная, никаким воздействиям не подвергалась.

На второй стадии:

две экспериментальных группы снова были подвержены шоку или шуму. На этот раз и первой, и второй группе дали возможность научиться отключать раздражитель. И снова первая группа этому научилась. Третья группа не испытывала воздействия шока или шума, и в ней ничего не изменилось.

А вот со второй группой произошли интересные вещи.
Большая часть всех ее участников - собаки, крысы и люди - не смогла научиться отключать источник раздражителя, когда им была дана такая возможность. Собаки, например, просто жались в угол конуры, хотя они могли легко научиться отключать шок или шум. У них развилась та самая приобретенная беспомощность.

То есть на первой стадии эксперимента они поняли, что они ни над чем не властны, ничего не могут добиться, что бы они не делали. И когда на второй стадии эксперимента у них появилась такая возможность, они не сделали попыток изменить происходящее.

Сходные эксперименты на протяжении лет давали сходные результаты, но было одно отличие, которое и дало Селигману и другим ключ к психологии позитива. Отличие это было вот каким: независимо от того, что с ними происходило, примерно треть второй группы напрочь отказывалась признавать свою беспомощность. Несмотря ни на что, они продолжали верить, что могут на что-то повлиять, что они могут чего-то добиться, или что из этой ситуации есть какой-то другой выход. (Seligman, 2011; Carbonatto, 2009).

На протяжении ряда лет Селигман с коллегами все больше внимания начали уделять исследованию хода мышления этой самой одной трети второй экспериментальной группы как в ходе самого эксперимента, так и вообще в жизни.

В одном из экспериментов второй группе было дано задание, которое не могло было быть выполнено ни при каких условиях. После определенного времени, в течение которого группа пыталась справиться с заданием, с ее участниками провели интервью. Задавались вопросы о попытках и неудачах. Большая часть группы была в слегка подавленном состоянии.

Те же, кто в таком состоянии не был, давали одинаковые по характеру объяснения по поводу того, почему случилась неудача. Например:

  • «Наверное, в системе какой-то временный сбой»,
  • «Сегодня не получилось, но, может быть, получится завтра»,
  • «Здесь не получилось, но зато у меня все хорошо в других областях моей жизни».

Ни один из них не соотнес неудачу со своей собственной некомпетентностью или глупостью (Seligman, 1992, pp 19-28)!

И вот тут-то вы уже, наверное, и подумали: а вот если я не такой, значит такими рождаются, и мне ничего не светит, и жизнь моя будет проходить в тоске и печали.

Проанализировав множество метров записанных на пленку ответов, Селигман пришел к выводу, что можно «вакцинировать» людей от такой приобретенной беспомощности, против депрессии и тревожности, от того, чтобы они сдавались, встретив неудачу , обучив их думать, как те оптимисты.

Такое обучение, получившее название «стиль объяснений оптимиста» (Seligman, 1992; 2011) состоит из трех чрезвычайно важных компонентов:

  1. Продолжительность по времени.
    Считаем ли мы, что данное событие будет продолжаться длительное время или нет. Пессимисты полагают, что плохие события будут длиться долго, в то время как оптимисты думают как раз наоборот, что плохие времена вот-вот кончатся. Например, оптимист, который потерял работу, считает, что он довольно быстро сумеет ее найти.
  2. Повсеместность.
    Насколько специфично или всеобъемлюще происходящее событие, или по-другому, сколько места оно занимает в нашей жизни.
    Пессимисты считают, что трудности преследуют их во всех сферах жизни, в то время как оптимисты быстренько указывают на то, что трудные обстоятельства существуют только в определенной части их жизни.
    Оптимистка, например, могла потерять работу, но она отметит, что находится в добром здравии, и ее поддерживают окружающие ее люди. Или она может сказать, что «дела плохи» лишь в области работы и не распространяются на другие аспекты ее жизни.
  3. Насколько мы принимаем вещи на свой счет.
    Причем неважно, относится ли это к обвинениям самого себя, если что-то плохое случилось, или к похвале себя за какое-то достижение.
    Оптимисты постоянно приписывают причины неудач к чему-то внешнему (как участники эксперимента Селигмана, которые говорили, что задание не могло быть выполнено по причине временного сбоя в системе, но никак не потому, что они были некомпетентны).
    Пессимисты же, напротив, винят себя даже там, где вины их нет.
    Та же самая оптимистка, потерявшая работу, говорит, что она хорошо справлялась со своими обязанностями, но ее сократили, потому что организация переживает трудные времена (Seligman, 1992).

Как вы думаете, насколько оптимистичны вы?
Что, не очень? Не расстраивайтесь.

Даже если вы не прирожденный оптимист, вы можете научиться оптимизму, если будете исследовать события, происходящие в вашей жизни с точки зрения этих трех подходов.

Последите за собой, за тем, как вы думаете.

  • Насколько часто вы говорите, что все в вашей жизни ужасно?
  • Что вот всегда так происходит?
  • И что никогда в вашей жизни не происходит ничего хорошего?
  • Или что это все из-за вас ?

Для начала удивитесь, насколько часто вы так думаете. :)

А потом попробуйте критически отнестись к этим своим пессимистическим мыслям
и попробуйте подумать по-селигмановски. :)

Счастливых изменений!

В статье использованы материалы работы М. Флагерти, взятой из библиотеки http://www.aipc.net.au

Современный родитель хотел бы видеть в своем ребенке независимую, самодостаточную личность, которая может многого достичь. Статья рассказывает о том, как, опираясь на соционический подход, на малую соционическую группу «Стили жизни» («Масти»), развить у ребенка уверенность в себе, его лидерские качества.

