Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Основные потребности человека.

Самые основные из базовых потребностей в теории мотивации человека А. Маслоу. Они включают те, которые обычно связываются с физиологическими нуждами, такими как голод, жажда и т.д.


Смотреть значение Фундаментальные Потребности в других словарях

Потенциал Потребности — (NEED POTENTIAL). В теории Роттера - вероятность того, что представленное поведение приведет к удовлетворению определенной потребности, такой как независимость. (Дж. Фрейджер, Дж. Фейдимен, с. 705)
Политический словарь

Потребности Политические — - нужда в политическом влиянии или в политической власти, представляющих возможность воздействия на сознание и поведение людей, на функционирование государственных органов.
Политический словарь

Ценность Потребности — (NEED VALUE). В теории Роттера - относительная желательность различных подкреплений, связанных с различными категориями потребностей. (Фрейджер, Фейдимен Дж. Личность. Теории.........
Политический словарь

Абсолютные Потребности — уровень потребностей, выражающий потенциальную возможность их удовлетворения
обществом. А.П. являются главным стимулом развития производства.
Экономический словарь

Базисные (основные, Первичные) Потребности — - обычно врожденные
потребности, такие как потребности выжить.
Экономический словарь

Безграничные Потребности — не ограниченное предельным значением желание потребителей иметь, использовать
товары и
услуги, доставляющие им удовольствие, удовлетворяющие их
потребности.
Экономический словарь

Вторичные Потребности — - потребности, имеющие психосоциальную природу, такие как оценка, привязанности и власть.
Экономический словарь

Действительные Потребности — уровень потребностей, отражающий реальный уровень потребления. Д.П. выступают как реальная потребительная сила общества.
Экономический словарь

Локальные Потребности — - это
потребности: которые невелики по
размеру и связаны с ограниченным кругом клиентов (
местный деревенский
магазин); разнородны (например,
ателье........
Экономический словарь

Маржинальные Правила (предельные Потребности) — -
правила, определяющие максимальную долю задолженности, которая может использоваться для приобретения ценных бумаг.
Экономический словарь

Настоятельные Потребности — наиболее острые, важные
потребности и нужды людей, без удовлетворения которых они не могут обойтись.
Экономический словарь

Первичные Потребности — - психологические, обычно врожденные потребности, такие, например, как потребность самосохранения.
Экономический словарь

Планирование Потребности В Капитале — действия, направленные на выявление потребности в капитале в процессе хозяйственной деятельности. Различают долгосрочное и краткосрочное П.п.в к. К долгосрочному относится........
Экономический словарь

Планирование Потребности В Материальных Ресурсах (material Requirement Planning, Mrp I) — Ряд технологий, использующих
данные ведомости основных материалов (ВОМ) о составе изделий и складских запасов, а также объемно-календарный
план для вычисления........
Экономический словарь

Планирование Потребности В Материальных Ресурсах С Замкнутым Циклом (closed Loop Mrp) — Идеология структуры управления предприятием, базирующаяся на планировании потребности в материальных ресурсах, которая включает в себя все функции, стандартно- (минимально)........
Экономический словарь

Планирование Потребности В Производственных Мощностях (capacity Requirements Planning, Crp) — Функция планирования, предназначенная для определения, измерения и коррекции необходимых ограничений мощности или уровней мощности. Данный термин в MRP II относится........
Экономический словарь

Платежеспособные Потребности — уровень потребностей, определяемый платежеспособным опросом населения. П.П. ограничены товарной массой и денежными доходами населения.
Экономический словарь

Потребности — одна из фундаментальных категорий теоретической и прикладной экономики. Это виды продукции, товаров, услуг, вещей, в которых нуждаются люди, которые они желают, стремятся........
Экономический словарь

Потребности Биологические — потребности, связанные с биологическими нуждами человека.
Экономический словарь

Потребности Насыщаемые — потребности, имеющие четкий
предел.
Экономический словарь

Потребности Ненасыщаемые — потребности, стремление удовлетворить которые не имеет четко обозначенного предела (например, потребности в знаниях).
Экономический словарь

Потребности Социальные — потребности, которые обусловлены общественной природой человека.
Экономический словарь

Потребности Хеджирования — Потребность в ценных бумагах для хеджирования определенных источников потребительского риска, помимо обычной среднерассеянной диверсификационной мотивации.
Экономический словарь

Потребности Экономические — внутренние экономические мотивы развития потребления и производства. П.э. представляют собой часть общественных потребностей, удовлетворение которых связано с функционированием........
Экономический словарь

Предпосылки, Бухгалтерские Фундаментальные — - принципы, согласно международному бухгалтерскому стандарту № 1 (IASI), лежащие в основе подготовки финансовых отчетов: 1) продолжающейся деятельности; 2) последовательности;........
Экономический словарь

Расчет Плановой Потребности Предприятия В Оборотных Средствах — в плановой экономике:
расчет, составляемый
банком совместно с
предприятием на основе изучения
потребности в
деньгах для образования запасов и формирования........
Экономический словарь

Фундаментальные Дескрипторы — Применительно к модели
расчета фундаментальной беты, -
коэффициенты в индексах
риска, отличные от изменчивости рынка, основанные на финансовых данных, отличных........
Экономический словарь

Фундаментальные Детерминанты Криминальной Экономической Деятельности — - причины и условия, связанные с сущностными характеристиками хозяйственной системы определенного типа: рыночной, командно-административной, переходной.
Экономический словарь

Фундаментальные Исследования — финансово-экономический
анализ, основанный на объективных критериях, как-то:
прибыль,
товарооборот,
уровень
накопления, соотношение активов и пассивов и т.д.
Экономический словарь

Фундаментальные Научные Исследования — - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека,........
Экономический словарь

Потребность – это осознаваемый психологический или физиологический дефицит чего – либо, отражаемый в восприятии человека.

