Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Диагностика по самооценке. Методики исследования самооценки ребенка

Существует ряд методик диагностики самооценки в подростковом возрасте.

Для данной работы я выбрала следующие методики:

  • 1. Методика Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан.
  • 2. Шкала самоуважения Розенберга.

Методика Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан направлена на диагностику уровня самооценки и притязаний. Она основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда собственных качеств. Испытуемым предлагается бланк, который содержит инструкцию и задание. самооценка подростковый возраст психологический

Инструкция: «Перед тобой семь вертикальных линий, каждая из которых означает определенное качество. Нижняя точка - самый низкий уровень развития этого качества, а верхняя точка - самый высокий.

На каждой из линий нужно отметить:

чертой - твой уровень развития этого качества в настоящее время.

крестиком - тот уровень развития этого качества, которого ты хотел бы достичь, чтобы быть довольным собой».

В задании изображено семь линий, каждая из которых обозначает определенное качество личности (отображается в названии линии). На каждой линии нужно отметить определенными знаками актуальный уровень развития этого качества и его желаемый уровень развития. Высота каждой линии 100 мм, на ней указаны верхняя и нижняя границы, а также середина шкалы. При этом верхняя и нижняя границы отмечены заметными чертами, середина - едва заметной точкой.

«Любой человек может оценить свои способности, возможности, характер и другие качества. Уровень развития каждого качества можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя - самое высокое. Вам предлагается семь линий, каждая из которых символизирует определенное качество. На каждой из них чертой отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества в данный момент времени. После этого крестиком отметьте, при каком уровне развития этого качества, сторон вы были бы удовлетворены. Не спешите и хорошо подумайте над каждым значком, который вы ставите. Будьте максимально честными».

Методика может проводиться как фронтально (с классом или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемые работают самостоятельно. Время выполнения задания 10-12 мин.

Обработка результатов проводится по шести шкалам, первая шкала «здоровье» является тренировочной и не учитывается. Каждый ответ выражается в баллах, которые соответствуют длине отрезка от начала линии до знака (например, 54мм = 54 баллам).

При этом:

  • · уровень притязаний - расстояние в мм от нижней точки шкалы до знака «х»;
  • · уровень самооценки - расстояние в мм от нижней точки шкалы до знака «-»;

Затем рассчитывается средняя величина уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам, она и показывает уровень притязаний и самооценки.

Уровень притязаний

  • · менее 60 баллов - заниженный уровень притязаний, индикатор неблагоприятного развития личности;
  • · от 60 до 89 баллов - норма, реалистический уровень притязаний;
  • · от 75 до 89 баллов - оптимальный сравнительно высокий уровень, подтверждающий адекватное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития;
  • · от 90 до 100 баллов - нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям.

Уровень самооценки

Полученные баллы оцениваются в соответствии с данными:

  • · ниже 45 баллов - заниженная самооценка, крайнее неблагополучие в развитии личности, может указывать на подлинную неуверенность в себе или «защитную», когда отсутствие способностей и пр. позволяет не прилагать никаких усилий.
  • · от 45 до 74 - «средняя» и «высокая» адекватная самооценка;
  • · от 75 до 100 и выше - завышенная самооценка, указывает на определенные отклонения в формировании личности, может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; может указывать на существенные искажения в формировании личности: «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.

Эти данные сведены в таблицу, по которой можно ориентироваться при обработке результатов:

очень высокий

Уровень притязаний

Уровень самооценки

Методика «шкала самоуважения Розенберга» направлена на диагностику уровня самоуважения испытуемого, используется как вспомогательная при исследовании самооценки. Она выявляет два фактора: самоунижение и самоуважение, которые связаны с депрессивным состоянием, тревожностью и психосоматическими симптомами, активностью в общении, лидерством, чувством межличностной безопасности, отношением к испытуемому его родителей, с самооценкой. Данная методика обладает хорошей надежностью и конструктивной валидностью.

Испытуемым предлагается бланк, который содержит инструкцию и задание.

Инструкция:

«Перед тобой десять утверждений.

Нужно определить, насколько ты согласен или не согласен с каждым из них.

Для этого используй варианты ответов:

a = полностью согласен;

b = согласен;

c = не согласен;

d = абсолютно не согласен.

Для каждого утверждения, обведи подходящий ответ».

Задание содержит 10 утверждений:

  • 1. Я чувствую, что я достойный человек, по крайней мере, не менее чем другие.
  • 2. Я всегда склонен чувствовать себя неудачником.
  • 3. Мне кажется, у меня есть ряд хороших качеств.
  • 4. Я способен кое-что делать не хуже, чем большинство.
  • 5. Мне кажется, что мне особенно нечем гордиться.
  • 6. Я к себе хорошо отношусь.
  • 7. В целом я удовлетворен собой.
  • 8. Мне бы хотелось больше уважать себя.
  • 9. Иногда я ясно чувствую свою бесполезность.
  • 10. Иногда я думаю, что я во всем нехорош.

Перед началом работы над заданием испытуемым необходимо дать устную инструкцию:

«Вам предлагается 10 утверждений, каждое из которых нужно оценить по степени того, насколько вы с ним согласны. Для того, чтобы вам было легче правильно оценить степень согласия, вы можете воспользоваться четырьмя вариантами ответа:

a - означает полностью согласен; b - означает согласен; c - означает не согласен и d - означает абсолютно не согласен.

Не спешите и хорошо подумайте над каждым утверждением. Будьте максимально честными».

Методика также может проводиться как фронтально (с классом или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе нужно убедиться, правильно ли испытуемые поняли задание, ответить на вопросы. После этого испытуемые работают самостоятельно. Время выполнения задания 10-12 мин.

Обработка результатов

За каждый ответ испытуемого начисляются баллы в соответствии с ключом.

Уровень самоуважения равен сумме баллов, полученной испытуемым.

При этом необходимо учитывать, что максимум - это 40 баллов, 20 баллов - середина. Ниже середины - самоунижение, выше - самоуважение.

