Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Виды труда. Виды труда и их характеристика

В зависимости от содержания труда различают:

1. Умственный и физический труд . Физический труд характеризуется непосредственным взаи­модействием человека со средствами труда, прямой включенно­стью его в технологический процесс, исполнительскими функция­ми в трудовом процессе. Все эти признаки взаимосвязаны и толь­ко в единстве дают характеристику физического труда как соци­ального процесса. Умственный труд включает информационные, логические, обобщающие и творческие элементы, часто характеризуется от­сутствием прямого взаимодействия работника со средствами про­изводства и обеспечивает потребности производства в знании, организации и управлении.

2. Простой и сложный труд . Простой труд – это труд работника, не имеющего профессиональной подготовки и квалификации. Сложный труд – это труд квалифицированного работника, обладающего определённой профессией. Квалификация - степень и вид профессиональной обученности работника, наличия у него знаний, умений и навыков, необ­ходимых для выполнения им определенной работы.

3. Функциональный и профессиональный труд . Функциональный труд – определённый набор трудовых функций, характерных для конкретного вида трудовой деятельности. Профессиональный труд – конкретизация функционального труда, образующая широкую профессиональную структуру.

4. Репродуктивный и творческий труд . В репродуктивном труде функции повторяются, остаются устойчивыми, почти неизменными, его результат заранее известен и не несёт в себе ничего нового. Творческий труд предполагает постоянный поиск новых решений, новых постановок задач, активное варьирование функ­ций, самостоятельность и неповторимость движения к искомому результату. Творческий труд свойственен не каждому работнику, а обусловлен уровнем образования, квалификации и способностями к новациям.

В зависимости от характера труда различают следующие виды труда:

1. Конкретный и абстрактный труд . Конкретный труд – это труд конкретного работника, преобразующего предмет природы с целью придания ему определённой полезности и создающий потребительную стоимость. Абстрактный труд- это соизмеримый конкретный труд, он абстрагируется от качественной разнородности различных функциональных видов труда и создаёт стоимость товара.

2. Индивидуальный и коллективный труд . Индивидуальный труд- это труд отдельно взятого работника либо самостоятельного производителя. Коллективный труд – это труд коллектива, подразделения предприятия, он характеризует форму кооперации труда работников.

3. Частный и общественный труд . Частный труд всегда является частью общественного труда, поскольку носит общественный характер и его результаты приравниваются друг к другу по стоимости. Частный труд обусловлен производственной и юридической самостоятельностью предпринимателей.

4. Наёмный труд и самонаём. Наёмный труд имеет место тогда, когда человек нанимается по трудовому договору к собственнику средств производства выполнять определённый набор трудовых функций в обмен на заработную плату. Самонаём предполагает ситуацию, когда сам собственник средств производства создаёт для себя рабочее место.

В зависимости от результатов труда выделяют следующие его виды:

1. Живой и прошлый труд . Живой труд – это труд работника, который затрачивается им в данный момент времени. Прошлый труд воплощается в таких элементах процесса труда, как предметы труда и средства труда.

2. Производительный и непроизводительный труд . Они различаются между собой формой создаваемого блага. Результатом производительного труда является материально-вещественное благо, а результатом непроизводительного труда – социальные и духовные блага.

По используемым в трудовой деятельности средствам труда различают следующие виды:

1. Ручной.

2. Механизированный труд.

3. Автоматизированный труд.

4. Автоматический труд.

По условиям труда с различной степенью регламентации выделяют:

1. Стационарный и передвижной труд.

2. Лёгкий, средней тяжести и тяжёлый труд.

3. Свободный и регламентированный труд.

4. Привлекательный и непривлекательный труд.

По методам привлечения людей к труду различают:

1. Труд по внеэкономическому принуждению – это включение работника в трудовой процесс по прямому принуждению (рабство).

2. Труд по экономическому принуждению – это необходимость заработать средства к существованию.

3. Добровольный, свободный труд – это потребность человека в реализации собственного трудового потенциала на благо общества вне зависимости от вознаграждения.

По предмету и продукту труда выделяют труд:

Научный;

Инженерный;

Управленческий;

Производственный;

Предпринимательский;

Инновационный;

Промышленный;

Сельскохозяйственный;

Транспортный;

Коммуникационный.

План урока: Деятельность и ее виды. Человек в учебной и трудовой деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение

Деятельность – проявление активности человека, в какой либо сфере его существования.

Субъектом деятельности являются человек, группа людей, государственная или общественная организация. Субъект в своей деятельности воздействует на объект, в качестве которого могут выступать различные предметы как естественного, так и искусственного происхождения, растения и животные, отношения между людьми. Так из руды производят металл, из глины – посуду, из кирпичей – дом. Фермер обрабатывает землю, выращивая на ней сельскохозяйственные культуры, разводит коров и свиней. Мужчина и женщина вступают в брак, регистрируя свои личные отношения.

