Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Метод тестирования в исследовании ребенка. Что такое тестирование программного обеспечения? схемы посадок в системы основного отверстия

Контрольные испытания помогают: выявить уровень развития отдельных двигательных качеств; оценить степень технической и тактической подготовленности; сравнить подготовленность как отдельных занимающихся, так и целых групп; провести наиболее оптимальный отбор спортсменов для занятий тем или иным видом спорта и для участия в соревновании; вести в значительной степени объективный контроль за тренировками, как отдельных спортсменов, так и целых групп; выявлять преимущества и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организации занятий; составлять наиболее обоснованные индивидуальные и групповые планы занятий.

Контрольные испытания проводятся с помощью контрольных упражнений, или тестов. Определенная система использования контрольных упражнений называется тестированием.

Контрольные упражнения - это стандартизированные по содержанию, форме и условиям выполнения двигательные действия, применяемые с целью определения физического состояния занимающихся на данный период обучения. Контрольные упражнения могут применяться и как обычные физические упражнения.

В исследованиях, как правило, применяют не одно контрольное упражнение, а несколько. Например, при изучении специальной подготовленности спортсмена применяют тесты, характеризующие уровни развития специальных двигательных качеств, технической, тактической подготовленности и т. п.

При том, что контрольные упражнения помогают определить физическое состояние человека, его готовность к физическим упражнениям

Достоверность любых контрольных упражнений проверяется таким комплексным показателем подготовленности занимающихся, как оценочные результаты той деятельности, которая являлась предметом специальной подготовки (например, для выступления на соревнованиях).

Приступая к исследованию, следует предварительно разработать систему контрольных упражнений. Сложность разработки зависит от характера «основной» деятельности. Несколько проще создавать систему контрольных упражнений для видов спорта, в которых результаты оцениваются метрическими единицами, поскольку при наличии объективных единиц измерения можно использовать математические расчеты для установления избирательности и воспроизводимости контрольных упражнений.

Билет 17

Вопрос 1. Методы использования слова

С помощью слова учитель осуществляет многие функции, составляющие его конструктивную, организаторскую и другие стороны деятельности, а также устанавливает взаимоотношения с учениками, общается с ними. Слово активизирует весь процесс обучения, так как способствует формированию более полных и отчетливых представлений, помогает глубже осмыслить, активнее воспринять учебную задачу. Через слово ученик получает новые знания, понятия и их терминологическое определение, что во многом определяет его отношение к физическому воспитанию в целом и к изучаемому упражнению в частности. С помощью слова учитель анализирует и оценивает результаты освоения учебного материала и тем самым способствует развитию у ребенка самооценки. Наконец, без слова учитель был бы не в состоянии руководить всем процессом обучения и поведения учеников. Таким образом, учитель физического воспитания имеет возможность использовать две функции слова: смысловую, с помощью которой выражается содержание преподаваемого материала, и эмоциональную, позволяющую воздействовать на чувства ученика.

Грамотность употребления терминов обусловлена знанием некоторых общих требований к ним:

Термин должен быть показательным, т. е. отражающим основу техники физического упражнения. Тогда он приобретает только ему свойственное содержание. Показательность термина достигается двумя способами: чаще отражением в названии физического упражнения структуры действия (прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание»).

Термин должен быть точным.

Термин должен быть понятным. Терминология становится языком обучения в том случае, если употребляемые слова-термины доступны пониманию учеников.

Термин должен быть кратким. Если нарушается это требование, то термин превращается в описание, а следовательно, теряет свое назначение.

Эмоциональная функция слова способствует решению и учебных, и воспитательных задач. Эмоциональность речи усиливает значение слов и помогает понять их смысл. Она показывает отношение учителя к предмету изучения, к самим ученикам, что, естественно, стимулирует их интерес, уверенность в своем успехе, желание преодолеть трудности и т. п.

Почти все разновидности методов использования слова являются общепедагогическими. Использование их в процессе физического воспитания отличается лишь содержанием и некоторыми особенностями методики применения.

Рассказ - повествовательная форма изложения - чаще всего применяется учителем при организации игровой деятельности учеников.

Описание - это способ создания у ребенка представления о действии. При описании дается перечень характерных признаков действия, говорится, что надо делать, но не указывается, почему надо так делать. Используется оно при создании первоначального представления или при изучении относительно простых действий, когда ученики могут использовать свои знания и двигательный опыт.