Основные потребности человека: иметь, быть делать, любить, расти. Мотивом деятельности людей служит желание удовлетворить эти потребности. Возможность удовлетворять свои потребности у людей зависит от следующих общих факторов: возраст, окружающая среда, знания, умения, желания, способности самого человека. Заболевание, вызывая нарушение функции того или иного органа, той или иной системы, мешает удовлетворению потребностей.

В 1943 году американский психолог Маслоу проводил исследования побудительных мотивов поведения человека и разработал одну из теорий потребностей. Он классифицировал их по иерархической системе – от физиологических потребностей (низший уровень) до потребностей в самовыражении (высший). Маслоу изобразил уровни потребностей в виде пирамиды (Рис. 3.1). Физиологические потребности – фундамент жизнедеятельности человека – основание пирамиды.


Рис. 3.1.

Для медсестры данная классификация важна, поскольку у пациента могут быть неудовлетворёнными одна или несколько потребностей любого уровня, реализация которых должна войти в план ухода. Приоритет физиологических потребностей связан с поддержанием жизни человека.


Рис. 3.2.

Характеристика потребностей

Физиологические потребности

Данные потребности – фундаментальные. При уходе и наблюдении за пациентом помощь в удовлетворении данных потребностей приоритетна, т.к. связана с поддержанием жизни пациента.

  • В нормальном дыхании, в кислороде (дышать) - приоритетная для медсестры. Дыхание и жизнь – неразделимые понятия. Благодаря дыханию поддерживается необходимый для жизни газовый состав крови. Кора головного мозга очень чувствительна к явлениям гипоксии - недостаточному поступлению кислорода к тканям и органам.
    • Проявления нарушения потребности: одышка, кашель, затрудненное носовое дыхание, бледность и цианоз (синюшность) кожи и слизистых, боль в грудной клетке.
    • Факторы риска: курение, загрязнение окружающей среды.
    • Помощь медицинской сестры: поднять изголовье кровати, проветривать помещение, запрещать курение, обучать технике кашля и дыхательным упражнениям, следить за свободным носовым дыханием.
  • В пище (есть). Пища – основной источник энергии и питательных веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности. Для ребёнка обеспечивает нормальный рост и развитие, для взрослого помогает исключить факторы риска многих заболеваний. Адекватное питание при болезни способствует выздоровлению.
    • Проявления нарушения потребности: нарушение аппетита (пониженный аппетит, анорексия полное отсутствие аппетита, булимия – повышенный аппетит), тошнота, рвота, изжога, боли в животе.
    • Факторы риска – нарушение режима питания, несбалансированное питание, переедание, отсутствие зубов.
    • Помощь медицинской сестры: оказывать помощь в приеме пищи, обучать правильному питанию.
  • В жидкости (пить) - человеку необходимо употреблять 1,5 – 2 л ежедневно. Для сохранения нормального водного баланса нужно употреблять жидкости больше, чем выделать, иначе произойдёт обезвоживание организма, нарушение функций органов и систем.
    • Проявления нарушения потребности: жажда, сухость во рту, сухость кожи и слизистых, пониженный или повышенный диурез (количество выделяемой мочи), запоры.
    • Факторы риска: употребление некачественной воды, недостаточное или избыточное употребление воды.
    • Помощь медицинской сестры: помочь в приеме жидкости и обеспечить ее достаточное количество.
  • В выделении продуктов жизнедеятельности (в физиологических отправлениях). Продукты жизнедеятельности организма выводятся с мочой, калом. Мочеиспускание и акт дефекации – индивидуальные, интимные процессы. Медсестра должна проявлять деликатность, соблюдать конфиденциальность, обеспечить условия уединения пациенту.
    • Проявления нарушения потребности: частый жидкий стул (понос) , задержка стула (запор) , уменьшение отделения мочи, недержание мочи, болезненное мочеиспускание и др.
    • Факторы риска: погрешности в диете, малоподвижный образ жизни, недостаточное употребление жидкости, переохлаждение.
    • Помощь медицинской сестры: помочь пациенту дойти до туалета, обеспечить судном и мочеприемником.
  • В сне и отдыхе. Отдых и сон необходимы для нормальной жизнедеятельности организма, для преодоления полученных вредных воздействий. Недосыпание приводит к переутомлению, появлению психологических проблем, ухудшению питания мозга. Особенно это важно для больного. Медицинская сестра должна создавать условия, способствующие поддержанию данной потребности.
    • Проявления нарушения потребности: прерывистый сон, бессонница, усталость, зевота, раздражительность.
    • Факторы риска: шум, яркий свет, нарушение распорядка дня, нарушение теплового режима, неудобная постель, болевые ощущения и др.
    • Помощь медицинской сестры: обеспечить комфортные условия для сна, выяснить причины его нарушения.
  • В движении – ограничение ведёт к возникновению проблем со стороны кожи (пролежни), опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем. Кроме того, при нарушении данной потребности человек лишен общения с окружающей средой, способности себя обслуживать. Помощь медицинской сестры должна быть направлена на восстановление подвижности, на улучшение качества жизни пациента.
    • Проявления нарушения потребности: невозможность или ограничение движения в связи со слабостью, отсутствием конечности, болью, наличием параличей, расстройством сознания, психики.
    • Факторы риска: малоподвижный образ жизни – гиподинамия.
    • Помощь медицинской сестры: помочь пациенту в перемещении, обеспечить вспомогательными устройствами, обучить пассивным и активным упражнениям в постели.
  • Поддерживать нормальную температуру тела. Нормальная жизнедеятельность органов и тканей невозможна без относительного температурного постоянства внутренней среды организма. Организм человека с помощью физиологических механизмов регулирует теплопродукцию и теплоотдачу. Заболевания повышают температуру тела: инфекции, воспалительные процессы, злокачественные новообразования, кровоизлияние в мозг.
    • Проявления нарушения потребности: бледность или покраснение кожи (гиперемия), сухость или влажность кожи, озноб или чувство жара, головная боль, учащенное дыхание и сердцебиение, повышенная или пониженная температура.
    • Факторы риска: нарушение теплового режима в помещении, одежда не по сезону, пониженный иммунитет, нарушение гормонального фона.
    • Помощь медицинской сестры: контроль температуры тела, поддержание оптимальной температуры в помещении.

ИЕРАРХИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ, ПО МАСЛОУ:

1. физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.)

"Есть своего рода обратная связь между "хорошим обществом" и "хорошими людьми". Они нуждаются друг в друге".

Однако даже идеальное общество не может создавать самоактуализирующихся индивидуумов. "Учитель или культура не создают человека. Они не насаждают в нем способность любить или быть любопытным, или философствовать, создавать символы, творить. Скорее они дают возможность, благоприятствуют, побуждают, помогают тому, что существует в зародыше, стать реальным и актуальным".

Маслоу также описывал эупсихическое или просвещенное управление в противоположность авторитарному управлению бизнесом. Авторитарный менеджер предполагает, что рабочие и администрация имеют фундаментально противоположные, несовместимые цели, что работающие хотят заработать как можно больше с минимальными усилиями, и потому за ними надо тщательно смотреть.

Просвещенное управление предполагает, что работающие хотят быть творческими и продуктивными, что они нуждаются в поддержке и одобрении, а не в ограничении и контроле администрации. Маслоу, однако, указывает, что просвещенный подход лучше всего применим к устойчивым, психологически здоровым работникам. Враждебно настроенные, подозрительные люди, может быть, будут лучше работать в авторитарной структуре и непродуктивно используют свободу. Эупсихический менеджмент применим лишь к тем, кто может принять на себя ответственность и пользоваться самоуправлением. Поэтому Маслоу полагал, что эупсихическое общество должно состоять из самоактуализирующихся людей.

СИНЕРГИЯ.

Термин "синергия" первоначально был использован учительницей Маслоу, Рут Бенедикт, для обозначения степени межличностной кооперации и гармонии в обществе. Синергия обозначает объединенное действие или "кооперацию". Она означает также объединенное действие, в котором общий результат больше, чем был бы у всех элементов, если бы они действовали по отдельности.

Как антрополог, Бенедикт отдавала себе отчет в опасности ценностных суждений в сопоставлении обществ и оценки других цивилизаций с точки зрения того, насколько они соответствуют нашим культурным стандартам. Тем не менее, изучая другие цивилизации, Бенедикт ясно видела, что в одних обществах люди более счастливы , более здоровы и более эффективны, чем в других. Одни группы имеют верования и обычаи, которые гармоничны и удовлетворяют их членов, практика же других групп создает подозрение, страх и тревожность.

В условиях низкой социальной синергии успех одного является потерей или неудачей для другого. Например, если каждый охотник делит свою добычу только с членами своей узкой семьи, охота становится делом весьма конкурентным. Тот, кто усовершенствует свою охотничью технику или найдет новые места дичи, постарается скрыть свои достижения от других. Чем больше успех одного охотника, тем меньше может остаться дичи для других охотников и их семей.

В условиях высокой социальной синергии кооперация максимизируется. Примером может служить та же охота, с одним существенным отличием – разделением продуктов на всех. В таких условиях каждый охотник выигрывает от успеха других. В условиях высокой социальной синергии культурная система верований усиливает кооперацию и позитивные чувства между индивидуумами, помогая минимизировать конфликт и разногласия.

Маслоу также писал о синергии в индивидуумах. Отождествление с другими способствует высокой индивидуальной синергии. Если успех других является источником подлинного удовлетворения для индивидуума, то помощь предлагается свободно и великодушно. Здесь в некотором смысле соединяются "эгоистический" и альтруистический мотивы. Помогая другому, индивидуум получает и сам удовлетворение.

