Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Приметы и советы на бориса и глеба. Блгв

В память о перенесении их святых мощей установлено это празднество. Борис и Глеб - братья великого киевского князя Ярослава. Когда он узнал, что их убил Святополк, то пошел войной на него и с Божьей помощью одержал победу над ним. После Ярослав начал искать погибших братьев. Бориса нашел он в Вышгороде, а вот Глеба под Смоленском. Тело святого Глеба с великим почтением было перенесено в Вышгород. Похоронили братьев рядом друг с другом, и вскоре это место стало святым. Там происходили разнообразные чудеса — слепые прозревали, хромые начинали ходить. Позже тела братьев были извлечены из погребения и мощи их перенесли в часовню Вышгородского Борисоглебского храма.

Святые страстотерпцы Борис и Глеб были первыми русскими святыми, канонизованными русской и византийской церквями. Свидетельством особого почитания на Руси святых мучеников Бориса и Глеба служат многочисленные списки житий, сказаний о мощах, чудесах и похвальных слов в рукописных и печатных книгах XII-XIX веков.

Придя в церковь 15 мая, можно попросить у Бориса и Глеба помощи. Они никогда не откажут тем, кто обращается к ним с чистым сердцем и правдивыми намерениями.

СОЛОВЕЙ ПРИНОСИТ СЧАСТЬЕ

Что касается примет на праздник Бориса и Глеба, то в этот день знахари заговаривают людей, страдающих маетой - нервными расстройствами. Читают заговор над молоком, которым потом должен умываться больной.

Народные названия этого праздника - Борисов день, Борис-день, барыш-день, соловьиный день, свистозарник, свистуньи, свистопляски.

Считалось, что с этого дня начинают петь соловьи. У крестьян в древности была традиция отправляться в леса, чтобы поймать белого соловья. Тот по преданию приносил в дом счастье. Проводили они в лесах примерно месяц, а наловленных птиц продавали в крупных городах.

Считалось, что если запел соловей основательно - весна пошла на убыль, а лето - на прибыль. Если соловей поет всю ночь, будет солнечный день, а если пение этой птицы услышишь раньше кукушки, то счастливо проведешь все лето. Если соловьи с этого дня начинают петь дружно, то и весна будет дружной. Соловей запел - вода на убыль пошла, можно начинать посевную.

С этого дня можно начинать сажать огурцы и тыкву. Этот день считается самым разгаром сева. Праздник Бориса и Глеба называют также барыш-день. Святого Бориса считали барышником, поэтому в старину купеческий люд праздновал память Бориса в надежде получить барыши в течение года.

Приметы на 15 мая: святого Бориса - сам боронися; Борис и Глеб сеют хлеб; в хорошую погоду соловей может петь всю ночь, а перед грозой он замолкает; соловей поет всю ночь - жди солнечного дня; если солнце всходит ясно, то всему лету быть ведренным; если соловей запел на Бориса и Глеба - хороший урожай; день теплый - будет хлеб темный (густой); сколько в мае дождей - столько быть урожаю; соловей запел, зацвела черемуха - жди двухнедельного похолодания.

ИМЕНИНЫ «ЛЮБИМЦА БОГОВ»

Именины в этот день празднуют Глеб, Афанасий, Борис, Герасим, Давид, Зоя, Марк и Тамара.

Имя дня — Глеб - происходит от русского слова «глыба» или «глоба», то есть, жердь. Означает оно «любимец богов». У Глеба с раннего детства проявляется спокойный и серьезный характер. Производит впечатление несколько угрюмого мальчика, выглядит старше своего возраста. При близком знакомстве можно разглядеть в Глебе добродушного человека. Если Глеб станет начальником, то у его подчиненных будет спокойная жизнь. Пользуется заслуженным авторитетом в коллективе. Всего в жизни добивается своим трудом, предпочитает поменьше говорить и больше заниматься делом.

Этот человек вступает в брак быстро, без колебаний. Глеб полностью доверяет жене и даже подчиняется ей, но только в домашней обстановке. Терпим к недостаткам жены, но ревнив и может даже устроить расследование, если возникнут сомнения в ее верности.

Глеб, родившийся в мае, способен сделать любую работу по дому. Может отремонтировать радиоприемник, сварить кашу для маленького ребенка, он вообще любит возиться с маленькими детьми.

6 августа - День благоверных князей Бориса и Глеба, во святом Крещении Романа и Давида (1015)

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении - Роман и Давид) - первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира. Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев - Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести. Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным. Еще при жизни отца святой Борис получил в удел Ростов. Управляя своим княжеством, он проявил мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении Православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. Молодой князь прославился также как храбрый и искусный воин. Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов. Однако, коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса; стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц. Святой Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля (по старому стилю) 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба.

