Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Петроград перед самой войной.

ПРОФИЛЬ - 11 класс

1 - вариант

1. . - 1 б.

1) разгон Учредительного собрания

2) отречение Николая II престола

3) разгром армии А. Колчака

2 . . - 2 б.

СОБЫТИЕ

ГОДЫ

А) поход на Моск-ву Доб-ро-воль-че-ской армии А. И. Деникина

Б) объявление А. Колчака верховным правителем России

В) присоединение Дальневосточной республики к РСФСР

Г) Советско - польская война

1) 1917 год

2) 1918 год

3) 1919 год

4) 1920 год

5) 1921 год

6) 1922 год

3.

1) Совнарком; 2) ра-бо-чий контроль; 3) коллективизация; 4) во-ен-ный коммунизм

5) индустриализация; 6) продразверстка.

- 2 б.

4. - 1 б.
Мирный договор, подписанный в 1918 г., между Россией, с одной стороны, и Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией — с другой, по которому Россия понесла значительные территориальные потери, вошёл в историю под названием ____ мир.

5. Установите соответствие между фамилиями политических деятелей и их деятельностью: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. - 2 б.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

А) А. В. Луначарский

Б) А. В. Колчак

В) В. И. Ленин

Г) А. М. Каледин

1) лидер антибольшевистского движения на Дону

2) председатель СНК

3) нарком просвещения

4) лидер «левых коммунистов»

5) «верховный правитель России»

6 . Какие три из перечисленных явлений относятся к «военному коммунизму»? В качестве ответа запишите цифры. - - 2 б.

1) аренда мелких и средних предприятий

2) продразвёрстка

3) всеобщая трудовая повинность

4) концессии иностранным предпринимателям

5) бесплатные коммунальные услуги

6) широкое кооперативное движение

7. Какие три из пе-ре-чис-лен-ных положений от-но-сят-ся к пер-вым декретам, при-ня-тым советским пра-ви-тель-ством в ок-тяб-ре 1917−феврале 1918 гг.? В качестве ответа запишите цифры. - - 2 б.

1) об от-де-ле-нии церкви от государства

2) о кол-лек-ти-ви-за-ции сельского хозяйства

3) о все-об-щей воинской повинности

4) о на-ци-о-на-ли-за-ции банков

5) об от-ме-не частной соб-ствен-но-сти на землю

6) о вве-де-нии продовольственного налога

8 . Какие три мероприятия советской власти были осуществлены в октябре 1917 г. — июле 1918 г.?. В качестве ответа запишите цифры. - - 2 б.

1) национализация железнодорожного транспорта

2) разработка первого пятилетнего плана развития народного хозяйства

3) принятие Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа

4) массовая коллективизация сельского хозяйства

5) принятие Декрета о земле

6) замена продразвёрстки продналогом

9 . Прочтите от-ры-вок из до-ку-мен-та и на-зо-ви-те автора.- 1 б.

«Тяжкое бремя воз-ло-же-но на меня волею брата моего, пе-ре-дав-ше-го мне им-пе-ра-тор-ский все-рос-сий-ский пре-стол в го-ди-ну бес-при-мер-ной войны и вол-не-ний на-род-ных <...>

Посему, при-зы-вая бла-го-сло-ве-ние Божие, прошу всех граж-дан дер-жа-вы Рос-сий-ской под-чи-нить-ся Вре-мен-но-му правительству, по по-чи-ну Го-су-дар-ствен-ной думы воз-ник-ше-му и об-ле-чен-но-му всею пол-но-тою власти, впредь до того, как со-зван-ное в воз-мож-но крат-чай-ший срок на ос-но-ве всеобщего, прямого, рав-но-го и тай-но-го го-ло-со-ва-ния Учре-ди-тель-ное со-бра-ние своим ре-ше-ни-ем об об-ра-зе прав-ле-ния вы-ра-зит волю народа».

10 . Прочтите отрывок из телеграммы военачальника.

«Все отлично сознавали, что при создавшейся обстановке и при фактическом руководстве и направлении внутренней политики безответственными общественными организациями, а также громадного разлагающего влияния этих организаций на массу армии, последнюю воссоздать не удастся, а, наоборот, армия как таковая должна развалиться через два-три месяца. И тогда Россия должна будет заключить позорный сепаратный мир, последствия которого были бы для России ужасны. Правительство принимало полумеры, которые, ничего не поправляя, лишь затягивали агонию и, спасая революцию, не спасало Россию. Между тем завоевания революции можно было спасти лишь путём спасения России, а для этого, прежде всего, необходимо создать действительную сильную власть и оздоровить тыл. Генерал Корнилов предъявил ряд требований, проведение коих в жизнь затягивалось. При таких условиях генерал Корнилов, не преследуя никаких личных честолюбивых замыслов и опираясь на ясно выраженное сознание всей здоровой части общества и армии, требовавшее скорейшего создания крепкой власти для спасения Родины, а с ней и завоеваний революции, считал необходимыми более решительные меры, кои обеспечили бы водворение порядка в стране…»

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения .- 2 б.

1) описанные в телеграмме события произошли в 1916 г.

2) правительство, о котором идёт речь в телеграмме, называлось СНК

5) большевики поддерживали действия генерала Корнилова

6) «решительные меры» генерала Корнилова, которые указаны в телеграмме, не были осуществлены.

11. Напишите фамилию генерала, который руководил боевыми действиями на юге против Советской России. - 1 б.

12. Напишите название периода отечественной истории, события которого изображены на карте- 1 б.

