Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Эрудит. Интересные факты, удивительные факты, неизвестные факты в музее фактов Письма - это не только ценный текст

Невероятные факты

Безусловно, большинство писем были личного характера, поэтому неудивительно, что они открывают нам , когда мы заглядываем в них.

10. Письмо Фиделя Кастро президенту США Франклину Рузвельту

Фидель Кастро "пережил" управление США десятью президентами, большинство из которых хотели покончить с ним. Некоторые даже пытались. Однако, первый контакт Кастро с президентом США был очень мирным.


В 1940 году молодой ученик школы Долорес в Сантьяго, Куба, написал президенту Франклину Рузвельту. 12-летний мальчик так начал своё письмо: "Мой хороший друг Рузвельт".


Затем он поприветствовал президента и сказал ему, что был в восторге, услышав по радио, что Рузвельта избрали на новый срок. Ребёнок также попросил прислать 10-долларовую банкноту, потому что он её никогда не видел.


Кастро написал, что, несмотря на свой плохой английский, он очень умный. Как выразился Фидель, "я мальчик, но я думаю очень много". В Государственный департамент письмо прибыло 27 ноября 1940 года, но Рузвельт его так никогда и не увидел. Франклин умер, так и не узнав, кто такой Фидель Кастро.

9. Письмо королевы Елизаветы II американскому президенту Эйзенхауэру


В 1957 году президент Дуайт Эйзенхауэр стал первым президентом США, который развлекал королеву Англии. Королева наслаждалась своим пребыванием и решила отплатить той же монетой, пригласив президента и его жену в Балморал, Шотландия, два года спустя.


Во время визита, казалось, президент не мог прийти в себя от непревзойдённого вкуса королевских лепёшек. Спустя пять месяцев после визита, королева написала ему письмо, в котором рассказала о собственном рецепте приготовления этих лепёшек.

К написанию письма, отправленного 24 января 1960 года, королеву вдохновило фото президента с барбекю, которое она увидела в газете. В рецепте также были полезная информация о том, как приготовить еду, чтобы накормить 16 человек.


Королева отметила, что когда за столом сидит меньше 16 человек, то количество муки и молока должно быть сокращено при приготовлении лепёшек. Она закончила письмо замечанием о том, как сильно ей и её семье понравилось проводить время в компании президента и его жены.

8. Письмо Гитлера об отпуске


1 марта 1932 года Адольф Гитлер написал письмо в штат Брансуик с просьбой об отпуске, а также чтобы ему было позволено провести свою кампанию на предстоящих выборах президента Рейха.

Письмо было написано спустя 4 дня после того, как он официально стал немецким гражданином. Изначально Гитлер был гражданином Австрии, а гражданином Германии стал после того, как его приняло на работу государство.

Гитлер проиграл выборы действующему президенту Паулю фон Гинденбургу (Paul von Hindenburg). Тем не менее, год спустя Гинденбург назначил Гитлера канцлером.

В письме много ошибок. Основное содержимое письма - это просьба Гитлера об "отпуске" до следующих выборов президента Рейха. Письмо было обнаружено лишь несколько лет назад, ожидалось, что оно будет продано с аукциона за более, чем 5000 фунтов стерлингов.

7. Письмо Альберта Эйнштейна американскому президенту Франклину Рузвельту


О письме Альберта Эйнштейна Рузвельту 1939 года говорят как об одном из наиболее значимых писем новейшей истории. В письме Альберт предостерегал президента о том, что немцы могут создать сильнейшее оружие.

Позднее сам Эйнштейн сказал, что это письмо было одной из самых больших ошибок в его жизни. Некоторые историки полагают, что письмо было написано Лео Сцилардом (Leo Szilard), а Эйнштейн лишь подписал его.


Мало, что известно о трёх других письмах, отправленных Альбертом Рузвельту. В то время, как первые два письма носили консультационный характер и в них были даны определённые предложения, то в последнем письме была просьба об одолжении.

Последнее письмо не было доставлено президенту до его смерти. Оно, возможно, также было написано Сцилардом, и в нём говорилось, что именно Сцилард был первым, кто разработал концепцию ядерного оружия.

В письме была просьба о личной встрече Сциларда и его коллег учёных с президентом с целью обсуждения этого вопроса.

Письма Гитлера

6. Письмо Ганди Адольфу Гитлеру


В 1939-1940 годах Махатма Ганди написал два письма Адольфу Гитлеру. Более популярное из двух писем, письмо "Дорогой друг", было написано в июле 1939 года. Ганди писал тогда, что Вторая Мировая война может быть предотвращена только Адольфом Гитлером.

Он обратился к фюреру с просьбой последовать его примеру ненасилия, и рассказал, как много ему удалось достичь с помощью этого метода. Известный индийский философ закончил письмо, принеся свои извинения Гитлеру в случае, если оно доставило ему какой-то дискомфорт.

