Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Как прочитать человека по лицу жестам поведению. Как читать человека с помощью языка жестов

Весна, пора для новых знакомств. Но как научиться разбираться в людях и понять, врут ли они? Учёные выявили закономерность: чем более привычно для конкретного человека лгать, тем труднее определить его лживость. Но тем не менее, мимика лжи и определённые жесты лжи существуют и нам необходимо их знать. Для этого требуется опыт общения с людьми и высокая степень наблюдательности. Если, например, человек испытывает внутреннюю неловкость, потому что обман для него непривычен, то распознать его неискренность можно по очень многим признакам лжи.

Мимика лжи

1. При подаче ложной информации человек в той или иной степени испытывает волнение, которое можно уловить в его голосе, взгляде, движениях. Можно заметить изменения в речи, в движениях и в поведении человека. Например, изучая мимику лжи и характерные для неё жесты имеет смысл обращать на следующие голосовые и речевые параметры.

2. В момент оглашения ложной информации у человека непроизвольно меняется интонация, происходит ускорение или замедление, или растягивание речи. Голос может задрожать. Меняется и тембр голоса, может появиться внезапная охриплость или, наоборот, проскочить высокие ноты. Некоторые люди начинают заикаться.

3. Также бегающий взгляд мимикой лжи однозначно трактуется как возможный признак неискренности человека. Конечно, он может означать и стеснительность, и растерянность, и что-то подобное, но в любом случае это чёткий знак того, что достоверность полученной информации имеет смысл поставить под сомнение. Ведь когда человеку стыдно, неловко от своей лжи - он практически всегда отводит глаза. Однако же и пристальный взгляд на собеседника тоже позволяет распознать ложь по мимике. Пристальный взгляд в мимике лжи - это не что иное, как контроль за реакцией слушающего. Как же он воспринимает лживые сведения, верит или сомневается?

4. Чтобы с помощью мимики лжи распознать неправду, имеет смысл обратить внимание и на улыбку человека. У многих людей во время сообщения ложной информации появляется лёгкая улыбка на лице. Конечно это не касается жизнерадостных людей, которые улыбаются всегда и это их стиль общения. А вот именно неуместная улыбка должна насторожить. Нередко именно усмешка позволяет человеку скрыть внутреннее волнение, когда он произносит ложь.

Как распознать ложь по мимике

5. Внимательный взгляд на собеседника часто помогает распознать ложь по мимике. Для лжецов характерно такое явление, как микронапряжение лицевых мышц. Иногда ещё говорят: "По лицу пробежала тень". Напряжённое выражение лица длится буквально доли секунд, хотя иногда бывает, что оппонент говорит неправду с "каменным лицом". Американский исследователь Роберт Баннет считает: мгновенное напряжение лицевых мышц - точный показатель неискренности.

6. Другим показателем мимики лжи, который также позволяет её распознать, является непроизвольная реакция кожи и других частей лица, которую человек не в состоянии контролировать. Это может быть изменение цвета кожных покровов (человек краснеет или бледнеет), расширение зрачков, подрагивание губ, частое моргание глаз. Могут наблюдаться и прочие индивидуальные проявления эмоций, которые сопровождают обман, помогая при этом собеседнику распознать ложь по мимике.

Жесты лжи

7. Жесты лжи также способны посеять сомнения в правдоподобности приводимых сведений. Согласно теории американского исследователя Алана Пиза, попытки введения собеседника в заблуждение часто сопровождаются следующими жестами лжи:

касание руками лица;

прикрывание рта;

прикосновение к носу;

потирание глаз;

оттягивание воротника.

8. Но, разумеется, жесты не могут быть критериями лжи сами по себе, их нельзя рассматривать отдельно. Для оценки необходимо сопоставлять мимику и жесты лжи, анализировать множество других факторов и сопутствующих обстоятельств.

Как распознать ложь по жестам

9. Если Вы хотите узнать, как распознать ложь по жестам и мимике, то важно помнить, что каждая реакция не является показателем сама по себе, её нужно сопоставлять с другими реакциями. Но ещё важнее иметь представление о так называемом фоновом состоянии конкретного человека. Каковы его голос, интонация, мимика, взгляд, жесты в обычном состоянии?

10. Как правило безошибочно способны распознать ложь по жестам люди, которые много общаются, трезво оценивают события и ситуации, всегда бывают внимательны к окружающим и волей-неволей улавливают мельчайшие детали в поведении других людей. Именно большой коммуникативный опыт и умение анализировать и сопоставлять детали помогает распознавать ложь по мимике и жестам и правильно оценивать достоверность получаемой информации.

Беглого взгляда на руки того или иного человека бывает достаточно, чтобы определить характер по жестам и выдвинуть предварительные предположения о его натуре. Но было бы недопустимо ограничиться таким беглым взглядом. Во-первых, потому, что весьма спорны сами данные о взаимосвязи строения руки и характера. Во-вторых, потому, что рука в динамике гораздо более красноречива, чем в статике. Изучение жестов человека (выразительных движений рук) составляет основную часть науки о бессловесном языке общения. Поэтому наиболее подробного рассмотрения заслуживают толкование движений рук, которые дополняют словесные высказывания, порой заменяют их, а бывает - и противоречат им.

Психология жестов и их значение

Немецкий психолог Вера Биркенбил в целом подразделяет все жесты на широкие и мелкие. Она подчеркивает, что, чем сильнее выражаемое чувство, тем больше проявляется жестикуляция. Соответственно широкие жесты человека характерны для экспансивной натуры, склонной к открытому проявлению сильных чувств. Поскольку широкое движение притягивает к себе внимание, его используют те, кто хотел бы быть замеченным и подчеркнуть свою значимость, - люди властолюбивые, тщеславные и хвастливые.

