Год: 1875 Жанр: рассказ
Главные герои: мальчик Филиппок.
Основным персонажем произведения, названного писателем былью, является маленький мальчик, называемый всеми ласковым именем Филипок.
Писатель повествует о большом желании мальчика посещать школьные занятия, однако в силу возраста Филипку еще не позволяют ходить в школу с другими ребятами.
В один из дней, оставшись дома под присмотром старенькой бабушки, мальчик решает осуществить свою мечту и, дождавшись, когда бабуля задремлет, Филипок одевается и направляется к зданию школы. Правда, мальчику приходится надеть большую отцовскую шапку, поскольку своей он не смог обнаружить.
По пути к школе Филипок сталкивается с препятствиями в виде злых собак, пытающихся укусить незнакомого мальчишку, и чужих людей, искренне не понимающих появление на улице малыша без родителей.
Дойдя до школы, Филипок со страхом переступает ее порог, предварительно обнажив голову. Преодолевая стеснение, он входит в класс, в котором учится его старший брат Костя. Учитель с раздражением прерывает урок, не понимая причины появления ребенка, а растерянный Филипок только молча плачет. Дети объясняют учителю, что мальчик сильно хочет получать знания. Понимающий педагог решает оставить Филипка на занятиях, усадив его за парту рядом с братом.
Пример малыша, тянущегося к познанию нового и интересного, - главный смысл рассказа писателя.
Картинка или рисунок Филиппок
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
- Краткое содержание Записки маленькой гимназистки Чарская
Главным персонажем произведения является осиротевшая девочка. Её мама, предчувствующая свою скорую смерть, позаботилась о судьбе дочки. Она попросила кузена, живущего в Петербурге, помочь девочке.
- Краткое содержание Ножичек с костяной ручкой Солоухин
Ученику второго класса подарили перочинный нож. Он был очень красивый. У ножа было два зеркальных лезвия и костяная ручка. Подарок мальчику привезли из самой столицы.
- Краткое содержание Чехов Счастье
Беззубый старик и молодой парень стерегут отару овец в степи. В сумерках появляется всадник. В нем они узнают мужчину средних лет, Пантелея. Пожилой пастух завязывает разговор и сообщает новость о смерти Ефима Жменя, кузнеца.
- Краткое содержание Вересаев Записки врача
В 1901 году на прилавках магазинов появилась книга, тогда еще молодого врача, который по совместительству являлся писателем, под названием Записки врача. Звали автора данной книги Викентий Вересаев.
- Краткое содержание Запах хлеба Казаков
Героиню произведения зовут Дуся. Проживает она в Столице вместе с супругом. Повествование начинается первого января. Пьяный муж отворил дверь и обнаружил телеграмму с посланием о том, что мать его жены скончалась.
Название произведения: Филипок
Число страниц: 2
Жанр: рассказ
Главные герои: Филипок, учитель.
Краткое содержание рассказа "Филипок" для читательского дневника
Жил-был в одной слободке мальчик Филипок, который собирался пойти в школу, но оказался слишком маленьким для этого.
И мать его не пустила. Остался Филипок со своей бабушкой один в доме.
Скучно было Филипку, и решил он сам пойти в школу.
По дороге облаяли Филипка собаки, и испугался мальчик собак, убежал от них, добрался до школы.
Тут, услышав шум ребят, вновь оробел Филипок, вдруг его отсюда погонят?
Но набрался Филипок смелости и вошел в школу.
Снял, как полагается шапку, а учитель в шарфе и кричит на него: Кто такой?
Филипок от страха и замолчал, сказать слова не может.
Учитель подумал, что он немой и хотел домой отправить.
Но мальчик заплакал и пожалел его учитель.
Да тут и ребята сказали, что Филипок, мол, это, а брат его Костюшка, тут же вот сидит.
Посадил учитель Филипка рядом с братом.
Потом обнадежил мальчика, пообещав упросить мать Филипка, чтобы впредь пускала она его, раз желание у мальчика есть. А
потом стал и буквы показывать. Только вот Филипок их уже знает. Откуда? А брат научил.
Потом Филипок прочитал по просьбе учителя молитву, и так и стал с той поры ходить в школу.
План пересказа произведения:
1. Филипка мал для школы
2. Скука дома
3. Дорога в школу
4. Встреча с учителем
5. Занятие на лавке
6. Филипок и школа
Рисунок - иллюстрация к рассказу "Филипок" Льва Толстого
Главная мысль:
Тяга к учению должна быть у каждого человека, и даже самый маленький ребенок должен хотеть научиться чему-то новому.
