Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Русская Православная и Армянская Апостольская церкви: исторические грани взаимоотношений. Армянская апостольская церковь и православие

АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ (ААЦ; полное название - Армянская апостольская святая церковь), одна из древних восточных христианских церквей.

История ААЦ. Первыми проповедниками христианства в Армении считаются апостолы Фаддей и Варфоломей. Древнейшее упоминание о христианской проповеди в Армении относится к концу 2 века. Христианство проникало сюда как через Сирию, так и через греко-язычную Каппадокию. Организация ААЦ как официальной церкви армянского государства связана с именем святого Григория Просветителя (по имени которого ААЦ иногда называют Армяно-григорианской). Он обратил в христианство царя Трдата III, основал первые церкви и начал крещение народа (между 284 и 314 годами, традиционная дата - 301 год).

В столице Великой Армении Вагаршапате был построен кафедральный собор Эчмиадзин. Первоначально предстоятели ААЦ (католикосы) посвящались в Кесарии Каппадокийской, со 2-й половины 4 века они избирались в самой Армении. После раздела Великой Армении между Византией и Ираном (с 7 века - Халифатом) армяне и другие христианские народы Кавказа боролись с попытками Сасанидов насадить зороастризм. В результате антиперсидских восстаний (450-451 годы, 482-484 годы, 571-572 годы) христианство было признано традиционной религией Армении; с этого времени ААЦ оставалась единственным институтом, объединявшим весь армянский народ. В начале 5 века Месроп Маштоц создал армянский алфавит и вместе с католикосом Сааком перевёл Библию на армянский язык. Писателями, переводчиками и переписчиками книг были обычно лица духовного звания. Очагами культуры и образованности стали монастыри, которые в условиях многовекового иноземного владычества сохраняли и умножали культурное наследие.

С конца 5 века престол католикоса находился в городе Двин. В 10-12 веках католикосы жили в различных городах и областях.

Храмовый комплекс Ахтамар. Церковь Святого Креста (915-921) (на территории современной Турции). Зодчий Мануэл.

В 1114 году епископ Ахтамарский провозгласил себя патриархом и католикосом, отказавшись признать католикоса в Ани; после примирения с ААЦ (начало 15 века) кафедра Ахтамара сохранила титул католикосата. Массовое переселение армян в западные и южные районы Малой Азии, вызванное нашествием сельджуков, сопровождалось перемещением резиденции предстоятеля ААЦ в Сис, столицу Киликийской Армении (1293 год). В связи с получением князем Левоном королевского титула от папы (1198 год) шли переговоры об унии с католиками. Часть иерархов вступила в общение с Римской церковью, однако на Сисском соборе (1361 год) латинские нововведения были отменены. После завоевания Киликии мамлюками главный престол ААЦ был возвращён в её древнейший центр - Эчмиадзин (1441 год); киликийские архиереи сохраняли титул католикосов и долгое время не признавали главенства Эчмиадзина. С 15 до середины 17 веков в Эчмиадзинском католикосате существовал институт «тройного предстоятельства» (католикос и два его заместителя). После падения Константинополя, ставшего столицей Османской империи, здесь был образован Армянский патриархат (1461 год); его предстоятель был признан религиозным и административным главой «армянского миллета», в который помимо армян вошли и общины других конфессий (яковиты, марониты, богомилы и католики). В 1651 году состоялось примирение Эчмиадзинского и Киликийского католикосатов, образовавших единую иерархию. В России армянские епархии образовались в Астрахани (1717 год) и Бессарабии (1809 год).

В 1828 году Восточная Армения с Эчмиадзином вошла в состав Российской империи. Вскоре была образована Новонахичеванско-Бессарабская епархия с центром в Кишинёве (1830 год; в 1858-79-е годы резиденция епископа находилась в Феодосии). Деятельность ААЦ на её территории протекала в соответствии с «Положением», утверждённым императором Николаем I (1836 год). В Османской империи, согласно Национальной конституции 1860-63 годов, духовное и гражданское управление армянского населения находилось в ведении двух советов: духовного (под председательством патриарха Константинопольского) и светского. В годы 1-й мировой войны ААЦ в Турции понесла потери вместе со всем армянским населением; большинство епархий Константинопольского патриархата и Ахтамарский католикосат перестали существовать; киликийский престол возрождён в 1930-е годы в монастыре Антильяс близ Бейрута. С утверждением советской власти в Закавказье (1920 год) резко сократилась сфера деятельности Эчмиадзинского католикосата, в Армении развернулась антирелигиозная пропаганда. В 1945 году с разрешения советских властей в Армении впервые состоялся Национально-церковный собор ААЦ. Начавшаяся после 2-й мировой войны репатриация армян в СССР также положительно сказалась на укреплении позиций ААЦ. После провозглашения независимой Республики Армения роль церкви в культурной жизни ещё более возросла.

