Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Политика и ее роль в жизни общества. Политическая система общества

Политическая система общества -- одна из частей или подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими подсистемами: социальной, экономической, идеологической, правовой, культурной, образующими ее общественное окружение, ее общественные средства наряду с ее природным кружением и природными ресурсами (демографическими, пространственно-территориальными), а также внешнеполитическим окружением. Основное положение политической системы в структуре ее внешнего и внутреннего окружения определяется ведущей организационной и регулятивно-контрольной ролью самой политики. Политическая система общества определяется классовой природой, социальным строем, формой правления (парламентского, президентского), типом государства (монархия, республика) характером политического режима (демократического, тоталитарного, деспотического и др.), социально-политических отношений (стабильных и нестабильных, умеренно или остроконфликтных либо консенсусных т. п.), политико-правового статуса государства (конституционного, с развитыми или неразвитыми правовыми структурами), характером политико-идеологических и культурных отношений в обществе (сравнительно открытых либо закрытых с параллельными, теневыми, маргинальными структурами или без них), историческим типом государственности, исторической и национальной структурой и традициями уклада политической жизни и т. п.

В обществе политической системы каждый человек выполняет определенную общественно-политическую роль, реализует политику. Осуществляют власть политические институты, действуя в тесной связи с другими социальными институтами, соблюдая установленные законы, нормы. Индивиды, социальные общности, политические, социальные институты -- основные компоненты конструирования политической системы. Устойчивые виды политической деятельности, участие в выборах в органы политической власти, лоббизм, партийная деятельность и др. Виды политической деятельности определяют и наличие устойчивых политических ролей, осуществляемых социально по установившимся в обществе законам и продиктованным потребностями господствующих социальных слоев и групп.

Ответить

Ответить

Ответить


Другие вопросы из категории

. Сопоставьте формационный и локально-цивилизационный подходы к общественно-историческому развитию. Заполните таблицу. Линии

сравнения

Формационный подход

Локально-цивилизационный подход

Соотношение материальных и духовных факторов в развитии общества

Направленность исторического развития

Трактовка понятия «прогресс»

Видение современного мира

Народ времени нет.. Если кому не трудно помогите

В ряде зарубежных стран - Австрии, Бельгии, Нидерландах, Италии, Испании, многих государств Латинской Америки - выборы являются обязательными. За неучастие в выборах предусмотрен штраф, а в Греции и Турции - лишение свободы.

1) Чем, по вашему мнению, объясняются строгие меры наказания за неучастие в выборах в отдельных странах?
2) Подберите аргументы в подтверждении тезиса: "Участие в выборах - обязанность каждого гражданина".

Читайте также

B4 . Характеристика политической системы общества требует рассмотрения её отдельных компонентов. Что из перечисленного относится к нормативной

подсистеме политической системы общества?

1)политические традиции

2)партийный устав

3)политические идеалы

4)партийная программа

6)политическая культура

А16. Верны ли следующие суждения о политической системе общества?

А.В состав политической системы общества могут входить общественные организации.

Б.В политическую систему общества входят органы государственной власти.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения не верны

А12. Верны ли следующие суждения о социализации?

А. В процессе социализации происходит процесс усвоения индивидом необходимого для жизни в данном обществе социокультурного опыта.

Б. Процесс социализации не зависит от социального статуса индивида.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения не верны

А17. Конституция РФ является юридическим документом прямого действия. Это означает, что

1) её главной целью является признание и защита прав человека и гражданина

2) в её основу положены ратифицированные гос-вом международные документы

3) при нарушении своих прав человек может обратиться в суд, ссылаясь на её статьи

4) в неё ни при каких обстоятельствах не могут быть внесены изменения или дополнения.

А20. Верны ли следующие суждения об отрослях права?

А. Гражданское право регулирует имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения.

Б. Предметом регулирования финансового права являются общественные отношения в сфере налогооблажения.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения не верны

А16. Верны ли следующие суждения об институтах гражданского общества?

А. Одним из направлений развития гражданского общества в современной России является создание попечительских советов при школах.

Б. Граждане могут отстаивать свои интересы посредством таких институтов гражданского общества, как суд и прокуратура.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения не верны

Вы находитесь на странице вопроса "Какова роль политической системы в современной жизни общества? ", категории "обществознание ". Данный вопрос относится к разделу "10-11 " классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории "обществознание ". Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

1. Какова структура политической жизни общества?

Структура политической системы.

Набор функций политической системы прямо связан с составляющими ее элементами. В зависимости от выполняемых функций и ролей можно вычленить следующие элементы:

1. Политическое сообщество людей, включающее большие социальные группы – несущие социальные компоненты системы, правящие элиты, группу государственных служащих, различные слои избирательного корпуса, военных и т.д., словом, всех тех, кто стоит у власти, стремится к ней, проявляет только политическую активность или же отчужден от политики и власти.

2. Совокупность политических институтов и организаций, составляющих структуры системы: государство, все ступени правления от высших органов власти до местных, политические партии, общественно-политические и неполитические организации, преследующие политические цели (объединения предпринимателей, группы интересов и другие).

3. Нормативная подсистема: политические, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи и другие регуляторы политического поведения и деятельности.

4. Функциональная подсистема: методы политической деятельности.

5. Политическая культура и коммуникативная подсистема (средства информации).

К числу элементов политической системы относятся все институты социальной жизни, группы людей, нормы, ценности, функции, роли, средства, с помощью которых реализуется политическая власть и осуществляется управление общественной жизнедеятельностью людей. В составе системы – политические структуры и сообщество людей со свойственным ему образом политической жизни стилем политической деятельности.

2. Перечислите основные виды власти. На конкретных примерах покажите их взаимосвязь.

Существует несколько основных видов власти - политическая, экономическая, военная, информационно-идеологическая.

Экономическая власть представляет собой контроль над материальными и финансовыми ресурсами.

Военная власть обеспечивает контроль над военно-техническими и людскими ресурсами, нужными для обеспечения внутренней и внешней безопасности страны.

Информационно-идеологическая власть связана с контролем над потоками информации, влиянием на процессы формирования представлений и убеждений людей.

