Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Соловецкое восстание (1668–1676). Соловецкое восстание: краткая история

Причина Отказ иноков и присоединившихся к ним мирян принять «новоисправленные богослужебные книги» Итог Подавление восстания, захват Соловецкого монастыря правительственными войсками Противники Аудио, фото, видео на Викискладе

Солове́цкое восста́ние или Солове́цкое сиде́ние - вооружённое сопротивление монахов Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря с 1668 по 1676 год церковным реформам патриарха Никона . Из-за отказа монастыря принять нововведения, правительство в 1667 году приняло строгие меры, распорядилось конфисковать все вотчины и имущество монастыря. Годом позже на Соловки прибыли царские полки и приступили к осаде монастыря. Боевые действия различной интенсивности продолжались несколько последующих лет и завершились лишь в 1676 году падением Соловецкого монастыря.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    Уничтожение Петром I русской истории - уничтожение кни

    Григорианский и юлианский календарь: отличия и сходства. Глеб Носовский

    Летоисчисление и Календарь русов..

    О введении Петром I нового календаря

    Субтитры

Предыстория

К началу XVII века Соловецкий монастырь превратился в важный военный форпост для борьбы с шведской экспансией (Русско-шведская война (1656-1658)). Монастырь был хорошо укреплён и вооружён, а его насельники (425 человек на 1657 год) владели воинскими навыками. Соответственно монастырь обладал съестными припасами на случай неожиданной шведской блокады. Его влияние широко распространялось по берегам Белого моря (Кемь , Сумский острог). Поморы активно снабжали продовольствием защитников Соловецкого монастыря.

Причины восстания

Причиной восстания послужили присланные из Москвы в 1657 году новые служебные книги. Решением совета соборных старцев эти книги были запечатаны в монастырской казённой палате, а богослужение продолжали проводить по старым книгам. В 1666-1667 годах соловляне (Геронтий (Рязанов)) написали царю пять челобитных в защиту старых богослужебных чинов. В 1667 году состоялся Большой Московский собор , который анафемаствовал старообрядчество , то есть древние богослужебные чины и всех тех, кто их держится. 23 июля 1667 года власти назначили настоятелем монастыря сторонника реформ Иосифа, который должен был провести реформу в Соловецком монастыре. Иосиф был приведен в монастырь и здесь на общем соборе монахи отказались принять его в качестве настоятеля, после чего Иосиф был изгнан из монастыря, позже настоятелем был избран архимандрит Никанор. Открытый отказ от принятия реформ был воспринят московскими властями как открытый бунт.

События

3 мая 1668 царским указом для приведения в повиновение непокорной обители на Соловки было послано стрелецкое войско. Стрельцы под командованием стряпчего Игнатия Волохова высадились на Соловецком острове 22 июня , однако встретили решительный отпор.

Первые годы осада Соловецкого монастыря велась слабо и с перерывами, так как правительство рассчитывало на мирное разрешение сложившейся ситуации. В летние месяцы правительственные войска (стрельцы) высаживались на Соловецких островах, пытались блокировать их и прервать связь монастыря с материком, а на зиму съезжали на берег в Сумский острог , причем двинские и холмогорские стрельцы распускались на это время по домам Летом 1672 года И. А. Волохова сменил воевода К. А. Иевлев, войско было увеличено до 725 стрельцов.

Такое положение сохранялось вплоть до 1673 года.

В сентябре 1673 года на Белое море прибыл воевода Иван Мещеринов с указаниями начать активные военные действия против защитников Соловецкого монастыря, включая обстрел стен монастыря из пушек. До этого момента правительство рассчитывало на мирное разрешение ситуации и запрещало обстрел монастыря. Царём было гарантировано прощение каждому участнику восстания, добровольно явившемуся с повинной.

Рано наступивший в октябре 1674 года холод вынудил Ивана Мещеринова отступить. Осада снова была снята и войска отправлены на зимовку в Сумский острог. В период 1674-1675 стрелецкое войско было удвоено.

До конца 1674 года монахи, остающиеся в монастыре, продолжали молиться за царя Алексея Михайловича. 7-го января 1675 года (28-го декабря 1674 г. старого стиля), на сходке участников восстания было принято решение не молиться за царя-«ирода».