Вероучение ААЦ основано на признании трёх первых Вселенских соборов. Догмат Халкидонского собора о двух природах во Христе был отвергнут на Двинском соборе (554/555 годы). В 7 веке в ходе переговоров с Константинополем была заключена так называемая Каринская уния, однако на Маназкертском соборе (726 год) ААЦ провозгласила учение о единой (Божественной) природе Христа.

Католикосы миропомазуются несколькими (от 3 до 12) епископами. Только они имеют право варить и благословлять святое миро, рукополагать епископов, утверждать новые церковные законы и решать вопросы церковного управления. Обрядовые обычаи ААЦ восходят к древней восточно-христианской традиции и близки православным. Среди особенностей: праздник Богоявления 6 января, объединяющий Рождество Христово и Крещение; использование в таинстве Евхаристии пресного хлеба и неразбавленного вина; крестное знамение 3 перстами слева направо; Передовой пост (Араджаворац) за 3 недели до Великого поста; благотворительное жертвоприношение животных (матах) в дни больших праздников. Богослужение ведётся на древнеармянском языке (грабаре). В 1924 году ААЦ перешла на новый календарный стиль.

Первоначально служба велась на греческом и сирийском языках, молитвы и псалмы пелись на армянском языке. С 5 века после перевода Библии и богослужебных текстов на армянский язык — языком богослужения становится армянский. Древнейший вид песнопений, возникший сразу после изобретения армянской письменности, - кцурд (близок византийскому тропарю, сирийскому мадраше). Авторами первых кцурдов были Месроп Маштоц, Саак Партев, Мовсес Хоренаци и др. С конца 6-начала 7 веков разрабатывался жанр кацурд (кондак), в 8 веке принят византийский жанр канон. К 9 веку кцурды развились в самостоятельные гимны (авторы - Анания Ширакаци и др.), в 12 веке получившие название шараканов. В 12-15 веках сложилась певческая книга - Шаракноц (Гимнарий), основой для которой послужил свод гимнов, составленный в 7 веке Барсехом Тчоном. Значительная роль в формировании Шаракноца и Патарага (Литургии) принадлежит Нерсесу Шнорали (12 век). Основу армянской церковной монодии составляет система гласов (Степанос Сюнеци в 8 веке систематизировал по гласовому принципу духовные гимны). Для записи песнопений с 9 века использовалась оригинальная невменная, или хазовая, нотация (смотри Хазы). В 19-20 веках широко применялась так называемая новоармянская нотопись - безлинейная нотация с точными обозначениями высоты и ритма (создана в начале 19 века А. Лимонджяном). Во 2-й половине 19 века в богослужение проникло многоголосие (впервые - в сочинении Комитаса). С 19 века официально приняты 3 основные певческие книги: Шаракноц, Патараг, Жамагирк (Часослов), составленные Н. Ташчяном. В современной церкви ежедневная служба сопровождается шараканами (их свыше 2000), в воскресные дни исполняется Патараг [в том числе Патараг Комитаса (завершён его учеником В. Саркисяном) и М. Екмаляна (опубликован в 1892 году)].

ААЦ на рубеже 20-21 веков. Высшим органом ААЦ является Церковно-национальный собор из духовных и светских лиц. На Соборе избирается предстоятель ААЦ, которым является Верховный патриарх и Католикос всех армян с престолом в Эчмиадзине (с 1999 года - Гарегин II). В юрисдикции Эчмиадзинского католикосата - 8 епископских кафедр в Армении и около 20 за её пределами. В 1966 году образована единая Новонахичеванская и Российская епархия ААЦ с центром в Москве; в 1997 году из неё были выделены епархии Юга России с центром в Краснодаре и Украины - с центром во Львове. К числу главных престолов ААЦ относятся Киликийский католикосат (в Антильясе, Ливан), епархии которого находятся в Ливане, Сирии и некоторых других странах, а также Иерусалимский и Стамбульский Армянские патриархаты, не имеющие епархий и находящиеся под духовным окормлением Верховного католикоса. Епархии и приходы ААЦ рассеяны по 5 континентам мира и объединяют около 6 миллионов верующих. При всех 4 главных престолах ААЦ действуют духовные учебные заведения, выходят печатные издания.

