Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Одежда как атрибут подростковой культуры. Современные молодежные субкультуры


Культура? Совокупность результатов человеческой деятельности в прошлом и настоящем, все, что сделано человеком. Совокупность результатов человеческой деятельности в прошлом и настоящем, все, что сделано человеком. Система определенных ценностей. Система определенных ценностей. Образ жизни народа, его традиции, обычаи, духовные представления, язык и т д. Образ жизни народа, его традиции, обычаи, духовные представления, язык и т д.




Общества подростков Формальные Школьные общества. Например, клубы, спортивные секции, театральные кружки. Эти общества созданы при участии взрослых, обязательно зарегистрированы, вписаны в структуру каких - либо учреждений и организаций.Формальные Школьные общества. Например, клубы, спортивные секции, театральные кружки. Эти общества созданы при участии взрослых, обязательно зарегистрированы, вписаны в структуру каких - либо учреждений и организаций.Неформальные отличаются от других своими взглядами, принципами, убеждениями. Создают группы, имеют свой имидж, имеют свою символику и атрибуты, обязательно есть лидер Неформальные организации бывают: большие и малые, постоянные и случайные, разновозрастные и одновозрастные, однополые и разнополые.Неформальные Подростковые общества -различные по полу, возрасту, интересам участников


Неформальные группы? Хиппи: изначально - дети цветов. Протестовали и протестуют против войн. Сейчас чистый вид хиппи встретить можно только среди старшего поколения, младшее поколение в основном берет лишь атрибутику. Общий внешний вид: длинные волосы без укладки, свободные одежды из натуральных материалов, легкая обувь. Украшения и аксессуары преимущественно ручной работы: браслеты из бисера (феньки), украшения для волос (хайратники), вязаные из ниток или сшитые из лоскутов сумки. В качестве сленга до сих пор используется исковерканный английский язык. Часто хиппи являются вегетарианцами (в том числе отказываются носить мех и кожу


Готы Субкультура похожая на панк-культуру. В основном готы эстеты, любители красивой одежды, задушевных бесед. Правда, одежда в основном черная, а беседы о смерти. Их культура в недолговечности жизни. Они увлекаются мистическими практиками и эзотерикой, разговорами с духами. Часто пользуются макияжем - черный лак для ногтей, много белой пудры на лице, подчеркнутые черным глаза. Обувь предпочитают или классическую, или же вычурно-эффектную (высокие шпильки, платформы). В последнее время среди готов стало модно носить анк (анкх), египетский символ. Среди странных привычек - прогулки на кладбищах, встречи в полнолуние в местах мистического значения.


Эмо: эмо-киды Это некая смесь панка и готов. В отличии от панков слишком опрятны, в отличии от готов чересчур эмоциональны. Сочетание цветов, по которому эмо- кида видно за версту - черный и ярко розовый. Одежда обтягивающая, преимущественно детская, очень часто меньшего размера, чем нужно. Аксессуар - шарфик, желательно розовый. На сумке болтаются два десятка значков и плюшевая игрушка, выпотрошенная и залатанная грубыми нитками (чтоб жальче было). Разбитое сердце на куртке, косая рваная челка, причитания по поводу жестокости жизни, примерно так можно описать эмо. На самом деле эти люди стараются не скрывать душевных травм и очень часто следуют веганским традициям.


Хип-хоперы В общем, они же и рэпперы. Слушают соответственную музыку, одеваются в одежду на пару размеров больше чем необходимо. Из противозаконных увлечений - граффити (порча имущества, нарушение общественного порядка), из полезных - танцы. Любят ярку одежду, удобную, желательно спортивную, обувь. Кепки козырьком набекрень, свободные футболки- сетки, крупные массивные украшения. В общем, стараются быть похожими на свой идеал в музыке


Панки Соответственно поклонники панк-рока. По сути - анархисты, протестующие против моральных устоев общества. Отрицание политики и привычных схем жизни, употребление ненормативной лексики, отрицания понятия имиджа. Внешний вид - поношенная (в идеале грязная) одежда, кожа, заклепки и заплатки. Волосы обычно раскрашены в яркие цвета, взлохмачены или уложены в "ирокез". Так же эта культура практически отрицает наркотики, кроме тяжелых (героин), в среде панков популярно спиртное. Символ - значок анархии.

Наряду с организованным педагогическим воздействием семьи и школы на детей и подростков большую роль в их формировании играет свободное общение, формы стихийно складывающейся жизни молодежи в социаль­ной среде. На бытовом языке обыденного сознания можно сказать, что воспитывает школа, семья и улица. «Улица» - это товарищи во дворе, районе, это неформальные движения, группы и объединения по увлечени­ям, интересам, это также события разного масштаба, социальная обстанов­ка в селе, городе, это частично и детские, подростковые организации. К этому институту социализации личности примыкают в какой-то степени и учреждения дополнительного образования - различные клубы, центры внешкольных занятий для детей и молодежи. Итак, свободное общение, жизнь подростка среди сверстников являются сильными, необходимыми и вместе с тем проблематичными факторами формирования личности.

Молодежь примерно от 10 до 20 лет составляет особую возрастную группу населения страны, трудную для учителей и общества в педагогиче­ском и социально-психологическом плане и требующую особого внимания и работы. Подростки активно осваивают мир вне семьи и школы. Главным становится свободное общение и деятельность со сверстниками и более старшими людьми вне привычных семейных, школьных ограничений и правил. Подростка отличает от взрослого неразвитое чувство ответственности за свое поведение, соблюдение норм, закона, работу, отношения с людьми. Ученые считают, что подростковый период кончается тогда, когда человек получил образование и работу, создал семью. Теперь он должен быть взрослым и нести ответственность за свое поведение в разных социальных ситуациях. Теперь он, как и все взрослые, свободен (от родителей прежде всего, чего не было раньше) в выборе действий, но и отвечает за них. Ко­нечно, и взрослые часто поступают безответственно, но они за это распла­чиваются. За подростка же больше отвечают взрослые, чем он сам.

Проблему социализации молодежи можно понимать как проблему по­колений. Вопрос в том, что новое поколение должно, с одной стороны, усвоить традиции, нормы, ценности отцов, с другой стороны, молодежь должна быть свободна и готова идти дальше, отвечая на вопросы своего времени. Более того, по мнению М, Мид, исследовательницы проблем дет­ства, социализации поколений в разных обществах, в настоящее время в мире преобладает префигуративная культура: опыт старших мало годится для молодых, поскольку очень быстро развиваются техника, культура. Ина­че говоря, человек рождается в одних условиях, а умирает, когда за окном совсем другая жизнь, что и делает особо острой проблему поколений.

Подростки во все времена составляли отличительную социальную груп­пу, но в наше время сложилась особая подростковая культура, которая на­ряду с другими социальными факторами играет большую роль в развитии школьника. Молодежная субкультура - система ценностей и норм поведе­ния, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризую­щая жизнь подростков, молодежи примерно от 10 до 20 лет. Субкультура мо­лодежи получила особенное развитие в середине XX в. в силу ряда причин: продление сроков обучения, вынужденная незанятость трудом, акселера­ция - и является одним из институтов, факторов социализации школьни­ков. Субкультура молодежи представляет сложное, противоречивое соци­альное явление и оказывает столь же неоднозначное влияние на подрост­ков. С одной стороны, она отчуждает, отделяет молодежь от всеобщей, «большой» культуры, с другой - способствует освоению ценностей, норм, социальных ролей, облегчает подросткам вхождение в жизнь.