Коварно вызвав брата из его удела - Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска. Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию - любви. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4, 20). Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести - они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28). Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором строится духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. «Видите ли, братия, - замечает преподобный Нестор Летописец, - как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые». Празднования в честь святых Бориса и Глеба совершаются три раза в год - по новому стилю это даты: 15 мая - перенесение их мощей в новую церковь-усыпальницу в 1115 году, выстроенную князем Изяславом Ярославичем в Вышгороде, 6 августа - празднование обоим святым и 18 сентября - память князя Глеба.

Когда последовала кончина равноапостольного князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Святой Борис в это время возвращался из похода, так и не встретив печенегов, вероятно, испугавшихся его и ушедших в степи. Узнав о смерти отца, он сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»

Однако коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса; стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц. Святой Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После службы они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями. Любимый слуга святого князя Бориса - Георгий Угрин (родом венгр) бросился на защиту господина и немедленно был убит. Но святой Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал горячо молиться, а потом обратился к убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Тогда один из них подошел и пронзил его копьем. Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге им попались навстречу два варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили, что князь еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил его сердце. Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.

После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела - Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска.

В чем же состоял подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл в том, чтобы вот так - без сопротивления погибнуть от рук убийц?

Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию - любви. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4, 20). Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести - они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28). Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. «Видите ли, братия, - замечает преподобный Нестор Летописец, - как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые».

Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану: «Мне отмщение и аз воздам» (Рим. 12, 19).

В 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка. По промыслу Божию, решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит святой Борис. Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад.

«С того времени, - пишет летописец, - затихла на Руси крамола». Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси. Благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений, но они - особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, - святому Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380). Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном I (1008-1035).

Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки святого Глеба, бывшие 4 года непогребенными, и совершил их погребение в Вышгороде, в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса. Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы, и от них совершалось много чудотворений. Один варяг неблагоговейно стал на могилу святых братьев, и внезапно исшедшее пламя опалило ему ноги. От мощей святых князей получил исцеление хромой отрок, сын жителя Вышгорода: святые Борис и Глеб явились отроку во сне и осенили крестом больную ногу. Мальчик пробудился от сна и встал совершенно здоровым. Благоверный князь Ярослав Мудрый построил на этом месте каменный пятиглавый храм, который был освящен 24 июля 1026 года митрополитом Киевским Иоанном с собором духовенства. Множество храмов и монастырей по всей Руси было посвящено святым князьям Борису и Глебу, фрески и иконы святых братьев-страстотерпцев также известны в многочисленных храмах Русской Церкви.

Основным информационным источником о жизни угодников Божьих, живших в Древней Руси, были и остаются летописи. Составленные много лет назад очевидцами событий, они содержат сведения, считающиеся историками вполне достоверными. По крайней мере, именно эти документы служат в большинстве случаев основанием для канонизации святых. Так было, к примеру, с благоверными князьями Борисом и Глебом. День памяти их православные христиане празднуют ежегодно 6 августа.


Происхождение братьев

Князь Владимир Ясное Солнышко, крестивший Русь-матушку и уничтоживший на родной земле язычество, являлся счастливым отцом прекрасных сыновей. Братья Борис и Глеб были младшими из его детей. По примеру отца своего мальчики – будущие князья-страстотерпцы – росли богобоязненными и смиренными. С детства родные братья воспитывались вместе. Оба они были доброго нрава, милосердны, отзывчивы, всегда готовые прийти на помощь обездоленным и немощным. Старший Борис много времени с удовольствием проводил за чтением божественных книг, в особенности Священного Писания, жизнеописаний Божьих угодников и трудов святых отцов. Он восхищался подвигами Христовых мучеников и мечтал повторить их путь, о чем часто и пылко молился Господу. Глеб полностью поддерживал и разделял желание брата посвятить свою жизнь Творцу.

Коварный замысел Святополка

Когда братья подросли, повзрослели, Владимир определил каждому из них удел. Бориса он послал на княжение в Ростов, а Глеба отправил в Муром. Жизнь шла своим чередом, и оба брата превосходно справлялись со своими обязанностями. Но когда князь Владимир стал совсем немощен и стар, то получил неутешительное известие о том, что на Русь движутся полчища кочевников, печенегов с целью осуществлять по всей стране грабежи и разорения. Сам князь по состоянию здоровья и за неимением физических сил уже не мог отправиться в поход против недруга. Поэтому поручил выполнение данной миссии Борису. Тот не посмел ослушаться повеления отца и, возглавив многочисленную дружину, двинулся в путь. Он еще не достиг пункта назначения, когда князь Владимир скончался. На престол в Киеве взошел Святополк – старший брат Бориса. Мало того, он задумал страшное: устранить конкурентов – законных наследников умершего князя, имевших все права на власть в столице Руси.