Моя дочка очень правильная в отношении с другими детьми. Во-первых, она все время пытается всех обнимать, целовать, и пр. Во-вторых, она копирует все, что делают другие. Другой ребенок кричит - эта тут же повторяет, другой ребенок снимает шапочку на прогулке - моя тут же делает так же. Меня это полное копирование немного напрягает. Сейчас мы пошли в садик, и дочка начала жаловаться, что детишки в садике ее обижают, с ней не играют. Не думаю, что ее на самом деле обижают - они просто еще слишком малы, чтобы уметь играть вместе (3 года), но вот то, что не дают игрушки и дерутся - это точно есть. Моя же отвечать не умеет. Меня интересует вопрос, как воспитать лидера.

Если вы внимательно присмотритесь к играм групп детей (например, на детских площадках), то вы сможете заметить, что лидерские способности очень различаются от ребенка к ребенку. И хотя в большинстве случаев лидерство в детских коллективах проявляется как возрастное или силовое, однако в отдельных ситуациях мы сможем обнаружить совершенно иные подходы, иные способы завоевания внимания сверстников, любви воспитателей в детском саду, заботы и уважения в семье.

Психологи утверждают, что если вы, опираясь на примеры реальных лидеров, сформируете образ, каким вы хотите видеть своего ребенка, составите программу развития и начнете действовать, тогда все внешние факторы начнут работать на вашу цель, способствуя достижению успеха. А дальше, были бы воля и энергия, и человек даже «через тернии пробьется к своим к звездам». Вопрос только в усилиях, которые необходимо потратить на этом пути.

И в этом грамотном использовании ресурсов нам помогают типологические подходы, применение инструментов, которые предлагает соционика. Она не просто говорит о том, что все люди разные, и успешное лидерство индивидуально, но и позволяет сделать определенные прогнозы о необходимых объемах затрат при движении к успеху в том или ином направлении.

За эти направления в соционике отвечает тетратомия «Стили жизни»

Эта тетратомия была рассмотрена и описана несколькими исследователями. Каждый в силу своего опыта дал ей соответствующее свое название.

Т. Прокофьева рассматривает ее как «Стили жизни», впервые на русскоязычном пространстве описавший ее В. Гуленко назвал ее «Группы аргументации» , С. Савченко нашел для нее неожиданное, но очень точное соответствие структуре мастей, заложенной в картах Таро, ярко передающих смысл и образы входящих в эту тетратомию малых групп (МГ). Отсюда у этой тетратомии появилось еще одно название «Масти». В США последователи методики определения типа личности Майерс-Бриггс Дж. Каммероу, Н. Баргер и Л. Кирби рассмотрели эту тетратомию как «Стили лидерства».

Подробное и глубокое изучение наработок предшественников, опыт практических наблюдений на психологических консультациях и во время тренингов, проводимых уже несколько лет в учебных группах НИИ Соционики позволили уточнить содержание, проявление, методики диагностики и применения этих МГ. В этой статье мы рассмотрим практическое применение тетратомии «Стили жизни» для развития лидерства у детей.

Коротко типологические особенности представителей каждой четверки:

«Стиль жизни «Меч» (логики-иррационалы) - это опора на логические подходы, доводы. Их лидерские качества максимально востребованы там, где необходимо удержание в фокусе внимания нескольких направлений, параллельное движение к нескольким целям («заодно мы и это сделали»), мониторинг приоритетности поставленных целей, успешный поиск простых эффективных решений, оперативное отсекание ставшего несущественным направления.

Классический пример действий «Меча»: «Разрубить гордиев узел». Гордиев узел - сложный узел, завязанный по легенде фригийским царём Гордием, который разрубил Александр Македонский. В переносном смысле означает применить неклассическую, неординарную и, одновременно, высокоэффективную форму решения задачи.

Можно процитировать другого представителя «Мечей», Маргарет Тэтчер, премьер-министра Великобритании в 1979-1990:

90% наших забот касается того, что никогда не случится;

Неважно, сколько болтают мои министры, лишь бы они делали то, что я говорю;

Вовсе не обязательно соглашаться с собеседником, чтобы найти с ним общий язык;

Если вы не хотите ехать в этом поезде, то неважно, быстро он идет или медленно.

«Стиль жизни «Кубки» (этики-иррационалы) - это опора на эмоции и отношения. Их лидерские качества максимально востребованы там, где необходимо управление эмоциональным состоянием своим и окружающих, способность усиливать его до максимума, до резонанса. Как и «мечам» им свойственно движение к нескольким целям параллельно. При этом их главный инструмент - это выстраивание системы взаимоотношений, мотивация своего окружения.

Яркий представитель «Кубков» - Алла Пугачева - одна из наиболее известных во всем мире певиц. О ней говорят: «Мне очень приятно, что мои эмоции совпали с эмоциями Аллы Борисовны, которые она так искренне передала через песню». «Ее выступления полны эмоций и переживаний. Эта исполнительница, можно сказать, единственная, которая вела себя на сцене как настоящая артистка, которая играет роль, а не просто издает звук».

Можно процитировать другого представителя «Кубков», Юрия Гагарина:

- Поехали!

- Вряд ли стоит говорить о тех чувствах, которые я испытал, когда мне предложили совершить этот первый в истории полёт. Радость! Нет, это была не только радость. Гордость! Нет, это была не только гордость. Я испытал большое счастье. Быть первым в космосе, вступить один на один в небывалый поединок с природой - можно ли мечтать о большем!

- Во все времена и эпохи для людей было высшим счастьем участвовать в новых открытиях.

Не последним аргументом при выборе из отряда космонавтов именно Юрия Гагарина оказалась его способность передавать адекватно свои эмоции и предъявить миру свою замечательную улыбку.

«Стиль жизни «Посохи» (этики-рационалы) - это опора на моральные и нравственные нормы. Их лидерские качества максимально востребованы там, где необходимо нормирование человеческих отношений, выполнение того, что принято в данном сообществе, его традиций, «ритуалов». Именно у них мы можем получить ответы на вопросы: «Надо ли открывать даме дверь?», «Кто с кем должен первый здороваться?», «Как человеку сориентироваться: дело, которое он делает, это дело правильное, или же неправильное с точки зрения морали?»