Во многих сферах деятельности человек не может совершать действий без применения орудий. Это могут быть орудия труда, предметы быта, средства транспорта, различные носители информации (книги, телевидение, компьютеры и др.).

Субъект, объект и орудие деятельности представляют в совокупности структуру.

В зависимости от форм деятельности выделяют трудовую, досуговую, образовательную, творческую, научную, политическую, преподавательскую и другую деятельности.

Высшей формой деятельности человека выступает творчество, напрямую связанное с духовными потребностями. В результате творческой деятельности создаются новые, ранее не существовавшие культурные ценности.

Труд – это деятельность, которая отличает человека от животных.

Трудовая деятельность проявляется в различных сферах жизни человека. Он трудится на работе, дома, на дачном участке и т.д.

В зависимости от результата труд подразделяется на производительный и непроизводительный.

Производительный труд связан с созданием разнообразных материальных предметов. Например, человек работает на заводе, изготовляет детали, из которых затем собирают какое-либо изделие (телевизор, пылесос, автомобиль и др.).

Непроизводительный труд направлен не на создание, а на обслуживание материальных предметов (перевозка товаров, их погрузка, гарантийное обслуживание, ремонт дома и т.д.).

Но человечество создает не только материальные предметы, но и накопило огромный культурный опыт, заключенный в литературе, науке, искусстве. Для выделения такого вида труда потребовалась особая классификация, а именно, деление труда на умственный и физический .

Человечество долгие века своей истории знало преимущественно только физический труд. Умственный труд был прерогативой монархов, жрецов и философов.

С развитием науки и техники, появлением машин в промышленном производстве физический труд все более заменялся умственным.


Трудовая деятельность в зависимости от ее характера, целей, затрат усилий и энергии может быть индивидуальной и коллективной .

Понятие «труд» - синоним понятия «работа». В широком смысле они действительно совпадают. Однако если трудом мы можем назвать любую деятельность по преобразованию окружающей действительности и удовлетворению потребностей, то работой чаще всего называется деятельность, которая осуществляется за вознаграждение. Таким образом, работа – это разновидность трудовой деятельности.

Усложнение трудовой деятельности, развитие новых ее видов привело к появлению множества профессий.

Профессией называется вид трудовой деятельности с определенными характером и целью трудовых функций, например врач, учитель, юрист.

Наличие особых, более углубленных навыков и знаний по данной профессии называется специальностью .

Еще на стадии обучения по специальности может проводиться специализация, например врач-хирург, врач-терапевт, учитель математики.

Но мало иметь определенную специальность. Надо получить навыки практической работы по ней. Уровень подготовки, опыта, знаний по данной специальности называется квалификацией . Она определяется разрядом или званием.

Контрольные вопросы:

1. В каких сферах жизни человека и каким образом проявляется трудовая деятельность?

2. Что такое интеллектуальный труд? В чем состоит взаимосвязь умственного и физического труда?

3. Каковы цели трудовой деятельности? Как взаимосвязаны субъект, объект и орудия труда?

4. Объясните понятия профессии, специальности, квалификации

5. Кого называют профессионалами? Что понимают под профессионализмом? Приведите примеры профессионализма

Основой жизнедеятельности человека является целенаправленная профессиональная деятельность. Именно на работе человек проводит большую часть времени. Кто-то делает это ради собственного удовлетворения и получения удовольствия, другие - для материального обеспечения себя и своей семьи.

Теория: основные термины, определение понятия "труд"

Труд- направление человеческой деятельности, признаками которой являются целесообразность и созидание.

Характер труда - это качественные характеристики трудовой деятельности, которые объединяют несколько видов труда в группу по определенным признакам.

Формы трудовой деятельности - совокупность видов трудовых операций, выполнение которых требует энергетических затрат, использования механизированного или автоматизированного оборудования и станков.

Классификация трудовой и характеристики труда

На самом деле классификаций труда существует огромное множество. Это объясняется тем, что труд представляет собой сложное мультиаспектное социально-экономическое явление.