Понятно, что мелкие движения вызывают противоположное впечатление. Их предпочитают те, кто по каким-то причинам не хотел бы привлекать к себе внимания, - люди корректные, скромные, не желающие выставлять свои чувства напоказ. Но такое поведение может быть продиктовано и хитрым расчетом, когда человек намеренно стремится произвести скромное и безобидное впечатление. Мелкие жесты могут свидетельствовать и об упадке душевных сил - словно на энергичную жестикуляцию уже не осталось жизненной энергии. Такая многозначная трактовка заставляет снова обратить внимание на то, сколь осторожным нужно быть при интерпретации отдельного внешнего проявления.

Всякий жест человека подлежит оценке с той точки зрения, какое предметное действие он более или менее явно имитирует. В этом отношении показательно общее положение рук.

  • Руки, заложенные за спину, позволяют определить характер по жестам. Они символизируют отказ от предметной активности. Такое положение редко принимают люди энергичные и деятельные. Заложив руки за спину, человек как бы сигнализирует, что хочет хотя бы на время отрешиться от дел, никого не намерен беспокоить. Если такое положение принимается часто и сохраняется длительное время - перед нами скорее всего человек сдержанный, довольно пассивный, склонный к созерцательности.
  • Жесты и характер человека имеют прямое отношение. Так, кисти, выставленные вперед перед туловищем (когда руки находятся под углом), выражают повышенную готовность к манипуляциям. Руки, выставленные таким образом, находятся в позиции, удобной для нападения и обороны, и потому немного напоминают позу борца, готовящегося к поединку. Данное положение рук часто можно наблюдать у людей, сильно пекущихся о самоутверждении.
  • Весьма красноречиво положение ладоней. Положение кисти ладонью вверх необходимо в случае получения чего-либо. При сомкнутых пальцах увеличивается плоскость ладони и как бы усиливается призыв что-либо положить в нее. Если пальцы чуть согнуты наподобие чаши, то этот символический призыв получает дополнительное усиление. Вытянутые с повернутыми вверх и слегка согнутыми ладонями кисти рук часто можно наблюдать у тех, кто выступает перед публикой и как бы приглашает ее к одобрению своего выступления.
  • Показ ладоней - это и символ открытости. Тем самым как бы говорится: «Я не вооружен и не имею агрессивных намерений». Обратите внимание, как жестикулирует провинившийся водитель, разговаривая с постовым милиционером. Его ладони, как правило, обращены к стражу порядка, демонстрируя открытое, невинное и в то же время просительное положение.

Как читать язык жестов

С помощью знания жестов много сказать многое о человеке:

  • Люди, которые пытаются убеждать других или продавать что-то, используют жесты руки для большей убедительности. Они делают жест, как бы отдавая что-то вам, и одновременно кивают головой.
  • Что означает жест, напоминающий мытье рук? В данном случае определить характер по жестам не составляет труда. Это означает, что человек испытывает жестокие душевные муки, переживает горе или физическую боль.
  • Жест отчаяния проявляется в том, что большие пальцы рук сцепляют между собой, а руки при этом застывают и лежат на столе по сторонам от сцепленных пальцев. Такое поведение особенно заметно у детей, которые напуганы и чувствуют себя несчастными. Если взрослый человек повторяет такой жест, то либо он переживает сильный стресс, либо его оскорбляют или он подвергается жестокому обращению.
  • Язык жестов. Открытая протянутая ладонь означает дружеский жест; такое рефлекторное действие показывает, что в руке не скрывается оружие.
  • Тот, кто хочет быть понятым, «умоляет» своими руками, но к подобному жесту часто прибегают и ловкие мошенники.
  • Жест, при котором руки совершают частые рубящие движения перед собой, указывает на отчаянную нужду человека в понимании. Если же его понимают неправильно, то движения становятся более частыми.
  • Люди, грозящие своим пальцем Юпитера, как правило, начальники или стремящиеся руководить другими.
  • Иногда скрюченные руки просто принадлежат людям с очень сухой кожей, и по ним не стоит судить о характере.

Что означают жесты рук

Расскажем еще о том, как определить характер по жестам.

  • Поворот кисти ладонью вниз требуется для того, чтобы что-то придавить, прижать, защититься от чего-то неприятного. При слегка напряженном исполнении это представляет собой предостерегающе-осмотрительный жест, выражающий потребность сдержать намерение, взять его под контроль. Если кисть при этом выдвинута вперед, то тогда она превращается в орудие отодвигания чего-либо и служит символом отказа.
  • Что означают жесты пальцами? Пальцы, сжатые в кулак, естественно интерпретировать как агрессивный жест, поскольку кулак - это простейшее орудие для удара. Сжатый кулак, разумеется, не следует всякий раз воспринимать как изготовку для настоящей драки. Но символическое значение этого жеста именно таково. Не будем также забывать, что сжатый кулак демонстрирует хватательное (схватывающее) действие. Такое положение (без всяких агрессивных позывов) может принимать рука человека, стремящегося в широком смысле за что-то ухватиться. Понаблюдайте, как ведут себя дети в цирке, когда смотрят на головокружительные кульбиты эквилибристов или прыжки хищников. Детские кулачки непроизвольно сжимаются, дабы хоть символически за что-то ухватиться в рискованной и пугающей ситуации.
  • Ладони наших рук хорошо приспособлены и для того, чтобы прикрывать лицо.
  • Жесты и характер человека связаны очень сильно. Во многих жестах, направленных на собственное лицо, присутствует желание что-то скрыть. Так, количество жестов «рука-лицо» заметно возрастает при намерении солгать. При этом чаще других встречаются следующие движения: прикрытие рта - возможно, посредством касания носа (жесты маскировки), потягивание за мочку уха (имитация самонаказания), потирание щеки, касание или поглаживание подбородка, бровей или волос (самоуспокаивание посредством символической ласки).
  • Аналогично зажатие ушей (пускай и неявное) символизирует стремление воспрепятствовать поступающей звуковой информации, нежелание слышать.
  • Такой жест, как подпирание головы рукой, означает желание покоя и защищенности. В этом выразительном движении заключено невольное стремление вновь преклонить свою голову на колени родителей, то есть оказаться в укромном месте. Поглаживание лица и прикладывание костяшек кисти рук к губам представляют собой сигналы, выражающие стремление к нежности. Проведенные исследования выявили следующие движения, при помощи которых взрослые часто успокаивают себя: подпирание челюсти одной или обеими руками, подпирание щеки или висков, касание рта.
  • Если кто-нибудь прикладывает свои ладони к одной или обеим сторонам головы, создавая своеобразные шоры, то тем самым он хочет оградить себя от раздражителей, чтобы полностью сконцентрироваться на реально существующей или воображаемой проблеме. Тот же эффект достигается, когда кисть руки обрамляет лоб наподобие козырька.