Осуществление политической власти требует концентрацией ресурсов, нужных для управления обществом, в руках определенных людей или групп людей, объединенных в политические институты: государство, политические партии и др. Политическая власть включает в себя также использование экономических, военных, информационно-идеологических средств, необходимых для достижения политических целей. Понятно, что в мире, где сталкиваются противоположные социальные интересы, и нередки острые конфликты с применением военной силы, политическая власть должна опираться и на военную силу. Одной ее, правда, недостаточно для проведения эффективной политики. Нужна также власть над экономическими ресурсами и над сознанием людей. Это не означает, что вся экономика или духовная жизнь общества поглощаются политикой. Очень многое в них протекает по собственным законам. Более того, экономическая, социальная и духовная жизнь общества оказывают огромное обратное воздействие на политику.

4. В чем главная особенность политической власти?

Главная особенность политической власти заключается в верховенстве, т.е. обязательности ее решений для всякой иной власти. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же вовсе ликвидировать их. В этом проявляется её и моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений. В отличие от политической власти, экономическая, социальная, духовно-информационная власти полицентричны, так как в рыночном демократическом обществе существует много независимых собственников, СМИ, социальных фондов и т.п. Политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы.

5. Охарактеризуйте роль политической системы в жизни общества.

Политическая система общества играет особую роль в общественной жизни в силу того, что политические решения, принимаемые государством законы имеют общеобязательный характер. Политическая система – единственная из всех общественных систем, которая имеет законное право наказывать, принуждать к исполнению принятых решений.

6. Между кем складываются в обществе политические отношения?

В обществе политические отношения складываются между объектами и субъектами политики. К субъектам относятся – государство и его институты, политические элиты, лидеры, политические партии. К объектам – индивид, социальная группа, масса, класс и т. д.

7. Проиллюстрируйте примерами основные функции политической системы общества.

1. Функция целеполагания – определение целей, путей общественного развития; организация деятельности общества на выполнение целей экономического и социального развития.

2. Функция интеграции – объединение общества для решения важнейших задач; согласование интересов государства и социальных общностей.

3. Функция регламентации – установление законов, управляющих жизнью общества, обеспечение выполнения законов и связанных с ними норм; оценка выполнения политическими субъектами установленных норм и законов.

4. Функция коммуникации – обеспечение связи и обмена информацией между различными элементами политической системы.

5. Функция контроля – оценка выполнения людьми и организациями установленных норм и законов.

8. Руководствуясь текстом параграфа, составьте структурно логическую схему «Политическая система общества».

Политика как сфера деятельности включает в себя отношения, возникающие между отдельными государствами, классами, другими социальными группами, и народностями. В центре политики находятся , которые непосредственно связаны с завоеванием, использованием и удержанием власти в государстве. Острота политической борьбы на этапе развития общества такова, что ставит политику в первый ряд наиболее насущных проблем, решаемых цивилизацией.

Политические деятели и те общественные силы, которые за ними стоят, активно участвуют во всех происходящих в социуме процессах, включая экономику и культуру. Органы государственного управления, осуществляя политическую программу правящих кругов, принимают и реализуют решения, имеющие для внутренней государства и для налаживания взаимоотношений между странами в рамках мирового сообщества.

Основные механизмы политического влияния – это контроль над всеми сферами деятельности общества, а также меры убеждения и принуждения. Важную роль в выполнении политических функций государства играют законодательные органы и структуры, ведающие исполнением законов. Обществу, стремящемуся сохранить свою демократическую природу, приходится искать компромисс между подчинением граждан требованиям государства и свободным изъявлением своей воли оппозиционными группами населения.

Роль политики в жизни общества

Будучи общественным явлением, политика призвана выполнять ряд социальных функций. Через нее общественные группы выражают и осуществляют свои коренные интересы. Участвуя в политических событиях, общественные движения, партии и другие организации сплачиваются для своих целей, главной из которых является борьба за власть.

Через политику достигает интеграции. Принимая участие в политических акциях, граждане получают возможность приобщиться к разрешению социальных конфликтов. Без политической активности масс любое может превратиться в закостенелый организм, не способный к изменениям. Участие в политике для граждан и социальных групп – школа социализации и способ проявить свою гражданскую позицию.

Фундаментальной основой политики считается общества в самоорганизации и регуляции своей деятельности. Общество, будучи неоднородным по своему составу, делится на множество групп, интересы и мотивы действий которых чаще всего не совпадают. Задача политиков и общественных деятелей как раз и заключается в том, чтобы увязать взаимоисключающие тенденции и разумные решения, позволяющие учесть насущные потребности всех слоев общества.

Вакуоль – это клеточный органоид, окруженный одной мембраной и имеющийся в наличии у некоторых эукариотических организмов. Несмотря на сходство в строении, вакуоли могут выполнять самые разные функции.

Пищеварительная вакуоль

У человека имеется – удобный орган, где переваривается пища, расщепляется на простые соединения, которые после усваиваются организмом и используются на его нужды. Однако у крошечных – простейших и губок - желудка, разумеется, нет. Его роль играет фагосома, также называемая пищеварительной вакуолью – пузырек, мембраной. Он образуется вокруг твердой частицы или клетки, которую организм решил в пищу. Возникает пищеварительная вакуоль и вокруг заглоченной капли жидкости. Фагосома сливается с лизосомой, активизируются ферменты и начинается процесс пищеварения, который длится около часа. В ходе переваривания среда внутри фагосомы меняется с кислой на щелочную. После того как все питательные вещества извлечены, непереваренные остатки пищи выводятся из тела через порошицу или клеточную мембрану.

Переваривание твердой пищи называется фагоцитоз, жидкой – пиноцитоз.

Сократительная вакуоль

У многих и некоторых представителей губок имеется сократительная вакуоль. Основная функция этого органоида – регуляция осмотического давления. Через клеточную мембрану вода поступает в клетку губки или простейших, и периодически с равным промежутком времени жидкость выводится наружу с использованием сократительной , которая, разрастаясь до определенного момента, затем начинает сокращаться с помощью имеющихся в ней эластичных пучков.

Существует гипотеза, что сократительная вакуоль принимает участие и в клеточном дыхании.