В зависимости от содержания труд разделяется на:

В зависимости от характера выделяют такие виды труда:

  • Конкретную и абстрактную трудовую деятельность. Конкретный труд - это труд отдельно взятого работника, который преобразует предмет природы с целью придания ему полезности и создания потребительской стоимости. Позволяет определить производительность труда на уровне предприятия, сопоставить отдельно взятых отраслей и Абстрактный труд - соразмерный конкретный труд, где качественное разнообразие множества функциональных видов трудовой деятельности отходит на второй план. Создает стоимость товарной продукции.
  • Самостоятельный труд и коллективный. Виды самостоятельного труда включают абсолютно все виды трудовой деятельности, которую осуществляет конкретный человек-работник либо определенное предприятие. Коллективный труд - труд группы работников, персонала предприятия, отдельного его департамента.
  • Частную и общественную трудовую деятельность. Общественный труд всегда состоит из частного, поскольку последнему свойственен общественный характер.
  • Наемный и самонаемный виды труда. Наемная трудовая деятельность осуществляется на основании заключения между работодателем и работником контракта. Самонаемный труд подразумевает самостоятельное создание предприятия и организацию производственного процесса, когда собственник производства сам себя обеспечивает рабочим местом.

В зависимости от результатов трудовой деятельности бывает:

  • Живой и прошлый труд. Живой труд - работа человека, которую он осуществляет в данный момент времени. Результаты прошлой трудовой деятельности отражаются в предметах и средствах труда, которые до этого были созданы другими трудящимися и представляют собой продукты производственного предназначения.
  • Производительный труд и непроизводительный. Главное отличие - форма создаваемого блага. По итогам производительной трудовой деятельности создаются натурально-вещественные блага, а по итогам непроизводительного труда - блага социальной и духовной направленности, представляющие собой ценность и полезность для общественности.

В зависимости от используемых в трудовой деятельности средств труда выделяют:

В зависимости от условий труда бывает:

  • Стационарный и передвижной труд. Включает все виды труда, которые обусловлены спецификой технологического процесса и разновидностями производимого товара.
  • Легкая, средняя и тяжелая трудовая деятельность. Зависит от уровня физической нагрузки, которую получает работник при осуществлении тех или иных функций.
  • Свободный труд и регламентированный. Находится в зависимости от специфических условий трудовой деятельности и стилистики управления предприятием.

В зависимости от используемых методов привлечения людей выделяется:

Основные формы труда

Особенности умственной работы

Умственный труд - деятельность, требующая приема и переработки информационных данных, осуществление чего происходит благодаря активизации мыслительного процесса. Для умственной трудовой деятельности характерным является сильное напряжение деятельности центральной нервной системы. Также не исключены случаи, когда для успешного осуществления умственной работы необходимы физические нагрузки.

Работники Кто они?

К умственно трудящимся относятся управленцы, операторы, работники творческих профессий, медицинские работники, учащиеся и студенты.

Управленческий труд выполняют руководители организаций, предприятий, преподаватели. Особенность: минимальное количество времени для переработки информации.

К творческим профессиям относятся артисты, художники, писатели, композиторы, конструкторы. Творческий труд - самая сложная разновидность умственного труда.

Медицинский персонал также считается интеллектуальным, но только те специальности, которые подразумевают постоянный контакт с людьми - пациентами, а выполнение работы требует повышенной ответственности, где решение нужно принимать в кратчайшие сроки, присутствует дефицит фактора времени.

Научный труд учащихся школ и вузов требует активации памяти, внимания и восприятия.

Физическая трудовая деятельность

Физический труд осуществляется за счет определенных физических нагрузок. Характерная особенность - взаимодействие человека-работника со средствами труда. При физической трудовой деятельности человек является частью технологического процесса и исполнителем тех или иных функций в трудовом процессе.

Умственная и физическая трудовая деятельность: физиологические различия

Умственная и физическая трудовая деятельность связаны между собой и взаимозависимы. Любой умственный труд требует определенных энергетических затрат, так же как и физический невозможен без активизации информационной составляющей. Например, все виды ручного труда требуют от человека активизации как умственных процессов, так и физической активности. Разница состоит в том, что при физической трудовой деятельности доминирует расход энергии, а при интеллектуальной - работа мозга.

Умственная деятельность приводит в действие большую численность нервных элементов, нежели физическая, поскольку умственный труд сложен, квалифицирован, обширен и многогранен.

Физические утомления более ощутимы от физической активности, чем от умственного труда. Кроме того, при наступлении усталости физические работы можно прекратить, умственную деятельность остановить же нельзя.

Профессии физического труда

На сегодняшний день физический труд более востребован, а умелым рабочим трудоустроиться гораздо легче, чем «интеллектуалам». Нехватка рабочих рук обуславливает относительно высокие ставки за выполнение работ, требующих физических усилий. Кроме того, если тяжелые физические работы выполняются в неблагоприятных для здоровья человека условиях, предусмотрена повышенная оплата на законодательном уровне.

Легким физическим трудом занимаются: производственные работники, управляющие автоматизированным процессом, обслуживающий персонал, швеи, агрономы, ветеринарные работники, медсестры, санитары, продавцы промышленных товаров, инструкторы физкультуры, тренеры спортивных секций и т.д.