В конце мая 1675 года Мещеринов явился под монастырем с 185 стрельцами для разведки. Летом 1675 года военные действия усиливаются и с 4 июня по 22 октября потери только осаждавших составили 32 человека убитыми и 80 человек ранеными . Мещеринов окружил монастырь 13 земляными городками (батарями) вокруг стен, стрельцы начали вести подкопы под башни. В августе прибыло пополнение в составе 800 двинских и холмогорских стрельцов. На этот раз Мещеринов решил не уходить с островов на зиму, а продолжать осаду и зимой. Однако защитники монастыря отстреливались и наносили правительственным силам большие потери. Подкопы были завалены при вылазке отряда защитников монастыря. 2 января (23-го декабря старого стиля) 1676 года отчаявшийся Мещеринов сделал неудачный приступ к монастырю; штурм был отбит, погибло 36 стрельцов во главе с ротмистром Степаном Потаповым.

Занятие монастыря правительственными войсками

18-го января (8-го января старого стиля) 1676 года один из перебежчиков - чернец предатель Феоктист - сообщил Мещеринову, что можно проникнуть в монастырь изо рва Онуфриевской церкви и ввести стрельцов через окно, расположенное под сушилом у Белой башни и заложенное кирпичами, за час до рассвета, так как именно в это время происходит смена караула, и остается только по одному человеку на башне и стене. Темной снежной ночью 1-го февраля (22-го января старого стиля) 50 стрельцов во главе с Степаном Келиным, направляемые Феоктистом, подошли к заложенному окну: кирпичи были разобраны, стрельцы вошли в сушильную палату, добрались до монастырских ворот и отворили их. Защитники монастыря проснулись слишком поздно: около 30 человек из них бросились с оружием на стрельцов, но погибли в неравном бою, ранив только четырёх человек.

После короткого разбирательства на месте, предводители мятежников Никанор и Сашко, а также 26 других активных участников мятежа были казнены , другие разосланы в Кольский и Пустозерский остроги .

Соловецкое восстание в старообрядческой литературе

Соловецкое восстание получило широкое освещение в старообрядческой литературе. Наиболее известным произведением является труд А. Денисова «История об отцах и страдальцах Соловецких|История об отцах и страдальцах Соловецких иже за благочестие и святые церковные законы и предания в настоящее времена великодушно пострадаша», созданный в XVIII в. В этом произведении описываются многочисленные жестокие убийства участников Соловецкого восстания. Например, автор сообщает:

И различно испытав, обрете во древлецерковнем благочестии тверды и не превратны, зельною яростию воскипев, смерти и казни различны уготовав: повесити сия завеща, овыя за выю, овыя же и множайшия междеребрия острым железом прорезавше, и крюком продевшим на нём обесити, каждаго на своем крюке. Блаженнии же страдальцы с радостию выю в вервь вдеваху, с радостию ноги к небесным тещи уготовляше, с радостию ребра на прорезание дающе и широчайше спекулатором прорезати повелевающе.

История об отцах и страдальцах Соловецких иже за благочестие и святые церковные законы и предания в настоящее времена великодушно пострадаша

Сообщается о большом количество убитых (несколько сотен). Почти все защитники монастыря погибли в короткой, но жаркой схватке. В живых осталось только 60 человек. 28 из них были казнены сразу, в том числе Сашко Васильев и Никанор, остальные - позднее. Иноков жгли огнём, топили в проруби, подвешивали за рёбра на крюках, четвертовали, заживо морозили во льду. Из 500 за­щитников в живых осталось лишь 14

СОЛОВЕЦКОЕ ВОССТАНИЕ, (1668–1676) («Соловецкое сидение») – противостояние сторонников старой веры церковной реформе Никона, эпицентром которого стал Соловецкий монастырь. Участвовали представители различных социальных слоев: верхушка монастырских старцев, выступавших против реформационных инноваций, рядовые монахи, боровшиеся против усиливавшейся власти царя и патриарха, послушники и монастырские работники, пришлые зависимые люди, недовольные монастырскими порядками и усиливающимся социальным гнетом. Число участников восстания – около 450–500 чел.

Первый этап противостояния московских властей и братии Соловецкого монастыря относят к 1657. Монастырь в то время был одним из самых богатых и экономически независимых, в силу удаленности от центра и богатства природных ресурсов.