Варианты ответов

Проверка самооценки у школьников. Тесты


Афанасьева Римма Ахатовна, учитель обществознания МКОУ "Унъюганская СОШ №1", п. Унъюган, ХМАО-Югра
Описание: Предлагаю Вашему вниманию четыре теста для выяснения уровня самооценки учащихся с ключами для обработки. Ключ для обработки учитель выдаёт ученикам после того, как они отметят в тесте ответы на вопросы и подсчитают количество баллов. Обработку результатов теста можно записать на доске или на слайде презентации, если она предусмотрена к уроку.
Назначение: Тесты предназначены, прежде всего, учителям обществознания, а так же будут интересны классным руководителям, психологам, социологам, родителям и детям.
Актуальность: Актуальность проведения данных тестов связана с тем, что большинство учителей и родителей не уделяют должного внимания некоторым аспектам и особенностям личности. Одним из таких факторов можно выделить самооценку. Динамика самооценки поможет не только улучшить свои результаты в процессе обучения, но и утвердить свои позиции в социуме. От самооценки зависят такие социальные факторы, как взаимоотношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка влияет на дальнейшие развитие личности и на эффективную деятельность человека. Неправильное оценивание себя происходит из-за расхождения в возможностях человека. Нередко именно это является главной причиной неадекватного поведения (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и другое). Объективное выражение самооценки проявляется в том, как человек оценивает умения и достижения других (имея завышенную самооценку, человек начинает занижать результаты других). В наше время повышение качества обучения и усвоения знаний продолжает оставаться актуальной. С целью выявления причин неуспеваемости учеников, необходимо учитывать личностные характеристики ученика.Несомненно самооценка в наибольшей степени влияет на успешность обучения в любом школьном возрасте.
Цель: выявить динамику самооценки в процессе обучения и формирования личности подростка.
Задачи: подобрать методики исследования самооценки школьников;интерпретировать полученные данные, провести анализ;сформулировать выводы по полученным результатам тестов.
Подготовка и материал: учитель готовит тест для проверки самооценки школьников, продумывает обработку результатов и каким образом он будет предоставлять детям ключ для результата теста.
"В известном смысле каждый есть то, что он о себе думает", - Франсис Герберт Брэдли


Методика для определения самооценки учащихся (7-9) классов
Отвечаем на вопросы: «да» (+), «нет» (–)
1. Вы настойчиво и без колебаний осуществляете принятые решения, не останавливаясь перед трудностями?
2. Вы считаете, что командовать, руководить лучше, чем подчиняться?
3. По сравнению с большинством людей вы достаточно способны и сообразительны?
4. Когда вам поручают какое-нибудь дело, вы всегда настаиваете, чтобы делать его по-своему?
5. Вы всегда и везде стремитесь быть первым?
6. Если бы вы всерьез занялись наукой, то рано или поздно стали бы профессором?
7. Вам трудно сказать себе «нет», даже если ваше желание неосуществимо?
8. Вы считаете, что достигните в жизни гораздо большего, чем ваши сверстники?
9. В своей жизни вы успеете сделать очень многое, больше, чем другие?
10. Если бы вам пришлось заново начать жизнь, вы достигли бы гораздо большего?
Обработка результатов:
Подсчитайте количество «да» (+).
6-7 (+) – завышенная самооценка;
3-5 (+) – адекватная (правильная);
2-1 (+) – заниженная.


Тест "Самооценка уверенности в себе" (5-7 класс)
Отметьте в листе ответов знаком “+” свое согласие с приведенными высказываниями, а несогласие знаком “-”.
Подсчитайте сумму баллов, один “+” = 1 баллу.
1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.
2. Чаще всего у меня хорошее настроение.
3. Со мной все ребята советуются, считаются.
4. Я уверенный в себе человек.
5. Считаю, что я сообразительный и находчивый.
6. Я уверен, что всегда всем нужен.
7. Я все делаю хорошо.
8. В будущем я обязательно осуществлю свои мечты.
9. Люди часто помогают мне.
10. Я стараюсь обсуждать мои планы с близкими людьми.
11. Я люблю участвовать в спортивных соревнованиях.
12. Я проявляю самостоятельность в учебе и труде.
13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.
14. Я стараюсь планировать свою деятельность.
15. Я редко жалею о том, что уже сделал.
16. Я уверен, что в будущем добьюсь успеха.
17. Мне нравится принимать участие в различных олимпиадах и конкурсах.
18. Я учусь лучше, чем все остальные.
19. Мне чаще везет, чем не везет.
20. Ученье для меня не представляет труда.
Сумма баллов __________________
Расшифровка:
17-20 баллов - высокая степень уверенности в себе, самостоятельность и решительность при принятии ответственных решений.
11-16 баллов - потребность в обсуждении своих действий с друзьями, близкими; избирают задачи средней трудности.
1-10 баллов - неуверенность в своих силах, мнение о достигнутом критично, явно занижен уровень притязаний в планируемой деятельности.


Тест «Моя самоуверенность» (7-9 класс)
Прочитайте десять утверждений и решите, в какой степени вы согласны с каждым из них.
1 балл. Полностью не согласен.
2 балла. Скорее не согласен, чем согласен.
3 балла. Все равно.
4 балла. Скорее согласен, чем не согласен.
5 баллов. Полностью согласен.
1. Если я прикладываю достаточно усилий, мне всегда удается решать трудные проблемы.
2. Если люди не соглашаются со мной, я всё равно могу отыскать способы, позволяющие мне добиться желаемого.
3. Мне легко удается не сбиваться с пути, ведущему к цели, и достигать ее.
4. У меня достаточно ресурсов, чтобы справляться с непредвиденными ситуациями, возникающими в самых разных областях
моей жизни.
5. Я уверен, что могу эффективно справляться с неожиданностями.
6. Я всегда говорю «да» новым возможностям.
7. Я спокойно воспринимаю трудности, возникающие как в личной, так и в профессиональной жизни.
8. Я способен решить большую часть проблем, с которыми сталкиваюсь.
9. Большую часть времени я чувствую себя живым энергичным человеком.
10. Я уверен, что могу справиться со всем, что встречается у меня на пути.
Обработка результатов:
41-50 баллов. Вы обладаете всеми признаками уверенного в себе человека.
31-40 баллов. Чаще вы уверены, что способны выходить из тупиков, в которые иногда попадаете. Однако есть ситуации, перед которыми вы пасуете.
21-30 баллов. Вы часто чувствуете нервозность в определенных обстоятельствах.
10-20 баллов. Ваша уверенность в себе на данный момент, по-видимому, довольно низка, однако с этим можно справиться.
"Каких бы вершин вы не достигли, всегда будет что-то, в чем вы не очень сильны и этого всегда будет больше чем того, что у вас получается хорошо. Поэтому, не позволяйте своим недостаткам снижать вашу самооценку. Забудьте о них и развивайте ваши сильные стороны,"- Ричард Брэнсон

Тест Будасси С.А. на самооценку позволяет провести исследование самооценки личности, измеряемое количественно. В основе данной методики лежит способ ранжирования.

Психодиагностика самосознания, самоотношения, самооценки направлена на изучение и оценку представления о себе. “Я-концепция”, которая есть сумма “Я-реального” и “Я-идеального”, важный фактор формирования, выбора того или иного типа поведения человека. Которое во многом определяет направление его деятельности, поступки, совершаемые во всех сферах жизни, при контактах с людьми.

