Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Сочинения-рассуждения на морально-нравственную тему. Подготовка к ОГЭ (ГИА) Что такое нравственность эссе

В моем представлении понятие нравственности созвучно с понятием морали. Каждый из нас знает, что такое добро и зло, а также что такое честь, достоинство и благородство. Но поистине нравственных людей отличает не просто понимание таких вещей, но и умение воплотить эти идеалы в своем поведении.

Думаю, что быть нравственным должен стремиться каждый из нас, но, к сожалению, это очень непросто. Поступать правильно в любой ситуации, иногда даже в ущерб своим интересам, - задача сложная, а для некоторых людей и просто невыполнимая. Вероятно, поэтому так много разговоров сегодня ведется о падении нравов в обществе.

Несмотря на это, нравственные люди среди нас все-таки есть. Лично для меня достойным примером такого человека является моя бабушка Лидия Михайловна.

Бабушка была воспитана еще в советскую эпоху. Она до сих пор помнит добрые фильмы того времени, такие как «Доживем до понедельника», «Три тополя на Плющихе» или «Девчата», на которых она росла и воспитывалась.

Несмотря на то что жизнь часто была строга и несправедлива к ней, бабушка не потеряла веру в людей, и ее сердце не зачерствело. Она всегда стремится помогать окружающим, и не только близким, но и просто незнакомцам.

Кроме того, бабушка очень любит животных и сейчас, несмотря на свой возраст, работает волонтером в приюте для собак, где ей очень нравиться. Мне кажется, способность к состраданию и желание помочь тому, кто оказался в беде, - это также важные качества нравственной личности.

Я тоже очень хочу научиться находить в себе силы для искренней любви к окружающим, поскольку именно она позволяет нам понимать других людей, не злиться на них и чувствовать, когда им требуется наша помощь. Бабушка говорит, что путь к нравственности начинается с того момента, когда мы забываем о своем эгоизме. В некоторых ситуациях мне пока бывает сложно сделать это, но все же я стараюсь следовать ее совету.

С самого детства нам всегда говорят, что за все отвечает мозг. Но увы, взрослые ошибались. Нравственность – это разум сердца, а не мозга. Конечно же, мозг решает делать ли ту или иную вещь, но в итоге сердце подсказывает верный путь. Мораль содержащаяся внутри человека находит себе место именно в сердце. Если ты переступил через себя и сделал что – то плохое, то непременно ты будешь чувствовать, как сердце начинает сжиматься, оно подсказывает тебе, что ты сделал не правильный выбор.

Мне порой кажется, что именно в сердце находится душа человека. Она начинает болеть, когда человек ломает себя ради кого – то или чего – то. Нравственность закладывается у человека с самого рождения и до того момента как он становится подростком, потом ее никак нельзя будет приобрести. Если человек один раз смог пересилить себя и свою нравственность, значит, она уйдет от него навсегда, он не будет бояться ничего, так как эта запрещенная черта уже нарушена им. Живя в больших городах, забываешь про все это и каждый день ты готов нарушать правила.

Наверное, после того, как твоя жизнь заканчивается человек понимает, что делал в этой жизни что – то не так. Порой просто необходимо прислушиваться к своему сердца, быть может это голос нравственности.

Вариант 2

С раннего детства взрослые учат детей развивать в себе положительные качества. Проще говоря, быть хорошими, а не плохими. Зачастую такое образование является только формальным, а в действительности детей приучают все-таки везде искать личную выгоду и заботится о себе.

Безусловно, нужно уметь заботиться о себе и своих близких, но такая забота может быть вредной в глобальном смысле, если отсутствует весьма значимая составляющая – нравственность. Такое качество вообще требуется везде в человеческой деятельности, чем бы человек не занимался, требуется сохранять нравственность. Самое интересное, если у человека высокий уровень нравственности, то он никогда не станет совершать плохих поступков, так как такое поведение ему претит и не согласуется с внутренними идеалами.

Для меня нравственность кажется чем-то подобной религиозной морали, только более глубоким чувством. Если ранее (да и сейчас тоже) религия использовалась в том числе и для того чтобы создавать какие-то нормы для людей, но сейчас (на мой взгляд) больше людей приходят именно к нравственности.

Ведь в чем заключается смысл религиозной морали? Не делай чего-то плохого, так как получишь какое-то наказание и так делать нельзя в связи с какой-то потусторонней причиной. По сути, перед нами просто модель контроля над не особенно развитыми людьми, которые склонны к плохим поступкам.

Нравственность в свою очередь является по большей части внутренним чувством, которое человек воспитывает в себе сам, то есть трудится над тем, чтобы стать лучше. Конечно, могут быть и внешние факторы, ориентиры, но нравственность всегда является следствием внутренней работы. При этом человек не опирается на какие-то заранее данные постулаты, а сам старается глубоко осмыслить мир.

Итогом становится понимание ценности человеческого существования, добра, честности. Человек, который воспитывает в себе нравственность, учится лучше осознавать потребности и интересы других. Такой человек всегда сострадательно относится к другим людям.

Мне кажется, нравственность является следствием глубокого понимания этого мира. Поэтому глупые и недоразвитые люди чаще всего безнравственны.

