Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Икона Нечаянная Радость – образ Богоматери. В чем помогает чудотворная икона «Нечаянная Радость»

Память иконы Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость» совершается в Русской Православной Церкви 14 мая и 22 декабря по новому стилю.

История возникновения иконографии образа «Нечаянная Радость»
Икона «Нечаянная Радость» была создана во второй половине XVII века. Поводом для создания этого образа явился рассказ, записанный святителем Дмитрием Ростовским в его труде «Руно орошенное». В эту книгу входят повествования о чудесах, явленных Пресвятой Богородицей в Свято-Ильинском монастыре в Чернигове, где святитель служил некоторое время и свидетелем которых он являлся. Название литературного труда святого восходит к Ветхозаветному рассказу о том, как по молитве израильского судьи Гедеона Божественная роса окропляла руно. Поскольку перед каждым чудом, совершенным Богородицей в монастыре, на иконе Царицы Небесной люди видели слезы, то святой Дмитрий Ростовский сравнил это дивное явление с Ветхозаветным чудом появления росы.
Об удивительном случае, легшим в основу иконографии «Нечаянная Радость», святитель сообщает следующее. Некий человек жил нечестиво, совершал злые и неправедные дела. Однако он отличался большой любовью к Божией Матери и, каждый раз перед тем, как пойти на неправедное дело, он молился перед образом Царицы Небесной. Однажды во время молитвы он увидел, что икона словно ожила: на руках и ногах Богомладенца появились страшные раны, из которых текла кровь. Испуганный этим явлением, грешник просил Богоматерь объяснить увиденный им страшный образ, и тогда получил ответ, что люди по-прежнему продолжают распинать Господа Иисуса Христа своими грехами и нечестивой жизнью. Человек понял, что ему, по милости Божией, было открыто то страшное духовное состояние, в котором он находился из-за своих нечестивых поступков. Со слезами грешник просил помилования, но видел, что Богомладенец отворачивался от него и, лишь когда Божия Матерь попросила Своего Божественного Сына, то получил прощение, в знак чего ему было дано повеление прикоснуться к ранам Спасителя. Когда чудесное видение исчезло, то человек почувствовал большую радость. Святитель Дмитрий Ростовский свидетельствует о том, что после этого бывший грешник полностью переменил свою жизнь и стал благочестивым и праведным человеком.

Описание образа «Нечаянная Радость»
Композиция иконы является достаточно сложной, поскольку образ относится к так называемым событийным иконам, на которых изображается не только святой или Богородица, но также какой-то сюжет, послуживший поводом для написания иконописного образа.
Справа пишется икона Божией Матери Одигитрия или Путеводительница, что очень символично, поскольку на этом образе Царица Небесная указывает на Богомладенца как на истинный путь ко спасению. Мы не знаем, перед какой иконой Божией Матери молился человек, о котором писал святитель Дмитрий, однако сама история с чудесным вразумлением грешника говорит о том, что Богоматерь призывает каждого человека обратиться ко Христу, потому что только в Нем можно найти спасение и избавление от вечной гибели. Богомладенец на иконе изображен с кровоточащими ранами и в порванном одеянии, как символ той муки, которую причиняют Ему люди своими нечестивыми поступками.
Слева перед образом видна фигура человека, стоящего перед чудотворным образом на коленях и молящего с поднятыми к небу руками о прощении. На иконе написаны также слова молитвы, которую грешник обращает к Божией Матери, а внизу образа записано начало истории из книги «Руно орошенное».
Эта икона является очень почитаемой и любимой верующими людьми, так как само название образа дарит радость и надежду. Существует большое количество списков с этой иконы, многие из которых считаются чудотворными.

Тропарь, глас 4:
Днесь вернии людие/ духовно торжествуем,/ прославляюще Заступницу усердную рода христианскаго/ и притекающе к пречистому Ея образу, взываем сице:/ о, Премилостивая Владычице Богородице,/ подаждь нам нечаянную радость,/ обремененным грехи и скорбьми многими,/ и избави нас от всякого зла,/ молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

Кондак, глас 6:
Не имамы иныя помощи,/ не имамы иныя надежды,/ разве Тебе, Владычице./ Ты нам помози,/ на Тебе надеемся/ и Тобою хвалимся,/ Твой бо есмы раби,/ да не постыдимся.

Величание:
Величаем Тя, / Пресвятая Дево / Богоизбранная Отроковице / и чтим образ Твой святый, / имже точиши исцеления / всем с верою притекающим.

Молитва:
О Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати Всеблагая, града Москвы Покровительнице, всех сущих во гресех, скорбех, бедах и болезнех Верная Предстательнице и Заступнице! Приими молебное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, Тебе возносимое, и якоже древле грешника, на всяк день многажды пред честною иконою Твоею молившагося, не презрела еси, но даровала еси нечаянную радость ему и преклонила еси Сына Твоего многим и усердным к Нему ходатайством ко прощению сего грешнаго и заблуждшаго, тако и ныне не презри моления нас, недостойных рабов Твоих, и умоли Сына Твоего и Бога нашего, да и всем нам, с верою и умилением покланяющимся пред цельбоносным образом Твоим, дарует нечаянную по коегождо потребе радость: грешником, погрязшим во глубине зол и страстей, - вседейственное вразумление, покаяние и спасение; сущим в скорбех и печалех - утешение; обретающимся в бедах и озлоблениих - совершенное сих избытие; малодушным и ненадежным - надежду и терпение; в радости и изобилии живущим - непрестанное Благодетелю благодарение; бедствующим - милосердие; сущим в болезни и долгонедужии и оставленным врачами - нечаемое исцеление и укрепление; иждившим от недуга ум - ума возвращение и обновление; отходящим в вечную и нескончаемую жизнь - память смертную, умиление и сокрушение о гресех, дух бодр и твердую на милосердие Судии надежду. О Госпоже Пресвятая! Умилосердися ко всем, чтущим всечестное имя Твое, и всем яви всемощный покров Твой и заступление; во благочестии, чистоте и честнем жительстве пребывающия до последняго их скончания во благости соблюди; злыя благи сотвори; заблуждшия на путь правый настави; всякому делу благому и Сыну Твоему угодному споспешествуй; всякое дело злое и богопротивное разруши; в недоумении и трудных и опасных обстояниих обретающимся незримую помощь и вразумление с Небесе низпосли; от искушений, соблазнов и погибели спаси; от злых человек и от врагов видимых и невидимых защити и сохрани; плавающим сплавай; путешествующим спутешествуй; сущим в нужде и гладе буди Питательница; неимущим крова и пристанища буди покров и прибежище; нагим подаждь одеяние; обидимым и неправедно гонимым - заступление; клевету, поношение и хуление терпящия незримо оправдай; клеветники и хулители пред всеми обличи; ожесточенно враждующим нечаемое подаждь примирение, и всем нам друг ко другу любовь, мир и благочестие и здравие с долгоденствием. Супружества в любви и единомыслии сохрани; супруги, во вражде и разделении сущия, умири, соедини я друг ко другу и положи им союз любве неразрушимый; матерем, дети родящим, скорое подаждь разрешение; младенцы воспитай; юныя уцеломудри, отверзи им ум к восприятию всякаго полезнаго учения, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави; от домашней брани и вражды единокровных миром и любовию огради. Безматерних сирот буди Матерь, от всякаго порока и скверны отврати я и всему благому и Богоугодному научи, прельщенныя же и во грех и нечистоту падшия, скверну греха отъявши, из бездны погибели изведи. Вдов буди Утешительница и Помощница, старости буди жезл, от внезапныя смерти без покаяния всех нас избави, и всем нам христианскую кончину живота нашего, безболезненну, непостыдну, мирну и добрый ответ на страшнем Судищи Христове даруй. Преставльшияся в вере и покаянии от жития сего со Ангелы и всеми святыми жити сотвори, скончавшимся внезапною смертию милостива быти Сына Твоего умоли, и о всех усопших, иже не имут сродников, о упокоении их Сына Твоего умоляющих, Сама буди непрестанная и теплая Молитвенница и Ходатаица, да вси на Небеси и на земли ведят Тя, яко твердую и непостыдную Предстательницу рода христианскаго, и, ведуще, славят Тя и Тобою Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Сталкиваясь с трудной жизненной ситуацией, человек, даже если он атеист, обращается к Богу. Однако доверить свои проблемы можно и другим высшим силам. Для благополучного разрешения сложных вопросов вам поможет «Нечаянная радость» (икона) – о чём молятся люди изображенной на иконе Богородице? , у каждого прихожанина будут свои собственные.