Анализ "Я-образа" позволяет выделить в нем два аспекта: знания о себе и самоотношение. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют значительную часть его представлений о себе - его "Я-концепцию". Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится причиной его перманентного самоотношения. Не все реально постигаемое в себе самом и не все в самоотношении ясно осознанно. Некоторые аспекты "Я-образа" оказываются ускользающими от сознания, неосознанными, бессознательными. Данный тест позволяет их выявить.

Тест на самооценку личности: Я-реальное, Я-идеальное. Методика Будасси исследования Я-концепции:

Инструкция.

Вам предлагается список из 48 слов, обозначающих свойства личности, из которых Вам необходимо выбрать 20, в наибольшей степени характеризующих эталонную личность (назовем ее “мой идеал”) в Вашем преставлении. Естественно, что в этом ряду могут найти место и негативные качества.

Тестовый материал.

1. Аккуратность

17. Легковерие

33. Педантичность

2. Беспечность

18. Медлительность

34. Радушие

3. Вдумчивость

19. Мечтательность

35. Развязность

4. Восприимчивость

20. Мнительность

36. Рассудительность

5. Вспыльчивость

21. Мстительность

37. Самокритичность

6. Гордость

22. Надежность

38. Сдержанность

7. Грубость

23. Настойчивость

39. Справедливость

8. Гуманность

24. Нежность

40. Сострадание

9. Доброта

25. Нерешительность

41. Стыдливость

10. Жизнерадостность

26. Несдержанность

42. Практичность

11. Заботливость

27. Обаяние

43. Трудолюбие

12. Завистливость

28. Обидчивость

44. Трусость

13.Застенчивость

29. Осторожность

45. Убежденность

14. Злопамятность

30. Отзывчивость

46. Увлеченность

15. Искренность

31. Подозрительность

47. Черствость

32. Принципиальность

48. Эгоизм

Из двадцати отобранных свойств личности Вам необходимо построить эталонный ряд d 1 в протоколе исследования, где на первых позициях располагаются наиболее важные, с Вашей точки зрения, положительные свойства личности, а последними - наименее желательные, отрицательные (20-й ранг - наиболее привлекательное качество, 19-й - менее и т. д. вплоть до 1 ранга). Следите, чтобы ни одна оценка-ранг не повторялась дважды.

Протокол исследования

Номер ранга
эталона d 1

Свойства личности

Номер ранга
субъекта d 2

Разность
рангов D

Квадрат разности
рангов d 2

Σ d 2 =

Из отобранных Вами ранее свойств личности постройте субъективный ряд d 2 , в котором расположите данные свойства по мере убывания их выраженности у Вас лично (20-й ранг - качество, присущее Вам в наибольшей степени, 19-й - качество, характерное для Вас несколько меньше, чем первое, и т. д.). Результат занесите в протокол исследования.

Обработка результатов

Цель обработки результатов - определение связи между ранговыми оценками качеств личности, входящими в представления “Я идеальное” и “Я реальное”. Мера связи устанавливается с помощью коэффициента ранговой корреляции. Чтобы высчитать коэффициент, необходимо вначале найти разность рангов d 1 - d 2 по каждому качеству и занести полученный результат в колонку d в протокол исследования. Затем каждое полученное значение разности рангов d возвести в квадрат (d 1 - d 2) 2 и записать результат в колонке d 2 . Подсчитайте общую сумму квадратов разности рангов Σ d 2 и внесите ее в формулу

r = l - 0,00075 x Σ d 2 ,
где r - коэффициент корреляции (показатель уровня самооценки личности).

Ключ к тесту Будасси на самооценку.

Коэффициент ранговой корреляции r может находиться в интервале от -1 до + 1. Если полученный коэффициент составляет не менее -0,37 и не более +0,37 (при уровне достоверности равном 0,05), то это указывает на слабую незначительную связь (или ее отсутствие) между представлениями человека о качествах своего идеала и о реальных качествах. Такой показатель может быть обусловлен и несоблюдением испытуемым инструкции, но если она выполнялась, то низкие показатели означают нечеткое представление человеком о своем идеальном Я и Я реальном. Значение коэффициента корреляции от +0,38 до +1 - свидетельство наличия значимой положительной связи между Я идеальным и Я реальным. Это можно трактовать как проявление адекватной самооценки или, при г от +0,39 до +0,89, как тенденция к завышению. Значения же от +0,9 до +1 часто выражают неадекватно завышенное самооценивание. Значение коэффициента корреляции в интервале от -0,38 до -1 говорит о наличии значимой отрицательной связи между Я идеальным и Я реальным (отражает несоответствие или расхождение представлений человека о том, каким он хочет быть, и тем, какой он в реальности). Это несоответствие предлагается интерпретировать как заниженную самооценку. Чем ближе коэффициент к -1, тем больше степень несоответствия.

В предложенной методике исследования самооценки ее уровень и адекватность определяются как отношение между "Я идеальным" и "Я реальным". Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или на субъективном мнении.

Процесс самооценивания может происходить двумя путями:

1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности и

2) путем сравнения себя с другими людьми.

Однако независимо от того, лежат ли в основе самооценки собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно-заданные стандарты, самооценка всегда носит субъективный характер; при этом ее показателями могут выступать адекватность и уровень.

Адекватность самооценивания выражает степень соответствия представлений человека о себе объективным основаниям этих представлений. Уровень самооценки выражает степень реальных и идеальных, или желаемых, представлений о себе. Адекватную положительную самооценку можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной полноценности. Низкая или заниженная самооценка, наоборот, может быть связана с негативным отношением к себе, неприятием себя, ощущением собственной неполноценности.

В процессе формирования Самооценки важную роль играет сопоставление образов реального Я и Я идеального. Поэтому тот, кто достигает в реальности характеристик, соответствующих идеалу, будет иметь высокую самооценку. Если же человек "малоэффективно" преодолевает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

Самооценка и отношение человека к себе тесно связаны с уровнем притязаний, мотиваций и эмоциональными особенностями личности. От самооценки зависит интерпретация приобретенного опыта и ожидания человека относительно самого себя и других людей.

Интерпретация результатов

Проинтерпретируйте индивидуальные результаты исследования особенностей самооценки, используя для этого таблицу.

Индивидуальные результаты исследования особенностей самооценки

Уровни выраженности
показателей самооценки

Проявления самооценки

в обыденном поведении

в общении (межличностном: в семье, на работе и т.д.)