Борис получил известие о кончине отца, когда возвращался из похода в Киев. Вместе с тем, ему было вручено письмо от Святополка, в котором тот клялся брату в любви и дружбе, а также сулил расширить прежние владения родственника. Воины Бориса, узнав об этом, предложили своему предводителю занять стольный град, применив силу, поскольку желали, чтобы именно добрый и мудрый Борис занял место князя Владимира, а вовсе не хитрый и коварный Святополк. Но наш герой остановил своих верных дружинников: ему не хотелось развязывать междоусобную войну. Он порешил, что придет в Киев к брату со словами: «Будь моим отцом, ведь ты брат мой старший. Что повелишь мне, господин мой?» Узнав о намерениях князя, воины отказались продолжать с ним путь в столицу.

Гибель Бориса и Глеба

А Святополк не терял времени зря. Он подослал своих людей к Борису, чтобы те убили брата. Это случилось в воскресное утро: князь находился у себя в шатре и распевал псалмы во славу Божию, когда вдруг туда ворвались незнакомцы и со всех сторон на мужчину посыпались смертельные удары. Удивительно, но Борис не просил убийц о пощаде. Его просьба была иного рода: он хотел успеть помолиться перед кончиной. Она была удовлетворена. Когда же Борис завершил молитву, то повернулся к своим палачам и вымолвил со слезами на глазах: «Братья, приступивши, заканчивайте порученное вам. И да будет мир брату моему и вам, братья». Слова эти, наполненные любовью и смирением, были последними словами князя. Удар меча, что пришелся прямо в сердце Бориса, оборвал жизнь последнего раз и навсегда.


С Глебом, младшим братом, произошло то же самое: он также погиб от рук убийц, подосланных коварным и бесчеловечным Святополком. Последний выманил брата за пределы Мурома, где тот княжил. Там, недалеко от Смоленска, в устье реки Смядыни его встретили дружинники Святополка. Глеб прекрасно понимал, что ждет его, ведь, отправившись в путь по просьбе Святополка, он уже был в курсе гибели своего старшего брата Бориса. Князь сознательно предпочел смерть жизни без горячо любимого брата, с которым рос вместе, и войне с братом старшим. Но если Бориса похоронили по христианской традиции в Вышгороде, то тело Глеба убийцы не предали земле, а бросили на пустыре, вдали от глаз людских.

Отмщение и обретение мощей

Вскоре о гибели младших братьев своих узнал сын князя Владимира Ярослав, княживший в Новгороде. Снарядив войско, князь пошел войной на Святополка. Решающий бой произошел близ места захоронения Бориса. Сражение продолжалось в течение дня, и только, когда солнце стало клониться к закату, войско Ярослава начало брать верх над таковым вероломного убийцы, прибравшего к рукам киевский престол. В итоге Святополк бежал с поля боя, испугавшись такого натиска. Он покинул Русь, а через какое-то время умер от тяжкой болезни.


Таким образом, киевским князем стал Ярослав, прозванный за благочестие свое и ум «Мудрым». Душа его не могла обрести покоя, пока тело младшего брата Глеба не будет найдено и погребено согласно христианским традициям. Организованные Ярославом поиски быстро увенчались успехом: до правителя дошли слухи о том, что под Смоленском на одном из пустырей люди видят свет и слышат пение ангелов. Именно там убили и бросили ни в чем неповинного молодого князя.

Ярослав послал к указанному месту священнослужителей. Те обрели тело Глеба, обнаружив его источающим благоухание и абсолютно не тленным. Мощи князя-страстотерпца представители духовенства с почестями перенесли в Вышгород, где предали земле возле могилы второго погибшего брата – Бориса. Так исполнилось желание двух братьев повторить подвиг многочисленных мучеников, принявших страдания за Христа.