История появления

На иконе изображена Божья Матерь Мария с младенцем Иисусом на руках. На теле Богомладенца можно заметить открытые раны. Кроме этого, на изображении виден мужчина, который словно просит что-то у Богородицы, воздев к ней руки.

Придание гласит, что страдавший грехом мужчина всегда каялся в содеянном перед образом Девы Марии с младенцем на руках. Грешник клялся никогда не повторять своих ошибок. Однако уже через некоторое время мужчина вновь приходил к иконе исповедоваться и просить прощения. После очередного раскаяния грешник заметил, что на теле Иисуса появились кровоточащие раны. После этого грех уже не искушал мужчину.

О чём допустимо просить?

Прекрасным подарком верующему человеку может стать «Нечаянная радость» (икона), о чём молятся люди: благополучие в семье, исцеление от недугов, зачатие ребёнка, избавление от вредных привычек и многое другое. Известны случаи, когда безнадёжно больные люди, от которых отказалась официальная медицина, полностью излечивались: глухие начинали слышать, слепые прозревали. Женщина, признанная бесплодной, беременела и рожала здорового малыша.

Не стоит просить лик о нанесении вреда. Даже если вы считаете, что человек вас незаслуженно обидел, не просите для него наказания. Нужно быть уверенным в том, что если обидчик виновен, он обязательно будет наказан без ваших просьб. Не просите также о деньгах или богатстве. Если в данный момент вы находитесь в поисках работы, можете попросить о хорошем рабочем месте и возможности обеспечивать семью своим трудом.

Существуют специальные молитвы для обращения к Богородице. Некоторые представлены на неудобном для современного христианина старославянском языке. Однако молиться можно и без знания специальных текстов. Верующие получали желаемое и после самого обычного обращения к лику своими словами.

В исполнении многих заветных желаний помогла «Нечаянная радость» (икона) – Божьей Матери столетиями? Прежде всего, о здоровье и простом человеческом счастье для себя и своих близких.

Молитвы иконе Божией Матери "Нечаянная Радость"

Молитва первая

О, Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати Всеблагая, града и святаго храма сего Покровительнице, всех сущих во гресех, скорбех, бедах и болезнех верная Предстательнице и Заступнице! Приими молебное пение сие от нас, недостойных рабов Твоих, Тебе возносимое, и якоже древле грешника, на всяк день многажды пред честною иконою Твоею молившагося, не презрела еси, но даровала еси ему нечаянную радость покаяния и преклонила еси Сына Твоего многим и усердным к нему ходатайством ко прощению сего грешнаго и заблудшагося, тако и ныне не презри моления нас, недостойных рабов Твоих, и умоли Сына Твоего и Бога нашего, да и всем нам с верою и умилением покланяющимся пред цельбоносным образом Твоим, дарует нечаянную по коегождо потребе радость: пастырем церковным - святую ревность о спасении пасомых; грешником, погрязшим во глубине зол и страстей - вседейственное вразумление, покаяние и спасение; сущим в скорбех и печалех - утешение; обретающимся в бедах и озлоблениях - совершенное сих избытие; малодушным и ненадежным - надежду и терпение; в радости и довольстве живущим - непрестанное Благодетелю Богу благодарение; бедствующим - милосердие; сущим в болезни и долгонедужии и оставленным врачами - нечаянное исцеление и укрепление; иждившим от недуга ум - ума возвращение и обновление; отходящим в вечную и нескончаемую жизнь - память смертную, умиление и сокрушение о гресех, дух бодр и твердую на милосердие Божие надежду. О, Госпоже Пресвятая! Умилосердися ко всем, чтущим Всечестное имя Твое, и всем яви всемощный покров Твой и заступление; во благочестии, чистоте и честнем жительстве пребывающия до последняго их скончания во благости соблюди; злыя благи сотвори; заблудший на путь правый настави; всякому делу благому и Сыну Твоему угодному споспешествуй; всякое дело злое и богопротивное разруши; в недоумении и трудных и опасных обстояниих обретающимся незримую помощь и вразумление с небесе низпосли; от искушений, соблазнов и погибели спаси; от всех злых человек и от врагов видимых и невидимых защити и сохрани; плавающим сплавай; путешествующим спутешествуй; сущим в нужде и гладе буди Питательница, неимущим крова и пристанища буди Покров и Прибежище; нагим подаждь одеяние; обидимым и от неправд страждущим - заступление; клевету, поношение и хуление терпящая незримо оправдай; клеветники и хулители пред всеми обличи; ожесточенно враждующим нечаемо подаждь примирение, а всем нам - друг ко другу любовь, мир и благочестие и здравие с долгоденствием.