в учебной (профессиональной) деятельности

От 4 - 1,0 до + 0,85

Самооценка высокая
Неадекватная

От + 0,84 до + 0,53

Самооценка высокая
Адекватная

От + 0,52 до -0,1

Самооценка средняя
Адекватная

От -0,09 до -0,32

Самооценка низкая
Адекватная

От -0,33 до -1,0

Самооценка низкая
Неадекватная

Характеристика поведения личности в зависимости от ее самооценки

Люди с завышенной самооценкой ставят перед собой более высокие цели, чем те, которые они могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не всегда соответствующий их возможностям. Здоровые качества личности: достоинство, гордость, самолюбие - перерождаются в высокомерие, тщеславие, эгоцентризм. Неадекватная самооценка своих возможностей и завышенный уровень притязаний обуславливают самоуверенность и отказ себе в праве на ошибки. Развитие излишней самоуверенности может выступать следствием соответствующего стиля воспитания в семье и школе. Самоуверенные люди не склонны к самоанализу, что может стать причиной отсутствия любого самоконтроля, а это ведет к принятию ошибочных решений и осуществлению рисковых поступков. Дальнейшая утрата чувства необходимой осторожности отрицательно влияет на безопасность, надежность и эффективность всей жизнедеятельности человека. Отсутствие или недостаточная потребность в самосовершенствовании затрудняет включение их в процесс самовоспитания.

Люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которые могут достигнуть, преувеличивая значение неудач. При заниженной самооценке человек характеризуется другой крайностью, противоположной самоуверенности, - чрезмерной неуверенностью в себе. Неуверенность, часто объективно необоснованная, является устойчивым качеством личности и ведет к формированию у человека таких черт, как смирение, пассивность, “комплекс неполноценности’’. Это отражается и во внешнем виде человека: голова втянута в плечи, походка нерешительная, он хмур, неулыбчив. Окружающие иногда принимают такого человека за сердитого, злого, неконтактного и следствием этого становится изоляция от людей, одиночество.

Неуверенности в себе могут способствовать и некоторые субъективные факторы: тип высшей нервной деятельности, черты темперамента и т. д.

Например, неуверенность выступает в качестве одной из характеристик тревожности. Преодоление неуверенности через процесс самовразвития затруднено из-за неверия человека в свои возможности, перспективы и конечный результат, но в любом случае она возможна и необходима, потому что значительно повышает качество жизни.

Наиболее благоприятна адекватная самооценка, предполагающая равное признание человеком как своих достоинств, так и то, что на первый взгляд кажется недостатком. В основе оптимальной самооценки, выражающейся через положительное свойство личности - уверенность, лежат необходимый опыт и соответствующие знания. Уверенность в себе позволяет человеку регулировать уровень притязаний и правильно относится к своим возможным ошибкам. Уверенного человека отличают решительность, твердость, умение находить и принимать решения, последовательно их реализовывать.

Уверенный человек спокойно и конструктивно относится к допущенным ошибкам, анализируя их причины, с тем, чтобы по возможности не повторить их вновь.

Развивать у себя адекватную самооценку можно на основе самопознания.

Познав и оценив себя, человек может более сознательно, а не стихийно управлять своим поведением и успешно заниматься саморазвитием.

Одни прекрасно выступают перед публикой, другие стесняются спросить о цене товара в магазине. Некоторые люди терпят унижения для того, чтобы их приняли в круг общения, другие носят на себе невидимую царскую корону и близко к себе никого не подпускают. В чем причина такого поведения людей? Есть одна личностная характеристика, которая объединяет все вышеуказанные модели поведения человека - это самооценка.

Что такое самооценка человека?

Мы часто слышим такое понятие, как "самооценка". Его используют не только профессиональные психологи, преподаватели или врачи, об этой личностной характеристике мы можем услышать и в бытовом общении. Что же это такое? Самооценкой называют представления человека о и ценности для окружающих, а также это оценка своих недостатков и положительных качеств, эмоций, чувств самим человеком.

Когда она начинает формироваться?

Самооценка не может формироваться без наличия еще одного личностного свойства - самосознания. Оно возникает в детском возрасте, приблизительно до 3-х лет, когда ребенок осознает свою автономность от матери, идентифицирует себя с определенным полом и начинает проявлять себя как личность (т. наз. "семизвездие кризиса" этого возраста). Когда ребенок подрастает, у него появляется возможность на элементарном уровне оценивать себя и анализировать отношение окружающих к себе. В этом возрасте мы можем говорить о зачатках самооценки, так как она формируется продолжительное время и пребывает в динамике всю жизнь.

Виды самооценки

Специалисты различают несколько видов самооценки, которые можно исследовать с помощью психологических инструментариев (например, методика Будасси исследования Я-концепции, или методика Дембо-Рубинштейн). Самооценка состоит из представлений личности о себе реальном и идеальном.

Существуют разные отношения между этими двумя ("Я-реальное", "Я-идеальное"). В зависимости от качества этого отношения изменяется самооценка человека.

  • Заниженная оценка личностью себя - большая разница между представлениями о том, кто я есть на самом деле, и каким я должен быть в идеале. Неуверенность в себе, развивающаяся в этом случае, сквозит во всякой деятельности человека.
  • Адекватная самооценка - нормальное соотношение между "Я-реальным" и "Я-идеальным". Человек ведет себя адекватно ситуации.
  • Завышенная - практически нет различия между двумя вышеупомянутыми структурами личности. Человек склонен считать себя если не идеалом, то очень близким к нему.

Методика Дембо-Рубинштейна - исследование самооценки, описание

Для личности очень важно иметь адекватную самооценку, ведь в противном случае появляются проблемы в общении, профессиональной деятельности, и так далее. Следует своевременно обращать внимание на самооценку личности, чтобы избежать ошибок в ее социальном приспособлении.

Методика Дембо-Рубинштейн позволяет определить, какая самооценка у личности. Это происходит с помощью отметок испытуемого на определенных шкалах. Человеку дается бланк методики, в котором написаны инструкция и основное задание. Для определения уровня самооценки используется не классическая методика Дембо-Рубинштейн.

Модификация Прихожан этой методики используется в последнее время в различных образовательных учреждениях и на производстве. Измененная методика А. М. Прихожан содержит в себе 7 шкал (в отличие от 4-х первоначальных). Автор модификации добавила такие шкалы, как "умение что-то делать своими руками", "внешность", "признание сверстников", а также изменила шкалу "счастье" на "уверенность в себе".