В привезенных в монастырь «новоисправленных богослужебных книгах» соловчане обнаружили «богопротивные ереси и новшества лукавые» , которые монастырские богословы отказались принимать. С 1663 по 1668 на имя царя было составлено и послано 9 челобитных и множество посланий, на конкретных примерах доказывавших справедливость старой веры. В этих посланиях также подчеркивалась непримиримость соловецкой монашеской братии в борьбе с новой верой.

Второй этап начался 22 июня 1668, когда для усмирения монахов был выслан первый отряд стрельцов. Началась пассивная блокада монастыря. В ответ на блокаду монахи начали восстание под лозунгом борьбы «за старую веру» и заняли оборону вокруг крепости. Мятежникам помогали и сочувствовали крестьяне, работные и пришлые люди, беглые стрельцы, а позже и участники разгоравшейся крестьянской войны под предводительством Степана Разина. В первые годы московское правительство не могло послать значительных сил на подавление восстания из-за других крестьянских волнений. Однако блокада продолжалась, и руководство монастыря, а также значительная часть чернецов (монахов, принявших схиму) выступили за переговоры с царскими воеводами. Миряне и пришлые люди отказались идти на компромисс и требовали от монахов «за великого государя богомолие отставить» . Переговоры, которые велись с восставшими в течение 4 лет, ни к чему не привели. В результате в 1674 Алексей Михайлович увеличил войско, осаждающее крепость, назначил новым воеводой Ивана Мещеринова и отдал ему приказ «мятеж искоренить вскоре» .

На третьем этапе борьбы осажденных со стрелецким войском предпринимались многочисленные попытки штурма крепости, долгое время заканчивавшиеся безуспешно. Несмотря на многочисленность (до 1 тыс. человек) стрельцов, брошенных на взятие непокорных и наличие у них огнестрельного оружия, крепость не сдавалась. В ходе осады идея «защита старой веры» сменилась отрицанием царской власти и централизованного церковного правления. («Никакого указа нам от великого государя ненадобно и не служим ни по новому, ни по старому, делаем по-своему») . В монастыре перестали исповедываться, причащаться, признавать священников, стали привлекать к работе всех монастырских старцев – «в хлев, и в поварню, и в мукосейню» . Организовались вылазки против осаждавших монастырь войск. Игумен Никандр специально кропил пушки осажденных святой водой. Возникавшие повреждения крепостной стены, образовывавшиеся после непрерывных обстрелов, быстро ликвидировались монахами.

Противостояние неожиданно закончилось в январе 1676, когда перебежчик, монах Феоктиста, вероятно, прельстившийся какими-то посулами, указал стрельцам на тайный подземный ход в одной из башен. Небольшой отряд стрельцов проник внутрь монастыря и открыл ворота осаждавшим.

За штурмом последовала жестокая расправа над осажденными (январь 1676), ознаменовавшая заключительный этап борьбы. Из 500 защитников крепости в живых осталось только 60, но и те вскоре были казнены. Лишь немногим была сохранена жизнь, они были разосланы по другим монастырям. Соловецкий монастырь был ослаблен репрессиями на долгие годы.

Вооруженное сопротивление монахов Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря церковным реформам патриарха Никона в 1668-1676 годах.

Соловецкое восстание занимает важное место в ранней истории старообрядческого движения. В данном случае религиозное выступление вылилось в длительную и открытую борьбу с государственной властью. Кроме того, восстание показало неоднозначность социального содержания раскола, так как монастырское население включало в себя не только монахов, но и беглых крестьян, посадских людей, казаков, стрельцов. Сам же являлся крупнейшим феодальным собственником на Севере Московского государства.

Предыстория восстания

В 1657 году соловецкие монахи во главе с архимандритом Ильей отказалась принять новые богослужебные книги. В 1663 году уже при новом архимандрите - Варфоломее - братия подтвердила свое решение. Это привело к тому, что данный вопрос разбирался на Церковном соборе 1666-1667 годов. Собор постановил прислать в обитель нового архимандрита - Сергия. Но монахи не приняли его, после чего Сергий покинул Соловки. Вместо него монастырь возглавил бывший настоятель , сосланный на Соловки на покой, активный сторонник старообрядцев Никанор. Идейным же вождем восстания являлся казначей обители старец Геронтий. В 1667 году иноки послали царю (1645-1676) челобитную, в которой отказывались принять реформы, не желая оставлять, по их убеждению, истинную православную веру, и выражали готовность открыто сражаться за нее с властью. Ответом на челобитную стал царский указ, по которому были конфискованы вотчины и промыслы монастыря на побережье.