Супружества в любви и единомыслии сохрани; супруги, во вражде и разделении сущия, умири, соедини друг ко другу и положи им союз любве неразрушимый; матерем, дети родящим, скорое подаждь разрешение; младенцы воспитай, юныя уцеломудри, отверзи ум к восприятию всякого полезного учения, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави; от домашния брани и вражды единокровных миром и любовию огради. Безматерних сирот буди Матерь, от всякого порока и скверны отврати я и всему благому и Богоугодному научи; прельщенныя же и во грех и нечистоту впадшия, скверну греха отъявши, из бездны погибели изведи. Вдов буди Утешительница и Помощница, старости буди жезл. От внезапныя смерти без покаяния всех нас избави, и всем нам христианскую кончину живота нашего, безболезненну, непостыдну, мирну и добрый ответ на страшном судищи Христово даруй. Преставлешияся в вере и покаянии от жития сего со ангелы и всеми святыми жити сотвори; скончавшимся внезапною смертию милостива быти Сына Твоего умоли и о всех усопших, иже не имут сродников, о упокоении их Сына Твоего умоляющих, Сама буди непрестанная и теплая Молитвенница и Ходатаица; да ecи на небеса и на земли ведят Тя, яко твердую и непостыдную Предстательницу рода христианского, славят Тя и Тобою Сына Твоего со Безначальным Его Отцом и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая
Избранной от всех родов Божией Матери и Царице, явившейся иногда к человеку беззаконну, во еже отвратити его от пути нечестия, благодарственное пение приносим Ти, Богородительнице: Ты же, яко имущая милосердие неизреченное, от всяких нас бед и грехов свободи, да зовем Ти: Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой “Нечаянная радость”

Тропарь, глас 4
Днесь, вернии людие, духовно торжествуем, прославляюще Заступницу усердную рода христианскаго, и притекающе к Пречистому Ея образу, взываем сице: О премилостивая Владычице Богородице, подаждь нам нечаянную радость, обремененным грехми и скорбьми многими, и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

Об иконе Божией Матери "Нечаянная радость"
История этой иконы рассказана святителем Димитрием Ростовским в его творении "Руно орошенное".

Один человек, проводивший грешную жизнь, тем не менее был привязан к Богоматери чувством благоговейной любви и ежедневно неопустительно молился пред Ее иконой, с глубокой верой произнося слова, сказанные некогда архангелом Гавриилом: "Радуйся, Благодатная!.." Как-то раз он собирался идти для греховного дела и пред выходом, обратясь к иконе Богоматери, помолился. Тут внезапно напал на него трепет, и увидел он, что изображение Богоматери как бы задвигалось. У Божественного Младенца открылись язвы на руках, ногах и в боку, и из них хлынула кровь. Пав на землю, преступник закричал: "О, Госпожа, кто это сделал?"

"Ты и прочие грешники вновь распинаете грехами своими Моего Сына, как иудеи, - отвечала Богоматерь. - Вы называете Меня милосердной. Зачем же вы оскорбляете Меня своими беззаконными делами?"

"О, Владычица, - отвечал ей грешник, - пусть мои грехи не победят Твоей невыразимой благости. Ты единая надежда всем грешным. Умоли же о мне Сына Твоего и Бога нашего!".

Дважды повторяла Владычица Свою молитву Младенцу Христу, но Он оставался непреклонен, пока, наконец, на неотступную мольбу Богоматери не ответил: "Я исполняю Твою просьбу. Пусть совершится пожелание Твое. Ради Тебя отпускаются этому человеку его грехи. Пусть же он в знак прощения облобызает Мои язвы".

И вот поднялся от земли прощенный грешник, пред которым в таком дивном образе просияло неистощимое милосердие Богоматери, и с невыразимою радостью облобызал язвы Спасителя своего. С тех пор он стал жить чистою, благочестивою жизнью.

Это событие и дало верующим повод к написанию иконы Божией Матери "Нечаянная Радость".

На этой иконе изображается человек, молящийся на коленях пред ликом Богоматери. Далее под ликом обыкновенно помещаются первые слова повести: "Человек некий беззаконный"...

В Москве, в Хамовниках, в церкви Неопалимой Купины, такая икона хранилась с 1835 года, когда пожертвована по словесному завещанию прихожанки Александры Куницыной. С 1837 года она стала прославляться чудесами.

С понедельника на вторник Светлой седмицы в 1838 году в дом прихожанки этой церкви Анны Тимофеевой пришла унтер-офицерская вдова Анисья Степанова, страдавшая последние четыре месяца глухотой в такой степени, что не могла слышать даже колокольного звона. Лечилась она в больницах, но безуспешно. Она осталась ночевать у Тимофеевой, чтоб на другой день идти к иконе "Нечаянная Радость". Когда на следующее утро женщины попросили отслужить молебен, Анисья вдруг услышала слова пасхального тропаря "Христос воскресе из мертвых", а затем и тропаря Богоматери "В Богородице прилежно ныне притецем", и после этого ее глухота совершенно прошла.

В Кремле, в церкви Благовещения, на Житном дворе, была чтимая икона "Нечаянная Радость". Изображен на ней пожилой человек, молящийся пред иконой Богоматери. Внизу под иконой написана молитва: "О, Богородице, да не преодолеет наша злоба Твоея неизреченныя благости. Ты бо еси всем грешникам надежда; умоли убо о нас Сына Твоего и Бога нашего".
Празднование в честь этой чудотворной иконы совершают 14 мая и 22 декабря.

Росли наши грехи и беззакония… Скрылись святые чудотворные иконы Царицы Небесной, и пока не будет знамения от святой чудотворной иконы Божией Матери, не поверю, что мы прощены. Но я верю, что время такое будет и мы до него доживем.

Священномученик митрополит Серафим (Чичагов)

_____________________________

Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой “Нечаянная радость”

Избранней от всех родов Божией Матери и Царице, явившейся иногда к человеку беззаконну, во еже отвратити его от пути нечестия, благодарственное пение приносим Ти, Богородительнице; Ты же, яко имущая милосердие неизреченное, от всяких нас бед и грехов свободи, да зовем Ти: Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Ангели и праведных души удивишася, егда предстала еси пред Сыном Твоим и Богом и многим молением ходатайствовала еси о человеце, присно во гресех пребывающем; мы же, очима веры толикое Твое благоутробие зряще, со умилением взываем Ти сице: Радуйся, молитвы всех христиан приемлющая; Радуйся, и самых отчаянных грешников моления не отвергающая. Радуйся, к Сыну Твоему о них предстательствующая; Радуйся, нечаянную радость спасения им подающая. Радуйся, предстательством Твоим весь мир спасающая; Радуйся, вся наша печали утоляющая. Радуйся, Мати всех Бога, озлобленных души утешающая; Радуйся, житие наше добре устрояющая. Радуйся, избавление от грехов всем человеком принесшая; Радуйся, Радость всему миру родившая. Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Видящи Пресвятая человека, аще и беззаконна, но на всяк день с верою и упованием пред честною Ея иконою долу повергающагося и Архангельское приветствие Ей приносящаго, внят и таковаго грешника славословию, да вси, зряще Ея Матернее милосердие, на Небеси и на земли вопиют Богу: Аллилуиа.