Второе письмо, однако, началось с напоминанием того, что обращение к Гитлеру как к "другу" было простой формальностью. В этом письме, написанном после декабря 1940 года, Ганди сравнил нацизм Гитлера с британским империализмом, которому Индия пыталась противостоять.

Он также предупредил Гитлера, что мир другой силы позволит ему улучшить свои методы и победить врага его же собственным оружием.

В заключение Ганди отметил, что всё сказанное им касается и Муссолини.

5. Поиск работы Леонардо да Винчи


Задолго до того, как Леонардо да Винчи прославился благодаря своим картинам, он был обычным итальянцем с некоторым набором навыков. В 1482 году в возрасте 30 лет относительно неизвестный да Винчи искал работу.

Он написал напрямую герцогу Миланскому, чтобы последний подыскал ему работу . Да Винчи перечислял свои навыки в длинном письме, заявив, что мог был делать оружие для кораблей, бронированных вагонов, катапульт.


Леонардо также отметил, что может обучить герцога нескольким весьма эффективным методам нападения и защиты себя. Помимо прочего, чтобы показать себя не только как человека, заинтересованного в войне, он добавил, что умеет строить мосты и здания, делать скульптуры из глины, бронзы и мрамора.

Да Винчи закончил письмо, попросив герцога пригласить его на проверку, если у него появились сомнения относительно наличия у Леонардо каких-то обозначенных навыков.

Исторические письма

4. Письмо Малкольма Икса к Мартину Лютеру Кингу Младшему


Несмотря на то, что Малкольм Икс и Мартин Лютер Кинг боролись за одну и ту же идею, их едва можно было назвать друзьями. Пока Мартин использовал в своей борьбе ненасильственные методы, Малкольм решил пойти противоположным путём.

Точка кипения между ними случилась тогда, когда Малкольм Икс якобы назвал Кинга "Преподобный доктор куриное крыло". Икс отправил два письма Кингу, в 1963 и в 1964 годах.


Малкольм Икс

Первое письмо было просьбой Икса о присутствии и поддержке Кинга в открытом ралли. Малкольм подчеркнул, что если президент Джон Кеннеди, капиталист , и русский лидер Хрущёв, коммунист , смогли найти что-то общее, то может и они смогут.

Икс также предложил Кингу, что если последний не сможет прийти сам, то он вправе прислать своего представителя.


Мартин Лютер Кинг

Во втором письме от 30 июня 1964 года было "жесткое предложение" . В этом письме он сообщил Кингу о бедственном положении народа святого Августина. Он пригрозил, что если правительство не вмешается в ближайшее время, он будет вынужден направить некоторых из своих братьев из Куклусклана, чтобы они "использовали свои собственные лекарства".

3. Письмо Оскара Уальда "De Profundis"


Причиной напряжённых отношений между маркизом Квинсберри и его сыном лордом Альфредом Дугласом (Alfred Douglas) называют связь последнего с Оскаром Уальдом, который впоследствии провёл два года в тюрьме после того, как был признан виновным в грубом совращении.

Находясь в тюрьме, Оскар написал письмо Дугласу. Письмо было опубликовано в качестве эссе под названием "De Profundis" ("Из глубин"). Оно было отражением предательства Дугласа и сожалений Уальда.


Уальд писал, что чувствует себя брошенным после того, как Дуглас дал огласку личным письмам и стихам, которые Оскар написал для него. Писатель также говорил, что Дуглас толкнул его в обреченность, используя его слабость.

Почему Кубрик не ответил на письмо восхищения от Куросавы?

Стэнли Кубрик отличался заметной скрупулёзностью в режиссуре и всегда требовал снимать большое количество дублей одной сцены. Его ассистент Энтони Фрюин рассказал о полученном Кубриком в конце 1990-х письме восхищения от Акиры Куросавы. Кубрик и сам был большим поклонником и последователем японца, поэтому очень долго думал над правильным ответом, исписав множество черновиков. А когда письмо было, наконец, готово, пришло известие, что Куросава умер.

Откуда Ильф и Петров взяли фразу «Графиня изменившимся лицом бежит пруду»?

В ноябре 1910 года Лев Толстой решил в очередной раз отправиться в путешествие по России, но простудился в поезде и был вынужден сойти на станции Астапово, где через неделю скончался от воспаления лёгких. Находясь на станции, Толстой отправил письмо своей жене - эту и все другие подробности последних дней графа узнавали прибывшие сюда же журналисты. Один из них, Николай Эфрос, послал телеграфом в газету «Речь» репортаж о том, как графиня в Ясной Поляне получила письмо и решила утопиться. Среди прочего в репортаже были строки: «не дочитав письма, ошеломленная бросилась сад пруду; увидавший повар побежал дом сказать: графиня изменившими лицом бежит пруду». Последнюю фразу в книге «Смерть Толстого» прочёл Илья Ильф и использовал как текст одной из телеграмм для Корейко от Остапа Бендера.