Сочинение на тему Нравственность рассуждение 9 класс

Человеку всегда следует размышлять о собственной нравственности, так как подобные качества и делают людей людьми. Нравственность даже более значима, чем мораль, с которой нравственность нередко путают.

Мораль чаще всего является общественным феноменом и принадлежит определенной группе людей. К примеру, есть мораль в обществе каннибалов, существует мораль общества работорговцев и также есть мораль в сообществе интеллектуалов. В свою очередь нравственность является фактором более внутренним и более универсальным.

На самом деле такое свойство может объединять людей из разных обществ, ведь человек может соблюдать моральные устои своего сообщества, но быть полностью безнравственным и наоборот. К примеру, и каннибал из примитивного общества, и представитель современной цивилизации может иметь внутренние нравственные устои и руководствоваться понятиями доброты и чести. Конечно, они имеют между собой разницу в смысле привычного поведения и каких-то норм, но они могут осознавать глубокие смыслы человечности как таковой, признаком которой и является нравственность.

Также во всех обществах мы можем видеть безнравственных людей, так как такое качество нужно человеку воспитывать в себе самому и всегда для этого трудиться. Такое доступно не каждому и иногда даже хорошее воспитание и отличные условия развития личности не дают в итоге нравственного характера.

Мораль даже возможно сравнить с инстинктами животных, которые не знают нравственности. Они поступают так, как поступают так, как сделано природой и не дают оценки своим действиям. Только люди отличаются (не все, но нравственные) глубоким анализом и оценкой собственных действий.

Они не просто соотносят свои поступки с какой-то нормой или условностью, но пытаются отыскать в этом высший смысл и подлинную человечность. Поэтому обладание нравственностью является личной заслугой каждого человека, а отсутствие такого качества является личным упущением и, по сути, утратой человеческого облика.

Вариант 4

Каждый человек индивидуален. У каждого свое мировосприятие, собственное отношение к разным вопросам в жизни. Но все это понимание строится на ряде жизненных принципов, которые в целом и характеризуют человека. Поведение, результаты любых деяний являются показателями, прежде всего, воспитания, которое человек получает с самого детства.

Нравственность - это неосознанный или осознанный выбор определенных ситуаций о добре и зле в соответствии со своими жизненными установками. Взрослея, человек набирается опыта, все больше ощущая разницу между плохим и хорошим, добром и злом.

Качества человеческой души отражаются на таких понятиях, как честность, справедливость, доброжелательность. Благодаря своему внутреннему миру, уровню образованности и воспитанности люди отдают выбор в пользу положительных характеристик. Если выбор верный, тогда он приносит пользу не только окружающим, но и самому себе.

Подобные качества достойны человека высоконравственного, о котором можно судить как об эталоне образованности. Он всегда поступает правильно, думая не только о себе, но и учитывая мнение близких. Его поступки обдуманные, а их результаты приносят удовлетворение благодаря богатому духовному миру. У людей с высокой нравственностью совесть чиста, отсутствует алчность, зависть, легко на душе.

Образ нравственного человека складывается из нескольких составляющих, независимо от того, что каждый индивидуален: типа поведения, его поступков, мотивов, мировосприятия, личного понимания положительных и отрицательных качеств.

Нравственность - тот ориентир, на который направлены желания действовать, это собственная линия поведения, но с положительной стороны.

Известный автор сказки "Золушка" Шарль Перро показал точный, незабываемый пример высокого уровня проявления нравственности. Главная героиня произведения вобрала в себя основные показатели этой категории - трудолюбие, искренность, щедрость, отсутствие зависти и злобы. Это привело ее к счастливому финалу.

  • Анализ сказки Морозко

    Главной героиней сказки «Морозка» является девушка. Она жила с отцом, мачехой и сводной сестрой. По воле судьбы вся домашняя работа сваливается на ее хрупкие плечи, однако, девушка не унывает и делает все по дому.

  • Мисс Жаксон в повести Барышня-крестьянка Пушкина сочинение

    Одной из второстепенных героинь произведения является мисс Жаксон, представленная писателем в образе гувернантки единственной наследницы помещика Муромского, Лизы, ключевого персонажа повести.

  • Образ и характеристика Хорошего Дела в повести Детство Горького сочинение
  • Выбор – это всегда тяжело. Никогда не знаешь, чему лучше отдать предпочтение, какие последствия даст тот или иной вариант, в какую сторону лучше качнуть чашу весов. Лучше всего рассматривать варианты не только со стороны разума, но и со стороны нравственности, совести.

    Нравственный

    Выбор – это не просто выбор, сделанный сердцем, а выбор, правильный со стороны морали и этики. Это выбор добра или зла.

    Порой нравственный выбор выпадает перед человеком в самых мелких, но подчас и в самых критических ситуациях: поднять или нет деньги, на ваших глазах случайно выпавшие из кармана прохожего, вступиться или нет за человека, которого обижают хулиганы, иногда это даже касается вопросов жизни и смерти.

    Нравственность и совесть – это то, что делает человека человеком, его внутренние моральные установки и правила, которые не позволяют ему перейти черту, грань между добром и злом.