Инструкция к проведению исследования

Человек может понять, что необходимо сделать в тесте, прочитав инструкцию. В ней говорится о том, что каждый имеет возможность оценить свои способности, возможности и так далее. Свою оценку можно выразить на отрезке, с одного конца которого начинаются низкие баллы, на другом конце - максимальные 10 баллов. Необходимо отметить на каждой шкале черточкой "-" уровень, на котором находится развитие этого качества или свойства сейчас. Затем нужно отметить на этих шкалах крестиком "х" тот уровень, при котором испытуемый человек может чувствовать довольство собой или гордость.

Шкалы в тесте

Методика Дембо-Рубинштейн в модификации включает в себя следующие шкалы:


Методика подходит для индивидуального и фронтального исследования. При работе с группой необходимо проверить каждого, как он заполнил первую тренировочную шкалу - "здоровье". Модификация методики Дембо-Рубинштейн предполагает затрату времени на выполнение тестового задания от 10 до 12 минут.

Анализ результатов

При обработке и анализе результатов первая шкала не учитывается, так как это не личностная характеристика. Длина каждой шкалы должна быть строго равна 100 мм, тогда каждый отмеченный крестик и черта будут иметь количественную характеристику (например, 48 мм - 48 баллов).

Методика Дембо-Рубинштейн позволяет выявить не только уровень самооценки, но и уровень личностных притязаний. Этот показатель определяется при измерении количества баллов от "0" до "х". Соответственно, уровень самооценки на конкретной шкале можно измерить от "0" до "-".

Далее необходимо вычислить расстояние от "х" до "-". Если наблюдается такая ситуация, при которой уровень притязаний ниже личностной самооценки, баллы выражаются в отрицательных числах. Затем происходит подсчет баллов и определение самооценки. Методика Дембо-Рубинштейн легка в обработке, поэтому очень часто применяется. Но специалисты практически всегда используют ее в модификации Прихожан.

Расшифровка показателей

Для определения уровня двух исследуемых подсчитывается суммарный бал соответствующих показателей всех шкал (кроме первой). Методика Дембо-Рубинштейн максимально точно помогает человеку понять, как он себя оценивает.

Показатели уровня притязаний

  1. Адекватный - 75-89 баллов. Человек реалистично оценивает свои возможности.
  2. Высокий - 90-100 баллов. Нереалистичное отношение к своим возможностям, отсутствие самокритики.
  3. Низкий - ниже 60 баллов. Заниженный уровень притязаний. Человек не может нормально развиваться. У него нет стремлений чего-то достигать, так как он уверен, что это заведомо проигрышный вариант.

Уровень самооценки

  1. Адекватная - 45-74 балла. Реалистическое оценивание себя по указанным в методике и другим параметрам.
  2. Завышенная - 75-100 баллов. Наблюдаются некоторые проблемы в формировании личностных качеств. Возможно, взрослый человек или ребенок не может правильно оценить свою трудовую деятельность (ее результаты), общение. Наблюдается такое явление, как "закрытость для опыта", то есть человек нечувствителен к замечаниям, советам и оценкам людей.
  3. Заниженная - менее 45 баллов. Человек имеет большие проблемы в формировании личностного показывает методика Дембо-Рубинштейн. Самооценка слишком низкая может быть результатом проявления двух психологических проблем: действительно неуверенности в собственных возможностях и "защитной" неуверенности. Второе явление наблюдается в случае, если человек сам навязывает себе эту "недооценку", чтобы не напрягаться в решениях и избегать ответственности.
Методики

исследования самооценки и уровня самоактуализации.

Методика изучения личностной самооценки (разраб. Прихожан)
Методика применяется для исследования самооценки и уровня притязаний учащихся 7-11 классов. Время проведения - 10-12 минут. Каждому школьнику выдается бланк инструкции с заданием. На бланке нарисовано 7 вертикальных линий длиной по 10 сантиметров каждая. Вертикальная линия условно обозначает развитие качества, стороны личности от низшего уровня (нижняя точка) до наивысшего (верхняя точка). Испытуемому предлагается оценить следующие качества, стороны личности: здоровье (как тренировочная, не анализируется), ум (способности), характер, авторитет у сверстников, умение многое делать своими руками, внешность, уверенность в себе. На каждой линии черточкой (-) испытуемый отмечает, как он оценивает развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент, после этого - крестиком (х), при каком уровне развития этих качеств, сторон, он был бы удовлетворен собой или почувствовал бы гордость за себя.
Инструкция:

«Каждый человек оценивает свои возможности, способности, характер и т.д. Уровень развития каждого качества, стороны личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя - наивысшее. На бланке нарисовано семь таких линий, они обозначают: 1-я - здоровье, 2-я - ум (способности), 3-я - характер, 4-я - авторитет у сверстников, 5-я - умение многое делать своими руками (умелые руки), 6-я - внешность, 7-я - уверенность в себе. Под каждой линией написано, что она обозначает. Например: в линии здоровья нижняя точка указывает на совершенно больного человека, а верхняя - абсолютно здорового.

На каждой линии черточкой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон, вы были бы удовлетворены собой или почувствовали бы гордость за себя.

Итак, (-) - уровень развития у вас качества, стороны личности в настоящий момент; (х) - такой уровень развития качества, стороны личности, к которому вы стремитесь, достигнув которого вы будете удовлетворены собой.»

Обработка данных:

На каждой из линий (шкал) образуются 3 показателя:


  1. Уровень притязаний 9 расстояние в миллиметрах от (О) до (Х).

  2. Уровень самооценки - от (О) до (-).

  3. Разность самооценки и уровня притязаний - величина расхождения между (Х) и (-). Если (Х) - ниже (-) - будет отрицательное значение расхождения.
Все самооценки по 6 качествам (2-7 линии) суммируются и определяется средняя самооценка (СО). Аналогично - средний уровень притязаний (УП) и средняя величина расхождения между самооценкой и уровнем притязаний.

Результаты по СО, УП и (УП-СО) сопоставляются со среднестатистическими оценками и определяется уровень их сформированности.


Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Завышенный уровень

Уровень притязаний

менее 60

Самооценка

менее 45

Степени расхождения между уровнем притязаний и самооценкой. Степень дифференцированности УП и СО определяется как разность между максимальными и минимальными показаниями по УП и СО.

Анализ профиля СО и УП.

Соединив линией показания СО и УП по шкалам, получаем профиль СО и УП. Если линия почти прямая - незрелость, малодифференцированность СО или УП. Высокая степень дифференцированности - неровности, спады, подъемы. Чем больше разность между минимальной и максимальной СО (УП), тем менее достоверный средний показатель. Следует обратить особое внимание на случаи, когда УП ниже, чем СО, когда некоторые шкалы пропускаются или заполняются неполностью. Это может свидетельствовать об очень высоком (низком) уровне или несформированности СО (УП).

Количественная оценка СО и УП.