Объяснение является важнейшим способом развития сознательного отношения к действиям, так как призвано вскрывать основу техники, отвечать на главный вопрос: «Почему?»

Беседа помогает, с одной стороны, повысить активность, развить умение высказывать свои мысли, а с другой - узнать учителю своих учеников, оценить проделанную работу. Беседа может протекать в виде вопросов учителя и ответов учеников или в виде свободного выяснения взглядов. Вторая разновидность более активна, но доступна ученикам с высоким уровнем знаний и двигательного опыта.

Разбор отличается от беседы только тем, что проводится после выполнения какого-либо задания (например, игры). Разбор может быть односторонним, когда его проводит только учитель, или двусторонним - в виде беседы с участием учеников. Вторая форма позволяет решать образовательные и воспитательные задачи более эффективно.

Заданиепредусматривает постановку задачи перед уроком или частных задач по ходу урока. Первая форма задания характеризуется тем, что учитель объясняет все способы выполнения задачи, ученикам остается лишь выполнить требуемое. Вторая форма является более сложной для учеников, так как они получают от учителя лишь формулировку задачи, а способы ее решения вынуждены искать самостоятельно.

Указание (или распоряжение) отличается краткостью и требует безоговорочного исполнения. Это акцентирует внимание учеников на необходимости выполнения задачи и одновременно повышает уверенность в возможности ее выполнения. Через указания ученики получают точную ориентацию в способах решения задачи, в приемах исправления ошибки, но без обоснования.

Оценка является результатом анализа выполнения действия. Критерии оценки зависят от задач учебного процесса, а поэтому имеют несколько разновидностей:

· Оценка путем сравнения со стандартной техникой исполнения применяется, как правило, на начальных этапах обучения, когда возможности учеников ограничены способностью подражать образцу.

· Оценка путем сравнения с техникой исполнения другого ученика является своеобразной конкурсной оценкой. Она призвана стимулировать интерес ученика к упражнению, к систематическим занятиям, но часто не может служить показателем качества исполнения.

· Оценка путем определения результативности действия обладает, как правило, наибольшей дидактической ценностью. Она заставляет ученика сопоставлять технику своего исполнения с достигнутым результатом и искать способы ее индивидуализации.

· Категории оценки выражаются в различного рода замечаниях учителя, отражающих его одобрение или неодобрение: «хорошо», «правильно», «так», «плохо», «неправильно», «не так», а также в форме инструктивных указаний: «выше ноги», «не сгибать руки» и т. п.

· Подобные односложные замечания должны мотивироваться учителем. Правда, одобрение уже само по себе имеет положительное значение, так как подтверждает правильность действий ученика. Однако и в этом случае пояснение учителя, что именно заслуживает похвалы, будет иметь большое дидактическое значение, причем не только для выполнявшего упражнение, но и для наблюдавших за ним товарищей.

· Оценка учителя обязана быть средством воспитания в ученике уверенности в своих силах. Поэтому оцениваться должны успехи или неудачи в освоении учебного материала, отношение к работе, но ни в коем случае не личность ученика.

Команда - специфический и наиболее распространенный метод использования слова в физическом воспитании. Она имеет форму приказа к немедленному исполнению действия, к его окончанию или к изменению темпа движений. Применяются строевые команды, принятые в армии, и специальные - в виде судейских реплик, стартовых команд и т. п. При работе с детьми дошкольного возраста команда не применяется, а при работе с детьми младшего школьного возраста используется с ограничениями. На эффективность команды влияют: умение правильно и с необходимыми ударениями произносить слова, развитое чувство ритма речи и движений учеников, способность изменять силу и тон голоса, красивая осанка и умеренная жестикуляция, высокий уровень дисциплинированности учеников.

Подсчет позволяет задавать ученикам необходимый темп выполнения движений. Осуществляется он несколькими приемами: голосом с применением счета («раз-два-три-четыре!»), счетом в сочетании с односложными указаниями («раз-два-выдох-выдох!»), только односложными указаниями («вдох-вдох-выдох-выдох!») и, наконец, различными сочетаниями счета, постукивания, похлопывания и т. п.

Шпаргалка по общей психологии Войтина Юлия Михайловна

15. ТЕСТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД В ПСИХОЛОГИИ

Методы психологии – основные пути и приемы научного показания психических явлений и их закономерностей.