Лит.: Троицкий И. Изложение веры Церкви Армянския. СПб., 1875; Аннинский А. История Армянской церкви (до XIX века). Кишинев, 1900; Лебедев А. Вероисповедное положение армян в России до времени Екатерины II (включ.). М., 1909; Малахия Орманиан, патр. Константинопольский. Армянская Церковь. М., 1913; Кушнарев Х. С. Вопросы истории и теории армянской монодической музыки. Л., 1958; Тагмизян Н.К. Теория музыки в Древней Армении. Ер., 1977; он же. Шаракан // Музыкальная энциклопедия. М., 1982. Т. 6; Айвазян К. В. История отношений Русской и Армянской Церквей в средние века. Ер., 1989; Ананян Ж. А., Хачатурян В. А. Армянские общины в России. Ер., 1993; Езник Петросян, еп. Армянская Апостольская Святая Церковь. 3-е изд. Краснодар, 1998; Армянская Апостольская Церковь // Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 3.

В 301 году Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии. Уже много веков между нами нет церковного единства, но это не мешает существованию добрососедских отношений. На прошедшей 12 марта встрече с послом Республики Армения в России О.Е. Есаяном, Святейший Патриарх Кирилл отметил: «Наши отношения уходят вглубь веков… Близость наших духовных идеалов, единая нравственная и духовная система ценностей, в которой живут наши народы, являются фундаментальной составляющей наших отношений».

Читатели нашего портала часто задают вопрос: “В чем различие между православием и армянским христианством”?

Протоиерей Олег Давыденков, д октор богословия, заведующий кафедрой восточно-христианской филологии и восточных Церквей Православного Свято-Тихоновского Богословского Университета отвечает на вопросы портала “Православие и мир” о дохалкидонских церквях, одной из которых и является Армянская церковь .

– Отец Олег, прежде чем говорить об армянском направлении монофизитства, расскажите о том, что такое монофизитство и как оно возникло?

– Монофизитство – это христологическое учение, сущность которого состоит в том, что в Господе Иисусе Христе только одна природа, а не две, как учит Православная Церковь. Исторически оно появилось как крайняя реакция на ересь несторианства и имело не только догматические, но и политические причины.

Православная Церковь исповедует во Христе одно лицо (ипостась) и две природы – божественную и человеческую. Несторианство учит о двух лицах, двух ипостасях и двух природах. Монофизиты же впали в противоположную крайность: во Христе они признают одно лицо, одну ипостась и одну природу. С канонической точки зрения различие между Православной Церковью и монофизитскими церквами заключается в том, что последние не признают Вселенские Соборы, начиная с IV-го Халкидонского, который принял вероопределение (орос) о двух природах во Христе, которые сходятся в одно лицо и в одну ипостась.

Название «монофизиты» было дано православными христианами противникам Халкидона (сами себя они называют православными). Систематически монофизитская христологическая доктрина сформировалась в VI в., благодаря прежде всего трудам Севира Антиохийского(+ 538 г.).

Современные нехалкидониты стараются модифицировать свое учение, утверждают, что их отцов обвиняют в монофизитстве несправедливо, поскольку те анафематствовали Евтиха 1 , но это изменение стилистики, не затрагивающее сути монофизитского вероучения. Работы их современных богословов свидетельствуют о том, что принципиальных изменений их доктрины не происходит, существенных различий между монофизитской христологией VI в. и современной нет. Еще в VI в. появляется учение о «единой сложной природе Христа», составившейся из божества и человечества и обладающей свойствами обоих естеств. Однако этим не предполагается признание во Христе двух совершенных природ – природы божественной и природы человеческой. Кроме того, монофизитство почти всегда сопровождается монофилитской и моноэнергистской позицией, т.е. учением о том, что во Христе только одна воля и одно действие, один источник активности, которым является божество, а человечество оказывается его пассивным орудием.

– Отличается ли армянское направление монофизитства от других его видов?

– Да, отличается. В настоящее время существует шесть нехалкидонских церквей (или семь, если Армянский Эчмиадзинский и Киликийский католикосаты рассматривать, как две, де-факто автокефальных церкви). Древние Восточные церкви можно разделить на три группы:

1) Сиро-яковиты, копты и малабарцы (Маланкарская церковь Индии). Это монофизитство севирианской традиции, в основе которой лежит богословие Севира Антиохийского.

