Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Самосознание можно определить как. Компоненты Я – концепции

Характеристика самосознания. Уровни, структура, компоненты самосознания

Самосознание - сознание субъектом самого себя в отличие от иного -- других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, переживаний, действий.

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако, зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание "Я" - примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

Стадии (или этапы) развития самосознания:

Открытие "Я" происходит в возрасте 1 года.

К 2-м 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.

К 7-и годам формируется способность оценивать себя (самооценка).

Подростковый и юношеский возраст - этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

На формирование самосознания влияют:

Оценки окружающих и статус в группе сверстников.

Соотношение "Я-реальное" и "Я-идеальное".

Оценка результатов своей деятельности.

Компоненты самосознания по В.С. Мерлину:

сознание своей тождественности;

сознание своего собственного "Я" как активного, деятельного начала;

осознание своих психических свойств и качеств;

определенная система социально-нравственных самооценок.

Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно.

Функции самосознания

Самопознание - получение информации о себе.

Эмоционально-ценностное отношение к себе.

Саморегуляция поведения.

Значение самосознания

Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.

Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта.

Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.

Самооценка. Виды и источники ее формирования

Самооценка - оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изучаемая в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Самооценка связана с одной из центральных потребностей в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.

Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности, а так же отдельных форм своей активности: общения, поведения, деятельности, переживания.

Как же личность осуществляет самооценку? Человек становится личностью в результате совместной деятельности и общения. Все, что сложилось и осталось в личности, возникло благодаря совместной с другими людьми деятельности и в общении с ними, а для этого предназначено. Человек включает в деятельность и общение. Важные ориентиры для своего поведения, все время сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие, справляется с их мнениями, чувствами и требованиями. В конечном счете, если оставить в стороне удовлетворения естественных потребностей, все, что делает человек для себя (учится ли он, способствует чему-либо или препятствует), он делает это вместе с тем и для других, и может быть, в большей степени для других, чем для себя, даже если ему кажется, что все обстоит как раз наоборот.

К. Марксу принадлежит справедливая мысль: смотрится, как в зеркало, в другого человека, лишь относясь к человеку. Иначе говоря, познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют выработать собственную оценку. Уже сложившиеся оценки собственного “Я” есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его личностным качествам, поступкам, появлениям; все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое самочувствие. Другими словами, личность ориентируется на референтную группу (реальную или идеальную), идеалы которых являются ее идеалами, интересы - ее интересами и т. д. В процессе общения она постоянно сверяет себя с эталоном в зависимости от результатов проверки, оказывается довольный собой или недовольный. Каков же психологический механизм этой проверки?

Психология располагает рядом экспериментальных методов выявления самооценки человека, ее количественной характеристики.

Так, с помощью коэффициента ранговой корреляции может быт сопоставлено представление индивида о последовательном ряде эталонных качеств (т. е. определено его “Я идеальное”) с его “Я текущим”, т. е. рядом качеств расположенных в той последовательности, в которой они данному человеку представляются выраженными у него самого.

Важно, что в эксперименте испытуемый не сообщает экспериментатору сведений о своем реальном и идеальном “Я”, а производит необходимые подсчеты самостоятельно по предложенной ему формуле, что избавляет его от опасений сказать о себе больше, чем ему этого хотелось бы, излишне раскрыть себя. Полученные коэффициенты самооценки личности дают возможность судить о том, каков “Я-образ” в количественном выражении.

Возникает представление о том, что каждый человек имеет своего рода “внутренний манометр”, показания которого свидетельствуют о том, как он себя оценивает, каково его самочувствие, доволен ли он собой или нет. Значение этой суммарной оценки удовлетворения своими качествами очень велико. Слишком высокая и слишком низкая самооценки могут стать внутренним источником конфликтов личности. Разумеется эта конфликтность может проявляться по-разному.

Самооценка может быть оптимальной и неоптимальной.

При оптимальной, адекватной самооценке личность правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. И к оценке достигнутого он подходит не только со своими мерами, но и старается предвидеть, как этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие. Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, т. е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций. К оптимальной относятся самооценки “высокий уровень” и “выше среднего уровня” (человек заслуженно ценит, уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию). Но самооценка м. б. и неоптимальной - чрезмерно завышенной или слишком заниженной.

На основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Завышенная самооценка приведет и к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он не редко сталкивался с противодействиями окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность или нарочитое высокомерие, агрессию и в конце концов может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться. Происходит острое эмоциональное “отталкивание” всего, что нарушает представление о себе. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным - чисто эмоциональным. Рациональное звено оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы - как несправедливо заниженная. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.

Человек с завышенной неадекватной самооценкой не желает признавать, что все это - следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Возникает тяжелое эмоциональное состояние - аффект неадекватности, главной причиной которого является стойкость сложившегося стереотипа завышенной оценки самой личности. Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответствии с реальным положением дел - увеличивается при успехе и снижается при неудачах, то это может способствовать развитию личности, т. к. ей приходится прикладывать максимум усилий для достижения поставленных целей, развивать свои способности и волю.

Самооценка может быть и заниженной, т. е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, устойчивости, неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения и тревожности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.

Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, исполняют самоконтроль. Особенно это заметно происходит в общении, где лица с завышенной и заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже заметить, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений.

При заниженной самооценке конфликты могут возникать из-за чрезмерной критичности этих людей. Они очень требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других. И хотя это делается из самых лучших побуждений, все же становится причиной конфликтов в силу того, что не многие могут терпеть систематическое “пиление”. Когда в тебе видят только плохое и постоянно указывают на это, то возникает неприязнь к источнику таких оценок, мыслей и действий.

Выше упоминалось об эффекте неадекватности. Это психологическое состояние возникает, как попытка лиц с завышенной самооценкой оградить себя от реальных обстоятельств и сохранить привычную самооценку. К сожалению, это приводит к нарушению отношений с другими людьми. Переживание обиды и несправедливости позволяет чувствовать себя хорошо, оставаться на должной высоте в собственных глазах, считать себя пострадавшим или обиженным. Это возвышает человека в его собственных глазах и исключает недовольство собой. Потребность в завышенной самооценке удовлетворяется, и отпадает необходимость изменить ее, т. е. вплотную заняться самоуправлением. Это не самый лучший способ поведения, и слабость подобной позиции обнаруживается незамедлительно или спустя некоторое время. Неизбежно возникают конфликты с людьми, которые имеют иные преставления о данной личности, ее способностях, возможностях и ценности для общества. Аффект неадекватности - это психологическая защита, она является временной мерой, поскольку не решает главной задачи, а именно: коренного изменения неоптимальной самооценки, выступающей причиной возникновения неблагоприятных межличностных отношений. Психологическая защита годится как прием, как средство решения простейшей задачи, но не подходит для продвижения и главным, стратегическим целям, рассчитанным на свою жизнь.