По какому показателю российская почтовая служба занимает одно из последних мест в мире?

Один из самых цитируемых экономистов мира американец Андрей Шлейфер в 2012 году представил результаты экспериментального исследования работы почтовых служб различных государств. Шлейфер вместе с коллегами отправил по 2 письма в 5 крупнейших городов каждой из 159 стран, подписавших международные почтовые соглашения, которые обязывают доставлять письма с адресами на латинице и возвращать их отправителю, если доставить не удалось. В адресах на конвертах специально допускались ошибки, поэтому в идеале все письма должны были вернуться назад. В итоге 100% показатель возврата был зафиксирован у почтовых служб 10 государств, среди которых США, Канада, Финляндия, Норвегия, Чехия. А Россия вместе с такими странами, как Нигерия, Таджикистан и Камбоджа, попала в группу аутсайдеров - из этих государств не вернулось ни одного письма.

В какой стране находится дуб, который имеет свой почтовый адрес?

В конце 19 века один немецкий лесник запретил своей дочери видеться с ухажёром. Парочка стала обмениваться любовными записками через дупло дуба, и вскоре лесник, видя тщетность своего запрета, разрешил молодым людям пожениться, причём свадьбу отмечали под этим деревом. С течением времени народная молва разнесла новости о дубе, в который стали присылать письма желающие найти свою вторую половинку люди сначала из Германии, а потом и других стран мира. Дерево даже обзавелось официальным почтовым адресом: Bräutigamseiche, Dodauer Forst, 23701 Eutin, и любой желающий может прочитать все послания, которые в него приносит почтальон, а затем ответить на них. За всё время существования этой службы знакомств было заключено более 100 браков.

Зачем в Англии 19 века писали письма, исписывая листок вдоль и поперёк?

В 19 веке в Англии тариф на почтовое отправление рассчитывался из количества листов бумаги. Поэтому письма ради экономии часто слали без конвертов - адрес получателя писали на свёрнутом листке. А чтобы уместить больше текста, часто прибегали к так называемому пересечённому письму, когда при достижении конца страницы её поворачивали на 90° и писали новые строки поперёк написанных.

Почему Черчилль однажды принял письмо Рузвельта за типографский документ?

Обычно пишущие машинки имеют моноширинный шрифт (когда все символы одной ширины). В 1944 году IBM выпустила пишущую машинку с пропорциональным шрифтом под названием Executive и преподнесла первый экземпляр президенту Рузвельту. Люди, привыкшие к моноширинному машинописному тексту, принимали напечатанное на Executive за документы, изготовленные типографским способом. Черчилль, получив от Рузвельта первое подобное письмо, ответил: «Хотя наша переписка и важна, нет нужды печатать её в типографии».

Метки : ,

Соединить два важнейших изобретения человечества - речь и письмо - оказалось не так уж просто. Ведь письмо - не только определенное количество знаков, выражающих определенную мысль. Письмо должно содержать и содержание послания, и возможность для другого прочесть, произнести его. Однако люди той поры, когда появились первые рисунки (10-20 тыс. лет назад) пока еще неспособны были разделить речь на фразы, предложения на слова, слова на звуки. В то время как язык человека выражает грамматику, словарь, синтаксические связи слов, попытки отразить что-либо в рисунках могло выражать только смысл самого события.

Вот почему основной задачей человека стало соединить изображаемые символы с устной речью. До того, как люди научились это делать, "письменность" фактически представляла собой лишь набор мнемонических символов - они позволяли читателю понять, в чем дело, но не отражали собственно речь, особенности языка. Пока еще каждый художник, кусочком угля изображавший на стене сцену охоты, по-своему рисовал дерево, зверя, траву. Однако постепенно сообщество вырабатывало свои нормы отражения общеизвестных предметов: к примеру, солнце могло быть изображено как круг с точкой посредине, и все члены племени знали, что это именно небесное светило. Этот символ закрепился в качестве изображения понятия "солнца". Аналогичная фиксация символов постепенно происходит с такими наиболее важными для доисторического человека понятиями, как "мужчина", "женщина", "вода", "огонь", "бежать" и т.п. Так появилась первая система письменности - пиктографическое, или рисуночное, письмо.

1. Пиктографическое письмо.

Некоторые племена американских индейцев вплоть до 19 века писали с помощью пиктограмм: сложные, тщательно прорисованные символы изображали понятия и целые истории посредством простого визуального сходства. Вот, например, некоторые из таких пиктограмм, записанные племенем делаваров, в том "прочтении", какое имели в виду сами авторы:

1. "Некоторые были съедены множеством больших рыб".
2. "Женщина-луна с лодкой помогла. "Приди!" Она пришла, она пришла и помогла всем."
3. "Нанабуш, прадед всех, прадед людей, предок племени Черепаха."