2) Армяне (Эчмиадзинский и Киликийский католикасаты).

3) Эфиопы (Эфиопская и Эритрейская церкви).

Армянская церковь в прошлом отличалась от остальных нехалкидонских церквей, даже сам Севир Антиохийский был анафематствован армянами в VI в. на одном из Двинских соборов как недостаточно последовательный монофизит. На богословие Армянской церкви значительное влияние оказывал афтартодокетизм (учение о нетленности тела Иисуса Христа с момента Воплощения). Появление этого радикального монофизитского учения связано с именем Юлиана Галикарнасского, одного из основных оппонентов Севира внутри монофизитского лагеря.

В настоящее время все монофизиты, как показывает богословский диалог, выступают с более-менее одинаковых догматических позиций: это христология, близкая к христологии Севира.

Говоря об армянах, следует отметить, что сознание современной Армянской церкви характеризуется выраженным адогматизмом. Если другие нехалкидониты церкви проявляют немалый интерес к своему богословскому наследию и открыты для христологической дискуссии, то армяне, напротив, мало интересуются собственной христологической традицией. В настоящее время интерес к истории армянской христологической мысли проявляют скорее некоторые армяне, сознательно перешедшие из Армяно-Григорианской церкви в Православие, причем, как в самой Армении, так и в России.

Ведется ли сейчас богословский диалог с Дохалкидонскими церквами?

– Ведется с переменным успехом. Итогом такого диалога между Православными христианами и Древневосточными (Дохалкидонскими) церквами стали так называемые Шамбезийские соглашения. Одним из основных документов является Шамбезийское соглашение от 1993 года, которое содержит согласованный текст христологического учения, а также содержит механизм восстановления общения между «двумя семьями» Церквей через ратификацию соглашений синодами этих Церквей.

Христологическое учение этих соглашений имеет целью найти компромисс между Православными и Древневосточными церквами на основе богословской позиции, которую можно было бы охарактеризовать как “умеренное монофизитство”. В них содержатся двусмысленные богословские формулы, которые допускают монофизитское толкование. Поэтому реакция в православном мире на них не однозначна: четыре Православные Церкви их приняли, некоторые приняли с оговорками, а некоторые принципиально против этих соглашений.

Русская Православная Церковь также признала, что эти соглашения недостаточны для восстановления евхаристического общения, поскольку в них содержатся неясности в христологическом учении. Требуется продолжение работы по устранению неясных толкований. Например, учение Соглашений о волях и действиях во Христе можно понять и дифизитски (православно) и монофизитски. Все зависит от того, как читающий понимает соотношение воли и ипостаси. Рассматривается ли воля, как принадлежность природы, как в православном богословии, или она усвояется ипостаси, что характерно монофизитству. Второе Согласованное заявление от 1990 года, которое лежит в основе Шамбезийских соглашений 1993 года, не дает ответа на этот вопрос.

С армянами же сегодня вряд ли вообще возможен догматический диалог, по причине отсутствия с их стороны интереса к проблемам догматического характера. После того, как в середине 90-х гг. стало понятно, что диалог с нехалкидонитами зашел в тупик, Русская Православная Церковь начала двухсторонние диалоги – не со всеми нехалкидонскими Церквями вместе, а с каждой в отдельности. В результате определилось три направления для двусторонних диалогов: 1) с сиро-яковитами, коптами и армянским Киликийским католикосатом, согласившимися вести диалог только в таком составе; 2) Эчмиадзинским католикосатом и 3) с Эфиопской церковью (это направление не получило развития). Диалог с Эчмиадзинским католикосатом не затрагивал вопросов догматических. Армянская сторона готова обсуждать вопросы социального служения, пастырской практики, различные проблемы общественной и церковной жизни, но к обсуждению догматических вопросов интереса не обнаруживает.

– Как монофизиты сегодня принимаются в Православную Церковь?

– Через покаяние. Священнослужители принимаются в сущем сане. Это древняя практика, так принимали нехалкидонитов и в эпоху Вселенских Соборов.

С протоиереем Олегом Давыденковым беседовал Александр Филиппов.