    Даже совестливому человеку трудно правильно сделать нравственный выбор, ведь часто темная сторона выбора завлекает человека своим искушением, соблазном. Конечно, любой выбор нужно делать с умом, но разум часто ищет выгоду, а из-за выгоды часто приходится переступать черту нравственности.

    Нравственность помогает человеку не совершать в своей жизни корыстных, подлых и неправильных поступков, ориентирует его в жизни. Часто нравственность идет вместе с человеком с самого детства, во многом он получает ее от религии, в которой говорится о наказании за грехи. В основном, именно это останавливает человека от неблагонадежных действий. Даже детские стихи, наподобие “Что такое хорошо и что такое плохо?” с малых лет приучают человека отделять добро от зла, черное от белого.

    Нравственный человек обладает такими качествами как умение прощать, доброта, щедрость, понимание, умение любить и дружить, смелость, самоотверженность. Ему чужды жадность, эгоизм, злость, равнодушие, ненависть.

    Я считаю, что нравственный выбор часто, действительно, не очень прост. Чтобы облегчить его, нужно стремиться к самосовершенствованию в моральном плане: учиться любить, прощать, воспитывать в себе самые лучшие и правильные качества.

    Нравственный выбор сопровождает каждого человека по всей его жизни. Рано или поздно приходится делать выбор между тем, как лучше поступить, какие блага на данном этапе важнее, можно ли закрыть глаза на что-то ради желанной цели.

    Нравственный выбор зависит от воспитания человека, ведь именно родители учат своего ребенка тому, что такое добро и что такое зло, что такое дружба и любовь, они учат, что всегда нужно говорить правду, делиться и помогать нуждающимся. Если в детстве все кажется гораздо проще и выбор между тем сказать правду или солгать, сделать просто, то по мере взросления задача значительно усложняется, однозначное добро и зло перестают существовать, сплетаясь друг с другом, а вместе с ними и не существует единственно правильной формулы, которая позволит сделать правильный нравственный выбор, потому каждый выбирает сам для себя в соответствии со своими жизненными установками, принципами и представлениями о морали и этике.

    Нравственный выбор достаточно часто влияет на то, какое человек будет занимать место в обществе, как его будут воспринимать близкие и коллеги, как сложится его судьба. Даже, казалось, маленькая диллема может перевернуть жизнь с ног на голову. Волевые и сильные люди, которые не хотят идти вразрез своим принципам, делая нравственный выбор, готовы пожертвовать всем, что у них есть и это имеет невероятное влияние на их судьбу. Так, рассказ Льва Толстого “После бала” повествует о сложном жизненном выборе, который пришлось сделать герою. Он был без ума влюблен в девушку и ради нее был готов пожертвовать всем, но однажды увидев то, как жестоко наказывают солдата-дезертира, принял решение порвать отношения с возлюбленной и оставить службу, так как она предполагала безоговорочное выполнение приказов руководства, а делать кому-то больно герой не хотел, потому выбрал другую судьбу, сделав сложный для себя нравственный выбор.

    Очень важно, чтобы нравственный выбор был сделан по совести, потому что жить вопреки своим желаниям и убеждениям сложно. При этом нужно помнить и об интересах других людей, нельзя обижать своих близких и оставаться безразличным к их судьбе. Только тогда выбор будет сделан правильно и стыдно за свой поступок не будет.

    Нравственный выбор многому учит человека. Сделав ошибку один раз, человек обретет бесценный опыт и уже в следующий раз будет больше думать о том, как ему правильно поступить. Также он учит ответственности, часто молодые люди легкомысленно принимают решения, ставят свои интересы выше других, но когда приходит черед отвечать за свои поступки, понимают, насколько они были неправы и что нужно было делать по-другому.

    Сочинения по темам:

    1. Выбор – это всегда тяжело. Никогда не знаешь, чему лучше отдать предпочтение, какие последствия даст тот или иной вариант, в...

    Что такое нравственность? С одной стороны, это очень сложный философский вопрос, требующий серьезных размышлений. А с другой, обычно мы довольно четко можем определить, нравственно поступил человек или нет. Что ж, давайте порассуждаем.

    Если глубоко копнуть, мы поймем, что с незапамятных времен источником нравственности служили священные писания. В христианстве именно десять заповедей Христа определяли моральный кодекс человека. Почему говорю в прошедшем времени? Наверное, потому что сейчас не так много верующих людей, религия уже не пронизывает все сферы человеческого бытия, как раньше. Кроме этого, по мере того, как развивается культура и человечество, в обществе появляются новые морально-этические нормы.

    Но все же что такое нравственность? Пожалуй, под ней стоит понимать духовные качества человека, которые основаны на высоких идеалах добра, долга, чести, справедливости и проявляются в отношении к другим людям и природе. Нравственность - это то, как сама личность оценивает свои поступки и поведение с точки зрения добра. Но ведь добро каждый понимает по-своему. То, что хорошо для одного, совершенно недопустимо для другого. И где же правда? Думаю, нравственность заключается как раз в том, чтобы видеть свои действия не просто допустимыми, но и благими для общества. Безнравственное поведение делает человека распущенным, этически безобразным и недостойным.