Очевидно, многие древние цивилизации пользовались пиктограммами для письма - это наиболее простая форма для необходимых хозяйственных или монументальных записей. Пиктограммы всегда ясны даже для относительно неграмотного читателя, и легки для изображения. В этой свзяи ученые полагают, что пиктография зародилась независимо в нескольких регионах мира приблизительно в одно и то же время. Первые из известных систем пиктографии были созданы ок. 3000 г. до н.э. египтянами в северо-западной Африке и шумерами в южном Двуречье.

Уже на самых ранних египетских надписях, датируемых 2900-2800 гг. до н.э. ясно видны принципы системы письма. Каждый символ представляет собой небольшое изображение, необходимым свойством которого было сходство с изображаемым объектом. Практически аналогичен и принцип шумерских пиктограмм, предшественников знаменитой клинописи Двуречья

Однако недостатки пиктографического письма стали сразу же видны человеку. Прежде всего, изображение даже короткой истории требовало долгого времени, так как каждый символ приходилось тщательно прорисовывать. Более того, если пиктограммы могли изображать предметы, то как изобразить цвета, абстрактные понятия, местоимения, личные имена? С глаголами еще можно было со скрипом разобраться: египтяне рисовали человека с плугом для обозначения действия "пахать" или глаз со слезами для "плакать". Но как нарисовать такие слова, как "большой", "север", "злость", "стоять"?

И вот именно на этом этапе человек впервые в истории вынужден был соединить устную и письменную речь в единую систему. В древнеегипетском языке слова "ласточка" и "большой" звучат одинаково: wr . Не имея других возможностей нарисовать слово "большой", египтяне начали рисовать взамен него пиктограмму "ласточка". Выход был найден: вскоре уже писцы смогли записывать множество абстрактных понятий. Письмо обретало реальный смысл.

Одновременно в истории письма происходит другая революция. Теперь, когда писцы могли записывать связные тексты, им требовалось слишком много времени для этого. Появилась и стала все более усиливаться тенденция к упрощению символов, с тем чтобы сделать их написание более удобным и легким, а также чтобы адаптировать пиктограммы к материалу, на котором их изображали. Такие упрощенные пиктограммы, став общеупотребительными, были понятны и писцам, и читателям документов. А в тот момент, когда форма символа вовсе перестала напоминать рисунок, превратившись лишь в сочетание черт, человеческая письменность перешла на новую стадию.

2. Иероглифическое письмо.

Иероглифы обозначают слова. Древние иероглифические системы построены по единым принципам - будь то древнеегипетские, китайские или иероглифы майя в Америке. Также однотипны и источники происхождения иероглифов - везде они стали результатом развития пиктограмм. Важнейшими отличиями более прогрессивного иероглифического письма стали упрощенная, стилизованная форма символов и их меньшее количество.

Иероглифы обычно подразделяются на три группы. Первая группа - это логограммы, или идеограммы, т.е. знаки, обозначающие понятия, будь то предмет или действие: "голова", "идти", "меч" и т.д.

Вторая включает символы, базирующиеся на фонетическом принципе: как, например, уже упоминавшийся знак "ласточка" для обозначения прилагательного "большой". Такие фонограммы существовали в древнеегипетском, шумерском, китайском письме. Абстрактные понятия, многие глаголы, прилагательные, географические и собственные имена всегда обозначаются фонограммами.

Третья группа символов - это детерминативы: знаки, помогающие читателю определить значение последующего или предшествующего слова еще до его звукового прочтения. Например, в шумерской клинописи перед мужскими именами всегда ставился детерминатив в виде вертикальной черты. Отдельные детерминативы употреблялись перед именами царей, цариц, названиями городов, стран, рек и пр. Сегодняшние китайские иероглифы имют похожее явление: символ со значением "дерево" присутствует в составе множества иероглифов, обозначающих деревянные предметы или виды деревьев; знак "вода" есть во многих иероглифах, имеющий "водную" тематику - напр., "ручей", "лед". В древнеегипетском письме детерминативы были также многочисленны и следовали за словом.

Иероглифика заставляет людей запоминать сотни и даже тысячи знаков: в древнем Китае их было более 50 тысяч. Вполне естественно, что люди стремились, во-первых, сократить их количество, и во-вторых, упростить начертания. В условиях, когда грамотными становилось все большее количество людей, логограммы постепенно теряли надобность, а фонетические знаки, напротив, множились. Например, в поздней ассирийской клинописи, наследнице клинописи шумеров, название города Арбела писалось как (город)Arba"ilu , в составе этого слова были детерминатив "город", знак "четыре" (читается arbau ) и знак ilu "бог". Система письма "один символ - одно слово" постепенно транформировалось в систему "один символ - один слог".

3. Слоговое письмо.

Письменность, состоящая из слоговых знаков, стала для человечества важным шагом вперед по сравнению с иероглификой. Прежде всего, в письме стало гораздо меньше знаков - обычно от 30 до 100 (в эфиопском слоговом алфавите их 182). Ни один из них не отражает объектов, а потому их написание довольно просто и состоит из простых линий и точек.