Поскольку самооценка складывается под влиянием оценки окружающих и, став устойчивой, меняется с большим трудом, то изменить ее можно, изменив отношение окружающих (сверстников, сотрудников по работе, преподавателей, родных). Поэтому формирование оптимальной самооценки сильно зависит от справедливости оценки всех этих людей. Особенно важно помочь человеку поднять неадекватно заниженную самооценку, поверить в себя, в свои возможности, в свою ценность.

Для нас человек определяется, прежде всего, не его отношением к собственности, а его отношением к его труду. Поэтому и его самооценка определяется тем, что он как общественный индивид делает для общества. Это сознательное, общественное отношение к труду является стержнем, на котором перестраивается вся психология личности, оно же становится основой и стержнем ее сознания.

Самооценка человека существенно обусловлена мировоззрением, определяющим нормы оценки.

В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание.

В ходе социализации расширяются и углубляются связи человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его Я, его самосознания.

Формирование последнего становится венцом развития сознания. В результате человек не только может отражать внешний мир, но, выделив себя в нем, познавать и свой внутренний, переживать его и определенным образом относиться к себе. Мерилом этого отношения являются прежде всего другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение - это не столько проявление того, каков человек на самом деле, сколько следствие представлений о самом себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

Образ Я, или самосознание (представление о себе), не возникает сразу, а складывается постепенно на протяжении жизни индивида под воздействием многочисленных социальных влияний и включает 4 компонента (по В. С. Мерлину):

  • сознание отличия себя от остального мира;
  • сознание Я как активного начала субъекта деятельности;
  • сознание своих психических свойств, эмоциональную самооценку;
  • социально-нравственную самооценку, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

В современной науке существуют различные точки зрения на генезис самосознания. Традиционным является понимание его как исходной, генетически первичной формы человеческого сознания, основывающейся на самоощущении, самовосприятии человека, когда еще в раннем детстве у ребенка формируется целостное представление о своем физическом теле, о различении себя и всего остального мира. Исходя из концепции «первичности» способность к самопереживанию оказывается особой универсальной стороной самосознания, которая его порождает.

Существует и противоположная точка зрения, согласно которой самосознание - это высший вид сознания, возникший как результат его развития. «Не сознание рождается из самопознания, из Я, а самосознание возникает в ходе развития сознания личности…» (С. Л. Рубинштейн).

Третье направление психологической науки исходит из того, что сознание внешнего мира и самосознание возникли и развивались вместе, одновременно, будучи взаимообусловленными. По мере объединения «предметных» ощущений складывается представление человека о внешнем мире, а в результате синтеза самоощущений - о самом себе. В онтогенезе самосознания можно выделить два основных этапа: на первом этапе формируется схема собственного тела и чувство Я. Затем, по мере совершенствования интеллектуальных возможностей и становления понятийного мышления, самосознание достигает рефлексивного уровня, благодаря чему человек может осмысливать свое отличие в понятийной форме. Поэтому рефлексивный уровень индивидуального самосознания всегда остается внутренне связанным с аффективным самопереживанием (В. П. Зинченко). Исследования показали, что самоощущение контролируется правым полушарием мозга, а рефлексивные механизмы самосознания - левым.

Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна при этом оставаться сама собой. Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: он помнит о прошлом, переживает настоящее, имеет надежды на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое. Главная функция самосознания - сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и позволить понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самосовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.

Только благодаря осознанию своей индивидуальности возникает особая функция - защитная: стремление защитить свою уникальность от угрозы ее нивелирования.

С самосознанием связана особая значимость того, что важно стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях. Для подобной самоактуализации (быть собой и даже лучше) необходимо: полностью погрузиться во что-либо без остатка, преодолев желание защититься и свою застенчивость, и переживать погружение, не прибегая к самокритике. Также необходимо делать выбор, принимать решения и брать на себя ответственность, прислушиваться к себе самому, дать возможность проявиться своей индивидуальности; непрерывно развивать свои умственные способности, реализовать свои возможности полностью в каждый данный момент.

Критерии самосознания таковы:

  1. выделение себя из среды, осознание себя как субъекта, автономного от физической, социальной среды;
  2. осознание своей активности: «Я управляю собой»;
  3. осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это, может быть, и мое качество»);
  4. моральная оценка себя, наличие рефлексии: осознание своего внутреннего опыта.

Формирование Я-концепции начинается с раннего детства, проходя ряд этапов:

  1. Физическое выделение себя из окружающего мира начинается в младенчестве и завершается к 2 годам, когда ребенок понимает, что его тело существует независимо от внешнего мира и принадлежит только ему. Тогда ребенок способен узнавать себя в зеркале, устанавливает границы своих владений («мой ботинок», «моя кукла»), осознавая себя и другого ребенка как отдельных существ.
  2. Отношение к себе формируется в дошкольный период. Ребенок, например, считает себя «хорошим» или «неумехой»; в основном такие самооценки прямо отражают отношение к нему окружающих - прежде всего родителей, братьев, сестер. Со временем это становится базисным элементом Я-концепции, хотя впоследствии выявить такие элементы трудно, поскольку они приобретаются в то время, когда речевое развитие ребенка еще не позволяет их адекватно вербализовать.
  3. Дошкольники очарованы собой, и поэтому многие их занятия и мысли направлены на то, чтобы как можно больше узнать о себе. Они сравнивают себя с другими детьми, обнаруживая различия в росте, цвете волос, поле, происхождении, симпатиях. Они сравнивают себя со своими родителями, узнают, что у них есть общие с ними черты, и открывают новые для себя формы поведения, которые стараются перенять, Желая как можно больше узнать о себе, дошкольники задают множество вопросов: откуда они появились, почему им становятся малы их ботинки, хорошие ли они дети или плохие и т. д. По мере того как дети узнают, кто они и что собой представляют, и начинают расценивать себя как активную силу в своем окружении, они создают из разрозненных знаний когнитивную теорию о себе, или «личный сценарий», помогающий им интегрировать поведение. Наиболее сильное влияние на развивающийся у ребенка образ Я обычно оказывают родители, поскольку именно они предоставляют определения правильных и неправильных действий, образцы поведения и оценки поступков, и все это кладется в основу представлений ребенка. Происходит процесс интернализации, в ходе которого социальные правила и нормы поведения становятся собственностью самого дошкольника, т. е. он принимает их как свои ценности. Как же дети интернализуют эти ценности?
  4. Вначале ребенок может просто копировать словесные формулировки родителей: например, рисуя мелом на стене, он говорит себе: «Нельзя, нельзя, нельзя!», т. е. делает то, что ему хочется, и в то же время пытается сдержать себя. Через несколько месяцев он, вероятно, сможет настолько контролировать себя, что не поддастся побуждению, которое сейчас еще не способен побороть. Развивающаяся Я-концепция и формирующиеся социальные понятия способствуют попыткам детей управлять своим поведением.
  5. В школьном возрасте происходит существенное изменение образа Я, напрямую зависящее от успехов/неудач в учебе, от отношения учителей, родителей и сверстников. Если ребенок добивается хороших результатов в учебе, он включает трудолюбие как составную часть в свой образ Я. Дети, неуспевающие в школе, могут начать чувствовать себя неполноценными по сравнению со сверстниками, и есть опасность, что это чувство останется у них на всю жизнь, особенно обостряясь в ситуациях оценивания. Если, однако, они все же смогут преуспеть в чем-то, что ценится в их среде (в спорте, музыке, искусстве или иных занятиях), у них сохраняется шанс сберечь трудовой настрой, положительный образ Я и желание доводить дела до конца. Способность видеть себя отличным от других людей, обладающим определенными свойствами, составляет образ Я. Самоуважение означает видение себя человеком, обладающим положительными качествами, т. е. способным достигать успеха в том, что является для него важным. В младшем школьном возрасте оно связано преимущественно с уверенностью в своих академических способностях, которая соотносится со школьной успеваемостью. Дети, которые хорошо учатся в школе, имеют более высокую самооценку, чем неуспевающие ученики. Если ребенок принадлежит к социальной среде, где образованию не придается большого значения, его самоуважение может быть вообще не связано с достижениями в учебе.
  6. В отрочестве и юности самооценки принимают более отвлеченный характер, подростки заметно озабочены тем, как их воспринимают окружающие. Найти себя, собрать из мозаики знаний о себе собственную идентичность становится первостепенной задачей. Именно в этот период интеллект подростков и юношей достигает такого уровня развития, который позволяет им задумываться над тем, что представляет собой окружающий мир и каким ему следует быть. С обнаружением этих новых познавательных способностей у юношей и девушек развивается эгоидентичность - целостное, связное представление о себе.
  7. На протяжении всего взрослого периода жизни человек стремится и сохранить достаточно устойчивую Я-концепцию, и изменить ее. Важные события жизни - смена работы, женитьба, рождение детей и внуков, развод, потеря работы, война, личные трагедии - заставляют нас пересматривать отношение к себе. На рис. 4.4 приведены различные факторы, влияющие на Я-концепцию.

Я-концепция играет важнейшую роль в формировании целостной личности. Представления человека о самом себе даже в детском возрасте и тем более во взрослом периоде жизни должны быть согласованными, не противоречащими друг другу, иначе личность распадется на отдельные фрагменты и человек будет страдать от смешения ролей. Я-концепция включает в себя как реальное, так и идеальное Я - наши представления о том, каковы мы на самом деле и какими бы нам хотелось и следовало быть. Человек, воспринимающий эти два Я как не слишком далеко отстоящие друг от друга, скорее приобретет зрелость и окажется приспособленным к жизни, чем тот, который ставит свое реальное Я намного ниже идеального.

Если какая-то информация идет вразрез с нашими представлениями о себе, мы, скорее всего, не пропустим ее через наш «фильтр». Когда поведение человека согласуется с его образом Я, он часто может обойтись и без одобрения со стороны окружающих: он доволен собой и ему не надо других наград. Это означает, что Я-концепция может выполнять функцию самопоощрения. Но порой она выступает как обвинение человека. Люди, считающие себя неудачниками, могут подсознательно подрывать свои усилия, направленные на исправление ситуации, чтобы сохранить свой привычный образ. Резкая его перемена - даже в лучшую сторону - может восприниматься человеком весьма болезненно, так как ему придется вновь вести борьбу за свою идентичность.

При анализе динамической структуры самосознания используют два понятия: текущее Я и личностное Я. Первое обозначает конкретные формы осознания себя в настоящем, т. е. непосредственные процессы деятельности самосознания. Второе - это устойчивая структурная схема самоотношения, ядро синтеза «текущих Я». В каждом акте самосознания одновременно выражены элементы самопознания и самопереживания.

Так как отражаются все процессы сознания, человек может не только осознавать, оценивать и регулировать собственную психическую деятельность, но и сознавать себя сознающим, самооценивающим.

В структуре самосознания можно выделить:

  1. осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего Я («Я как действующий субъект»);
  2. осознание своих реальных и желаемых качеств (реальное Я и идеальное Я);
  3. познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);
  4. эмоциональное, чувственное представление о себе.

Таким образом, самосознание включает в себя:

  • самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);
  • самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

Наиболее известная в современной науке модель структуры самосознания предложена К. Г. Юнгом и основана на противопоставлении осознаваемых и неосознаваемых элементов человеческой психики. Он выделяет два ее уровня. Первый - субъект всей человеческой психики - «самость», которая персонифицирует как сознательные, так и бессознательные процессы и поэтому есть как бы тотальная личность. Второй уровень - форма проявления самости на поверхности сознания, осознаваемый субъект, сознательное Я.

Когда человек думает «Я знаю себя», «Я чувствую, что устал», «Я ненавижу себя», то в этом случае он является одновременно и субъектом, и объектом. Несмотря на идентичность Я-субъекта и Я-объекта, все же необходимо их различать. Первую сторону личности принято называть Я, а вторую - самостью. Различие между ними относительно. Я является наблюдающим началом, самость - наблюдаемым. У современного человека первое наблюдает за самостью и чувствами, как если бы те были чем-то отличным от него. Однако может быть и наоборот: Я отслеживает свою склонностью наблюдать, и в этом случае оно становится самостью.