    Можно ли говорить о поступках детей с точки зрения нравственности? Боюсь, что нет, ведь понятие «добро» в нежном возрасте весьма туманно, ребенку попросту неинтересно анализировать свое поведение и смотреть на него под углом какой-то невразумительной нравственности. Детские поступки определяются единственным критерием - «нравится», «не нравится». И совершенно не факт, что, повзрослев, ребенок приобретет нравственные черты. Здесь уже многое зависит от воспитания и окружения. Первыми учителями нравственности для детей становятся родители и школа. Не думаю, что морали нельзя научиться. Напротив, можно и нужно. Человек учится всю свою жизнь, и речь идет не только о расширении кругозора, но и о самовоспитании, смене приоритетов, освоении новых ценностей.

    Необходимо контролировать каждый свой шаг. Как показывает опыт, тот, кто совершил безнравственный поступок один раз, не может удержаться и в дальнейшем. И вот тут уже рождается антимораль: человек становится лжецом, приспособленцем, а то и откровенным проходимцем. Поэтому, мне кажется, не стоит кричать о нравственных нормах - лучше вести себя в соответствии с ними. Моральные принципы одного человека станут моральными принципами общества только в том случае, если он будет руководствоваться позитивными намерениями и жить по совести.

    Предмет этики

    Этос

    Этика

    Этика

    Моральное измерение личности



    Моральное измерение общества

    Мораль как волевое отношение есть сфера поступков, практически-деятельных позиций человека. А поступки объективируют внутренние мотивы и помыслы индивида, ставят его в определенное отношение к другим людям.

    Мораль характеризует человека с точки зрения его способности жить в человеческом общежитии. Пространство морали – отношения между людьми. Когда про человека говорят, что он сильный и умный, то это такие свойства, которые характеризуют индивида самого по себе, чтобы обнаружить их, он не нуждается в других людях. Но когда про человека говорят, что он добрый, щедрый, любезный, то эти свойства обнаруживаются при общении с другими и описывают само качество этих отношений.Например : Робинзон, оказавшись на острове, мог демонстрировать и силу, и ум, но, пока не появилась Пятница, у него не было возможности быть любезным.

    Многие моральные качества личности проявляются только в отношениях между людьми (честность, доброта). Мораль ответственна за человеческое общежитие - это регулятор отношений между людьми. Человеческое общежитие поддерживается не только морально, но также и многими другими институтами: обычаем, правом, рынком и т.д. Все умения, навыки, формы деятельности человека, а не только моральные качества, связаны с общественным характером его бытия. Мораль не только ответственна за человеческие общежития, она придает ему изначально самоценный смысл. Мораль можно назвать общественной формой, делающей возможные отношения между людьми во всем их конкретном многообразии. Она связывает людей до всех связей, очерчивает тот универсал, внутри которого только и может разворачиваться человеческое бытие. Человеческие отношения и человечность отношений – очень близкие понятия. Мораль и есть та самая человечность, без которой отношения людей никогда бы не приобрели человеческого характера.Единство свободы воли и всеобщности составляют характерную особенность морали.

    Золотое правило» в этике

    «Золотое правило» , одна из древнейших нравственных заповедей, содержащихся в народных пословицах, поговорках и т. п.: не делай другим того, чего не хочешь, чтобы причиняли тебе. Высказывалась древневосточными и древнегреческими мудрецами, вошла в Новый Завет. И. Кант видоизменил её в своём учении о категорическом императиве .

    Мораль: определение.

    мораль, начиная с греч. античности, понималась, как мера господства над самим собой, показатель того, насколько человек ответственен за себя, за то, что он делает.

    мораль предстаёт в 2-х обличиях:

    Как характеристика личности, совокупность моральных качеств, добродетелей: правдивость, честность, доброта

    Как характеристика отношений между людьми, совокупность моральных норм, т.е. требований, заповедей, норм.

    7.ФУНКЦИИ МОРАЛИ:

    -регулятивные (базовые) суть в привидении поведения личности в соответствии с выработанными в обществе моральными нормами, инструментом является общественное мнение, обычаи, авторитет

    -воспитательные формируются образцы поведения, мораль формирует нравственные качества

    -оценочно-императивные поведение человека определяется системой ценностей

    познавательная связана с приобретением знаний (как сделать выбор простых или экстремальных ситуациях)

    коммуникативные обеспечение понимание друг друга, обмен ценностями

    прогностическая что можно ожидать от общества

    культурно-творческая мораль-сторона жизни общества, моральные измерения личности, руководствуется разумом (подчинение страсти разуму)

    идеологическая , мировоззренческая моральная оценка

    Мораль неразрывно связывают с нравственностью. Если мораль-это определенные принципы, идеи, нормы. кот. направляют, регулируют поведение людей., то нравственность-это та часть жизни, кот. связана с делами, обычаями, нравами, практическим поведением людей.