Классические примеры слоговых видов письма включают кипрский силлабарий (1200-400 до н.э.), древнеперсидский клинописный шрифт (500-300 до н.э.). Большинство современных алфавитов Индии и Юго-Восточной Азии также имеют слоговой характер. Обычно слоговые знаки состоят из сочетания "согласный+гласный" либо из одного гласного, т.е. написаны могут быть только открытые слоги. Фонетика некоторых языков Азии очень хорошо подходит для такого рода письма - например, японского, в котором слова почти всегда состоят из открытых слогов. С другой стороны, многие языки совершенно не соответствуют этому принципу, как, к примеру, языки индоевропейской семьи. Тексты микенских греков используют линейное письмо Б и хорошо показывают, как деформируется язык слоговой письменностью. Греческое слово anthropos можно было записать лишь как a-to-ro-po-se .

4. Алфавит.

В поиске более удобного способа выражения особенностей своего языка люди пошли дальше в развитии письма. Очередная, последняя революция в истории письма произошла с изобретением около 1100 г. до н.э. в Палестине западносемитского алфавита. Самой характерной его разновидностью является финикийский алфавит, предок всех существующих сегодня в Европе видов письменности: латинского шрифта, кириллицы, греческого алфавита.

Принцип алфавита настолько прост, что кажется удивительным, почему люди не додумались до этого раньше: каждому знаку соответствует один звук. Таким образом, письменность стала абсолютно четко передавать произношение. Правда, в самом финикийском алфавите на письме обозначались только согласные, а гласные опускались. Но все равно - для человека гораздо читать тексты с набором из 22 символов, чем учить коллекции иероглифов из 2000 штук. Никаких детерминативов также оказалось не нужно.

Каждая буква финикийского алфавита имела свое имя: алеф, бет, гимел, далет, зайин и т.д. Порядок букв в алфавите был строго зафиксирован. Современные алфавиты мало что добавили к этой системе. Греки добавили букв для гласных звуков и сделали таким образом алфавит практически совершенным. Более поздник системы письма - латинская, кириллическая, руническая - просто повторили идею алфавита, ничего нового в нее не добавив.

Является ли алфавит лучшей и наиболее удачной системой письма для человечества? Во всяком случае, с исторической точки зрения он кажется наиболее прогрессивным видом письма. Во всем мире (за исключением консервативного Китая) иероглифические системы постепенно сменились слоговыми или алфавитными видами письма. Попытки человечества придумать новые виды письменности лишь повторяют основные описанные здесь стадии.

Интересно, что сегодня развитие письма идет в любопытном направлении. В случае, когда нужно выразить некую идею для представителей любого языка, мы снова возвращаемся к пиктограммам. Чем же иначе являются знаки дорожного движения, значки на ярлыках одежды ("не гладить", "стирать при 30 градусах" и т.д.) или знаки в международном аэропорту? Потребность в международном общении диктует необходимость в возвращении к идеографическому письму. Но слава богу, все-таки не всегда к рисуночному. Все мы знаем, что обозначает значок $. Это идеограмма, символ, а не прямое изображение доллара.

Нет сомнений, что развитие человеческой письменности будет идти дальше. Нет сомнений, что эта история не закончилась - она еще представит нашему вниманию много интереснейших явлений.

Информация с сайта "Языкознание".
Адрес сайта: http://language.babaev.net/index.html

Происхождение письменности

Информация с сайта, посвященного русскому письму.
Автор сайта: Сергей Владимирович Кузнецов.
Адрес сайта:

История писем: интересные факты РАСЦВЕТ ЭПИСТОЛЯРНОГО ЖАНРА Письма долгие века оставались единственной связью между людьми на расстоянии. Листку бумаги люди доверяли свои самые сокровенные чувства и мысли. Именно переписка стала неиссякаемым кладезем информации для историков. Хороший слог и стиль ценились в те времена весьма высоко. Недаром многие первоначально писали черновик письма, и лишь потом переписывали набело - без помарок и с правками. Н.И. Греч «Учебная книга Российской словесности»: «Письма в точном значении слова, суть разговоры или беседы с отсутствующими. Они заступают место из устного разговора, но заключают в себе речи одного только лица. При сочинении писем должно следовать правилу: пиши так, как стал бы говорить в сем случае, но говори правильно, связно и приятно». Неудивительно, что в литературе XVII-XIX века вовсю применялся эпистолярный жанр, когда сюжет того или иного романа строился исключительно на переписке персонажей или персонажа. Жан Оноре Фрагонар «Любовное письмо» Сюда относится и знаменитый роман Ш. де Лакло «Опасные связи» (1782), построенный на переписке двух закоренелых интриганов, развратников и циников - де Вальмона и госпожи де Мертей. Кстати, в предисловии писатель пытается убедить читателя, что письма подлинные, а он их только отредактировал. И. В. Гете на достоверность своих «Страданий юного Вертера» не претендовал. Тем не менее, этот роман в письмах о трагической любви героя, который в итоге кончает с собой, имел вполне реальные последствия. Желая подражать романтическому герою, немало молодых читателей "Вертера" начали... добровольно расставаться с жизнью. В эпистолярном жанре написан и первый роман Ф. Достоевского "Бедные люди" (1845). Ведь, действительно, что лучше переписки может изобразить психологические нюансы героев, которые так любил исследовать Фёдор Михайлович... А. С. Пушкин "Роман в письмах": "Л и з а - С а ш е...Пиши ко мне как можно чаще и как можно более - ты не можешь вообразить, что значит ожидание почтового дня в деревне. Ожидание бала не может с ним равняться". ПИСЬМА ПО ШАБЛОНУ Для тех, кому не хватало собственных мыслей и стиля, выпускались специальные "письмовики" - книги с образцами самых разных письменных посланий - от просьб и жалоб к начальству до любовных объяснений и поздравлений. Вот лишь некоторые из особо забавных видов писем, упомянутых в "Письмовиках": "Письма увещательные", "Письма повелительные", "Письма, содержащие простую учтивость", "Письма, в коих содержится искание дружбы или приязни", "Письма, когда нужно писать к кому-нибудь в первый раз" и даже "Письма остроумные"... Впрочем, нынешние открытки с уже напечатанными поздравлениями выглядят ещё хуже, и всегда казались мне дурным тоном. Ян Вермеер "Дама в голубом, читающая письмо". ПИСЬМА - ЭТО НЕ ТОЛЬКО ЦЕННЫЙ ТЕКСТ... Иногда слов казалось мало и для усиления эмоционального эффекта письма украшали монограммами, скрепляли поцелуями, душили парфюмерией, писали на бумаге разного цвета. В Англии в конце XIX века даже было такое забавное модное поверие: в определённый день недели письма писали на бумаге определённого цвета. Так за понедельником закрепили цвет морской волны, за вторником - бледно-розовый, за средой - серый, за четвергом - светло-голубой, за пятницей - серебристый, за субботой - жёлтый, и только в воскресенье писали на традиционной белой бумаге. "ЧЁРНЫЙ КАБИНЕТ" "Я не люблю, когда читают письма, заглядывая мне через плечо..." - пел когда-то Владимир Высоцкий. Но чем бы не запечатывали отправители свои письма, всегда находились желающие нарушить тайну переписки. Прежде всего, это, конечно, касалось правителей, желающих вычислить - а не пишет ли кто-нибудь что-то крамольное? Подобным грешили и Ришелье, и Наполеон, и даже Александр Македонский. Говорят, последний специально заставил своих солдат писать письма домой, чтобы после читать их и определять умонастроение и степень лояльности подчинённых. Что касается Наполеона, то он пошёл дальше - создал целый отдел контроля за перепиской, который прозвали "чёрным кабинетом". Некоего Ногелера император сделал генерал-почтмейстером - исключительно за талант незаметно распечатывать чужие письма. Тут можно вспомнить и случай из жизни Анны Ахматовой. Когда одно заграничное письмо шло к советской поэтессе целых два месяца, кто-то пошутил, что, наверное, оно шло пешком. На что Ахматова тут же добавила: "И ещё неизвестно, с кем под ручку". ВДОЛЬ и ПОПЕРЁК Стоимость почтовой пересылки письма зависела от его веса. Поэтому в старые времена (вплоть до конца XIX века) многие люди пытались сэкономить на количестве бумаги. Исписав листок до конца, они разворачивали его на 90 градусов и продолжали писать - перпендикулярно уже имеющемуся тексту. Наиболее экономные умудрялись добавить текст ещё и под углом 45 градусов, а наиболее изобретательные пользовались при каждом повороте другими чернилами, чтобы сделать строчки разборчивее. Вдоль и поперек Именно эту дурную привычку порицал автор "Алисы в Стране Чудес" и фанат эпистолярного жанра - Льюис Кэрролл. В своём трактате "Восемь или девять мудрых слов о том, как писать письма" он писал: «...если вы исписали весь лист бумаги до конца и вам есть что сказать ещё, возьмите ещё один лист, целый, или обрывок - по потребности, но не пишите поперёк уже написанного!». АДРЕСА Помните, хрестоматийного мальчонку Ваньку Жукова из рассказа А. Чехова, который бесхитростно написал на конверте письма адрес "На деревню к дедушке"? Т. Гапоненко Иллюстрация к рассказу А. Чехова Ванька Так вот в старые времена странные адреса были далеко не литературным вымыслом. До появления нумерации домов почтальонам (да и отправителям) приходилось несладко. Чтобы письмо попало в нужные руки, адрес следовало указывать со всеми подробностями - такой-то этаж, поворот направо и т.п. Н. Гоголь "Ревизор": «К о р о б к и н (читает адрес). Его благородию, милостивому государю, Ивану Васильевичу Тряпичкину, в Санкт-Петербурге, в Почтамскую улицу, в доме под нумером девяносто седьмым, повороты на двор, в третьем этаже направо. Ну, не адрес, а какой-то "репримант"!» Были адреса и похлеще. Например, «Доставить на улицу, куда выходит крыло церкви в конце Ломбард Стрит». Или «Отдати си грамотку на Москве на Новгородском подворье Сафеского дому стряпчему Богдану Неёлову, а ему пожаловать отдать, не задержав и не по рукам Федоту Тихановичу». ЗАЧЕМ СЕГОДНЯ ПИСАТЬ ПИСЬМА Я прекрасно понимаю, что прогресс не остановить. Телефоны, электронная почта и социальные сети давно уже вытеснили из массового обихода бумажные письма. Казалось бы, какая разница - набрано ли письмо на компьютере или написано на листе? Но электронное письмо всё-таки теряет то неуловимое ощущение подлинности и тепла, которым обладает написанное от руки. Ведь ещё в старые времена печатать личные письма на печатной машинке считалось неприличным. А. Лактионов Письмо с фронта Кроме того, до появления электронной почты письма доходили далеко не мгновенно. Поэтому писали их более вдумчиво и обстоятельно, учились хоть как-то излагать свои мысли, а значит, и упорядочивать эти мысли в голове. По старой переписке можно было легко восстановить многие события и ощутить даже сам дух времени. Впрочем, и электронные письма могли бы быть приемлемой заменой, не появись более удобные разговорные способы связи - вроде мобильника и скайпа, где можно легко трепаться ни о чём. Тем не менее, у бумажного письма до сих пор остаётся непререкаемый аргумент - его материальная сущность. Особо важные послания до сих пор считаются подлинными, если они имеют чернильную подпись или мокрую печать.