К профессиям с физическими нагрузками средней тяжести относятся: станочник деревообрабатывающей и металлообрабатывающей промышленности, слесарь, наладчик, врач-хирург, химик, текстильщик, водитель, работник пищевой промышленности, обслуживающий персонал в коммунально-бытовой сфере и в области общественного питания, продавец товаров производственного предназначения, железнодорожник, машинист подъемного транспорта.

К профессиям с тяжелыми физическими нагрузками относятся: строитель, практически все виды сельскохозяйственного труда, механизатор, горнорабочий поверхностный, работник нефтяной, газовой, целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей промышленности, металлург, литейщик и др.

К профессиям с физическим трудом повышенной степени тяжести относятся: горнорабочий подземный, сталевар, раздельщик древесины, каменщик, бетонщик, землекоп, грузчик немеханизированного труда, работник в сфере производства стройматериалов (немеханизированного труда).

Функции труда

Труд выполняет следующие функции:

  • участвует в воспроизводстве благ (является одним из производственных факторов), направленных на удовлетворение человеческих потребностей;
  • формирует общественное богатство;
  • способствует развитию общества;
  • обуславливает развитие научно-технического прогресса и культуры;
  • участвует в формировании человека;
  • выступает в качестве способа самореализации и самовыражения индивидуума.

Роль труда в жизни человека

«Труд из обезьяны сделал человека» - знакомая фраза, не так ли? Именно в этой фразе скрывается глубокий смысл, который отражает величайшую роль труда в жизни каждого из нас.

Трудовая деятельность позволяет человеку стать личностью, а личности - реализоваться. Труд - гарант развития, получения новых знаний, навыков и опыта.

Что происходит дальше? Человек самосовершенствуется, приобретает знания, опыт, опираясь на которые создает новые товары, услуги, культурные ценности, провоцируя научно-технический прогресс, вызывая новые потребности и полностью их удовлетворяя.

Безопасность деятельности человека определяется характером труда, его организацией, взаимоотношением в трудовых коллективах, организацией рабочих мест, наличием опасных и вредных факторов в среде обитания. Характер и организация трудовой деятельности оказывают существенное влия ние на функциональное состояние организма человека и определяются: статическими и динамическими физическими перегрузками (подъём и перенос тяжестей, неудобное положение тела, длительное давление на кожу, суставы, мышцы); физиологи чески недостаточной двигательной активностью и нервно-психологическими перегрузками (умственное перенапряжение, эмоциональные перегрузки, перенапряжение анализаторов). Многообразные формы трудовой деятельности делятся на физический и умственный труд.

Физический труд характеризуется повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную. Физический труд, развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, имеет ряд отрицательных последствий. Прежде всего это его социальная неэффективность, связанная с низкой производительностью, необходимостью высокого напряжения физических сил и потребностью в длительном (до 50 % рабочего времени) отдыхе.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приёмом и переработкой информации, требующие напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, активизации процессов мышления. Для данного вида труда характерна гипокинезия, т.е. снижение двигательной активности, что является одним из условий формирования сердечно-сосудистой патологии. Дли тельная умственная нагрузка угнетающе влияет на психическую деятельность: ухудшаются функции внимания, памяти, восприятия.

В соответствии с существую щей физиологической классификацией трудовой деятельности различают формы труда, требующие значительной мышечной активности; механизированные формы труда; формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством; конвейерные формы труда; формы труда, связанные с дистанционным управлением и формы интеллектуального труда.

Формы труда, требующие значительной мышечной активности , имеют место при отсутствии механизации. Особенностями механизированных форм труда являются изменения характера мышечных нагрузок и усложнение программы действий. При этом уменьшается объём мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы конечностей, которые должны обеспечить большую скорость и точность движений, необходимых для управления механизмами. Однообразие простых действий, малый объём воспринимаемой информации приводит к монотонности труда, снижению скорости реакции и быстрому утомлению. Конвейерная форма труда определяется дроблением процесса труда на операции, строгой последовательностью их выполнения, заданным ритмом, автоматической подачей деталей к рабочему месту. Это приводит к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению. При полу автоматическом производстве человек выключается из процесса непосредственной обработки предмета труда. Задача человека ограничивается обслуживанием станка. Для этих работ характерны монотонность, повышенный темп, утрата творческого начала. При формах труда, связанных с дистанционным управлением процессами и механизмами, человек включён в систему управления как необходимое оперативное звено. Формы интеллектуального (умственного) труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся, студентов. Эти виды труда отличаются по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения. Наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объёма памяти, напряжения, внимания, – это творческий труд. Он приводит к значительному повышению степени нервно-эмоционального напряжения, что может вызывать тахикардию, повышение кровяного давления, изменение ЭКГ, увеличение лёгочной вентиляции и потребления кислорода, повышение температуры тела и другие сдвиги со стороны вегетативных функций организма.