    Говоря о моральном измерении общества большое значение имеет золотое правило нравственности - это фундаментальное правило нравственности, отождествляемое с самой нравственностью, звучащей след. образом: «НЕ ДЕЛАЙ (ЖЕЛАЙ) ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ ТОГО, ЧТО СЕБЕ НЕ ЖЕЛАЕШЬ»

    Структура морали

    Структура морали складывается из нескольких элементов.
    Со времен Аристотеля в качестве таковых выделяют моральное сознание и нравственные поступки . Современная этика добавляет к ним еще и нравственные отношения . Таким образом, в структуру морали входят:

    а) моральное сознание – регулятивные идеи, побуждающие к поступкам;

    б) нравственная деятельность – поступки, в той степени, в которой они порождены моральными мотивами (структура нравственного поступка – см. следующую лекцию);

    в) нравственные отношения – любые отношения, в той степени, в которой они являются реализацией нравственных требований (отношения к семье, к труду, к Родине, к природе; а также отношения между людьми, если в этих отношениях воплотились нравственные нормы).

    Этика Конфуция.

    Родился 551г до н.э., Китай.

    Учение Конфуция изложено в книге «Лунь юй» («Суждения и беседы»), составленной учениками.

    Конфуций открыл человека, постиг своеобразие его бытия и места в мире. Центральная категория его учения - ЖЕНЬ («человечность»). Это человеческое начало в человеке, который является одновременно его долгом. Смысл: «любить людей». Иероглиф «Жень» состоит из 2 знаков, обозначающих соответственно человека и цифру два. «Жень» берет свои истоки и реализуется в отношениях человека с другими людьми.

    Некоторые высказывания:

    «Тот, кто искренен, стремится к человеколюбию, не совершит зла».

    «Вне своего дома относись к людям так, как принимаешь гостей».

    «Не делай другим то, что себе не желаешь».

    Следующая категория его учения – ЛИ («ритуал»). Это нравственный принцип поведения человека, это воплощение человечности в практику, в жизнь. Под ритуалом подразумеваются конкретные нормы и образцы общественно достойного поведения. Принцип ритуала:

    Основа ритуала – «сыновная почтительность» (почтение сына к отцу и забота отца о сыне; Почести, которые оказывает отец к сыну, возвратятся к сыну через его собственных детей),

    Любовь к предкам,

    Соответствие своему назначению. Каждый должен честно выполнять свой долг.

    воспитанность (ВЕНЬ ) – культурный смысл жизни. «Если в человеке естественность превосходит воспитанность, то он подобен деревенщине». «Если в человеке превосходит воспитание естественности, он подобен ученому-книжнику». Когда воспитанность и естественность уравновешивают друг друга, то человек становится благородным мужем (ЦЗЮНЬ-ЦЗЫ). Благородный муж – средоточие всех высоких качеств, идеальная личность, он стремится познать правильный путь - ДАО.

    Черты благородного мужа: человеколюбие, следование ритуалу, искренность, правдивость, честность, почтительность в поступках, соответствие слов и дел (сначала сделать, потом говорить), заимствует лучшие качества. Благородный муж судит самого себя - это самодостаточная, самостоятельная личность, которая постоянно совершенствуется. Благородному мужу противостоит низкий человек: Если благородный муж следует долгу, то низкий - выгоде, он озабочен своей карьерой, о делах государства не думает.

    Нравственное учение Будды

    Основатель – индийский принц Гаутама. Он получил имя Будды - пробужденный, осветленный. Исходным пунктом жизнеучения Будды является констатация того, что ни наслаждение жизнью, ни умерщвление страстей не ведут к блаженству. Четыре благородных истины:

    Жизнь полна страданий, - есть причина этих страданий, - можно прекратить эти страдания, - есть путь, ведущий к прекращению страданий, для этого необходимо следовать благородному восьмиричному пути. Это путь нравственного совершенствования,где соединяется сознание, поведение.

    1. ступень: правильные взгляды – свободные от заблуждений, познание, понимание четырех истин.

    2 ступень: правильная решимость – путь духовного отрешения от привязанности к миру.

    3. ступень: правильная речь – воздержание от лжи, от фривольных разговоров.

    4 ступень: правильное поведение. Отказ от уничтожения живого, от воровства.

    5 ступень: правильный образ жизни, зарабатывать на жизнь честным путем.

    6 ступень: правильные цели, искоренять дурное.

    7 ступень: обретение правильного направления мысли – знать, что происходит в жизни.

    8 ступень: правильное сосредоточение. Приобретение невозмутимости, освобождение от всех страстей, постигаем «НИРВАНУ».

    Пять требований для мирянина:

    1. Воздержание от нанесения зла

    2. Воздержание от лжи

    3. Воздержание от кражи

    4. Воздержание от чувственных излишеств

    5. Воздержание от алкоголя

    Буддизм утверждает принцип свободы, автономии личности. Человек параллельно живет от Бога и не зависит от него. Человек должен любить все живое. Учение Будды нацелено на прекращение человеческих раздоров через внутреннее самосовершенствование личности. В его основе лежат нравственные цели.

    Этика Моисея.