В психологии принято выделять четыре группы методов изучения психики.

Одним из видов эмпирических методов является тестирование.

Тест – кратковременное задание, выполнение которого может служить показателем совершенства некоторых психических функций. Задачей тестов является не получение новых научных дачных, а испытание, проверка.

Тесты – более или менее стандартизированные кратковременные испытания свойств личности. Существуют тесты, направленные на оценку интеллектуальных, перцептивных способностей, двигательных функций, личностных особенностей, порога возникновения тревоги, досады в определенной ситуации или интереса, проявляемого к тому или иному виду активности. Хороший тест – результат большой предварительной экспериментальной проверки. Теоретически обоснованные и экспериментально апробированные тесты имеют научное (дифференциация испытуемых по уровню развития того или иного свойства, особенностей и т. п.) и, главное, практическое (профотбор) значение.

Наиболее широко известны и популярны личностные тесты, направленные на определение уровня интеллектуального развития личности. Однако в настоящее время они все меньше и меньше применяются для отбора, хотя первоначально были созданы именно для этого. Такое ограничение применения данных тестов может быть объяснено целым рядом причин. Но именно благодаря их использованию, критике по поводу злоупотребления тестами и мерам, предпринятым для их улучшения, стали значительно лучше понимать сущность и функционирование интеллекта.

При разработке первых тестов были выдвинуты два основных требования, которым должны удовлетворять «хорошие» тесты: валидность и надежность.

Валидность теста заключается в том, что он должен оценивать именно то качество, для которого предназначен.

Надежность теста заключается в том, что его результаты воспроизводятся с хорошим постоянством у одного и того же человека.

Также очень важным является требование нормализации теста. Это означает, что для него в соответствии с данными испытания эталонной группы должны быть установлены нормы. Такая нормализация может не только четко определить группы лиц, к которым может быть применен данный тест, но и располагать результаты, получаемые при тестировании испытуемых, на кривой нормального распределения эталонной группы. Очевидно, было бы нелепо использовать нормы, полученные на студентах университета, для оценки (с помощью тех же тестов) интеллекта детей начальной школы, или применить нормы для детей из западных стран при оценке умственных способностей молодых африканцев или азиатов.

Таким образом, критерии интеллекта в такого рода тестах обусловливаются преобладающей культурой, т. е. теми ценностями, которые первоначально сложились в западно-европейских странах. При этом не учитывается, что у кого-то могут быть совершенно иное семейное воспитание, иной жизненный опыт, иные представления (в частности, о значении теста), а в некоторых случаях и плохое владение тем языком, на котором говорит большинство населения.

Из книги Сознавание: исследуем, экперементируем, упражняемся автора Стивенс Джон

Тестирование реальности Теперь намеренно представляйте, что видит ваш партнер, когда смотрит на вас. Вы, вероятно, так или иначе проделываете это, так что уделите внимание этим образам и начните лучше сознавать их. (…) Что конкретно, по-вашему, он видит и как он реагирует на

Из книги Собеседование от А до Я автора Head Hunter

Тестирование Поиск «правильного» кандидатаБольшинство западных компаний, представленных на российском рынке, приглашая соискателей на вакансии, используют различные тесты. Рассказывает Варвара Лялягина, менеджер по подбору персонала Procter&Gamble: «Мы набираем новых

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

3. Задачи психологии труда. Предмет психологии труда. Объект психологии труда. Субъект труда. Методы психологии труда Главные задачи психологии труда:1) совершенствование производственных отношений и повышение качества труда;2) улучшение условий жизни

Из книги 100 cпособов найти работу автора Черниговцев Глеб

8. Метод анкетирования. Метод тестирования. Методы оценки эффективности труда работника Метод анкетирования является наиболее дешевым способом, который может охватить большую группу людей и большую территорию. Основным плюсом является запас времени, предоставляемый

Из книги Характеры и роли автора Левенталь Елена

ТЕСТИРОВАНИЕ Вы ищете работу, и вам довольно часто приходится проходить тестирование, собеседование, иметь непосредственно личный контакт с работодателем. А потому мы считаем нелишним в этой ситуации знать о своих правах, т. е. о том, какие вопросы имеет право задать