Проблема в том, что ценности и интересы молодежи ограничены в ос­новном сферой досуга: модой, музыкой, развлекательными мероприятия­ми, часто малосодержательным общением. Молодежная субкультура носит в основном развлекательно-рекреативный и потребительский характер, а не познавательный, созидательный и творческий. Она ориентируется на западные ценности: американский образ жизни в его облегченном вариан­те, массовую культуру, а не на ценности «высокой» мировой и националь­ной культуры. Эстетические вкусы и предпочтения школьников часто довольно примитивны и формируются главным образом средствами ТВ, музыкой диско и другими ее «легкими» жанрами. Эти вкусы и «безнравственные» ценности поддерживаются периодической печатью, современ­ным массовым искусством, оказывающим деморализирующее и дегуманизирующее воздействие. Культуру молодежи отличает также наличие моло­дежного языка, который тоже играет неоднозначную роль в воспитании подростков, он помогает молодежи осваивать мир, выражать себя и одно­временно создает барьер между ними и взрослыми. Субкультура молодежи часто имеет много общего с контркультурой и культурой авангардизма. Об­ществом эти культуры оцениваются обычно отрицательно, поскольку от­вергают привычное и угрожают стабильности, спокойствию, вместе с тем молодежная среда и контркультура несут в себе тенденции обновления, Ди­намику развития.

Неформальные объединения молодежи - это одно из проявлений субкуль­туры, форма общения и жизни подростков; общества, группы сверстников, объединенных занятиями, интересами, ценностями, симпатиями. Неформаль­ные отношения есть в формальных группах - классных, студенческих кол­лективах; наряду с официальной структурой класса есть группы на базе межличностных отношений. Неформальные группы возникают обычно не в классе, не в деловых отношениях, а наряду с ними и вне школы. Они иг­рают важную роль в жизни подростков, удовлетворяют их информацион­ные, эмоциональные и социальные потребности: дают возможность узнать то, о чем нельзя поговорить со взрослыми, обеспечивают психологический комфорт, учат выполнению социальных ролей. Замечено, что чем меньше школьник вовлечен в официальные структуры, тем больше он стремится в «свою компанию», что говорит о потребности в развивающих контактах, признании ценности своей личности. Как правило, эти сообщества сверст­ников представляют собой контактные группы в 5--15 человек, собираются в определенном месте.

Группы характеризуются по разным признакам: возрасту, социальной принадлежности, форме организации, по направленности. Согласно по­следней группы бывают просоциальными (социально одобряемое направ­ление, например экология, охрана памятников, исторический клуб), асо­циальными (в стороне от общественных проблем - рэперы), антисоциаль­ными (криминальные, агрессивно-националистические). В печати можно читать о многих молодежных группах, течениях, увлечениях. Например, байкеры ездят компаниями на мотоциклах, могут быть агрессивны. Скин­хеды («бритоголовые нацисты») очень агрессивны, имеют форму, марши­руют под «фашистскую» музыку, обычно идут кого-нибудь бить, выпив водки. Есть также металлисты, панки, роллеры и др. Увлеченность каким-либо течением подвержена законам моды, имеет часто характер психиче­ской эпидемии. Представителей всех течений отличают особенности одеж­ды, нормы, правила поведения, род занятий, ритуалы, места сбора и пр.

2. Одно из самых старых течений - хиппи, или «Система», - по суще­ству, стало историей. Когда-то это было наиболее интеллектуальное и творческое движение (философские и религиозные поиски, протест против ценностей «отцов» в обществе потребления и пр.). В какой-то степени не­которые функции и традиции «Системы» наследует движение толкиенистов, которое постепенно, однако, приобретает черты формальной органи­зации, образует исторические клубы.

Толкиенисты - это неформальное движение, которое получило в Мос­кве статус Клуба любителей фэнтэзи (1997 г.). Оно объединяет около деся­ти тысяч человек, большая часть которых неформально участвует в движе­нии, время от времени появляясь преимущественно в своих группах по симпатиям и интересам в определенных местах сбора: в Нескучном саду, Царицыно и др.

Движение возникло в конце 80-х - начале 90-х гг. XX в. и получило свое название по имени любимого писателя Толкиена, произведения кото­рого обсуждали и разыгрывали участники движения. Круг их занятий по­степенно расширился: конкурсы «менестрелей» и «ролевиков» (тех, кто разрабатывал и представлял публике какой-либо образ книжного или ска­зочно-мифологического героя); издание газет, журналов, сборников прозы и стихов и многое другое.

Движение превратилось в устойчивую саморазвивающуюся систему, ко­торая оказывала в целом положительное социализирующее воздействие на его участников. Они приходят в движение в основном по таким причинам: проблемы в семье, непризнание в школе или студенческой среде, стремле­ние к творческой деятельности, к саморазвитию и общению. В движении, в Клубе, сложились разнообразные виды деятельности, с педагогической точки зрения весьма целесообразные. Это изучение какой-либо области знаний путем обмена информацией и мнениями; единоборства, театрали­зованное фехтование, изготовление доспехов, исторические игры, инсце­нировки; занятия музыкой, литературой, изобразительным и прикладным искусством. Многие приходят сюда, чтобы учить и учиться. Получается что-то вроде системы взаимного обучения в неформальной обстановке в свободном общении, похоже на систему дополнительного образования. Движение довольно благотворно влияет на его участников, хотя порой оно может слишком уводить человека от действительности в мир игры и фанта­зии и тем самым затруднять его адаптацию к реальной окружающей среде 1 .

В настоящее время сколько-нибудь мощных движений, кроме назван­ных, незаметно, мода на увлечения быстро меняется. Подростки, особенно московские, ориентированы на потребление массовой культуры, на «бур­жуазный» стиль жизни. Обычно школьники, увлекшиеся своей группой, выпадают из сферы влияния школы и родителей, их социализация и вос­питание становятся проблематичными. Такая излишняя погруженность в подростковую культуру, отрезающая человека от мира, часто приводит к одной из форм девиантного поведения.

Девиантное, или отклоняющееся, поведение - система поступков челове­ка, противоречащих официально установленным или фактически сложившим­ся культурным, нравственным, правовым и психологическим нормам. Различа­ют две категории девиантного поведения: отклонение от нормы психиче­ского здоровья и отклонение от социальных, нравственных, правовых норм. Последнее проявляется чаще всего в виде алкоголизма, наркомании, агрессии, вандализма, сексуальной распущенности, сверхувлечения суб­культурой или чем-либо еще. В сверхувлечениях, правда, следует выделять позитивные, творческие увлечения: творчество ведь всегда нарушение нор­мы, поиск нового.

Также довольно трудно выделить норму и патологию в психике челове­ка, в его поведении. Дети школьного возраста только еще усваивают нор­мы, поэтому они, особенно подростки, составляют группу риска. Для юно­шества характерны психические нарушения в виде акцентуаций характера и личностных расстройств, связанных с формированием Я-концепции, са­мосознания 1 . К последним относят специфические реакции подростков на окружающую среду, на близких, самого себя, свой внутренний мир и свое тело.

Например, синдром отчуждения - дистанцирование от реальности, утеря связей с другими, отстранение от привычного. Мир воспринимается подростком как чужой, странный и непривычный. Деперсонализация - отчуждение, направленное на собственное Я, когда школьник сам в себе видит непривычное, непонятное и странное, отчего испытывает апатию, эмоциональную подавленность. Дисморфомания - бред физического не­достатка, повышенная озабоченность собственной внешностью и страх пе­ред изменениями своего тела, особенно у девочек. Синдром философской интоксикации - погруженность в глобальные проблемы, склонность к по­иску вечных истин и универсальных законов, смысла жизни, сопровож­дающиеся созерцательностью, мечтательностью, уходом от реальности.

Эти и другие расстройства сопровождаются депрессией, неврозами, ко­торые выражаются в тревоге, плохом настроении, подавленности и пр. Причиной школьных неврозов являются ситуации в школе: плохая успевае­мость, конфликт с учителем, отношения с товарищами. Учитель может видеть и акцентуации характеров, не зная при этом психологической тер­минологии. Например, гипертимный подросток отличается повышенной активностью, частой сменой увлечений, сверхобщительностью; астенонев-ротический тип характеризуется повышенной утомляемостью, раздражи­тельностью, ипохондрией и т. д. Учителю следует замечать особенности по­ведения детей и, если не действуют педагогические методы, обращаться к помощи специалиста.