    В Пятикнижии Моисея формировалась хозяйственная этика древних евреев (заповеди), в которой акцент сделан на правах человека. Дается критика ростовщичества и долгового рабства соплеменников. Содержащиеся в Пятикнижии нормы поведения древних евреев - заповеди - начертанные Богом на "скрижалях завета" были даны Моисею на горе Синай. В числе десяти заповедей содержатся шесть нравственных норм поведения: почитание родителей, запрет убийства, кражи, прелюбодеяния, лжесвидетельства, посягательства на чужую собственность.

    Характерной чертой Моисеева закона является его всеохватность. Все области человеческой деятельности и все действия человека, даже самые далекие от чисто духовных вопросов, соотносятся с нормами и правилами, которые считаются полученными с Неба. Это относится и к той сфере, которую мы называем областью хозяйственной деятельности и экономических отношений.

    Два начала лежат в основе Моисеева закона - справедливость и праведность. В том и другом человек обязан подражать Богу. Справедливость в данном случае означает признание шести основных прав человека: на жизнь собственность, одежду, жилище, труд и отдых.

    Праведность предполагает выполнение человеком своих обязанностей в соответствии с заповедями Бога - по отношению к ближним родственникам, бедным, сиротам, наемным работникам и рабам. По отношению к ближнему это прежде всего помощь бедным и больным. Запрещалось использовать нужду ближнего для собственного обогащения. Нельзя было требовать уплаты долга с процентами. Нельзя задерживать плату за труд наемного работника. Нельзя обмеривать и обвешиватьЧеловек не хозяин своей земли, скота и прочего имущества, а управляющий этими земными благами, которые принадлежат Богу. Все эти заповеди вытекали из общей: Люби ближнего своего, как самого себя. Это правило относилось не только к свободным, но и к рабам. Нельзя было возвращать на прежнее место беглого раба. Суббота была обязательным днем отдыха для всех, включая рабов и домашних животных.

    Особые правила для судей предписывали судить только по справедливости, не благоволить к богатому и не делать скидок для бедняка или сироты. Перед законом были равны и свободный, и раб. Требовалось периодически прощать долги, отпускать на волю рабов, продавших себя в рабство из - за нужды, возвращать заложенную в долг землю. Запрещалось наносить увечья рабу, притеснять вдов и сирот. Если при соблюдении всех этих заповедей человек становится богатым, то это является воздаянием за праведность и справедливость. Такое богатство было знаком божьего благословения.

    Отличие законов Моисея от закона Хаммурапи акцент на права человека, а не на охрану собственности, а трудовая деятельность считалась занятием низким, уделом рабов.

    Этика Иисуса Христа

    Этику Иисуса Христа кратко можно определить, как этику любви. О жизни и учении Иисуса Христа мы знаем по свидетельствам его учеников и учеников его учеников.

    Евангелие (благая весть) повествует, что Христос является сыном Бога, родившемся от непорочного зачатия. Он

    послан на землю, чтобы подготовить людей к последнему страшному суду.

    Иисус смотрит на нашу жизнь (на наш мир) как бы из зазеркалья – из вечности. Он говорит о конце времени, когда добро и зло, свет и тьма, жизнь и смерть, отделяют друг друга непреодолимой пропастью. Он говорит как человек, пришедший оттуда. Иисус говорит, что Небесное царство близко (грудущ.царство – конец света, апокалипсис).

    Иисус перевернул сложившийся порядок ценностей. Иисус называет себя сыном человеческим. Добродетель сына состоит в послушании отцу. Сын не просто принимает волю отца, он принимает её как свою. «Отец любит сына» - это кач-во делает отца отцом. Человек-сын уподобляется Богу-отцу через любовь. Этика Христа есть этика любви. Последнее наставление Христа – любить друг друга.

    Любовь смиренна – любовь деятельна – любовь бескорыстна. Любовь к врагу – божеств. высота чел-ка.

    Этика Мухаммеда.

    Мухаммед – основатель мусульманской религии и цивилизации. Основой его этич. программы явл-ся – идея единого Бога. По его мнению, предпосылкой и гарантией индивидуального счастья и обществ.согласия явл-ся безусловно вера в Бога в том виде, в каком сам бог счёл нужным открыться людям.Суть откровений Мухаммеда состояла в том, что миром правит Бог. Бог абсолютен во всех отношениях, бог истины, справедливости и милосердия. Только он может быть покровителем человека, его опорой и надеждой.Идея единого Бога указывает чел-ку его достаточно скромное место в мире и вместе с тем обязывает человека определённым образом, а именно сугубо позитивно, относиться к миру и прежде всего к другим людям. ЕДИНСТВО БОГА – ГАРАНТИЯ ГАРМОНИИ МИРА. Человеческое существо тоже должно быть единым. Вера едина, в неё нельзя разделяться.

    Ценност. Идеал

    Ценность – это понятие, которое выражает значимость , которую нечто имеет для нас. Все понятия морали имеют ценностный аспект. Высшие моральные ценности – смысл жизни, свобода,
    счастье – представляют идеи, организующие нравственный мир личности в целом и оказывающие регулятивное воздействие на ее поведение . Поэтому каждый индивид должен определиться в них самостоятельно, ведь проблемы эти носят личностный, даже интимный характер. Здесь невозможно давать конкретные советы и рецепты, поэтому мы обрисуем только возможные способы рассуждений о природе высших моральных ценностей.