Письма долгие века оставались единственной связью между людьми на расстоянии. Листку бумаги люди доверяли свои самые сокровенные чувства и мысли. Именно переписка стала неиссякаемым кладезем информации для историков.
Хороший слог и стиль ценились в те времена весьма высоко. Недаром многие первоначально писали черновик письма, и лишь потом переписывали набело - без помарок и с правками.

Н.И. Греч «Учебная книга Российской словесности»:
«Письма в точном значении слова, суть разговоры или беседы с отсутствующими. Они заступают место из устного разговора, но заключают в себе речи одного только лица. При сочинении писем должно следовать правилу: пиши так, как стал бы говорить в сем случае, но говори правильно, связно и приятно».

Неудивительно, что в литературе XVII-XIX века вовсю применялся эпистолярный жанр , когда сюжет того или иного романа строился исключительно на переписке персонажей или персонажа.


Сюда относится и знаменитый роман Ш. де Лакло «Опасные связи» (1782), построенный на переписке двух закоренелых интриганов, развратников и циников - де Вальмона и госпожи де Мертей. Кстати, в предисловии писатель пытается убедить читателя, что письма подлинные, а он их только отредактировал.
И. В. Гете на достоверность своих «Страданий юного Вертера» не претендовал. Тем не менее, этот роман в письмах о трагической любви героя, который в итоге кончает с собой, имел вполне реальные последствия. Желая подражать романтическому герою, немало молодых читателей "Вертера" начали... добровольно расставаться с жизнью.
В эпистолярном жанре написан и первый роман Ф. Достоевского "Бедные люди" (1845). Ведь, действительно, что лучше переписки может изобразить психологические нюансы героев, которые так любил исследовать Фёдор Михайлович...

А. С. Пушкин "Роман в письмах":
"Л и з а - С а ш е
...Пиши ко мне как можно чаще и как можно более - ты не можешь вообразить, что значит ожидание почтового дня в деревне. Ожидание бала не может с ним равняться".

ПИСЬМА ПО ШАБЛОНУ

Для тех, кому не хватало собственных мыслей и стиля, выпускались специальные "письмовики" - книги с образцами самых разных письменных посланий - от просьб и жалоб к начальству до любовных объяснений и поздравлений. Вот лишь некоторые из особо забавных видов писем, упомянутых в "Письмовиках": "Письма увещательные", "Письма повелительные", "Письма, содержащие простую учтивость", "Письма, в коих содержится искание дружбы или приязни", "Письма, когда нужно писать к кому-нибудь в первый раз" и даже "Письма остроумные"...
Впрочем, нынешние открытки с уже напечатанными поздравлениями выглядят ещё хуже, и всегда казались мне дурным тоном.

ПИСЬМА - ЭТО НЕ ТОЛЬКО ЦЕННЫЙ ТЕКСТ...

