Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Тропарь благоверному князю глебу, во святом крещении давиду. Именины Бориса

Этот народный праздник посвящен невинно убиенным угодникам Борису и Глебу. Он отмечается 6 августа 2019 года (по старому календарю - 24 июля).

В этот день Русская христианская церковь чтит память братьев Глеба, князя муромского и Бориса, князя ростовского, которые были подло убиты в 1015 году.

Их отцом был великий князь киевский Владимир Святославич. После кончины отца между его сыновьями разгорелась борьба за престол и земли. На данный момент есть две версии, кто именно приказал убить братьев. Одна из них утверждает, что они погибли по приказу сводного старшего брата Святополка Окаянного. В другой говорится о том, что виновником их смерти был Ярослав Мудрый, являвшийся тоже их сводным братом.

За то, что они смиренно приняли мученическую смерть от единоверцев, церковь причислила Бориса и Глеба к лику святых. Канонизировали братьев потому, что неоднократно была доказана чудотворная сила их мощей.

В народе их считали заступниками земли Русской и небесными хранителями славянского народа.

Традиции и обряды

У наших предков этот день знаменовался активным сбором ягод (смородины, малины, голубики, черники, калины и черемухи) на пироги, варенье, компоты и для сушки. Делались запасы березовых веников для бани.

К данному дню усиливаются грозы, поэтому наши пращуры предпочитали не выходить на работу в поле, опасаясь пожаров из-за молний, попавших в стога.

Приметы

На Бориса и Глеба дозревает хлеб.

Средняя суточная температура упала ниже +15 °C, значит, пришло время собирать черемуху.

Паликопна - ненастье хлеб не жалеет.

Если солома жата в этот день, значит, крыть дома ею нельзя, потому что или ветром снесет, или молния попадет.

Чайки часто на воду садятся - к дождю.

Когда последовала кончина равноапостольного князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Святой Борис в это время возвращался из похода, так и не встретив печенегов, вероятно, испугавшихся его и ушедших в степи. Узнав о смерти отца, он сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»

Однако коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса; стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц. Святой Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После службы они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями. Любимый слуга святого князя Бориса - Георгий Угрин (родом венгр) бросился на защиту господина и немедленно был убит. Но святой Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал горячо молиться, а потом обратился к убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Тогда один из них подошел и пронзил его копьем. Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге им попались навстречу два варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили, что князь еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил его сердце. Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.

После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела - Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска.

В чем же состоял подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл в том, чтобы вот так - без сопротивления погибнуть от рук убийц?

Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию - любви. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4, 20). Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести - они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28). Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. «Видите ли, братия, - замечает преподобный Нестор Летописец, - как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые».

Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану: «Мне отмщение и аз воздам» (Рим. 12, 19).

В 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка. По промыслу Божию, решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит святой Борис. Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад.

«С того времени, - пишет летописец, - затихла на Руси крамола». Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси. Благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений, но они - особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, - святому Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380). Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном I (1008-1035).

Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки святого Глеба, бывшие 4 года непогребенными, и совершил их погребение в Вышгороде, в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса. Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы, и от них совершалось много чудотворений. Один варяг неблагоговейно стал на могилу святых братьев, и внезапно исшедшее пламя опалило ему ноги. От мощей святых князей получил исцеление хромой отрок, сын жителя Вышгорода: святые Борис и Глеб явились отроку во сне и осенили крестом больную ногу. Мальчик пробудился от сна и встал совершенно здоровым. Благоверный князь Ярослав Мудрый построил на этом месте каменный пятиглавый храм, который был освящен 24 июля 1026 года митрополитом Киевским Иоанном с собором духовенства. Множество храмов и монастырей по всей Руси было посвящено святым князьям Борису и Глебу, фрески и иконы святых братьев-страстотерпцев также известны в многочисленных храмах Русской Церкви.

В память о перенесении их святых мощей установлено это празднество. Борис и Глеб - братья великого киевского князя Ярослава. Когда он узнал, что их убил Святополк, то пошел войной на него и с Божьей помощью одержал победу над ним. После Ярослав начал искать погибших братьев. Бориса нашел он в Вышгороде, а вот Глеба под Смоленском. Тело святого Глеба с великим почтением было перенесено в Вышгород. Похоронили братьев рядом друг с другом, и вскоре это место стало святым. Там происходили разнообразные чудеса — слепые прозревали, хромые начинали ходить. Позже тела братьев были извлечены из погребения и мощи их перенесли в часовню Вышгородского Борисоглебского храма.