Послесловие

Подвиг князей-страстотерпцев весьма поучителен для нас, представителей современного мира, погрязшего во всяческих пороках. Святые братья своей добровольной гибелью показали, что нельзя отвечать злом на причиненное тебе зло, и даже смертельная угроза не должна быть тому помехой. С другой стороны, Борис и Глеб продемонстрировали важность послушания и покорности воле старших, пусть даже губительных для исполняющих свой долг. Правда, данный факт вряд ли может быть воспринят многими как пример для подражания. В любом случае, князья достойны чести называться святыми, поскольку, во-первых, вели жизнь благочестивую; во-вторых, совершили настоящий подвиг, а в-третьих, после смерти по молитвам к этим угодникам Божьим, в том числе у их мощей совершалось множество чудес. Святые благоверные князья Борис и Глеб являются первыми русскими праведниками, причисленными к лику святых сразу и Русской, и Византийской Церковью. Спустя короткое время после их гибели святителем Иоанном I, митрополитом Киевским была составлена служба угодникам Божьим.

В православной религии есть множество святых, которых церковь ежегодно вспоминает в определенные даты. Почитание страстотерпцев Бориса и Глеба, которым молятся прихожане, проходит ежегодно 6 августа.

Святые Борис и Глеб являются покровителями тех, кому дали такие же имена при рождении. Эти святые помогают верующим справиться с недугами , а также защищают от любого зла. Молитвы, искренне вознесенные 6 августа, обязательно помогут страждущим решить свои проблемы.

История праздника

Князья Борис и Глеб первыми удостоились чести быть канонизированными церковью не только Русской, но и Константинопольской. За свои добрые деяния и прославление Господа они почитаются как целители и защитники Отечества от нападок врагов. Родились братья незадолго до Крещения Руси и были воспитаны родителями в строгости. В юности братья были милосердны, проводили дни в молитвах и помогали по мере сил всем, кому требовалась поддержка. Князь Борис был мудрым правителем Ростова, заботился о жителях города и всячески поддерживал православную веру. Князь Владимир призвал его в Киевское княжество, чтобы направить в военный поход на печенегов, но брат Святополк усомнился в честности Бориса и приказал убить его. Несмотря на то что честного князя ростовского предупредили о вероломном заговоре, он встретил смерть как и подобает святым мученикам, вознося молитвы Господу. После этого Святополк также поступил с Глебом, вызвав его из Муромского удела. Глеб, зная о том, насколько вероломен был Святополк и как поступил он с Борисом, предпочел также принять смерть, чтобы не идти войной на брата. Убиенные братья были мудры и терпеливы, поэтому церковь признала их святыми и приурочила дату почитания к смерти первого из братьев.

Святые мощи братьев Бориса и Глеба были захоронены в Вышгороде, и в церковных записях осталось множество подтверждений святости убиенных святых. Чудеса, происходившие на месте захоронения, свидетельствовали об истинной святости мучеников, и паломники после вознесения молитв чудесным образом избавлялись от тяжелых недугов. В летописях сохранилось упоминание о том, что князья являлись к русским воинам, всячески помогая им защищать Отечество, в том числе видели их перед Куликовским сражением в 1380 году, а также перед битвой на Неве в 1240 году.

Традиции праздничного дня

В церкви братьев почитают трижды в год: 15 мая, когда мощи святых перенесли в церковь-усыпальницу; 6 августа, в день, когда убили князя Бориса; 18 сентября, когда церковь почитает память князя Глеба.

6 августа в церквях и храмах проходят службы, во время которых каждый прихожанин может попросить у страстотерпцев защиты и покровительства. В этот день священнослужители призывают верующих отказаться от ссор и провести время со своей семьей. Молитвы святым можно возносить и дома, приобретя икону с их изображением . Помолиться можно не только за себя, но и за всех людей, живущих на земле, а также за воинов, которые защищают Отчизну от проникновения врагов.

«Святые князья Борис и Глеб! Внемлите молитве моей, да не оставьте меня (имя), раба Божьего, без своего покровительства. Помогите обрести веру истинную, уберегите от злословия и мыслей алчных да не дайте свернуть с пути истинного. Исцелите душу мою и недуги телесные, дабы прославлял я Слово Божие. Аминь».

В народе есть несколько примет на этот день, которые помогают обрести удачу и процветание. Так, на Бориса и Глеба старались поймать птицу с белым оперением, чтобы удача была рядом весь год. В праздничный день поутру читают молитвы, очищающие душу от негатива , а затем умываются святой водой, чтобы избавиться от сглаза и порчи. У святых просят помощи в сборе урожая и даровании хорошей погоды.

В день памяти святых в 2018 году можно посетить церковь всей семьей, чтобы вознести общую молитву со всеми прихожанами. Святые слова обязательно помогут обрести душевный покой и исцелиться от болезней. Счастья вам и здоровья, и не забывайте нажимать на кнопки и

05.08.2018 05:05

В православии существуют двенадцать самых значимых праздников — это дюжина особенно важных событий церковного календаря, помимо главенствующего...