Из книги Кризис психоанализа автора Фромм Эрих Зелигманн

ТЕСТИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ Его восхитительная способность тестирования реальности помогает ему подметить неоднородность мира, причем он проявляет одинаковый интерес к его и светлому, и темному началу. Он необычайно точно воспринимает не только окружающий, но и свой

Из книги Социальная психология автора Почебут Людмила Георгиевна

ТЕСТИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ Внутренняя схема эпилептоидов построена на необычайно высокой самооценке, идее превосходства над другими, недоброжелательном отношении к окружающим.Любая информация, поступающая из окружающего мира и проходящая через подобную призму, будет

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

ТЕСТИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ Восприятие реальности крайне неточно, так как ее рассматривают всегда через призму внутреннего мира, значительно более яркого и значимого. «О том, что происходит кругом них, о ситуации, в которой они находятся, шизоиды обыкновенно имеют

Из книги Избранные работы автора Наторп Пауль

Из книги Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет автора Страубе Е. А.

Часть I История и предмет социальной психологии Становление социальной психологии Направления зарубежной социальной

Из книги Шпаргалка по социальной психологии автора Челдышова Надежда Борисовна

13. МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ И САМОНАБЛЮДЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ. ЭКСПЕРИМЕНТ В ПСИХОЛОГИИ Наблюдение – это планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни.Существуют определенные требования к организации и проведению

Из книги Французские дети всегда говорят «Спасибо!» автора Антье Эдвига

Из книги автора

Из книги автора

12. Наблюдение как метод социальной психологии Наблюдение – это один из древнейших методов, состоящий в преднамеренном восприятии явлений окружающей среды с целью сбора данных определенного рода.Отличия научного наблюдения от обыденного:1) целенаправленность;2) четкая

Из книги автора

15. Тестирование как метод социально-психологической диагностики Тестирование – стандартизованное, обычно ограниченное во времени испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторых психических свойств личности, групп или

Из книги автора

Тестирование «Я получил высший бал на тестировании»Тестирования проводятся в школах для сравнения уровня образования детей одной возрастной группы в западных странах. Родители с трепетом ждут объявления оценок. «Хорошо воспитанный» ребенок должен быть не только

ных затратах, чем свободный опрос. 3. Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки. Варианты теста: тест – опросник и тест-задание. Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых. Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества. Тест-опросник и тест-задание применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Это - их положительная сторона. А недостаток состоит в том, что при использовании тестов испытуемый по желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать его психологию и поведение. Кроме того, тест-опросник и тест-задание неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства и характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет признавать их наличие у себя. Такими характеристиками являются, например, многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения. В этих случаях обычно применяется третий тип тестов - проективные. В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает. Пользуясь проективным тестом, психолог с его помощью вводит испытуемого в воображаемую, сюжетно неопределенную ситуацию, подлежащую произвольной интерпретации. Такой ситуацией может стать, например, поиск определенного смысла в картинке, где изображены неизвестно какие люди, непонятно, чем занятые. Нужно ответить на вопросы, кто эти люди, чем они озабочены, а чем думают и что произойдет дальше. На основании содержательной интерпретации ответов судят о собственной психологии отвечающих. Тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых, и в этом состоит основное практическое ограничение их применимости. Кроме того, такие тесты требуют большой специальной подготовки и высокой профессиональной квалификации со стороны самого психолога. Сегодня тесты - это наиболее широко используемый метод психологического исследования. Все же необходимо отметить тот факт, что тесты занимают проме- жуточное положение между субъективными и объективными методиками. Это обусловлено большим разнообразием тестовых методик. Существуют тесты, ос- нованные на самоотчете испытуемых, например тесты-опросники. При выполнении данных тестов испытуемый может сознательно или неосознанно повлиять на результат тестирования, особенно если он знает, как будут интерпретироваться его ответы. Но существуют и более объективные тесты. К их числу прежде всего необходимо отнести проективные тесты. Данная категория тестов не использует самоотчеты испытуемых. Они предполагают свободную интерпретацию исследователем выполняемых испытуемым заданий. Например, по наиболее предпочтительному для испытуемого выбору цветовых карточек психолог определяет его эмоциональное состояние. В других случаях испытуемому предъявляют картинки с изображением неопределенной ситуации, после чего психолог предлагает описать события, отраженные на картинке, и на основе анализа интерпретации испытуемым изображенной ситуации делается вывод об особенностях его психики. Однако тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню профессиональной подготовки и опыту практической работы психолога, а также требуют наличия достаточно высокого уровня интеллектуального развития у испытуемого.