Чему учит произведение Филипок: рассказ "Филипок" учит самостоятельности и умению достигать поставленной перед собой цели.
Синквейн:
Маленький, умный.
Пошел, встретил, написал.
Разум превыше возраста.
Краткий отзыв по рассказу Льва Толстого "Филипок" Понравилось ли произведение и почему?
Мне понравился рассказ "Филипок" потому что его главный герой очень добрый и смешной мальчик, за которого переживаешь, желая успеха в его желании учиться в школе. Рассказ написан очень простым и понятным языком.
Пословицы:
1) Ученье свет, а неученье тьма.
2) Человек сам кузнец своего счастья.
Неизвестные ранее слова и их значения:
Поденная работа - работа на один день с последующей оплатой;
слобода - поселок;
полы - нижняя часть верхней одежды;
бедовый - смелый, смекалистый.
Год написания: 1875
Жанр произведения: рассказ
Главные герои: Филиппок – мальчик.
Сюжет
Однажды, все ребята в деревне ушли утром на учебу в школу. Филипп хотел идти с ними, но мать сказала, что он еще мал. Родители ушли на работу, и мальчик остался один с бабушкой. Та уснула на печи, стало скучно. Взяв старую шапку отца, мальчик смело направился к школе. А она находилась за селом. В пути на Филиппка напали собаки, но добрый мужик отогнал их. Мальчик, не объяснив куда спешит побежал оттуда. В школе шел урок, было тяжело решится войти. Но обратно к собакам не хотелось. Войдя, Филлипок от страху не смог ответить на простые вопросы учителя. Вмешались ребята и рассказали, что это Костюшкин брат. Учитель посадил его возле брата, и пообещал, что договорится с матерью, чтобы Филипп постоянно был в школе. Мальчик говорил, что он ловкий, но учитель показал, что хвалится еще нечем. Так Филиппок стал учиться со старшими детьми.
Вывод (мое мнение)
Желание учится в раннем возрасте может повлиять на дальнейшую жизнь. Целеустремленность Филиппка была вознаграждена. Мальчик был смел и мужествен. Нападение собак не заставило бежать домой. И хотя он заплакал со страху перед учителем, победил себя. Учитель показал, насколько важно быть скромным.
Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала ему:
— Куда ты, Филипок, собрался?
— В школу.
— Ты ещё мал, не ходи. — И мать оставила его дома.
Ребята ушли в школу. Отец ещё с утра уехал в лес, мать ушла на подённую работу. Остались в избе Филипок да бабушка на печке.
Стало Филипку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашёл, взял старую отцовскую и пошёл в школу.
Школа была за селом у церкви. Когда Филипок шёл по своей слободе, собаки не трогали его — они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок. Филипок бросился бежать, собаки за ним. Филипок стал кричать, споткнулся и упал. Вышел мужик, отогнал собак и сказал:
— Куда ты, пострелёнок, один бежишь?
Филипок ничего не сказал, подобрал полы и пустился бежать во весь дух. Прибежал он к школе. На крыльце никого нет, а в школе, слышно, гудят голоса ребят. На Филипка нашёл страх: «Что, как учитель меня прогонит?» И стал думать, что ему делать. Назад идти — опять собака заест, в школу идти — учителя боится. Шла мимо школы баба с ведром и говорит:
— Все учатся, а ты что тут стоишь?
Филипок и пошёл в школу.
В сенцах снял шапку и отворил дверь. Школа вся была полна ребят. Все кричали своё, и учитель в красном шарфе ходил посередине.
— Ты что? — закричал он на Филипка.
Филипок ухватился за шапку и ничего
не говорил.
— Да ты кто?
Филипок молчал.
— Или ты немой?
Филипок так напугался, что говорить не мог.
— Ну, так иди домой, коли говорить не хочешь.
А Филипок рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал. Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик.
— Это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришёл в школу.
— Ну, садись на лавку возле брата, а я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу.
Учитель стал показывать Филипку буквы, а Филипок их уже знал и немножко читать умел.
— Ну-ка, сложи свое имя.
Филипок сказал;
— Хве-и — хви, ле-и — ли, пе-ок — пок.
Все засмеялись.
— Молодец, — сказал учитель. — Кто же тебя учил читать?
Филипок осмелился и сказал:
— Костюшка! Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий!
Учитель засмеялся и сказал:
— Ты погоди хвалиться, а поучись.
С тех пор Филипок стал ходить с ребятами в школу.