Разум человеческий воистину превосходит любовь Твоя к роду христианскому, яко и тогда не престала еси от ходатайства Твоего о человеце беззаконном, егда Сын Твой показа Тебе язвы гвоздинныя, грехи человеческими Ему соделанныя. Зряще Тя толико неотступную Предстательницу за нас, грешных, со слезами вопием Ти: Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго, от Бога нам дарованная; Радуйся, Путеводительнице наша, к Небесному Отечеству нас возводящая. Радуйся, верных ограждение и прибежище; Радуйся, помоще всех, призывающих Имя Твое святое. Радуйся, всеми презренных и отверженных от рова погибели исхищающая; Радуйся, тех на путь правый обращающая. Радуйся, непрестанное уныние и мрак душевный отгоняющая; Радуйся, иждившим от недуга ум новый и лучший смысл подающая. Радуйся, оставленных врачами на Своя всемощныя руце приемлющая. Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Сила благодати преизобиловала тамо, идеже умножися грех; да радуются на Небеси вси Ангели о единем грешнице покаявшемся, поюще пред Престолом Божиим: Аллилуиа.

Имущи к роду христианскому Матернее милосердие, всем с верою и упованием прибегающим к Тебе подает и руку помощи, Владычице, да вси единем сердцем и едиными усты славословие приносят Ти сицевое: Радуйся, яко Тобою к нам нисходит Божие благоволение; Радуйся, яко Тобою и мы имамы вящшее к Богу дерзновение. Радуйся, яко во всех бедах и обстояниих наших приносиши Сыну Твоему усердныя о нас молитвы; Радуйся, яко и наша молитвы приятными Богу соделоваеши. Радуйся, яко невидимых врагов от нас отгоняеши; Радуйся, яко от видимых врагов нас избавлявши. Радуйся, яко сердца злых человек умягчаеши; Радуйся, яко от клеветы, досаждения и укорения нас изъимаеши. Радуйся, яко Тобою вся благая желания наша исполняются; Радуйся, яко много может молитва Твоя пред Сыном Твоим и Богом. Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Бурю внутрь имея греховных помышлений, человек беззаконен моляшеся пред честною иконою Твоею и, видев Кровь от язв Предвечнаго Сына Твоего потоками, якоже на Кресте, текущую, паде от страха и с рыданием тако вопияше Ти: “Помилуй мя, о Мати милосердия, да не преодолеет злоба моя неизреченныя благости и милосердия Твоего, Ты бо еси всем грешником едина Надежда и Прибежище; преклонися убо на милость, Благая Мати, и умоли о мне Сына Твоего и Творца моего, да непрестанно зову Ему: Аллилуиа”.

Слышавше небожители о чудеснем молитвами Твоими спасении их земнаго гибнущаго брата, прославиша Тя, благосердую Царицу Небесе и земли; и мы, грешнии, сведавше таковое подобнаго нам грешника заступление, аще и недоумевает язык наш восхвалити Тя по достоянию, от глубины умиленнаго сердца нашего воспеваем Ти сице: Радуйся, Споручнице спасения грешных; Радуйся, Взыскание погибших. Радуйся, Нечаянная грешных Радосте; Радуйся, падших востание. Радуйся, Предстательнице к Богу, мир от бед спасающая; Радуйся, яко гласа молитв Твоих беси трепещут. Радуйся, яко Ангели сему радуются; Радуйся, яко и нас, земнородных, сила молитв Твоих веселия исполняет. Радуйся, яко теми от тины грехов нас изъимаеши; Радуйся, яко пламень страстей наших угашаеши. Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Боготечную звезду - чудотворную икону Матере Твоея показал еси нам, Господи, ибо, взирающе на образ Ея телесныма очима, умом и сердцем к Первообразной возвышаемся и Ею к Тебе востекаем, поюще: Аллилуиа.

Видевше Ангели Хранители христиан, яко Божия Матерь споспешествует им в наставлении тех, заступлении и спасении, потщашася сице возопити Честнейшей Херувим и Славнейший без сравнения Серафим: Радуйся, с Сыном Твоим и Богом вечно царствующая; Радуйся, Ему всегда о роде христианстем моления приносящая. Радуйся, в христианстей вере и благочестии Наставнице; Радуйся, ересей и тлетворных расколов Искоренительнице. Радуйся, от растлевающих душу и тело соблазнов сохраняющая; Радуйся, от опасных обстояний и внезапныя смерти, без покаяния и Святаго Причащения, избавляющая. Радуйся, уповающим на Тя живота непостыдный конец дарующая; Радуйся, и по смерти за отшедщую на суд Господень душу пред Сыном Твоим неотступно ходатайствующая. Радуйся, Твоим матерним предстательством от вечнаго мучения сию избавляющая. Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Проповедник чуднаго Твоего милосердия, дарованнаго некоему человеку беззаконну, явися святый Димитрий Ростовский, иже, списуя великая и славная и изрядная дела Божия, в Тебе явленная, предаде письмени и сие дело милости Твоея в научение и утешение всем верным, да и тии, во гресех, бедах, скорбех и озлоблениих суще, многажды на всяк день с верою в молитве пред образом Твоим колена преклоняют и, тех избывше, вопиют Богу: Аллилуиа.

Возсия нам, яко пресветлая заря, чудотворная икона Твоя, Богомати, прогоняя тьму бед и скорбей от всех, с любовию вопиющих Ти сице: Радуйся, Целительнице наша в болезнех телесных; Радуйся, Благая Утешительнице в печалех наших душевных. Радуйся, скорбь нашу в радость претворяющая; Радуйся, ненадеющихся несумненною надеждою возвеселяющая. Радуйся, алчущих Питательнице; Радуйся, нагих одеяние. Радуйся, вдов Утешительнице; радуйся, безматерних сирот незримая Воспитательнице. Радуйся, неправедно гонимых и обидимых Заступнице; Радуйся, гонящих и обидящих правосудная отмстительнице. Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Хотя Законодавец Правосудный Господь Сам быти закона Исполнитель и явити милосердия Своего бездну, преклонися на усердное моление Твое, Преблагословенная Мати Дево, о человеце беззаконне, глаголя: “Закон повелевает, да сын чтит матерь. Аз Сын Твой, Ты же Мати Моя: Аз Тя должен чтити, послушая Твоего моления; буди убо, якоже хощеши: ныне прощаются ему греси Тебе ради”. Мы же, видяще таковую силу молитвы Ходатаицы нашей о прошении согрешений наших, прославим милосердие и неизреченное благоутробие Ея, зовуще: Аллилуиа.