Разумеется, в толковании любых жестов недопустима категоричность и поспешность. Отдельно взятый жест руки может и не иметь символической окраски: например, прикосновение к носу может просто означать, что у человека зачесался нос. Впрочем, такое объяснение человек даст в любом случае, если его самого попросить истолковать его жесты. То или иное положение рук скорее всего будет объяснено самой прозаической причиной либо просто тем, что человек привык так их держать, так ему удобно. Но не будем забывать, что наиболее удобными выступают для нас те позы и жесты, которые соответствуют нашему настроению. А склонность к определенному настроению и делает соответствующие жесты привычными.

Теперь вы знаете о том, как связаны жесты и характер человека.

Больше всего информации о внутреннем состоянии человека дают, конечно, позы и жесты. Если рукопожатие, настроившись на определенный лад и контролируя ситуацию, можно сымитировать, то очень трудно контролировать свое тело. Тело человека, его походка, жесты, мимика, пантомимика дают ценнейшую информацию о характере человека. Как разнятся липа людей, так же разнятся их тела, походка и движении.

Наше тело состоит, как известно, из более чем 200 костей и более чем 500 мышц. С самого рождения и примерно до 1- 1,5 года ребенок общается с внешней средой через телодвижения. Показывая своим телом довольство и отвращение, просьбу и отказ, дискомфорт и блаженство, прося или требуя покормить, попоить, убрать или заменить одежду или пеленки, требуя ласки, поощрения, внимания и всего того, чем он живет. В это время ребенок общается с окружающим миром с помощью плача и улыбок, движений рук, ног и всего тела.

В соответствии с тем, что каждое движение вызывает или, наоборот, не вызывает ответной реакции со стороны взрослых, движения, жесты, позы запоминаются и повторяются снова и снова. Общаясь с внешним миром, ребенок позже закрепляет свою походку. В дальнейшем, когда идет формирование жестов, мимики, черты характера также отражаются и на формировании мышц.

Каждая из 200 костей соединена мышцами, мышцы находятся в расслабленном или напряженном состоянии. Уровень напряжения или расслабления мышц и создает ту неповторимую мозаику движений, походки, мимики и пантомимики разных людей. Поэтому определенному характеру и присущи определенные позы, жесты, походка, мимика и пантомимика.

С 70-х годов в психоанализе развивается целое направление лечения людей снятием напряжения и зажимов в мышцах. Это направление исходит из того, что, изменяя свое тело, мы можем изменить свой характер. Это направление получило название «биоэнергетический анализ» и «биоэнергетическая терапия». Биоэнергетик анализирует психологическую проблему пациента через строение его тела и движения, через снятие физиологического напряжения в сжатых или сведенных мышцах.

В процессе воспитания ребенка взрослые требуют от него соблюдения принятых норм поведения начиная от культурных и заканчивая социальными, которые определяются в детских яслях и садах, школах и лицеях. Ребенок привыкает скрывать свои намерения, чувства, желания, соответственно - движения, мимику, жесты. Скрывая свои чувства и намерения, придерживаясь социально желательных норм поведения, человек как бы приобретает вторую натуру. Поэтому по внешним проявлениям не так-то просто с первого взгляда понять характер человека. Один-два признака, будь то жест, движение или элементы какой-то позы, не могут дать объективной информации о характере человека.

Здесь нужен целый комплекс проявлений, связанных друг с другом, которые позволяют истинно судить о характере человека. Например, по улыбке трудно судить о том, что происходит в душе человека, улыбка может быть настоящей или «сквозь слезы». Когда «искусственная улыбка» у простого человека, у которого на душе кошки скребут, то эту «искусственность» можно распознать по позе, жестам, интонации голоса, но когда улыбается актер, актриса или профессиональный работник сферы обслуживания, то, чтобы понять эту улыбку, нужны профессиональные знания в этой области.

Двойственность натуры мешает понять характер человека не только окружающим, но и ему самому. Именно проявления «двойственной натуры», которая в той или иной степени существует у каждого из нас, определяют трудности познания характера. Например, добрый, безотказный человек иногда хочет казаться жестким, недоступным и неприступным и соответственно ведет себя.

Часто многие компенсаторные механизмы работают таким же образом. Многие «качки», культуристы, «строители тел» компенсируют свою внутреннюю слабость, боязнь, беззащитность внешней оболочкой неприступности, силы и мужества, как бы подчеркивая: «Смотрите, какой я сильный, вы не можете меня обидеть». Только опытный профессионал или пытливый любознательный исследователь, спрашивая себя, почему человек так себя ведет, чем вызвано его поведение, может разглядеть за внешне несокрушимой, сильной оболочкой нежную, ранимую душу.