13 . Цифрой «1» на карте обозначено место проведения решающей военной операции Красной армии на юге. Напишите его название .- 1 б .

14. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на карте, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.- 2 б.

1) На карте изображены события завершающего этапа войны.

2) Красной армии оказывали помощь союзники по Первой мировой войне.

3) К периоду войны, обозначенному на карте, относится переход через залив Сиваш.

4) На западе Красная армия воюет против войск генерала Н. Юденича.

5) Война завершилась подписанием Брестского мира.

6) Войсками Красной армии на юге командовал М. В. Фрунзе.

Из воспоминаний М. В. Родзянко:

«Петроград перед самой войной был объят революционными эксцессами. <...>

Однако за несколько дней до объявления войны, когда международное политическое положение стало угрожающим, когда маленькой братской нам Сербии могущественной соседкой Австрией был предъявлен известный всем и неприемлемый для неё ультиматум, как волшебством сметено было революционное волнение в столице. <...> Вернувшись в Петроград перед самым объявлением войны, я был поражён переменой настроения жителей столицы.

Вместе с этим, в самом начале войны правительство стало на совершенно ложную точку зрения. В целях укрепления монархического начала и престижа царской власти, правительство полагало, что войну должно и может выиграть одно оно — царское правительство, без немедленной организации народных сил в целях объединения всех в великом деле войны.

Я смело утверждаю, что в течение трёхлетней войны это убеждение правительства не изменилось ни на йоту.

Путём здоровой пропаганды не внедрялись в массы народа здоровые понятия о том, что несёт за собою настоящая война, какие последствия могут быть от поражения России и насколько необходимо дружное содействие всех граждан, не жалея ни сил, ни средств, ни жизни, ни крови для достижения победы. Ошибочная точка зрения неправильно понятых своих государственных задач, постоянное опасение, как бы путём организации народа не создать почву для революционных очагов, и было роковой и коренной ошибкой всей внутренней политики нашего правительства...»

15. Определите название и годы войны, о которой идёт речь в воспоминаниях. Кто был царём в этот период? - 2 б.

16 . На основе текста и знаний по истории укажите не менее трёх причин участия России в этой войне. - 2 б.

17. Какие ошибки, с точки зре-ния автора воспоминаний, были со-вер-ше-ны царским пра-ви-тель-ством в этой войне и в ходе под-го-тов-ки к ней? Какие ошиб-ки можете ука-зать дополнительно вы? (Укажите всего не менее трёх оши-бок царского правительства.) - 3 б.

18. В ис-то-ри-че-ской науке су-ще-ству-ют дискуссионные проблемы, по ко-то-рым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже при-ве-де-на одна из спор-ных точек зрения, су-ще-ству-ю-щих в ис-то-ри-че-ской науке. - 4 б.

«Победа "красных" объ-яс-ня-ет-ся не их силой, а сла-бо-стью и ошиб-ка-ми их противников».

Используя ис-то-ри-че-ские знания, при-ве-ди-те два аргумента, ко-то-ры-ми можно под-твер-дить данную точку зрения, и два аргумента, ко-то-ры-ми можно опро-верг-нуть её.

Ответ за-пи-ши-те в сле-ду-ю-щем виде. Ар-гу-мен-ты в подтверждение:

1)...

2)...

Аргументы в опровержение:

1)...

2)...

_____________________________________________________________________________________

Критерии оценки:

Контрольная работа по теме: «Великая российская революция и гражданская война».

ПРОФИЛЬ - 11 класс

2 - вариант

1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности . - 1 б.

1) восстание Чехословацкого корпуса

2) захват власти большевиками

3) принятие плана ГОЭЛРО

2 . Установите соответствие между событиями Гражданской войны и их датами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. . - 2 б.

СОБЫТИЕ

ГОДЫ

А) наступление войск Н.Н. Юденича на Петроград

Б) мятеж Че-хо-сло-вац-ко-го кор-пу-са

В) раз-гром войск П. Н. Вран-ге-ля в Крыму

Г) за-вер-ше-ние Граж-дан-ской войны на Даль-нем Востоке

1) 1917 год

2) 1918 год

3) 1919 год

4) 1920 год

5) 1921 год

6) 1922 год

3. Ниже при-ве-ден перечень терминов. Все они, за ис-клю-че-ни-ем двух, от-но-сят-ся к со-бы-ти-ям 1917-1921 гг. Най-ди-те и за-пи-ши-те термины, от-но-ся-щие-ся к дру-го-му историческому периоду.

1) Военный революционный комитет; 2) красный террор; 3) новая экономическая политика; 4) во-ен-ный коммунизм 5) комбеды; 6) продналог.

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду. - 2 б.

4. Запишите термин, о котором идёт речь. - 1 б.
Социально-экономическая политика большевиков в годы Гражданской войны называлась ________________ .

5. Установите со-от-вет-ствие между участ-ни-ка-ми Гражданской войны в Рос-сии и их деятельностью: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. - 2 б.

УЧАСТНИКИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

A) М. В. Фрунзе

Б) П. Н. Врангель

B) Л. Г. Корнилов

Г) Л. Д. Троцкий

1) воз-глав-лял Реввоенсовет РСФСР

2) ру-ко-во-дил армией белых в Крыму

3) воз-глав-лял белые вой-ска в Сибири, по-лу-чил титул Вер-хов-но-го правителя России

4) осу-ществ-лял операцию про-тив белых в Крыму

5) воз-глав-лял Добровольческую армию во время «Ледового похода» и штур-ма Екатеринодара

6 . Что из названного относится к первым мероприятиям Советской власти? Укажите три мероприятия. В качестве ответа запишите цифры. - - 2 б.