Христианский мир секуляризирован настолько, что европейские народы, некогда бывшие оплотом евангельских ценностей, называют постхристианской цивилизацией. Светскость общества позволяет воплощать самые фантасмагорические стремления. Новые нравственные ценности европейцев вступают в противоречие с тем, что проповедует религия. Армения является одним из немногих примеров верности тысячелетним этнокультурным традициям. В этом государстве на самом высоком законодательном уровне свидетельствуется о том, что многовековой духовный опыт народа является национальным достоянием.

Какая религия в Армении официальная

Более 95% трехмиллионного населения страны являются членами Армянской апостольской церкви. Эта христианская община - одна из древнейших в мире. Ортодоксальные теологи относят закавказское сообщество верующих к пяти другим, так называемым антихалкидонитским общинам. Устоявшееся богословское определение не дает исчерпывающего ответа на вопрос о том, какая религия в Армении.

Православные называют армян монофизитами - признающими во Христе одну физическую сущность, армянские богословы православных обвиняют в обратном. Эти догматические тонкости понятны только теологам. При ближайшем рассмотрении оказывается, что взаимные обвинения ошибочны. Официальное название сообщества верующих в Армении - «Единая Святая Вселенская Апостольская Православная Армянская Церковь».

Первое христианское государство в мире

За целое десятилетие до принятия Миланского эдикта Великим, в 301 году царь Трдат III порвал отношения с язычеством и провозгласил христианство государственной религией. Во времена страшных гонений на последователей Иисуса по всей Римской империи властитель совершил решительный и неожиданный шаг. Этому предшествовали бурные события в Закавказье.

Император Диоклетиан официально провозглашает Трдата царем Армении, являвшейся частью римской провинции Каппадокии. В 287 году он, при посредничестве возвращается на родину и вступает на престол. Будучи язычником, Трдат принимается ревностно исполнять повелевая при этом начать преследование христиан. Жестокая казнь 40 девушек-христианок совершает крутой поворот в судьбе царя и его подданных.

Великий просветитель армянского народа

Крещение целого народа произошло благодаря просветительской деятельности святого Григория. Он являлся потомком знатного рода Арксаидов. За исповедание веры Григорий перенес множество мучений. По молитвам святого Трдат был наказан психическим заболеванием за мучение христианок. Григорий тирана заставил покаяться. После этого царь был исцелен. Уверовав во Христа, он крестился вместе со своими придворными.

В Кесарии - главном городе Каппадокии - в 302 году Григорий был возведен в сан епископа. После возвращения в Армению он начинает крестить народ, строить храмы и школы для проповедников. В столице царя Трдата III по откровению свыше святой основал храм, названный впоследствии Эчмиадзин. От имени просветителя Армянская церковь именуется григорианской.

Столетия борьбы

Христианство, как официальная религия Армении, стало раздражителем владык соседней Персии. Иран предпринял решительные действия к искоренению новой веры и насаждению зороастризма. Этому немало способствовали проперсидски настроенные землевладельцы. С 337 по 345 году Шапур II, казнив десятки тысяч христиан в самой Персии, совершает ряд разорительных походов в Закавказье.

Шахиншах Йездигерд II, желая укрепить позиции в Закавказье, в 448 году прислал ультиматум. Собранный в Арташате Собор духовенства и мирян дал ответ, что армяне признают светскую власть персидского властителя, но неприкосновенной должна остаться религия. Армения этим постановлением отвергла предложение о принятии чуждой веры. Началось восстание. В 451 году на Аварайрском поле произошло самое крупное в истории страны сражение. Хотя защитники и проиграли битву, гонения были приостановлены. После этого еще тридцать лет Армения боролась за свою веру, пока в 484 году не был заключен мирный договор с Персией, по которому армянам было разрешено свободно исповедовать христианство.

Административное устройство Армянской апостольской церкви

До 451 года Армянская апостольская церковь представляла одну из поместных общин единой христианской Церкви. Однако вследствие неверной оценки постановлений четвертого возникло недоразумение. В 506 году Армянская церковь официально отделилась от византийской, что существенно повлияло на историю государства, его политическую и общественную деятельность.

Основная религия Армении исповедуется на пяти континентах более 9 миллионами верующих. Духовным главой является патриарх-каталикос, в титуле которого значится, что он является духовным вождем Нации как в самой Армении, так и армян в рассеянии по всему миру.

Резиденция армянского патриарха с 1441 года находится в В юрисдикции Католикоса находятся епархии на территории всех стран СНГ, а также в Европе, Иране, Египте, Северной и Австралии и Океании, викариатства в Индии и на Дальнем Востоке. Эчмиадзинскому католикосату подчиняются в каноническом плане армянские патриархи в Стамбуле (Константинополе), Иерусалиме и Великий Дом Киликии (современный г. Козан в Турции).