Уровень притязаний - норма (60 - 89) - реалистичный, более оптимальный 75 - 89. Оптимистическая направленность личности - движущий фактор развития личности.

От 90 - 100 - нереалистическое, некритическое отношение к своим возможностям. Особое внимание - выше 100. Для старшего школьного возраста это неблагоприятный показатель личностной незрелости - не представляет реально возможности своего развития.

Результат меньше 60 - заниженный уровень притязаний. Неблагоприятный индикатор - неуверенность в себе. Если такой показатель по отдельным шкалам - пренебрежение к данному качеству.

Уровень самооценки - норма (45 - 74), адекватная, реалистическая, наиболее благоприятная - 60 - 74.

Завышенная самооценка - 75 - 100 - переоценка себя, свидетельствует о неблагополучии (отклонении) в развитии личности - личностной незрелости. Не может реально сравнивать себя с другими людьми, нечувствителен к внешнему влиянию, опыту, критике.

Ниже 45 - недооценка себя, крайне неблагоприятно для развития личности (группа риска). Два механизма - ненужность своей персоны, ни на что неспособный; иногда это самозащитная реакция. Человек декларирует, что он ни на что не способен (при этом оценивает себя нормально), для того, чтобы оправдать свое бездействие.
Качественная интерпретация результатов.

Уровень притязаний - реальность целей, которые ставятся, реальность оценки своих возможностей как стимул личностного развития. Норма - умеренная степень расхождения между УП и СО - (8 - 22) , если же различия слабые (полное совпадение - всего достиг) - притязания не служат стимулом для личностного развития, школьник не занимается самовоспитанием, самоформированием. Обратить внимание на место (-) и (Х) - вверху или внизу. Внизу - смирился со своей никчемностью, не ставит целей, задач (по большинству шкал).

Сильные расхождения между УП и СО - характерен резкий разрыв между УП и СО, между тем к чему стремится и что считает для себя возможным. Особенно неблагоприятно - СО -внизу, УП в верхней части шкалы.

Норма - сочетание средней или высокой самооценки с умеренной ее дифференцированностью со средним или высоким уровнем притязаний при умеренной дифференцированности, умеренное расхождение между самооценкой и уровнем притязаний. Достаточно сбалансированное развитие личности, функции стимулятора выполняет уровень притязаний.

Варианты:

Высокая СО с умеренной дифференцированностью - благоприятная для развития личности. Как это относится с УП? Должен быть высокий и достаточно дифференцированный - реальная оценка, хорошие стимулы развития.

Низкая СО с умеренной дифференцированностью, большое расхождение между УП и СО - свидетельствует о неблагоприятном отношении к себе.

Средняя слабодифференцированная самооценка в сочетании со средним УП и средним расхождением между УП и СО - человека удовлетворяет серая середина, никаких взлетов от себя не ждет и не хочет.

Высокая слабодифференцированная СО сочетается с очень высоким недифференцированным УП - в своей самооценке школьник отражает только положительные черты, некритичность, нет постановки целей развития.

Очень высокая недифференцированная СО с очень высоким недифференцированным УП, низкое расхождение между ними - глобальная удовлетворенность собой, закрытость для внешнего опыта, инфантилизм - низкий уровень развития личности. Может быть и реактивный характер ответов как отклик на какой-либо внутренний или внешний конфликт, высокий уровень тревожности.

Методика исследования самоотношения (МИС).

МИС является традиционным тестом - опросником с четко определенным предметом диагностики - отношением личности к собственному «Я». В его основе лежит понимание отношений как сложной уровневой эмоционально - оценочной системы для адекватного и полного описания которого явно не достаточно существующих представлений о двух уровнях самооценки: глобальной самооценки и частных самооценок. Было выдвинуто положение о том, что самоотношение может быть понято как выражение смысла «Я» для субъекта, как некоторое устойчивое чувства в адрес собственного «Я», которое, несмотря на обобщенность, содержит ряд специфических модальностей, различающихся как по эмоциональному тону переживаний, так и по семантическому содержанию.

Было выделено 9 шкал, в которых содержится 110 пунктов, которые и составили настоящую версию опросника.

Процедура проведения опроса заключается в том, что испытуемому предъявляется тестовой буклет, содержащий 110 вопросов, и стандартный бланк ответов.

Инструкция подразумевает две градации ответов: « согласен - не согласен», которые фиксируются в соответствующих позициях бланка.

Шкальные значения подсчитываются по девяти шкалам с помощью ключа - трафарета, накладываемого на бланк. Полученные таким образом баллы по специальной таблице переводятся в оценки - « стены».

Интерпретация проводится путем анализа профиля девяти показателей, которые совместно дают полную картину самоотношения испытуемого.

Выделенные шкалы могут быть проинтерпретированы следующим образом.

Шкала 1 - « внутренняя честность» - включает 11 пунктов, связанных с такими аспектами самоотношения, которые, являясь значительными (в первую очередь с точки зрения моральных норм), часто оказываются малозначительными.

Низкие значения шкалы говорят о глубокой осознанности «Я» , повышенной рефлексивности и критичности, способности не скрывать от себя и других даже значимую неприятную информацию. Крайне низкие значения могут свидетельствовать о самообнаженности, граничащей с цинизмом.

Высокие значения шкалы говорят о закрытости, неспособности или нежелании осознавать или выдавать значимую информацию о себе. В крайнем выражении - о прямой лжи и фальсификации результатов в сторону социально - желаемых ответов.

Шкала 2 - « самоуверенность» - содержит 14 пунктов, задающих представления о себе как о самостоятельном, волевом энергичном, надежном человеке, которому есть за что себя уважать.

Положительный полюс шкалы соответствует высокому самомнению, самоуверенности, отсутствие внутренней напряженности. Низкие значения говорят о неудовлетворенности собой и своими возможностями, сомнении в способности вызвать уважение.

Шкала 3 - « саморуководство» - содержит 12 пунктов, отражает представления о том, что основным источником активности и результатов, касающихся деятельности, интегрирующий и организующий его личность и жизнедеятельность, считает, что его судьба находится в собственных руках, и испытывает чувство обоснованности и последовательности своих внутренних побуждений и целей.

Низкие баллы свидетельствуют о вере субъекта в подвластность его «Я» внешним обстоятельствам, на способность противостоять судьбе, плохой саморегуляции, отсутствие тенденции искать причины поступков и результатов в себе самом. Конструкт, лежащий в основ шкалы, близок по содержанию к локусу контроля.

Шкала 4 - «отраженность самоотношения » - включает 11 пунктов связанных с ожидание отношением к себе со стороны других людей.