Иногда слов казалось мало и для усиления эмоционального эффекта письма украшали монограммами, скрепляли поцелуями, душили парфюмерией, писали на бумаге разного цвета.
В Англии в конце XIX века даже было такое забавное модное поверие: в определённый день недели письма писали на бумаге определённого цвета. Так за понедельником закрепили цвет морской волны, за вторником - бледно-розовый, за средой - серый, за четвергом - светло-голубой, за пятницей - серебристый, за субботой - жёлтый, и только в воскресенье писали на традиционной белой бумаге.

"ЧЁРНЫЙ КАБИНЕТ"

"Я не люблю, когда читают письма , заглядывая мне через плечо..." - пел когда-то Владимир Высоцкий.
Но чем бы не запечатывали отправители свои письма, всегда находились желающие нарушить тайну переписки. Прежде всего, это, конечно, касалось правителей, желающих вычислить - а не пишет ли кто-нибудь что-то крамольное?
Подобным грешили и Ришелье, и Наполеон, и даже Александр Македонский. Говорят, последний специально заставил своих солдат писать письма домой, чтобы после читать их и определять умонастроение и степень лояльности подчинённых.
Что касается Наполеона, то он пошёл дальше - создал целый отдел контроля за перепиской, который прозвали "чёрным кабинетом". Некоего Ногелера император сделал генерал-почтмейстером - исключительно за талант незаметно распечатывать чужие письма.
Тут можно вспомнить и случай из жизни Анны Ахматовой. Когда одно заграничное письмо шло к советской поэтессе целых два месяца, кто-то пошутил, что, наверное, оно шло пешком. На что Ахматова тут же добавила: "И ещё неизвестно, с кем под ручку".

ВДОЛЬ и ПОПЕРЁК

Стоимость почтовой пересылки письма зависела от его веса. Поэтому в старые времена (вплоть до конца XIX века) многие люди пытались сэкономить на количестве бумаги. Исписав листок до конца, они разворачивали его на 90 градусов и продолжали писать - перпендикулярно уже имеющемуся тексту. Наиболее экономные умудрялись добавить текст ещё и под углом 45 градусов, а наиболее изобретательные пользовались при каждом повороте другими чернилами, чтобы сделать строчки разборчивее.

Именно эту дурную привычку порицал автор "Алисы в Стране Чудес" и фанат эпистолярного жанра - Льюис Кэрролл. В своём трактате "Восемь или девять мудрых слов о том, как писать письма" он писал: «...если вы исписали весь лист бумаги до конца и вам есть что сказать ещё, возьмите ещё один лист, целый, или обрывок - по потребности, но не пишите поперёк уже написанного!» .

АДРЕСА

Помните, хрестоматийного мальчонку Ваньку Жукова из рассказа А. Чехова, который бесхитростно написал на конверте письма адрес "На деревню к дедушке"?

Так вот в старые времена странные адреса были далеко не литературным вымыслом. До появления нумерации домов почтальонам (да и отправителям) приходилось несладко. Чтобы письмо попало в нужные руки, адрес следовало указывать со всеми подробностями - такой-то этаж, поворот направо и т.п.

Н. Гоголь "Ревизор":
«К о р о б к и н (читает адрес). Его благородию, милостивому государю, Ивану Васильевичу Тряпичкину, в Санкт-Петербурге, в Почтамскую улицу, в доме под нумером девяносто седьмым, повороты на двор, в третьем этаже направо. Ну, не адрес, а какой-то "репримант"!»

Были адреса и похлеще. Например, «Доставить на улицу, куда выходит крыло церкви в конце Ломбард Стрит» . Или «Отдати си грамотку на Москве на Новгородском подворье Сафеского дому стряпчему Богдану Неёлову, а ему пожаловать отдать, не задержав и не по рукам Федоту Тихановичу» .

ЗАЧЕМ СЕГОДНЯ ПИСАТЬ ПИСЬМА

Я прекрасно понимаю, что прогресс не остановить. Телефоны, электронная почта и социальные сети давно уже вытеснили из массового обихода бумажные письма.
Казалось бы, какая разница - набрано ли письмо на компьютере или написано на листе? Но электронное письмо всё-таки теряет то неуловимое ощущение подлинности и тепла, которым обладает написанное от руки. Ведь ещё в старые времена печатать личные письма на печатной машинке считалось неприличным.

Кроме того, до появления электронной почты письма доходили далеко не мгновенно. Поэтому писали их более вдумчиво и обстоятельно, учились хоть как-то излагать свои мысли, а значит, и упорядочивать эти мысли в голове. По старой переписке можно было легко восстановить многие события и ощутить даже сам дух времени. Впрочем, и электронные письма могли бы быть приемлемой заменой, не появись более удобные разговорные способы связи - вроде мобильника и скайпа, где можно легко трепаться ни о чём.
Тем не менее, у бумажного письма до сих пор остаётся непререкаемый аргумент - его материальная сущность. Особо важные послания до сих пор считаются подлинными, если они имеют чернильную подпись или мокрую печать.