Святые страстотерпцы Борис и Глеб были первыми русскими святыми, канонизованными русской и византийской церквями. Свидетельством особого почитания на Руси святых мучеников Бориса и Глеба служат многочисленные списки житий, сказаний о мощах, чудесах и похвальных слов в рукописных и печатных книгах XII-XIX веков.

Придя в церковь 15 мая, можно попросить у Бориса и Глеба помощи. Они никогда не откажут тем, кто обращается к ним с чистым сердцем и правдивыми намерениями.

СОЛОВЕЙ ПРИНОСИТ СЧАСТЬЕ

Что касается примет на праздник Бориса и Глеба, то в этот день знахари заговаривают людей, страдающих маетой - нервными расстройствами. Читают заговор над молоком, которым потом должен умываться больной.

Народные названия этого праздника - Борисов день, Борис-день, барыш-день, соловьиный день, свистозарник, свистуньи, свистопляски.

Считалось, что с этого дня начинают петь соловьи. У крестьян в древности была традиция отправляться в леса, чтобы поймать белого соловья. Тот по преданию приносил в дом счастье. Проводили они в лесах примерно месяц, а наловленных птиц продавали в крупных городах.

Считалось, что если запел соловей основательно - весна пошла на убыль, а лето - на прибыль. Если соловей поет всю ночь, будет солнечный день, а если пение этой птицы услышишь раньше кукушки, то счастливо проведешь все лето. Если соловьи с этого дня начинают петь дружно, то и весна будет дружной. Соловей запел - вода на убыль пошла, можно начинать посевную.

С этого дня можно начинать сажать огурцы и тыкву. Этот день считается самым разгаром сева. Праздник Бориса и Глеба называют также барыш-день. Святого Бориса считали барышником, поэтому в старину купеческий люд праздновал память Бориса в надежде получить барыши в течение года.

Приметы на 15 мая: святого Бориса - сам боронися; Борис и Глеб сеют хлеб; в хорошую погоду соловей может петь всю ночь, а перед грозой он замолкает; соловей поет всю ночь - жди солнечного дня; если солнце всходит ясно, то всему лету быть ведренным; если соловей запел на Бориса и Глеба - хороший урожай; день теплый - будет хлеб темный (густой); сколько в мае дождей - столько быть урожаю; соловей запел, зацвела черемуха - жди двухнедельного похолодания.

ИМЕНИНЫ «ЛЮБИМЦА БОГОВ»

Именины в этот день празднуют Глеб, Афанасий, Борис, Герасим, Давид, Зоя, Марк и Тамара.

Имя дня — Глеб - происходит от русского слова «глыба» или «глоба», то есть, жердь. Означает оно «любимец богов». У Глеба с раннего детства проявляется спокойный и серьезный характер. Производит впечатление несколько угрюмого мальчика, выглядит старше своего возраста. При близком знакомстве можно разглядеть в Глебе добродушного человека. Если Глеб станет начальником, то у его подчиненных будет спокойная жизнь. Пользуется заслуженным авторитетом в коллективе. Всего в жизни добивается своим трудом, предпочитает поменьше говорить и больше заниматься делом.

Этот человек вступает в брак быстро, без колебаний. Глеб полностью доверяет жене и даже подчиняется ей, но только в домашней обстановке. Терпим к недостаткам жены, но ревнив и может даже устроить расследование, если возникнут сомнения в ее верности.

Глеб, родившийся в мае, способен сделать любую работу по дому. Может отремонтировать радиоприемник, сварить кашу для маленького ребенка, он вообще любит возиться с маленькими детьми.

10 интересных фактов

15 мая отмечается День памяти князей-страстотерпцев Бориса и Глеба . История этого праздника берет свое начало в 1115 году, и посвящен он первым русским святым, которые были канонизированы как Русской церковью, так и Константинопольской. И сегодня, в честь этой даты, мы подобрали несколько о первом православном празднике.

Факт 1. Дата праздника выбрана неслучайно: именно в этот день были перенесены в храм в Вышгороде, который построил князь Изяслав Ярославович .