Синергия может также существовать внутри индивидуума как единство между мыслью и действием. Принуждение себя к действию указывает на определенный конфликт мотивов. В идеале человек делает то, что ему следует делать. Лучшее лекарство – то, которое не только эффективно, но и хорошо на вкус.

ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.

Маслоу провозгласил развитие новой области – трансперсональной психологии – в предисловии ко второму изданию книги: "Я должен также сказать, что считаю гуманистическую психологию, психологию третьей силы, переходной, подготовительной к еще более "высокой". Четвертой психологии, трансперсональной, трансчеловеческой, центрированной на космосе, а не на человеческих потребностях и интересах, выходящей за пределы человеческого, самоопределения, самоактуализации и т.п. ...Мы нуждаемся в чем-то "большем, чем мы сами", перед чем мы могли благоговеть, чему мы могли бы посвятить себя новым, натуралистическим, эмпирическим, нецерковным образом, подобно, может быть, Торо и Уитмену, Уильяму Джеймсу и Джону Дьюи".

"Без трансценденции к трансперсональному мы становимся больными или яростными, нигилистическими или лишеннымн надежды, или апатичными".

Многие из тем, охватываемых трансперсональной психологией, существенны для теорий, развиваемых Маслоу: "пик-переживания", бытийные ценности, мета-потребности и т.п. Энтони Сутич, основатель и первый редактор "Журнала Трансперсональной психологии", определял ее как исследование "предельных способностей и возможностей человека",. тех способностей, которые не нашли себе места в систематике обычных психологических концепций.

Трансперсональная психология включает изучение религии и религиозного опыта. Исторически представления о предельных человеческих возможностях формулировались прежде всего в религиозных терминах , и большинство психологов не желают принимать эти области всерьез из-за ненаучных, догматических или мистических способов, какими они описывались. Популярность восточных религий на Западе частично связана с их менее теологическим и более психологическим подходом к человеческой природе. Эти традиции также ясно описывают техники психологического и духовного развития.

Маслоу обнаружил наличие духовного "измерения" в самоактуализирующихся людях, которых он постоянно изучал. "Несколькими веками раньше они воспринимались бы как люди, идущие Путями Божьими, Божьи люди... Если определять религию в социально-бихевиоральных терминах, всех их можно считать религиозными людьми, даже атеистов".

"Человеческое существо нуждается в ценностной системе отсчета, в философии жизни... в соответствии с которыми можно жить и понимать жизнь в том же смысле , в каком оно нуждается в солнце, в кальции и в любви".

Трансперсональная психология эмпирически изучает медитацию, йогические дыхательные упражнения и другие духовные дисциплины, а также парапсихологию, природу сознания и измененные состояния сознания, гипноз, сенсорную депривацию и пр.

ДИНАМИКА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ.

Маслоу рассматривает психологический рост как последовательное удовлетворение все более "высоких" потребностей. Движение к самоактуализации не может начаться, пока индивидуум не освободится от доминирования низших потребностей, таких как потребности в безопасности или уважении. По Маслоу, ранняя фрустрация потребности может зафиксировать индивидуума на определенном уровне функционирования. Например, ребенок, не пользовавшийся достаточной популярностью, может продолжать быть глубоко озабоченным потребностью в уважении и почете всю свою жизнь.

Стремление к более высоким целям само по себе указывает на психологическое здоровье. Маслоу полагает, что более высокие потребности по природе связаны с большим удовлетворением, так что метамотивация – это показатель того , что индивидуум прогрессировал за дефициентный уровень функционирования.

Маслоу подчеркивает, что рост осуществляется посредством работы самоактуализации. Самоактуализация подразумевает длительность, постоянную вовлеченность в работу роста и развития способностей до максимально возможного, а не удовлетворение меньшим из лени или недостатка уверенности в себе. Работа самоактуализации включает выбор достойных творческих задач. Маслоу пишет, что самоактуализирующихся индивидуумов привлекают наиболее трудные и запутанные проблемы, которые требуют максимальных и наиболее творческих усилий. Они стремятся иметь дело с определенностью и неоднозначностью и предпочитают трудные задачи легким решениям.

"Когда человек становится интегрированным, то же происходит с его миром. Если он чувствует себя хорошо, его мир хорош".

ПРЕПЯТСТВИЕ К РОСТУ.

Маслоу указывает, что мотивация роста сравнительно слаба по отношению к физиологическим потребностям и потребностям безопасности, уважения и пр. Процесс самоактуализации может быть ограничен 1) негативным влиянием прошлого опыта и возникшими в результате привычками, которые замыкают нас в непродуктивмом поведении ; 2) социальными влияниями и групповым давлением, которое часто действует против наших вкусов и суждений; 3) внутренними защитами, которые отрывают нас от самих себя.

Дурные привычки часто мешают росту. По Маслоу, они включают приверженность к наркотикам и алкоголю, неправильное питание и другие, влияющие на здоровье и продуктивность. Маслоу указывает, что деструктивное окружение и ригидное авторитарное образование легко приводят к непродуктивным привычкам паттернам, основанным на дефициентной ориентации. Вообще сильные привычки мешают психологическому росту, поскольку уменьшают гибкость и открытость, необходимые для наиболее продуктивного и эффективного действования в различных ситуациях.