Новое дивное и славное знамение всем верным явися, яко не токмо Матери Твоей, но и пречистому Ея Лику, на доске изображенному, силу чудотворения даровал еси, Господи; сему таинству дивящеся, во умилении сердца вопием к Ней таковая: Радуйся, премудрости и благости Божия откровение; Радуйся, веры утверждение. Радуйся, благодати явление; Радуйся, душеполезных знаний дарование. Радуйся, душевредных учений низложение; Радуйся, беззаконных навыков нетрудное преодоление. Радуйся, слово премудрости просящим дарующая; Радуйся, несмысленныя разумныя соделовающая. Радуйся, детем, неудобь учащимся, разум подающая; Радуйся, юности благая Охранительнице и Наставнице. Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Странное и ужасное видение бысть некоему человеку беззаконну, показуя ему благость Господню, предстательством Богоматере грехи его прощающую; сего ради оттоле, исправль свое житие, поживе богоугодне. Сице и мы, славная дела и многоразличную премудрость Божию в мире и жизни нашей видяще, устранимся земныя суеты и излишних житейских попечений и ум и сердце наше на Небеса возведем, поюще Богу: Аллилуиа.

Вся в вышних пребывающи, и нижних никакоже отступила еси, Премилосердая Царице Небесе и земли; аще бо по Успении Твоем и взошла на Небеса с Пречистою Твоею плотию, обаче и грешныя земли не оставила еси, являющися Причастница Промышления Сына Твоего о роде христианстем. Сего ради Тя по долгу ублажаем: Радуйся, сиянием пречистыя души Твоея всю землю просветившая; Радуйся, чистотою телесе Твоего вся Небеса возвеселившая. Радуйся, Промышления Сына Твоего о роде христианстем Святая Служительнице; Радуйся, о всем мире усердная Предстательнице. Радуйся, всех нас при Кресте Сына Твоего усыновившая; Радуйся, всегда матернюю любовь к нам являющая. Радуйся, всех даров, духовных и телесных, независтная Подательнице; Радуйся, благ временных Ходатаице. Радуйся, двери Царствия Христова верным отверзающая; Радуйся, и на земли чистаго веселия сердца их исполняющая. Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Всякое естество ангельское удивися делу Твоего милосердия, Господи, яко даровал еси толико твердую и теплую Заступницу и Помощницу роду христианскому, нам невидимо спребывающу, слышащу же Тебе поющих: Аллилуиа.

Ветия многовещанныя, но не богопросвещеннии суесловят, яко поклонение святому образу аки бы поклонение идолу есть; не разумеют бо, яко честь, святому образу воздаваемая, на Первообразная восходит. Мы же не токмо сия добре ведуще, но и от верных человек о многих чудотворениих от Лика Богоматере слышаще, и сами поклонением ему потребная ко временней и вечней жизни приемлюще, с веселием Богородице взываем: Радуйся, яко от священнаго Лика Твоего чудеса деются; Радуйся, яко утаися премудрость и благодать сия от мудрых и разумных века сего. Радуйся, яко открыся та младенцем в вере; Радуйся, яко прославляющих Тя прославляеши. Радуйся, яко отвергающих Тя пред всеми посрамляеши; Радуйся, яко от потопления, огня и меча, от смертоносный язвы и от всякаго зла прибегающих к Тебе избавляеши. Радуйся, яко вся болезни человечестии, душевныя и телесныя, милостивно врачуеши; Радуйся, яко праведный гнев Божий на нас Твоим молением скоро утоляеши. Радуйся, яко Ты еси тихое пристанище от бурь плавающим по морю житейскому; Радуйся, яко и по конце житейскаго плавания нашего надежно приводиши нас в необуревамую страну Царствия Христова. Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Кондак 10

Спасти хотя человека некоего беззаконна от заблуждения жизненнаго пути его, дивное видение от пречестныя иконы Твоея показала еси ему, Преблагославенная, да, чудо видя, покается и, из глубины греховныя милосердым промышлением Твоим воздвигнутый, вопиет Богу: Аллилуиа.

Стена еси девам, Богородице Дево, и всем к Тебе притекающим, ибо небесе и земли Творец, вселивыйся во утробу Твою и от Тебе родивыйся, яви Тя, Приснодеву, стража девства, чистоты и целомудрия и сосуд всякия добродетели, и всех возглашати Тебе научи: Радуйся, столпе и ограждение девства; Радуйся, чистоты и целомудрия незримая Охранительнице. Радуйся, добрая девам Наставнице; Радуйся, невест благая Украсительнице и Споручнице. Радуйся, всежеланное совершение благих супружеств; Радуйся, матерей детородящих скорое разрешение. Радуйся, младенцев воспитание и благодатное охранение; Радуйся, безчадных родителей плодами веры и Духа веселящая. Радуйся, матерей скорбящих утешение; Радуйся, тайное веселие чистых дев и вдовиц. Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Кондак 11

Пение всеумиленное приносяще Ти, недостойнии, просим Тебе, Дево Богородице: не презри гласа рабов Твоих; к Тебе бо в напастех и скорбех прибегаем и пред Тобою в бедах наших слезы проливаем, поюще: Аллилуиа.

Светоподательную свещу, сушим во тьме греха и юдоли плача явившуюся, зрим Святую Деву; духовный бо огнь молитв Своих, наставления и утешения возжигающи, приводит к Свету Невечернему всех, воззвании почитающих Ю сими: Радуйся, Луче от Солнца Правды - Христа Бога нашего; Радуйся, нечистую совесть просвещающая. Радуйся, тайная и неудобь предвиденная вся добре ведущая и имже подобает сказующая; Радуйся, лживых провидцев и суетная гадания посрамляющая. Радуйся, в час недоумении мысль благу на сердце полагающая; Радуйся, в посте, молитве и богомыслии пребывающим присно спребывающая. Радуйся, верных пастырей Церкве ободряющая и вразумляющая; Радуйся, богобоязненных иноков и инокинь присное утешение. Радуйся, кающихся пред Богом грешников непостыдная Заступнице; Радуйся, всех христиан теплая Ходатаице. Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Кондак 12

Благодать Божественную испроси нам у Сына Твоего и Бога, простри нам руку помощи, отжени от нас всякаго врага и супостата, умири нашу жизнь, да не погибнем люте, без покаяния, но приими нас в вечныя кровы, Богородительнице, да радующеся поем Богу, Тобою нас спасающему: Аллилуиа.