Особенности Армянской церкви

Армянская церковь является практически моноэтническим религиозным сообществом: подавляющее большинство верующих армяне. К этой конфессии принадлежит малочисленная община удин на севере Азербайджана и несколько тысяч азербайджанских татов. Для ассимилированных армянами цыган боша, кочующих в Закавказье и Сирии, это тоже родная религия. Армения сохраняет григорианское летоисчисление церковного календаря.

Литургические особенности следующие:

  • Хлеб для причащения используется, как в католической традиции, опресночный, а вино не растворяется водой.
  • Литургия служится исключительно по воскресным дням и по особым обстоятельствам.
  • Таинство соборования совершается только над священнослужителями, причём тотчас после смерти.

Богослужения в армянских храмах совершаются на древнем языке грабар, проповедь священник произносит на современном армянском языке. Крестятся армяне слева направо. Священнослужителем может стать только сын священника.

Церковь и государство

В соответствии с Конституцией, Армения является светским государством. Конкретного законодательного акта, определяющего, что христианство - это государственная религия Армении, нет. Однако духовно-нравственная жизнь общества не мыслится без участия Церкви. Так, Серж Саргсян считает жизненно важными взаимодействие государства и церкви. В своих выступлениях он заявляет о необходимости сохранения отношений между светской и духовной властью как на современном историческом этапе, так и в будущем.

Армянское законодательство устанавливает определенные ограничения на свободу деятельности других религиозных конфессий, тем самым показывая, какая религия в Армении является доминирующей. Принятый еще в 1991 году Закон Республики Армения «О свободе совести» регламентирует положение Апостольской церкви как общенационального религиозного объединения.

Другие религии

Духовный облик общества формирует не только ортодоксальная религия. Армения является родным домом для 36 приходов общины Армянской католической церкви, которых именуют «франками». Франки появились в XII веке вместе с крестоносцами. Под воздействием проповеди иезуитов небольшая община армян признала юрисдикцию Ватикана. Со временем, поддерживаемые миссионерами Ордена, они объединились в Армянскую католическую церковь. Резиденция патриарха находится в Бейруте.

Проживающие в Армении немногочисленные общины курдов, азербайджанцев и персов исповедуют ислам. В самом Ереване в 1766 была построена знаменитая

Многие люди еще со школы знают про раскол христианства на католичество и православие, так как это входит в курс истории. Из него мы знаем о некоторых различиях этих церквей, предпосылках, которые привели к разделению, а также последствиях этого разделения. Но мало кто знает в чем заключаются особенности многих других видов христианства, которые по различным причинам отделились от двух основных течениях. Одной из церквей, которые близки по духу православной, но в тоже самое время, являющихся полностью отдельными, является Армянская апостольская церковь.

Православная церковь - второе по величине течение христианства после католицизма. Несмотря на частое заблуждение, раскол христианства на католичество и православие, хотя и назревал начиная с 5 века н. э., произошел только в 1054 году.


Неофициальное разделение сфер влияния привел к возникновению двух больших регионов Европы, которые вследствие религиозных различий, пошли разными путями развития. В сферу влияния православной церкви попали Балканы и восточная Европа, в том числе и Россия.

Армянская апостольская церковь возникла гораздо раньше православной. Так, уже в 41 году она приобрела некоторую автономию (автокефальная армянская церковь), а официально отделилась в 372 году вследствие неприятия Халкидонского Вселенского собора. Примечательно, что этот раскол был первым серьезным разделением христианства.

Вследствие Халкидонского собора наравне с армянской, выделилось еще четыре церкви. Пять этих церквей географически расположились в Азии и на северо-востоке Африки. Впоследствии, во время распространения ислама, эти церкви были изолированы от остального христианского мира, что и привело к еще большим различиям между ними и халкидонскими церквями (православие и католицизм).


Интересный фактом является то, что армянская апостольская церковь стала государственной религией еще в 301 году, то есть это первая официальная государственная религия в мире.

Общие черты

Несмотря на столь раннее отделение от единого христианского движения, между армянской и православной церковью всегда происходил культурный обмен. Это связано с тем, что частичная изоляция Армении во время распространения ислама, отделила ее от значительной части христианского мира. Единственное «окно в Европу» сохранялось через Грузию, которая к тому времени уже стала православным государством.