Цитаты яркого представителя «Посохов» – Рины Зеленой - советской актрисы эстрады, театра и кино, мастера имитации детской речи:

- Представьте себе на минуту, что было бы на Земле, если бы люди вдруг решили говорить друг другу всю правду в лицо!

- Говоря серьёзно, уважение - первая заповедь человеческого общества.

- Диалог на сцене, это особое умение слушать и слышать, отвечать, быть с партнёром в одной и той же душевной тональности, ловить реплику, бросить её, молчать.

- Русский язык! Как я люблю тебя. Какое счастье уметь говорить правильно по-русски, читать и слушать, как красива русская речь! Сейчас многие говорят неправильно, небрежно - это глупо и безнравственно.

Вот цитаты другого представителя «Посохов», Эдварда Радзинского:

- Ты ужасно разговариваешь. Впрочем, жаргон – это язык шиворот-навыворот. Это язык молодости. Однажды мы заговорим правильно – и это будет означать, что молодость прошла.

- ... для меня ценность человеческого существования определяется его индивидуальным отклонением от нормы.

- И всегда ты смеешься. А я знаю, отчего ты всегда смеешься. Все знаю. (Торжествующе.) Потому что, если ты перестанешь смеяться… ты задумаешься над своей жизнью! И тогда ты умрешь!

- Детская доверчивость - чарующее качество для человека обычного - и роковое для правителя.

«Стиль жизни «Пентакли» (символы денежных знаков, богатства) (логики-рационалы) - это опора на овеществленный «результат деятельности». Их лидерские качества максимально востребованы там, где необходимо получить реальный продукт, измеримый (например, в стоимостном отношении) результат. «Если действия не приносят результата, они бессмысленны!» «Деньги не пахнут», «Цель оправдывает средства». «Если ты такой умный, то почему такой бедный?».

Цитаты яркого представителя «Пентаклей» – Билла Гейтса - председателя правления и главного архитектора программного обеспечения корпорации Microsoft:

- Компьютер на каждом столе и в каждом доме.

- Я всегда буду искать ленивого человека для работы, ведь он найдет много легких путей для решения поставленной задачи.

- Когда вам в голову пришла хорошая идея, действуйте незамедлительно.

- В ближайшие десять лет бизнес изменится сильнее, чем за предыдущие пятьдесят.

У моих детей, конечно, будет компьютер. Но первым делом они получат книги.

Цитаты другого представителя «Пентаклей» - Ирины Винер - главного тренера сборной команды нашей страны, президента Всероссийской федерации художественной гимнастики.

- На Игры поедут только те, кто докажет мне победами в этом году свое право на участие.

- С самого детства усвоила одно простое правило: не нужно проповедовать, важно учить.

- Если трудишься от зари до зари, то любую способность можно развить до невероятных масштабов.

- А сколько я проблем пережила, когда стала внедрять эффектные, расшитые камнями купальники... Зато теперь это все уже давно стало нормой.

Как же выбрать свой путь?

Как понять к какому «стилю жизни» принадлежит Ваш ребенок? И на кого же равняться, кто может послужить примером именно для него? Чье направление, чей путь к успеху ближе, доступнее?

Проявления «стиля» ребенка можно заметить уже с детских лет. Стоит только внимательно понаблюдать за ним в разных ситуациях. Приведу реальные примеры.

Как стиль жизни может проявляться у «Мечей»

Такие дети обычно очень любознательны, «почемучки». Часто сами неожиданно выдают разнообразную информацию: «Ты где это узнал?» - «В садике!». Легче переключаются с действия на действие. Их можно нередко заметить в мыслительном процессе. Просто сидит, игрушки в стороне. «Сына, ты здоров?»

Володя.

- Мама, что такое горизонт?

- Это крайняя черта, за которой уже ничего не видно.

- Значит, возле горизонта хорошо в прятки играть!

Ира, 6 лет.

- Папа, а когда вы с мамой были маленькие, люди уже знали, что Земля круглая?

Полина, 3 года

Помогая маме делать печенье, считает: одна, две, три, четыре, пять и запнулась… "А что после пяти будет?", - спрашивает мама. "Опять лепешки…"

Сергей, 4 года.

- Мама, а ты знаешь, что мы живём на планете Земля?

- Конечно, знаю, сынок.

- Так что ж ты мне раньше не сказала!

Валентин, 3,5 года.

Увидел маленькую девочку. Девочка в шапочке, но постоянно ее снимает (волосы короткие). Мама девочки постоянно ей эту шапочку надевает.

- Мам, а почему девочка, когда снимает шапку, в мальчика превращается?!

Лена, 3 года

- Как я родилась?

- Ты была сначала у мамы в животике, потом, когда стала большая, маму отвезли в роддом и тебя оттуда достали.

После долгого раздумья:

- Значит, я червяк!

Как «стиль жизни» может проявляться у «кубков»

Маленькие «кубки» часто вовлекают в процесс окружающих, скорее воодушевляя или упрашивая, чем напрямую управляя, побуждают их к действию. В этом проявляют гибкость и находчивость: знают, к кому можно обратиться за помощью в делах и за информацией.

Петя, 1,5 года.

Мама что-то рассказала своим знакомым, а он вышел на середину и начал улыбаться и аплодировать, вовлекая всех, как бы говоря: «Давайте все маме похлопаем!».

Марина, 5 лет.

Ни с того ни с сего заплакала. Потом объясняет: "Это я просто так, для смеху, поревела".

Лариса.

– Влюбиться, что ли, в кого-нибудь?

– А в кого именно?

– Сама ещё не знаю. В папу и маму я была уже влюблена. В воспитательницу из детского сада тоже. Хотелось бы чего-нибудь новенького.