"Два роды сил действуют на индивидуума, а не один. Одни силы толкают его к здоровью, другие же, силы страха и регресса, толкают его назад, к болезни и слабости".

Давление группы и социальная пропаганда также ограничивают индивидуума. Они уменьшают независимость суждения, так что индивидуум вынужден подменять собственные вкусы и суждения внешними, социальными стандартами. Общество может также навязывать искаженные взгляды на человеческую природу: например западный взгляд, что большинство человеческих инстинктов, по существу, греховны и должны быть управляемы и подчиняемы. Маслоу полагает, что это негативное отношение фрустрирует рост, правильно же противоположное отношение: наши инстинкты, по существу, добры, а импульсы к росту составляют Основной источник человеческой мотивации.

Эго-защиты рассматриваются Маслоу как внутренние препятствия росту. Первый шаг в работе с эго-защитами состоит в сознавании их и видении, как они действуют. Затем индивидуум должен постараться минимизировать искажения, создаваемые этими защитами. К традиционному психоаналитическому перечню Маслоу добавляет еще два типа защит: десакрализацию и "комплекс Ионы".

Десакрализация – это обеднение собственной жизни посредством отказа относиться к чему-нибудь с глубокой серьезностью и вовлеченностью. Сегодня мало какие культурные и религиозные символы вызывают то уважение и ту заботу, которые когда-то были с ними связаны, и соответственно они потеряли свою вдохновляющую, побуждающую, возвышающую и даже просто мотивирующую силу. В качестве примера десакрализации Маслоу часто приводит современные взгляды на секс. Более легкое отношение к сексу, правда; уменьшает возможность фрустрации и травмы, но вместе с тем сексуальный опыт теряет ту значительность, которая вдохновляла артистов, поэтов, просто любящих.

"Хотя в принципе самоактуализация легка, практически она редко имеет место (по моим критериям, безусловно реже, чем у 1% взрослого населения)".

"Комплекс Ионы" – это отказ от попыток реализации в полноте своих способностей. Как Иона попытался избежать ответственности пророчества, так и большинство людей в действительности боятся использования своих способностей в максимальной степени. Они предпочитают безопасность средних, не требующих многого достижений, в отличие от целей, требующих полноты собственного развития. Это встречается и среди студентов , довольствующихся "прохождением" курса, требующим лийь части их талантов и способностей. Это можно встретить и среди женщин, опасающихся, что успешная профессиональная работа несовместима с женственностью или что интеллектуальные достижения сделают их менее привлекательными.

СТРУКТУРА

ТЕЛО.

Маслоу не описывает детально роли тела в процессе самоактуализации. Он полагает, что когда физиологические потребности удовлетворяются, индивидуум освобождается для потребностей, находящихся более высоко в иерархии. Однако он пишет, что необходимо, чтобы телу отдавалось должное. "Аскетизм, самоотречение, произвольное отрицание требований организма по крайней мере на Западе создает задержку роста, калечит организм; даже на Востоке это приносит самоактуализацию лишь немногим исключительно сильным индивидуумам".

Маслоу отмечает важность интенсивной стимуляции физических чувств в "пик-переживаниях", которые часто вызываются природной красотой, искусством или сексуальным опытом. Он указывает, что обучение танцам, искусству, другим физическим средствам выражения – важное дополнение традиционного, когнйтивно ориентированного образования и что физические и чувственно ориентированные учебные предметы требуют активного вовлечения учащихся, что может быть включено во все формы образования.

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

По Маслоу, любовь и уважение – фундаментальные потребности, существенные для каждого и предшествующие самоактуализации в иерархии потребностей. Маслоу часто с сожалением отмечает , что большинство учебников психологии даже не упоминает слово "любовь", как будто психологи считают любовь чем-то нереальным, что должно быть сведено к другим понятиям, вроде проекции или сексуального подкрепления.

"Фактически люди добры, если только удовлетворяются их фундаментальные желания (привязанность и безопасность)... Дайте людям привязанность н безопасность, и они в свою очередь ответят привязанностью и предоставлением обеспеченности в своих чувствах".

ВОЛЯ.

Воля – витальвый ингредиент в длительном процессе самоактуализации. Маслоу показывает, что самоактуализирующиеся индивидуумы работают длительно и напряженно, чтобы достигнуть избранной цели.

"Если вы намеренно собираетесь быть меньшим, чем вы можете быть, я предупреждаю вас, что вы будете несчастны всю оставшуюся жизнь".

"Самоактуализация означает работу, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет делать. Стать второсортным врачом – не путь для самоактуализации. Человек хочет быть первоклассным или настолько хорошим врачом, насколько это для него возможно". В силу своей веры в здоровье и добро в человеческой природе, Маслоу не ставил перед волей задачи преодоления неприемлемых инстинктов и импульсов. По Маслоу, здоровый индивидуум сравнительно свободен от внутреннего конфликта, кроме разве что необходимости преодоления дурных привычек. Воля нужна для того, чтобы развивать способности и достигать трудных, требующих длительной работы целей.

ЭМОЦИИ

Маслоу подчеркивает важность позитивных эмоций для самоактуализации. Он полагает необходимым исследовать такие состояния, как счастье, невозмутимость, радость, смех, игры и пр. Он полагает, что отрицательные эмоции, напряжения и конфликты истощают энергию и препятствуют эффективному функционированию .