Психологи рассматривают последнюю как направленность всей личности на осуществление максимума потенциальных возможностей индивида.

Мерилом для самоотношения человека являются прежде всего другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление о себе, делая его более многогранным. Сознательное поведение - не столько проявление того, каков человек на самом деле, сколько результат его представлений о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях.

В структуре самосознания можно выделить 4 уровня:

  • непосредственно-чувственный уровень: самоощущение, самопереживание психосоматических процессов и собственных желаний, переживаний, состояний психики, в результате чего достигается простейшая самоидентификация личности;
  • Выразительность речи предполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.

Самосознание - это осознание человеком самого себя. Осознание своей непохожести ни на кого другого. Осознание своих эмоций, чувств, переживаний, своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, мотивов, инстинктов, действий.

Самосознание понимается как психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ «Я».

«Образ «Я» -- это не просто представление или понятие личности о самой себе, а социальная установка, отношение личности к себе. Поэтому в образе «Я» можно выделить три компонента:

  • 1. Познавательный (когнитивный) - знание себя, самосознание;
  • 2. Эмоционально - оценочный - ценностное отношение к себе;
  • 3. Поведенческий - особенности регуляции поведения.

Самосознание не рождается вместе с человеком: у ребёнка нет такого свойства. Ребёнок не воспринимает себя самостоятельным субъектом. Скорее, он смотрит на себя глазами окружающих как будто со стороны. По наблюдениям учёных приблизительно с двух-трёх лет ребёнок начинает пользоваться местоимениями «я», «мой» и осознавать свою «единственность», особенность. Чем старше ребёнок, тем больше он осознаёт свои личные качества, тем большее значение приобретает его самооценка. Значит, самосознание появляется и проявляется в результате развития человека.

Выделяют несколько стадий развития самосознания:

Первая стадия - это осознание своего «Я» ребёнком от года до двух лет.

Вторая стадия - ребёнок от 2 до 3 лет осознаёт себя создателем, делателем; он понимает разницу между своими и чужими действиями.

Третья стадия - к 7 годам человек уже может оценить себя и свои поступки.

Четвёртая стадия - это возраст подростков и юношей, когда молодые люди активно ищут себя, свою манеру поведения. В 10-11 лет человек начинает проявлять особый интерес к самому себе, к своему внутреннему человеку; это самый активный «самопознавательный» этап.

На становление и развитие самосознания влияют следующие факторы:

В первую очередь, это оценки окружающих: друзей, родных, знакомых.

Во-вторых, это собственная оценка (самооценка), причём, имеет значение соотношение реальной оценки и идеальной. Ведь не всегда человек может объективно оценить себя. Мы часто преувеличиваем свои достоинства и стараемся «спрятать» недостатки. Трудно быть объективным, особенно если речь идёт о самом себе. И наконец - это собственная оценка итогов своей деятельности. эмоциональный оценивание самосознание психология

Все составляющие взаимно связаны: самосознание состоит из познания самого себя и из отношения к самому себе. Благодаря самосознанию человек прогнозирует и регулирует своё поведение. Без него не достигнешь внутренней гармонии и согласованности, учитывая и прошлое, и настоящее, и будущее. Оно определяет характер и даёт оценку приобретённому жизненному опыту. Также, даёт направление ожидаемому в будущем поведению. Самосознание не всегда объективно. Иногда, оно передаёт жизнь и окружающую действительность не совсем так, как это осознаётся другими, то есть человек воспринимает себя так, как ему удобно или хочется. Взрослея, приобретая жизненный опыт, переосмысливая жизнь, становясь более мудрым, человек начинает понимать своё предназначение - кто он, зачем пришёл в этот мир, какова цель его жизни. Он осознаёт себя не отдельно взятой личностью, а человеком, имеющим отношения с другими людьми, коллективами, группами. Если поменять окружение, поменяешься и сам. Значит, и отношение к себе тоже поменяется.

При изменении жизненных ситуаций или обстоятельств, в новых коллективах, при изменении семейного положения или социального статуса, у человека меняется сознание, самоотношение, самооценка; меняется его внутренний мир, взгляды, отношения с другими.

Самосознание продолжает формироваться (и может меняться) всю жизнь. Появляются новые отношения, новые виды деятельности, новые знакомства, которые могут существенно поменять сознание человека.

Отношение человека к самому себе зависит от отношения к нему других людей и их оценки. Одна встреча с новым человеком может радикально изменить жизнь. При этом и сам человек меняется. Наиболее подвержены влиянию дети (их сознание открыто для любой информации), поэтому их так легко «перевоспитывает» дурной пример (телевизор, интернет, друзья с улицы и т.п.).

В самосознании соединились три линии отношений:

  • 1. - отношение к самому себе;
  • 2. - отношение к окружающим;
  • 3. - отношение окружающих.

Значит, самосознание определяет наши отношения с самими собой, с людьми и отношение людей к нам.

Формирование отношения к самому себе происходит в самую последнюю очередь, после того, как самосознание уже определилось с отношениями к событиям, явлениям, предметам, другим людям. После приобретения жизненного опыта самосознание начинает «работать» с собственной структурой сознания, изучать его, анализировать, оценивать (самоанализ, самооценка).

Самооценка может меняться, становиться лучше. Самооценка регулирует поведение человека, уравновешивает его желания и возможности. Адекватную самооценку может сделать зрелое сознание.

Самосознание помогает ставить цели и достигать их, помогает наполнять жизнь смыслом и делать человека ценным.

Самосознание помогает контролировать наше поведение, даёт нам чувство ответственности. Самоконтроль требует усилия воли.

Самосознание - это сложная психологическая структура, включающая в себя, в качестве особых компонентов, как считает В.С.Мерлин, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного “я“ как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток тождественности сознания появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание “я” - примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

А.Г. Спиркин дает следующее определение: “ самосознание - это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Самосознание - конституирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением последней “.

Самосознание имеет своим предметом сознание, следовательно, противопоставляет ему себя. Но, в то же время сознание сохраняется в самосознании в качестве момента, поскольку ориентировано на постижение своей собственной сущности. Если сознание есть субъективное условие ориентировки человека в окружающем мире, то есть знание о другом, то самосознание есть ориентировка человека в собственной личности, знание человека о самом себе, это своего рода “духовный свет, обнаруживающий и себя и другое “.

Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя. Основным значение самосознания, по мнению А.Г.Спиркина, следует считать “просто сознание нашего наличного бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего “я”.

Самосознание, является венцом развития высших психических функций, оно позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.

Самосознание - динамичное исторически развивающееся образование, выступающее на разных уровнях и в разных формах.

Примерно в 11-12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личные черты, поступки анализируются им пристрастно. Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть. Познать себя ему помогают друзья, в которых он смотрится как в зеркало, в поисках сходства, и отчасти близкие и взрослые. Личностная рефлексия, потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальнось в общении с ровесником, и дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии.

Понятие о самосознании. Взаимосвязь между сознанием и самосознанием
Нейропсихологические механизмы развития сознания и самосознания

Самосознание личности

В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание.
В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его «Я». Образ «Я», или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает четыре компонента (по В. С. Мерлину):
· сознание отличия себя от остального мира;
· сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;
· сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;
· социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.
Критерии самосознания:
· выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды);
· осознание своей активности - «Я управляю собой»;
· осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»);
· моральная оценка себя, наличие рефлексии - осознание своего внутреннего опыта.
В структуре самосознания можно выделить:
· осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я как действующий субъект»);
· осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»);
· познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);
эмоциональное, чувственное представление о себе. Таким образом, самосознание включает в себя: самопознание (интеллектуальный аспект познание себя) и самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе)

В целом можно выделить три пласта сознания человек а:
· отношение к себе;
· отношение к другим людям;
· ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).
Отношение к другим людям, осознание этого отношения бывает качественно различным:
· эгоцентрический уровень отношений (отношение к себе как самоценности влияет на отношение к другим людям («Если мне помогают, то - хорошие люди»);
· группоцентрический уровень отношений («Если другой человек принадлежит к нашей группе, он - хороший»);
· просоциальный уровень («Другой человек - это самоценность, уважай и прими другого человека таким, каков он есть», «Поступай с другим так, как ты бы хотел, чтобы поступили с тобой»);
· эстохолический уровень - уровень исходов («Каждый человек находится в определенном соотнесении с духовным миром и с богом. Милосердие, совесть, духовность - главное в ношении к другому человеку»).

Понятие о самосознании. Взаимосвязь между сознанием и самосознанием
Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение |к окружающей среде, к другим людям.
Выделяют следующие свойства сознания:
· построение отношений;
· познание;
· переживание.
Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции - формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием.
Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

И первичным актом сознания является акт идентификации с символами культуры, организующий человеческое сознание, делающий человека человеком. За вычленением смысла, символа и идентификацией с ним следует выполнение, активная деятельность человека по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность человека по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения.
Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко).
Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя:
· биодинамические свойства движений, опыт действий;
· чувственные образы.
Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя:
· значение;
· смысл.
Значение - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения - понятия.
Смысл - субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.
На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т. е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания).
Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознание собственного «Я». Сознание :
· рождается в бытии,
· отражает бытие,
· творит бытие.
Функции сознания :
· отражательная,
· порождающая (творчески-креативная),
· регулятивно-оценочная,
· рефлексивная функция - основная функция, характеризует сущность сознания.

В качестве объекта рефлексии могут выступать:

· отражение мира,
· мышление о нем,
· способы регуляции человеком своего поведения,
· сами процессы рефлексии,
· свое личное сознание.
Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит:
· образ,
· операционное и предметное значение,
· осмысленное и предметное действие.
Слова, язык не существуют только как язык, в них объективировались формы мышления, которые мы и овладеваем через использование языка.
Взаимодействие сознания и подсознания
В зоне ясного сознания находит свое отражение малая часть одновременно приходящих из внешней и внутренней среды организма сигналов. Сигналы, попавшие в зону ясного сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. Осознание затрудняющих регуляцию или решение задачи обстоятельств способствует нахождению нового режима регулирования или нового способа решения, но как только они найдены, управление вновь передается в подсознание, а сознание освобождается для разрешения вновь возникающих трудностей. Эта непрерывная передача управления, обеспечивающая человеку возможность решать все новые задачи, опирается на гармоничное взаимодействие сознания и подсознания. Сознание привлекается к данному объекту только на короткий интервал времени и обеспечивает выработку гипотез в критические моменты недостатка информации.
Большая часть процессов, протекающих во внутреннем мире человека, им не осознается, но в принципе каждый из них может стать осознанным. Для этого нужно выразить его словами - вербализировать. Выделяют:
· подсознательное - те представления, желания, действия, устремления, которые ушли сейчас из сознания, но могут потом прийти в сознание;
· собственно бессознательное - такое психическое, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным.
Фрейд считал, что бессознательное - это не столько те процессы, на которые не направляется внимание, сколько переживания, подавляемые сознанием, такие, против которых сознание воздвигает мощные барьеры.
Человек может прийти в конфликт с многочисленными социальными запретами, в случае конфликта у него возрастает внутренняя напряженность и в коре головного мозга возникают изолированные очаги возбуждения. Для того, чтобы снять возбуждение, нужно прежде всего осознать, сам конфликт и его причины, но осознавание невозможно без тяжелых переживаний, и человек препятствует осознанию, эти тяжелые переживания вытесняются из области сознания.
Для исключения такого болезнетворного влияния необходимо осознать травмирующий фактор и переоценить его, ввести его в структуру других факторов и оценок внутреннего мира и тем самым разрядить очаг возбуждения и нормализовать психическое состояние человека. Только такое сознание устраняет травмирующее воздействие «неприемлемой» идеи или желания. Заслуга Фрейда в том, что он сформулировал указанную зависимость и включил её в основу терапевтической практики психоанализа.