Поюще неизреченное матернее Твое милосердие к человеку беззаконну, восхваляем Тя вси, яко твердую Предстательницу за нас, грешных, и покланяемся Тебе, о нас молящейся; веруем бо и уповаем, яко испросиши у Сына Твоего и Бога благая временная и вечная всем, с любовию вопиющим Ти сице: Радуйся, всех наветов и искушений, от мира, плоти и диавола находящих, попрание; Радуйся, нечаемое примирение ожесточенно враждующих. Радуйся, недоведомое исправление нераскаянных грешников; Радуйся, изнемогающих от уныния и печали скорая Утешительнице. Радуйся, благодатию смирения и терпения нас снабдевающая; Радуйся, клятвопреступлений и неправедных стяжаний всенародное обличение. Радуйся, от домашния брани и вражды единокровныя миром и любовию ограждающая; Радуйся, от пагубных начинаний и несмысленных пожеланий нас незримо отвращающая. Радуйся, во благих намерениих наших присная Споспешнице; Радуйся, в час кончины всем нам Помощнице. Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Кондак 13

О Всепетая Мати, невместимаго Бога во чреве вместившая и Радость всему миру родившая! Нынешнее приими пение, вся наша печали на радость преложи и от всякия избави напасти всех и будущия изми муки, о Тебе вопиющих: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

«Нечаянная радость» — так называется чудотворный лик, икона заступница, помощница. Люди, молящиеся этому образу, знают о её чудодейственной силе.

Она возвращает потерянные надежды, дарует радость всем, кто с искренней молитвой притекает к ней. Верующий человек получает нечаянный, нежданный подарок.

Дни празднования образа «Нечаянная радость»

Место и дата появления иконы неизвестны. Но около трёх веков она украшает православные храмы.

Образ «Нечаянная радость, по церковным канонам, имеет назначение Одигитрии, что означает: Путеводительница к Христу. Она, по сути, является двойной иконой.

Как же выглядит этот святой лик

Фото этого лика можно найти на православных сайтах интернета. На ней изображён грешник, протягивающий руки к образу Матери Божьей, которая держит Своего Сына, Отрока Христа. Тело Богомладенца покрыто кровоточащими ранами

Лик Богородицы устремлён на грешника, из уст которого летит молитва. На нём зелёный хитон, как у ветхозаветных праведников, которые не ведали Божественной благодати.

Молящийся грешник, ожидает своего прощения и благодатного изменения жизни.

Сзади откинута завеса красного цвета, которая символизирует райский вход, царские врата. Красный цвет - цвет воскресения.

Смысл этого изображения в том, что каждый искренно покаявшийся грешник, заслужит радость прощения и очищенный от грехов войдёт в Царствие Небесное.

Удивительна история появления образа

Сюжет лика «Нечаянная радость» был навеян иконописцам на рубеже 1683 года святителем, церковным писателем и просветителем Дмитрием Ростовским, который написал большое количество книг о житие святых, о вере и покаянии, о Чудесах Божьих и множество евангельских сюжетов. Эта удивительная книга в святоотеческой культуре названа «Руно орошённое» .

В её основу легли впечатления от божественных чудес, которые удивительным образом происходили благодаря иконе Пресвятой Богородицы в XVII веке в монастыре, носящем название Свято - Ильинский.

Двадцать четыре случая необычного чудесного исцеления описано в книге. Одна история послужила сюжетом для написания в XVIII веке иконы «Нечаянная радость» .

Повествование о беззаконном, грешном человеке, который часто приходил к образу Царицы Небесной помолиться перед совершением своих преступлений, но однажды, когда он увидел израненное кровоточащее тело Святого Младенца. Опустился в ужасе на колени.

На его вопрос, кто это сотворил, Богородица ответила, что это сделали грешники, которые молят о прощении и снова продолжают творить ужасные беззакония. Взмолился грешный человек, умоляя не наказывать его, пообещал не творить злых дел. Затем приложился губами к ранам Младенца и те перестали кровоточить. Уверовал он, от чего получил нечаянный подарок - радость Божественного прощения и стал праведником.

Это событие стало основой написания образа. История, рассказанная святителем Дмитрием Ростовским, нашла отклик в душах и сердцах верующих. В конце XVIII века чудотворный лик находился почти в каждом храме.

Можно иконе «Нечаянная радость» поклониться сегодня в многочисленных церквях России. В Москве есть храм Ильи Пророка , расположен он в Обыденском переулке, находится чудотворная старинная икона из собора Кремля, которая во второй половине XX века перевезена в Сокольники, с 1944 года заняла почётное место в Ильинском храме.

Основанный в 1592 году в Москве, он стал хранилищем святынь из разрушенных большевиками храмов. Господь уберёг церковь Илии Пророка от разорения.

В 2015 году состоялось открытие в городе Санкт-Петербург церкви в честь образа Царицы Небесной «Нечаянная Радость», на мемориальном кладбище, где нашли свой покой восемьсот семьдесят четыре защитника города-героя Ленинграда.

Семь чудесных граней иконы

В XVIII веке иконописцы, вдохновлённые сюжетом, написали первые иконы. Прихожане храмов стали отмечать чудодейственные особенности лика. Икона «Нечаянная радость» в чём помогает, они хорошо знали, потому что от обращения к ней происходили излечения больных людей и защита от напастей , обратившихся в молитве к образу.

Чудеса духовного обновления несёт на себе этот святой лик:

Слабый человек получает в нечаянный подарок - силу и уверенность в одолении препятствий .

Сильным людям даруется смирение и терпение .

Велика духовная значимость этой иконы

Значение и суть образа состоит в уповании на волю, исходящую от Господа . Раскаяние в дурных поступках и недостойных помыслах и избавлении от них, благодарность за радость каждого дня - суть иконы.

Терпение и смирение перед волей Бога, является тайным смыслом лика. От лика «Нечаянная радость» идёт духовное и физическое перерождение, вера в молитвенное обращение к Пресвятой Богородице, которое будет вознаграждено светлым радостным событием. «Нечаянная радость» призывает к молитвенному подвигу и душевному труду. Она дарит радость, в тот момент, когда остаётся надежда только на чудо. И оно даётся молящемуся человеку, как нечаянный благословенный дар.

Как молиться образу «Нечаянная радость»

Богородица, пребывающая неотступно в молитве о роде человеческом, не оставляет людей без прощения от тяжёлых грехов и дарует нечаянный путь любви и веры.

Со своим горем и бедой, которую душа человеческая вынести не может, стекаются люди к иконе. Молитва к иконе «Нечаянная радость» помогает в избавлении от недугов, просьбы прощения несут люди к святому образу Богородицы. Она помогает в семейных, земных и духовных делах . Но не только с горем, но с радостью и благодарностью нужно обращаться к лику .

Обращаться с молитвенными словами к Господу нужно правильно:

  1. Обращение к иконе «Нечаянная радость» необходимо читать всей душой и просьбы должны отдаваться всем сердцем. В этот момент звуки мольбы должны идти ввысь, звонко и ясно.
  2. Нужно просить избавить от душевной скорби, которая мешает жить и дышать. Когда веры почти не осталось, «Нечаянная радость» вернёт надежду.
  3. Самая короткая молитва - Слава, тебе Господи! - вымолвленная покаянным сердцем, быстрее будет услышана, чем бесчувственное правило, протараторенное из молитвослова.
  4. Нужно перед обращением к образу просить у батюшки благословения.
  5. Допускается произносить молитву своими словами, которые должны идти от сердца.
  6. Важно поведать лику о бедах и печалях, не думая в час молитвы о делах другого рода.