Ход восстания

В 1668 году события стали ускоренно развиваться. Так, в мае на Соловки было послано стрелецкое войско. Началась осада монастыря, продлившаяся восемь лет.

По воеводской отписке, численность и состав осажденных в 1674 году составлял свыше четырехсот монахов и мирян. Также восставших поддерживали жители Поморья, доставлявшие в обитель припасы.

В первые годы осада шла довольно слабо, так как власть надеялась на мирное разрешение конфликта. Но в 1673 году стрельцам был дан приказ начать активные боевые действия. При этом стрелецкое войско постоянно увеличивалось. Со стороны же осажденных инициатива постепенно переходила от монахов к мирянам, готовившихся дать отпор. Важным изменением стало также то, что в 1675 году монахи перестали молиться за царя, хотя первые годы осады делали это. Мирный исход стал невозможен.

Военные действия постепенно ужесточались. Решающую же роль в победе правительственных войск сыграло предательство монаха-перебежчика - чернеца Феоктиста - в январе 1676 года сообщившему главе стрельцов Ивану Мещеринову, как проникнуть в монастырь. В начале февраля группе стрельцов удалось пробраться в обитель и открыть ворота для остальной части войска. За этим последовала жестокая расправа над осажденными. По старообрядческим источникам, погибло от трехсот до пятисот человек.

Последующие события

Соловецкое восстание показало, что старообрядцы могут организованно выступать против правительства. Избранный в 1674 году патриарх Иоаким повел серьезную борьбу с раскольниками. В этом патриарх постоянно прибегал к помощи государственной власти. По царскому указу 1685 года старообрядцев надлежало жечь в срубе за хулу на церковь и уговоры к самосожжению; казнить перекрещивающихся в старую веру; бить кнутом тайных раскольников и тех, кто их укрывает; конфисковать имения казненных и ссыльных. В ответ на это старообрядцы совершали новые массовые «гари» и бежали не только в отдаленные места страны, но и за границу.

Соловецкое восстание в культуре

Восстание нашло большое отражение в старообрядческой литературе. Самым известным трудом на эту тему является «История об отцах и страдальцах Соловецких иже за благочестие и святые церковные законы и предания в настоящее время великодушно пострадаша» Семена Денисова, написанная в XVIII веке.

В Русской Православной Старообрядческой церкви 29 января (11 февраля) совершается память великомучеников и исповедников: архимандрита Никанора, инока Макария, сотника Самуила и иже с ними в Соловецкой обители за древлее благочестие пострадавших.

: отказ принять "новоисправленные богослужебные книги"

Итог Подавление восстания Противники иноки, донские казаки стрельцы царя Алексея Командующие архимандрит Никанор Иван Мещеринов Силы сторон 700 человек, 90 пушек 1000 человек

Соловецкое восстание 1668-1676 - восстание монахов Соловецкого монастыря против церковных реформ патриарха Никона . Из-за отказа монастыря принять нововведения, правительство в 1667 году приняло строгие меры, распорядилось конфисковать все вотчины и имущество монастыря. Годом позже на Соловки прибыли царские полки и приступили к осаде монастыря.

Предыстория

К началу XVII века Соловецкий монастырь превратился в важный военный форпост для борьбы с шведской экспансией (Русско-шведская война (1656-1658)). Монастырь был хорошо укреплен и вооружен, а его насельники (425 человек на 1657 год) владели воинскими навыками. Соответственно монастырь обладал съестными припасами на случай неожиданной шведской блокады. Его влияние широко распространялось по берегам белого моря (Кемь , Сумский острог). Поморы активно снабжали продовольствием защитников Соловецкого монастыря.

Причины восстания

Причиной восстания послужили присланные из Москвы в 1657 году новые служебные книги. Эти книги были запечатаны в монастырской казенной палате, а богослужение продолжали производить по старым. В 1667 году в Москве состоялся собор, осуждающий старообрядчество.

События

3 мая 1668 царским указом для приведения в повиновение непокорной обители на Соловки было послано стрелецкое войско. Стрельцы под командованием стряпчего Игнатия Волохова высадились на Соловецком острове 22 июня , однако встретили решительный отпор.