Психоанализ — это поиск скрытых очагов в коре мозга, возникающих при вытеснении неприемлемых желаний, и осторожная помощь человеку в осознании и переоценке тревожащих его переживаний. Психоанализ включает:
· поиск очага (его вспоминание);
· вскрытие его (перевод информации в словесную форму);
· переоценку (изменение системы установок, отношений) переживания в соответствии с новой значимостью;
· ликвидацию очага возбуждения;
· нормализацию психического состояния человека.
Только переводя неосознанные импульсы в сознание, можно достигнуть контроля над ними, приобретая большую власть над своими поступками и повышая уверенность в своих силах.
Итак, сознание как внутренняя модель, отражающая внешнюю среду человека и его собственный мир в их стабильных свойствах и динамических взаимоотношениях, помогает человеку эффективно действовать в реальной жизни.
Психические состояния человека
Психические состояния представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми, обществом. В любом психическом состоянии можно выделить три общих измерения :
· мотивационно-побудительное;
· эмоционально-оценочное;
· активационно-энергетическое (определяющим выступает первое измерение).
Наряду с психическими состояниями отдельного человека существуют и «массовидные» состояния, т. е. психические состояния определенных общностей людей (микро и макрогрупп, народов, обществ). В социологической и социально-психологической литературе специально рассматриваются два вида таких состояний - общественное мнение и общественное настроение.
Психические состояния человека характеризуются целостностью, подвижностью и относительной устойчивостью, взаимосвязью с психическими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеобразием и типичностью, крайним многообразием, полярностью.
Целостность психических состояний проявляется в том, что они характеризуют в определенный промежуток времени всю психическую деятельность в целом, выражают конкретное взаимоотношение всех компонентов психики.
Подвижность психических состояний заключается в их изменчивости, в наличии стадий протекания (начало, определенная динамика и конец).
Психические состояния обладают относительной устойчивостью, их динамика менее выражена, чем у психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных). При этом психические процессы, состояния и свойства личности теснейшим образом взаимосвязаны между собой. Психические состояния влияют на психические процессы, являясь фоном их протекания. В то же время они выступают в качестве «строительного материала» для формирования качеств личности, прежде всего характерологических. Например, состояние сосредоточенности мобилизует процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, воли и эмоций человека. В свою очередь, это состояние, неоднократно повторяясь, может стать качеством личности - сосредоточенностью.
Психические состояния отличаются крайним многообразием и полярностью. Последнее понятие означает, что каждому психическому состоянию человека соответствует противоположное состояние (уверенность - неуверенность, активность - пассивность, фрустрация - толерантность и т.д.).
Психические состояния человека можно классифицировать по таким основаниям:

· в зависимости от роли личности и ситуации в возникновении психических состояний - личностные и ситуативные;
· в зависимости от доминирующих (ведущих) компонентов (если таковые явно выступают) - интеллектуальные, волевые, эмоциональные и т. д.;
· в зависимости от степени глубины - состояния (более или менее) глубокие, либо поверхностные;
· в зависимости от времени протекания - кратковременные, затяжные, длительные и т. д.;
· в зависимости от влияния на личность - положительные и отрицательные, стенические, повышающие жизнедеятельность, и астенические;
· в зависимости от степени осознанности - состояния более или менее осознанные;
· в зависимости от причин, их вызывающих;
· в зависимости от степени адекватности вызвавшей их объективной обстановки.
Можно выделить типичные положительные (стенические) – любовь и т.д. и отрицательные (астенические) – горе, например, психические состояния. Например, нерешительность как психическое состояние может возникнуть не только при отсутствии у человека самостоятельности, уверенности в себе, но и ввиду новизны, неясности, запутанности той или иной жизненной ситуации, в экстремальных условиях. Такие условия приводят к возникновению состояния психической напряженности.
В состоянии психической напряженности следует выделить состояние сугубо операционной (операторной, «деловой») напряженности, т. е. напряженности, которая возникает как результат сложности выполняемой деятельности (трудности сенсорного различения, состояния бдительности, сложность зрительно-двигательной координации, интеллектуальная нагрузка и т д.) и эмоциональной напряженности, вызванной эмоциональными экстремальными условиями.
Состояния сна. Роль сна
Традиционно психология признает два состояния сознания , присущих всем людям:
· сон, рассматриваемый как период отдыха;
· состояние бодрствования, или активное состояние сознания, которому соответствует активация всего организма, позволяющая ему улавливать, анализировать сигналы внешнего мира, отправлять некоторые из них в память или же реагировать на них адекватным или неадекватным поведением в зависимости от предшествующего опыта и навыков.
Таким образом, бодрствование - это состояние, в котором мы можем приспосабливаться к внешнему миру.
В среднем наш организм функционирует с чередованием: 16 часов бодрствования и 8 часов сна. Этот 24-часовой управляется внутренним контрольным механизмом, называемым биологическими часами, которые ответственны за возбуждение центра сна, расположенного в стволе мозга, и центра бодрствования, которым служит ретикулярная формация мозга. Долгое время полагали, что сон - это просто полный отдых организма, позволяющий ему восстанавливать силы, израсходованные в период бодрствования. Так, недостаток сна существенно сказывается на поведении: ухудшается или даже нарушается мыслительная и трудовая деятельность, некоторые люди засыпают буквально стоя, галлюцинируют или начинают бредить после 2-3 дней лишения сна. Сейчас известно, что сон - не просто восстановительный период для организма, а включает различные стадии, выполняет разнообразные функции. Выделяют «медленный сон» и «быстрый, парадоксальный сон» в зависимости от особенностей мозговой активности.

Согласно гипотезе Хартмана (1978) , отключение человека от внешней среды во время сна необходимо для содержательной обработки накопленной за день информации.
Сновидения отражают мотивацию, желания человека, эти мотивации как бы всплывают во время сна, когда клетки ретикулярной формации посылают возбуждающие импульсы центрам, ответственным за влечения и инстинкты. Сновидения как бы служат для символической реализации нереализованных желаний человека, разряжают очаги возбуждения, возникшие из-за неоконченных дел и тревожных мыслей. По мнению Фрейда, сновидения обеспечивают психологический комфорт, уменьшая возникшую в течение дня эмоциональную напряженность, вызывая этим чувство удовлетворения и облегчения. Исследования Фаулкса (1971) показали, что сновидения, интенсивная работа мозга во сне имеют своей целью помочь человеку решить его проблемы во время сна либо ослабить или даже устранить тревожащее человека желание, переживание.
Согласно гипотезе Френча и Фромма , в сновидениях используются механизмы образного мышления для решения мотивационных конфликтов, которые не удается решить с помощью логического анализа во время бодрствования, т. е. сновидения представляют собой механизм психологической защиты и стабилизации человека, благодаря которой человек черпает энергию, необходимую для разрешения своих проблем. Сновидения являются своеобразным «окном» в бессознательное человека и своеобразным «каналом» обмена информацией между бессознательным и сознанием, когда более информационно насыщенное бессознательное способно в символической или явной форме передать важную информацию для сознания (например, пророческие сны о будущих возможных событиях, о возникающих заболеваниях, о внутренних душевных болевых точках и т. п.).