Необходимо помнить, что людям посылаются не одни радости. Страдания также необходимы для духовного становления. Потому надежда на Божию помощь является неиссякаемым источником работы душевной, нечаянным даром.

Даже священнослужители, обращаясь с просьбой в молитвах, накладывают пост, читают псалтырь и Акафист.

Мирянам следует смиренно принимать уроки судьбы, ограничить себя от чрезмерного веселья. Искренность и чистые помыслы даруют спасительную для души радость.

Существуют молитвы и каноны, Акафист лику «Нечаянная радость», полезные для духовного прочтения.

Описание иконы «Нечаянная радость»




Правила чтения акафиста

Акафист - это гимн, хвалебные и радостные слова благодарности.

Он представляет особое поэтическое творчество, сильнейшее молитвенное обращение.

  • В него входят несколько молитв, которые нужно читать стоя.
  • В пост акафисты не служат.
  • Можно его читать по воскресеньям перед иконой.
  • Иногда его произносят подряд несколько дней.
  • Перед тем как читать его, нужно обязательное благословение батюшки. Он даст рекомендации о количестве дней и времени прочтения.
  • Бывает особенный нечаянный момент, дарованная нам радость чудесным светом наполняет душу так, когда уста от избытка сердечных чувств хотят глаголить. В этот момент и нужно вставать перед ликом и читать хвалебный акафист.

Образ «Нечаянная Радость» учит каждого из нас благодарить жизнь за её проявления. Перед ликом Богородицы каждый неприкаян, грешен и жалок. Признать это, нечаянно обрадоваться этому духовному подарку и произнести слова благодарности в молитве.

Жизнь наша соткана из небольших радостей, большая часть из которых происходит нечаянно, важна способность замечать их и неустанно благодарить за них.

Росли наши грехи и беззакония… Скрылись святые чудотворные иконы Царицы Небесной, и пока не будет знамения от святой чудотворной иконы Божией Матери, не поверю, что мы прощены. Но я верю, что время такое будет и мы до него доживем.
Священномученик митрополит Серафим (Чичагов)

В Москве не много храмов, чьей судьбе можно лишь позавидовать. Их миновали пожары, их не захватывали обновленцы, их не закрывали, не перестраивали до неузнаваемости и не сносили. Словно одинокие свечи, стояли они среди разгула безбожия, собирая в своих стенах прекрасных священников и замечательных мирян, помогая им выжить и устоять в вере…

Один из таких храмов — церковь во имя пророка Илии Обыденного в тихом московском переулке Втором Обыденском, неподалеку от возрожденного храма Христа Спасителя. Вокруг — милые дворянские особняки старой Москвы, вобравшие в себя уют прежней патриархальной жизни города, когда все прихожане знали друг друга, ходили друг к другу в гости, общались за гостеприимным столом. Но центром жизни духовной был храм.

Известна точная дата завершения строительства нынешнего каменного храма — 14 июня 1702 года. А раньше на его месте стоял деревянный, воздвигнутый за один день. Отсюда и название «Обыденный». Такие храмы на Руси ставили, либо прося Господа о чем-то очень важном, либо по обету, в благодарность. Место было выбрано удачное. Рядом — Кремль, по реке же подгоняли нужный для строительства лес. Ни дата, ни обстоятельства этого не известны; но к 1589 году деревянная Ильинская церковь уже существовала. Уже тогда она была любима как царями и патриархами, так и простыми москвичами: «июня 11 день государь [Алексей Михайлович] ходил за кресты [в крестном ходу] к пророку Илье к Обыденному, что за Чертольскими вороты, и в 7191 года мая в 14 день…» Крестные ходы к Илье Обыденному устраивались не только в праздники, часто молили и о дожде или ведре.

В 1612 году стояло возле этого храма земское ополчение князя Пожарского. А к самому началу XVIII века появилось и нынешнее каменное здание. На северной наружной стене сохранилась надпись: «В лето от воплощения Бога Слова 1702 года индикта 1, июня 14 на память св. пророка Елисея создася сей храм святаго и славного пророка Илии Обыденного при державе… царя Петра Алексеевича по благословению святейшего правительствующего Синода члена Преосвященнейшего Стефана митрополита Рязанскаго и Муромскаго, думным дьяком Гавриилом Федоровичем, братом его комиссаром Василием Федоровичем Деревниными»; внутри же на стене трапезной — две надгробные доски с именами братьев.

Сюда, к «Илье Обыденному» уже не один десяток лет стекается старая московская интеллигенция, потомки древних дворянских родов, те, кто уцелел и выжил, не изменив ни вере, ни Отечеству.

И самое примечательное, что стал «Илья Обыденный» прибежищем для многих икон из закрываемых и разрушаемых московских церквей.

Так попала сюда и чудотворная «Нечаянная Радость». Доподлинно ее происхождение не известно. Скорее всего, именно эта икона пребывала в Константино-Еленинской церкви в Тайнинском саду Кремля, разрушенной в 1928 году. Оттуда она вместе с многими другими святынями первопрестольной кружным путем попала в Воскресенскую церковь в Сокольниках, тогда — один из центров обновленческой ереси. Когда же безбожная власть перестала поддерживать обновленцев, их движение распалось и иконы из Сокольников начали возвращаться в уцелевшие православные храмы Москвы.

Тогдашний настоятель «Ильи Обыденного» отец Александр Толгский испросил у патриарха Сергия благословения, и в 1944 году икона была торжественно перенесена на свое нынешнее место. Случилось это в пятницу, и с тех пор по пятницам служат здесь торжественный соборный акафист «Нечаянной Радости».

Сотни людей молились этому чудотворному образу, обращаясь к Пречистой с верой и в надежде получить нечаянную радость прощения и благодатного утешения, помощь в делах своих и особливо молясь за чад своих.

Первые известные упоминания о самой иконе относятся уже к 1830-м годам, однако событие, давшее повод к ее написанию, произошло как минимум на столетие раньше и описано уже в книге «Руно Орошенное», составленной святителем Димитрием Ростовским. Некий лихой человек вел грешную жизнь, но был тем не менее благоговейно привязан к Пречистой, ежедневно неопустительно молясь на Ее икону. Однажды, собравшись «идти для греховного дела», он помолился и вдруг узрел, как у Младенца стали кровоточить язвы на руках, ногах и в боку, а глас Пречистой изрек: «Ты и прочие грешники вновь распинаете грехами своими Моего Сына, как иудеи. Вы называете Меня Милосердной, но зачем же оскорбляете Меня своими беззаконными делами?» Потрясенный грешник умолил Пречистую о заступничестве, в знак прощения облобызал язвы Спасителя и с того времени вернулся к честной и благочестивой жизни.