Первые годы осада мятежного монастыря велась слабо и с перерывами, так как правительство рассчитывало на мирное разрешение сложившейся ситуации. В летние месяцы правительственные войска (стрельцы) высаживались на Соловецких островах, пытались блокировать их и прервать связь монастыря с материком, а на зиму съезжали на берег в Сумский острог, причем двинские и холмогорские стрельцы распускались на это время по домам

Такое положение сохранялось вплоть до 1674 года. К 1674 году правительству стало известно, что мятежный монастырь стал прибежищем для уцелевших участников разгромленных отрядов Степана Разина включая атаманов Ф. Кожевникова и И. Сарафанова, что стало причиной более решительных действий.

Весной 1674 года на Соловецкий остров прибыл воевода Иван Мещеринов с указаниями начать активные военные действия против мятежников, включая обстрел стен монастыря из пушек. До этого момента правительство рассчитывало на мирное разрешение ситуации и запрещало обстрел монастыря. Царём было гарантировано прощение каждому участнику восстания, добровольно явившемуся с повинной.

Рано наступивший в октябре 1674 года холод вынудил Ивана Мещеринова отступить. Осада снова была снята и войска отправлены на зимовку в Сумский острог.

До конца 1674 года монахи, остающиеся в монастыре, продолжали молиться за царя. 7-го января 1675 года(28-го декабря 1674 г. старого стиля), на сходке участников восстания было принято решение не молиться за царя. Насельники монастыря, не согласные с таким решением, были заключены в монастырскую тюрьму.

Летом 1675 года военные действия усиливаются и с 4 июня по 22 октября потери только осаждавших составили 32 человека убитыми и 80 человек ранеными . Тем не менее, и в этом году поставленные правительством задачи решены не были.

В конце мая 1676 года Мещеринов явился под монастырем с 185 стрельцами. Были сооружены 13 земляных городков (батарей) вокруг стен, начали вестись подкопы под башни. В августе прибыло пополнение в составе 800 двинских и холмогорских стрельцов. 2 января (23-го декабря старого стиля) 1677 года Мещеринов сделал неудачный приступ к монастырю, был отбит и понёс потери. Воеводой было принято решение о проведении круглогодичной блокады.

Занятие монастыря правительственными войсками

18-го января (8-го января старого стиля) 1677 года перебежавший чернец Феоктист сообщил Мещеринову, что можно проникнуть в монастырь изо рва Онуфриевской церкви и ввести стрельцов через окно, расположенной под сушилом у белой башни, за час до рассвета, так как именно в это время происходит смена караула, и остается только по одному человеку на башне и стене. Темной снежной ночью 1-го февраля (22-го января старого стиля), 50 стрельцов во главе с Мещериновым, направляемые Феоктистом, подошли к окну, назначенному для ношения воды и слегка заделанному кирпичами: кирпичи были разломаны, стрельцы вошли в сушильную палату, добрались до монастырских ворот и отворили их. Защитники монастыря проснулись слишком поздно: около 30 человек из них бросились с оружием на стрельцов, но погибли в неравном бою, ранив только четырёх человек. Монастырь был взят. Насельники монастыря, заключенные мятежниками в монастырскую тюрьму, были освобождены.

К моменту занятия монастыря правительственными войсками внутри его стен почти не оставалось монахов: большая часть братии монастыря либо покинула его, либо была изгнана мятежниками. Более того, по меньшей мере несколько монахов были заключены мятежниками в тюрьму при монастыре .

После короткого разбирательства на месте, предводители мятежников Никанор и Сашко, а также 26 других активных участников мятежа были казнены , другие разосланы в Кольский и Пустозерский остроги .

Соловецкое восстание в старообрядческой литературе

Соборный приговор соловецких иноков о неприятии новопечатных книг

Соловецкое восстание получило широкое освещение в старообрядческой литературе. Наиболее известным произведением является труд Семена Денисова «История об отцах и страдальцах Соловецких иже за благочестие и святые церковные законы и предания в настоящее времена великодушно пострадаша», созданный в XVIII в. В этом произведении описываются многочисленные жестокие убийства участников Соловецкого восстания. Например, автор сообщает:

И различно испытав, обрете во древлецерковнем благочестии тверды и не превратны, зельною яростию воскипев, смерти и казни различны уготовав: повесити сия завеща, овыя за выю, овыя же и множайшия междеребрия острым железом прорезавше, и крюком продевшим на нём обесити, каждаго на своем крюке. Блаженнии же страдалыды с радостию выю в вервь вдеваху, с радостию ноги к небесным тещи уготовляше, с радостию ребра на прорезание дающе и широчайше спекулатором прорезати повелевающе.