Вакуоль в растительной клетке

У растений также имеются вакуоли. В молодой клетке, как правило, их присутствует несколько штук небольшого размера, однако по мере роста клетки они увеличиваются и сливаются в одну крупную вакуоль, которая способна занимать 70-80% всей клетки. Растительная вакуоль содержит в себе клеточный сок, в состав которого входят , сахара и органические вещества. Основная функция этого органоида – поддержание тургора. Также вакуоли участвуют в водно-солевом обмене, расщеплении и усвоении питательных веществ и утилизации соединений, которые могут оказать вред клетке. Зеленые части растений, не покрытые древесиной, сохраняют свою форму благодаря прочной клеточной стенке и вакуолям, которые поддерживают форму клеток неизменной и не допускают деформации.

Видео по теме

Еще недавно в мире существовали две сверхдержавы: США и СССР, возглавлявшие крупные военно-политические блоки. Роль СССР на мировой политической арене была очень весомой. Однако в декабре 1991 года по целому ряду причин Советский Союз распался. Его правопреемница Россия прошла через тяжелые испытания, и ее влияние заметно упало. Многие уже поспешили «списать» ее со счетов. Однако впоследствии роль России постепенно стала расти, и теперь она снова является влиятельным «игроком» на международной арене.

На чем основано влияние России в мировой политике

Лучшие умы человечества столетиями мечтали о справедливом и гармоничном мире, где не будет войн и вражды, где все уважительно относятся друг к другу, строго соблюдая взаимные интересы. Увы, реальность по-прежнему такова, что считаются в первую очередь с сильными и влиятельными государствами. Хотя Россия по своей мощи и влиянию пока еще не достигла прежнего уровня СССР, она располагает 2-м по величине (после США) арсеналом термоядерного оружия и средствами его доставки, крупными золотовалютными резервами, громадными залежами самых разнообразных полезных ископаемых – нефти и газа, четвертью всех мировых запасов древесины и пресной воды. Одно это делает ее очень влиятельной силой в мировой политике.

Какие острые политические вопросы невозможно решить без участия России

Сейчас в мире много проблем, которые нельзя решить без непосредственного участия российского государства. Например, на Украине бушует кризис, начавшийся как из-за ошибок прежнего руководства этой страны, так и вследствие попыток Запада вывести Украину из зоны геополитического влияния России. К сожалению, дело фактически дошло до гражданской войны со значительными человеческими жертвами, и с каждым днем обстановка становится все напряженнее. Россия жизненно заинтересована в благополучном завершении этого кризиса (хотя бы потому, что Украина граничит с нею), и без ее активного участия разрешить его вряд ли удастся. В настоящее время Россия принимает у себя поток беженцев с Украины, помогает им освоиться в стране.

Все большее и большее в мировом масштабе приобретает борьба за энергоресурсы, их беспрепятственную поставку потребителям. Тут роль России как одного из основных поставщиков топлива (нефти и газа) в различные регионы мира, благодаря чему может работать , трудно переоценить. А ведь именно экономика во многом определяет политику государства.

Россия – один из «ключевых» игроков в неспокойном ближневосточном регионе, где продолжается арабо-израильское противостояние и по-прежнему уносит жертвы в Сирии. Благодаря взвешенной, но твердой позиции России, удалось избежать иностранной интервенции в Сирии, что неминуемо еще больше обострило бы ситуацию, сделав ее неуправляемой.

Социализация – это важнейший процесс, связанный с усвоением и воспроизведением человеком социальных норм. Это многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако особую актуальность социализация имеет для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Неразрывно связаны

Стоит сказать, что воспитание и неразрывно связаны друг с другом. Воспитание – органичная составляющая процесса становления личности. Оно заключается в целенаправленной передаче знаний, правил поведения, этических норм от старшего поколения к младшему.
Еще несколько десятилетий назад, когда термин «социализация» не был еще распространен, его заменяли словом «воспитание». Однако в настоящее время психологи и социальные педагоги пришли к выводу, что социализация – это более широкое понятие, включающее в себя в том числе процесс воспитания.

Вообще если говорить о сущности воспитания как составляющей части личности, то для его успешной реализации обществом предусмотрены всевозможные педагогические практики. Они сложились годами опытным путем, методом проб и ошибок.

Без воспитания полноценной личности невозможно представить ее в целом. Как ни крути, но человек не может жить вне социума, общества себе подобных. А не имея определенного уровня воспитания, невозможно сосуществовать в этом обществе с другими индивидами.

От воспитания к самовоспитанию

Воспитание строится от внешнего к внутреннему. То есть вначале родители подают ребенку , показывают ему, как стоит вести себя в той или иной ситуации. Он запоминает, копирует поведение взрослых людей, при этом еще внутренне не осознает, почему какие-то действия можно совершать, а иные – нет. Это воспитание во внешней форме.

В идеале с взрослением ребенка и его вхождением в общество внешняя воспитанность переходит во внутреннюю, которая становится этичной нормой жизни. Таким образом воспитание перерастает в самовоспитание.

Однако ребенок приобретает воспитание не только путем «вдалбливания» в него общепринятых норм. Он получает представление о воспитании стихийно, из того самого социума, в который он уже попал. Зачастую это происходит неосознанно. Родителям стоит знать, что социум, в котором ребенок получает первые и главные представления, примеряет всевозможные социальные роли, чрезвычайно важен для него. Потому и все полученное из него хорошее равно как и дурное рискует закрепиться в воспитании подрастающего человека прочно.

Таким образом, можно сделать вывод, что воспитание – это основная составляющая процесса . Наряду с таким важным элементом как воспитание, социальные педагоги выделяют такие его компоненты, как обучение, взросление, адаптация и пр.

Видео по теме

Источники:

  • В чём проявляется роль семьи в социализации личности ребёнка в 2019

Социальная сфера – обширное и многозначное понятие, которое рассматривается с разных сторон представителями различных наук. С точки зрения социологии ее можно рассматривать как совокупность определенных общественных отношений.

В социологии, как и в других гуманитарных науках, существует по несколько определений того или иного явления. Прежде чем рассматривать социальную сферу как разновидность общественных отношений, нужно выбрать для данного словосочетания наиболее подходящую формулировку. Термин включает в себя все отношения, возникающие в процессе человеческой жизни при рассмотрении человека как единицы социума (межличностные, межнациональные, рабочие связи).