Плаваем с Гошей в море. я - на матрасе, он - в жилете надувном. Я от него отплыла, слышу - зовет: "Ты почему так далеко, мама?" Вот думаю, мать-ехидна, дите боится один! Подплываю к Гоше сзади, он оглядывается и удивляется: "Ой, ты чего так близко?" Возмущаюсь - то ему близко, то далеко. Подплывает, заглядывает в глаза: "Ну мамочка, это же я просто, чтобы поговорить!"

Учу Машу загибать пальчики, что бы показать 2 годика (к дню рождения готовимся). У нее не получается. Говорю: Вот будет у тебя день рождения, придут гости и спросят тебя: сколько тебе лет, а ты что скажешь?

Маша: Ну, что-нибудь!

Марина, 3 года. Сидит с игрушечным фонендоскопом в руках:

- Я ловлю рыбу!

- Марина, это же для доктора!

- Ладно, я доктор. Что вас беспокоит?

- Да, вот, горло болит. Вы можете помочь?

- Не могу.

- Почему!?

- Я рыбу ловлю.

Как «стиль жизни» может проявляться у «посохов»

Уже с детства «посохов» часто интересуют темы воспитания, в их поле внимания правила поведения, традиции (причем в детском возрасте – скорее фактические, чем декларируемые), они на них ориентируются, быстро принимают и следуют им. И следят за их выполнением окружающими.

Таня, 4 года, пригрозив пальцем, обратилась к другим детям с фразой:

«И попрошу не забывать о манерах!».

Маша, 5 лет очень любит поучать брата, что правильно, что не правильно, как надо:

«Делай так, потому что правильно вот так, все надо доделывать до конца».

Лена, 4 года, обнаружив в подставке для карандашей кисточку, тут же забеспокоилась:

«Тут кисточка! Непорядок!».

На фразу педагога: «Может быть, так и оставить?» ответила:

«Нет, нельзя, кисточка! Кисточку надо поставить в другом месте!» - все должно быть, как положено.

Света, 4 года, перед тем, как есть курицу:

- Мам, а курицу зарезали?

Фантазирует, пытаясь объяснить эту несправедливость:

- Вот жили куры, а лисы их ели, и чтобы они их не ели, люди этих кур зарезали…

Лида, 4 года.

Мама говорит: “Вот вырастешь, станешь красивой девушкой.“

Смотрит укоризненно: “Мама, я тебе сколько раз говорила, я буду врачом или почтальоном, а не девушкой."

Обзор материала

Обзор материала

«Сам по себе интеллект никого не сделал счастливым…

Ребёнок это не сосуд, который нужно наполнить, а огонь, который нужно зажечь» .

Каждый ребенок по-своему неповторим. Сколько детей – столько и способностей, которые зависят от психолого-физиологичных особенностей человека, социального окружения, семьи, учебного заведения. Но если для ребенка не создать специальные условия, одаренность его в большинстве случаев угаснет.

Ученики, педагоги, психологи, работают над проблемой одаренности. Биологи пытаются выделить ген гениальности, психологи и социологи изобретают тысячи тестов для определения ярких способных детей. И все-таки пока остается тайной ответ на вопрос: почему одному человеку дается многое, а другой становится аутсайдером. Сегодня мы говорим о способностях, одаренности и таланте, гениальности, поэтому стоит разобраться в этих понятиях.

Программа «Творческие. Способные. Одаренные» особенно актуальна для учащихся моего гимназического класса. Я занималась изучением этой темы и программы.

В педагогической энциклопедии говорится, что одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

«Вундеркинд» буквально – «чудесный ребенок». Как правило, дошкольного или младшего школьного возраста, с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде деятельности – в музыке, рисовании, пении и т.д. Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе психического развития. Для них характерно чрезвычайно раннее, с двух-трех лет освоение чтения и счета, выбор сложной деятельности по собственному желанию. «Способный» - в толковом словаре В. Даля определяется как годный к чему-либо или склонный, ловкий, пригодный, удобный; в толковом словаре С. Ожегова «способность» это природная одарённость, талантливость. Однако считать способности врожденными, данными от природы является ошибкой - врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т. е. задатки, которые лежат в основе развития способностей. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе жизнедеятельности человека, вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым кинорежиссёром, актёром, журналистом, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости от характера деятельности, от условий жизни, окружающих людей и многих других факторов и нюансов отдельной личности.

Одаренный ребенок – это такой ребенок, который выделяется среди сверстников яркими, очевидными, а иногда выдающимися способностями в определенном виде деятельности.

Мы часто слышим слово «креативность» и путаем его с понятием «одарённости». «Креативность» (от английского слова «creativity») - уровень способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Креативность - это способность творить, создавать, привносить что-то новое в этот мир. Креативность, способность к творчеству может развиваться не зависимо от врождённых задатков. Если ребёнок видит рядом творческих взрослых, не только родителей, то он может развить в себе креативные способности.

Способности – индивидуальные особенности, которые дают возможность при благоприятных условиях более успешно овладеть той или другой деятельностью, решать определенные задания.

Талант – система качеств, особенностей, которая дает возможность личности достичь выдающихся успехов в осуществлении творческой деятельности.

Гениальность – наивысшая степень развития одаренности человека во многих отраслях деятельности, которая может опережать опыт человечества на несколько поколений и потому часто становится признанной лишь потомками гения.

Что же собою представляет одаренный ребенок?

По одной из теорий для одаренного ребенка характерно:

    Они обучаются всему быстро. В сравнении со сверстниками они быстрее впитывают знания, связанные с той областью, в которой их способности выявлены наиболее ярко, и желают комментировать эти знания.

    Они хотят развивать дальше полученные ими знания: задают вопросы, связанные с пройденной темой, и намерены продолжать ее, т.е. желают развития приобретенных на уроке знаний. Если не поддерживать эти способности, то со временем они утрачиваются. Т.о., ученик, который в начальных классах жаждет развития своих способностей, к окончанию школы может потерять к ним всяческий интерес.