Согласно этому преданию на иконе «Нечаянная Радость» и пишется «человек некий беззаконный», молящийся на коленях пред образом «Одигитрии», под которым обычно начертаны первые слова самого повествования или же особая молитва.

На ризе чудотворной из храма во имя Ильи Обыденного надпись: «По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на иконе Божией Матери “Нечаянная Радость” восстановлена риза в лето 1959 при настоятеле храма Святого Пророка Божия Илии Обыденного протоиерее А. В. Толгском».

Покойный особенно любил эту икону и потому считал себя прихожанином храма Ильи Обыденного, часто приезжая сюда к вечерней службе. Рассказывают, будто однажды он увидел этот образ в тонком сне, а оказавшись первый раз в храме Ильи пророка, тотчас узнал именно такой список «Нечаянной Радости».

Скажем здесь и о других святынях этого храма. Прекрасный образ Казанской Богородицы письма Симона Ушакова. Икона «Успения», перешедшая сюда из закрытой церкви Успения на Могильцах. Когда в 1924 году был закрыт близлежащий Зачатьевский женский монастырь, то его последняя игуменья принесла сюда иконы «Троеручицы» и Богоматери «Милостивой» (ровно семьдесят лет спустя эта обитель была восстановлена, а ее иконы возвращены на свое исконное место, в монастырь). Икона Державной Богоматери, написанная художником Николаем Чернышевым, арестованным и погибшим за веру в декабре 1924 года.

Священномучеником митрополитом Серафимом (Чичаговым), одним из первых агиографов преподобного Серафима Саровского, были в свое время написаны образы Спасителя и преподобного, причем икона Спасителя была конфискована при аресте владыки в 1937 году и неведомо как попала в храм уже после расстрела святителя Серафима.

Храм собирал в своих стенах удивительных людей. Недавно окончил свой земной путь отец Александр Егоров: скольких людей окормлял этот истинно русский пастырь, сколько мудрых советов дал, сколько любви и утешения видели от него прихожане… Мир праху его…

Еще один местночтимый образ «Нечаянная Радость» издавна пребывает в московском храме во имя иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной роще.

Чтимые списки имелись также в снесенных церквах Неопалимой Купины близ Смоленского бульвара, Благовещения на Житном дворе в Кремле, а также в дошедшей до наших дней церкви во имя Федора Стратилата у Мясницких ворот; за пределами же первопрестольной — еще и в селе Сельги Симбирской губернии.

Будем уповать на милосердие Матери Божией, благодарить за те нечаянные радости, которые посылает Она нам и верить, что не оставит Она нас на трудном и тернистом пути, имя которому — жизнь.

Тропарь, глас 4

Днесь, вернии людие, духовно торжествуем, прославляюще Заступницу усердную рода христианскаго и притекающе к пречистому Ея образу, взываем сице: о Премилостивая Владычице Богородице, подаждь нам нечаянную радость, обремененным грехи и скорбьми многими, и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

Молитва

О Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати Всеблагая, града и святаго храма сего Покровительнице, всех сущих во гресех, скорбех, бедах и болезнех верная Предстательнице и Заступнице! Приими молебное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, Тебе возносимое, и якоже древле грешника, на всяк день многажды пред честною иконою Твоею молившагося, не презрела еси, но даровала еси ему нечаянную радость покаяния и приклонила еси Сына Твоего многим и усердным к Нему ходатайством к прощению сего грешнаго и заблуждшагося, тако и ныне не презри моления нас, недостойных рабов Твоих, и умоли Сына Твоего и Бога нашего, да и всем нам, с верою и умилением покланяющимся пред цельбоносным образом Твоим, дарует нечаянную по коегождо потребе радость: грешником, погрязшим во глубине зол и страстей, — вседейственное вразумление, покаяние и спасение; сущим в скорбех и печалех — утешение; обретающимся в бедах и озлоблениих — совершенное сих избытие; малодушным и ненадежным — надежду и терпение; в радости и изобилии живущим — непрестанное Благодетелю Богу благодарение; бедствующим — милосердие; сущим в болезни и долгонедужии и оставленным врачами — нечаемое исцеление и укрепление; иждившим от недуга ум — ума возвращение и обновление; отходящим в вечную и нескончаемую жизнь — память смертную, умиление и сокрушение о гресех, дух бодр и твердую на милосердие Судии надежду. О Госпоже Пресвятая! Умилосердися о всех чтущих всечестное имя Твое и всем яви всемощный покров Твой и заступление: во благочестии, чистоте и честнем жительстве пребывающия до скончания их во благости соблюди; злыя благи сотвори; заблуждшия на путь правый настави; всякому делу благому и Сыну Твоему угодному споспешествуй; всякое дело злое и богопротивное разруши; в недоумении и трудных и опасных обстояниих обретающимся незримую помощь и вразумление с небесе ниспосли, от искушений, соблазнов и погибели спаси, от всех злых человек и от врагов видимых и невидимых защити и сохрани; плавающим сплавай, путешествующим спутешествуй; сущим в нужде и гладе буди Питательница; неимущим крова и пристанища буди покров и прибежище; нагим подаждь одеяние, обидимым и неправедно гонимым — заступление; клевету, поношение и хуление терпящия незримо оправдай; клеветники и хулители пред всеми обличи; ожесточенно враждующим нечаемое подаждь примирение и всем нам — друг ко другу любовь, мир, и благочестие, и здравие с долгоденствием. Супружества в любви и единомыслии сохрани; супруги, во вражде и разделении сущия, умири, соедини я друг ко другу и положи им союз любве неразрушимый; матерем детородящим скорое подаждь разрешение, младенцы воспитай, юныя уцеломудри, отверзи им ум к восприятию всякаго полезнаго учения, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави; от домашния брани и вражды единокровныя миром и любовию огради; безматерних сирот буди Матерь, от всякаго порока и скверны отврати я и всему благому и богоугодному научи, прельщенныя же и во грех и нечистоту впадшия, скверну греха отъявши, из бездны погибели изведи; вдов буди Утешительница и Помощница, старости буди жезл; от внезапныя смерти без покаяния всех нас избави и всем нам христианскую кончину живота нашего, безболезненну, непостыдну, мирну и добрый ответ на Страшном Судищи Христове даруй; преставльшияся в вере и покаянии от жития сего со Ангелы и всеми святыми жити сотвори; скончавшимся внезапною смертию милостива быти Сына Твоего умоли и о всех усопших, иже не имут сродников, о упокоении их Сына Твоего умоляющих, Сама буди непрестанная и теплая Молитвенница и Ходатаица; да вси на небеси и на земли ведят Тя, яко твердую и непостыдную Предстательницу рода христианскаго, и, ведуще, славят Тя и Тобою Сына Твоего, с Безначальным Его Отцем и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.