Все значения понятия «социальная сфера» связаны, хотя и оцениваются разнопланово. С точки зрения социологии и социальной философии – это область общественной жизни, которая включает отдельные социальные группы (по профессии, национальности, полу и т.д.) и многообразие связей между ними.

Политология и экономика определяют понятие социальной сферы как совокупность организаций, предприятий и отраслей, которые осуществляют деятельность, повышающую уровень жизни населения (например, коммунальное обслуживание, службы социального обеспечения, здравоохранение). С такой точки зрения это не самостоятельная сфера функционирования общества, а область, соединяющая политику и экономику, в которой происходит перераспределение ресурсов государства.

Общественные отношения в социальной сфере предполагают, что человек в процессе самоопределения и общения с другими индивидами приписывает себя к определенным группам населения, которые в свою очередь взаимодействуют между собой. Занимая определенное место в социуме, человек привязан одновременно ко многим группам (пол, возраст, образование, профессия, семейное положение, место жительства, социальное положение).

Общественные отношения в пределах указанных групп позволяют описать структуру социума: пол, возраст, семейное положение отражают демографическую структуру; место жительства – поселенческую структуру; национальность – этническую структуру. Также можно выделить структуру образовательную и профессиональную, а социальное происхождение и положение создают сословно-классовую структуру, к которой относят касты, классы, сословия и т.д.

Многообразие отношений между группами населения, классами, организациями, обеспечивающими человеку подобающий уровень жизни, создают основу социальной сферы и являются инструментом воздействия на нее, способным тормозить либо ускорять процесс развития не только данной области, но и общества в целом.

Политическая система - совокупность взаимодействий различных субъектов, связанных с осуществлением политической власти. Политическая система состоит из различных элементов и существует благодаря их взаимодействию.

Инструкция

Политическую систему можно структурировать по различным основаниям. Так, выделяют ее элементы на различных политических ролей (или функций) субъектов. Это, в частности, социализирующая, адаптирующая, регулирующая, экстракционная, дистрибутивная, реагирующая функции.

Согласно институциональному подходу структура политической системы изменяется исходя из выделения потребностей, который обслуживает определенный институт. Так, целью государства является представление общественных интересов, партии выражают интересы определенных классов и социальных групп.

Наибольшее распространение в политической науке получил системный подход. В его рамках выделяют институциональную, нормативную и коммуникативную подсистему. Вместе они образуют целостную политическую систему. Ключевое в политической системе принадлежит институциональной (или организационной) системе. Она включает в себя совокупность государственных и негосударственных институтов и норм, которые влияют на политическую жизнь общества. Определяющее место в политической системе принадлежит государству, которое концентрирует в своих руках властные и материальные ресурсы, имеет право на принуждение к своей воле, а также распределяет ценности в обществе. Кроме государства в институциональную подсистему политические и неполитические институты: политические партии, лоббистские группировки, гражданское общество, СМИ, церковь и пр.

Нормативная подсистема включает социально-политические и правовые нормы, которые регулируют политическую жизнь и процесс осуществления политической власти. Сюда входят традиции , базовые ценности, существующие в обществе, т.е. все то, на что опираются властные институты при выполнении своих ролей. Нормативную подсистему можно подразделить на формальный и компонент. К формальному относят нормы конституционного, административного и финансового права, он определяет ключевые игры в обществе. Неформальный аспект выражается через совокупность субкультур, ментальностей, приоритетных ценностей, убеждений и стандартов. Часто его выделяют в состав отдельной культурной подсистемы. Она имеет важное значение для функционирования политической системы, так как чем более однородным является общество по культурному , тем выше эффективность работы политических институтов.

Опираясь на формальные и неформальные нормы, политические субъекты вступают во взаимодействие, т.е. в коммуникацию друг между другом. В ходе политической коммуникации происходит обмен сообщениями, которые имеют важное значение для хода политики. Различают «горизонтальную» и «вертикальную» коммуникации. В первом случае коммуникации между субъектами, которые находятся на одном уровне в социальной лестнице. Например, между элитами или рядовыми гражданами. Во втором случае речь идет о коммуникациях между различными элементами политической системы. Например, между гражданами и политическими партиями. Функции коммуникации могут выполнять СМИ, и другие информационные каналы: например, личные между людьми.

Видео по теме

Некоммерческая организация (НКО) - это организация, которая не занимается извлечением коммерческой прибыли и направляет все свои усилия на улучшение жизни граждан. Однако у российских НКО заявляемые цели часто расходятся с реальными делами.

По ту сторону ширмы

На деле, НКО часто занимаются задачами, преследующими политические цели. Так, советник президента России Сергей Глазьев в одном из своих выступлений заявил, что НКО, финансируемые западными фондами, тратят десятки миллионов долларов на антигосударственную деятельность.

Еще недавно реальная ситуация с НКО была скрыта от общественности. В СМИ заявлялось, что российские некоммерческие организации борются исключительно за развитие в стране гражданского общества. При этом большая их часть финансировалась на средства, выделяемые американскими агентствами.

Не все НКО одинаково полезны

Главную роль в появлении и развитии аффилированных с Государственным департаментом США некоммерческих организаций играл и играет фонд под названием USAID. Он был создан еще в начале 1960-х годов как государственная структура, международному развитию.

На деле же USAID проводит политику так называемой «мягкой силы», направленную на постепенное изменение государственного строя и ослабление потенциала стран. USAID распределяет бюджетные деньги не самостоятельно - для этого у него есть ряд структур, самой яркой из которых является Национальный фонд в поддержку демократии (NED).

НКО действуют не только в России. Так, Джордж Сорос - основатель некоммерческого фонда «Свободное общество» признался, что принимал активное участие в финансировании сил, свергнувших на Украине законного президента. Украинское отделение Фонда Сороса существовало на протяжении многих лет, снабжая деньгами некоммерческие организации, под вывеской которых прятались разного рода деструктивные сообщества. При этом Сорос действовал рука об руку с USAID и NED.

Благодаря своим подконтрольным некоммерческим организациям, USAID, NED, IRI и другие структуры, реализующие политику «мягкой силы», совершили ряд «цветных революций» - в Сербии, Грузии, на Украине и в других странах.