    Они получают удовлетворение от беседы со взрослыми людьми и часто предпочитают друзей из числа взрослых. Особенно они любят беседовать с учителями или взрослыми людьми на научные темы.

    Они обладают аналитической способностью и умением формулировать свои мысли.

    Они обладают огромной умственной энергией и постоянным желанием действовать.

    Они могут быть как подвижными и активными, так и замкнутыми и спокойно живущими людьми.

    Они улавливают мельчайшие детали в рассказанной теме.

    Они учатся не ради родителей, учителей, а ради утоления своего сильного желания учиться.

    Они любознательны и постоянно спрашивают: Как? Почему?

    Они обладают достаточно емкой памятью для хранения знаний.

    Они легко понимают сложные вещи и события.

    Доминирование познавательной мотивации

    Исследовательская творческая активность

    Получение оригинальных решений

    Способность прогнозировать

Надо сказать, что сейчас большинство учителей уже не судят о способностях школьников по успеваемости. Оценки типа очень способный, мог бы отлично учиться, да ленится часто можно слышать в школе. Однако представление о том, что одаренный - это тот, кто быстро и хорошо соображает, было в свое время у большинства учителей. Ученик с большими математическими способностями может показывать средний уровень на уроках гуманитарного профиля. А ученик с ярким талантом художника может не справляться с уроками естествознания.

Ярчайшие тому примеры, вероятно, известны вам: Альберт Эйнштейн был весьма посредственным учеником в гимназии. Кстати, и потом, став взрослым, он не поражал собеседников чем-то чрезвычайным, особым сверканием ума, что мы привыкли считать одаренностью.

Чарлза Дарвина в детстве все учителя считали тупым и предрекали ему самое незавидное будущее.

Эдисон, так и не сумевший адаптироваться к школе, получил домашнее образование от своей матери, которая была опытной учительницей.

То же и с художественными гениями. Маленький Пушкин совсем не казался сколько-нибудь замечательным мальчиком и раздражал мать своей неуклюжестью. Куда ярче смотрелся живой, веселый, забавный Левушка. И потом, уже в лицейские годы, у Александра Пушкина изредка попадались высокие баллы только по французскому.

Список выдающихся людей, вовсе не поражавших в детстве учителей своими необыкновенными способностями, не так уж мал - тут и Лобачевский, и Чехов, и Булгаков. Так что же, они были сначала самыми обыкновенными детьми, а потом вдруг, неожиданно для всех, стали гениальными? Нет, такого быть не может.

Все дело в том, что одаренность бывает разная по самому своему смыслу, в коренном своем содержании.

Наука трактует, что согласно видам деятельности одаренность бывает:

Академической. Дети имеют высокий интеллект и особые способности к обучению. Умеют хорошо усваивать материал. К этому типу относятся чаще всего «медалисты»;

Интеллектуальной. Дети имеют глубокие знания, самостоятельно их приобретают. Точно и глубоко анализируют учебный материал. Легко усваивают различные предметы (один-два предмета преобладают);

Спортивной. Детям присуща тонкая и точная моторика, широкий диапазон движений, высокий уровень развития основных двигательных навыков. Редко хорошо учатся;

Лидерской. Для детей «характерна способность понимать других, налаживать с ними конструктивные взаимоотношения. Берут на себя ответственность, сплачивают вокруг себя и ведут за собой других;

Творческой. Проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности - музыке, танцах, живописи;

Креативной. Особенность заключается в нестандартности мышления, часто непохожие на другие взгляды на мир;

Довольно часто мы считаем отличников одаренными, хотя некоторые ученые говорят, что это не так и выделяют следующие различия между ними:

Отличник

Одаренный ученик

Знает правильные ответы

Задает вопросы

Интересуется

Любознательный

Отвечает

Дискутирует

Легко учится

Учится самостоятельно и наперед

Нуждается 6-8 повторений

1-2 повторений достаточно

Выполняет домашние задания

Создает проекты

Копирует

Создает новое

Запоминает информацию

Использует информацию

Любит последовательность

Любит сложность

Доволен своими успехами

Критичен к себе и другим

Имеет хорошу память

Хорошо работает ум

Многие учителя убеждены, что учить одаренных детей - одно сплошное удовольствие, и общение с ними легко и приятно. Да, работать с такими детьми значительно интереснее, что же до легкости и приятности...Вот тут вопрос…

Предлагаю провести опыт, который до меня провел знаменитый американский психолог П. Торранс, прославившийся своими исследованиями творческой одаренности. На листах (приложение 1) представлены личностные и деловые качества, которые учитель встречает у своих учеников. Предлагаю отметить знаком + те качества, которые вам нравятся в учениках, а знаком - то, что не нравится:

1. Дисциплинированный.

2. Неровно успевающий.

3. Организованный.

4. Выбивающийся из общего темпа.

5. Эрудированный.

6. Странный в поведении, непонятный.

7. Умеющий поддержать общее дело (коллективист).

8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.

9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).

10. Занятый своими делами (индивидуалист).

11. Быстро, на лету схватывающий.

12. Не умеющий общаться, конфликтный.

13. Общающийся легко, приятный в общении.

14. Иногда тугодум, не может понять очевидного.

15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мы ели.

16. Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.

Надеюсь, для вас не будет потрясением то, что именно четные качества чаще всего характеризуют одаренных детей. Правда, одаренных особым образом - творчески. Творческая одаренность - большое счастье и большое испытание и для обладателей этого Дара, и для учителей и родителей.