ИНТЕЛЕКТ

Маслоу подчеркивает необходимость холистического мышления, обращающего внимание на отношения и целое более, чем на отдельные части. Он обнаружил, что "пик-переживания" часто являются поразительными примерами мышления, прорывающегося через дихотомия, в которых мы обычно воспринимаем реальность. В таких случаях часто рассказывают о переживании прошлого, настоящего и будущего в единстве, видения жизни и смерти как частей единого процесса, осознавания добра и зла в единстве.

Холистическое мышление свойственно также творческим мыслителям, преодолевающим прошлое и выходящим за пределы условных категорий ради исследования возможных новых отношений. Это требует свободы, открытости и способности иметь дело с неопределенным и неоднозначным.

Такая неопределенность, которая может пугать одних, для других составляет сущность радости творческого решения проблемы.

Маслоу пишет, что творческие люди центрированы на задаче, а не на средствах. Центрированная на проблеме деятельность определяется прежде всего требованиями доставленной цели. Люди же, ориентированные на средства, заняты технологией, методикой, так что часто выполняют очень хорошо продуманную работу с тривиальной задачей. Центрированность на проблеме противопоставляется также центрированности на собственном эго, что часто искажает видение вещей в сторону желаемого в отличие от действительного.

Человек — целый мир, было бы только основное побуждение в нем благородно.

Потребность — состояние, вызванное необходимостью в определенных условиях жизни и развития человека.

Потребности — источник активности и деятельности людей. Формирование потребностей происходит в процес-се воспитания и самовоспитания — приобщения к миру человеческой культуры.

Потребности могут быть самыми различными, неосоз-нанными, в форме влечений. Человек только чувствует, что ему чего-то недостает или испытывает состояние на-пряженности и беспокойства. Осознание потребностей про-является в форме мотивов поведения.

Потребности определяют личность и направляют ее по-ведение.

Потребность — осознаваемый психологический или фи-зиологический дефицит чего-либо, отражаемый в воспри-ятии человека.

Основные потребности человека: иметь, быть, делать, любить, расти. Мотивом деятельности людей служит же-лание удовлетворить эти потребности.

Иметь проявление потребности на двух уровнях:

1- й — люди хотят иметь вещи, необходимые для выжи-вания (жилье, еду, одежду), для себя и своих семей и под-держания уровня жизни, приемлемого для себя. Основной источник мотивации в этом случае — возможность зара-батывать деньги;

2- й — люди делают престижные приобретения (произ-ведения искусства, антиквариат).

Быть — большинство людей вырабатывают, часто под-сознательно, желаемый образ человека, каким они хотят быть и выглядеть в глазах других (знаменитым, могуще-ственным).

Делать — каждый человек хочет, чтобы его ценили, жить наполненной жизнью (профессиональные успехи, вос-питание детей).

Любить — каждый человек хочет любить и быть люби-мым, желанным.

Расти — реализация возможностей наступает за счет роста. Маленький ребенок говорит: «Вот вырасту и...», более старший говорит: «Я сам...». Эта потребность дости-гает своего пика во взрослой жизни и определяет диапазон возможностей человека.

Этот перечень потребностей основан на взглядах Абра-хама Маслоу . В 1943 году американский психофизиолог русского происхождения А. Маслоу проводил исследова-ния побудительных мотивов поведения человека и разра-ботал одну из теорий потребностей поведения человека. Он классифицировал потребности по иерархической сис-теме — от физиологических (низший уровень) до потреб-ностей самовыражения (высший уровень). Маслоу изобра-зил уровни потребностей в виде пирамиды. Основание пи-рамиды (а это фундамент) — физиологические потребнос-ти — основа жизнедеятельности.


Возможность удовлетворять свои потребности у людей различна и зависит от следующих общих факторов: воз-раст, окружающая среда, знания, умения, желания и спо-собности самого человека.

Иерархия потребностей человека по А. Маслоу

1 - й уровень — физиологические потребности — обес-печивают выживание человека. Этот уровень абсолют-но примитивен.

1 - дышать,

2 - есть,

3 - пить,

4 - выделять,

5 - спать, отдыхать

2 - й уровень — потребности безопасности и защищен-ности — забота о поддержании жизненного уровня, стрем-ление к материальной надежности.

6 - быть чистым,

7 - одеваться, раздеваться

8 - поддерживать температуру тела

9 - быть здоровым

10 - избегать опасности, болезней, стрессов

11 - двигаться

Многие люди тратят практически все свое время на удовлетворение потребностей первых двух уровней.

3 - й уровень социальные потребности — поиск свое-го места в жизни — это потребности большинства людей, человек не может «жить в пустыне».

12 - общение

4 - й уровень — потребности в уважении окружающих. А. Маслоу имел в виду неуклонное самосовершенствование людей.

13 - достижение успеха

5 - й уровень — вершина пирамиды — потребности са-мовыражения, самоактуализации — выражение самого себя, служение, реализация потенциальных возможностей человека.

14 - играть, учиться, работать,

Маслоу своей теорией определил: любому человеку при-сущи не только низшие потребности, но и высшие. Эти потребности человек самостоятельно удовлетворяет на про-тяжении всей жизни.