История об отцах и страдальцах Соловецких иже за благочестие и святые церковные законы и предания в настоящее времена великодушно пострадаша

Сообщается о большом количество убитых (несколько сотен). Почти все защитники монастыря погибли в короткой, но жаркой схватке. В живых осталось только 60 человек. 28 из них были казнены сразу, в том числе Самко Васильев и Никанор, остальные - позднее. Иноков жгли огнём, топили в проруби, подвешивали за рёбра на крюках, четвертовали, заживо морозили во льду. Из 500 за­щитников в живых осталось лишь 14

Эти утверждения были подвергнуты критике в церковной и исторической литературе . Так, даже в старообрядческих синодиках упоминается не более 33-х имен «страдальцев Соловецких» .

Примечания

Литература

  • Барсуков Н. А. Соловецкое восстание. 1668-1676 гг. - Петрозаводск: 1954.
  • Борисов А. М. Хозяйство Соловецкого монастыря и борьба крестьян с северными монастырями в XVI-XVII вв. - Петрозаводск: 1966. - гл. 4.
  • Фруменков Г. Г. Узники Соловецкого монастыря. - Архангельск: 1965.
  • Фруменков Г. Г. Соловецкий монастырь и оборона Поморья в XVI-XIX вв. - Архангельск: Северо-западное книжное издательство, 1975.
  • Чумичёва О. В. Соловецкое восстание 1667-1676 годов. - М.: ОГИ, 2009.
  • История первокласснаго ставропигиальнаго Соловецкаго монастыря. -С.-Петербург: Спб. акц. общ. печатнаго дела в России Е. Евдокимов. Троицкая, № 18. 1899 г.

Ссылки

  • «Смуты в монастыре по поводу исправления богослужебных книг (1657-1676 г.). » - «История первокласснаго ставропигиальнаго Соловецкаго монастыря», глава 6, посвященная Соловецкому восстанию.
  • «Повесть о Соловецком восстании » - «Описание лицевое великой осады и разорения монастыря соловецкого», рукописная книга конца XVIII в.

Категории:

  • Соловецкий монастырь
  • Восстания в России
  • История XVII века
  • История старообрядчества
  • История Карелии
  • История Архангельской области

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • - (Соловецкое сидение) 1668 1676 годов мятеж монахов Соловецкого монастыря (см. СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ) против реформы русской православной церкви. Поводом к восстанию послужило снятие сана патриарха с Никона. Число участников восстания достигало 450 … Энциклопедический словарь
  • Соловецкое восстание - (Соловецкое сидение), восстание в Соловецком монастыре в 1668 76. Участники: монахи, не принявшие церковные реформы Никона, крестьяне, посадские люди, беглые стрельцы и солдаты, а также сподвижники С.Т. Разина. Правительственное войско овладело … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    СОЛОВЕЦКОЕ ВОССТАНИЕ - 1668 1676 восстание крестьян, посадск. людей, беглых крепостных, стрельцов, а также части священников и монахов Соловецкого монастыря, явившееся выражением стихийн. протеста против феод. крепостнич. гнета. С. в. началось как раскольнич. движение … Атеистический словарь

    Соловецкое сидение, антифеодальное народное восстание в Соловецком монастыре (См. Соловецкий монастырь). В С. в. участвовали различные социальные слои. Аристократическая верхушка монахов, используя снятие сана патриарха с Никона,… …

    Соловецкое сидение, антифеод. нар. восстание в Соловецком монастыре. В С. в. приняли участие различные социальные слои. Аристократич. верхушка старцев, используя снятие сана патриарха с Никона, выступала против плодов его церк. реформы, осн.… …

    Название нескольких населённых пунктов: Соловецкое село в Орловском районе Кировской области. Соловецкое село в Шабалинском районе Кировской области. Соловецкое село в Октябрьском районе Костромской области. Соловецкое село в Нижнеомском районе… … Википедия