Для понимания характера человека большое значение имеет многозначность жестов, пантомимика, мимика. Одни и те же проявления мимики, пантомимики могут иметь совершенно различные причины. И, наоборот, разные явления могут вызвать одинаковую реакцию и одинаковые движения. Поэтому взаимосвязь внешних проявлений характера носит сложный характер. Конечно, есть прямые указатели в позе, походке, мимике и движениях на свойства личности, но лучше, если одно проявление подтверждается еще несколькими. Если вы не знаете человека, важно понять, в каком состоянии он находится - обычное ли это его состояние или временное, он чем-то взволнован или переживает глубокий стресс. Сила явления, под действием которого находится человек, также имеет значение.

Почему же все-таки, несмотря на неоднозначность проявлений, мы можем судить о состоянии человека по внешним признакам? Потому что все подчинено законам. Любое наше внутреннее переживание, движение души, любая динамика чувств вызывают ответную реакцию в теле, мимике, походке,позе, движениях. Для тела ничего не проходит бесследно, внутреннее напряжение вызывает внешнюю реакцию - именно ту, которая свойственна данному душевному переживанию.

Многие внешние проявления внутренней жизни фиксируются и считываются нами постоянно в процессе жизнедеятельности. Но этот процесс протекает неосознанно, вся информация обрабатывается на бессознательном, невербальном уровне. Без осознания, понимания, обучения навыкам чтения языка тела эту информацию вербализовать трудно, потому что наш мозг обрабатывает ее на уровне «приятно - неприятно», «подходит - не подходит», «вызывает доверие - не вызывает».

Это такие ситуации, когда мы говорим: «Что-то не нравится мне в этом человеке», «Какой- то он скользкий или неприятный» и т. д. То есть мы не можем дать себе отчет, чем вызвана наша реакция, но внутренне информация уже обработана, наше бессознательное нам подсказывает по элементам невербального поведения, что этот человек нам неприятен. Или, наоборот, человек нам еще ничего не сказал, но уже вызывает симпатию.

Для понимания языка тела важную роль играют неосознанные, непроизвольные движения руки, тела человека, оговорки, которые дают неопровержимые доказательства внутренней жизни, состояния истинности или ложности высказывания, действия или намерения. Их можно сравнить с еле заметными штрихами в портрете, но именно они делают портрет схожим с оригиналом, подобно приправам, которые придают пикантный вкус еде.

Как же нужно рассматривать личность, чтобы понять ее характер? Во-первых, необходимо выделить ряд критериев для анализа и понимания языка тела. Первый критерий - это цельность натуры. Если какие-то части тела выделяются из общего фона, значит, с этим местом связаны какие-то проблемы.

Например, если мы видим асимметричное лицо, то есть один уголок рта выше другого, или при разговоре рот кривится в одну сторону, то можно заметить, что у этого человека рациональное и эмоциональное не в ладах друг с другом. Механизм, или физиологическая связь, заключается здесь в следующем: как известно, одна сторона полушария у нас отвечает за логическое мышление, а другая - за эмоции.

Когда человеку часто приходится идти на сделку с совестью во имя чего-то, например места на работе, получения каких- либо благ и т. д., внутренняя совесть постоянно мучит его, а ум его уговаривает, что это необходимо. Такая внутренняя борьба отражается на лице.

Если мы видим неестественную походку, когда в одну жесткую структуру связаны ноги, таз и поясница, то можно сказать, что у такого человека проблемы в сексуальной сфере. Дело в том, что накопленная в нижней части тела энергия, не находя выхода, создает сильное напряжение, что ведет к напряжению мышц ягодиц и, соответственно, создает неестественную походку.

Второй критерий - уместность и неуместность движений, поз в той или иной ситуации, напряженность или расслабленность. Например, идет важное совещание, все участники предельно напряжены и внимательны, а один из них, зевнув, откидывается назад. Ясно, что в данной ситуации такое поведение явно неуместно. Если это один из руководителей, значит, своим поведением он дает понять, что разговор надо заканчивать; если он имеет равный вес с другой стороной, то своим поведением показывает, что беседа его больше не интересует, что ему все уже понятно.

Следующий критерий - темп движений, который можно охарактеризовать как быстрый, медленный, спокойный, взрывной, ритмичный или, наоборот, аритмичный, рваный, переменный, скачкообразный и т. д.

Движения могут быть широкими, плавными, угловатыми, с малой амплитудой, закругленными, характеризующими направленность - вперед-назад, вверх-вниз, в сторону, а также расширение, сужение и т. д.

Каждое движение тела желательно как можно точнее описать, чтобы понять что оно означает. Чем полнее будут описаны проявления тела, тем более полным и правильным будет понимание характера внутреннего мира человека.

Другим важнейшим критерием в понимании языка тела является понятие напряженности. Здесь нужно различать состояние напряженности и мышечную напряженность. Состояние напряженности бывает сознательным и бессознательным. Например, мы поливаем цветы, а лейка довольно тяжелая, и мы чувствуем, какое напряжение вызывает у нас эта работа, начиная с мышц рук и заканчивая позвоночником и мышцами ног.

Другой пример: человек идет по улице, и вдруг раздается сильный удар или взрыв. Тогда все тело мгновенно, бессознательно напрягается. Когда человек пишет что-то серьезное, основательное, состояние напряжения отражается на его лице. Все, наверное, видели, как пишет первоклассник: его руки напряжены, тело - тоже, по мышцам лица видны усилия, которые он прикладывает. Он пишет не только рукой и головой, а «всем телом».

Противоположность напряжению - расслабленность. Во время состояния покоя, расслабленности человек более глубоко воспринимает музыку, произведение изобразительного искусства, природу. Только расслабляясь, он может отдыхать душой. Чем больше он расслаблен, тем больше он открыт для восприятия окружающих.

И, наоборот, чем больше он напряжен, тем больше закрыт. Чем сильнее напряжение, тем меньше по времени оно может длиться. Напряжение соревнований, например, чрезвычайно быстро изматывает даже великих спортсменов. Человек долго не может держать высокое напряжение. На примерах из мира спорта видно, что некоторые спортсмены не способны даже на определенное время сдержать высокое напряжение, поэтому «сгорают» до соревнований.