Безусловно, существуют и конструктивные некоммерческие организации, усилия которых действительно направлены на решение ряда социальных вопросов, борьбу с произволом чиновников, бюрократией, болезнями, низким уровнем жизни и т.д. Но большинство современных НКО, которые существуют, благодаря грантам, получаемым от иностранных фондов, на деле представляют собой структуры, созданные для манипуляции общественным мнением и продавливания антигосударственных решений. Именно поэтому в России финансируемые из-за границы и занимающиеся политикой НКО теперь должны добровольно признавать статус иностранных агентов.

Система выборов в России , как и в любом другом демократическом государстве, является важнейшим элементом политической системы. Она регламентируется избирательным правом – сводом норм, законов, обязательных для исполнения всеми субъектами Российской Федерации. Избирательная система отражает принципы и условия формирования государственных органов, а также устанавливает порядок и организацию процесса выборов прямые , всеобщие выборы, осуществляемые тайным голосованием. Оно призвано обеспечить свободу предвыборной агитации и равные права всех кандидатов, участвующих в . При проведении избирательной компании.Особенностью выборного процесса России является смешанный принцип системы представительства. В ней используется как мажоритарный, так и пропорциональный способ выдвижения кандидатов. При мажоритарном подходе один от одного избирательного округа абсолютным или относительным большинством голосов. Но в этом случае меньшинство не имеет своего представительства в органах власти.Использование пропорциональной схемы позволяет меньшинству получать места в и иметь представительство адекватное численности этого меньшинства. При ней устанавливается соответствие между количеством голосов, отданных за ту или иную партию, и количеством мест, которые представители этой партии получат в парламенте. Существенным недостатком этой системы является то, что теряется связь между электоратом и конкретным депутатом, представителем победившей в выборах партии.Пропорциональная прекрасно зарекомендовала себя в тех , где существует давно сформировавшаяся многопартийная система. Поскольку в России этот процесс еще не завершен и новые партии постоянно возникают на политическом поле, в последнее время идет речь о том, чтобы пока остановиться на выборов .

Политическая система общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность таких институтов, как государственные органы, политические партии, движения, общественные организации, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Понятие "политическая система " показывает, каким образом происходит регулирование политических процессов, формирование и функционирование политической власти. Это понятие используется для характеристики взаимоотношений между государством и обществом, между различными социальными субъектами на негосударственном уровне.

Благодаря деятельности политических институтов и структур, выполнению людьми политических ролей "управляющих и управляемых" политическая система оказывает воздействие на различные стороны жизни общества. Политическая система регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.

По определению американского политолога Г. Алмонда, политическая система включает социальные и экономические структуры, исторические традиции и ценности общества, культурный контекст его развития. "Система" в политологии означает: взаимосвязи, действия и структуры, влияющие на процесс принятия и осуществления политических решений.

Любая общественная система представляет собой целостное, упорядоченное множестве элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Категория "политическая система" позволяет понять политические интересы классов, социальных групп, наций, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений.

Важнейший элемент политической системы общества -- государство. Справедливым остается высказанное Ф. Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» утверждение о том, что признаками любого государства являются наличие аппарата власти, территории и налогов.

Что же такое государство? По Аристотелю государство возникает из сознания общей пользы и создается преимущественно для того, чтобы жить счастливо. Т. Гоббс, напротив, видел в основе государства дисциплину страха и назвал государством лицо, индивидуальное или коллективное, возникшее в силу договора множества людей с тем, чтобы это лицо обеспечивало им мир и всеобщую защиту. Близких взглядов придерживался Б. Спиноза!". Г. Гегель видел начало государства в насилии2, Ф. Энгельс и В.И. Ленин видели в нем орудие, машину для эксплуатации и подавления одного класса другимЗ М. Вебер называет государством отношения господства одних людей над другими, опирающееся на легитимное (считающееся законным) насилие.2

Классовый подход к проблеме государства был ведущим в советской общественной науке. Так, краткий словарь по социологии предлагает определение, согласно которому государство есть совокупность взаимосвязанных друг с другом учреждений и организаций, осуществляющих управление обществом в интересах определенных классов, подавляя классовых противников

В рамках современного подхода к проблеме под государством понимается «основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой властью политики»4".

Государство отличается от других социальных институтов:

  • * обязательным наличием социально-классовой основы правящих сил в лице социальных групп, политических партий, общественных движений и т. д.;
  • * наличием специального аппарата власти, представленного центральными и периферийными органами:
  • * монополией на внеэкономическое принуждение;
  • * наличием государственной территории;
  • * суверенным правом издания законов, обязательных для граждан, проведения внутренней и внешней политики;
  • * исключительным правом собирать налоги, выпускать денежные знаки, проводить бюджетную политику и т.д.

Вопрос о происхождении государства и его роли в жизни общества имеет большое теоретическое и научно-практическое значение.

Материалистическое понимание истории традиционно видит в государстве надстройку над экономическим базисом и связывает его возникновение с результатами общественного разделения труда, появлением частной собственности и расколом общества на классы. Исследуя данный вопрос, Ф. Энгельс писал, что в условиях появления частной собственности, непрерывно ускоряющегося накопления богатств «недоставало учреждения, которое увековечило бы не только начинающееся разделение общества на классы, но и право имущего класса на эксплуатацию неимущего и господство первого над последним. И такое учреждение появилось. Было изобретено государство»5

Ныне доступный ученым конкретно-исторический материал позволяет углубить и уточнить прежние взгляды на возникновение государства. И здесь мы сталкиваемся с проблемой так называемого «азиатского способа производства». Эта формулировка принадлежит К. Марксу. Сопоставляя особенности развития производительных сил в Европе и на Востоке, К. Маркс обратил внимание на отсутствие в ряде восточных стран частной собственности: непосредственным производителям в лице сельских общин противостоят не частные собственники, а государство жесткий централизованный контроль со стороны государства отразился на особенностях функционирования социальной структуры и политических отношений в этих странах. Власть, например наместника, открывала доступ к привилегиям, избыточному продукту и роскоши. Однако терявший ее, по воле деспота, чаще всего терял не только достаток, но и жизнь. В таком же положении находилось и многочисленное купечество, не заинтересованное в расширенном воспроизводстве и предпочитавшее проживать получаемую прибыль. Иными словами, частная собственность была таковой только условно и предпринимательство в экономической сфере не приветствовалось. Административный аппарат контролировал большую часть экономики, подавляющее число крестьян оставались государственными.