Тестирование – это исследовательский метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий. Такие задания принято называть тестами. Тест – это стандартизированное задание или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют исследователю диагностировать меру выраженности исследуемого свойства у испытуемого, его психологические характеристики, а также отношение к тем или иным объектам. В результате тестирования обычно получают некоторую количественную характеристику, показывающую меру выраженности исследуемой особенности у личности. Она должна быть соотносима с установленными для данной категории испытуемых нормами.

Значит, с помощью тестирования можно определить имеющийся уровень развития некоторого свойства в объекте исследования и сравнить его с эталоном или с развитием этого качества у испытуемого в более ранний период.

Существуют определенные правила проведения тестирования и интерпретации полученных результатов. Эти правила достаточно четко проработаны, и основные из них имеют следующий смысл:

1) информирование испытуемого о целях проведения тестирования;

2) ознакомление испытуемого с инструкцией по выполнению тестовых заданий и достижение уверенности исследователя в том, что инструкция понята правильно;

3) обеспечение ситуации спокойного и самостоятельного выполнения заданий испытуемыми; сохранение нейтрального отношения к тестируемым, уход от подсказок и помощи;

4) соблюдение исследователем методических указаний по обработке полученных данных и интерпретации результатов, которыми сопровождается каждый тест или соответствующее задание;

5) предупреждение распространения полученной в результате тестирования психодиагностической информации, обеспечение ее конфиденциальности;

6) ознакомление испытуемого с результатами тестирования, сообщение ему или ответственному лицу соответствующей информации с учетом принципа «Не навреди!»; в этом случае возникает необходимость решения серии этических и нравственных задач;

7) накопление исследователем сведений, полученных другими исследовательскими методами и методиками, их соотнесение друг с другом и определение согласованности между ними; обогащение своего опыта работы с тестом и знаний об особенностях его применения.

Выделяют также несколько типов тестов, каждому из которых сопутствуют соответствующие процедуры тестирования.

Тесты способностей позволяют выявить и измерить уровень развития тех или иных психических функций, познавательных процессов. Такие тесты чаще всего связаны с диагностикой познавательной сферы личности, особенностей мышления и обычно называются также интеллектуальными.

К ним относятся, например, тест Равена, тест Амтхауэра, соответствующие субтесты теста Векслера и т.д., а также тесты-задания на обобщение, классификацию и множество других тестов исследовательского характера.

Тесты достижений ориентированы на выявление уровня сформированности конкретных знаний, умений и навыков и как меры успешности выполнения, и как меры готовности к выполнению некоторой деятельности. В качестве примеров могут служить все случаи тестовых экзаменационных испытаний. На практике обычно применяются «батареи» тестов достижений.

Личностные тесты предназначены для выявления свойств личности испытуемых. Они многочисленны и разнообразны: существуют опросники состояний и эмоционального склада личности (например, тесты тревожности), опросники мотивации деятельности и предпочтений, определения черт характера личности и отношений.

Имеется группа тестов, называемых проективными, которые позволяют выявить установки, неосознаваемые потребности и побуждения, тревоги и состояние страха.

Применение тестов всегда связано с измерением проявления того или иного психологического свойства и оценкой уровня его развития или сформированности. Поэтому важное значение имеет качество теста. Качество теста характеризуется критериями его точности, т.е. надежностью и валидностью.

Надежность теста определяется тем, насколько получаемые показатели являются стабильными и насколько они не зависят от случайных факторов. Разумеется, речь идет о сравнении показаний одних и тех же испытуемых. Это значит, что надежному тесту должна быть свойственна согласованность показателей тестирования, полученных при повторном тестировании, и можно быть уверенным в том, что тест выявляет одно и то же

свойство. Применяются разные способы проверки надежности тестов.

Один способ – это только что упомянутое повторное тестирование: если результаты первого и через определенное время проводимого повторного тестирования покажут наличие достаточного уровня корреляции, то это будет свидетельствовать о надежности теста. Второй способ связан с применением другой эквивалентной формы теста и наличием высокой корреляции между ними. Возможно и применение третьего способа оценки надежности, когда тест допускает его расщепление на две части и одна

и та же группа испытуемых обследуется с применением обеих частей теста. Надежность теста показывает, насколько точно измеряются психологические параметры и насколько высокой может быть мера доверия исследователя к полученным результатам.