Устройство личности человека

3 — знание

М — мировоззрение

А — социальная активность

3 + А — М = карьеризм

М + А — 3 = фанатизм

З+ М — А = «гнилая интеллигенция»

Воспитать человека можно только в деятельности, да-вая знания.

Теория Мак-Клелланда — 3 типа потребностей:

1 тип — потребность власти и успеха (или оказания влияния) — желание воздействовать на других лю-дей; хорошие ораторы, организаторы, откровенны, энергичны, отстаивают первоначальные позиции, от-сутствует склонность к тирании и авантюризму, глав-ное — проявить свое влияние.

2 тип — потребность успеха (или в достижениях) — стремление выполнить свою работу наилучшим об-разом, это «работяги». Перед такими людьми необ-ходимо ставить определенные задачи, а по достиже-нии — обязательно поощрять.

3 тип — потребность причастности — самое главное — человеческие взаимоотношения, для них важно не достигать, а принадлежать, хорошо ладят с окружа-ющими, избегают руководящих постов.

Чтобы жить в гармонии с окружающей средой, челове-ку надо постоянно удовлетворять свои потребности:

Соблюдать здоровый образ жизни;

Жить в гармонии с социальным и культурным окру-жением, самим собой;

Повышать материальные и духовные ценности. Медсестра должна побуждать пациента и членов его се-мьи к удовлетворению потребностей в самоуходе, помо-гать сохранить самостоятельность и независимость.

Основу теории В. Хендерсон составляет понятие жиз-ненных потребностей человека. Осознание этих потреб-ностей и помощь в их удовлетворении — предпосылки для действий медсестры, обеспечивающих пациенту здоровье, выздоровление или достойную смерть.

В. Хендерсон приводит 14 фундаментальных потреб-ностей:

1 — нормально дышать;

2 — употреблять достаточное количество жидкости и пищи;

3 — выделять из организма продукты жизнедеятельности;

4 — двигаться и поддерживать нужное положение;

5 — спать и отдыхать;

6 — самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду;

7 — поддерживать температуру тела в нормальных пре-делах;

8 — соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде;

9 — обеспечивать свою безопасность и не создавать опас-ности для других людей;

10 — поддерживать общение с другими людьми;

11 — отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой;

12 — заниматься любимой работой;

13 — отдыхать, принимать участие в развлечениях, иг-рах;

14 — удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться.

Здоровый человек, как правило, не испытывает труд-ностей при удовлетворении своих потребностей.

В своей модели сестринского дела, в отличие от Мас-лоу, В. Хендерсон отвергает иерархию потребностей и счи-тает, что сам пациент (или вместе с сестрой) определяет приоритетность нарушенных потребностей, например: до-статочное питание или полноценный сон, дефицит обще-ния или соблюдение личной гигиены, учиться/работать или отдыхать.

Учитывая особенности российского здравоохранения, отечественные исследователи С.А. Мухина и И.И. Тарновская предложили сестринскую помощь по 10 фундамен-тальным потребностям человека:

1) нормальное дыхание;

3) физиологические отправления;

4) движение;

6) личная гигиена и смена одежды;

7) поддержание нормальной температуры тела;

8) поддержание безопасности окружающей среды;

9) общение;

10) труд и отдых.

По теории Д. Орем, «уход за собой» — определенная, целенаправленная деятельность индивида либо на себя, либо на свое окружение во имя жизни, здоровья и благо-получия. Каждый человек имеет определенные потребно-сти для поддержания своей жизнедеятельности.

Д. Орем выделяет три группы потребностей в самоуходе:

1) универсальные — присущи всем людям в течение жизни:

Достаточное потребление воздуха;

Достаточное потребление воды;

Достаточное потребление пищи;

Достаточная возможность выделения и потребности, связанные с этим процессом;

Сохранение баланса между активностью и отдыхом;

Предупреждение опасности для жизни, нормальной жизнедеятельности, хорошего самочувствия;

Стимулирование желания соответствовать определен-ной социальной группе в соответствии с индивиду-альными способностями и ограничениями;

Время одиночества сбалансировано со временем в об-ществе других людей.

Уровень удовлетворения каждой из восьми потребнос-тей для каждого человека индивидуален.

Факторы, влияющие на эти потребности: возраст, пол, стадия развития, состояние здоровья, уровень культуры, социальная среда, финансовые возможности;

2) потребности, связанные с фазой развития, — удов-летворение людьми своих потребностей на разных жиз-ненных этапах;

3) потребности, связанные с нарушением здоровья — виды нарушений:

Анатомические изменения (пролежни, отеки, раны);

Функциональные физиологические изменения (одыш-ка, контрактура, паралич);

Изменение поведения или повседневных жизненных привычек (апатия, депрессия, страх, беспокойство).

Каждый человек обладает индивидуальными способно-стями и возможностями по удовлетворению своих потреб-ностей. Основные потребности должны быть удовлетворе-ны самими людьми, и в этом случае человек ощущает себя самодостаточным.

Если пациент, его родственники и близкие не могут сохранить равновесие между его потребностями и возмож-ностями в самоуходе и потребности самоухода превышают возможности самого человека, возникает необходимость в сестринском вмешательстве.