Особая роль государства на Востоке обусловила слабость отдельного индивида, его подавление коллективом и одновременно повышение роли корпоративных структур типа кланов, каст, сект, землячеств, сельских общин и т.д., включавших как бедных, так и богатых. Их главной целью было защитить своих членов от государственного деспотизма. Корпоративные связи, закрепленные традициями, сглаживали социальный антагонизм, порождали отношения патернализма и придавали устойчивость сложившейся социальной структуре. Консерватизм корпоративных связей способствовал политической стабильности даже в случаях смены династий, например, в средневековой Индии.

Советский востоковед Л. С. Васильев в работе «Проблемы генезиса китайского государства» специально исследовал проблему становления государственной власти в условиях азиатского способа производства. На основе кропотливого анализа обширного конкретно-исторического материала он пришел к выводу, что в данном случае государство возникает до классов как результат объективной потребности в решении крупномасштабных экономических проблем, в частности, связанных с ирригацией, строительством стратегических дорог и т.д.6

Знакомство с историей возникновения государства во многом способствует уяснению вопроса о его функциях. Марксистский подход к этой проблеме является сугубо классовым: главная функция государства -- защита интересов правящих классов. Все остальные функции как внешние, так И внутренние подчинены этой главной. Отсюда следует, во-первых, что государство может быть надклассовой структурой только в виде исключения, когда борющиеся классы достигают такого равновесия сил, что государственная власть получает известную самостоятельность по отношению к ним7". Во-вторых, предполагается, что переход политической власти в руки рабочего класса и беднейшего крестьянства со временем приведет к отмиранию государства

Современное государство выполняет целый ряд разнообразных функций:

  • * защиты существующего государственного строя;
  • * поддержания в обществе стабильности и порядка;
  • * предотвращения и устранения социально-опасных конфликтов;
  • * регулирования экономики;
  • * проведения внутренней политики во всех ее аспектах -- социальной, культурной, научной, образовательной, национальной, экологической и т.д.
  • * защиты интересов государства на международной арене;
  • * обороны страны и др.

Особый интерес представляет сегодня вопрос о роли государства в регулировании экономических отношений. В условиях отсутствия частной собственности (азиатский способ производства, административно-командная система) эта роль проста и понятна -- прямое директивное руководство, а в развитых формах -- на основе детальных планов. Иная, более сложная картина складывается в условиях развитых рыночных отношений. С одной стороны, чем сильнее вмешательство государства, даже если оно носит косвенный характер, например, через хозяйственное законодательство и налоги, тем ниже уровень предпринимательского интереса, меньше желания рисковать капиталом. С другой стороны, вмешательство государства в экономические процессы на уровне общества в целом, безусловно, необходимо для решения проблем тех нического перевооружения производства, правильной структур ной политики, финансового оздоровления экономики и т.д Большое значение имеет и выполнение государством других, пе речисленных выше функций.

Важное значение имеет решение таких проблем политический жизни общества, как государственное устройство, форма правления и политический режим.

* Вопрос о государственном устройстве связан прежде всего с распределением законодательной власти между центром и периферией. Если законодательные функции всецело принадлежат центру, государство считается унитарным, но если территориальные единицы вправе принимать свои законы, государство является федеративным. Федерация позволяет преодолеть противоречие между стремлением центра к господству, а территориальных единиц -- к сепаратизму.

Форма правления связана с характером осуществления государственной власти, будь то монархия или республика. Если монархия предполагает сосредоточение всей власти в руках одного человека, представляющего правящую династию, причем власть, как правило, передается по наследству, то республиканское правление означает признание суверенного права на власть народа, избранных им представительных органов.

Вопрос о том, какая форма правления лучше, -- республика или монархия, является во многом риторическим. Опыт современной Европы показывает, что многие развитые и политически стабильные страны являются монархиями. Американский исследователь С. Липсет обращает внимание на медиативную, т. е. примиряющую роль монархии по отношению ко всем слоям современного общества.

В тех же странах, -- подчеркивает он, где в результате революции монархия была свергнута и упорядоченное правопреемство оказалось нарушенным, пришедшие на смену монархии республиканские режимы оказались неспособными обрести законность в глазах всех важных слоев населения вплоть до пятого послереволюционного поколения или того позже»".

Иными словами, монарх выполняет роль нравственного арбитра, выступает в глазах подданных гарантом национальных интересов. В то же время в ряде стран республиканская форма государственного правления функционирует достаточно успешно.

Под политическим режимом обычно понимается совокупность средств и методов осуществления государственной власти. Можно выделить такие политические режимы, как тоталитаризм, авторитаризм, либерализм и демократия. Особый интерес представляют сегодня тоталитаризм и демократия.

Тоталитаризм (от лат. totalis) -- государственный строй, отличительной особенностью которого является контроль над всеми сторонами жизни общества -- политической, экономической и духовной. Без внимания не остаются даже мысли граждан, о чем свидетельствует появление термина «инакомыслящий». Тоталитаризм -- это как бы деспотизм XX века. Жестокие режимы были и раньше, но тоталитаризм -- явление относительно новое. Это объясняется тем обстоятельством, что полный контроль над гражданами стал возможен только с появлением таких средств массовой коммуникации, как пресса, радио и телевидение.Тоталитарный политический режим ставит отдельного индивида в более бесправное положение, чем в условиях восточной деспотии; он остается как бы один на один с государственной машиной и подчиняется ей.

Признаками тоталитарного режима являются: жесткая пирамидальная структура власти (можно сказать, что обществом управляют как организацией, в которой обратные связи отсутствуют), массовый террор, постоянный поиск внутренних и внешних врагов, ликвидация горизонтальных структур в обществе. И, наконец, господство официальной идеологии, навязываемой правящим режимом.