Валидность теста отвечает на вопрос о том, что именно выявляет тест, насколько он пригоден для выявления того, для чего он предназначен. Например, тесты способностей нередко выявляют несколько иное: натренированность, наличие соответствующего опыта или, наоборот, его отсутствие. В таком случае тест не отвечает требованиям валидности.

В психодиагностике выделяют разные виды валидности. В простейшем случаеь валидность теста обычно определяется путем сопоставления полученных в результате тестирования показателей с экспертными оценками о наличии данного свойства у исследуемых (текущая валидность или валидность «по одновременности»), а также путем анализа данных, полученных в результате наблюдения за обследуемыми в различных ситуациях их жизни и деятельности, и их достижений в соответствующей области.

Вопрос о валидности теста может быть решен еще и сравнением его данных с показателями, полученными с помощью методики, связанной с данной методикой, валидность которой считается установленной.

Изучение продуктов деятельности – это исследовательский метод, который позволяет опосредованно изучать сформированность знаний и навыков, интересов и способностей человека на основе анализа продуктов его деятельности. Особенность этого метода заключается в том, что исследователь не вступает в контакт с самим человеком, а имеет дело с продуктами его предшествующей деятельности или размышлениями о том, какие

изменения произошли в самом испытуемом в процессе и в результате его включенности в некоторую систему взаимодействий и отношений.

1. Понятие о социальной диагностике. Общие требования к диагностике.

2. Этапы и принципы диагностики.

3. Понятие о социальной, индивидуальной и предметной норме.

4. Тестирование как метод исследования в социальной работе.

Основные понятия: диагностика, социальная диагностика, тест, тестирование, модель, стандартизированность, надежность, валидность, достоверность теста, интеллектуальные тесты, проективные тесты, рисуночные тесты.

В науке и технике существует много определений диагностики:

Медицинская диагностика - изучение и определение признаков болезней;

Техническая диагностика - установление и изучение признаков, характеризующих состояние технических систем;

Физическая диагностика - совокупность методов исследования физических процессов и измерения их характеристика и т.д.

Общим для всех видов диагностики является то, что в ходе их совершается поиск специфических неисправностей, отклонений от нормы в рассматриваемой системе и методов их коррекции.

В настоящее время в социальной работе также используется диагностика нормативного характера. Это означает, что установление диагноза и оценка поведения клиента производится путем сравнения его данных с какими-то установленными нормами. Так, для диагноза и оценки знаний и умений учащихся по разным предметам используются официально утвержденные нормы (критерии) оценок. Для диагноза и оценки поведения также имеются определенные нормативные установки. Нормативный принцип лежит и в основе психодиагностики с помощью различных тестов умственного (интеллектуального) развития.

Современная социальная ситуация поставила задачу выяснять не соответствие данных о личности/человеке нормам или какому-нибудь среднему уровню, а выявить ход и причины личностного развития каждого человека. Оценка личности (ее развития и деятельности) должна проводиться (осуществляться) по отношению не к какой-либо норме, а к предыдущему уровню, т.е. указывать, имеется ли в личностном развитии продвижение, насколько оно велико и каково его направление.

Оценка этого продвижения должна даваться с точки зрения возможностей именно данной личности/человеке, а не некоего абстрактного среднего человека.

Тем самым будет выявляться не только наличный уровень психического развития и развития других сфер личности в сопоставлении его с ранее достигнутым уровнем, но и причины этого развития, а также потенциальные возможности личности.

Диагностические методы исследования условно можно подразделить на две основные группы:

Методы проведения диагностического исследования - позволяют получить наиболее достоверную информацию о явлении (объекте) исследования. К ним относятся: сбор первичной информации, ознакомление с документальными и статистическими материалами, диагностическая беседа, наблюдение, интервью, анкетирование, тестирование и др.;


Методы анализа диагностической информации, определения приоритетности проблем. К ним относятся: метод классификации, метод корреляции, метод сравнительного анализа проблем, метод контент-анализа, экспертные методы парных и множественных сравнений, ранжирование альтернатив, метод дифференциации и др.

Понятно, что использование диагностических методов в социальной работе не должно при этом выступать в качестве главной цели. Оно должно являться лишь средством решения поставленных задач, подчиняться тем функциям, которые решает специалист по социальной работе.