Энергозатраты человека в процессе жизнедеятельности зависят от интенсивности мышечной работы, информационной насыщенности, степени эмоционального напряжения и других условий (температура, влажность, движение воздуха и др.).

Суточные затраты энергии для лиц умственного труда (инженеры, врачи, педагоги) составляют 10,5…11,7 МДж; для работников механизированного труда и сферы обслуживания (медсестры, продавцы) – 11,3…12,5 МДж; для работников, выполняю щих работу средней тяжести (станочники, хирурги, сельскохозяйственные рабочие), – 12,5…15,5 МДж; для работников, выполняющих тяжелую физическую работу (метал лурги, грузчики), - 16,3…18 МДж.

Затраты энергии меняются в зависимости от рабочей позы. Характер рабочей позы (свободная, неудобная, фиксированная, вынужденная) определяется визуально. К свободным позам относят удобные позы сидя, которые дают возможность изменения рабочего положения тела или его частей (откинуться на спинку стула, изменить положение ног, рук). Фиксированная рабочая поза - невозможность изменения взаимного положения различных частей тела относительно друг друга. Подобные позы встречаются при выполнении работ, связанных с необходимостью в процессе деятельности различать мелкие объекты. Наиболее жестко фиксированы рабочие позы у представителей тех профессий, которым приходится выполнять свои основные производственные операции с использованием оптических увеличительных приборов - луп и микроскопов. К неудобным рабочим позам относятся позы с большим наклоном или поворотом туловища, с поднятыми выше уровня плеч руками, с неудобным размещением нижних конечностей. К вынужденным позам относятся рабочие позы лежа, на коленях, на корточках и т.д. Если по характеру работы рабочие позы разные, то оценку следует проводить по наиболее типичной позе для данной работы.

При рабочей позе сидя затраты энергии на 5…10 % выше уровня основного обмена; при рабочей позе стоя – на 10…25 %; при вынужденной неудобной позе - на 40…50 %. При интенсивной интеллектуальной работе потребность мозга в энергии составляет 15…20 % от общего обмена в организме, в то время как вес мозга составляет 2 % от массы тела. Повышение энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряжённости. Так, при чтении вслух сидя расход энергии повышается на 48 % , при выступлении с публичной лекцией на 94 %, у операторов ПЭВМ - на 60…100 %.

Уровень энергозатрат может служить критерием тяжести и напряжённости выполняемой работы. Тяжесть труда – это характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность. Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, характером рабочей позы, глубиной и частотой наклона корпуса, перемещениями в пространстве.

Напряженность труда – это характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника. К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы.

Конспект по безопасности жизнедеятельности


В зависимости от цели, содержания и форм различают три основных вида деятельности: игру, обучение и труд. Человеку независимо от возраста присущи все три разновидности деятельности, однако в разные периоды жизни они проявляются по-разному за целью, содержанием, формой и значением. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, в школьном - обучение, а в зрелом - труд.

Игра и обучение присущи и людям, и животным. Однако у животных основой этих видов деятельности является инстинкты, а у человека они обусловлены социальными условиями жизни, отличаются качественно, значительно сложнее и богаче по содержанию и форме.

Труд за природой и содержанием - общественно-историческое явление. В процессе работы возникла и развилась человек как сознательная социальное существо. Характерная особенность всех разновидностей человеческой деятельности в том, что чаще всего они связаны с речевой деятельностью. Последняя способствует развитию содержания и форм всех видов деятельности, их целеустремленности и мотивации.

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это такой вид деятельности, продуктом которой является сам ее процесс.

Основная форма проявления активности ребенка дошкольного возраста - игровая деятельность - является одновременно основным средством познания ней внешнего мира, отражение его в форме ощущений, восприятий, представлений и т.д. Но она отличается от учебы и труда. В игре ребенок увлекается в основном процессом, который вызывает у нее удовольствие. Как только интерес к игре пропадает, ребенок прекращает ее.

В играх маленьких детей цели не бывают устойчивыми. Это проявляется в том, что маленькие дети теряют цели в игре и легко переходят от одной игры к другой. Но в процессе развития и воспитания целеустремленность игровой деятельности детей растет, цели в играх приобретают более устойчивого характера. Справедливо отмечают, что игра - это школа мысли, чувств и воли. В играх не только проявляются, но и формируются все психические процессы и свойства детей, наблюдательность, внимательность, вдумчивость, настойчивость, смелость, решительность, умение, навыки, способности. В игровой деятельности происходит не только психическое, но и физическое развитие детей, развиваются физическая сила, ловкость, скорость и точность движений. В играх формируются все качества личности ребенка, в частности такие моральные качества, как коллективизм, дружба, товарищество, правдивость, честность и тому подобное. Поэтому игры дошкольников играют важную роль в подготовке их к школьному обучению.