Одним из видов девиантного поведения является противоправное, кри­минальное поведение, преступность молодежи, которая растет в настоящее время по причинам социальным и педагогическим. Ученые находят связь между воспитательным потенциалом семьи и преступным поведением: как правило, воспитательно слабые, «неблагополучные» семьи порождают пре­ступность.

С точки зрения педагогики одним из проявлений девиантного поведе­ния следует считать педагогическую запущенность - поведение и уровень со­циально-нравственного развития, не соответствующие требованиям об­щества, школы к учению и поведению школьника. Этому тоже есть причины в обществе, семье и школе. От педагога зависит, как не допустить педагоги­ческих ошибок, ведущих к педагогической запущенности, работать без ди-дактогений. Под этим словом понимают последствия неправильных дей ствий учителя, ведущих к утрате контактов учащегося со школьным окру­жением, систематической неуспеваемости и часто к правонарушениям. Иначе говоря, это методические и особенно психологические ошибки учи­теля: грубые замечания, агрессия по отношению к ребенку, бестактность - действия, при которых учитель, не зная состояния ученика, событий в его жизни (например, смерть близких, болезнь, развод), наносит ему обиду, психологическую травму.

К факторам, причинам девиантного поведения школьников относят, помимо сказанного, следующие:

Дегуманизация современной цивилизации в целом как общества по­требления, в котором наблюдается упадок духовных ценностей, падение авторитета церкви;

Глобальный кризис в России, социально-политический, экономи­ческий, культурно-идеологический;

Кризис образовательной системы и семьи.

Следует осознавать последствия отклоняющегося поведения молодежи и его влияние на личность. Незначительные проявления девиантного поведе­ния, как было отмечено, свойственны многим подросткам: они только усваи­вают нормы, со временем «странные» поступки уходят. Опасна и разруши­тельна для личности глубокая, фанатичная, от всего отрезающая, чрезмерная вовлеченность в субкультуру, в жизнь замкнутой группы. Постоянное пре­бывание на грани нормы ведет к закреплению нежелательных стереотипов поведения во взрослой жизни. В этом случае требуются коррекционно-педа-гогические меры, которые должны принять психологи, врачи, педагоги.

Наличие подростковой культуры требует адекватной педагогической позиции. Учитель должен знать ее, знать привычки, нормы, ценности уче­ников - их мир и, как это ни трудно, не относиться к нему агрессивно, до­пускать, что подростки имеют право иметь свои взгляды, культуру. Вместе с тем учитель должен делать так, чтобы школьники от молодежной культу­ры, во многом маргинальной, шли к культуре общечеловеческой и таким образом усваивали бы ценности, нормы общества, в котором живут. Это тем более так, потому что, взрослея, подростки все же в массе усваивают и наследуют общечеловеческие, базовые ценности и проходят свой жизнен­ный путь, как и их отцы.

Иначе говоря, педагог, работая с подростками, должен придерживаться следующих принципов-правил.

■ Принцип знания, согласно которому учителя должны знать социо­культурную ситуацию в молодежной среде, знать характер культуры, проб­лемы, тенденции развития, увлечения и многое другое.

Принцип терпимости, толерантности, что требует уважительного отношения к их праву делать свою жизнь по-своему, требует неагрессивно­го, сдержанного восприятия всего того, что происходит с подростками.

Принцип деятельного контакта, по которому учитель должен сохра­нять психологический и педагогический контакт с «незнакомым племенем» и вовлекать подростков в развивающую деятельность в разных формах.

Главным в работе воспитателя является формирование установки уче­ников на самостоятельность, способности каждого делать свою жизнь, от­вечать за себя, быть личностью, а не членом довольно примитивной группы людей, современно одетых и умеющих говорить только о футболе и рок-группах.

Вообще же педагогическую и социально-психологическую помощь трудным подросткам оказывают различные социальные службы, работники и в том числе социальные педагоги. Социальный педагог ведет свою работу непосредственно в среде детей группы риска, педагогически запущенных, социально неблагополучных подростков.

Субкультура- это общность людей, чьи убеждения, взгляды на жизнь и поведение отличны от широкой публики, что отличает их от более широкого понятия культуры, ответвлением которой они являются. Субкультуры могут различаться по возрасту, расе, полу, или классовой принадлежности. Черты, служат определяющим для субкультур, могут иметь эстетический, религиозный, политический, сексуальный или любой другой характер. Субкультуры обычно возникают как оппозиция к ценностям более широкого культурного направления, к которому они относятся. Поклонники субкультуры могут демонстрировать свое единство посредством использования отличного от всех стиля одежды, поведения, а также специфических символов.

Однако не все субкультуры считают своей отличительной чертой внешний вид. Очень многие современные течения делают особый акцент на моральных или политических убеждений. Если не брать во внимание музыкальные предпочтения, представители субкультур могут отличаться от других людей своими взглядами на природу, человека, искусство, стиль, жизни, моральные ценности и так далее.

Я уверенна, что каждому из нас случалось идти по улице, ехать в метро, или просто смотреть телевизор и видеть людей, которые чем-то не похожи на других. У кого-то на голове ирокез, кто-то весь в металле, а кто-то мимо вас несется на мотоцикле. Это и есть неформалы, представители различных субкультур. Молодежь, как наиболее чуткая и восприимчивая группа, первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга и принимает их со всеми позитивными и негативными явлениями. Условия жизни в большом городе создают предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы, движения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективно сознание в этих группах. Человек, попавший в субкультуру, становится с ней единым целым. Он принимает все порядки и законы нового общества, у него меняется система ценностей и взгляд на мир. Чаще всего бывает, что молодежь не вникает в суть своей субкультуры. Иногда такое кратковременное и поверхностное прибытие приводит к непониманию своей неформальной организации.

Проблемы могут возникать в том случае, если еще неокрепшая личность подростка, попадает в субкультуру опасную даже для взрослых. Например, рокеры, которые пропагандируют наркотики, байкеры, увлеченные экстремальной ездой на мотоциклах и т. д. Опаснее всего секты. Например, секта сатанистов. Очень не многие поступившие туда могут вернуться. Она действует словно гипнозом на своих последователей. Подросток, следуя правилам культа сатаны, начнет приносить животные или даже человеческие жертвы, участвовать в развратных действах. Это губительно действует как на самого человека, так и на окружающих. К тому же детская психика может не вынести всего увиденного и содеянного.

Хотелось бы рассказать более подробно о некоторых видах наиболее современных и популярных неформальных течений.

В последнее время направление эмо становится очень популярно в России. Но не все знают, что это такое! Если говорить об эмо, как о понятии, то можно сказать, что эмо это не просто направление, а особый образ жизни и мышления людей. Слово эмо произошло от слова эмоции. Люди эмо живут только эмоциями, независимо от того позитивными они являются или негативными. Для людей этой категории выражение чувств через эмоции это не проявление слабости, а вполне естественное состояние.