Мы рассматриваем понятие напряженности для понимания черт характера и состояния личности, то есть знакомим читателя с учением, в котором напряженность энергетическая и мышечная поставлены во главу угла. Это психоанализ В. Райха и А. Лоуэна.

Главную цель эти ученые видят в снятии напряжения в мышцах. Снимая напряжение в мышцах, они «лечат» характер человека, меняют его черты, снимают невроз, тем самым восстанавливая согласие человека с самим собой, потерянное ранее по тем или иным причинам. Для лучшего понимания этого приведем отрывок из книги А. Лоуэна «Язык тела».

«Пациенткой моей была молодая, очень привлекательная женщина. На первом же сеансе меня поразила посадка ее головы и сильная челюсть. Эта челюсть придавала лицу мрачноватое выражение. При такой челюсти, конечно, от решительного выражения до мрачного всего один шаг, но я был уверен в своем впечатлении.

Пациентка страдала от безрадостного существования и в личной жизни, и в семейном окружении. Она сразу поняла мое замечание относительно мрачности ее характера. Со слегка склоненной на бок головой и приподнятыми плечами тело ее приобретало выражение безропотной покорности, а лицо - мученической мрачности.

Прорабатывая положение тела, я на каждом сеансе тратил уйму времени, стараясь смягчить челюсть и снять напряжение в затылке. Но всякий раз, когда я приступал к этим областям, она начинала тихо плакать, хотя затем быстро и с готовностью успокаивалась и оживля¬лась. Я упорно продолжал эту работу и несколько месяцев спустя был приятно удивлен, не обнаружив на ее лице и следа мрачности. Структура характера начала слегка поддаваться, но эта черта была единственной исчезнувшей, по крайней мере, в тот момент».

Чтобы у читателя не сложилось впечатления, что это была легкая работа, В. Райх сравнивает процедуру биоэнергетического анализа и исправление неврозов с мельничны¬ми жерновами, которые пропускают через себя психоаналитика.

А. Лоуэн сравнивает саму процедуру психоанализа и биоэнергетического анализа с прохождением через ад, о чем пишет так: «Каждый из нас должен лицом к лицу встретить собственный ад и пройти его до конца, чтобы найти путь в рай и домой». А саму процедуру сравнивает с описанием Данте в «Божественной комедии», где Вирги- лию отводится роль психоаналитика, так как он уже ранее сталкивался с проблемами своего характера и успешно преодолел их, а Данте - роль пациента. Человеческие страдания изображены в виде Ада, они вызваны невротическими побуждениями, а в чистилище человек освобождается от всего невротического, чтобы затем получить радость и наслаждение жизнью в раю.

По другим, казалось бы, незаметным признакам можно определить такие характерные черты:

Недостаток дисциплинированности, беззаботность проявляются в расхлябанной походке, свободной, непринужденной сидячей позе;

Внутренняя неуверенность, смущение, боязливость выражаются в закрытой походке (когда руки и ноги сведены или, возможно, только руки или ноги), семенящая походка, посадка на краю стула (с готовностью вскочить), одна или обе руки в карманах, движения руками, закрывающие часть лица, покраснение, прерывистый голос, поиск предметов руками (чтобы можно было что-то вертеть, крутить, держать);

О внутренней неуверенности свидетельствуют также закрытые позы, отворачивание лица, поворот туловища, ног и рук от собеседника, замедление темпа движения, потеря интереса к разгово¬ру, демонстративно ленивая поза, ритмичное постукивание пальцами по столу, смена позы в сторону отстраненной, замедление жестикуляции и речи.

О внутреннем беспокойстве, нервозности, нервном напряжении свидетельствуют ритмичные движения пальцев рук, часто с очень малой амплитудой, нарушение движения повторяющегося характера, ерзание на стуле, непрерывное постукивание пальцами, вращение в руках разных предметов - часов, сигаретной пачки, очков и так далее.

Подчеркнуто широкая и медленная походка отражает желание выставить себя на показ, обратить на себя внимание. Театральные телодвижения, «гордая» поход¬ка говорят о завышенной самооценке, самовлюбленности.

Если рассматривать формы движения, то можно отметить, что прямолинейность, сдержанность движений характеризуют холодность, расчетливость, авторитарность натуры. Неупорядоченные, резкие движения говорят о возбужденности, раздражимости, нервозности; твердые, деревянные, марионеточные - о закрытой, раздвоенной, заторможенной личности.

Закругленность движений характеризует богатство эмоций, беззаботное отношение к миру.


Все особенности и свойства человеческой души находят выражение в теле: чертах лица, позе, мимике и жестах. Научиться определять их можно только комплексно: понимая психику и наблюдая за внешними ее проявлениями. Как это сделать?

И все-таки он врет! Пытается скрыть волнение, но жесты и мимика всегда выдадут человека. Вон как глаза бегают, пальцы по столу тарабанят. Хотя нет, в следующий момент прямо мне в глаза смотрит. И взгляд искренний такой, открытый, прямо в душу проникает… Верить ему или нет? Может, я вообще неправильно понимаю значение мимики его лица…

Как перестать нервничать при общении с людьми? Научиться бы читать человека как открытую книгу! Чтобы ни тени сомнений не оставалось в том, каковы его истинные намерения, мысли и чувства. Говорят, есть способ точно судить о характере и поведении человека – по его жестам и мимике. Это как читать людей по внешним признакам. У меня пока плохо получается. Может, есть способ стать профессионалом в этом деле?