1) заключение коалиции с кадетами

2) «красногвардейская атака на капитал»

3) восстановление крестьянской общины

4) отмена сословных привилегий

5) принятие первого пятилетнего плана

6) отделение церкви от государства

7 . Какие три ор-га-на вла-сти были со-зда-ны в 1917 г.? За-пи-ши-те в таб-ли-цу цифры, под ко-то-ры-ми они указаны. В качестве ответа запишите цифры. - - 2 б.

1) Все-рос-сий-ский съезд Советов

2) Вер-хов-ная рас-по-ря-ди-тель-ная комиссия

3) Го-су-дар-ствен-ная Дума

4) Вер-хов-ный Совет

5) Все-рос-сий-ская Чрез-вы-чай-ная Ко-мис-сия (ВЧК)

6) Совет На-род-ных Ко-мис-са-ров (СНК)

8 . Какие три из перечисленных политических деятелей состояли в руководстве большевистской партии в октябре 1917 г.? В качестве ответа запишите цифры. - - 2 б.

1) П. Н. Милюков

2) Л. Б. Каменев

3) А. Ф. Керенский

4) В. И. Ленин

5) Л. Д. Троцкий

6) Г. Е. Львов

9. Прочтите от-ры-вок из вос-по-ми-на-ний и на-пи-ши-те про-пу-щен-ную в нём фамилию.- 1 б.

«В ночь на 18 но-яб-ря три члена Ди-рек-то-рии - Авксентьев, Зен-зи-нов и Аргунов... были груп-пой офицеров... не-ожи-дан-но арестованы... Тот-час же, по по-лу-че-нию све-де-ний о совершившемся, со-брал-ся Совет Ми-ни-стров и, ввиду со-здав-ше-го-ся остро-го положения., решил, взяв всю пол-но-ту власти, пе-ре-дать её затем в руки военного, ко-то-рый толь-ко один мог под-дер-жи-вать порядок. На-ме-чен-ных кан-ди-да-тов ока-за-лось двое: ге-не-рал Бол-ды-рев и вице-адмирал ____________. Пер-вый получил, однако, лишь один голос, по-че-му ____________ была вру-че-на вер-хов-ная власть...

Арестованных чинов Ди-рек-то-рии ____________ хотел тут же вы-пу-стить на свободу, взяв лишь обя-за-тель-ство с них о не-мед-лен-ном вы-ез-де за пре-де-лы Сибири, на что, однако, аре-сто-ван-ные не согласились. Через не-сколь-ко дней аре-сто-ван-ные под ино-стран-ной охра-ной были вы-ве-зе-ны в Китай.

Верховным пра-ви-те-лем ____________ был при-знан не сразу. Ата-ман Дутов, ко-ман-ду-ю-щий При-амур-ским кор-пу-сом на Даль-нем Востоке, ге-не-рал Иванов-Ринов, ата-ман Ан-нен-ков ему подчинились. Но ата-ман Семёнов и Кал-мы-ков долго бо-ро-лись про-тив его власти, не желая при-зна-вать его, и лишь к лету 1919 года этот во-прос уладился.»

10. Прочтите отрывок из Декрета ВЦИК.

«Открытое 5 января Учредительное собрание дало, в силу известных всем обстоятельств, большинство партии правых эсеров, партии Керенского, Авксентьева и Чернова. Естественно, эта партия отказалась принять к обсуждению совершенно точное, ясное, не допускавшее никаких кривотолков предложение верховного органа Советской власти, Центрального Исполнительного Комитета Советов, признать программу Советской власти, признать Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, признать Октябрьскую революцию и Советскую власть. Тем самым Учредительное собрание разорвало всякую связь между собой и Советской Республикой России. Уход с такого Учредительного собрания фракций большевиков и левых эсеров, которые составляют сейчас заведомо громадное большинство в Советах и пользуются доверием рабочих и большинства крестьян, был неизбежен.

А вне стен Учредительного собрания партии большинства Учредительного собрания, правые эсеры и меньшевики, ведут открытую борьбу против Советской власти, призывая в своих органах к свержению её, объективно этим поддерживая сопротивление эксплуататоров переходу земли и фабрик в руки трудящихся.

Ясно, что оставшаяся часть Учредительного собрания может в силу этого играть роль только прикрытия борьбы буржуазной контрреволюции за свержение власти Советов».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны .- 2 б.

1) Данный Декрет был издан в 1917 г.

2) В данном отрывке большинство Учредительного собрания обвиняется в стремлении вернуть политическую систему, существовавшую в стране при императоре Николае II.

3) Данный Декрет способствовал развязыванию в России Гражданской войны.

4) Данный документ заканчивается постановлением о 10-дневном перерыве в деятельности Учредительного собрания.

5) В Декрете большинство собрания обвиняется в призыве к свержению существующей в стране власти.

11. Напишите про-пу-щен-ное слово: «События, обо-зна-чен-ные на схеме, про-ис-хо-ди-ли в ты-ся-ча девятьсот _____________ году».- 1 б.

12. Укажите фамилию главнокомандующего белогвардейскими войсками, достигшими линии, обозначенной на схеме цифрой «2».- 1 б.

13 . Укажите название города, обозначенного цифрой «1» и являвшегося целью похода белогвардейских войск, действия которых показаны на схеме - 1 б.

14. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.- 2 б.

1) Значительный урон тылам белогвардейских войск, действия которых обозначены на схеме, наносила армия Н. П. Махно.

2) После разгрома белогвардейских войск, действия которых обозначены на схеме, их командующий эмигрировал из России.

3) В период событий, обозначенных на схеме, большевики проводили новую экономическую политику.

4) Главнокомандующий Белой армией, действия которой обозначены на схеме, имел титул Верховного правителя России.

5) Белогвардейская армия, действия которой обозначены на схеме, получала оружие и боеприпасы от стран Антанты.

6) В ходе последующих событий, произошедших сразу после обозначенных на схеме, белым удалось захватить г. Тулу.

Из воспоминаний П. Сорокина.

«Но вот опубликованы результаты выборов, большевики оказались побежденными. Вместе с левыми эсерами они оказались намного позади правого крыла партии, а тем самым в меньшинстве… Совместно со своими товарищами в Вологодской губернии я набрал около 90% всех голосов…

Большевики были решительным образом побеждены. Однако было ясно, что они не согласятся с таким вердиктом. Если раньше они надеялись успешно пройти на выборах…, то теперь они будут препятствовать его открытию…

Перспективы… представлялись мрачными, но что бы ни случилось, я верил в мою страну и ее историческую миссию».

15. О выборах в какой представительный орган пишет автор? Когда он начал свою работу (укажите месяц и год)?. - 2 б.

16. Назовите политические партии, получившие представительство в данном органе (которые автор называет и которые он не называет). Какими были итоги деятельности этого органа?- 2 б.

17. Какова по-зи-ция автора вос-по-ми-на-ний в от-но-ше-нии большевиков? Что об этом свидетельствует?- 3 б.

18. В ис-то-ри-че-ской науке су-ще-ству-ют дискуссионные проблемы, по ко-то-рым высказываются различные, часто про-ти-во-ре-чи-вые точки зрения. Ниже при-ве-де-на одна из спор-ных точек зрения, су-ще-ству-ю-щих в исторической науке. - 4 б.

« К 1917 г. Рос-сия была не в со-сто-я-нии успешно про-дол-жать войну ».

Используя ис-то-ри-че-ские знания, при-ве-ди-те два аргумента, ко-то-ры-ми можно под-твер-дить дан-ную точку зрения, и два аргумента, ко-то-ры-ми можно опро-верг-нуть её.

Ответ за-пи-ши-те в сле-ду-ю-щем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

___________________________________________________________________________________

Критерии оценки:

33-30 б. - «5» 29-23 б. - «4» 22- 14 б. - «3» менее 14 б. - «2»