В школьном возрасте игра имеет более сложный и цілеспрямованіший характер. У школьников преобладают дидактические игры, в которых ярко проявляется цель: успешно провести игру, победить партнера, развить в себе соответствующие физические и умственные свойства. В подростковом и юношеском возрасте могут возникнуть вредные привычки, например, к азартным играм. Привлечение детей к занятиям спортом, к интересных дел станет важным средством предотвращения захвата вредными играми.

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это такой вид деятельности, продуктом которой являются знания, навыки и умения.

Обучение - основной вид деятельности детей школьного возраста; активная, сознательная и целенаправленная деятельность, которая заключается в усвоении знаний, выработанных человечеством, с целью подготовки детей к будущей самостоятельной трудовой деятельности. Обучение не ограничивается школьным возрастом. Человек учится всю жизнь. До этого ее побуждают развитие науки, техники, общественной жизни. Научно-технический и социальный прогресс, который присущ XX веку, требует значительного пополнения и перестройки систем общеобразовательных и специальных профессиональных знаний, полученных в средней школе и профессионально-технических учебных заведениях.

  • воздействие, направленное на повышение учебной активности людей, стимулирование ответственного, заинтересованного отношения к выполнению учебных заданий, а также ориентация учебной работы на достижение конкретных целей (постановка учебных задач);
  • передачи сообщения информации (рассказ, разъяснения, показ, демонстрация);
  • контроль и оценка результатов деятельности - знаний, навыков и умений.
  • Учебная деятельность является одним из аспектов педагогического взаимодействия, своеобразным показателем целесообразности педагогических приемов руководителя. Учебная деятельность имеет тот же предмет, что и педагогическая деятельность, личность, которая учится, ту же цель - приобретение знаний, навыков, умений и достижения других полезных результатов.
  • Учебная деятельность состоит из учебных действий, каждая из которых представляет собой определенную форму познавательно-практической активности, решения определенной части учебного задания. Все учебные действия делятся на четыре основные группы:
  • сенсорно-перцептивные, связанные с получением учебной информации (зрительное наблюдения в процессе показа, слушания рассказы и лекции, стремление выделить и зафиксировать признаки исследуемого объекта и т.п.);
  • умственные учебные действия, которые необходимы для самостоятельного решения учебных задач и получения такой учебной информации, которая является результатом умственного проработки, осмысления уже имеющихся знаний;
  • комплексные практические действия, которые заключаются в том, что вместе с внутренней познавательной (умственной) активностью одновременно выполняют практические действия (движения): отрабатывают тот или иной прием, выполняют ремонт, разборка и сборка механизмов, радиотехнических средств и т.п.;
  • мнемонические учебные действия, которые обеспечивают закрепление и длительное сохранение полученного различными способами учебной информации. Они обычно не являются самостоятельными, а органично сочетаются с предыдущими.

В процессе обучения его цели постепенно усложняются, но в то же время дифференцируются. Наряду с общеобразовательными целями появляются практические - подготовка детей к жизни, усвоение практических знаний, навыков и умений. На почве общеобразовательных знаний осуществляются политехническое обучение и профессиональное образование. Общее образование (знание языка, математики, физики, химии, биологии, истории) становится все более востребованной для профессионального образования, подготовки творческих специалистов.

Успешное обучение детей в школе в большой степени зависит от осознания цели обучения и мотивов, которыми они руководствуются. В обучении заметно актуализируется социальная и познавательная мотивация: первая - через осознание роли и необходимости знаний для жизни и труда, вторая - в отношении к содержанию знаний, в заинтересованы ними. Мотивы обучения тесно связаны с работой. Труд обуславливает потребность в знаниях, в ней формируются общие и специальные способности человека. Общественная мотивация учеником своего обучения в наибольшей степени способствует глубокому усвоению знаний.

Важным условием успеха в овладении знаниями является готовность и подготовленности ученика к обучению. Готовность ученика к обучению - в его психологической готовности к этому, в желании и умении учиться, в наличии у него необходимого для этого развития. Умение учиться проявляется в том, что ребенок понимает объяснения учителя и руководствуется ими, выполняя задания, самостоятельно выполняет эти задачи, контролирует себя в соответствии с указаниями учителя и правил, а не за тем, как выполнил задание некто другой. Ученики, которые проявляют самостоятельность в обучении, лучше усваивают знания и успешнее развиваются.