Факт 2. Посвящен праздник братьям Борису и Глебу , младшим сыновьям великого князя Владимира . Юноши получили хорошее образование, читали религиозную литературу и собирались посвятить свою жизнь служению Богу. Кроме этого они мудро управляли своими княжествами: Борис – в Ростове, а Глеб – в Муроме, и считались искусными воинами. Молодых князей любили поданные, поэтому, когда умер их отец, великий князь Владимир, брат Глеба и Бориса Святополк , опасаясь соперничества с их стороны в борьбе за власть, принял решение убить князей. Они знали, что против них замышляется убийство, но не стали скрываться и смиренно приняли свою смерть от рук подосланных братом убийц.

Факт 3. Праздники в честь святых Глеба и Бориса (в крещении – Давида и Романа ) отмечается три раза в году: 15 мая – когда их мощи были перенесены в храм, 6 августа – когда был убит Борис и 18 сентября – когда смерть принял Глеб.

Факт 4. В народе этот день называют еще «соловьиный праздник», «Барыш-день», «свистопляски», «свистуньи», Борис-день… А самих святых именуют «Сеятелями».

Факт 5. Название «барыш-день» этот праздник получил в честь того, что святого Бориса в народе прозвали барышником (от слова барыш). Поэтому этот день особенно отмечали купцы и торговцы, считая, что если 15 мая товар будет успешно продаваться, то хорошая выручка на весь год обеспечена.

Факт 6. Название «соловьиный праздник» этот день получила потому, что, считалось, что к 15 мая повсеместно начинали петь соловьи. С главными певчими птахами связаны и некоторые приметы в этот день. Так, считалось, что если громко, то лето уже не за горами. Если поют всю ночь накануне – жди теплый и солнечный день. А если, услышав первую трель соловья, рубаху снять, – то блохи в этом году кусаться не будут.

15 еще называют «соловьиным днем». Фото babyblog.ru

Факт 7. Название «Сеятели» для этого дня наши предки также выбрали неслучайно. Именно 15 мая было принято заканчивать все огородные и полевые работы. Говорили: «Не отсеялся на Бориса – с Бориса и сам боронися».

Также этот день считался благоприятным для посадки тыквы, огурцов и кабачков. Причем, перед тем, как приступить к посадке, нужно было помолиться. А во время сева напротив необходимо молчать.

Факт 8. Святые князья Борис и Глеб , кто к ним обращается. Наиболее часто у святых просят помощи при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, нервных расстройствах и при неизлечимых недугах, молятся о спасении души и сохранении мира на земле.

Факт 9. В этот день нужно покупать мелкую домашнюю живность и цыплят. Также 15 мая можно обращаться с просьбами к начальству – наверняка, оно не откажет. А еще можно попытаться наладить отношения с людьми, с которыми утратили общий язык, и помириться с ними, поговорив по душам.

Факт 10. С этим днем в народе связано . Так, если 15 мая на закате хорошо видно солнце, то летом будет недостаток дождей. Если к этому дню соловьи громко поют, а на черемухе уже цвет распустился, то следует ждать похолодания на две недели. А если днем будет тепло, то летом следует ждать хороший урожай зерна.

24 июля / 6 августа – день памяти святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида († 1015).

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в Святом Крещении – Роман и Давид) – первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира (+ 15 июля 1015). Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев – Борис – получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести.

Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным.

Еще при жизни отца святой Борис получил в удел Ростов. Управляя своим княжеством, он проявил мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении Православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. Молодой князь прославился также как храбрый и искусный воин. Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов. Когда последовала кончина равноапостольного князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Святой Борис в это время возвращался из похода, так и не встретив печенегов, вероятно, испугавшихся его и ушедших в степи. Узнав о смерти отца, он сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»


Однако коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса; стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц. Святой Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После службы они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями. Любимый слуга святого князя Бориса – Георгий Угрин (родом венгр) бросился на защиту господина и немедленно был убит. Но святой Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал горячо молиться, а потом обратился к убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Тогда один из них подошел и пронзил его копьем. Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге им попались навстречу два варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили, что князь еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил его сердце. Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.

После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела – Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска.

В чем же состоял подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл в том, чтобы вот так – без сопротивления – погибнуть от рук убийц?

Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию – любви. «Кто говорит: "Я люблю Бога", – а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4, 20). Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести, – они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28). Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. «Видите ли, братия, – замечает преподобный Нестор Летописец, – как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые».

Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану: «Мне отмщение и аз воздам» (Рим. 12, 19).

В 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка. По промыслу Божию, решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит святой Борис. Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад.

«С того времени, – пишет летописец, – затихла на Руси крамола». Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси. Благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений, но они особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, святому Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380). Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном I (1008–1035).


Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки святого Глеба, бывшие 4 года непогребенными, и совершил их погребение в Вышгороде, в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса. Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы, и от них совершалось много чудотворений. Один варяг неблагоговейно стал на могилу святых братьев, и внезапно исшедшее пламя опалило ему ноги. От мощей святых князей получил исцеление хромой отрок, сын жителя Вышгорода: святые Борис и Глеб явились отроку во сне и осенили крестом больную ногу. Мальчик пробудился от сна и встал совершенно здоровым. Благоверный князь Ярослав Мудрый построил на этом месте каменный пятиглавый храм, который был освящен 24 июля 1026 года митрополитом Киевским Иоанном с собором духовенства. Множество храмов и монастырей по всей Руси было посвящено святым князьям Борису и Глебу, фрески и иконы святых братьев-страстотерпцев также известны в многочисленных храмах Русской Церкви.


Св. Борис и Глеб с Борисоглебским монастырем

Тропарь благоверным князьям Борису и Глебу, глас 2

П равдивая страстотерпца/ и истинная Евангелия Христова послушателя,/ целомудренный Романе с незлобивым Давидом,/ не сопротив стаста врагу сущу брату,/ убивающему телеса ваша,/ душам же коснутися не могущу./ Да плачется убо злый властолюбец,/ вы же, радующеся с лики Ангельскими,/ предстояще Святей Троице,/ молитеся о державе сродников ваших богоугодней быти// и сыновом Российским спастися.

глас 4

Я ко плодовита винограда, отрасли добродетелей суще,/ Небесный дождь Христов прилете,/ источающе отечеству своему струю Православия,/ Борисе пречудне с доблим Глебом,/ вкупе молитеся Господеви сохранити град и люди,/ и на враги пособствовати,/ и душам нашим даровати велию милость.

Ин тропарь благоверным князьям страстотерпцам Борису и Глебу, глас 4

М ученическою кровию порфиру окропивше светло,/ украшени предстоите, страдальцы славнии, Царю Безсмертному,/ и, венцы славы от Него приимше,/ молитеся стране нашей подати на враги одоление/ и душам нашим велию милость.

Кондак благоверным князьям Борису и Глебу, глас 3

В озсия днесь преславная память ваша,/ благороднии страстотерпцы Христовы, Романе и Давиде,/ созывающи нас к похвалению Христа Бога нашего./ Тем, притекающе к раце мощей ваших,/ исцеления дар приемлем молитвами вашими, святии:// вы бо божественнии врачеве есте.

Ин кондак благоверным князьям страстотерпцам Борису и Глебу, глас 8

А ще и убиени бысте и во гробех положени,/ но на Вышнее Царство преидосте,/ оваго бо копии насунута,/ другаго же, яко агнца незлобива, ножем зарезаша,/ тем и кровь ваша бысть исцеление миру,/ верою призывающим вас, святии, на помощь.

Молитва благоверным князьям Борису и Глебу

О двоице священная, братия прекрасная, доблии страстотерпцы Борисе и Глебе, от юности Христу верою, чистотою и любовию послужившии, и кровьми своими, яко багряницею, украсившиися, и ныне со Христом царствующии! Не забудите и нас, сущих на земли, но, яко тепли заступницы, вашим сильным ходатайством пред Христом Богом сохраните юных во святей вере и чистоте неврежденными от всякаго прилога неверия и нечистоты, оградите всех нас от всякия скорби, озлоблений и напрасныя смерти, укротите всякую вражду и злобу, действом диавола воздвигаемую от ближних и чуждих. Молим вас, христолюбивии страстотерпцы, испросите у Великодаровитаго Владыки всем нам оставление прегрешений наших, единомыслие и здравие, избавление от нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, язвы и глада. Снабдевайте своим заступлением страну нашу и всех, чтущих святую память вашу, во веки веков. Аминь.