Психологические корни тоталитаризма исследованы, в частности, 3. Фрейдом в работе «Массовая психология и анализ человеческого Я». Тоталитаризм не просто опирается на согласие масс к повиновению. Он формирует особую психологию, свой стиль мышления, для которого характерны культ власти, неуважение к правам человека, поиск простых решений, дихотомическое мышление и т. д.

Противоположность тоталитаризму -- демократия (от греч. emos -- народ и cratos -- власть). Посвоему происхождению этр сугубо европейский феномен. Она возникла в Древней Грецией выражала интересы достаточно многочисленного строя свободах собственников. Отношение к ней в истории социально-философской мысли с самого начала не было однозначным. Неодобрительно относился к ней Платон, сдержанно -- Аристотель. Развитие рыночных отношений в Новое время поставило на повестку дня вопрос о государственном устройстве, при котором права собственников -- буржуа были бы защищены от произвола властей. Дж. Локк и Ш. Монтескье, разрабатывая концепцию прав человека на основе теории общественного договора, пришли к выводу, что соблюдение законов является важнейшим гарантом политической свободы. В государстве, как считал Дж. Локк, «законодательная власть по необходимости должна быть верховной, и все остальные власти в лице каких-либо членов или частей общества проистекают из нее и подчинены ей»2. Развивая идеи Локка, Ш. Монтескье утверждал, что верховенство права может быть обеспечено только разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную, с тем чтобы они «могли бы взаимно сдерживать друг друга». Напротив, их соединение в одних руках порождает произвол.

Не останавливаясь подробно на проблеме демократических прав и свобод, демократических процедурах осуществления власти, отметим, что важнейшими предпосылками и одновременно следствием демократического политического режима выступают гражданское общество и правовое государство.

Идея гражданского общества восходит к античности, в частности, к Цицерону, заинтересовавшемуся отличием собственно гражданина от простых обывателей. В дальнейшем эта проблема разрабатывалась Т. Гоббсом, Дж. Локком, Ж.-Ж. Руссо, Г. Гегелем и К. Марксом. В современной интерпретации гражданское общество --это «общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, экономического, политического, культурного и морального статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отношения»".

В русле идей М. Вебера гражданское общество -- это познавательная абстракция, идеальный тип, весьма далекий от реальности. Но сама идея не лишена смысла. Ее суть заключается в оптимальном сочетании трех основных составляющих: власти, общества и человека. При этом предполагается, что осуществляющее власть государство будет правовым, деятельность которого основана на верховенстве закона. Иным должно стать и общество. Для него характерны развитые горизонтальные связи, наличие всевозможных союзов и ассоциаций, массовых движений, партий, стремление ограничить власть государства за счет ее децентрализации и местного самоуправления. И, наконец, совершенно особые требования предъявляются к гражданину. Граждане дисциплинированны не в силу страха, а благодаря сознательности, глубокой внутренней убежденности, добросовестно выполняют свои обязанности и ревностно защищают свои права, непримиримы к коррупции, взяточничеству и т.д. Иными словами, это люди с высоким правосознанием, нравственной, политической и правовой культурой.

Нет слов, картина получается благостная, радующая и ум, и сердце. Но во многом утопическая, так как, во-первых, в такого рода обществе все должны быть собственниками и жить в достатке. Однако есть основания сомневаться в том, что возможно богатое общество без бедных людей. По крайней мере на протяжении сознательной истории человечество не сумело обуздать страсть к наживе одних, стремление к тунеядству других и как следствие так и не удалось решить проблему бедности. Во-вторых, не ясно, как именно, каким образом превратить всех людей в законопослушных граждан.

С конца XVIII в. идея демократии в ее западноевропейском понимании подвергается критике как «справа» (Э. Берк, А. Токвиль, И. Срлоневич и др.), так и «слева» (К. Маркс, В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, «новые левые» и др.).

В воем отношении к буржуазной демократии марксизм исходит цз примата прав трудящихся. Эта демократия если и принималась, то только как удобная форма борьбы за власть с буржуазией, в рамках капиталистического общества.

Критика «справа» основана на иных методологическто принципах и постоянно эволюционирует. Если традиционные правые основывали свою критику на тезисе о невозможность подмены качества количеством -- компетентного аристократического меньшинства голосами миллионов -невежественных, по их мнению, избирателей, то в наши дни аргументация усложнилась. Либеральной (т. е. основанной на концепции прав человека) и эгалитарной (исходящей из идеи всеобщего равенства) противопоставляется так называемая органическая демократия, предполагающая опору не на индивида или массы, а на народ как целое. По мнению авторов данной концепции, именно такая форма демократии предполагает «соучастие» народа в своей политической судьбе. Вместе с тем подчеркивается, что органическая демократия требует однородности общества как основы «братства». Отсюда делается вывод, что преобладающие на Западе либерально-демократическая и тоталитарно-эгалитарная модели демократии не способны перейти к органической демократии. Иное дело -- Восток, где «коллективное бессознательное» в форме народного или национального самосознания более развито, чем на Западе, где преобладает индивидуалистическая рационалистическая психология.

Министерство образования и науки Украины

Таврический национальный университет

им. В. Вернадского

Контрольная работа

По дисциплине

«Социология»

Тема «Роль политической системы в развитии общества»

Работу выполнила

Студентка Бабенко И.В.

Работу проверил

Преподаватель ___________

_______________________

Симферополь, 2008

План
Введение

2. Влияние социума на конструирование политической системы

3. Функции политической системы в жизни общества.

4. Необходимость легитимизации политической власти

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Предметом изучения в контрольной работе является социология.

Объект изучения – влияние политической системы на жизнь общества.

Актуальность исследования очевидна. Сегодняшние процессы, происходящие в современном обществе, когда на площади городов Украины выходят люди и говорят о кризисе политической власти, о недоверии к ней не может никого оставить равнодушным. В рамках демократического государства народ пытается заявить о своем несогласии с построением такой системы общества, когда народ работает, а результаты его труда присваивает олигархическая верхушка власти.

Цель работы на основании изученной методической и периодической, учебной литературы охарактеризовать объект исследования в контрольной работе.

Для достижения поставленной цели планируется решить следующие основные задачи:

Дать определение состава и структуры политической системы;

Отразить влияние социума на конструирование политической системы;

Обозначить функции политической системы в жизни общества;

Указать на необходимость легитимизации политической власти.