Контрольная работа

6 щальном своем слове, обращенном к ней, и Дума разъехалась, огорченная и оскорбленная, не чувствуя за собой никакой вины, ожидавшая иного к себе отношения Верховной власти. Наступившая вслед за этим избирательная кампания ясно обнаружила ре- шимость Правительства добиться состава Государственной Думы исключи- тельно из правых партий, для чего были пущены в ход все возможные средства, применяемые с большою изобретательностью правительством В.Н.Коковцева, и на все прогрессивно мыслящее было воздвигнуто форменное гонение. В этих целях сделано было через оберѕпрокурора Св. Синода В.К. Саблера основательное давление на духовенство. Правительств. Сенат сыпал как из рога изобилия, одно разъяснение за другим, в целях сокращения круга избирателей. Но, несмотря на это, большинства в Думе Правительство все ж не добилось, что стало сразу яс- ным при избрании Председателя Государственной Думы из партии октябристов значительным большинством голосов. Настроение всех партий от октябристов и левее их было чрезѕ вычайно повышенное, можно даже сказать, озлоблен- ное к Правительству, но и внутренний разлад в самой Думе получился таѕ- кой, что более месяца Государственная Дума не в состоянии была избрать Товарищей своего Председателя, не имея возможноѕ сти сговориться на кан- дидатах. Если к этому прибавить, что слухи о предстоящем перевороте, в смысле превращения Думы из законодательной в законосовещательную, слухи о возможности роспуска ее, в виду невозможности достигнуть соглашения между партиями даже в выборе президиума, стали распространяться все шире и шире, то прямая опасность авторитету народѕ ного представительства вставала для нас во весь рост, как реальная действительность. Партия Народной Свободы, подвергшаяся наибольшим предвыборным гонени- ям, явно клонилась к союзу с крайними левыми элементами, и опасность по- явления чисто революционных настроений в недрах самой Государственной Думы зрела не по дням, а по часам. Это обстоятельство в свою очередь грозило самому существованию Государственной Думы, что повело бы к неиз- бежным революционным волнениям в стране. При таких условиях партия ок- тябристов, как центральная, увидела необходимость путем переговоров и взаимных уступок достигнуть при помощи соглашения прочного достаточно многочисленного большинства, способного отстоять народное представи- тельство от всяких на него покушений как со стороны Правительства, так и со стороны своих собственных крыльев, правого и левого. Были начаты переговоры в соединенных заседаниях руководителей разных фракций Думы с целью привлечь влиятельную в стране кадетскую партию к соглашению и предотвратить ее союз с социалистическими группировками. Имелось в виду также оторвать возможно большее число членов Думы от крайнего правого, воинствующего крыла. Переговоры, однако, затянулись. Главным тормозом было упорное требование к.-д.-партии о включении в программу соглашения еврейского вопроса целиком. При этом нужно по спра- ведливости заметить, что гг. кадеты были более правоверными, чем сами евреи, представители которых лично заявляли, что при создавшемся положе- нии вещей, по их мнению, следует отсрочить жгучий еврейский вопрос и от- нюдь не ставить его резко программно. Не знаю, повлияли ли они на руко- водителей кадетской фракции Государственной Думы? Но все же центральные партии находили, что при создавшемся соотношении сил вопрос этот надле- жало бы оставить открытым, а к.-д.-партия упорно стояла на своем. Все же, в конце концов, соглашение на основе уступок состоялось, было подпи- сано представителями партий и собрало значительное и устойчивое большинство Государственной Думы, получившее название прогрессивного блока Думских партий. Возникновение этого блока было встречено крайне враждебно как Прави- тельством, так равно и крайним левым, и крайним правым крылом Госу- дарственной Думы. И надо признаться, что прогрессивный блок должен был быть одинаково нетерпимым для всех этих элементов. Разрушив уже возни- кавшее соглашение партии Народной Свободы с социалистическими революци- онными кругами и отмежевавшись от не менее опасных для молодого еще Русского народного представительства крайних правых кругов, прогрессив- ный блок вводил работу законодательного учреждения в нормальный эволюци- онный темп, имея достаточную силу парализовать всякие революционные по- пытки как справа, так и слева. Не могло это соглашение радовать и Прави- тельство, так как оно вынуждало его считаться с прочно спаянным прогрес- сивным большинством Государственной Думы, чем разрушалась вся упорная предвыборная работа Правительства, стремившегося к созданию послушного ему большинства в Государственной Думе. На прогрессивный блок немедленно же посыпались всякие нарекания из недр перечисленных элементов, остав- шихся вне соглашения. Его обвиняли во всяких небывалых замыслах, взаимно противоречащих друг другу, в зависимости от того лагеря, из которого та- кие инсинуации исходили. 12 Ненависть к создавшемуся прочному ядру была так велика, что объедини- ла два противоположных полюса в Государственной Думе, и можно привести не один пример, когда крайне правые монархические и крайние левые социа- листические партии оказывались в трогательном единении и голосовали вместе, стремясь затормозить работу прогрессивного блока, что, к сожале- нию, иногда и удавалось. А между тем, значение прогрессивного блока было чрезвычайным. Согла- шение это, создав прочное прогрессивное большинство, возвращало Госу- дарственной Думе ее поколебленный было авторитет, делало возможным пла- номерную работу законодательного учреждения и исключало возможность слу- чайных голосований в существенных вопросах законодательства. Программа блока была впервые открыто заявлена с Думской кафедры в от- вет на декларацию Председателя Совета Министров И.Л.Горемыкина, сменив- шего на этом посту В.Н.Коковцева. Особенно выпуклое значение наличия прогрессивного блока Думских фрак- ций сказалось при объявлении войны. Блок отказался от лица входящих в его состав партий на время войны от проведения каких бы то ни было своих программ, и всю свою работу решил направить в помощь Правительству в исключительно трудные времена войны. Впоследствии прогрессивный блок всеми возможными мерами боролся про- тив пораженческого движения, несомненно насажденного в России германским шпионажем и агентурой. Из изложенных мною обстоятельств его возникновения ясно видно, что прогрессивный блок в Государственной Думе явился последствием необходи- мости самообороны и борьбы с нарождающимся революционным движением в стране. Только полною неѕосведомленностью общества об этих причинах и можно объяснить себе все кривотолки и несправедливые нападки, которые сыпались на него со всех сторон. В весеннюю сессию 1914 года в Государственной Думе прошел законопро- ект о большой военной программе, которая, выполненная в два года, то есть к 1917 году, делала нашу армию и численно, и по снаряжению значи- тельно сильнее германской. С момента утверждения этого закона Верховной властью, для нас, членов Государственной Думы, стало ясной неизбежность в самом ближайшем будущем вооруженного столкновения с Германией, которая не могла ждать нашего во- енного усиления. С этого же момента революционная агитация, несомненно германского происхождения, среди рабочих разных заводов усилилась до чрезвычайных размеров. Хотя она явно существовала и раньше, но особенно усилилась с начала 1914 года. Здесь несомненно была применена излюбленная система Германии, путем широкой подпольной агитации внести смуту в тылу воюющей с ней страны. В современных войнах, где техника играет едва ли не первенствующую роль, разрушить правильный транспорт тыла, лишая армию нормального подвоза провианта, интендантского и боевого снабжения, представлялось для Герма- нии вопросом несомненно первостепенной важности. Посеять смуту в умы ос- тавшегося дома населения, посеять недоверие к вождям своим среди русско- го воинства, путем возбуждения рабочих и подстрекательства их к забас- товкам в целях затруднения промышленных работ, направленных к снабжению армии, - это были бесспорно прямые задачи нашего врага и проводились им чрезвычайно умело и упорно в России. Благодаря попустительству Правительства, препятствий эта пропаганда не встречала, и кроме указанных мотивов упорно сеялась преступная идея пораженчества, успеху которой способствовала неуверенность русского об- щества в том, что Правительство способно довести войну до победного кон- ца. Петроград в 1914 году, перед самой войной, был объят революционными эксцессами. Эти революционные эксцессы, возникшие среди рабочего населе- ния Петрограда, часто влекли вмешательство вооруженной силы; происходили демонстрации, митинги, опрокидывались трамвайные вагоны, валились телег- рафные и телефонные столбы, устраивались баррикады. Не подлежит никакому сомнению, что и волнения среди фабричноѕрабочего класса были результатом деятельности Германѕского Генерального Штаба. Так, например, произошли загадочные отравления работниц на табачных фаб- риках в Петрограде, которые не были раскрыты и так и остались загадками. Забастовки возникали и организовывались без всяких видимых причин, и только теперь стало ясно, где лежал корень всех этих событий. Надо было окончательно разложить и развратить русскую промышленность перед войной и внести непоправимую смуту в русское общество. Семена большевизма на почве разжигания классовой ненависти сеялись, очевидно, щедрою рукою, и эта пропаганда, которую не поняли и с которой никто не боролся, конечно, сыграла видную роль в подготовке к Русской революции. Все это происходило во время посещения России представителем дружест- венной нам державы - Президентом Французской Республики Пуанкарэ. Волнения в столице были настолько сильны, что Президент вынужден был ездить по городу в сопровождении значительного военного конвоя. То же самое, хотя, разумеется, в меньшем масѕштабе, происходило и на местах. Велась энергичная агитация среди крестьян на почве земельных отношений, и нельзя не отметить сиѕлу и влияние этой агитации. Землевладельцы долж- ны хорошо помнить те условия, в которые были поставлены они, в виду час- тых волнений сельских рабочих и их постоянных забастовок в горячую пору. Справедливое стремление к увеличению площади своей пахотной земли полу- чило совершенно неправильное направление, под влиянием той же агитации, и назвать состояние умов русской деревни в то время спокойным - было бы большой ошибкой, и, конечно, германская агитация велась на этой почве весьма широко. Однако, за несколько дней до объявления войны, когда меж- дународное политическое положение стало угрожающим, когда маленькой братской нам Сербии могущественной соседкой Австрией был предъявлен из- вестный всем и неприемлемый для нее ультиматум, как волшебством сметено было революционное волнение в столице. Я был в это время за границей, в Германии, но, к счастью, мне удалось избежать немецкого пленения. Вся германская пресса, очевидно, в целях подготовления общественного мнения Германии к войне, на все лады трубила о полном разложении России. Все газеты утверждали, что революция у нас вспыхнет не сегодня - так завтра, на все лады обрисовывалось возрастающее влияние Wundermonchєа (Чудомонаха) Распутина, ненавистного стране, но приобретшего исключи- тельное влияние на Русскую Императорскую Чету и т.д. и т.п. Императорс- кую Чету и т.д. и т.п.