    Моральные ценности - общественные уcтановки и императивы, выраженные в форме нормативных представлений о добре и зле, справедливом и несправедливом, о смысле жизни и назначении человека с точки зрения их моральной значимости. Служат нормативной формой моральной ориентации человека в мире, предлагая ему конкретные регулятивы действий. Нравственный идеал - это целостный образец нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным, красивым. Нравственный идеал позволяет оценивать поведение людей и является ориентиром для самосовершенствования.

    16.17. Добро и зло:

    В первобытном обществе «добро» - полезное, ценное вообще.С появлением цивилизации, классового общ-ва выделяется и моральное и материальное понимание добра и зла.Добро противопоставляется практической целесообразности. Существует два подхода: духовный и материалистический. В дух. подходе: добро – высшая идея, говорил Платон, - абсолютная идея, Гегель. Добро – проявление божественной воли. Добро – одухотворённая любовь, а зло – противодуховная вражда, говорил Ильин. В матер. подходе: Добро – то, что способствует счастью чел-ка, что отвечает потребностям, интересам людей. Добро даёт наслаждение, помогает избегать страдания. Добро – выгода, то, что приносит личное счастье. Эпикур говорил, что добро – то, как достигнуто счастье.

    В марксизме считали немного иначе. Добро – проявление обществ.отношений, в кот. воплощаются потребности класса, обществ. групп.

    В добре отражается стремление человека к совершенству и к устранению препятствующих вершин. Добро – понятие творческое. Формы проявления добра – чуткость, справедливость.

    Зло – то, что безнравственно, наносит вред людям. Зло разделяет, разрушает людей.

    Зло физическое – не зависит от чел-ка (смерть, стихийное бедствие), зло моральное – особые кач-ва и деяния людей, зло социальное – войны, кризисы, соц. катаклизмы.Кант говорил, что зло может проявляться в использовании одними людьми других. Конфуций говорил, что на зло нужно отвечать справедливостью.

    18. Долг:

    Долг представляет собой осознание личностью безусловной необходимости исполнения того, что следует из морального идеала. Долг человека – следовать по пути добродетели, делать добро другим людям по мере возможности, не допускать в себе порочности, противостоять злу. Только не принимающий во внимание это содержание долга индивид может усмотреть в долге лишь понуждение. Психологически долг в самом деле осознается личностью как необходимость совершения определенных действий. Более того, он осознается как изнутри данная необходимость, как внутреннее побуждение.

    Долг, трактуемый как любое упорядочение индивидуальных проявлений, в форме ли социальных правил или общих культурных принципов, представляется как иго, как подавление личности. Однако не следует сбрасывать со счета, что то, что со стороны предстает как нигилизм, может мотивироваться протестом против действительной внешней принудительности общепринятых норм – обычаев, нравов, социальной дисциплины. Нравственный пафос протеста против внешнего, служебного, лицемерного подчинения общественным нормам, несомненно, может быть привлекательным. Однако усмотрение в моральном долге именно вынужденного подчинения бытующим нравам некорректно по двум основаниям. Во-первых, полнота индивидуального, личностного проявления основывается на восприятии личностью возможно большего опыта других людей. Этот опыт безлично сохранен и обобщенно выражен в культуре, в том числе в нравственных нормах – универсальных и локальных. С этой точки зрения, долг может быть понят как способ расслабиться: не изобретать велосипед, но исполнять обоснованно рекомендуемое общественной средой или уважаемыми и достойными доверия людьми как должное.

    Требования долга самоценны. Это выражается не только в том, что человек исполняет долг бескорыстно и тем самым демонстрирует свою независимость от извне данных норм и правил, но в том, что, исполняя долг, он утверждает его приоритетность по отношению к страху, наслаждению, личной пользе, желанию славы и т.д. В исполнении долга проявляется автономия личности – следуя закону, человек не нуждается во внешнем принуждении, и, исполняя моральное требование, человек относится к нему так, как если бы оно было установлено им самим. Все ограничения, которые человек добровольно накладывает на себя, и действия, которые он совершает во исполнение требования, имеют моральный смысл при условии, что он действует, будучи уверенным в своей правоте. Сознание долга не существует само по себе. Это всегда осознание необходимости определенного рода поступков по выполнению различных требований. Поэтому, повторим, неправильно понимать долг как форму общественного контроля за индивидуальным поведением, по крайней мере неправильно понимать его только так. В долге отражен определенный механизм взаимодействия между людьми. Мораль можно представить как систему взаимных обязанностей, которые вменяются людям, которые люди принимают на себя (или предполагается, что люди приняли на себя), которые осознаются ими как определенные жизненные задачи, безусловно исполняемые в конкретных обстоятельствах. Так, заповедь любви указывает на то, что долгом человека является милосердие. Милосердие же предполагает не столько состояние души, сколько определенные действия человека в отношении других. Заповедь гласит о том, что человек должен быть готов помочь каждому, нуждающемуся в помощи, пожертвовав своим временем и средствами, а возможно репутацией, даже представителю враждебного племени и чужой веры. Таков смысл безусловности и категоричности долга вообще – человек ему следует несмотря ни на что. Но конкретное действие, которое совершается в исполнение долга, конечно, обусловлено: оно именно таково, какое требуется обстоятельствами.