Высокие значения шкалы соответствуют представлению субъекта о том, что его личность, характер и деятельность способны вызвать у других уважение , симпатию, одобрение и понимание. С низкими значениями связано ожидание противоположных чувств от обобщенного другого.

Шкала 5 - « самоценность » - содержит 14 пунктов. Высокие оценки по шкале отражают заинтересованность в собственном «Я», ощущение ценности своего «Я» для других. Шкала отражает эмоциональную оценку себя, своего «Я» интимным критериям любви, духовности, богатствам внутреннего мира. Низкие баллы говорят о недооценки своего собственного, духовного «Я», сомнении в ценности собственной личности, отстраненности, граничащей с безразличием к своему «Я», потере интереса к своему внутреннему миру.

Шкала 6 - «самопринятие» - включает 12 пунктов.

Высокий полюс соответствует эмоциональному, безусловному принятию себя пусть даже с некоторыми недостатками, одобрению своих планов и желаний. Низкий полюс свидетельствует об отсутствии перечисленных качеств - недостаточном самопринятии, что является важным симптомом дезадаптации.

Шкала 7 - « самопривязанность » - включает 12 пунктов. Высокие значения шкалы говорят о ригидности Я - концепции, нежелании меняться на фоне общего положительного отношения к себе. Данные переживания часто сопровождаются привязанностью к неадекватному Я - образу. В последнем случае тенденция сохранению такого образа - один из защитных механизмов самопознания.

Низкие значения свидетельствуют о противоположных тенденциях - желании что - то в себе изменить, тяга соответствию с идеальным представлениям о себе, неудовлетворенности собой.

Шкала 8 - «внутренняя конфликтность» - содержит 15 пунктов.

Высокие значения по шкале свидетельствуют о наличии внутренних конфликтов, сомнений, тревожно - депрессивных состояниях.

Умеренное повышение по шкале свидетельствует о наличии повышенной рефлексии, глубоком проникновении в себя, осознании своих трудностей, адекватном « образе - Я», отсутствии вытеснения.

Крайне низкие значения шкалы свидетельствуют об отрицании проблем, закрытости, самодовольстве, интуитивных тенденциях.

Шкала 9 - «негативное эмоциональное самоотношение» - содержит 10 пунктов.

Высокие значения говорят об интраинтуитивности, самообвинении, готовности поставить себе в вину свои промахи и неудачи , собственные недостатки. По психологическому содержанию шкала в целом сходна с предыдущей 8 шкалой. Однако, если 8 шкала характеризуется конфликтностью, связанной с недостатком самоуважения (недооценкой своих возможностей, компетентности, знаний и способностей) , то 9 шкала является индикатором отсутствия симпатии, что сопровождается негативными эмоциями в свой адрес, даже несмотря на высокую самооценку собственных качеств и достижений.


Надежность - согласованность шкал обеспечивается процедурой отбора пунктов с высокими и устойчивыми нагрузками по соответствующему фактору.

Достоверность результатов контролируется использованием шкалы 1 в качестве достоверности. Высокие оценки по данной шкале свидетельствуют о недостаточной рефлексии представлений и переживаний, связанных с « Я - концепцией » , а также о тенденции давать социально - желательные ответы. Результаты испытуемых, имеющих 9 - 10 стенов по данной шкале, следует считать недостоверными.

Так как шкалы опросника умеренно коррелируют между собой, была проведена факторизация матрицы интеркорреляций шкальных значений. В результате было получен три независимых фактора.

Первый фактор составили шкалы: внутренней честности (1) , самоуверенности (2), саморуководства (3) и отраженного самоотношения (4). Все эти шкалы выражают оценку собственного « Я » испытуемого по отношению к социально - нормативным критериям: моральности, успешности, воли, целеустремленности, социального одобрения и т. п. , что дает основания интерпретировать данный фактор как самоуважение.

Во второй фактор вошли три шкалы: самоценность (5) , самопринятие (6) , самопривязанность (7) . Эти шкалы в наиболее чистом виде отражают эмоциональное отношение субъекта к своему « Я » и могут быть интерпретированы как шкала аутосимпатии.

Третий фактор, содержащий шкалы: внутренняя конфликтность (8) и самообвинение (9) - связан с негативным самоотношением, не зависящим от аутосимпатии и самоуважения, и может быть назван фактором « внутренней неустроенности » .

Применение опросника МИС возможно при решении широкого круга научных и практических задач. Опросник может оказаться полезным в таких сферах практической психологии, как психологическое консультирование, групповая и индивидуальная психокоррекция и психотерапия, которые, как известно, непосредственно связаны с воздействием на самоотношение клиента или пациента. Представляется целесообразным использование методики в массовых обследованиях, когда показатели по 8 и 9 шкалам, например, могут свидетельствовать о потребности респондента к психологической помощи.

Анкета МИС.


  1. Мои слова довольно редко сходятся с делом.

  2. Случайному человеку я, скорее всего, покажусь человеком приятным.

  3. К чужим проблемам я всегда отношусь с тем же пониманием, что и к своим.

  4. У меня нередко возникает чувство, что то, о чем я с собой мысленно разговариваю, мне неприятно.

  5. Думаю, что все мои знакомые относятся ко мне с симпатией.

  6. Самое разумное, что может сделать человек в своей жизни - это не противиться собственной судьбе.

  7. У меня достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное.

  8. Если бы я раздвоился, то мне было бы довольно интересно общаться со своим двойником.

  9. Я не способен причинять душевную боль самым близким людям.

  10. Я считаю, что иногда не грех пожалеть самого себя.

  11. Совершив какой - то промах, я часто не могу понять, как мне могло прийти в голову, что из задуманного получится что - нибудь хорошее.

  12. Чаще всего я одобряю свои планы и поступки.

  13. В моей личности, наверное, есть что - то такое, что способно вызвать у других острую неприязнь.

  14. Когда я пытаюсь оценить себя, я прежде всего вижу свои недостатки.

  15. У меня не получается быть для любимого человека интересным длительное время.

  16. Можно сказать, что я ценю себя достаточно высоко.

  17. Мой внутренний голос редко подсказывает мне то, с чем бы я в конце концов не согласился.

  18. Многие мои знакомые не принимают меня так уж всерьез.

  19. Бывало, и не раз, что я остро ненавидел самого себя.

  20. Мне очень мешает недостаток энергии, воли и целеустремленности.

  21. В моей жизни возникали такие обстоятельства, когда я шел на сделку с собственной совестью .

  22. Иногда я сам себя плохо понимаю.

  23. Порой мне бывает мучительно больно общаться с самим собой.

  24. Думаю, что без труда мог бы найти общий язык с любым разумным и знающим человеком.