Список рекомендованой литературы
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.
2. Асмолов А. Г. Психология. - М., 1990.
3. Джеймс У. Психология. - М.: Педагогика, 1991.
4. Зинченко В. П. Мифы сознания и структура сознания // Вопр. психологии. - 1991. - № 2. - С. 15-36.
5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.
6. Рубинштейн С. Л. Основи общей психологии. - М., 1948.
7. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. - М.: Политиздат, 1972.
8. Чеснокова И. И. Проблемы самосознания в психологии. - М., 1977.
9. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресе, 1990.

Самосознание личности – это осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. В основе самосознания лежит способность человека отличать себя от своей собственной жизнедеятельности, возникающая в общении при формировании первичных способов человеческого бытия. Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, выступает для самого себя как «Я». Субъективное переживание собственного «Я» выражается в том, что человек понимает свою тождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем.

Результатом процессов самосознания можно считать Я-концепцию. Понятие Я-концепции появилось в 1950-е гг. в русле гуманистической психологии, представители которой стремились к рассмотрению целостного, уникального человеческого «Я». Под Я-концепцией принято понимать динамическую систему представлений человека о самом себе. Английский психолог Р. Бернс в книге «Развитие Я-концепции и воспитание» определяет Я-концепцию как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой». Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. Окружающий мир, представления о других людях воспринимаются нами сквозь призму Я-концепции, формирующейся в процессе социализации, но имеющей и определенные соматические, индивидуально-биологические детерминанты.

В системе взаимосвязей человека с окружающими людьми и миром ему приходится выступать в разных качествах, разных ролях, быть субъектом самых разнообразных видов деятельности. Из каждого взаимодействия с миром вещей и миром людей человек «выносит» образ своего «Я». В процессе самоанализа, расчленения отдельных конкретных образов своего «Я» на составляющие их образования происходит как бы внутреннее обсуждение с самим собой своей личности. Каждый раз в результате самоанализа, по словам С.Л. Рубинштейна, образ своего «Я» «включается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях...».

Так постепенно возникает обобщенный образ своего «Я», который представляет собой сложную совокупность многих единичных конкретных образов «Я», сложившихся в ходе самовосприятия, самонаблюдения и самоанализа. Этот обобщенный образ своего «Я», возникая из отдельных ситуативных образов, содержит общие, характерные черты и представления о своей сущности и выражается в понятии о себе, или Я-концепции. В отличие от ситуативных образов Я-концепция создает у человека ощущение своей самотождественности.

Сформировавшаяся в процессе самопознания Я-концепция не есть нечто раз и навсегда данное, застывшее, ей присуще постоянное внутреннее движение. Ее зрелость, адекватность проверяется и корректируется практикой. Я-концепция в значительной степени влияет на весь строй психики, мировосприятие в целом, обусловливает основную линию поведения человека.

В структуре Я-концепции выделяют три составляющих: когнитивную оценочную и поведенческую.

1. Когнитивная составляющая, или образ «Я» , включает представления индивида о самом себе. Фактически психологи фиксируют у человека не один образ «Я», а множество сменяющих друг друга «Я»-образов. Выделяются прежде всего «Я»-реальное т. е. представления индивида о себе в настоящем, текущем времени, и «Я»-идеальное – представления о том, каким бы хотел бы быть индивид в данных конкретных условиях. «Я»-идеальное выступает как необходимый ориентир самовоспитания личности.

Иногда в «Я»-концепции выделяют «Я»-антастическое – то, каким субъект пожелал бы стать если бы это оказалось возможным. Фантастический образ своего «Я» имеет большое значение у детей, особенно у подростков, в связи с их склонностью строить планы на будущее, что невозможно без фантазии и мечты. Однако преобладание в структуре личности фантастических представлений о себе – не всегда положительное явление так как очевидное несовпадение желаемого и действительного могут дезорганизовать самосознание и травмировать человека.

В Я-концепцию включается также «Я»-зеркальное – собственные представления человека о том, каким он воспринимается окружающими его людьми. Этот компонент «Я»-образа является существенным для формирования личностной значимости и самооценки.

2. Оценочная составляющая, или самооценка , включает аффективную оценку представления о себе. Психологическими словарями самооценка определяется как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей.

Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Основная функция самооценки в психической жизни личности состоит в том, что она выступает необходимым внутренним условием регуляции поведения и деятельности. Высшая форма саморегулирования на основе самооценки состоит в своеобразном творческом отношении к собственной личности – в стремлении изменить, улучшить себя и в реализации этого стремления. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, может вести к искажению опыта.

Самооценка – достаточно сложное образование человеческой психики. Она возникает на основе обобщающей работы процессов самосознания, которая проходит различные этапы, и находится на разных уровнях развития в ходе становления самой личности. Поэтому самооценка постоянно изменяется, совершенствуется. Процесс становления самооценки не может быть конечным, поскольку сама личность постоянно развивается, а следовательно, меняются и ее представления о себе и отношение к себе. Источником оценочных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в том числе социальные реакции на какие-то проявления его личности, а также результаты самонаблюдения.

По мнению Р. Бернса, есть три момента, существенных для понимания самооценки. Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального «Я» с образом идеального «Я»: чем меньше разрыв между реальным представлением человека о себе и его идеальным «Я», тем выше самооценка личности. Во-вторых, важный фактор для формирования самооценки связан с тем, как, по мнению человека, его оценивают другие. Наконец, в-третьих, на формирование самооценки существенное влияние оказывают реальные достижения личности в самых разнообразных видах деятельности: чем значительнее успехи личности в том или ином виде деятельности, тем выше ее самооценка.

Самооценка характеризуется по следующим параметрам: 1) уровень (высокая, средняя и низкая); 2) соотношение с реальной успешностью (адекватная и неадекватная, или завышенная и заниженная); 3) особенности строения (конфликтная и бесконфликтная).

Пониженная самооценка проявляется в постоянном стремлении недооценивать собственные возможности, способности и достижения, в тревожности, боязни отрицательного мнения о себе, ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. В этом случае страх самораскрытия ограничивает глубину и близость общения. Люди с пониженной самооценкой подчас недоверчиво и недоброжелательно относятся к другим людям.