Эмо-кидов в толпе отличить так же просто, как и готов. Чтобы в полной мере выплеснуть свои эмоции и чувства, эмо-киды пишут стихи и песни, увлекаются фотографией и рисованием. А кто же такой эмо-кид? Если дословно переводить каждое слово, то выясняется, что эмо – это эмоции, а кид – это ребенок. Вместе получается эмоциональный ребенок. Но в эмовском направлении это значит, что каждый из нас в душе остается ребенком. Эмо-киды, как дети воспринимают мир. Они находят радость в каких-то мелочах, и даже самая незначительная потеря или неудача может их очень сильно огорчить. Но существует и другой вид эмо-кидов. Это те, которые не скрывают свои эмоцию и по особому воспринимают мир лишь потому, что просто хочет влиться в компанию эмо людей. Такая своеобразная оболочка является всего лишь имиджем, или просто пустой картинкой, за которой нечего не стоит. В основном увлечение эмо у эмо-кидов очень быстро проходит. Они не боятся мнения окружающих и с легкостью демонстрируют свои чувства. Часто эмо-киды бросаются из одной эмоциональной крайности в другую: от горя к счастью, от грусти к радости и т. д. Именно такие особенности выделяет эмо на фоне других субкультур. Существует стереотипное представление об эмо, как о плаксивых мальчиках и девочках. В первую очередь для представителей этой субкультуры основными ценностями являются: разум, чувства, эмоции. Умение сочетать эти 3 компонента, и есть основная суть эмо. Эмо-кид ранимый депрессивный человек, мечтающий на самом деле о чистой и счастливой любви. Представители этого течения, как правило, носят черные или розовые волосы, косые челки, закрывающие пол-лица (символ того, что эмо-кид открыт миру только на половину), а сзади короткие волосы, торчащие в разные стороны. У девушек возможны детские, смешные прически – два маленьких хвостика, яркие заколочки по бокам, бантики и сердечки. Черно-розовая одежда означает смешанность чувств, (т. е. черный означает депрессию, а розовый - радость и прочие положительные эмоции.) также, эмо-киды густо подводят глаза черным карандашом и красят ногти черным лаком независимо от пола. Еще отличительной чертой представителя эмо является пирсинг, что означает отсутствие страха перед болью. Его в основном делают на лице. Также наличие ярких значков и разноцветных браслетов и бус. Характерная для эмо обувь – кеды.

Эмо - музыка появилась в 80-х годах двадцатого века в США - как одно из ответвлений тяжелого рока. Любовь и смерть – любимый сценарий эмо - музыкантов, которым свойственны к тому же романтизм, утонченность чувств и чистое, детское восприятие мира.

Еще, есть такое направление, как готы. Они пришли на смену панкам в 1979 году в Великобритании. Эта субкультура пережила многих своих одногодок, и продолжает развиваться. Ее образная система и культурные предпочтения ясно демонстрируют связь с идеалами литературы готического стиля, датируемой девятнадцатым веком.

Готам свойственно носить одежду в черных тонах, равно как цвет волос и грим. Стиль одежды может варьироваться от панковского до средневекового. Кроме того, здесь можно встретить наряды викторианской эпохи. Девушки носят корсеты, кожаные юбки или длинные платья, а мужчины готы предпочитают черные плащи, или камзолы с черным поднятым воротником. Общая тенденция заключается в печальных, иногда даже скорбных, мистических мотивах и внешнем виде. У готов есть странное притяжение ко всему мрачному и таинственному. Их стиль отличается темными цветами, траурностью, иногда в сочетании с эротизмом. В образе типичного гота присутствуют черные волосы, черные ногти, яркие подведенные глаза черным карандашом. Прическа играет огромную роль. В основном это длинные прямые волосы, или большой пучок, поднятый вверх гелем. Украшения готы предпочитают из серебра, в виде различных символов смерти. Украшения с черепами, гробами, крестами, и т. д. Также у готов существует любовь к кладбищам, надгробиям и склепам. К чисто готическим символам можно отнести летучих мышей, вампиров и тому подобные изображения.

3. Рокеры.

Еще одни представители черного цвета- рокеры. Слово рокеры, изначально, служило для определения британской молодежи в Британии в шестидесятых годах прошлого века. Они позволяли себе рассекать по дорогам на мотоциклах весьма не почтительно. Их течение появилось в пятидесятых годах, в эпоху рок-н-ролла. Однако первых рокеров объединяет только один принцип- манера езды на мотоцикле, а уж потом появилось такое понятие как стиль. Эти ребята могли разъезжать со скоростью 160 километров в час по окружным дорогам Лондона.

Стиль рокера породили необходимость и практичность. Рокеры носят кожаные мотоциклетные куртки, в изобилии украшенные кнопками, заплатками, нашивками и булавками. Прическа рокеров может, в принципе, зависеть от личных предпочтений, но нередко о ней говорят как о сглаженной или, наоборот, усиленной прическе в стиле помпадур, которая характеризует представителей рок-н-ролла пятидесятых годов.

Главным сегментом рокерской субкультуры в СССР, стала именно музыка. Но помимо позитивного отношения к музыке, у рокерской культуры есть и другая сторона. Это злоупотребление наркотиками, алкоголем, сигаретами. В отличие от других субкультур именно этой свойственно пропагандировать губящие здоровье вещи. В идеале, рокер- это начитанный человек, который разбирается в общественной ситуации, умеет самостоятельно мыслить и делать выводы, которые излагает в соответствующих текстах, положенных на музыку. С такими легендами рока ассоциируется у нас Виктор Цой, Вячеслав Бутусов, Андрей Макаревич и другие. Русский рок это отдельное понятие, не имеющее аналогов, зато очень уважаемое в остальном мире.

4. Скинхэды.

Также, хочу рассказать, о субкультуре скинхэдов, которая распространилась в последнее десятилетие по всей Европе, Северной Америке и другим континентам. Скинхэды получили свое название по внешнему виду: а именно по шарообразным и бритым головам. Это представители рабочего класса, субкультура которых была основана в Великобритании в шестидесятых годах прошлого века.

В России наиболее ярко представлены агрессивные направления, что может быть вызвано обилием приезжих людей, составляющих национальные меньшинства. Обычно они ходят толпой и отличаются агрессией. Иногда их называют «очистителями леса», что значит, не признают другие нации и не позволяют им спокойно существовать в стране. Большое количество скинхэдов располагается в больших городах. Например, в Москве, в Санкт-Петербурге, и т д.

Главным внешним признаком скинхэдов является их прическа. Волосы очень коротко подстрижены, или выбриты некоторые участки головы. Облачены скинхэды в плотные кожаные куртки черного или зеленого цвета. На ногах тяжелая обувь, напоминающая армейскую, часто с титановыми пластинами. У представителей этого направления в большом почете татуировки. Также как и у всех субкультур, у скинхэдов есть своя музыка, например ска, реггей и т. д.

5. Гопники.

Гопник - представитель субкультуры, которая образовалась в результате инфильтрации криминальной эстетики в рабочую среду. Близи к хулиганам. Гопников отличает применение воровского жаргона, очень низкий уровень интеллектуального и духовного развития, склонность к насилию, пренебрежительное отношение к правопорядку в целом, а также к милиции, и законопослушным гражданам. В отличие от большинства неформалов и объединений молодежи гопники не присваивали остальному населению каких-либо названий и не выделяли себя в отдельную группу относительно всего населения. Таким образом, гопники не осознают себя как субкультуру. Сами гопники гопниками себя не называют, они называют друг друга «пацанами». Они проводят большую часть своего времени на улице, среди излюбленных мест - парки, скверы, автобусные остановки, гаражи и дворики при детских садиках. Гопниками, как правило, становятся дети из неблагополучных семей. Еще, выращиванию гопников способствует наше государство, средство массовой информации и массовая культура в целом. Например, просмотр телесериалов про бандитов, фильмы с насилием и жестокостью и многое-многое другое. Обычно они одеты в спортивные костюмы, кепка или бейсболка, а также дешевые кроссовки.

План. Введение n Общества подростков. Хиппи Панки Эмо Одежда Музыка Роллеры Сленг. . Приложения Литература

n Подростковый возраст – трудный период полового созревания и психологического взросления. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости, ощущение себя взрослым человеком; оно становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними.

n Также меняется внутренний мир ребенка, его увлечения и интересы. Именно при их помощи подросток пытается выразить свое чувство взрослости, стремление к эмансипации. На формирование интересов влияют многие факторы: внешняя и внутренняя среда, общение со сверстниками и взрослыми, а также различная массовая культура.

n В данной работе мы попытаемся дать наиболее общую характеристику нескольких составляющих массовой культуры, а также выявить, насколько сильно они влияют на интересы и склонности подростка.

n Некоторые взрослые считают, что у подростков есть собственная культура, а другие думают, что подростковая культура-отражение культуры взрослых. Основа основ внешний вид. Он должен отличаться от внешнего вида общества, и чем больше, тем лучше. В ход идет все - одежда, украшения, обувь.