Логично поставить вопрос: как увидеть одаренного ученика на своем уроке? Вот некоторые признаки одаренных:

Одаренные, обычно, очень активные и всегда чем-то заняты. Они желают работать больше, чем другие;

Настойчиво стремятся решить поставленные перед ними задания;
-желают учиться и достигать успеха. Учеба приносит им удовольствие;

Лучше других справляются с самостоятельными заданиями;

Умеют критически оценивать действительность и стремятся вникнуть в суть вещей и явлений;

Задают много вопросов и заинтересованы в исчерпывающих ответах на них;

Урок для них особенно интересен тогда, когда используется исследовательский метод;

Умеют выделять главное на уроке. Больше других заинтересованы в самостоятельном получении знаний;

Умеют дедуктивно мыслить и обобщать;

Чаще выбирают задания, выполнение которых требует большего времени.

Каким образом можно искать и выявлять одаренных детей?

    Анализ письменных работ, благодаря которым мы выявляем эрудицию, интеллект, лексику.

    Ученические олимпиады: наблюдаем интеллектуальные способности, нестандартность мышления.

    Анкетирование и тестирование – выявляем лидерские качества, оригинальность, эрудицию.

    Библиотека может помочь тем, что мы изучим любознательность, запросы, интересы детей.

    Воспитательная работа – уровень активности, инициативности, ответственности, сознательности.

Выявив таких учеников, мы начинаем с ними работать возможно по-особенному.

Предлагаю вам нужно придумать какой-нибудь необычный рисунок на основе кружочка. Обычный кружок. Кружочек надо превратить в достаточно необычный рисунок.

Ну, что вам приходит в голову? Человечек? Еще! Помидор - чуть лучше, а еще? Луна, солнце, вишня... Яблоко- очень часто встречается в ответах на такое задание, потому это - абсолютно банальная, шаблонная идея.

Колобок - чуть лучше, но тоже не Бог весть что.

Колбаса докторская - еще лучше, но до оригинального ответа далеко.

Обычно именно такие ответы. Это банальные, стандартные ответы, которые дает большинство.

А вот как насчет куска сыра Чеддер, или следа неизвестного животного, или стаи вирусов под микроскопом в капле воды (такой ответ был в реальном эксперименте).

А как вам нравится дуло пистолета - так увидел кружочек вихрастый, ушастый, озорной мальчишка. Это уже встречается крайне редко (мне не встречалось, по крайней мере, хотя я часто провожу этот тест), и потому это уже вполне оригинальный ответ.

Другой мальчишка увидел в кружочке кнопку от входного звонка. Тоже неплохо, потому что редко встречается в ответах.

И совсем хорошо получилось у одной тихой девочки: кружок - свернувшийся в клубочек пушистый кот. Действительно, нарисовала она шерстку на кружочке и получился кот сзади - ни мордочки, ни хвоста, только спинка круглая да пушистая.

Иначе говоря, о творческих способностях в тесте Торранса судят по частотности ответа: часто встречается - банально, редко - оригинально.

Что ж, такое понимание творчества вполне законно: банально то, что лежит на поверхности, что приходит в голову многим, оригинально же то, что необычно, что сразу не приходит в голову, что странно, не похоже на других и т. д.

Все ли так просто? Нет.

Одаренные дети испытывают множество сложностей, связанных с собственной непохожестью на других детей. Им сложнее строить взаимоотношения со сверстниками, поскольку различный уровень развития (интеллектуального, речевого, моторного и др.) зачастую не позволяет им найти общего языка друг с другом; им характерны преувеличенные страхи, которые обычно не реалистичны, так как они могут вообразить себе множество опасных последствий; моторная координация и владение руками у одаренных детей часто отстают от познавательных способностей, а разница в интеллектуальном и физическом развитии этих детей может стать причиной их несамостоятельности. Но, следует отметить, что с гораздо большим числом проблем сталкиваются родители, воспитывающие одаренного ребенка.

Когда родители узнают о том, что их ребенок одаренный, возникает ряд сложностей. Многие родители пугаются той ответственности, которую они должны нести за воспитание маленького гения перед самим ребенком, перед собой, а также перед обществом, в которое, впоследствии, выйдет малыш, наделенный талантами. Еще одной проблемой являются эмоциональные, временные, материальные затраты со стороны родителей.. Это так же не весь перечень проблем, связанных с воспитанием одаренного ребенка. В каждой конкретной семье в определенные моменты жизни ребенка возникают свои сложности, с которыми необходимо работать.

    Постоянно работайте над воспитанием чувств детей, особенно одаренных, впечатлительных и чувствительных ко всему, что касается их Я.

    Помогайте способным, одаренным детям выработать адекватную Я – концепцию и самооценку, развивайте эмпатию.

    Обеспечивайте благоприятную эмоциональную атмосферу,так как ребенок приобретает эмоциональный опыт в процессе взаимодействия с людьми.

  1. Придерживайтесь порядка и дисциплины, одаренные дети, как и все другие, должны знать границы допустимого поведения.

    Иметь высокую самооценку, положительную Я-концепцию;

    Иметь творческое, личное мировоззрение;

    Из вышеперечисленных определений понятно следующее: от рождения ребёнок может получить задатки к определённой деятельности или к нескольким. При соответствующих условиях развиваются способности. И проявляется одарённость к какой-либо или нескольким видам деятельности. Но если в семье рабочих рождается ребёнок с музыкальными или художественными задатками, шансов на развитие способностей немного. Моцарт имел шанс, потому что родился в семье музыканта. Хотя, из собственного опыта я знаю, что современные родители стараются дать максимум возможностей для развития своих детей. Разнообразные кружки, секции, факультативы в дошкольных учреждениях и школах этому способствуют. И особенно важно понимать своих особенных детей. Ведь одарённый ребёнок очень сильно отличается от своих сверстников. Думаю вы согласитесь, что одаренность - это не только дар, но и крест. Да с определенными задатками, одаренностью можно родиться, но нужно еще уметь трансформировать их в способности.

    Говорят, что успех приходит к тем, кто рано встает. Нет, успех приходит к тем, кто встает в хорошем настроении. Я желаю Вам всегда иметь хорошее настроение и вдохновение.