Адекватная самооценка отражает реальный взгляд личности на саму себя, ее достаточно объективную оценку собственных способностей, свойств и качеств. Если мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет, то говорят, что у него адекватная самооценка. Неадекватная самооценка свойственна личности, чье представление о себе далеко от реального. Такой человек оценивает себя необъективно, его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие.

Неадекватная самооценка в свою очередь может быть как завышенной, так и заниженной. Если человек переоценивает свои возможности, результаты деятельности, личностные качества, то его самооценка является завышенной. Такой человек самоуверенно берется за работу, превышающую его реальные возможности, что при неудаче может приводить к разочарованию и стремлению переложить ответственность за нее на обстоятельства или других людей. Если человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он есть в действительности, то его самооценка занижена. Такая самооценка разрушает у человека надежды на собственные успехи и хорошее отношение к нему со стороны окружающих, а свои реальные успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как временные и случайные.

Для развития личности эффективным является такой характер самоотношения, когда достаточно высокая общая самооценка сочетается с адекватными, дифференцированными парциальными самооценками разного уровня. Устойчивая и вместе с тем достаточно гибкая самооценка (которая при необходимости может меняться под влиянием новой информации, приобретения опыта, оценок окружающих и т. п.) является оптимальной как для развития, так и для продуктивности деятельности. Отрицательное влияние оказывает чрезмерно устойчивая, ригидная самооценка, а также и сильно колеблющаяся, неустойчивая.

3. Поведенческая составляющая включает в себя потенциальные поведенческие реакции либо конкретные действия, которые могут быть вызваны знаниями о себе и отношением к себе.

Такое деление Я-концепции на компоненты условно, на самом деле Я-концепция – это целостное образование, все компоненты которого хотя и обладают относительной самостоятельностью, но тесно взаимосвязаны.

Я-концепция играет очень важную роль в жизни и развитии личности: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию ее опыта и является источником ожиданий.

1. Важнейшей функцией Я-концепции является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения. Если новый опыт, полученный индивидом, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит в Я-концепцию. Если же новый опыт не вписывается в существующие представления о себе, противоречит уже имеющейся Я-концепции, то срабатывают механизмы психологической защиты, которые помогают личности тенденциозно интерпретировать травмирующий опыт либо отрицать его. Это позволяет удерживать Я-концепцию в уравновешенном состоянии, даже если реальные факты ставят ее под угрозу. Стремление защитить Я-концепцию, оградить ее от разрушающих воздействий является, по мнению Бернса, одним из основополагающих мотивов всякого нормального поведения.

Термин «защитные механизмы» был предложен З. Фрейдом в 1926 г. В настоящее время под психологической защитой понимают способ, с помощью которого личность предохраняется от воздействия, грозящего напряженностью и ведущего к дезинтеграции личности. Основными и общими для разных видов защитных механизмов чертами, по мнению Фрейда и всех его последователей, является то, что они: 1) бессознательны, т. е. человек не осознает ни причин, ни мотивов, ни целей, ни самого факта своего защитного поведения по отношению к определенному явлению или объекту, 2) всегда искажают, фальсифицируют или подменяют реальность. Вследствие этого защитные механизмы часто рассматриваются как дезадаптивные.

Первым был описан защитный механизм вытеснения . Механизм вытеснения занимает особое место в теории психоанализа. Описываемое иногда как «мотивированное забывание», вытеснение представляет собой процесс исключения из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдания. Однако освобождение от тревог путем вытеснения не проходит бесследно. 3. Фрейд считал, что вытесненные мысли и импульсы не теряют своей активности в бессознательном и для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоянная трата психической энергии. Стремление вытесненного материала к открытому выражению может получать кратковременное удовлетворение в сновидениях, шутках, оговорках и других проявлениях того, что Фрейд называл «психопатологией обыденной жизни».

Другой защитный механизм – отрицание – выражается в бессознательном отказе допустить существование определенных событий, переживаний и ощущений, которые причинили бы человеку боль при их признании. Это относится, например, к человеку, который «знает», что он неизлечимо болен, но продолжает при этом заниматься прежней работой, избегая всяческих разговоров о своей болезни и строя долгосрочные планы. Человек, для которого отрицание является фундаментальной защитой, всегда настаивает на том, что «все прекрасно и все к лучшему».

Проекция – это процесс, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне, т. е. посредством проекции индивид приписывает собственные неприемлемые мысли, установки, желания другим людям. Очевидным путем защиты от тревоги, связанной с неудачей или виной, является возложение вины на другого. Человек не осознает свои враждебные импульсы, но видит их в других и поэтому считает других ненавидящими и преследующими его.

Реактивное образование подразумевает преобразование негативного аффекта в позитивный, или наоборот. Этот механизм заключается в предотвращении проявления неприемлемых желаний и чувств благодаря развитию противоположных им установок и форм поведения. Механизм формирования реакции реализуется двухстепенчато: сначала неприемлемый импульс подавляется (вытесняется), затем на уровне сознания появляется противоположный ему импульс: маленькая девочка настолько «любит» своего младшего брата, что все ночи проводит у его изголовья, потому что боится, что он вдруг перестанет дышать.

Рационализация имеет отношение к ложной аргументации, благодаря которой иррациональное поведение начинает выглядеть вполне разумным и оправданным в глазах окружающих. Рационализация может принимать разные формы. Рационализирует человек, говорящий, что работа, откуда его уволили, ему давно неинтересна; отвергнутый поклонник, решивший, что его девушка не так уж привлекательна. Ту же роль может играть феномен «сладкого лимона»: человек, вынужденный оставаться в неприятных для него обстоятельствах, при помощи рационализации начинает находить их вполне желательными.

Сублимация расценивается как здоровое средство разрешения психологических трудностей за счет трансформации сексуальной или агрессивной энергии в художественное или интеллектуальное творчество.

2. Вторая функция Я-концепции заключается в том, что она определяет характер интерпретации индивидом его опыта. Я-концепция действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе.

3. Третья функция Я-концепции заключается в том, что она определяет ожидания индивида, т. е. представления о том, что должно произойти. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним так же; люди, сомневающиеся в собственной ценности, считают, что они никому не могут нравиться, и начинают избегать всяких социальных контактов.


| |