Субкультуры. n n n Субкультуры. Субкультура- часть общественной культуры, отличающаяся от преобладающей. В более узком смысле, термин означает социальные группы людей – носителей субкультур. В качестве сленга до сих пор используется исковерканный английский язык. Часто хиппи являются вегетарианцами (в том числе отказываются носить мех и кожу). Травку и психоделические настроения Музыка в идеале Beatles, Doors, Аквариум, и все подобное. Символ - пацифик (куриная лапка).

n Так же в сообществах выработан свой язык, жестикуляция, схемы общения и приветствий. Сложно сказать хорошо это или плохо, главное - отличаться от серой массы. Самыми старыми "соцкланами" считались гопники, хиппи и панки. Собственно все новоприобретенные направления, так или иначе, растут из этих трех субкультур. Об этих субкультурах мы поговорим дальше

Хиппи. n Изначально - дети цветов. Любят легкие наркотики и свободу, а так же за жизнь в коммуне. Протестовали и протестуют против войн. Сейчас чистый вид хиппи встретить можно только среди старшего поколения, младшее поколение в основном берет лишь атрибутику. n

n Общий внешний вид: длинные волосы без укладки, свободные одежды из натуральных материалов, легкая обувь. Украшения и аксессуары преимущественно ручной работы: браслеты из бисера (феньки), украшения для волос (хайратники), вязаные из ниток или сшитые из лоскутов сумки.

n n Панки: соответственно поклонники панкрока. По сути - анархисты, протестующие против моральных устоев общества. Из данного направления выросли еще несколько, Отрицание политики и привычных схем жизни, употребление ненормативной лексики, отрицания понятия имиджа. Внешний вид - поношенная (в идеале грязная) одежда, кожа, заклепки и заплатки.

n Волосы обычно раскрашены в яркие цвета, взлохмачены или уложены в "ирокез". Так же эта культура практически отрицает наркотики, кроме тяжелых (героин), в среде панков популярно спиртное. Символ - значок анархии. Гопники: мало кто из самих гопников причислит себя к этой субкультуре, основная масса гопников - коротко стриженые парни.

n Из всех допингов предпочитают спиртное, и легкую популярную музыку. Как правило, стараются держать форму тела, занимаются на тренажерах. Спиртное и чрезмерная агрессия портит общий вид. Одежда - спортивные штаны, кожаная куртка (летом футболка), в общем, самая обыкновенная.

n n Эмо: эмо-киды это некая смесь панка и готов. В отличие от панков слишком опрятны, в отличие от готов чересчур эмоциональны. Сочетание цветов, по которому эмо-кида видно за версту - черный и ярко-розовый. Одежда обтягивающая, преимущественно детская, очень часто меньшего размера, чем нужно.

n Аксессуар - шарфик, желательно розовый. На сумке болтаются два десятка значков и плюшевая игрушка, выпотрошенная и залатанная грубыми нитками (чтоб жальче было). Разбитое сердце на куртке, косая рваная челка, причитания по поводу жестокости жизни, примерно так можно описать эмо.

Одежда. n n Одежда-это черта, которая выделяет молодежь среди других групп населения, бросается в глаза. Наверняка у каждого свой стиль, каждый человек уникум и он имеет право одеваться так, как хочет он! Броская и часто вызывающая одежда помогает подростку раскрыть и выразить свой характер, отношение к миру, подчеркнуть свою индивидуальность.

n n Эксперименты с внешностью - это часть процесса поиска собственного образа, в котором юноша или девушка чувствовали бы себя комфортно. У подростков не такая эстетика как у взрослых. Новые джинсы он может изрезать, покрасить, смять или как-либо ещё испортить, если это модно и если это нравится

Музыка. n n Музыка – искусство, в котором переживания, чувства и идеи выражаются ритмически и интонационно организованными звуками, а также сами произведения этого искусства. Жанр – род произведений в области какого-нибудь Зачастую "стены" из звуков используются молодежью как способ отгораживания от окружающих семьи, учителей, сверстников.

n n n Искусства, характеризующийся тем или иными сюжетными и стилистическими признаками. Музыка, прежде всего современная, является неотъемлемой частью жизни подростков и молодежи. Именно они - основные потребители музыкальной продукции. В наше время подростки активно слушают музыку: в транспорте, на улице, дома, на занятиях и т. д. Кто-то с помощью музыки расслабляется, комуто наоборот, музыка помогает сконцентрироваться и найти верное решение в определенной проблеме.

n Избирательность в потреблении музыкальных произведений характеризует музыкальный вкус. Выявляя музыкальные предпочтения молодежи, характеризуются социальнокультурный облик, настроения молодых людей. Сравнительный анализ музыкальных предпочтений школьной молодежи позволил сделать следующие выводы.

n Под влиянием современной популярной культуры молодежные приоритеты в сфере музыки стремительно изменяются. При педагогически грамотном выборе методов обучения и высоком уровне профессионализма преподавателя школа может стать центром общего музыкального образования и воспитания подрастающего поколения.

n Мы далеки от мысли, что школа на данном этапе ее развития может дать учащимся всестороннее эстетическое и в том числе музыкальное воспитание, но установка на определенные эстетические ценности в значительной мере формируется именно в школе"

n Одним из центральных понятий исследования было "приобщенность к различным музыкальным жанрам". С помощью этого понятия были выделены типологии приобщенности респондентов к различным музыкальным жанрам, что позволило провести достаточно подробный анализ взаимоотношений молодежи и музыки.

n Подросток ищет сближения с ровесниками, ищет окружения и поэтому он должен считаться с его обычаями. Значит, мало толку постоянно отчитывать сына или дочь за их пристрастие к громкой музыке дискотеки, надо укреплять в них чувство собственного достоинства, прививать понимание дурного и фальшивого, учить утверждать истинное даже вопреки мнению группы.

n Конечно, это не сразу приведет к тому, что молодежь будет танцевать только под тихую музыку. Но, по крайней мере, дома, в собственных стенах, звук будет приглушен. А вечер в дискотеке - для подростка ведь не принуждение, а его воля. И тот, кто идет туда, знает, что его ждет, в квартире же живут вместе несколько человек с различными потребностями и привычками, с разным ритмом дня и недели.

n Громкая музыка - это то средство, к которому прибегает подросток, чтобы выразить свое недовольство взрослыми. В таком случае гораздо целесообразнее критически пересмотреть характер отношений между старшими и молодежью и сделать соответствующие выводы, нежели бороться против лишних децибел. Звук в дискотеке взрослым кажется оглушительной, а многие подростки явно чувствуют себя там в своей среде. Так неужели шум сродни молодости? Должны ли мы терпеть его?

n Немало юношей и девушек сами тоже страдают от децибел на танцевальных вечерах и хотели бы, чтобы музыка играла тише, но они подчиняются мнению других, общепринятой норме. Многие подростки, интересующиеся эстрадой, поп-музыкой или джазом, многое знают о ее происхождении, своеобразии и закономерностях. Таким образом, не только расширяется мир совместных переживаний, но и углубляется чувство взаимопонимания, доверия друг к другу.