Благодаря этому можно найти некоторые общие черты в облачении священно служителей, обустройстве храмов, а в некоторых случаях и архитектуре.

Различие

Тем не менее, о родстве православной и армянской церквей говорить не имеет смысла. Стоит хотя бы вспомнить тот факт, что православная церковь в наше время очень неоднородна во внутренней структуре . Так очень авторитетными, практически независимыми от Вселенского Патриарха (формальный глава православной церкви), является Русская православная, Иерусалимская, Антиохийская, Украинская церкви.

Армянская апостольская же церковь является единой, даже несмотря на наличие автокефальной армянской церкви, ведь она признает покровительства над собой главы апостольской церкви.

Отсюда сразу можно перейти к вопросу о руководстве этих двух церквей. Так главой православной церкви является Константинопольский патриарх, а армянской апостольской - Верховный Патриарх и Католикос всех армян.

Наличие абсолютно разных титулов у глав церкви свидетельствует о том, что это совершенно разные институты.

Нельзя не отметить различие традиционной архитектуры этих двух церквей. Так, армянские соборы представляют себе продолжение и дальнейшее развитие традиционной восточной школы строительства. На это во многом повлияли не только культурные предпосылки, но также климат и основные строительные материалы. Армянские церкви, которые возводились еще в средние века, как правило, приземисты и имеют толстые стены (причиной этому являлось то, что они часто были и фортификационными сооружениями).

Православные церкви хоть и не являются примером европейской культуры, но и выглядят совершенно не так, как армянские. Они обычно тянутся ввысь, купола их традиционно озолочены.

Кардинально различаются обряды , а также время проведения праздников и постов у этих церквей. Так, армянский обряд имеет национальный язык, священные книги. В нем принимает другое количество человек, нежели в православном. Что примечательно, последний до сих пор не имеет такой связи с народом, что в первую очередь связано с языком богослужений.

Напоследок самое главное различие, которое и послужило причиной халкидонского раскола. Армянская апостольская церковь придерживается мнения, что Иисус Христос - это одно лицо, то есть он имеет единую природу. В православной традиции он имеет двойную природу - объединяет в себе и бога, и человека.

Эти различия настолько весомы, что эти церкви считали друг друга еретическими учениями, и были наложены взаимные анафемы. Положительные изменения были достигнуты лишь в 1993 году, когда представители обеих церквей подписали соглашение.

Таким образом Армянская апостольская церковь и православная имеют одни истоки, а также в меньшей степени различаются друг от друга, чем армянская от католической или католическая от православной, на деле являются разными и абсолютно независимыми духовными институтами.

Армянская Апостольская Церковь — одна из древнейших христианских церквей. Первые христиане появились в Армении еще в первом веке, когда двое учеников Христа – Фадей и Варфоломей пришли в Армению и начали проповедовать христианство. А в 301 году Армения приняла христианство в качестве государственной религии став первым в мире христианским государством.

Главную роль в этом сыграл святой Григорий Просветитель, ставший первым главой Армянской Церкви (302-326), и царь Великой Армении Трдат, который до этого был жесточайшим гонителем христиан, но тяжелая болезнь и чудесное исцеление молитвами, проведшего до этого 13 лет в темнице Григория, полностью изменили его отношение.

Несмотря на постоянные войны и гонения от персов, арабов, монголо-татарского ига и наконец османо-турецкого нашествия армяне ни разу не поменяли свою веру, оставаясь преданными своей религии.

За 1700 лет христианства в Армении были построены множество храмов. Часть из них были разрушены в результате гонений, часть пострадали от землятресений, но большинство уникальных и древних храмов дошли до наших дней.

1. Татевский монастырь. Думаем, многие согласятся с нами, что это не только самый красивый монастырь, но и храмовый комплекс лидирующий по своей энергетике и ауре. Рассказывать о Татеве можно очень долго, но лучше один раз приехать и почувствовать его волшебную силу.

2. Ахпатский монастырь. Также как и в Татев, в Ахпат хочется приезжать снова и снова. И как сказал один из знаменитых армянских поэтов-песенников, невозможно по настоящему любить Армению, если ты не видел рассвета над Ахпатским монастырем.


3. Монастыркий комплекс Нораванк. Окруженный красными скалами Нораванк безумно красив в любую погоду.