    Основан в конце 20 30 х гг. 15 в. монахами Кирилло Белозерского монастыря Зосимой и Савватием на Соловецком острове в Белом море. В 15 16 вв. С. м. быстро увеличил свои земельные владения, которые располагались по берегам Белого моря и… … Большая советская энциклопедия

    Один из крупнейших православных монастырей России. Осн. в кон. 20 30 х гг. 15 в. монахами Кирилло Белозерского монастыря на берегу Соловецкого о ва в Белом м. В 15 16 вв. С. м, быстро увеличил свои земельные владения, к рые располагались по… … Советская историческая энциклопедия

Соловецкое восстание, которое проходило с 1668 г. по 1676 г. на сегодняшний день является одним из самых примечательных событий в русской истории. Восстание было организовано монахами, которые отказались от нововведений патриарха Никона.

Соловецкое восстание: причины

Для начала стоит отметить, что в начале 17 века превратился в важный военный объект в связи с Русско-шведской войной. Ведь все его здания был прекрасно укреплены, что позволяло защитить земли от вторжения врагов. Кроме того, каждый человек, живший в монастыре или возле него, был вооружен и прекрасно обучен защищаться от нападения. Кстати, в то время население составляло 425 человек. А на случай осады со стороны шведских войск в монастыре хранилось огромное количество съестных запасов.

Первое недовольство священнослужителей вызвала реформа который осуждал старообрядчество. В 1636 году в Соловецкий монастырь была выслана целая партия новых, исправленных согласно реформе, книг по богослужению. Но монахи, даже не посмотрев на книги, запечатали из в сундуки и отправили на хранение в Это было первым выражением недовольства органами правления.

Стоит также напомнить, что начало 17 века сопровождалось постоянными массовыми восстаниями против правительства и нововведений. Это было неспокойное время, когда даже мельчайшие изменения могли перерасти в настоящий мятеж. И Соловецкое восстание не стало исключением из общих закономерностей. Некоторые историки пытались выставить мятеж монахов как сопротивление невежественных церковников и приверженцев старой веры.

Соловецкое восстание и боевые действия

На самом деле в мятеже участвовали не только монахи Соловецкого монастыря. К ним присоединились беглые солдаты, недовольные крестьяне, а также сподвижники Степана Разина. После такого пополнения восстание уже приобрело некое политическое значение.

Стоит отметить, что первые несколько лет практически никаких боевых действий не предпринималось. Царь надеялся на мирное решение столь щекотливого вопроса. Например, правительственные войска перебирались на только в летнее время. Несколько месяцев они пытались, хотя и безуспешно, блокировать связь мятежных монахов с материком. холода, войска перемещались в Сумский острог. Интересно, что большая часть стрельцов попросту распускалась по домам. Такое сравнительно мирное положение выдерживалось вплоть до 1674 года.

Именно в 1674 году правительство выяснило, что за стенами монастыря скрываются Кожевников, Сарафанов и прочие братья Разина по оружию. С тех пор начались настоящие атаки, которые сопровождались жертвами. Правительство разрешило активные боевые действия, включая и обстрел стен монастыря.

А в декабре 1675 года монахи приняли решение больше не молиться за царя. Такое «нововведение» понравилось далеко не всем мятежникам, поэтому некоторых из них пришлось заключить на время в монастырскую тюрьму.

Соловецкое восстание: итоги

Несмотря на постоянную, круглосуточную осаду, подкопы и обстрелы, правительственным войскам так и не удалось проникнуть за стены монастыря. В январе 1677 года мятежников покинул чернец Феоктист, который сразу же отправился к царским войскам. Именно он и сообщил, как незаметно проникнуть внутрь монастыря.

Ночью первого февраля пятьдесят стрельцов тихо проникли сквозь небольшое тайное отверстие (окошко для ношения воды) в сушильную комнату монастыря. Далее солдаты открыли ворота и пустили остальную часть войск.

Во дворе 30 мятежников пытались отразить атаку, но безуспешно — бой был неравным. Интересно, что к этому дню за стенами обители монахов практически не осталось — часть их покинула дом самовольно, а часть была изгнана. Несколько священнослужителей было заключено в тюрьму при монастыре — их выпустили на свободу правительственные войска.

Таким образом, Соловецкое восстание прекратилось. В результате его было казнено около 30 мятежников, остальные же была отправлены в тюрьмы.