Контрольные вопросы

  • 1. Каковы основные причины Первой мировой войны? Когда она началась?
  • 2. Когда произошла Февральская революция, чем она завершилась?
  • 3. Как вы охарактеризуете деятельность Временного правительства?
  • 4. Являлась ли Октябрьская революция закономерным этапом в развитии страны?
  • 5. Какие декреты и постановления были приняты II Всероссийским съездом Советов?
  • 6. Каковы основные этапы Гражданской войны?
  • 7. Каковы основные итоги Гражданской войны?

Аналитические вопросы

  • 1. Была ли Россия готова к Первой мировой войне?
  • 2. Как складывались для России военные действия в ходе Первой мировой войны?
  • 3. Существует точка зрения, что причины Февральской революции - в неспособности правящей элиты разрешить насущные вопросы российской действительности: аграрный, рабочий, национальный и др. Какой точки зрения придерживаетесь вы?
  • 4. В чем причина политической беспомощности Временного правительства?
  • 5. Считаете ли вы события 1917 г. государственным переворотом или революцией?
  • 6. Существовала ли, на ваш взгляд, возможность избежать Гражданской войны?
  • 7. Что представляла собой политика военного коммунизма? Была ли она оправдана в сложившихся условиях?
  • 8. С какой целью союзники по Антанте решились на военную интервенцию в Россию, охваченную Гражданской войной?

Задания по анализу исторических источников

1. Прочитайте фрагмент из воспоминаний М. В. Родзянко.

«Петроград перед самой войной был объят революционными эксцессами <...> Однако, за несколько дней до объявления войны, когда международное политическое положение стало угрожающим, когда маленькой братской нам Сербии могущественной соседской Австрией был предъявлен известный всем и неприемлемый для нее ультиматум, как волшебством сметено было революционное волнение в столице <...> Вернувшись в Петроград перед самым объявлением войны, я был поражен переменой настроений жителей столицы.

Вместе с этим, в самом начале войны правительство стало на совершенно ложную точку зрения. В целях укрепления монархического начала и престижа царской власти правительство полагало, что войну должно и может выиграть одно оно - царское правительство, без немедленной организации народных сил в целях объединения всех в великом деле войны.

<...> Я смело утверждаю, что в начале трехлетней войны это убеждение не изменилось ни на йоту.

Путем здоровой пропаганды не внедрялись в массы народа здоровые понятия о том, что несет за собою настоящая война, какие последствия могут быть от поражения России, и насколько необходимо дружное содействие всех граждан, не жалея ни сил, ни средств, ни жизни, ни крови для достижения победы. Ошибочная точка зрения неправильно понятых своих государственных задач, постоянное опасение, как бы путем организации народа не создать почву для революционных очагов, и было роковой и коренной ошибкой всей внутренней политики нашего правительства».

Ответьте на вопросы.

  • 1. Каковы причины вступления России в войну, о которой идет речь в документе?
  • 2. Ограничивались ли ошибки царского правительства только теми, что указаны в документе?
  • 2. Прочитайте фрагмент из телеграммы генерала С. С. Хабалова , командующего войсками Петроградского военного округа.