    Скачать материал
Успех своими руками [Как вывести жизнь на новый уровень] Вербняк Павел

Лидерами рождаются или становятся?

Хорошая новость для каждого из нас: лидерами не рождаются, лидерами становятся. Многие, возможно, знают Федора Овчинникова, предпринимателя из Сыктывкара, известного по видеоблогу «Сила ума» и в настоящее время выстраивающего сеть пиццерий «Додо Пицца». Его путь был непростым, но он не сдавался, о чем и поведал мне в личной беседе.

Федор занимался книжным бизнесом. Если возникали сложности, он читал биографию Сэма Уолтона – она придавала ему сил. Узнавая о ситуациях, из которых выходили люди, о том, чего они сумели добиться и как делали это, он по-новому смотрел на собственный путь. И когда Федор завершил свое дело, оставшись практически без денег, его настроение было омрачено тем, что четыре года жизни и куча энергии были потрачены зря на строительство неудачного бизнеса.

Ему нужно было определяться и выбирать дальнейший путь. Окружающие, и в том числе родители, советовали перестать «заниматься глупостями» и устроиться на нормальную работу. В такие моменты ему на ум приходила биография Рэя Крока, которому вплоть до 52 лет не везло с ведением бизнеса – он постоянно терпел неудачи. И лишь в 52 года мужчина претворил в жизнь идею, которая перевернула всю его жизнь, – создал великую компанию «Макдональдс».

Безусловно, эта история была как нельзя кстати в тот момент, когда важно не сдаться и продолжать искать свою стезю.

После выхода из книжного дела Федору нужна была идея, которая мотивировала бы его в долгосрочной перспективе. В итоге он пришел к выводу, что нужно развивать бизнес, потенциально способный вырасти до огромных масштабов. Тогда он начал выявлять свои интересы и осознал, что ему хочется не договариваться с каждым клиентом, а создавать систему. Ему доставляло удовольствие оттачивать бизнес-процессы, строить бизнес-машину, где все максимально отлажено.

Далее пришла очередь выбора рынка: он должен был находиться в стадии роста и при этом быть стабильным, маржинальным. Такому критерию соответствовали массовое общественное питание и элитные рестораны. И Федор занялся изготовлением пиццы. По его словам, это не просто продажа повседневного продукта, а транслирование неких ценностей: сервиса, скорости, вкуса.

Сейчас, когда компания Федора развивается, он постоянно проверяет себя: какие дела можно делегировать другим? По признанию предпринимателя, в нем идет настоящая борьба: всегда хочется что-то сделать самому, но становится понятно, что тогда не успеть реализовать другие вещи. Работу чужими руками Федор сравнивает с ходьбой на ходулях. Тебе неудобно, ты можешь спотыкаться, но, тем не менее, все равно идешь быстрее, потому что шаги длиннее.

В настоящее время Федор – успешный предприниматель, он выстраивает франчайзинговую сеть пиццерий и не собирается останавливаться на достигнутом.

Люди должны воспринимать вас как динамичную, харизматичную личность. Уважение – ключ к высокоэффективному лидерству. Тем, насколько другие уважают вас, определяется их готовность следовать за вами. Федор Овчинников не сдался после неудач в первом бизнесе и начал строить новый. Хотя ему было сложнее, чем многим, ведь он публично рассказывал в блоге обо всех своих делах, в том числе неудачных.

Станьте таким лидером, за которым люди следовали бы добровольно, даже если у вас нет звания или руководящего положения.

С чисто психологической точки зрения каждое событие и явление создаются дважды: сначала в уме, а затем в реальности. Концентрируйтесь на положительном. Будьте стойки духовно, чтобы ничто не могло сдвинуть вас с намеченного пути к успеху. Представляйте то, чего вы хотите, и твердо в это верьте. Все обязательно произойдет.

Лидеры думают и говорят о решениях, в то время как ведомые люди думают и говорят о проблемах.

Такой подход не кажется трудным, но мало кто так поступает. Джон Кеннеди в юности, да и в зрелые годы много болел и вполне мог привыкнуть жаловаться на жизнь, отказаться от борьбы. Однако он сумел преодолеть физическую немощь и стать самым харизматичным и привлекательным политическим лидером в истории США.

Из книги Настоящих буйных мало... Технология прорыва в бизнесе и жизни автора Шубин Владимир Григорьевич

Из книги Если покупатель говорит «нет». Работа с возражениями автора Самсонова Елена

Из книги Скорость доверия автора Меррилл Ребекка

Из книги Как научиться управлять людьми, или Если хочешь быть лидером автора Соломонов Олег

ПОЧЕМУ МНОГИЕ МЕНЕДЖЕРЫ, КОТОРЫМ ДОВЕРЯЮТ, НИКОГДА НЕ СТАНОВЯТСЯ ЛИДЕРАМИ На протяжении всей книги я повторял, что «лидерство» - это достижение результатов способами, вселяющими доверие. Многие менеджеры, пользующиеся доверием, - достойные люди, обладающие развитым

Из книги Успех своими руками [Как вывести жизнь на новый уровень] автора Вербняк Павел

Из книги 50 основных психологических ловушек и способы их избежать автора Медянкин Николай

Лидерами рождаются или становятся? Хорошая новость для каждого из нас: лидерами не рождаются, лидерами становятся. Многие, возможно, знают Федора Овчинникова, предпринимателя из Сыктывкара, известного по видеоблогу «Сила ума» и в настоящее время выстраивающего сеть

Из книги Измени себя сам. Как найти свой уникальный путь к успеху и счастью автора Гэбэй Джонатан

Как становятся безынициативными Безынициативность сродни подчинению авторитетам. Когда нам кажется, что кто-то другой лучше знает, как жить и что делать, то мы не принимаем решения сами, а только ждем, когда это сделает кто-то за нас. Происходит это тоже от неизжитой с