Сущность диагностики - изучение результативности деятельности специалиста по социальной работе на основе изменений в личностном развитии клиентов (подопечных).

Диагностическая деятельность - процесс, в ходе которого (с использованием диагностического инструментария или без него), соблюдая необходимые научные критерии качества, исследователь наблюдает за испытуемыми (респондентами, подопечными) и проводит анкетирование, обрабатывает данные наблюдений и опросов и сообщает о полученных результатах с целью описать поведение, объяснить его мотивы или предсказать поведение в будущем.

Общие требования к диагностике (А.И. Кочетов):

1. Целенаправленность - четкое выделение объектов, которые надо изучить.

2. Единство изучения личности/человека и взаимодействия с ней; само взаимодействие организуется как изучение личности.

3. Изучение группы, окружающей человека/личность и самой личности/человека в их единстве.

4. Непрерывность диагностики, изучение личности и группы - процесс постоянный.

5. Соответствие диагностики уровню развития науки.

6. Комплексный характер диагностики.

Диагностика осуществляется в несколько этапов: сравнение, анализ, прогнозирование, интерпретация, доведение до сведения клиентов результатов диагностической деятельности, контроль за воздействием на диагностируемых различных диагностических методов.

Сравнение - отправная точка процесса диагностики. Мы и в жизни постоянно что-то с чем-то, кого-то с кем-то сравниваем. Наблюдая за поведением человека, мы сравниваем его поведение с его же прежним поведением, или с поведением других индивидуумов в настоящее время или в прошлом, или же с описанием поведения какого-то неизвестного нам лица. По сути это те аспекты сравнения, которые называются в диагностике индивидуальной, социальной или объективной соотносительной нормой. Если мы выбираем для сравнения несопоставимые объекты, то это приводит к ошибкам.

Анализ. Здесь мы устанавливаем, почему поведение того или иного индивидуума отличается от его прежнего поведения, от поведения других индивидуумов или же отклоняется от нормы. Мы хотим проанализировать причины, выявить сильные и слабые стороны и рассмотреть их. И делаем соответствующие выводы.

Прогнозирование. Сегодня это обязанность каждого педагога, психолога, специалиста по социальной работе. Специалист по социальной работе вынужден постоянно экстраполировать данные, полученные в результате сопоставлений и анализа, на поведение в других ситуациях или в будущем. Прогнозирование - важнейшее направление деятельности современного специалиста по социальной работе.

Интерпретация - процесс, в ходе которого вся полученная информация в зависимости от ее важности сводится в единое целое. Специалист по социальной работе обязан постоянно давать оценку, в которую наряду с его собственной точкой зрения и ожиданиями вплетается также информация, накопленная им за какой-то промежуток времени. Эта информация должна быть систематизирована, критически оценена, подвергнута процессу индексации и обобщена в виде концепции, содержащей оценку. Эта информация может иметь самые разные источники.

Процесс интерпретации обнаруживает существенные различия в зависимости от того, интерпретируются ли только личные наблюдения исследователя или же к ним добавляются результаты наблюдений других лиц и данные, полученные с помощью объективных методов.

Доведение результатов диагностической деятельности до сведения диагностируемых (клиентов) и контроль за воздействием на них информации необходимы для того, чтобы добиться взаимодействия.

Чтобы лучше сравнивать действия человека/групп людей и тем самым объективнее интерпретировать их, методы измерения действия снабжают определенным масштабом или номируют.

Норма - такое предписание, в соответствии с которым должны совершаться определенные действия для достижения той или иной цели.

Тестирование - это исследовательский метод, в основе создания и использования которого лежат определенные правила.

Тест в более сильной степени, чем другие диагностические методы, отвечает критериям качества, предъявляемым к социологическим измерениям.

Тестирование - метод диагностики, с помощью которого выборка поведения, репрезентирующая предпосылки или результаты действий клиента должна максимально отвечать принципам сопоставимости, объективности, надежности и валидности измерений, должна пройти обработку и интерпретацию и быть готовой к использованию в педагогической практике (К. Ингекамп).

Тестирование - метод диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты) имеющие определенную шкалу значений.

Применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий.