Как понять человека по мимике и жестам: дорога проб и ошибок

В попытках понять, как читать человека по жестам и мимике, люди создали целую науку – физиогномику. Как было бы удобно проникать в тайники человеческой души через всем заметные и понятные мимику и жесты! И как легко было бы понимать психологию людей. По внешним признакам мы хотим:

    распознать ложную информацию через понимание жестов людей и их значения,

    получить расшифровку черт лица человека,

    научиться по мимике и жестам определять состояние собеседника, определить скрытые эмоции человека в разговоре.

К сожалению, наши попытки определить с помощью жестов и мимики психологию человека и глубинные мотивы его поступков часто терпят крах.

Обладатель высокого лба на поверку оказывается не великим гением, а заносчивым пустозвоном. Тот, кто щурился, глядя на вас с явным недоверием, на самом деле просто забыл дома очки. Коллега, который нервно отстукивает ногой и теребит галстук, не пытается вас «подсидеть», а просто куда-то опаздывает. Вот и читай после этого книги по психологии людей…

Так имеют ли какое-то значение жесты и мимика в психологии? Может, мы просто неверно что-то определяем в языке тела и жестов? Недостаточно тренировались?

Жесты и мимика в психологии человека – вторичные признаки психических свойств

Мимика и жесты действительно имеют значение, они и правда отражают внутреннее состояние человека. Но их расшифровка – вторичный инструмент. Эффективно применять анализ мимики и жестов можно только на базе точного знания об устройстве человеческой психики. Иначе вы постоянно будете теряться в догадках, почему человек сейчас зачесал нос, к примеру? Врет или сомневается, смущается или вспоминает? А может, и правда чешется, и тайный язык жестов и мимики тут вообще ни при чем?

Тренинг Системно-векторная психология Юрия Бурлана предлагает другой подход к тому, как понять психологию людей. Она объясняет, что тело и душа человека действительно неразрывно связаны. Все особенности и свойства человеческой души находят выражение в теле: чертах лица, позе, мимике и жестах. Научиться определять их можно только комплексно: понимая психику и наблюдая за внешними ее проявлениями. Разбираясь в психологии человека – поведение, мимику и жесты наблюдают как уточняющие детали. Как это сделать?

Читаем жесты и мимику человека системно

Рассмотрим на простых примерах. Перед нами человек с кожным вектором. Что можно сказать о психологии этого человека и как по поведению и жестам это выражается?

От природы ему заданы такие свойства:

    подвижность и целеустремленность,

    соревновательность и высокая амбициозность,

    устремление к имущественному и социальному превосходству – это природный добытчик.

Его психика гибкая и адаптивная, способна быстро перестраиваться под изменения среды.

Тело человека, его жесты и мимика полностью соответствуют психологии. Тело кожника стройное, подвижное, гибкое. И мужчины, и женщины с кожным вектором буквально «лавируют» в толпе, ни с кем не сталкиваясь. Если кожный человек достаточно реализован в своих свойствах (военный, спортсмен, руководитель среднего звена) – он организован и подтянут, ловок и точен – ни одного лишнего движения. Жесты такого человека и их значение действительно могут сказать о нем много.

Однако человек с такими же свойствами в состоянии стресса или при недостатке социальной реализации выглядит совсем иначе.


По его языку тела и жестам видно, что он буквально «мельтешит»:

    крутится, постукивает пальцами рук по столу,

    качает или стучит ногой,

    попеременно хватается то за одно дело, то за другое, не в силах довести ничего до конца,

    в состоянии раздражения его характерный жест – грозить пальцем.

Можем ли мы по таким жестам и мимике характеризовать психологию этого человека? Определить, способен ли он на деструктивные действия в наш адрес?

Выясняется, что одних внешних признаков недостаточно. Мимика лица имеет значение, но нужна точная системная диагностика, понимание психики изнутри, чтобы точно понять – кто перед нами?

    Вариант 1. Это развитый кожник. Руководитель серьезной фирмы или кадровый военный, инженер или технолог, профессиональный спортсмен. В ситуации сильного стресса он может демонстрировать описанные выше жесты и мимику. Поводом может стать серьезный крах его амбиций (не получил продвижение в карьере, «провалил» соревнование). Однако кожник с таким уровнем развития не станет лгать на каждом шагу или обворовывать вас.

    Вариант 2. Поведение человека, его жесты и мимика внешне выглядят так же. Однако глубокое системное распознание изнутри позволяет увидеть, что перед вами кожник недостаточно развитый. В силу детских психотравм и/или неблагоприятных обстоятельств он не научился реализовывать свои природные свойства в социуме. Тогда вместо «добытчика» он остается неразвитым, просто вором, склонным к покраже в той или иной степени. И лгать такой человек может «не моргнув глазом» – если ему это выгодно.

Поэтому без знания психологии человека только по поведению и жестам – у людей получаются ошибочные суждения.

Жесты и мимика человека с анальным вектором

Совсем другие жесты и мимика прослеживаются в психологии носителей анального вектора. Это от природы люди малоподвижные, усидчивые, скрупулезные. Обладают тщательностью и вниманием к деталям, феноменальной памятью. В потенциале это лучшие учителя, они устремлены передавать опыт и знания. Перфекционисты, люди качества, желающие исправить малейшую ошибку или неточность.

Природа дает им тело, мимику и жесты, идеально соответствующие устремлениям психики. Это коренастые, полноватые люди, предпочитают сидячий образ жизни.

Развитый и реализованный человек с анальным вектором:

    Тщательность в работе и желание исправить ошибку делают его профессионалом.

    Обладает открытым, честным лицом. Его язык мимики и жестов читать не трудно. Это люди, неспособные лгать от природы.

    Прекрасный отец и муж (главная ценность обладателя анального вектора – это семья и дети).

    Благодарный человек, с уважением относится к людям в целом.