Подготовленность ученика к обучению проявляется в конкретных знаниях, навыках и умениях, необходимых для усвоения учебного материала. Поэтому важно готовить детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе не только психологически, но и из конкретных разновидностей знаков счета, языка, представлений о природе и обществе.

Обучение в школе требует от ученика организованности и дисциплины, ежедневной систематической работы. Этим учебная деятельность школьника отличается от игровой деятельности дошкольника и приближается к трудовой деятельности.

Усвоение учащимися знаний зависит от их активности в обучении. Обучение связано с развитием личности. Учась, ребенок развивается, а развиваясь, приобретает новые возможности - понимать и усваивать сложные знания. Успешнее ребенок развивается тогда, когда в процессе обучения активизируется ее учебная самостоятельность, когда ребенок становится субъектом, а не объектом обучения, то есть умеет ставить перед собой учебные задачи и пытается успешно решать их. В развитии личности чрезвычайно важную роль играет активизация мыслительной деятельности, а не только внимания, восприятия, памяти, воображения. Как показали исследования проблемы обучения, еврична и программируемая построение процесса обучения, комментирование содержания учебных задач, решение учебных задач по каждому предмету, доведение способствуют преодолению конкретизму в мыслительной деятельности и успешному умственном развитии.

ТРУД - сознательная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных благ. Она является необходимым условием существования и развития человека.

Приводя в движение имеющиеся у нее естественные органы и силы, человек изготавливает орудия труда и с их помощью видоизменяет материал природы, придает ему форму, пригодную для собственной жизни, удовлетворения их разнообразных потребностей.

От поколения к поколению работа становилась все более разнообразной, более совершенной, різнобічнішою. К охоты и скотоводства добавились земледелие, потом прядение, ткачество, обработка металлов, гончарный ремесло, судоходство.

Труд - это живое единство физического и психического. В процессе труда активизируются и оказываются различные физические и психические свойства человека. В зависимости от содержания труда ее психические компоненты приобретают определенных особенностей. Деятельность слесаря, тракториста, учителя или композитора требует специфических психических качеств. Но есть психические качества личности, общие для всех видов трудовой деятельности, хотя они и оказываются в каждом ее разнообразии по-разному.

Первое и необходимое условие любой труда - наличие цели: создать определенный продукт.

Характерная особенность работы в том, что человек предполагает ее результаты, представляет себе материал, который при этом будет использовано, определяет способы и последовательность своих действий. Этим ее трудовые действия отличаются от працеподібних действий животных. Прежде чем строить нечто, человек создает в своем воображении образ того, что будет делать. В конце процесса труда получается результат, который еще до начала существовал в воображении человека. Что сложнее трудовое задание, тем выше требования ставит его выполнения к психики человека.

Труд требует соответствующей подготовки. Знаний, навыков и умений работать приобретают на протяжении обучения и предварительного обучения. Чтобы освоить определенные специальности, необходимо после окончания средней школы учиться в высшей школе. Много времени требуется также для овладение производственными специальностям высокой квалификации.

В труде человека оказываются ее внимательность, наблюдательность, воображение и мышление. Особенно важны эти качества тогда, когда перед человеком встает новое для нее трудовое задание, когда она ищет новых, более совершенных способов его выполнения.

Труд требует напряжения физических и умственных сил, преодоления трудностей, самообладание и других волевых качеств. Целенаправленная воля нужна и в физическом, и в умственном труде на протяжении всего времени ее выполнения. Особенно она необходима тогда, когда труд не увлекает за содержанием или способами выполнения. Труд является источником разнообразных эмоций человека. В процессе работы человек переживает успехи и неудачи. В случае положительного отношения к труду эти переживания побуждают ее к еще большего напряжения.

Успех труда человека зависит от ясности цели, которую он ставит перед собой, от зрелости мотивов, побуждающих ее работать, и связанного с ними отношения к трудовых обязанностей, от соответствия ее способностей, общей и специальной подготовки требованиям труда. Очень важную роль в работе играют такие индивидуально-психологические качества человека, как аккуратность и дисциплинированность.

В процессе общественно-исторического развития человеческой жизни возникла огромное количество видов труда.

Разнообразие видов человеческого труда разделяют на труд физическую и умственную. К физического труда относятся различные виды производственной и технической деятельности. Предметом ее является материал, который дает природа и который обрабатывают с помощью разнообразных орудий. Физический труд требует определенного использования физических сил человека, напряжение ее мышечной системы. Результатом такой работы являются материальные продукты, необходимые для удовлетворения потребностей человека. Результат умственного труда - это образы, мысли, идеи, проекты, знания, воплощенные в материальные формы существования (литературные и музыкальные произведения, рисунки, резьбы и т.д.).

Физическая и умственная работа охватывает огромное количество различных профессий и специальностей.