«Доношу, что 23 и 24 февраля, вследствие недостатка хлеба, на многих заводах возникла забастовка. 24 февраля бастовало около 200 тысяч рабочих, которые насильственно снимали работавших. Движение трамвая рабочими было прекращено. В середине дня 23 и 24 часть рабочих прорвалась к Невскому, откуда была разогнана».

Ответьте на вопрос.

Какие последствия имели описанные в телеграмме события? Дайте развернутую характеристику.

3. Прочитайте текст.

«<...> Те, кто задавался целью уничтожить русскую государственность, стремились прежде всего разрушить армию и, как ее основу - обаяние Государева имени и ее офицерский состав».

Ответьте на вопросы.

  • 1. Пользовался ли на ваш взгляд, Николай II популярностью в действующей армии?
  • 2. Согласны ли вы в целом с вышеприведенным утверждением?
  • 4. Прочитайте фрагмент из выступления В. И. Ленина.

«<...> 2. Своеобразие текущего момента в России состоит в переходе от первого этапа революции, давшего власть буржуазии в силу недостаточной сознательности и организованности пролетариата, - ко второму ее этапу, который должен дать власть в руки пролетариата и беднейших слоев крестьянства <...>

Никакой поддержки Временному правительству, разъяснение полной лживости всех его обещаний <...>

Признание факта, что в большинстве Советов рабочих депутатов наша партия в меньшинстве <...> Разъясните массам, что Советы рабочих депутатов есть единственно возможная форма революционного правительства <...> Пока мы в меньшинстве, мы ведем работу критики и выяснения ошибок, проповедуя в то же время необходимость перехода всей государственной власти к Советам рабочих депутатов <...>

6. Конфискация всех помещичьих земель. Национализация всех земель в стране... Выделение Советов депутатов от беднейших крестьян».

Ответьте на вопросы.

  • 1. Почему эти ленинские тезисы получили название Апрельских?
  • 2. Чем характеризовалась политическая ситуация в России в момент написания тезисов?
  • 3. Какие задачи ставил В. И. Ленин перед партией большевиков? Чем характеризовалась тактика их действий?
  • 5. Прочитайте текст.

«Позорное поведение некоторых войсковых частей, как в тылу, так и на фронте, забывших свой долг перед родиной, поставив Россию и революцию на край гибели, вынуждает <...> принять чрезвычайные меры для восстановления в рядах армии порядка и дисциплины.

В полном сознании тяжести лежащей на нем ответственности за судьбы родины, <...> признает необходимым:

  • 1) восстановить смертную казнь на время войны для военнослужащих за некоторые тягчайшие преступления;
  • 2) учредить для немедленного суждения за те же преступления военно-революционные суды из солдат и офицеров».

Ответьте на вопросы.

  • 1. Какой орган государственной власти принял это постановление и какого числа?
  • 2. Какие последствия для военных действий имело принятие этого постановления?
  • 6. Прочитайте фрагмент из воспоминаний Н. И. Махно.

«То обстоятельство, что двум политическим партиям - большевиков и левых эсеров - посчастливилось стать во главе революции; что эти партии умело подошли к широким трудовым массам в деревне и городе и организованно овладели ими, - это обстоятельство в значительной степени помогло им лишить профессиональные союзы, фабрично-заводские комитеты и производственные кооперативы трудящихся возможности развиваться в духе подлинной революционной хозяйственности, возможности создать из этих организаций исходный пункт <...> в борьбе с контрреволюцией <...>

(Широким массам. - Прим, авт.) легко будет убедиться в том, что, совершая революцию, борясь и умирая за нее, они прежде всего приносят пользу политическим партиям, которые управляются особой интеллигентской кастой; а (каста. - Прим, авт.) чужда идеалов широких трудовых масс <...>

После всего передуманного во мне еще более укрепилась мысль о необходимости стараться, чтобы трудовое крестьянство и пролетарии города заботились о себе сами, непосредственно у себя на местах <...>»

Ответьте па вопросы.

  • 1. В каких общественных, хозяйственных организациях искали опору анархисты?
  • 2. Какие политические силы, кроме большевиков, участвовали в Гражданской войне в России?
  • 3. Как сложилась историческая судьба махновского движения?

Учебная игра «Конкурс презентаций»

Учебная группа делится на несколько команд. Каждой команде предлагается сделать презентацию о причинах, ходе и основных итогах Первой мировой войны; движущих силах Февральской революции; особенностях Октябрьской революции; причинах, ходе и итогах Гражданской войны.

Презентации оцениваются остальными членами группы. Побеждает команда, получившая высокую оценку преподавателя и большей части учебной группы.

Учебная игра «Эрудит»

Учебная группа делится на несколько команд. Каждой из команд предлагается поочередно ответить на вопросы. В случае если отвечающей команде это сделать не удается, на помощь приходят другие команды, которым засчитываются соответствующие баллы. В конце игры подводятся итоги, победившая команда получает право на учебные преференции.