1. Содержание и структура понятия «политическая система»

Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима.

Политическая система включает организацию политической власти, отношения между государством и обществом, характеризует протекание политических процессов, включающих институализацию власти, состояние политический деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, неинституциональных политических отношений.

Политическая система общества - одна из частей или подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими подсистемами: социальной, экономической, идеологической, правовой, культурной, образующими ее общественное окружение, ее общественные средства наряду с ее природным кружением и природными ресурсами (демографическими, пространственно-территориальными), а также внешнеполитическим окружением. Основное положение политической системы в структуре ее внешнего и внутреннего окружения определяется ведущей организационной и регулятивно-контрольной ролью самой политики. Политическая система общества определяется классовой природой, социальным строем, формой правления (парламентского, президентского), типом государства (монархия, республика) характером политического режима (демократического, тоталитарного, деспотического и др.), социально-политических отношений (стабильных и нестабильных, умеренно или остроконфликтных либо консенсусных т. п.), политико-правового статуса государства (конституционного, с развитыми или неразвитыми правовыми структурами), характером политико-идеологических и культурных отношений в обществе (сравнительно открытых либо закрытых с параллельными, теневыми, маргинальными структурами или без них), историческим типом государственности, исторической и национальной структурой и традициями уклада политической жизни и т. п.

Политическая система общества - управляющая обществом, должна быть жизнеспособной, чтобы не входить в длительные кризисные состояния, со стабильностью функционирования всех звеньев и подсистем. Политическая система существует в политическом пространстве общества, которое имеет территориальные пределы и функциональное, определяемое сферой действия самой политический системы и ее составных частей на разных уровнях политический организации общества.

Политическая организация общества включает распределение элементов политической системы, определение их функций и отношений с обществом. Политическая система образует так называемое политическое общество, то есть совокупность людей, общественных слоев и групп, наделенных политическими функциями, образующих политические учреждения, аппараты управления, органы власти, политические партии и движения и т. п.

Конечно же, политическая система общества - совокупность взаимодействующих сфер: институциональной (политические институты), нормативно-регулятивной (режим политический), информативно-коммуникативный (политические коммуникации) и т. п. Политические институты - разновидность социальных институтов. Каждый из политических институтов осуществляет определенный вид политической деятельности и включает социальную общность, слой, группу, специализирующихся на реализации политической деятельности по управлению обществом. Политические нормы регулируют отношения внутри политической системы общества и между ними, а также между политическими и неполитическими институтами. Материальные средства необходимые для достижения поставленных целей. В политической сфере политические институты: государство, политические партии, группы интересов самых разнообразных социальных общностей, слоев, имеющих определенные цели и требования к политической власти (профсоюзы, молодежные и женские движения, творческие союзы и объединения, этнические и религиозные общности, различные ассоциации и т. п. Группы интересов - добровольные объединения, организации, созданные для выражения и представления интересов входящих в них различных слоев общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство, стабильность и регулирование политической деятельности, сохранение идентичности политической общности даже при смене ее состава, усиливают социальные связи и внутригрупповую сплоченность, осуществляют контроль за политическим поведением и т. п.

Политические институты - важный источник социальных и политических изменений, создает многообразие каналов политической активности, формирует альтернативы социального и политического развития. Ведущим институтом политической системы, сосредоточивающим максимальную политическую власть есть государство. Государство - источник права и закона, организующее жизнь общества и деятельность самого государства и его структур в системе политических и общественных отношений. Государство, выразитель интересов и воли экономически господствующего слоя, оберегает его доминирующее положение в обществе, охраняет использования всех ресурсов: человеческих, материальных, производственных в интересах развития общества и т. п.

Государство всех времен и типов характеризуется рядом устойчивых, общеисторических признаков и функций: обязательное формирование правящих сил на той или иной социальной и классовой основе, процесс, который в современных условиях имеет тенденцию демократизации за счет политических партий, общественных движений, выборных технологий власти и т. п.); наличие политической организаций.

Политической системы, разветвленных властных структур, расширение политического пространства за пределы государственной территории; поддержание со всеми государствами взаимовыгодных отношений; удержание внутреннего мира и порядка, стабильности в обществе; регулирование социальных, классовых, национальных, экономических отношений, преследование целей блага и т. д.

В политической системе важное значение имеют политические партии, массовые общественные организации и движения, группы интересов. В демократических государствах все политические институты автономны и успешно осуществляют функции: влияют на формирование государственных и властных структур, корректируют политические цели, направляют политическое развитие общества. В авторитарных и тоталитарных обществах различные объединения и организации созданы для выражения и представлении интересов входящих в них людей. Политические партии, массовые общественные объединения строго подчинены правящей элите, их естественные функции деформированы.

Под политическим режимом понимают форму правления, отличающуюся большей мобильностью по сравнению с относительно более консервативными политическими институтами и зависящую от соотношения социально-политических сил и политической ситуации. Политический режим определяет характер борьбы за политическое лидерство (свободная конкуренция на выборах, смена руководства осуществляется кооптацией, наличие укрощенной и адаптированной к режиму оппозиции и т. п.).

Всевозможные нормы, определяющие поведение людей в политической жизни (участие их в процессах выдвижения требований, превращение требований в решения и реализация решений и т. п.), составляют нормативно-регулятивную сферу в структуре политической системы. Нормы - основные правила участия граждан во всех типах политического процесса. Нормы разделяются на два типа: нормы-законы и нормы-привычки. Установление связей между институтами политической системы, координации их действий осуществляет в структуре политической системы информационно-коммуникативная сфера и каналы передачи информации правительству (процедура слушания дел на открытых заседаниях комиссий по распределению, конфиденциальные консультации с заинтересованными организациями, объединениями и т. д.), а также средства массовой информации (печать, телевидение, радио и др.) Определенный объем знаний и информации особенно в сфере политической жизни имеет огромное значение для оценки гражданами действий и событий, происходящих в политической, экономической и социальной сфере общества. В различных системах положение, средств массовой информации различно: если в демократических обществах средства массовой информации независимы, то в тоталитарных и авторитарных они полностью подчинены правящей элите.