Существуют 3 основные сферы тестирования :

1) образование - в связи с увеличением продолжительности обучения и усложнением учебных программ;

2) профессиональная подготовка и отбор - в связи с увеличением темпа, роста и усложнением производства;

3) психологическое консультирование - в связи с ускорением социодинамических процессов.

Тестирование позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик и т.д.

Процесс тестирования может быть разделен на 3 этапа:

1 этап - выбор теста - определяется целью тестирования и степенью достоверности и надежности теста;

2 этап - его проведение - определяется инструкцией к тесту;

3 этап - интерпретация результатов - определяется системой теоретических допущений относительно предмета тестирования.

Тестовая компетентность - совокупность требований, предъявляемых к специалисту, осуществляющему диагностическое обследование с помощью тестов.

Вот эти требования:

1. Всесторонность оценки. Следующий за тестированием и имеющий отношение к его результатам сбор информации о жизненном пути обследуемого и интеграция полученных сведений с показателями теста. Это обеспечивает точность интерпретации последних.

2. Правильное использование теста. Признание ответственности за компетентное использование теста, регулярное применение соответствующих процедур контроля качества по всем аспектам использования теста.

3. Психометрические знания. Знание и правильное использование основных статистических принципов (например, ошибки измерения, надежности, валидности и т.д.)

4. Поддержание принципа целостности результатов теста. Корректное применение психометрических принципов для адекватной оценки результатов теста, понимание ограниченности тестовых показателей.

5. Точность оценки. Обеспечение правильного выполнения всех процедур оценивания результатов теста (точная запись, работа с «ключами», корректное прочтение таблиц и т.д.).

6. Уместное использование норм. Понимание и корректное использование разного типа норм, особенно при решении задач профориентации и кадрового отбора.

7. Обратная связь с обследуемыми на этапе интерпретации данных. Предоставление им корректной интерпретации тестовых показателей.

Тест предназначен для установления определенных, в том, числе - психолого-педагогических - характеристик человека. Тест отличается кратковременностью, относительной простотой процедуры и доступностью оборудования, непосредственной фиксацией результатов. Тесты стандартны, строго сформулированы, так что правильные ответы на вопросы и задания не допускают вариативности.

Их можно использовать в качестве инструмента исследования как индивида, так и одновременно целых групп. Полученные результаты поддаются статистической обработке.

В зависимости от назначения (области исследования) различают следующие виды тестов:

1. Тесты достижений :

Тесты развития.

Тесты интеллекта.

Тесты общей результативности.

Тесты школьной успеваемости.

Специальные тесты, определяющие профессиональную пригодность и функциональные возможности.

2. Психометрические личностные тесты :

Личностные структурные тесты.

Тесты на интересы и установки.

Клинические тесты.

3. По виду свойств личности (Социологический словарь) :

Тесты достижений: тесты интеллекта, тесты школьной успеваемости, тесты на творчество, тесты на знания, тесты способностей, сенсорные тесты, моторные тесты;

Личностные тесты: тесты на установки, тесты на интересы, тесты на темперамент, характерологические тесты, мотивационные тесты.

Но не все тесты можно упорядочить по данному признаку:

По виду инструкции и способу применения: индивидуальные, групповые;

Тесты уровня (нет временных ограничений), тесты на скорость;

Появление субъективности исследователя: объективные: (большинство тестов достижений, психофизиологические тесты) и субъективные (проективные тесты);

Знают или не знают испытуемые значение и цель тестирования: прямые, непрямые, проективные тесты (испытуемый не знает о действительной цели исследования);

В зависимости от представления в тесте речевого компонента: вербальные (например, тест на словарный запас), невербальные (требует в качестве ответа определенных действий);

По формальной структуре: тесты простые (т.е. элементарные, результатом которых может быть один ответ), тесты сложные (состоят из отдельных субтестов, по каждому из которых должна быть дана оценка).

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие методы относятся к диагностическим методам исследования?

2. Что такое социальная диагностика? Какие к ней предъявляются требования?

3. Каковы особенности применения диагностики в рамках исследования в социальной работе?

4. Каковы этапы и принципы диагностики?

5. Что такое социальная, индивидуальная и предметная норме?

6. Каковы роль тестирования как метода исследования в социальной работе? Что следует понимать под надежностью и валидностью теста?

7. Какие требования предъявляются к процедуре тестирования?

8. В каких ситуациях можно эффективно использовать метод тестирования?