Примерный перечень вопросов

  • 1. Каким основным законом регулировалось государственное устройство России в начале XX в.?
  • 2. Призывались ли в русскую армию начала XX в. иноверцы?
  • 3. Что представлял собой знаменитый Брусиловский прорыв?
  • 4. Армии каких стран принимали участие в боях на Восточноевропейском фронте Первой мировой войны?
  • 5. Кто был главнокомандующим русских войск в Первой мировой войне?
  • 6. С чем были связаны поражения русской армии?
  • 7. После Февральской революции Государственная дума продолжала функционировать?
  • 8. Кто возглавлял Временное правительство?
  • 9. Что означало двоевластие, установившееся в послефевральский период?
  • 10. Где находился Ленин в период Февральской революции - в России или в эмиграции?
  • 11. Как оценивала большевистская партия Февральскую революцию?
  • 12. Чем завершилось июльское (1917) наступление русской армии?
  • 13. Чем объяснялась растущая популярность большевистской партии в иослс- февральский период?
  • 14. Могли своевременной созыв Учредительного собрания изменить политическую ситуацию в стране?
  • 15. Гражданская война в России была связана с приходом большевиков к власти?
  • 16. Имело ли Белое движение шансы на успех в борьбе с большевиками?
  • 17. Каких наиболее известных командующих Белого движения вы знаете?
  • 18. Н. И. Махно но своим политическим убеждениям был большевиком или эсером?
  • 19. Каковы основные итоги Гражданской войны?
  • 20. Достигла ли политика военного коммунизма поставленных целей?

На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех причин участия России в этой войне.

Из воспоминаний М. В. Родзянко

«Петроград перед самой войной был объят революционными
эксцессами...

Однако, за несколько дней до объявления войны, когда меж-
дународное политическое положение стало угрожающим, когда
маленькой братской нам Сербии - могущественной соседкой Авс-
тро-Венгрией был предъявлен известный всем и неприемлемый для
нее ультиматум, как волшебством сметено было революционное
волнение в столице.

<...> Вернувшись в Петроград перед самым объявлением войны,
я был поражен переменой настроения жителей столицы.

Вместе с этим, в самом начале войны правительство стало
на совершенно ложную точку зрения. В целях укрепления монархиче-
ского начала и престижа царской власти, правительство полагало,
что войну должно и могло выиграть только одно оно - царское
правительство, без немедленной организации народных сил в целях
объединения всех в великом деле войны.

Я смело утверждаю, что в течение трехлетней войны это
убеждение правительства не изменилось ни на йоту.

Путем здоровой пропаганды не внедрялись в массы народа
здоровые понятия о том, что несет за собою настоящая война,
какие последствия могут быть от поражения России и насколько
необходимо дружное содействие всех граждан, не жалея ни сил, ни
средств, ни жизни, ни крови для достижения победы. Ошибочная
точка зрения неправильно понятых своих государственных задач,
постоянное опасение, как бы путем организации народа не создать
почву для революционных очагов, и было роковой и коренной ошибкой всей внутренней и внешней политики нашего правительства...»

Благодаря попустительству Правительства, препятствий эта пропаганда не встречала, и кроме указанных мотивов упорно сеялась преступная идея пораженчества, успеху которой способствовала неуверенность русского общества в том, что Правительство способно довести войну до победного конца.

Петроград в 1914 году, перед самой войной, был объят революционными эксцессами. Эти революционные эксцессы, возникшие среди рабочего населения Петрограда, часто влекли вмешательство вооруженной силы; происходили демонстрации, митинги, опрокидывались трамвайные вагоны, валились телеграфные и телефонные столбы, устраивались баррикады.

Не подлежит никакому сомнению, что и волнения среди фабрично?рабочего класса были результатом деятельности Герман?ского Генерального Штаба. Так, например, произошли загадочные отравления работниц на табачных фабриках в Петрограде, которые не были раскрыты и так и остались загадками. Забастовки возникали и организовывались без всяких видимых причин, и только теперь стало ясно, где лежал корень всех этих событий. Надо было окончательно разложить и развратить русскую промышленность перед войной и внести непоправимую смуту в русское общество. Семена большевизма на почве разжигания классовой ненависти сеялись, очевидно, щедрою рукою, и эта пропаганда, которую не поняли и с которой никто не боролся, конечно, сыграла видную роль в подготовке к Русской революции.

Все это происходило во время посещения России представителем дружественной нам державы - Президентом Французской Республики Пуанкарэ.

Волнения в столице были настолько сильны, что Президент вынужден был ездить по городу в сопровождении значительного военного конвоя. То же самое, хотя, разумеется, в меньшем мас?штабе, происходило и на местах. Велась энергичная агитация среди крестьян на почве земельных отношений, и нельзя не отметить си?лу и влияние этой агитации. Землевладельцы должны хорошо помнить те условия, в которые были поставлены они, в виду частых волнений сельских рабочих и их постоянных забастовок в горячую пору. Справедливое стремление к увеличению площади своей пахотной земли получило совершенно неправильное направление, под влиянием той же агитации, и назвать состояние умов русской деревни в то время спокойным - было бы большой ошибкой, и, конечно, германская агитация велась на этой почве весьма широко. Однако, за несколько дней до объявления войны, когда международное политическое положение стало угрожающим, когда маленькой братской нам Сербии могущественной соседкой Австрией был предъявлен известный всем и неприемлемый для нее ультиматум, как волшебством сметено было революционное волнение в столице. Я был в это время за границей, в Германии, но, к счастью, мне удалось избежать немецкого пленения.

Вся германская пресса, очевидно, в целях подготовления общественного мнения Германии к войне, на все лады трубила о полном разложении России. Все газеты утверждали, что революция у нас вспыхнет не сегодня - так завтра, на все лады обрисовывалось возрастающее влияние Wundermonch?а (Чудомонаха) Распутина, ненавистного стране, но приобретшего исключительное влияние на Русскую Императорскую Чету и т.д. и т.п. Императорскую Чету и т.д. и т.п.