Однако, когда носитель анального вектора испытывает сильный стресс или недостаток развития и реализации, мы наблюдаем совсем другую картину:

    способность учить становится стремлением поучать всех и вся,

    тщательность в деталях выражается в том, что человек подмечает и подчеркивает ошибки и несовершенства других, критиканствует,

    честность выражается в том, что он «рубит правду-матку» в лицо, не задумываясь о причинении боли окружающим,

    вместо благодарности человек зациклен на обидах и том, что ему «недодали» чего-либо,

    в языке жестов и мимики такого человека читаются упрек и укоризна: тяжелый взгляд исподлобья, характерный жест – угроза кулаком.

Можно ли узнать по жестам и мимике намерения такого человека? Предсказать его поведение, понять, насколько он опасен для вас? Одни только внешние признаки (мимика и жесты) ничего не дадут. А вот при глубинном, системном распознании человека вы будете точно знать, кто перед вами:

    Вариант 1. Это развитый обладатель анального вектора. Профессионал своего дела, педагог, аналитик или критик, ученый. Его стресс временный и может быть вызван социальными или сексуальными фрустрациями.

    Вариант 2. Перед вами человек, который не получил достаточного развития своих свойств. Тогда он может быть пожизненным критиканом и «гряземазом». Более того: именно анальные мужчины имеют склонность к насильственным преступлениям. Понимание законов психики позволяет распознавать таких людей не по жестам, а по всем их проявлениям с первого взгляда. Ведь психология человека первична, а жесты, мимика и даже поведение – только следствие.

В каждом из векторов человеческой психики (всего их восемь) есть целая палитра состояний, степени развитости и реализации. А внешние проявления этих состояний, кроме мимики и жестов, дают голос, лицо человека, его слова и, конечно, его действия. Чтобы определять все это, не нужно ходить с многотомниками книг по психологии человека и читать их на ходу. Есть способ намного проще.

Мимика и жесты – вторичны

Жесты и мимика в поведении человека – вторичны. Они лишь «внешний фасад» тайников нашей души. Сегодня есть способ любые состояния людей. Для тех, кто освоил это, – нет тайны в том, как читать другого человека и понимать о нем все:

Если вы хотите не только понимать эмоции, язык жестов и мимики человека, но и читать его психику, как открытую книгу, начать можно с Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Нравитесь вы конкретному мужчине или нет, несложно понять по его жестам. Знание некоторых секретов общения поможет вам точно определить настрой собеседника. Стоит лишь понаблюдать за его движениями, осанкой и направлением взгляда.

Нередко при знакомстве с мужчиной женщины сталкиваются с такой проблемой: по его поведению очень сложно определить, испытывает ли он симпатию к собеседнице, или же оказывает знаки внимания лишь из вежливости. Бывают случаи, когда мужчина ведет себя довольно двусмысленно, и даже странно – тогда определить его настрой становится еще сложнее. Но есть хорошая новость: сделать это все-таки возможно, если знать несколько секретов психологии общения.

Дело в том, что далеко не каждый мужчина чувствует себя уверенно в присутствии девушки, особенно если она ему нравится. Некоторые в силу своего природного темперамента ведут себя скромно, другие не могут проявить свои истинные чувства из-за скрытых комплексов или страха неудачи. Если женщина сможет определить природу сомнений объекта своей симпатии и тактично поможет ему раскрыться, то ее ожидает щедрая награда: благодарность и повышенная степень доверия со стороны избранника.

Решающая роль мимики и пантомимики

Психологами доказано, что впечатление, которое производит человек на своего собеседника, на 55% процентов зависит от внешности и движений тела говорящего, а на речь и содержание беседы обращают внимание в значительно меньшей степени. При этом процесс «отправления» и «считывания» информации собеседниками проходит в основном на подсознательном уровне – потому нередко появляется необъяснимое чувство симпатии или антипатии к определенному человеку, которое трудно объяснить с логической точки зрения. Для того чтобы сознательно отправлять нужные сигналы, и верно расшифровывать исходящие от собеседника, нужно усвоить несколько простых законов языка тела – мимики и пантомимики.

Простые движения мужчины могут о многом рассказать

Мимика и пантомимика – представляют собой комплекс движений, которые отражают внутреннее состояние человека и его отношение к внешнему миру. Мимикой называют работу лицевых мышц (улыбка, движения глаз), пантомимика – изменение положения тела (жесты, позы, походка, осанка). Актеры годами изучают эту науку для того, чтобы у зрителя не осталось и доли сомнения в реалистичности изображаемого ими образа. А если применять знания об этом языке тела в повседневной жизни, то успех в общении гарантирован.

Жесты мужчины, как отражение его намерений

Как правило, именно жестикуляция человека несет наибольшее количество информации о настрое человека, его эмоциональном состоянии. Контролировать свои движения и жесты – задача непростая, требующая специальной подготовки. Но даже если собеседник совершает очень мало движений, то его поза, осанка, поворот головы могут говорить о многом. Рассмотрим самые очевидные жесты мужчины, говорящие о том, что он испытывает явную симпатию к своей собеседнице.

    Его тело развернуто в сторону предмета симпатии. Как правило, мужчина поворачивается всем корпусом к женщине, которая ему нравится – это признак его открытости. Также он может выставить вперед одну ногу – это может говорить о том, что он делает шаг в ее сторону.

    Следит за осанкой. Если мужчина расправляет плечи, выставляя грудь вперед, вытягивается, словно хочет казаться выше, играет мышцами, поднимает подбородок – это говорит о его стремлении произвести впечатление на женщину.

    Что-то вертит в руках. Если мужчина во время разговора не знает, куда деть свои руки – крутит кольцо на пальце, теребит край одежды, запонку или пуговицу на пиджаке, можно смело сделать вывод, что он волнуется. А причиной его волнения, скорее всего, послужила очаровательная собеседница.

    Он поправляет одежду и прическу. Одергивает пиджак, поправляет галстук, расправляет воротник рубашки или просто разглаживает руками свою одежду или стряхивает с нее пылинки – эти жесты говорят о том, что мужчина стремится понравиться женщине, поэтому начинает «чистить перышки», чтобы предстать перед ней в наиболее презентабельном виде.