Роллеры. n Спорт – это средство, которое позволяет развиваться физически и духовно, достигать новых вершин и самоутвердиться в жизни. Считаю, что понятия «молодежь» и «спорт» не просто взаимосвязаны, они существуют в единой параллели. Один из видов спорта подростков-это ролики. Сегодня роллеров около тысячи. В 1992 г. При поддержке компании «Кока-кола» была создана первая Российская федерация роликового спорта: катание на роликах становилось всё более модным и престижным.

n Роллеризм-это не только потрёпанные локти и коленки, к которым со временем привыкаешь. Но ещё и громадная доза адреналина, радость от трюков, умение, гордость. Кроме того, это ещё и общения с интересными людьми. Человек на роликах передвигается в 5 раз быстрее пешехода.

n n К сожалению, увлечение роликами может привести к малоприятным последствиям: подросток не занимается учёбой, а затем это мешает получить профессию. Роллеризм-это особый образ жизни и особая субкультура, где есть уже свой язык (сленг), одежда, техника катании, правила поведения, клички (Таблетыч, Кайф, и т. д.), всероссийские и международные соревнования, праздники, роллер-события, роллербалы, тусовки, ролледромы, скейт-парки, роллер-команды, организации и ассоциации, сайты в Интернете, свои газеты журналы и видео-журналы и т. п.

n n Достаточно распространенная одежда роллера-джинсы-трубы, военные штаны немыслимой расцветки футболка, разбитый велосипедный шлем, нахлобученный на макушку Выделяют 2 наиболее доступных способа катания: «фитнесс» и «агрессив» , «стрит-агрессив» делится на 2 категории: уличное катание, и « вёрт» - трюки на рампе.

Сленг. n Наверное, трудно встретить ребенка, который говорил бы исключительно на литературном русском языке. Молодежный сленг прочно вошел в разговорную речь, и если уж многие взрослые солидные люди не пренебрегают его употреблением, стоит ли требовать от школьников высокого слога?

n И как быть, если ребенок или подросток пристрастился к употреблению ненормативной лексики? Лингвисты называют сленгом слова, идущие вразрез с нормами литературного языка. Действительно, если внимательно прислушаться к молодежному жаргону, в нем можно обнаружить и лексику заключенных, и профессиональные термины, и исковерканные английские слова.

n Интересно, что филологи и лингвисты относятся к сленгу достаточно миролюбиво и воспринимают его как естественный способ развития языка. С точки зрения психологии, сленг отражает образ жизни тех, кто его употребляет. Например, наибольшее количество названий придумано для обозначения человека и его внешности, одежды и досуга.

n Весьма скромный вклад в молодежный жаргон вносят слова, относящиеся к учебе или работе. Можно назвать несколько причин, по которым дети и подростки активно употребляют сленг. Первая из них весьма печальна: школьникам просто не хватает литературного словарного запаса, чтобы выразить свою мысль. Кроме нецензурной брани, существуют несколько не менее опасных видов сленга, на которые стоит обратить внимание.

Заключение. n Таким образом, в результате комплексного исследования проблем подростковой субкультуры позволяет нам сделать вывод, что формирование культуры личности подростка происходит в сложной социокультурной ситуации в России, которая обусловлена общей направленностью на американизацию, безучастным отношением к проблемам общества, семьи, образования, досуговой деятельности.

n Что приводит к появлению проблем у подрастающего поколения: несформированность подростка как культурной личности (культура общения, духовно-нравственные ценности, падение культуры чтения и т. д.), потребительское отношение к жизни, дезориентация подростка в досуговой сфере, первостепенная роль СМИ в процессе социализации подростка. В решении этих проблем должны быть заинтересованы родители, школа, государство.

Литература. Сайты: n Igames. yandex. ru n 1 internet. music. ru n coolreferat. ru n 7 ya. ru n Книги: n Учебник «Обществознание» А. И. Кравченко, Е. А. Певцова. n

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

ББК Ч420.058.58 ГСНТИ 14.27.05 Код ВАК 13.00.01

Давлетчин Ильдар Лукманович,

начальник детского лагеря «Комсомольский» всероссийского детского центра «Орленок», аспирант кафедры педагогики и психологии, Челябинская государственная академия культуры и искусств; 454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36-а; e-mail: [email protected].

ПОНЯТИЕ «КУЛЬТУРА ДОСУГА ПОДРОСТКОВ»

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: культура досуга; культура досуга подростков.

АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается актуальность проблемы развития культуры досуга подростков; представлены теории культуры досуга в культурологических, психологических, педагогических исследованиях; раскрыты особенности содержания понятия «культура досуга подростков» как интегративного качества личности; определена структура, описаны компоненты, уровни культуры досуга подростков; выявлены функции культуры досуга подростков: рекреативная, побудительная, содержательная, продуктивная и аксиологическая; сделаны выводы о педагогических возможностях формирования культуры досуга подростков в детском оздоровительном лагере.

Davletchin Ildar Lukhmanovich,

Director of Children"s Camp "Komsomolsky" of the All-Russian Children"s Center "Orlenok"; Post-graduate Student of Department of Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts, Chelyabinsk, Russia.

THE CONCEPT OF "CULTURE OF LEISURE ACTIVITIES OF TEENAGERS"

KEY WORDS: culture of leisure activities; culture of leisure activities of teenagers.

ABSTRACT. The article deals with the urgency of the problem of the level of leisure activity culture of teenagers; it outlines the theories of leisure activity culture in culturological, psychological and pedagogical treatises and analyzes the typical features of the content of the notion "leisure activity culture of teenagers" as an integrative personal property. The author defines the structure and describes the components and levels of leisure activity culture of teenagers: recreational, imperative, semantic, productive and axiological. The author arrives at definite conclusions about pedagogical potentials for the formation of leisure activity culture of teenagers at a children"s recreation camp.

Современная социально-экономическая ситуация определяет приоритеты модернизации системы образования, выделяет в качестве стратегической цели национального развития заботу о детях. Особую социальную значимость приобретает не только решение вопросов образования молодого поколения, но и развитие сферы досуга с целью нивелирования негативных процессов, наметившихся в духовной и культурной жизни общества. Утрата духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенное сокращение финансовой обеспеченности учреждений культуры, нарастание асоциальных явлений - все это заставляет обратиться к проблеме разумного использования потенциала свободного времени детей и подростков.

Результаты исследований Российского Фонда «Общественное мнение» в 2012 г. по проблемам организации досуга детей и подростков констатируют, что почти половина россиян (46 %) отмечают отсутствие людей или организаций в городе или селе,

занимающихся досугом детей и подростков, которые бы соответствовали всем требованиям родителей и детей; 64% респондентов определяют досуг своего ребенка как пассивный, 82 % опрошенных указывают на отсутствие системы досуга в семье; 71 % при этом утверждают, что досуг способствовал бы их саморазвитию. При этом 87 % респондентов ассоциируют развивающую досу-говую деятельность детей и подростков с учреждениями дополнительного образования . Дополнительное образование как часть социокультурного пространства способствует социализации детей и подростков путем разработки и внедрения вариативных образовательных программ, апробации новых подходов к воспитанию в социально-педагогической практике, что оказывает непосредственное влияние на культуру досуга.

С 2010 г. правительство РФ уделяет особое внимание состоянию детского отдыха и особенно в условиях детского оздоровительного лагеря, замечая, что большими темпами закрываются детские здравницы, и уменьшается количество мест для детско-

© Давлетчин И. Л., 2015

го отдыха, детский оздоровительный лагерь остается одним из приоритетных образовательных и воспитательных пространств развития детей и подростков, где особое внимание должно уделяться формированию культуры.

Педагогическими коллективами детских оздоровительных лагерей осуществляется не просто социокультурная миссия организации развлекательного досуга детей, а их социально-нравственного, культурно-исторического направленного времяпрепровождения. То есть организации такого социокультурного пространства, в котором личность подростка нравственно и психологически окрепнет, сформируется ее готовность к развитию во всех аспектах жизнедеятельности, подросток оздоровится, приобретет социально значимые качества.

Е. В. Бондаревская утверждает, что воспитание как необходимое условие социализации личности является экономически и социально обусловленным процессом, выполняющим в обществе прогрессирующие и стабилизирующие функции: сохранение, воспроизводство и развитие культуры; обслуживание исторического процесса смены поколений; формирование личности как субъекта культуры, исторического процесса, собственного развития и жизнетворчества .