    19. Совесть:

    Совесть – самое сокровенное явление морали. Кант говорил, что совесть есть сознание внутреннего судилища в чел-ке. Толстой утверждал, что берегись всего того, что неодобряется твоей совестью.

    Совесть – понятие, характеризующее способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, формулировать нравственные обязанности, производить самооценку совершаемых поступков.

    Совесть проявляется эмоционально (совесть в роли переживаний) и рационально.

    Совесть связана со стыдом. Совесть показывает зависимость общ-ва от личности, его внутреннего суда. Совесть может выражать идеалы личности и общ-ва.

    Совесть – зеркало, отражающее сознание чел-ка. Высший суд – суд совести. Потеря совести – деградация личности.

    Этические взгляды Эпикура.

    ЭПИКУР (342–270 до н.э.), древнегреческий философ, основатель эпикуреизма, родился на Самосе в семье афинян. Занимался философией у платоника Памфила и у последователя Демокрита Навсифана. От последнего Эпикур усвоил атомизм, сделавшийся основой его собственного учения.

    Умеренный вариант гедонизма был предложен греческим философом Эпикуром, учившим, что лишь естественные и необходимые удовольствия достойны, поскольку они не разрушают внутреннюю невозмутимость души. Высшим благом Эпикур считал состояние атараксии, т.е. невозмутимости, «свободы от телесных страданий и душевных тревог». Однако разница между гедонизмом и эвдемонизмом несущественна: оба учения ориентируют человека не на добро, а на удовольствие (личное счастье), а если и на добро, то ради удовольствия (личного счастья).

    Мораль и право.

    1.Цель регуляции.

    М.- двуединая цель: 1.разрешение универсальных противоречий бытия: должное/сущее, социальное/индивидуальное, добро/зло. 2. поддержка, сохранение общности.

    П. - двуединая цель: 1. защита собственности и собственника. 2.защита общественного порядка.

    2. Способ регуляции. Всего 3 способа: духовный – опора на добрый разум, чувства, добрую волю; материально-экономический; физический, насильственный.

    М. – опирается только на один способ регуляции – духовный. Мораль самый совершенный вид регуляции, опирающийся на человеческое в человеке, но реально М. Оказывается самым не действенным, несовершенным видом, по причине человеческого произвола.

    Шарль Фурье «М. – это бессилие в действии». Ницше «М. – это удел слабых, это удел рабов.

    П. – духовные – правовое просвещение, правовое воспитание, правовые санкции; материально-экономические – налоги, штрафы; физически-насильственный – лишение человека свободы, заключение.

    Предмет этики

    Этика - важнейшая часть философии, предметом изучения которой является мораль.

    В традиционном обществе человек не ставит критических задач; он является частью культурной среды и он принимает ее культурные ценности, традиции и стереотипы почти автоматически или бессознательно. Выполняя общепринятый ритуал или следуя культурной традиции, человек не задумывается о возможности иных вариантов поведения. Культурная традиция выступает способом объединения людей, демонстрируя их приверженность к общей единой для всех системе ценностей.

    Слово "Этика" было образовано Аристотелем от слова "этос", которое имело несколько значений. Этос - это привычное место обитания, жилище, звериное логово. Позже оно стало обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, просто привычку, нрав, характер, темперамент.

    Этика - моральная философия, где этика - это область знания, а мораль -ее предмет.

    Специфика этики состоит в том, что она проблемам отдельного человека придает общечеловеческий масштаб, так что предлагаемые решения могут быть распространены на любого другого индивида, сталкивающегося с такими же проблемами.

    Этика - это исследование фундаментальных ценностей и целей человеческой жизни (добро и зло, счастье, любовь и т.д.), но также анализ понятия морали.

    Моральное измерение личности

    мораль (от греч.) - мера господства над самим собой, показатель того, насколько человек ответственен за себя, за то, что он делает. Мораль связана с характером, темпераментом. Если в человеке выделить тело, душу и разум, то она является качественной характеристикой его души. Когда про человека говорят, что он душевный, то имеют в виду, что он добрый, отзывчивый. Когда называют бездушным, то подразумевают, что он является жестоким и злым. Взгляд на мораль как качественную определённость души обосновал Аристотель. При этом под душой понимал такое активное, деятельно-волевое начало в человеке, который содержит разумную и неразумную части и представляет собой их взаимодействие, взаимопроникновение, синтез. Мораль всегда выступает как умеренность, способность человека ограничить себя, наложить в случае необходимости запрет на свои природные желания. Мораль во все времена у всех народов ассоциировалась со сдержанностью в отношении эффектов, себялюбивых страстей. Среди моральных качеств одно из 1ых мест занимали качества, как умеренность и мужество-свидетельство того, что человек умеет противостоять чревоугодию и страху. Господство человека над самим собой - господство разума над страстями.