  25. Если я и отношусь к кому - нибудь с укоризной, то, прежде всего, к самому себе.

  26. Иногда я сомневаюсь, можно ли любить меня по - настоящему.

  27. Нередко мои споры с самим собой обрываются мыслью, что все равно выйдет не так, как я решил.

  28. Мое отношение к самому себе можно назвать дружеским.

  29. Вряд ли найдутся люди, которым я не по душе.

  30. Часто, не без издевки, я подшучиваю над самим собой.

  31. Если бы мое второе « Я » существовало, то для меня бы это был довольно скучный партнер по общению.

  32. Мне представляется, что я достаточно сложился как личность, и поэтому не трачу много сил, чтоб в чем - то стать другим.

  33. В целом, меня устраивает то, какой я есть.

  34. К сожалению, слишком многие не разделяют моих взглядов на жизнь.

  35. Я вполне могу сказать, что уважаю сам себя.

  36. Я думаю, что имею умного и надежного советчика в самом себе.

  37. Сам у себя я довольно часто вызываю чувство раздражения.

  38. Я часто, но довольно безуспешно, пытаюсь в себе что - то изменить.

  39. Я думаю, что моя личность гораздо интереснее и богаче, чем это может показаться на первый взгляд.

  40. Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки.

  41. Я редко остаюсь не понятым в самом важном для меня.

  42. Я думаю, что другие, в целом, оценивают меня достаточно высоко.

  43. То, что со мной случается - это дело моих собственных рук.

  44. Если я спорю с собой, то всегда уверен, что найду единственное правильное решение.

  45. Когда со мной случаются неприятности, как правило, я говорю: « И поделом тебе » .

  46. Я не считаю, что я достаточно духовно интересен для того, чтобы быть притягательным для многих людей.

  47. У меня нередко возникает сомнение, а такой ли я на самом деле, каким я себе представляюсь.

  48. Я не способен на измену даже в мыслях.

  49. Чаще всего я думаю о себе с дружеской иронией .

  50. Мне кажется, что мало кто может подумать обо мне плохо.

  51. Уверен, что на меня можно положиться в самых ответственных делах.

  52. Я могу сказать, что в целом контролирую свою судьбу.

  53. Я никогда не выдаю понравившиеся мне чужие мысли за свои.

  54. Каким бы я ни казался окружающим, я то знаю, что в глубине души я лучше, чем большинство других.

  55. Я хотел бы оставаться таким, какой я есть.

  56. Я всегда рад критике в свой адрес, если она обоснована и справедлива.

  57. Мне кажется, что если бы таких людей, как я, было больше, то жизнь изменилась бы в лучшую сторону.

  58. Мое мнение имеет достаточный вес в глазах окружающих.

  59. Что - то мешает мне понять себя по - настоящему.

  60. Во мне есть много такого, что вряд ли вызывает симпатию.

  61. В сложных обстоятельствах я обычно не жду, пока проблемы разрешатся сами собой.

  62. Иногда я пытаюсь выдать себя не за того, кто я есть.

  63. Быть снисходительным к своим слабостям вполне естественно.

  64. Я убедился, что глубокое проникновение в самого себя - малоприятное и довольно рискованное занятие.

  65. Я никогда не раздражаюсь и не злюсь без особых на то причин.

  66. У меня бывали такие моменты, когда я понимал, что и меня есть за что презирать.

  67. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что со мной происходит.

  68. Именно богатство и глубина моего внутреннего мира и определяет мою ценность как личность.

  69. Долгие споры с самим собой чаще всего оставляют горький осадок в моей душе, чем приносят облегчение.

  70. Думаю, что общение со мной доставляет людям искреннее удовольствие.

  71. Если говорить откровенно, то иногда я бываю неприятен.

  72. Можно сказать, что я себе нравлюсь.

  73. Я человек надежный.

  74. Осуществление моих желаний мало зависит от везения.

  75. Мое внутреннее « Я » всегда мне интересно.

  76. Мне очень просто убедить себя.

  77. Близким людям свойственно меня недооценивать.

  78. У меня в жизни нередко бывают минуты, когда я сам себе противоречу.

  79. Мне кажется, что я все - таки не умею злиться на себя по - настоящему.

  80. Я убедился, что в серьезных делах на меня можно не рассчитывать.

  81. Порой мне кажется, что я какой - то странный.

  82. Я не склонен пасовать перед трудностями.

  83. Мое собственное « Я » не представляется мне чем - то достойным глубокого внимания.

  84. Мне кажется, что глубоко обдумывая свои внутренние проблемы, я начинаю гораздо лучше себя понимать.

  85. Сомневаюсь, что вызываю симпатию у большинства окружающих .

  86. Мне случалось совершать такие поступки, которым вряд ли можно найти оправдание.

  87. Где - то, в глубине души, я считаю себя слабаком.

  88. Если я искренне и обвиняю себя в чем - то, то, как правило, обличительного запала хватает ненадолго.

  89. Мой характер, каким бы он ни был, меня устраивает.

  90. Я вполне ясно себе представляю, что ждет меня впереди.

  91. Иногда мне бывает довольно трудно найти общий язык со своим внутренним « Я ».

  92. Мои мысли о себе по большей части сводятся к обвинению в свой адрес.

  93. Я не хотел бы сильно меняться, даже в лучшую сторону, потому что каждое изменение - это потеря какой - то дорогой частицы самого себя.

  94. В результате моих действий слишком часто получается совсем не то, на что я рассчитывал.

  95. Вряд ли во мне есть что - то, чего бы я не знал.

  96. Мне еще многого не хватает, чтобы сказать себе: « Да, я вполне созрел как личность » .

  97. Во мне вполне мирно уживаются как мои достоинства, так и мои недостатки.

  98. Иногда я оказываю бескорыстную помощь людям только для того, чтобы лучше выглядеть в собственных глазах.

  99. Мне слишком часто и безуспешно приходится оправдываться перед самим собой.

  100. Те, кто меня любят, просто не знают, что я за человек.

  101. Убедить себя в чем - то не составляет для меня большого труда.

  102. Я не испытываю недостатка в близких и понимающих меня людях.

  103. Мне кажется, что мало кто уважает меня по - настоящему.

  104. Если не мелочиться, то в целом, меня не в чем себя упрекнуть.

  105. Я сам создал себя таким, каков я есть.

  106. Мнение других обо мне вполне совпадает с моим собственным.

  107. Мне бы очень хотелось во многом себя переделать.

  108. Ко мне относятся так, как я того заслуживаю.

  109. Думаю, что моя судьба все равно сложится не так, как бы мне хотелось теперь.

  110. Уверен, что в жизни я на своем месте.