Детский лагерь как пространство досу-говой деятельности исследовали А. Ф. Воловик, В. А. Воловик , Б. А. Трегубов и Б. А. Титов и др. Авторы М. А. Ариар-ский , В. Г. Бочарова , И. И. Фришман , В. С. Русанова и др. рассматривали досуг применительно к подростковому и молодежному возрасту. В данных исследованиях досуг представлен как сфера деятельности, которая предоставляет широкие возможности для наиболее полного проявления индивидуальных качеств человека, обеспечивая реализацию способностей, духовно-нравственное развитие личности, и вследствие этого имеет особую значимость для подростков.

Досуг детей, как отмечает Б. А. Титов, локализуется через следующие пространственные формы: культурно-досуговые учреждения, систему образования, дом и улицу. При этом по мере взросления ребенок меняет свои досуговые приоритеты. У подростков на первое место выходят досуговые общности (компании - формальные и неформальные), т. е. пальма первенства как бы делится между досуговыми учреждениями и двором, и только потом идут школа и дом. Что касается юношества, то здесь эпицентр досугового общения перемещается в общественные места: дискотеку, кафе, парк - любое «культовое» для данных возрастных групп место; существенно назад отодвигаются двор, школа,

официальные культурно-досуговые учреждения и семья .

С. Н. Литвинова указывает, что содержание досуга - это совокупность элементов детских увлечений, интересов, хобби. К структурным элементам содержания досуга можно отнести: кино, телевидение, техническое творчество, прикладной труд, художественное творчество, книги, экологическую деятельность, спорт, театр, музыку, туризм, коллекционирование и т. д. По содержанию досуг детей необходимо подразделить на ряд групп, связанных с: восстановлением различных сил ребенка, повышением эрудиции, приобщением к духовным ценностям, развитием духовных сил и способностей, активной творческой деятельностью, потребностью в общении, целенаправленной творческой учебой детей .

При всем многообразии форм любой досуг способен, по мнению Н. Ю. Куницы-ной, выполнять четыре главные функции: отдых, развлечение, общение, саморазвитие. Однако подростки ориентированы преимущественно на развлекательные способы проведения свободного времени, что оборачивается снижением общего уровня культуры детей и подростков, усвоением примитивных способов общения, ростом асоциальных проявлений .

Н. Ф. Максютин справедливо утверждает, что досуг является «специализированной подсистемой духовно-культурной жизни общества, функционально объединяющей социальные институты, призванные обеспечить распространение духовно-культурных ценностей, их творческое освоение людьми в сфере досуга в целях формирования гармонично развитой, творчески активной личности» .

Говоря о культуре досуга, отметим, что само понятие не имеет на сегодняшний день полного научного обоснования. Культура досуга как часть культуры общества и как качество личности недостаточно изучены.

По мнению В. Я. Суртаева, культура досуга - это мера реализации социально-культурного потенциала личности в условиях досуговой деятельности, мера приобретенных ею навыков регулирования досу-гового времени, готовность личности к участию в социально значимых видах досуго-вой деятельности .

Наиболее полно, на наш взгляд, дано определение культуры досуга в рамках диссертационного исследования Н. В. Ко-тельниковой. Она считает, что это качественная характеристика человеческой деятельности на досуге во всем многообразии ее видов, форм, способов и результатов; набор ценностных ориентаций и форм поведения, а также готовность к участию в соци-

ально значимых видах досуговой деятельности, способствующих самореализации творческого потенциала личности .

И. В. Лашук и другие рассматривают культуру досуга как определенную качественную характеристику его использования, показывающую связь досуговой и культурной деятельности, точнее говоря, плотность этой связи. Ее уровень определяется рядом факторов объективного и субъективного плана: наличием и возможностью выбора вида культурно-досуговой деятельности; степенью свободы такого выбора, предоставляемого обществом; развитостью в последнем культуры как целостной системы духовной жизни (что изначально предполагает в качестве своей обязательной предпосылки наличие культуры как целостной системы материальной жизни людей); культурно-досуговыми потребностями, интересами и ценностными ориентациями населения, его различных групп и др. .

Наиболее импонирует нам рассуждение Л. Ю. Антоновой, о том, что культура досуга подростков - это модель поведения молодых людей, основанная на личностных свойствах, потребностях, интересах и творчестве в процессе социализации и инкуль-турации в социокультурной среде. Культура досуга подростков формируется в обществе, находящемся на высоком уровне социального и культурного развития. Интенсивное развитие культуры досуга подростков происходит при условии разносторонней поддержки государства и ее социальных институтов: семьи, школы, учреждений культуры и досуга, средств массовой информации, общественных объединений и др. Культура досуга подростков базируется на культурном наследии страны и конкретного региона проживания, она является важным условием самоидентификации молодых людей, что выступает непременным условием социализации личности на основе развития ценностных ориентаций .

Следует учитывать, что акцентирование внимания на ценностных ориентациях подростков в процессе формирования культуры досуга связано с: направленностью подростка на культурные ценности; формированием готовности личности ориентироваться в терминальных и инструментальных ценностях социально-культурной деятельности; готовностью подростка к активным действиям в соответствии с усвоенными социокультурными ценностями.

Следовательно, культура досуга подростка есть качество личности, определяющее его поведение и деятельность на основе ценностных интересов и способности самореализоваться в сфере досуга.

На основе данных исследований, можно сформулировать следующее определение: культура досуга подростка - это

интегративное качество личности, определяющее ее поведение и деятельность на основе совокупности интересов, потребностей, навыков проведения досугового времени, выражающееся в умении выбора видов, форм досуговых занятий, на основе ценностных ориентаций, способствующее самореализации личности.

Сущностью досуга подростков является целенаправленное творческое поведение детей в свободной для выбора рода занятий и степени активности художественно-организационной пространственно-временной среде, обусловленной внутренними потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения и внешними факторами, порождающими деятельность.

При этом структура культуры досуга подростков будет включать в себя компоненты и критерии, характеризующий его наиболее четко; для содержательного компонента - ценности и регулятивы досуговой деятельности; для целевого - информация о видах досуга и направленность на самореализацию; для операционного - умение организовывать социально-культурную деятельность ориентированную на развитие культурных потребностей.

В качестве функций культуры досуга подростков выступают рекреативная, побудительная, содержательная, продуктивная и аксиологическая. Выявленные функции направлены на формирование системы мотивов подростков, способствующих их самоутверждению, самореализации и самовыражению в досуговой деятельности; формирование собственного социального опыта подростка, необходимого ему для эффективного выполнения досуговой деятельности; получение результата досуговой деятельности - социально или личностно значимого продукта; формирование ценностного отношения подростка к досуговой деятельности.

При этом степень проявленности данных функций в содержательном отношении компонента и определяет уровень развития культуры досуга подростка. Так, высокий уровень связан со следующими качествами личности: высокие потребности подростка в стремлении проявить себя в значимых для жизненного успеха знаниях, желание достичь своих целей (самоопределение, самореализация, самосовершенствование); подросток владеет в полном объеме знаниями и умениями в конкретном направлении досуговой деятельности; имеет высокие успехи в процессе досуговой деятельности, что воплощается в конкретном результате

подростка; сформировано ценностно-эмоциональное отношение подростка к досуго-вой деятельности.

Ранее нами были описаны показатели каждого критерия по трем уровням, однако мы согласимся с современными исследователями, которые считают необходимым вычленение промежуточных уровней сформи-рованности компонентов. Так, мы выделяем низкий, ниже среднего, средний, выше среднего и высокий уровни, а показателями промежуточных уровней будет приближение к среднему показателю при математическом анализе данных.

Уровень выше среднего связан со значительным стремлением проявить себя в значимых для жизненного успеха знаниях, желанием достичь своих целей (самоопределение, самореализация, самосовершенствование); подросток владеет достаточно большим объемом знаний и умений в конкретном направлении досуговой деятельности; имеет значимые успехи в процессе до-суговой деятельности, что воплощается в конкретном результате подростка; сформировано его ценностно-эмоциональное отношение к досуговой деятельности.