Творческая деятельность. Будь-яка физическая и умственная работа при определенных общественных условиях может стать творческой деятельностью.

В различных видах труда творчество имеет определенные особенности, обусловленные содержанием и характером деятельности, ее обстоятельствами и индивидуальными чертами работника. В то же время всем видам творческой деятельности присущи общие черты.

Творческая деятельность обусловлена потребностями общества. Осознание этих потребностей является источником различных замыслов, идей, проектов. Начинается творческая деятельность с возникновения определенного замысла, в частности: изменить методы, приемы работы в той или иной отрасли, создать новое орудие, сконструировать новую машину, осуществить определенный научный эксперимент, написать художественное произведение, создать музыкальную пьесу, нарисовать картину.

Для осуществления творческого замысла нужна подготовительная работа - учет его содержания, выяснение деталей, путей его реализации и сбор необходимых материалов. Такая подготовительная работа свойственна творчества конструктора-изобретателя, ученого, писателя, художника. Она часто бывает продолжительной. Известно, что Ч. Дарвин более 30 лет собирал научные материалы для написания своего труда «Происхождение видов».

После подготовительной работы происходит реализация творческого замысла, которая так же может занять разное время в зависимости от содержания задания, его сложности, подготовки личности и условий творческого труда.

Осуществление творческого замысла - большая и напряженная работа, которая требует участия и подъема всех сил человека, максимальной сосредоточенности ее сознания на предмете творчества. Эта сосредоточенность бывает настолько высокой, что работник, захваченный задачей, не замечает, что происходит вокруг него. Сосредоточенность требует участия познавательных и волевых сил человека.

Систематическая упорная и напряженная работа является определяющим условием успеха творчества. По этой условия зачастую возникают такие моменты творческого подъема, которые называют вдохновением и при наличии которых особенно успешно находят новые способы решения задач, возникают новые и продуктивные идеи, создают центральные образы художественных произведений и т.д. Для вдохновения характерно напряжения всех сил работника и эмоциональное увлечение предметом творчества и продуктивной работой над ним. Вдохновение не возникает до начала работы, а во время нее как определенный ее следствие. Отсюда следует, что для успешного достижения цели нужно систематически и регулярно работать, а не ждать, когда придет вдохновение. По словам П. Чайковского, вдохновение - это такой гость, который не любит посещать лінькуватих. Оно возникает в процессе упорной работы.

На творческой деятельности сказываются ощущение новизны дела, потребности в ней современности. Происходят мобилизация духовных сил и неосознанная, интуитивная появление новых образов, способов действий в решении проблемы.

Успешность творческого труда зависит от того, в какой мере человек владеет приемами и техникой работы, как она относится к результатам работы. Творческим работникам свойственно критическое, требовательное отношение к своим произведениям. Оно, в частности, характерно для выдающихся поэтов, писателей. О. де Бальзак двенадцать и более раз переделывал свои произведения, часто до неузнаваемости менял, корректируя их. То же самое можно сказать о инженеров, ученых.

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980.

2. Абульханова-Славская К.А. В субъекте психической деятельности. - М.: Наука, 1973

3. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.

4. Белоусов В.В. Темперамент и деятельность: Учеб. пособие. - Пятигорск, 1990.

5. Беспалов Б.И. Действие: Психологические механизмы визуального мышления. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

6. Брушлинский А.В. Деятельность, действие и психическое как процесс / / Вопр. Психологи. - 1984. - №5.

7. Вари М.Й. Общая психология: Учеб. пособие Для студ. психол. и педагог. специальностей. - Львов: Край, 2005.

8. Волков А.М., Микадзе Ю.В., Солнцева Г.Н. Деятельность: структура и регуляция. Психологический анализ. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.

9. Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.

10. Давыдов В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьников / / Вопр. психологии. - 1981. - №6.

11. Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности. - М.: Наука, 1986.

12. Общая психология: Учеб. пособ. / О.В. Скрипченко, Л.В. Долинская, З.В. Огороднийчук и др. - К.: А.Г.Н., 2002.

13. Общая психология: Підруч. для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. акад. В.Д. Максименко. - К.: Форум, 2000.

14. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. - М.: Наука, 1988.

15. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. - М.: Наука, 1980.

16. Леонтьев А.П. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.

17. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н, Антиципация в структуре деятельности. - М.: Наука, 1980.

18. Подольский А.И. Формирование умственной деятельности в практике профессионального обучения / / Вопр. психологии. - 1985. - №5.

19. Психология: Учебник. / Под ред. Ю.Л. Трофимова, 3-тэ вид., стереотипное. - К.: Лыбидь, 2001.

20. Хеккаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т.: Пер. с нем. - М.: Педагогика, 1986.

21. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.