Из книги Транssерфинг. Новый взгляд автора Валдинс Инга

Из книги Мудрость лидера автора Жалевич Андрей

Среда – не главное. И в далекой глубинке рождаются счастливцы Многие люди списывают свои неудачи и невезение за счет того, что, мол, они не там родились: не в том городе, не в той стране, не у тех родителей. От них можно слышать такие слова: «Вот если бы я со своими

Из книги Клонирование бизнеса [Франчайзинг и другие модели быстрого роста] автора Ватутин Сергей

IV. Время для лидерства, или когда становятся лидерами? Я буду делать все, что я могу, – до тех пор, пока могу. Если в итоге я окажусь прав, то все слова моих критиков и хулителей не будут стоить выеденного яйца; а вот если в итоге окажется, что я не прав, то тогда, даже если хор

Из книги Увольте себя! автора Кийосаки Роберт Тору

VII. О предназначении лидерства, или для чего становятся лидерами? Тот, кто нашел смысл, ярче и полнее живет в любых обстоятельствах – или находит в себе силы изменить их. Дэйв Ульрих Величие человека можно определить по тому, что он оставил после себя, чтобы оно росло

Разговоры о существовании врожденной предрасположенности к предпринимательству ведутся давно. В средине прошлого века провели исследование, показавшее – более 30% американских и около 20% британских успешных бизнесменов являются дислексиками. Этот факт заставил генетиков из Лондонского королевского колледжа серьезно заняться поиском «гена предпринимательства». Исследованию подверглись разные категории людей: дислексики, пары близнецов и обычные люди. Вывод ученые сделали следующий – можно говорить, что около половины способностей видеть возможности для создания и развития бизнеса являются наследственными. Но говорить об однозначных и неоспоримых выводах рано, необходимо больше информации и более глубокие исследования.

Черты характера

Психолог Дэвид Макклеланд (США) считает, что бизнесмены – индивидуалисты. Им интересен личный успех, без вовлечения других людей.

Сотрудники центра предпринимательства в университете Колорадо сумели выделить 5 важнейших навыков для бизнесмена: способность увидеть возможности и проектировать путь к успеху, умение контролировать риски и находить выход из кризисов, склонность к быстрым и настойчивым действиям.

Роберт Хисрич – профессор Университета Тулса (США) и преподает на кафедре предпринимательства. Он считает, что успешные бизнесмены с детства проявляют мощное стремление к свободе действий и являются очень независимыми людьми. Также, чрезвычайно важна предрасположенность к накоплению капитала и стремление подходить к любому виду деятельности с творческой стороны. Во многом с этими выводами согласен известный экономист Йозеф Шумпетер (Австрия).

Ученые из университета Ондокуз Майыс (Турция) систематизировали результаты множества серьезных исследований по этому вопросу. Удалось выделить 42 основных черты, которые упоминаются чаще всего. Некоторые удивили. Оказалось, что агрессивность, умение манипулировать людьми и эгоцентризм также присутствуют в этом списке.

Детство

Йона Рубинштейн (школа экономики в Лондоне) и Росс Левин (Университета Беркли в Калифорнии) провели глубокое исследование уровня доходов предпринимателей и топ-менеджеров. В ходе сборе информации ученые сумели выяснить любопытную информацию. Многие успешные бизнесмены были «трудными подростками» - проявляли агрессию и злостно нарушали установленные правила, баловались наркотиками. Но это же исследование показало, высокий коэффициент IQ также является нормой для удачливых бизнесменов, впрочем, как и самоуверенность. Именно эти люди способны заработать на 70% больше в собственном бизнесе, чем работая на других.

Образование

Споры о влиянии образования на способность создать успешное предприятие ведутся давно и, нередко, в жесткой форме. Преподаватели экономических дисциплин стараются доказать необходимость качественного образования. В Массачусетском колледже Бабсон изучением вопроса занимались около 25 лет, наблюдая за несколькими тысячами студентов. Вывод – молодые люди, которые изучали несколько курсов по предпринимательству, чаще начинали свой бизнес. Выбравшие углубленную специализацию чаще работали по найму.

Похожие исследования провели в университетах Германии и Швейцарии. И здесь результаты оказались аналогичными. Склонность к ведению бизнеса продемонстрировали студенты, которые стараются расширить круг знаний и предпочитают не углубляться в одну специализацию.

Достаток в семье

О том, что обеспеченные семьи становятся отличной средой для воспитания будущих предпринимателей, пишут многие экономисты. Логика и причинно-следственная связь понятна. Если человек имеет доступ к стартовому капиталу и не обязан работать для удовлетворения базовых потребностей, его шансы начать удачный бизнес намного выше. Играют роль деловые связи родителей, их репутация и умения подать себя в кругу состоятельных людей.

Не волнуясь об опасности остаться без самого необходимого, дети богатых родителей чаще рискуют. Этот риск не всегда оправдан. Но человек, выросший в семье с низким уровнем доходов, склонен перестраховываться и терять шикарные возможности из-за боязни потерять все.

Успеха может добиться каждый

Ученая и преподаватель экономических дисциплин Виргинского университета Сарас Д. Сарасвати на протяжении всей своей карьеры ищет и предоставляет доказательства того, что создать успешный бизнес может каждый. Многие исследователи поддерживают ее и утверждают – не существует определенного набора качеств, позволяющего определить склонность человека к предпринимательству. Слишком разные личности добиваются высоких финансовых показателей в бизнесе. Одна и та же черта характера одному человеку может мешать, а другому способствовать.

Все же, Сарасвати дает советы предпринимателям и учит методам приближения успеха. Эксперт выделяет четыре основных составляющих стиля ведения дел:

  1. Сильное желание реализовать идею.
  2. Начало должно состоять из мелких дел и шагов к успеху.
  3. После каждого действия важно анализировать его результат и проводить переоценку идеи.
  4. Обязательно делать следующий шаг.