Средний уровень определяется при условии значительного стремления проявить себя в значимых для жизненного успеха знаниях, желания достичь своих целей (самоопределение, самореализация, самосовершенствование), но при этом не четком понимании целей и установок объектов саморазвития; подросток владеет определенным объемом знаний и умений в конкретном направлении досуговой деятельности; имеет успехи в процессе досуговой деятельности, которые не носят системного характера; сформировано ценностно-эмоциональное отношение подростка к досуговой деятельности.

Уровень ниже среднего связан со стремлением проявить себя в значимых для жизненного успеха знаниях, отсутствием основы самоопределения и саморазвития в досуговой деятельности; подросток владеет

определенным объемом знаний и умений в конкретном направлении досуговой деятельности; имеются некоторые успехи в процессе досуговой деятельности, но они не носят системного характера; сформировано ценностно-эмоциональное отношение подростка к досуговой деятельности.

Низкий уровень развития культуры досуга связан со стремлением проявить себя в значимых для жизненного успеха знаниях, отсутствием основы самоопределения и саморазвития в досуговой деятельности; подросток владеет ограниченным объемом знаний и умений в конкретном направлении досуговой деятельности; имеет успехи в процессе досуговой деятельности, которые не носят системного характера; не сформировано ценностно-эмоциональное отношение подростка к досуговой деятельности.

Изменение уровня культуры досуга подростков осуществляется через применение разработанной технологической модели развития культуры досуга подростков в социально-культурной деятельности детского оздоровительного лагеря, включающей систему целеполагания, организационно-содержательную деятельность самих подростков через этапы реализации комплексной программы и педагогов, осуществляющих направления деятельности через технологии как механизмы (культурно-образовательная, культурно-творческая, коммуникативная, рекреационно-оздорови-тельная, аналитическая).

Успешность реализации определяется комплексом педагогических условий: подготовка педагогического коллектива к участию в развитии культуры досуга подростков в социально-культурной деятельности детского оздоровительного лагеря; организация социально-культурной деятельности лагеря на основе самоуправления, подчиненная развитию самостоятельности, ответственности; активизация социально-культурной деятельности подростков в различных поликультурных группах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонова Л. Ю. Досуговая культура старшеклассников в контексте региональной социокультурной среды: автореф. дис. ... канд. культурологии / Нижневарт. гос. гуманитар. ун-т. Тюмень, 2012.

2. Ариарский М. А. От осознания ценностей культуры к разработке механизма инкультурации личности URL: http://www.lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/i995/sec4/07.pdf.

3. Бондаревская Е. В. Опыт разработки концепций воспитания. Ростов-на-Дону: Ростов. гос. пед. ун-т, 1993. Ч. 1.

4. Бочарова В. Г. Социально-педагогическая деятельность как научная категория. Москва: Наука, 2002.

5. Воловик А. Ф., Воловик В. А. Педагогика досуга. Москва, 1998.

6. Давлетчин И. Л. Социально-культурная деятельность в детском лагере в условиях формирования культуры нравственных отношений подростков (теория, методика, практика) / ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок», 2013.

7. Котельникова Н. В. Инновационные тенденции в сфере молодежного досуга в современной России: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ставрополь: Ставропольский гос. ун-т, 2003. С. 19-20.

8. Куницына Н. Ю. Социально-культурная деятельность детского оздоровительного лагеря как фактор развития культуры досуга подростков // Глобальный научный потенциал. 2011. № 9. С. 5-7.

9. Лашук И. В. Досуговая культура: концептуальные основания и эмпирические результаты // Инженерно-строительный вестник Прикаспия. 2013. Т. 1. № 3 (6). С. 116-120.

10. Литвинова С. Н. Организация досуга детей и подростков: метод. пособие для педагогов системы дополнительного образования и для родителей. URL: http://dopedu.ru/attachments/article/207/dosug-detey-i-podrostkov.pdf.

11. Максютин Н. Ф. Культурно-досуговая деятельность: конспект лекций, опорные занятия и определения. Казань: Медицина, 1995. С. 21.

12. Русанова В. С. Воспитательный потенциал центров детского досуга. Челябинск, 2003.

13. Суртаев В. Я. Социокультурное пространство молодежи: методология, теория, практика. Санкт-Петербург: С. -Петерб. гос. ун-та культуры и искусств, 2006.

14. Титов Б. А. Социально-культурный потенциал системы дополнительного образования детей // Дополнительное образование детей - фактор развития творческой личности. Санкт-Петербург, 1998.

15. Фришман И. И. Досуг в детском лагере как социокультурное явление // Народное образование: журнал. 2013. № 3. С. 171-175.

1. Antonova L. Yu. Dosugovaya kul"tura starsheklassnikov v kontekste regional"noy sotsiokul"tur-noy sredy: avtoref. dis. ... kand. kul"turologii / Nizhnevart. gos. gumanitar. un-t. Tyumen", 2012.

2. Ariarskiy M. A. Ot osoznaniya tsennostey kul"tury k razrabotke mekhanizma inkul"turatsii lich-nosti URL: http://www.lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/1995/sec4/07.pdf.

3. Bondarevskaya E. V. Opyt razrabotki kontseptsiy vospitaniya. Rostov-na-Donu: Rostov. gos. ped. un-t, 1993. Ch. 1.

4. Bocharova V. G. Sotsial"no-pedagogicheskaya deyatel"nost" kak nauchnaya kategoriya. Moskva: Nauka, 2002.

5. Volovik A. F., Volovik V. A. Pedagogika dosuga. Moskva, 1998.

6. Davletchin I. L. Sotsial"no-kul"turnaya deyatel"nost" v detskom lagere v usloviyakh formirovaniya kul"tury nravstvennykh otnosheniy podrostkov (teoriya, metodika, praktika) / FGBOU VDTs «Orlenok», 2013.

7. Kotel"nikova N. V. Innovatsionnye tendentsii v sfere molodezhnogo dosuga v sovremennoy Rossii: avtoref. dis. ... kand. sotsiol. nauk. Stavropol" : Stavropol"skiy gos. un-t, 2003. S. 19-20.

8. Kunitsyna N. Yu. Sotsial"no-kul"turnaya deyatel"nost" detskogo ozdorovitel"nogo lagerya kak faktor razvitiya kul"tury dosuga podrostkov / / Global"nyy nauchnyy potentsial. 2011. № 9. S. 5-7.

9. Lashuk I. V. Dosugovaya kul"tura: kontseptual"nye osnovaniya i empiricheskie rezul"taty // Inzhenerno-stroitel"nyy vestnik Prikaspiya. 2013. T. 1. № 3 (6). S. 116-120.

10. Litvinova S. N. Organizatsiya dosuga detey i podrostkov: metod. posobie dlya pedagogov sistemy dopolnitel"nogo obrazovaniya i dlya roditeley. URL: http://dopedu.ru/attachments/article/207/dosug-detey-i-podrostkov.pdf.

11. Maksyutin N. F. Kul"turno-dosugovaya deyatel"nost": konspekt lektsiy, opornye zanyatiya i opredeleniya. Kazan" : Meditsina, 1995. S. 21.

12. Rusanova V. S. Vospitatel"nyy potentsial tsentrov detskogo dosuga. Chelyabinsk, 2003.

13. Surtaev V. Ya. Sotsiokul"turnoe prostranstvo molodezhi: metodologiya, teoriya, praktika. Sankt-Peterburg: S. -Peterb. gos. un-ta kul"tury i iskusstv, 2006.

14. Titov B. A. Sotsial"no-kul"turnyy potentsial sistemy dopolnitel"nogo obrazovaniya detey // Dopolnitel"noe obrazovanie detey - faktor razvitiya tvorcheskoy lichnosti. Sankt-Peterburg, 1998.

15. Frishman I. I. Dosug v detskom lagere kak sotsiokul"turnoe yavlenie // Narodnoe obrazovanie: zhurnal. 2013. № 3. S. 171-175.