Он может приводить себя в порядок лично для вас

    Весьма красноречивый жест, когда мужчина держит руки на бедрах или в карманах, выставляя наружу большие пальцы. Тем самым он подсознательно привлекает внимание собеседницы к области своих гениталий. Еще более откровенный жест – когда большой палец руки заложен за ремень или пояс брюк. Но если он в вашем присутствии засунул руки в карманы полностью, а плечи сжал или ссутулился, это говорит о его эмоциональной «зажатости».

    Широко расставленные ноги. Если мужчина сидит напротив женщины, довольно широко расставив ноги, это может говорить или о том, что он чувствует себя свободно, расслабленно, либо он подсознательно привлекает ее внимание к интимным частям своего тела.

    Он несколько раз прошел мимо. Если мужчина «вертится» вокруг определенной женщины, периодически проходя мимо нее без видимой на то причины – это один из самых очевидных признаков того, что она его заинтересовала. Мужчина может и не смотреть на объект симпатии, когда находится рядом – тем самым он демонстрирует себя, старается вызвать интерес к собственной персоне и не выдать при этом своих чувств. Здесь важно быть особо внимательной, ведь мужчина может несколько раз пройти мимо вас и не по своей воле, а, например, выполняя какое-либо поручение. Для того чтобы наиболее точно определить его намерения, лучше подстраховаться и внимательно понаблюдать за ним: проявляет ли он еще какие-либо знаки внимания к вам.

    Копирование жестов собеседника. Если мужчина неосознанно повторяет жесты женщины, с которой в данный момент беседует (также забрасывает ногу на ногу, наклоняет голову в ту же сторону, двигается в том же ритме), – это говорит о том, что он настроен на волну своей собеседницы, и она ему глубоко симпатична.

    Когда мужчина использует при общении «закрытые» позы – скрещенные на груди руки, перекрещенные ноги в положении сидя или стоя (если, конечно, он не копирует позы собеседника), это признак того, что он чувствует себя скованно, и пока не может открыться для близкого общения. Попробуйте его заинтересовать, затронув интересные для него темы.

Считываем мимические движения

Если ваш собеседник стоит как истукан, практически не используя жестикуляцию, – обратите внимание на его лицо, улавливая даже самые незначительные изменения и движения.

    Румянец. Если вы заметили, что щеки мужчины покрылись румянцем, то, скорее всего, вы имеете дело с очень застенчивым человеком. Чтобы определить причину его волнения, необходимо более внимательно понаблюдать за ним.

    Улыбка. Открытую, доброжелательную улыбку чаще всего несложно отличить от «натянутой», неискренней, напоминающей оскал животного. Приглядитесь: насколько напряжены или расслаблены мышцы его лица, когда он улыбается.

    Поднятые брови. Поднимающиеся брови, как правило, говорят о том, что человек проявляет интерес к собеседнику. Но это в том случае, если разговор непринужденный, ведь серьезная тема беседы может вызвать на лице собеседника сосредоточенное или даже напряженное выражение.

Глаза – зеркало души

В том случае, если мужчина контролирует не только свою жестикуляцию, но и не позволяет себе лишних мимических движений, и в какой-то момент вам даже показалось, что его парализовало, будет полезно понаблюдать за движениями его глаз. Если его взгляд блуждает где-то, и редко возвращается к вам, постарайтесь его чем-то заинтересовать и после того, как зацепите его внимание, проследите за тем, как он на вас смотрит.

Не забывайте следить за его взглядом

Когда мужчина искренне заинтересован в женщине, то он задерживает свой взгляд на ней дольше обычного. Но, это не должен быть критикующий взгляд, скорее он должен говорить: «В тебе все прекрасно!». Часто глаза мужчины, испытывающие симпатию к женщине, надолго задерживаются в области ее декольте – не стоит думать, что в этот момент мужчина думает «только об одном», зачастую он смотрит туда неосознанно.

Продолжительный взгляд глаза в глаза также говорит о том, что мужчина испытывает неподдельный интерес к женщине и открыт для общения с ней. При этом зрачки его глаз будут расширены. Если же взгляд пристальный, но «холодный», немного безразличный, а зрачки остаются узкими – это говорит о том, что мужчина оценивает женщину, но еще не определил для себя, интересна она ему или нет.

Слушаем речь мужчины

Разумеется, необходимо не только наблюдать за жестами и мимикой собеседника, но и слушать то, о чем он говорит, в противном случае можно попасть в весьма неудобное для вас положение. Следует внимательно следить за содержанием его речи, смыслом его шуток, изменении настроения во время беседы.

Если в разговоре мужчина берет инициативу в свои руки, направляя разговор, задавая много вопросов, это говорит о том, что собеседница ему очень интересна. С другой стороны, если разговор исключительно деловой или на профессиональные темы, это может означать, что мужчина еще не разглядел в партнере по общению привлекательную женщину.

Желание мужчины говорить только о себе и своих увлечения, может быть признаком того, что он женщина его интересует не слишком сильно. Искренний, открытый смех в обществе женщины указывает на то, что мужчина не стесняется выражать свои эмоции в ее присутствии, а это уже говорит о доверии.

Чтобы не стать жертвой своего богатого воображения и не тешить себя напрасными иллюзиями насчет объекта симпатии, необходимо набраться терпения и тщательно проанализировать все факты. Помните: каждую особенность поведения следует трактовать в совокупности с другими, не менее важными. Понаблюдайте за ним в различных ситуациях, придумайте несколько поводов для общения и тем для разговора, если он сам не подходит к вам. И когда у вас появится твердая уверенность в том, что нравитесь ему, но он, по каким-либо причинам, не может этого сказать прямо, смело берите инициативу в свои руки, отбросив в сторону все сомнения.