Важнейшей, «глубинной», фундаментальнейшей детерминантой живых систем является потребность, которая определяется как «нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности» .

По сути дела, все другие детерминанты являются производными от этой основной детерминанты. Потребность лежит в основе внутреннего напряжения, которое составляет основу активности живого организма. Главная потребность живого - поддержание неравновесного состояния, негэнтропии. Поэтому в истории живой системы нет ни одного «беспотребностного» мгновения; вся жизнедеятельность живой системы - это удовлетворение этой фундаментальной потребности. В конкретных условиях взаимоотношений организма и среды доминирующее значение приобретают те или иные частные потребности (голод, жажда и т. д.), удовлетворение которых знаменует не переход к «беспотребностному» бытию, а лишь смену частных потребностей. Общее - основная жизненная потребность - существует и реализует себя через частное. Соответственно и общая жизненная детерминанта выявляет себя в определенных частных детерминантах, специфика которых определяется качественной определенностью данной конкретной живой системы. Именно поэтому фундаментальная жизненная детерминанта, воплощаясь в определенные конкретные детерминанты, превращает активность «вообще» в направленную активность. Фундаментальная потребность живых систем - поддержание неравновесного состояния и, следовательно, предотвращение установления равновесия. Как пишет И. Пригожин, «жизнь сопряжена с далекими от равновесия условиями…» . Это же положение подчеркивает и Дж. Карери, указывая, что «поток энергии извне не только поддерживает открытую систему в неравновесном состоянии, но вдобавок приводит к новой ситуации, которая затем в процессе эволюции оптимизируется и приобретает устойчивость» . Эта исходная, фундаментальная жизненная потребность, трансформируясь в частные потребности, определяющиеся, как уже указывалось, качественной определенностью живых систем, направляет активность этих систем, их поведение на удовлетворение определенных, в данное время доминирующих потребностей. Вот почему столь важна для понимания детерминации поведения (как проявления деятельности мозга) рациональная классификация потребностей. И не случайно принципам классификации потребностей уделяет такое внимание П. В. Симонов, указывающий, что «вопрос о потребностях, их классификации, их взаимоподчинении и взаимодействии ныне представляет первый и основной вопрос, который необходимо поставить перед любой системой взглядов, претендующей на анализ человеческого поведения» . Разумеется, рациональная классификация потребностей важна не только для понимания поведения человека, но и для понимания поведения животных. Говоря словами А. А. Ухтомского, понять поведение - это уметь детерминировать его. Раскрытие детерминирующей роли потребностей в построении поведения возможно лишь на основе определенной группировки, классификации потребностей. Такая классификация представляется тем более необходимой, что любая из потребностей выступает не как изолированная, автономная детерминанта (даже если она носит в данный момент доминирующий характер), а как элемент системы потребностей - детерминант, определенным образом взаимодействующих друг с другом. Доминирование и, следовательно, ведущая детерминирующая роль одной какой-либо потребности - это результат взаимодействия данной потребности с другими. Глубоко прав П. В. Симонов, подчеркивающий значение не только простой классификации потребностей, но и изучения их взаимодействия и взаимоподчинения. Именно таким путем может быть реализован принцип системности в раскрытии детерминирующей роли потребностей, а сам комплекс потребностей (детерминант) может быть квалифицирован как одна из форм системной детерминации. Удовлетворение потребности - это внутренне противоречивый процесс. С одной стороны, это восполнение недостающего, и с этой точки зрения удовлетворение потребности может рассматриваться как достраивание живой системы (именно системы!), о котором К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «Сама эта органическая система как совокупное целое имеет свои предпосылки, и ее развитие в направлении целостности состоит именно в том, чтобы подчинить себе все элементы общества или создать из него еще недостающие ей органы. Таким путем система в ходе исторического развития превращается в целостность. Становление системы такой целостностью образует момент ее, системы, процесса, ее развития» . Комментируя эту замечательную мысль, В. В. Давыдов и В. П. Зинченко подчеркивают, что «становление целостности - это момент развития органической системы, а это ее развитие состоит в создании недостающих ей органов. Иными словами, целостность системы является результатом ее саморазвития» . С другой стороны, удовлетворение потребности - не только и не столько восполнение недостающего, простое достраивание системы, сколько превращение ее в определенную целостность. Это дает основание рассматривать ведущую детерминанту живой системы как фактор ее системообразования. Рассматриваемый в теории функциональной системы П. К. Анохина результат как системообразующий фактор есть не что иное, как трансформированная потребность. Но потребность только потому приобретает системообразующую роль, что она обеспечивает главное свойство живого - его выделенность из среды и противостояние ей (как форма диалектического единства со средой). Будучи атрибутом живого, потребность по мере повышения уровня организации живого трансформируется в условный раздражитель (в «цель», «акцептор результатов действия», «модель потребного будущего» и т. д.), т. е. приобретает очертания конкретных физиологических детерминант. Но трансформированная в разные физиологические детерминанты, исходная жизненная потребность служит фактором формирования различных систем. Казалось бы, один и тот же организм под влиянием разных потребностей (детерминант), оставаясь самим собой, в то же время становится другим. В отличие от тел неживой, «косной» природы живые системы под влиянием тех или иных потребностей «преодолевают» себя.