4. Монастырь Гегард. Уникальное архитектурное строение, часть которого вырублена в скале. Является одним из самых популярных мест среди туристов.


5. Монастырь Агарцин. Одно из самых таинственных мест Армении, утопающий в зелени горных лесов монастырский комплекс Агарцин. Находится недалеко от всеми любимого Дилижана.


6. Монастырь Макараванк. Также как и Агарцин окружен густым лесом Тавушской области.


7. Монастырь Одзун. Отреставрированный недавно Одзунский монастырь, является одним из древнейших монастырей Лорийской области.


8. Кафедральный собор Эчмиадзин. Построенный в 303 году собор, является религиозным центром всех армян.


9. Монастырь Хор Вирап. Находящийся у подножия горы Арарат, Хор Вирап стоит особняком среди всех храмов, т.к. именно отсюда началась христианская эпоха Армении. Монастырь построен на месте темницы, где долгие годы провел в заточении первый Католкос Армян — Григорий Просветитель.


10. Монастырь Ахтала. Еще одно уникальное архитектурное строение Лорийской области.



11. Храм Святой Гаяне. Находится в нескольких сотнях метрах от Кафедрального собора в Эчмиадзине. Является одним из лучших памятников армянской архитектуры.


12. Храм Святой Рипсиме. Еще один храм с уникальной архитектурой находящийся в Эчмиадзине.



13. Монастырь Ваанаванк. Находится недалеко от города Капан. Окруженный потрясающей природой сюникских гор, монастырский комплекс является усыпальницей сюникских царей и князей.



14. Монастырский комплекс Севанаванк. Находится на полуострове озера Севан.


15. Монастырь Сагмосаванк. Находится недалеко от города Аштарак, на краю ущелья реки Касах.



16. Монастырь Ованаванк. Находится недалеко от Сагмосаванка.


17. Монастырский комплекс Кечарис. Находится в горнолыжном курорте, городе Цахказор.



18. Монастырь Хневанк. Находящийся недалеко от города Степанаван, храм является еще одним красивейшим храмом Лорийсой области.


19. Монастырь Гошаванк. Основанный Мхитарем Гошем монастырский комплекс находится в одноименном селе недалеко от Дилижана.



20. Монастырь Гндеванк. Окружен красивыми скалами, находится в области Вайоц Дзор, недалеко от курортного города Джермук.


21. Монастырь Мармашен. Окруженный яблоневым садом на берегу реки Ахурян недалеко от города Гюмри, монастырский комплекс особенно красив в мае, во время цветения деревьев.



22. Монастырь Воротнаванк. Находится недалеко от города Сисисан.


22. Монастырь Аричаванк. Находится в Ширакской области недалеко от города Артик.



23. Монастырь Тегер. Расположен на юго-восточном склоне горы Арагац.



24. Монастырь Санаин. Наряду с Ахпатским монастырем, Гегардом, церквями Эчмиадзина (Кафедральный собор, храмы Святой Рипсиме и Гаяне), а также храмом Звартноц входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Находится недалеко от города Алаверди.



25. Татеви Мец Анапат (Большая Татевская пустынь). Монастырь находится в Воротанском ущелье. Являлся частью Татевского университета. С Татевским монастырем был соединен подземным ходом, который был разрушен во время землятресения.


26. Храм Айриванк. На другом берегу озера Севан расположился этот небольшой храм.



27. Храм Цахац Кар. Находится недалеко от деревни Ехегис, области Вайоц дзор.



28. Церковь Святого Оганеса в селе Ардви недалеко от города Алаверди



29. Церковь Ваграмашен и крепость Амберд. Расположен на высоте 2300 м на склоне горы Арагац.



30. Руины храма Звартноц. В переводе с древнеармянского означает «Храм бдящих ангелов». Находится по пути из Еревана в Эчмиадзин. Разрушен во время землятресения в Х веке, был обнаружен в начале ХХ века. Входит в список всемирного наследия Юнеско.



31. Храм Гарни . Ну и, конечно, не можем обойти один из самых популярных храмов — единственный сохранившийся на территории Армении храм дохристианской эпохи — языческий храм Гарни.


Конечно, здесь представлены далеко не все храмы Армении, но мы постарались отметить самые значимые из них. Ждем Вас среди наших гостей и мы покажем Вам самую яркую и красивую Армению.

Заглянуть внутрь армянских храмов можете в статье —

Присоединиться к .

фото: , Андраник Кешишян, Мгер Ишханян, Артур Манучарян